GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Агрессия в младшем дошкольном возрасте (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Агрессия в младшем дошкольном возрасте (Психология)


Глава I. ПРИРОДА И СТРУКТУРА АГРЕССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”.
Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось
не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое
активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее,
значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали
понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем
дошкольном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии,
какова ее структура и природа.

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее
природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под
следующие четыре категории. Агрессия относится к:
1. Врожденным побуждениям и задаткам;
2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;
3. Познавательным и эмоциональным процессам;
4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Расмотрим наиболее известные теоретические положения.

I. Теория влечения (психоаналитический подход).

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что
агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В
человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный(либидо) и
инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на
упрочнение, сохранение и вопроизведение жизни. Энергия же второго типа
направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все
человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих
инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что
существует острый конфликт между сохранением жизни ( эросом) и ее
разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели
направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия
танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению
самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что
агрессия выводится наружу и направляется на других.
Эту теорию можно отобразить следующей схемой:


Разрушение
Сохранение
Танатос----------------------( Я (-----------
-------------- Эрос
|
Изменение направления энергии
/
Агрессия, направленная на других

Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление
эмоций, сопровождающих агрессию.

II. Экологический подход.

Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который
придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией
З.Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного
инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же , как и
у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим
источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме
спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с
течением времени. Таким образом развертывание явно агрессивных действий
является совместной функцией:
1. Количества накопенной агрессивной энергии.
2. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Это можно проиллюстрировать схемой. Представленной на рис.1.1.

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем
меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е.
агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.
Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа
наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее
начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А
люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем
животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может
привести к уничтожению человека как вида.
Ослабление агрессиивозможно путем различных действий. Также Лоренц
утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми
с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

III. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противоставляется двум, выше
описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а
не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:
. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
. Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
2. Сила препятствия на пути достижения цели;
3. Количества последовательных фрустраций.
Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее
препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет
толчок к агресивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой,
то их сила может быть совокупной и это может вызвать агресивную реакцию
большей силы.
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на
фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не
проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания.
В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные
действия напарвляются на другого человека, нападение на которого
ассоциируется с наименьшим наказанием.
Эта теория смещения продемонстрирована на графике, представленном на
Рис.1.2.
Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против
фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,
направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного
индивидуума не действует сдерживающий
Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот воспрос
следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не
приносят ущерба, снижаеют уровень побуждения к агрессии.(оскорбление,
агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые
снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

IV. Теория социального научения (бихевиоральная модель).

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой
усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение
соотвествующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет
изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.
Эта теория была предложена Балдурой и представлена в работе в виде таблицы
1.1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного
поведения.



Таблица 1.1. Теория социального научения Балдуры.
|Агрессия, приобретаемая |Биологических факторов (например,|
|просредством: |гормоны, нервная система) |
| |Научения (например, |
| |непосредственный опыт, |
| |наблюдение) |
|Агрессия провоцируется: |Воздействием шаблонов (например, |
| |возбуждение, внимание) |
| |Неприемлемым обращением |
| |(например, нападки, фрустрация) |
| |Побудительными мотивами ( |
| |например, деньги, восхищение) |
| |Инструкциями (например, приказы) |
| |Эксцентричными убеждениями |
| |(например, параноидальными |
| |убеждениями) |
|Агрессия регулируется: |Внешним поощрением и наказанием |
| |(например, материальное |
| |вознаграждение, неприятные |
| |последствия) |
| |Викарным подкреплением (например,|
| |наблюдение за тем, как поощеряют |
| |или наказывают других) |
| |Механизмами саморегуляции |
| |(например, гордость, вина) |



С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех
моментов:
1. Способов усвоения подобных действий;
2. Факторов, провоцирующих их появление;
3. Условий, прикоторых они закрепляются.
Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных
посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей
агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей
может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей
обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение
человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого
поеведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивнвые действия повышает
вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е.
достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится
и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное
поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и
самонаказание - модели открытой агресии, регулируемые поощрением и
наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.
Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей
предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две
причины:
1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения.
Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).
2. социальное научение преполагает проявление агрессии людьми только в
определенных социальных услловиях.
В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной
в пресказании агрессивного поевдения, особенно если есть сведения об
агрессоре и ситуации социального развития.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности,
можно сделать следующие выводы:
. Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;
. Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией
индивидуума в ходе борьбы за выживание;
. Арессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально
приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного
поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение
условий, способствующих проявлению агресии.

Рассмотрев основные теории объясняющие природу агрессивности, определим
основные понятия.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон ( ), считают, что агрессия, в какой бы форме она не
проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда
или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать
подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя
следующие частные положения:
1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное
причинение вреда жертве;
2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение,
которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой
(Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).

Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые
причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе
людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому
объекту.
Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение
человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить
им неприятности, нанести вред.
“Психологический словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее
определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение,
противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,
наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным),
приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический
дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха,
подавленности).
Проявление агрессии весьма разнообразно.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
. Целевая агрессия
. Инструментальная агрессия
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее
спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту.
Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который
сам по себе не является агрессивным актом.
Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова Й(
), Осинский А.К. ( ), Левитов Н.Д. ( ):
1. По направленности:
. Агрессия, направленная вовне;
. Аутоагрессия - направленная на себя.
4. По цели:
. Интеллектуальная агрессия;
. Враждебная агрессия.
7. По методу выражения:
. Физическая агрессия;
. Вербальная агрессия.
10. По степени выраженности:
. Прямая агрессия;
. Косвенная агрессия.
13. По наличию инициативы:
. Инициативная агрессия;
. Оборонительная агрессия.
Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поедение,
агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной
реакции. Если же агрессивны действия периодично повторяются, то в этом
случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное,
психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессиного
действия.
Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной
степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой
характеристикой активности и адаптивности человека.
В.Клайн ( ) считает, что в агрессивности есть определенные здоровые
черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость,
инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти
качества присущи лидерам.
Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со
стремлением к справедливости.
Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некотроые случаи агрессивного
проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и
тревоги.
Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся
наличием стимулированной потребности ненашедшей своего удолетворения
(“Психологический словарь” под редакцией Давыдова). Это состояние
сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением,
отчаянием.
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную
форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой
стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее
позитивной сущности людей.
Так какой акт поведения можно считать агрессивным?
Румянцева Т.Р. ( ) считает, что сегодня на первый план выдвигается
нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в оределении поведения как
агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы
формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных
действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка.
Отсюда, Поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных
условий:
1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;
2. Когда нарушены нормы поведения.
Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и
воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон ( ) признают, что над агрессивными
проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации.
Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных
агрессивных устремлений и выражения их в формах, примелемых в рамках данной
цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои
агрессвные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.
Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более
тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные
требования и прочее.
Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в
физическом насилии.
И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной
культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей
к ребенку.
По мнению Й. Заграфовой ( ) податливость к агрессивным действиям
формируется по мере накопления недостатков в процессе социализации. Она
выделяет две степени социализации:
. Усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения;
. Усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но содержащего нормы
поведения, допускающие агрессивность.
Таким образом, податливость к агрессивным действиям формируется при
недостаточно сбалансированной социализации.

2. Детская агрессивность. Возрастные особенности проявления детской
агрессивности.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего
детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в
импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению
взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева,
сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.
Согласно Б.Споку ( ), в годовалом возрасте нормальными явлениями могут
считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то
неприятное ему.
Как отмечает Е.Гаспарова ( ), на втором году жизни возрастает
активностьребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий
возратает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к
независимости - знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки
маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей.
К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот
период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают
М.Д.Лисина, В.С.Мухина, Л.Д.Кошелева, начинает формироваться опыт
взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного
поддержания и расзвертывания действий, направленных на другого.
В этот период агрессия носит интруентальный характер. Конфликты между
детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой.
Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от
реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если
родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой
агрессии, то в результате могут формироваться символические формы
агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие
виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.
Как отмечает И.А.Фурмнов ( ), что в этом возрасте усиливается
“исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой
системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных
обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и
родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию -
ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами,
приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт
отвержения со стороны родителей. Невозможность рзрешения этого конфликта
приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные
тенденции.
Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской,
то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.
А. Фромм ( ), указывает на существование феномена “перенесения”, который
в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности.
Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто
изливать свою злость на мать и переносит ггнев и агрессивность на другой,
гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с
отцом прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным
авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания,
пусть даже с применением уроз и наказаний.
По мнению С.А.Заваражкина ( ), что ребенок к актам насилия может относить
довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как
лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным
тоном.
К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться
агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм
агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста
более “социализированных” форм (оскорбление, борьба).
Сделав обширный обзор, хочется подробнее остановиться на возрастных
особенностях младшего школьного возраста.

3. Кризис трех лет.

Обсуждая проблему агрессивности в младшем дошкольном возрасте нельзя не
отметить, что этот возраст совпадает с кризисом трех лет.
В.В.Лебединский ( ) отмечает, что периоды выраженной агрессивности
ребенка. Нарушающие его гармоничные отношения с окружающими и наблюдаемые в
процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с
переживаниями возрастных аффективных и личностных кризисов.
Э.Клер в работе “О личности трехлетнего ребенка” выделила несколько важных
симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие,
обесценивание взролых, протест-бунт, стремление к деспотизму.
Расшифруем эти понятия.
Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет
сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е.
это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не
потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е.
реакция на свое собственное решение.
Строптивость носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она
направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.
Своеволие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается
самостоятельность в намерении, в зачатке.
Обесценивание взрослых. Ш.Бюмер описала ужас семьи, когда мать услышала от
ребенка: “Дура!”.
Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. “Все
поведение ребенка проибретает черты протеста, как будто ребенок находится в
состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними,”- писал
Л.С.Выготский.
В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.
Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и
изыскивает для этого множество способов.
Как считал Д.Б.Элькомн, кризис трех лет - это кризис социальных отношений,
а всякий кризис отношений есть кризис своего “Я”. Л.С.Выготский
указывал, что в данных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый.
Ребенок, недоставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо,
которое становиться трудным для взролых. Благодаря этому, создается
впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении которого времени. Из
“беби”, которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое,
негативное, отрицающее, ревнующее или деспотичное, так что сразу весь его
облик в семье меняется.
В кризисе трех лет происходит то, что называют развдоением: здесь могут
быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в
неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение
аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и
активность ребенка. Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует
собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом
обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как
носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной
самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого
человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают в
мире детской жизни. Детский мир из мира ограниченного предметами
превращается в мир взрослых людей.
Как уже было описано выше, ребенок приходит в наш мир взрослых с
“проблемным” поведением, с точки зрения взрослых, что обуславливается
нерзвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюда неумение
управлять своими эмоциями.
С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой - слабая
саморегуляция. И от нас взрослых, особенно родителей, требуется быть еще
более внимательными и сочувствующими ребенку в этот период времени, т.е.
отнестись к нему с пониманием.
Но, как отмечает Б.Спок ( ), именно в этот период детства родители
“консолидируются” и все вместе начинают подавлять “самоутверждение
ребенка”. И, конечно, родители дляэтого используют любые средства.
Как отмечает К.Бютнер ( ), от детей требуют соответствия родительским
представлениям о поведении. А эти представления подразумевают полную
“покорность”(Винникотт Д.В.( )). Но, несмотря на то, что преобладают
негативные отношения со взрослыми, дети, все-таки, постоянно стремяться к
установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И, если эти
взаимоотношения не удовлетворяют ребенка, у него возникают глубокие
аффективные переживания, которые ведут либо к значительному снижению
активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности по отношению к
ним (Головко О.А., Котирло В.К.( )). В этом случае мы говорим о
непонимании родителями своего ребенка, его трудного периода. И это
непонимание выражается применением физической силы и грубости по отношению
к “своему милому беби”. А ведь ему и так не сладко! (Р.Кэмпбелл ( )).
Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком и друг с другом из-за
его воспитания ( Мид М. “Развитие ребенка”( )). А в этом случае, при
воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в
семье у ребенка культивируется и усиливается неумение сдерживать
непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность.
Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшее
окружение - сверстников. И, хочется повториться, что именно в младшем
дошкольном возрасте перед детьми “взрослые выступают как носители образцов
действий и отношений в окружающем мире” (Д.Б.Элькони( )). И, конечно же,
в этом возрасте в первую очередь такими образцами являются родители.

1.4. Влияние семейного руководства на усвоение агрессивного поведения
детьми.

Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка
стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода
(К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев,
А.В.Запорожец, Н.И.Лисина, В.К.Копырло и др.).
Авторы, занимающиеся этой проблемой отводят важную роль раннему опыту
воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и
эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
М.Мид ( ), изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные
наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как
правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль
взаимодействия со взрослыми сводится к следующему:
мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с
матерью проиходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым:
в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению
друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются
такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность,
эгоизм и жестокость.
Эрон и др., проведя обширное обследование, выявили черты детей.
Пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено, что такие
дети, как правило имеют склонность к агрессивности по отношению к своим
детям (дети недолюбленные, заброшенные).
А.А.Бодалев ( ) считает, что оценка ребенком другого человека и его
действий является простым повторением оценки авторитетным для ребенка
взрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и
строят свое поведение.
Передавая социально полезный опыт, родители,порой. Передают и негативные
его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным “руководством к
действию”. Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести
правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.
Сами же родители, как заметил Э.Берн ( ), всегда довольны, хотя могут и
не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном
отношении.
Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на
социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:
. Образец отношений и поведения родителей;
. Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

В частности, была установлена связь между родительским наказанием и
агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное
поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или
сверстников (И.А.Фурманов ( )).
Р.Бэрон, Д.Ричардсон ( )также указывают на зависимость между практик ой
семейного руководства и агрессивным поведением у детей, которая
сосредоточилась на характере и строгости наказаний, а также на контроле
родителями поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие
наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей
(Эрон и др.), а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с
высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным
поведением (Пттерсон и Стаухамер-Лебер).
Р.С.Сирс, Е.Е.Маккоби, К.Левин ( ) в своем исследовании также выявили два
главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении
ребенка:
1. Снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки,
понимать и принимать ребенка;
2. Строгость наказания родителями агрессивным проявлений ребенка.
Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к
снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и
доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае
проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, как будто любое
поведение детей прилично, не делая свое отношение к агрессии более ясным.
Однако, когда ребенок совершал проступок, он был строго наказан. Строгость
родителей, если она последовательнаи достаточно чувствительна для ребенка,
может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей,
но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.
Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно,
подает ребенку пример агрессивного поведения (Балдура ( )).
Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к
окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя.
Он узнает, что физическая агрессия - средство воздействия на людей и
контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.
Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть
причину, породившую подобные действия родителей.
Фактически стратегия социализиции в этом случае мешает усвоению правил
приемлемого поведения, т.е. после сурового наказания ребенок рассержен или
расстроен. Он из-за боли может забыть, за что его наказали (Перри и
Бассей).
И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного
воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить,
своими внутренними ценностями. Т.е. они повинуются только до тех пор, пока
за их поведением наблюдают.
Итак, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими
путями:
1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо
показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к
другим и окружающей среде.
2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из исследований
видно, что:
. Родители, которые очень редко подавляют агрессивностьу своих детей,
воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.
. Родители, которые не наказывают своих детей за проявление
агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную
агрессивность.
. Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как
правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях,
провоцирующих агрессивное поведение.

5. Влияние на проявление агрессивности в младшем дошкольном возрасте
отношений “Родители-Ребенок”.

Говоря об отношениях “родители-ребенок”, мы говорим о взаимоотношении между
ними и о положении, которое занимает ребенок в семье. Как отмечают Хансон и
др. в своих исследованиях, что если у ребенка (независимо от того, в какой
возрастной группе он принадлежит) плохие отношения с одним или обоими
родителями, если ребенок чувствует, что его считают никуда не годным, или
не ощущает родительской пддержки, он, возможно, окажется втянутым в
преступную деятельность, будет ополчаться на других детей, сверстники будут
отзываться о нем как об агрессивном, он будет вести себя агрессивно по
отношению к родителям.
Шефер ( ) выяснил, что отношения родителей к своему ребенку можно описать
двумя парами важных признаков (См. Рис. 1.2):
. неприятие - расположение;
. терпимость- сдерживание.
Степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного
воздействия. В.И.Гарбузов ( ) выделил три типа негативных отношений
родителей к ребенку:
1. Тип А - отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного
отношения)
2. Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная
критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)
3. Тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое
отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно
действовать.
Первый тип формирует уребенка ощущение покинутости, незащищенности,
неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, “стены” за которую
можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации
(ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных
отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это
снижает способность саморегуляции ребенка.
Так, Г.Эберлейн определяет агрессивность как “отчаяние ребенка, который
ищет признания и любви”.
Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку образец для
развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же
приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать
запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно
не является конструктивной и потому не приводит к положительнм результатам.
Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности,
тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего, как отмечали Е.Гаспарова
( ), Т.В.Роял ( ), ребенок, занимающий такое положение в семье,
оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в
группе. И этя несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение
ребенка служит ему для самоутверждения в группе.
Также, родители, предъявляя завышенные требования к ребенку, не учитывают
его особенностей и возможностей. И отсюда, по А.И.Захарову, чрезмерная
загруженность ребенка занятиями. Причем занятия, несоответствующие
возрасту и интересам ребенка могут привести к возникновению невроза,
провоцирующего агрессивное поведение.
Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она
предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви,
однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности,
неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает
личностные способности к саморегуляци.
Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И,
учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная
агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах
(рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).
Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к
формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.

В заключении обзора литературы можно привести высказывание Перри и Бассей,
с которым автор абсолютно согласен, что:
Агрессивные дети, как правило вырастают в семьях, где дистанция между
родителями и детьми огромна, где мало интереуются развитием детей, где не
хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности
безразличное или снисходительное, где в каестве дисциплинарных воздействий
вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы,
особенно физические наказания.

Выводы.

Обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства, отношений родителей к
ребенку и агрессивным поведением позволяет прийти к зключению, что это
факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка.
Особенно это будет сказываться на детях младшего школьного возраста, т.к.
семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом
социализации ребенка.
Отсюда, работу по коррекции агрессивного поведения у детей младшего
дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с
его родителями.







Реферат на тему: Агрессия как социально-психологический феномен

Министерство Образования Российской Федерации

Воронежский Государственный Технический Университет

Кафедра Со и П



Курсовая работа по психологии
Тема: Агрессия как социально-психологический феномен



Студента:
СО-001 Кудинова Е.А.
Руководитель:
Асс. каф. СО и П Пасынкова И.В.



Воронеж
2002
Содержание.

Введение. 3

1. Понятие агрессии и подходы к её изучению. 4

2. Становление человеческой агрессии. 13

3. Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов, влияющих на
агрессивное поведение. 26

4. Биологические предпосылки формирования агрессивности. 31

5. Воздействие стимуляторов на агрессивное поведение. 37

6. Управление агрессией. 41

Заключение. 46

Список используемой литературы. 47



Введение.

Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение.
Наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: омерзительная
пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает,
повергает в смятение и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими.
Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах
все без исключения искренне против насилия. Все они подчеркивают, что
предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию
только в крайних случаях. Однако дело обстоит в точном соответствии с
поговоркой о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад - все наши
попытки воплотить эти намерения в жизнь терпят неудачу. Расхождение между
нашими словами и действиями проявляется со всей остротой. Вот реальности
сегодняшнего дня.
Агрессия, насилие есть средство подавить и победить соперника. И все же:
почему применяющий силу не оставляет противника в покое после того, как тот
потерпел явное поражение? Что такое агрессия? Почему же насилие несет в
себе черты необъяснимого магнетизма? Что же происходит с нами? Почему от
зловещей тени не свободен даже мир детства? Какое воздействие оказывают на
наше поведение факторы окружающей среды и стимуляторы? Как можно
предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение? Целью
исследования является попытка ответить на предложенные вопросы.
В данной работе сосредоточено свое внимание на глубинно-психологических
корнях феномена человеческой агрессии. Вместо бессмысленных сетований по
поводу несовершенства человеческой натуры попытаемся разобраться в истоках
агрессивного поведения.
В ходе работы были использованы газетные и журнальные статьи, а также
труды таких исследователей этой проблемы как Роберт Бэрон и Дебора
Ричардсон и их книга «Агрессия», Можгинский Ю. («Агрессия подростков:
эмоциональный и кризисный механизм»), Бандура А. и др. Если принят во
внимание даты написания данной литературы очевидно становиться, что в
работе отражены современные взгляды на поставленную проблему. Поистине
изучение человеческой агрессии наиглубочайшая тема, привлекающая
пристальное внимание ученых, которые пытаются воссоздать полную картину
исследуемого феномена.

Понятие агрессии и подходы к её изучению.

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин
подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-
то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других,
или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным,
пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает
свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых
проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы
сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти
выразительное и пригодное определение основного понятия.
Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое
поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям,
содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были
квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды
или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец,
третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление
термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических
повреждений.[1]
Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии,
многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию
определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория
намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким
образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или
причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как
модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное
утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется
с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как
стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, –
такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти
факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого
становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием
для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием
нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего
хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также
совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не
симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют
страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны,
весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения
концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные
действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная,
активная — пассивная и прямая — непрямая.[2] Их комбинация дает восемь
возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных
действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным
оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое
насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и
прямые.

Категории агрессии по Бассу.
|Тип агрессии |Примеры |
|Физическая – активная – прямая|Нанесение другому человеку ударов |
| |холодным оружием, избиение или |
| |ранение при помощи огнестрельного |
| |оружия. |
|Физическая – активная – |Закладка мини-ловушек; сговор с |
|непрямая |наемным убийцей с целью уничтожения |
| |врага. |
|Физическая – пассивная – |Стремление физически не позволить |
|прямая |другому человеку достичь желаемой |
| |цели или заняться желаемой |
| |деятельностью (например, сидячая |
| |демонстрация). |
|Физическая –пассивная – |Отказ от выполнения необходимых |
|непрямая |задач (например, отказ освободить |
| |территорию во время сидячей |
| |демонстрации). |
|Вербальная – активная – прямая|Словесное оскорбление или унижение |
| |другого человека. |
| |Распространение злостной клеветы или|
|Вербальная – активная – |сплетен о другом человеке. |
|непрямая |Отказ разговаривать с другим |
| |человеком, отвечать на его вопросы и|
|Вербальная – пассивная – |т.д. |
|прямая |Отказ дать определенные словесные |
| |пояснения или объяснения (например, |
|Вербальная –пассивная – |отказ высказаться в защиту человека,|
|непрямая |которого незаслуженно критикуют). |

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение,
имеющее отношение к агрессии, – это то, согласно которому данное поведение
по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно
распространённому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие
существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные
действия.

Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход.
В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение
проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия
(известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и
воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась
просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов.
Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная
и неизбежная часть жизни.
Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепенно пришел к более
мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он
предположил существование второго основного инстинкта, танатоса — влечения
к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он
утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного
взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует
постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между
сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы
(например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в
направлении от «Я».
Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится
наружу и направляется на других.
Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее
спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими
учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам
Тем не менее, утверждение о том, что агрессия берет начало из врожденных,
инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у этих критиков.

Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это
поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке
инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса
не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого
индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее
проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку
разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления
более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о катарсисе)
часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных
действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством
предотвращения более опасных поступков. Однако при лучшем знакомстве с
произведениями Фрейда обнаруживаются доводы против подобных утверждений.
Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и
продолжительности действия катарсиса, он все же склонялся к тому, что это
действие является минимальным и кратковременным по своей природе. Таким
образом, Фрейд проявлял на этот счет меньший оптимизм, чем полагали
теоретики более позднего периода.

Агрессия как инстинктивное поведение:
взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода.
В этом разделе мы рассмотрим три взгляда с позиций эволюционного подхода
на агрессивное человеческое поведение. Данные в поддержку этих теорий были
получены прежде всего в результате наблюдений за поведением животных. Три
подхода, о которых пойдет речь, сходятся в признании того, что
предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния
естественного отбора. Утверждается, что агрессия обеспечивала биологические
преимущества нашим доисторическим предкам.

Этологический подход. Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся
этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя
неожиданное сходство с позицией Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного
инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у
других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе
длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции.
Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом
пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся
пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд
вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и
энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защищаются и
обеспечивают выживание своего потомства.
В то время как у Фрейда не было однозначного мнения относительно
накопления и разрядки инстинктивной агрессивной энергии, у Лоренца был
совершенно определенный взгляд на эту проблему. Он считал, что агрессивная
энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме
спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с
течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий
является совместной функцией 1) количества накопленной агрессивной энергии
и 2) наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в
непосредственном окружении. Другими словами, чем большее количество
агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен
для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Фактически, если с момента
последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени,
подобное поведение может развернуться и спонтанно, при абсолютном
отсутствии высвобождающего стимула. Как отмечал Лоренц у некоторых животных
агрессивность соответствует всем правилам снижения порога и инстинктивного
поведения. Можно наблюдать животного в ожидании опасности; человек тоже
может вести себя подобным образом».
Одно из наиболее любопытных следствий теории Лоренца состоит в том, что с
ее помощью можно объяснить тот факт, что у людей, в отличие от большинства
других живых существ, широко распространено насилие в отношении
представителей своего собственного вида. Согласно Лоренцу, кроме
врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью
подавлять свои стремления; последняя варьирует в зависимости от их
способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Таким образом,
опасные хищники, например, львы в тигры, которых природа щедро снабдила
всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ
(проворством, огромными когтями и зубами), имеют очень сильное сдерживающее
начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то
время как менее опасные существа — люди — обладают гораздо более слабым
сдерживающим началом. Когда на заре истории человечества мужчины и женщины,
действуя агрессивно против своих соплеменников, пускали в ход свои зубы и
кулаки, отсутствие вышеупомянутых ограничений не было столь страшным. В
конце концов, вероятность того, что они могли нанести друг другу серьезные
увечья, была относительно низкой. Однако технический прогресс сделал
возможным появление оружия массового уничтожения, и в связи с этим
потакание своим стремлениям представляет все большую опасность — под
угрозой находится выживание человека как вида. Кратко можно сказать так:
Лоренц истолковывал стремление мировых лидеров подвергать целые нации риску
самоуничтожения в свете того факта, что человеческая способность к насилию
превалирует над врожденными сдерживающими началами, подавляющими
агрессивные действия.
Несмотря на то, что Лоренц, как и Фрейд, считал агрессию неизбежной, в
значительной степени являющейся следствием врожденных сил, он более
оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля
подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, не
связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной
энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек
насилия. Можно с некоторым преувеличением сказать, что угроза всплеска
насилия у человека может быть предотвращена посредством тысячи других
действий. Лоренц утверждал также, что любовь и дружеские отношения могут
оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать
ее проявление.

Охотничья гипотеза. Ардри, сценарист из Голливуда, «археолог-любитель»,
написал несколько книг, благодаря которым многие люди познакомились с
популярной версией эволюционной теории. Ардри утверждает, что в результате
естественного отбора появился новый вид — охотники: «Мы нападали, чтобы не
голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы
адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья
«природа» и составляет основу человеческой агрессивности.
Еще два изобретения, имеющие своим началом человеческую потребность
«убивать, чтобы жить», делают возможным участие в социальном насилии и
войнах. Во-первых, чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для
общения язык, содержащий такие понятия, как «друг» и «враг», «мы» я «они»,
служащие для оправдания агрессивных действий против других. Во-вторых,
появление оружия, поражающего на расстоянии, такого как лук и стрелы
(вместо дубинок и камней), привело к тому, что люди стали более удачливыми
«вооруженными хищниками». В беседе с Ричардом Лики, известным антропологом,
Ардри уточнил значение изобретения такого оружия: «Когда у нас появилась
эта вещь, предназначенная для наступления, убивать стало настолько легче,
что благодаря насилию мы стали другими существами».Итак, Ардри уверяет, что
именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с
развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал
человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же
вида.

Социобиологический подход. В отличие от сторонников эволюционной теории,
социобиологи предлагают более специфическое основание для объяснения
процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему.
Влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное
поведение, то есть гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой
вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение
у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что
индивидуумы, скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются
схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и
самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от
них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно
наличие общих генов. Они будут пользоваться любой возможностью, чтобы
навредить им и, возможно, ограничить возможности последних иметь потомство
от членов собственного клана.
Согласно социобиологическому подходу, агрессивные взаимодействия с
конкурентами представляют собой один из путей повышения успешности
репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами —
недостатком пищи или брачных партнеров. Очевидно, успешная репродукция
более вероятна, если у индивидуума имеется достаточное количество пищи и
партнеров, с которыми можно производить потомство. Однако агрессия будет
повышать генетическую пригодность данного индивидуума только в том случае,
если выгода от нее превысит затраченные усилия. Потенциальная цена агрессии
зависит от риска смерти или серьезных повреждений у тех индивидуумов, кто
должен выживать для обеспечения выживания своего потомства. Чья-либо
генетическая пригодность не будет повышаться, если агрессивная конкуренция
приведет к гибели его рода. Таким образом, социобиологи убеждают нас в
следующем: агрессивность — это средство, с помощью которого индивидуумы
пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает
успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.
Фрустрационная теория.
Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум, выше
описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а
не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:
Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
Агрессия всегда является результатом фрустрации.
В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
2. Сила препятствия на пути достижения цели;
3. Количества последовательных фрустраций.
Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее
препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет
толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой,
то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию
большей силы.
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на
фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не
проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы
наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого
агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на
которого ассоциируется с наименьшим наказанием.
Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против
фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,
направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного
индивидуума не действует сдерживающий
Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос
следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не
приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии. (Оскорбление,
агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые
снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).
Теория социального научения.
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой
усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение
соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет
изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.
Эта теория была предложена Бандурой и объясняла усвоение, провоцирование и
регуляцию агрессивного поведения.

Теория социального научения Бандуры.
|Агрессия, приобретаемая |Б

Новинки рефератов ::

Реферат: Учет кредитов, займов и средств целевого финансирования (Бухгалтерский учет)


Реферат: Мюнхенский сговор (История)


Реферат: Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II (История)


Реферат: Развитие управленческой предприимчивости в новых условиях хозяйствования на примере ОАО "Курганмолпром" (Менеджмент)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Обеспечение требуемой освещенности и воздухообмена (Спорт)


Реферат: Кредитний ризик комерційного банку та шляхи його мiнiмiзацiЇ (Банковское дело)


Реферат: Экономические реформы Витте (История)


Реферат: Лекции по философии (Философия)


Реферат: Бизнес–план ОАО Строительный трест №12 (Строительство)


Реферат: Главные духовные болезни современного общества (Политология)


Реферат: Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга (Педагогика)


Реферат: Мерчандайзинг (Менеджмент)


Реферат: Создание порядка из хаоса (Менеджмент)


Реферат: Основные закономерности развития компьютерных систем (Программирование)


Реферат: Кредит под залог квартиры. Почему нет? (Банковское дело)


Реферат: Новый вид коммуникаций организации: Intranet (Менеджмент)


Реферат: Киевская Русь 9-11 вв. (История)


Реферат: Биологические и географические особенности миграции наземных животных (Биология)


Реферат: Конт (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист