GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Восприятие (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Восприятие (Психология)




СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ЗАОЧНОЕ
(отделение)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
(наименование факультета)

ПСИХОЛОГ
(наименование специальности)


КУРСОВАЯ РАБОТА


По дисциплине: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Тема: ВОСПРИЯТИЕ

Студент 3 курса
Полного срока обучения

Санакина Ольга Владимировна


г.Омск 2000/2001

ПЛАН


1.Введение. 2
2.Общая характеристика восприятия. 4
3.Физиологические основы восприятия. 5
4.Основные свойства восприятия. 6
5.Основные виды восприятия. 9
6.Заключение. 11
7.Литература. 12



1.Психические процессы и их связь с деятельностью.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для
того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и
трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или
иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно
сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без
участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они
выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.[1, с.156]
Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в
деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды
деятельности.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои
важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные
виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и
пространства. В результате практического манипулирования с объемными,
близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и
оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые
синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц,
способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения
скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и
замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств
восприятию скорости.
Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в
состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в
опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо
деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное,
опыта практической деятельности.
Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным
процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание
осуществляется в деятельности, и само представляет особого рода мнемическую
деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на
подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это – структурирование,
осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение
разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.д.
Припоминание также предполагает выполнение определенных действий,
направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти
материал. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе
которой некий материал был запомнен, способствует тому, что он легче
припоминается.
Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так
называемое “ручное”, или практическое, мышление). В более развитых формах –
образной и логической – деятельный момент выступает в нем в виде
внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой
особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются
словосочетанием “речевая деятельность”[1]. “Поскольку внутренние
психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние
действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и внутреннем
действии”[4, с.15].
Специфика психических процессов состоит, во-первых, в том, что ни один
высший психический процесс не является следствием только возрастного
развития и созревания. Непременное условие формирования этих процессов –
воспитание и другие формы социальных контактов.
Другая особенность психических процессов в том, что преобразования,
совершающиеся в мозгу – органе психических процессов, воспринимаются
человеком как события, разыгрывающиеся вне него. То есть, специфика
психических процессов заключается в том, что они в своих осознаваемых
параметрах определяются особенностями внешних объектов. Психический процесс
и его результат отнесены к разным объектам: первый – к мозгу, второй – к
внешним предметам и явлениям. Так, мысль раскрывается в признаках тех
объектов, связи между которыми она отражает, а эмоция – в терминах,
обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее
вызывают.
Важной особенностью высших психических функций является и то, что их
физиологический компонент, то есть те изменения в работе центральной
нервной системы, которые обеспечивают соответствующий психический процесс,
человеком совершенно не воспринимаются. Нейрофизиологические составляющие
психических процессов оказываются практически недоступными для
самонаблюдения[2, с.10].
Экспериментально было доказано, что психические процессы, называемые
высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются
деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие,
что психические процессы можно формировать через организованную по особым
правилам внешнюю деятельность (теория поэтапного формирования умственных
действий). Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований,
направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их
превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно
психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими
процессами являются произвольные и опосредованные речью познавательные
процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
С другой стороны, ни один из названных психических процессов не
протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние,
обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно
связано с движениями глаз, осязание – с движением рук, внимание – с
мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность,
переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда
работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений
гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность – это
соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и
операций[1, с.158].

2.Сравнительный анализ процессов ощущения и восприятия.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства
предметов, конкретных явлений или процессов (происходящих вне и независимо
от нас), восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с
оформленной в виде предметов, вне нас существующей, действительностью.
Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда
воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и вызывает простое
ощущение.
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают
субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной
активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность
ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения.
Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и
высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном
опыте.
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов,
их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для
восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в
том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство
(например, ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия
и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ,
включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых
человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того, чтобы
некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-
либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и
уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам.
Достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы –
рецепторы – для того, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в
результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие,
скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от
того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации,
получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах
воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно
выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Соответствующие
анализаторы – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего
выступают как ведущие в процессе восприятия.
Предметность, целостность, константность и обобщенность – это основные
свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Эти
свойства восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно
складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием
работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий
принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных
ощущений, которые получаются от целостных предметов или сложных,
воспринимаемых как целое, явлений [1].


3.Общая характеристика восприятия.

Проработав достаточное количество литературы по теме изучения
психических процессов, можно привести несколько вариантов определения
понятия “восприятие”:
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений,
возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на
рецепторные поверхности органов чувств [3, с.200].
Восприятием называется отражение предметов или явлений при их
непосредственном воздействии на органы чувств [2, с.31].
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно
воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не
отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета,
а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей
способностями [5, с.86].
Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или
явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [6, с.135].
Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:
Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный
анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-
синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от
ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета
посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ
восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой
состав.
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное
обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам.
Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого
восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и
мыслительной деятельности индивида.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности
различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может
возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных
анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных [6, с.136].
Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации,
поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми
в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от
анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух,
кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом
информация о его свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется в ряд
характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются
целостные отображения объектов – образы. Благодаря связям, образующимся при
обучении между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства
предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например
величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной
организации этого психического процесса.
Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его
обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта
происходит видоизменение структуры действий с объектом ( за счет
погружения).
Первоначально деятельность человека направляется и корректируется
воздействием лишь внешних объектов. Образ неповторим, конкретен и не
передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий
образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в
жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы
человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных
образов. Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его
интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение
целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения
восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных
перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей
действительности и ориентируется в ней [2].
В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства
объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что
это целостное и обобщенное представление объекта – результат синтеза многих
отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен
регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ
– значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать
представление о последствиях этих действий [2, с.33].
Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в
пределах нескольких модальностей. В связи со своей целостностью образ уже
способен регулировать целесообразное поведение. Лишь в результате такого
объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие,
переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или
ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является
предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение
объекта реального мира в совокупности всех его свойств или целостное
отображение предмета.
Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт,
процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия
включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память
и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой
человека.
Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень
сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы.
Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего
нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения
органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических
воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные
компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных
предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при
восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как
воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой
деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы
сталкиваемся в реальной жизни.
В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего
комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных
ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от
несущественных. Скорее всего, на данном этапе восприятия в формировании
перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время
следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных
признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними
знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память. Полное
восприятие предметов возникает как результат сложной аналитико-
синтетической работы, при которой выделяются одни (существенные) признаки,
тормозятся другие (несущественные). И воспринимаемые признаки объединяются
в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта
реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как
процесс, активно (т.е. насколько активно идет отражение этого объекта).
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или
иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его,
волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия,
настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в
восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность
(в данном случае желание).
Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы
доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет
большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или
безразличен для нас, т.е. он может вызывать у нас различные чувства.
Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более
активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не
заметить.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма
сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того,
что в данный момент воздействует на нас [3, с.202].

3.Физиологические основы восприятия.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в
органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под
действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств,
возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в
нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно
поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой
как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств.
В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона,
формируется определенная сенсорная информация.
Описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений.
Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент
процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия
включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах,
когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры
головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений
реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга,
завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их
функция существенно отличается от функции проекционных зон.
Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно
тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями,
разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах
чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в
нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во
взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений,
взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и
составляет физиологическую основу восприятия.
С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в
обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной
категории. По сути, распознавая объекты, мы делаем выводы о множестве
скрытых свойств объекта. Любой объект обладает определенной формой,
величиной, цветом и т.д. Все эти свойства важны для его распознания.
В настоящее время принято выделять в процессе распознания объектов
несколько этапов, одни из которых предварительные, другие – завершающие. На
предварительных этапах перцептивная система использует информацию с
сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих, таких
как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это
описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной
памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие. Причем при распознавании
большая часть обработки информации как на предварительных, так и на
завершающих этапах распознавания недоступна сознанию.

4.Основные свойства восприятия.

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие:
предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность,
апперцепция, активность.
Предметность – это способность отражать объекты и явления реального
мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме
отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством
восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в
процессе онтогенеза, начиная с первого года ребенка. Предметность
проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как обособленное
в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное
свойство проявляется в феномене выделения фигуры (предмета или объекта
восприятия) из фона. Предмет – это то, на чем сосредоточено в данный момент
восприятие и фон – все, что образуют другие предметы, действующие на нас в
то же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, “на задний
план”.
Первоначально различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в
изобразительном искусстве. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую
вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что
окружает фигуру, представляет собой фон. Таким образом, воспринимаемая
реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру – образ
предмета, и фон – образ окружающего предмет пространства. Вследствие такого
расчленения предметность сохраняет некоторую независимость восприятия от
фона, на котором выступает объект.
В психологии данная проблема впервые стала рассматриваться как
самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Он обнаружил, что при прочих
равных условиях поверхность с четкими границами, обладающая меньшей
площадью, стремится приобрести статус фигуры, и тогда все, окружающее ее,
воспринимается как фон. Здесь возможность разделения на фигуру и фон
определяется ограниченностью в пространстве. Большое значение имеет степень
контрастности: если она мала, то фигура сливается с фоном и остается
невоспринятой.
Следует отметить, что соотношение предмета и фона – это соотношение
динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через
некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может
стать фоном. Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего
восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в
действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого
опыта. Гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае
часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект.
Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в
окружении схожих предметов. Следовательно, для того чтобы облегчить
выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие. И наоборот, там,
где надо затруднить выделение предмета из фона, необходимо уменьшить их
различие.
Выделение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что надо
найти, в особенности если это конкретный образ предмета. Во-вторых,
выделение предмета их фона облегчает возможность обвести контуры предмета
или перебрать предметы руками, т.е. возможность манипуляции предметами. В-
третьих, выделение предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности.
Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая
взаимосвязь частей и целого в образе. В отличие от ощущения, отражающего
отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он
складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений
информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения
настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета
возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только
отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает
условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями (т.е.
целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении
отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание
полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что
для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из
того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается
неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы
узнаем предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет
характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие
именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же
время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в
восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.
Взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково на разных этапах
ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют
индивидуальные различия людей. Начальный период восприятия у большинства
людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого,
без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное
явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.
В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и
второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета
без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта
воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально
выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В
конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в
целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.
Важно отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от
индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов –
например, предшествующий опыт и установка.
С целостностью восприятия связана и его структурность (или
обобщенность). Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу
объектов, имеющему название. В этом воздействии на образ класса отражается
влияние языка (включающего общечеловеческий опыт) и личного опыта человека.
По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою
индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется ко все
большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более
надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к
хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от
наличной ситуации к другой; к постижению реальности через призму лично
обобщенной схемы действительности.
Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного
узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и
искажений, не выводящих объект за пределы класса. Обобщенность восприятия
позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и
предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.
Следующим свойством восприятия является константность. Это
относительная независимость образа от физических условий восприятия,
проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов
воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы,
поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как
известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния
между предметом и глазом и от угла зрения. Однако нам знакомые предметы
кажутся неизменной величины вне зависимости от этого расстояния (в
определенных пределах). Восприятие цвета зависит от многих факторов:
освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов
всегда воспринимается одинаково. Аналогично и форма привычных объектов
воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения. Значение
константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем
движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем
повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы
все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Мир перестал бы
служить средством познания объективной действительности.
Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя
восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы
чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение.
Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и
восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать
предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной
группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде
незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими
предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором
раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляют собой
постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен
структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятия
происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие
решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по
составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать
объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к
определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков,
подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И наконец,
на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за
объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для
объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие – это в
значительной степени интеллектуальный процесс.
Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого
субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в
восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость
восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется
апперцепцией.
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий
опыт, его прошлая практика. Содержание восприятия определяется и
поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его
интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции, также,
занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
Еще одно, не менее существенное свойство восприятия как психического
процесса – это активность (или избирательность). Оно заключается в том, что
в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную
группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются
фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

5.Основные виды восприятия.

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить
несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из
классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в
анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой
анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль,
различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное
и вкусовое восприятие.
Обычное восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов.
Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах
восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в
котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в
слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они
комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы
существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с
этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и
восприятие движения.

Классификацию основных видов восприятия можно выразить следующей
схемой:



Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется
иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия
(зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий определяется не только
субъективными причинами, такими как установка, направленность,
эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями:
освещенность, положение в пространстве и др. Более подробно эта тема
освещена в моей контрольной работе по психологическому практикуму.


6.Заключение.

Восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только
внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает
регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях:
когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно
достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и
синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней
среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не
позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и
надежную для нас ориентировку во внешней среде.
Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека,
поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа,
направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками,
это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся
в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют
регулировать целесообразное поведение.
Основные свойства образа – константность, предметность, целостность,
обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от
изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от
изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия
фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены
частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах
данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри
класса, целостность – структурная константность, а предметность –
семантическая константность.
Важно то, что мы можем полагаться на сформированные у нас навыки и
способы восприятия исключительно в рамках тех условий, в которых они
вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и
надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания.
За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и даже
иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не
подстроится к новым условиям с помощью обратной связи.

7.Литература.

1. Немов Р.С. “Психология” Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. –
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
2. Грановская Р.М. “Элементы практической психологии”. – СПб.: Свет,
2000.
3. Маклаков А.Г. “Общая психология” – СПб.: Питер, 2000.
4. Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1989.

5. Крысько В.Г. // Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.:
Харвест, 1999.
6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед.
общество России, 1999.
-----------------------
ОБОНЯТЕЛЬНОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

СЛУХОВОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

ЗРИТЕЛЬНОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

ПО ОСНОВНОЙ

МОДАЛЬНОСТИ

КЛАССИФИКАЦИЯ

ОСНОВНЫХ ВИДОВ

ВОСПРИЯТИЯ

ВКУСОВОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

ПО ФОРМЕ
СУЩЕСТВОВАНИЯ

МАТЕРИИ

ВОСПРИЯТИЕ

ПРОСТРАНСТВА

ВОСПРИЯТИЕ

ВРЕМЕНИ

ВОСПРИЯТИЕ

ДВИЖЕНИЯ






Реферат на тему: Восприятие и понимание
Введение.

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет
на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и
понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и
является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных
органических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание,
писал У.Джемс, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на
него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем
появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами
намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными
предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное
отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь
бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего
положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания. В
этом психологически глубоком и жизненно правдивом высказывании одного из
лучших знатоков практической психологии человека и межлюдских отношений
очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе
людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь
зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди.
Каковы же истоки понимания человека человеком?

1.Имплицитная теория личности.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил
название имплицитная теория личности. Она представляет собой представление
человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и
поведение. Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном опыте
общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой,
определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе
внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных
поступках и заранее преднастраивается на определенные формы поведения по
отношению к соответствующему человеку. Имплицитная теория личности
формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные
особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о
другом судить о том, что ему присуще. Например, если в структуру
имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта
личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий
соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех
смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может
оказаться случайной).
Процесс формирования имплицитной теории личности у человека можно
представить себе следующим образом. Встречаясь в жизни с разными людьми,
человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном
касаются внешних данных, поступков и черт характера. Множество жизненных
наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в сознании нечто вроде
гальтоновской фотографии: в долговременной памяти от встреч с этими людьми
остается только самое общее и устойчивое. Оно-то и образует ту тройственную
структуру, которая лежит в основе имплицитной теории личности: взаимосвязи
характера, поведения и внешнего облика человека. Контактируя впоследствии с
людьми, которые внешне чем-то напоминают индивиду тех, о ком впечатления
отложились в его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим людям
те черты характера, которые входят в сложившуюся структуру имплицитной
теории личности. Если она правильна, имплицитная теория личности
способствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем
даже в отсутствие достаточной информации о нем. В этом состоит
положительная социально-психологическая роль обсуждаемого нами явления.
Однако если имплицитная теория личности неверна, а такое случается нередко,
то это может привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого)
образа другого человека, породить неправильное отношение к нему и, как
следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это
происходит обычно на подсознательном уровне, между людьми могут возникнуть
неконтролируемые и неуправляемые взаимные антипатии. Именно искаженная
имплицитная теория личности является часто встречающейся причиной разного
рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предрассудков.

2. Эффекты.

Следующим фактом, который определенно влияет на правильность
восприятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть
его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку
личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна
оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его
образа. Иногда соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия
и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола.
Если, например, первое впечатление о другом человеке в силу
сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в
дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который
становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание
воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется
с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного диссонанса). Если,
напротив, первое впечатление почему-то оказалось отрицательным, то в
сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом,
которая по преимуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на
первых порах межличностного общения данных людей. Поскольку обстоятельства
встречи этих людей могут оказаться самыми разными, случайно зависящими от
обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое
впечатление друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается)
неправильным. Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое
впечатление или первая личностная информация о человеке оказалась
правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях
положительную роль, способствует быстрой и эффективной преднастройке людей
в общении друг с другом.
С эффектом первичности логически связан противоположный ему эффект
новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о
человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку,
также способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку данного
человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления). Над
последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может
поразмышлять, спокойно обдумать и взвесить их. Они как бы заменяют,
вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке
и в текущий момент времени выходит на первый план.
Оба рассмотренных нами феномена — эффект первичности (ореола) и аффект
новизны — своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам
закону долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается
то, что было в начале и в конце.


3. Межличностный процесс познания.


Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было
уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания,
на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку
воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о
нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека индивид главное
внимание обращает на такие особенности его внешности, которые являются
наиболее информативными с точки зрения психологических особенностей
воспринимаемого. Это — выражение лица, движения рук. В лице человека
внимание воспринимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в
руках — пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наибольшую информацию о
психологии и состоянии человека в данный момент времени. Вначале обычно
оценивается общее отношение воспринимаемого человека к воспринимающему,
затем строится и проверяется гипотеза о личности человека и, если она
подтверждается, из долговременной памяти извлекается необходимая информация
о том, как целесообразно вести себя по отношению к данному человеку.
Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состояний
воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой
последовательности. Вот результаты одного из подобных экспериментов. В нем
для определения характера воспринимаемых эмоциональных состояний
использовались отрывки из литературных произведений. Они выражали три
группы состояний говорящего: эмоционально положительное, безразличное и
эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50%
случаев, люди совершают ошибки в точном определении эмоционального
состояния говорящего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а
хуже всех — отрицательные (более 50% ошибок).
Из числа положительных эмоциональных состояний правильнее других
воспринимается и оценивается радость, несколько хуже — восхищение. В группе
индифферентных эмоциональных состояний точнее других идентифицировалось
состояние удивления, несколько хуже — безразличия. Из числа отрицательных
эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев.
Были обнаружены существенные межиндивидуальные различия в правильности
определения отдельных видов эмоциональных состояний человека. Оказалось,
что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией,
некоторыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека,
его психологического состояния в момент восприятия.

4. Типичные формы восприятия и понимания.


Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами,
существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком. Среди
них выделяются следующие:
1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент
внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и
форма волос и т.п., связывается с наличием определенной личностной черты. О
психологических особенностях человека судят на основе предварительного
разложения его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по
ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип
восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии
нередко приходится заниматься изучением внешнего облика человека
(художникам — для его воссоздания на полотне, врачам — с целью более точной
медицинской диагностики).
2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества
личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная
оценка воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами
эффекта первичности, эффекта новизны. Такой тип межличностного восприятия
нередко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского
пола, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и
мышления.
3. Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется использованием
суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика
и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого
человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной
теории личности гипотетически достраивается и формируется образ
воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для
имплицитной теории личности воспринимающего. Этот тип межличностного
восприятия нередко можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто
располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизненным
опытом общения с разными людьми, например у актеров, которым часто
приходится воспроизводить психологию и поведение различных людей.
Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют те,
кому нередко приходится оценивать другого человека как личность в условиях
дефицита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.
4. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка
осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе
отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге
воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он
был отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных
профессий, социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия
свойствен, например, руководителям и политикам, философам и социологам.

5. Идентификация, эмпатия, аттракция.


Восприятие и понимание человека человеком невозможно без определённых
психологических механизмов. Такие механизмы можно объединить в группу, в
которую входят идентификация, эмпатия и аттракция.

Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому.
При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или
бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место
партнера по общению. Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас
неправильно понимают, мы говорим им: «Побывали бы вы на моем месте!» Тем
самым мы как бы приглашаем их «включить» психологические механизмы
идентификации. Подобные выражения есть у разных народов. Например, индейцы
выражают эту же мысль следующими словами: «Чтобы понять человека, нужно
семь лун проходить в его мокасинах».
Идентификация тесно связана с другим близким по содержанию явлением —
эмпатией. Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого
человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или
сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем.
Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Это
обусловлено тем, что взаимные переживания, взаимопонимание являются основой
содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет
нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит
индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на
переживание не любого человека, а только очень значимого, например,
близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило,
оказываются в изоляции.
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит
внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же,
что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства:
тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию
фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и
разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем
выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие
будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на
существование этих разных точек зрения. Эмпатические способности человека
возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на
своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек,
попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подросток.
Очевидно, что механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом
идентификации: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место
другого, взглянуть на вещи с его позиций. Но взглянуть на вещи чьими-то
глазами — не означает полного отождествления себя с этим человеком. Если мы
ставим себя на место другого, это значит, что мы ведем себя так же, как
обычно ведет себя этот другой. В случае проявления эмпатии мы просто
принимаем к сведению особенности его поступков и привычек, относимся к ним
с сочувствием, но поступить можем совсем по-иному.
Формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных отношений.
Так, с когнитивной эмпатией мы встречаемся в тех случаях, когда в процесс
общения включены интеллектуальные компоненты, и мы пытаемся сопереживать
партнеру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации
в своей прошлой жизни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании
чувствам и реакциям, собеседника. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия
возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия
обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только
мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и
действуем (помогаем делом). Поэтому можно звать на помощь или рыдать рядом
с человеком, пострадавшим в аварии, а можно начать немедленно оказывать ему
первую медицинскую помощь; можно порадоваться празднику в семье знакомых, а
можно прийти и помочь им .в подготовке к приему гостей.
Эта высшая форма эмпатии — действенная — характеризует нравственную
сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в
своей основе должно опираться на эмпатййные способности человека. Надо
иметь в виду, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрослых,
поэтому крайне важно, чтобы воспитатель, показывая пример, сам был
эмоционально 'отзывчив на переживания ребенка
и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действенную поддержку.
В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через
механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого
интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция (дословно
— привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого
человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Палитра
этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой
любви.
Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению
нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель
междугородного автобуса скорее поймет проблемы водителя большегрузного
автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной куртке с
иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают
друг друга, чем окружающих их взрослых.

Заключение.


Стремясь понять другого человека, верно оценить его в целом и какие-то
качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную систему, которая
бы помогла нам это сделать. Особенно нас интересует то, что заставляет
окружающих действовать тем или иным образом, т. е. мотивы, внутренние
пружины поведения. Ведь зная их, можно предсказать дальнейшие поступки
вашего партнера. Однако мы часто находимся в условиях дефицита информации
и, не зная истинных причин поведения других, начинаем приписывать им самые
разнообразные мотивы, причины.

Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без
правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения
начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом,
особенностями поведения и пр. Психологи говорят, что происходит восприятие
одним человеком другого. На основе внешней стороны поведения мы, по словам
С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его
внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям. Впечатления,
которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения.
В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и
эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять логику его поступков и
строй мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию своего
собственного поведения.
В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека
означает восприятие его внешних признаков, соотнесв- ние их с личностными
характеристиками индивида и объяснение на этой основе его поступков. Однако
в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них
последовательно становится то наблюдаемым, то наблюдателем. Следовательно,
сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из
партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии
взаимодействия нам приходится принимать в расчет не только потребности,
мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает наши
потребности, мотивы и установки. Восприятие и понимание человека человеком
основывается на психологических механизмах, основными из которых являются
идентификация, эмпатия и аттракция.
Таким образом, каждый из участников общения, оценивая другого,
стремится построить определенную систему понимания причин поведения
партнера. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных
причин поведения другого человека или знают их недостаточно.



Содержание:


Введение.

1. Имплицитная теория личности.
2. Эффекты.
3. Межличностный процесс познания.
4. Типичные формы восприятия и понимания.
5. Идентификация, эмпатия, аттракция.

Заключение.
Список использованной литературы.



Список использованной литературы:

1. Брайн Трейси. Достижение максимума.- Москва, 2001.
2. Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).-
Иркутск.
3. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева
А.А., Сухова А.Н.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.
4. Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. – Москва, 2000.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов, 1996.
6. Р. С. Немов, “Психология”.- Москва, 2001.







Новинки рефератов ::

Реферат: Диффузионный СО2 лазер с ВЧЕ-разрядом (Технология)


Реферат: Применение УВМ при автоматизации сортовых прокатов (Металлургия)


Реферат: Титан (Химия)


Реферат: Организация финансов на коммерческих предприятиях. Экономико-статистический анализ производительности труда в хозяйствах центральной зоны Кировской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Культурология и теория цивилизаций (Культурология)


Реферат: Бородино (История)


Реферат: Восстание декабристов в источниках и воспоминаниях (История)


Реферат: Социология познания (Социология)


Реферат: Сократ (Философия)


Реферат: Деловые совещания (Психология)


Реферат: Демократизация взаимоотношений учитель-ученик (Педагогика)


Реферат: Устройство парусного корабля (Транспорт)


Реферат: Динамика твердого тела (Физика)


Реферат: Микропроцессор В1801ВМ1 архитектура и система команд (Программирование)


Реферат: Глобальные сети: Технологии и протоколы (Программирование)


Реферат: Организация внутреннего аудита (Бухгалтерский учет)


Реферат: Владимиро-Суздальская твердыня (История)


Реферат: Солнце и звёзды (Астрономия)


Реферат: Функция распределения электронов (Физика)


Реферат: Билеты по религиоведению (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист