GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Конфликтология (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конфликтология (Психология)


1. Сущность конфликта.
Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух
или более участников в процессе решения проблемы, имеющей деловую или
личную значимость для каждой из сторон. В основе любого конфликта
лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции
сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их
достижения, либо несовпадение интересов.
Динамика конфликта изменчива и может то усиливаться, то затухать.
1. Внутриличностный конфликт.
Он может принимать различные формы. Одна из самых распространённых
форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются
противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат
его работы.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того,
что производственные требования не согласуются с личными потребностями
или ценностями.
2. Межличностный конфликт.
Чаще всего это конфликт между руководителями соседних отделов.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение
личностей.
3. Конфликт между личностью и группой.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если
эта личность займёт позицию, отличающуюся от позиций группы.
Конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей
руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую
производительность и соблюдать технологическую дисциплину.
4. Межгрупповой конфликт.
Организации состоят из множества групп, как формальных, так и
неформальных. Ярким примером межгруппового конфликта может служить
непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.
5. Межгосударственный конфликт.
Анализируя тот или иной конфликт, мы приходим к выводу, что каждый
маленький, локальный конфликт является частью большого, а иногда и
глобального конфликта.
1. Личностные источники конфликтов.
Источники конфликтов – это противоречия, возникающие между людьми,
группами, организациями, государствами.
Источником возникновения любого конфликта являются противоречия, а
противоречия возникают там, где есть рассогласование:
- целей, интересов, позиций;
- мнений, взглядов, убеждений;
- личностных качеств;
- межличностных отношений;
- знаний, умений, способностей;
- функций управления;
- средств, методов деятельности;
- мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;
- понимания: интерпретации информации;
- оценок и самооценок.
1. Конфликтные ситуации в межличностных отношениях.
Межличностные отношения в группах по мере их превращения в
коллективы закономерно изменяются. Сначала они бывают относительно
безразличными, затем могут при неблагоприятных условиях становиться
конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в
коллективистские.
Чаще всего межличностные отношения проявляются в микрогруппе-диаде,
включающей только две личности. Межличностные отношения участников
микрогруппы-диады, могут быть трёх типов: положительные, отрицательные
и неодинаковые.
Типы межличностных конфликтов:
1. конфликт безысходности
2. конфликт несовместимости
3. конфликт неопределённости
4. конфликт влечения-боязни.
1. Ошибки завышения оценок.
1. Ошибка вследствие дружеского расположения.
2. Ошибка вследствие добродушия.
3. Ошибка вследствие высокой репутации.
4. Ошибка вследствие слова, а не дела.
5. Ошибка вследствие внутренней симпатии.
6. Ошибка контраста.
2. Ошибки занижения оценок.
1. Ошибка вследствие личной антипатии.
2. Ошибка вследствие оценочной инерции.
3. Ошибка заниженной значимости.
4. Ошибка вследствие придирчивого отношения.
5. Ошибка вследствие завышенных требований.
6. Ошибка, провоцирующая на конфликт.
6.1 Конфликтные ситуации делового общения.
В процессе делового общения между руководителем и подчинёнными
складываются разные, в том числе и конфликтные ситуации. Это
обусловлено тем, что не все сотрудники одинаково относятся к
руководителю, в срок и качественно выполняют поручения,
соответствующие задания. Руководителю, особенно начинающему, важно
разбираться в людях, знать методы, приёмы и способы влияния на людей.
Более того, руководитель должен быть готов не просто противостоять
неисполнительным, недисциплинированным и непорядочным людям, если они
есть в коллективе, а в каждой конкретной конфликтной ситуации быстро
найти правильный способ её преодоления.
1. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
Психологи выделяют следующие пять типов стратегий поведения в
конфликтных ситуациях:
1. приспособление
2. компромисс
3. сотрудничество
4. игнорирование
5. соперничество.
1. Прогнозирование конфликтных ситуаций и конфликтов.
Для того, чтобы прогнозировать конфликтную ситуацию и конфликт,
необходимо знать и уметь определять:
1. Кто потенциальные участники возможной конфликтной ситуации и способны
ли они спровоцировать инцидент?
2. Имеется ли проблема?
3. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация по
разрешению проблемы?
4. Какова вероятность возникновения инцидента?
1. Предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов.
Конфликт, как и болезнь, легче предупредить, чем лечить. Средств для
предупреждения конфликтных ситуаций и конфликтов довольно много.
Рассмотрим некоторые из них:
1. предупреждение развития конфликтной ситуации на ранних стадиях
2. здоровый нравственно-психологический климат
3. личный пример руководителя фирмы
4. сохранять эмоциональную стабильность
5. недопущение при деловом общении спора
6. умение слушать собеседника.
1. Разрешение конфликтной ситуации с учётом её сущности.
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого
решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников
конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.
Анализ сущности большого числа конфликтных ситуаций позволяет
утверждать, что:
1. если в основе конфликтной ситуации лежит деловая целесообразность, то
конфликт, скорее всего, будет носить конструктивный характер.
2. личная и межличностная конфликтность, в отличие от деловой, носит, как
правило, устойчивый и долговременный характер.
2. Разрешение конфликтной ситуации с учётом её целей.
Катализатор любой конфликтной ситуации – это стремление
противостоящих сторон к достижению определённых общественно или лично
значимых целей. Цели сторон – движущая сила конфликтной ситуации.
Расчленение целей конфликтной ситуации на деловые и межличностные
способствует объективной оценке ситуации и выбору более рациональных
путей и средств для корректировки или коренного изменения целей
противостоящих или взаимодействующих сторон.
3. Разрешение конфликтной ситуации с учётом динамики её развития.
В процессе развития конфликтной ситуации обычно выделяются четыре
более или менее выраженных стадии:
1. характеризуется появлением проблемы, интересующей двух или нескольких
человек, но получающей различную трактовку со стороны отдельных
сотрудников
2. усиливается встречный критичный анализ действий, высказываний,
поступков, черт характера
3. противостоящие стороны вырабатывают стратегию действий в ситуации,
которая оценивается одной, а чаще обеими сторонами как «непримиримая»
4. стороны осуществляют активный поиск фактов, доводов, «подтверждающих»
правильность и объективность оценки ошибочных позиций или
безнравственного поведения другой стороны.
4. Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций.
1. установить действительных участников конфликтной ситуации
2. изучить, насколько это возможно, мотивы, цели, способности,
особенности характера
3. изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные
отношения участников конфликта
4. определить истинную причину возникновения конфликта
5. изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах
разрешения конфликта
6. выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной
ситуации, но заинтересованных в его позитивном решении
7. определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации.
Правила предупреждения и разрешения конфликта:
1. не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они
поступали по отношению к тебе
2. дайте людям ощутить свою значимость
3. разрешая конфликт, чётко определите свои цели
4. кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.
1. Ситуации приводящие к стрессу.
Стресс – напряжение, напряжённость. Нужно научиться выходить из
стрессовой ситуации с меньшими потерями, а ещё лучше знать и
предвидеть всё то, что приводит к стрессовой ситуации. Перечислим
ситуации, которые приводят к стрессу:
- все виды конфликтов
- критика
- различного рода ошибки, просчёты, нарушения
- неопределимые барьеры для профессионального роста
- клевета, ложь, нравственный дискомфорт, ссоры
- нагромождение всевозможных дел и дефицит времени на их выполнение
- личные неблаговидные поступки
- разочарование, особенно в близких людях и др.
2. Аутогенная тренировка.
Систематическая аутогенная тренировка позволяет снять напряжение,
страх, нервозность и тем самым восстановить нормальное рабочее
состояние. Аутогенную тренировку следует использовать как до возможных
конфликтных ситуаций, действий, которые могут привести к стрессу, так
и сразу же после них.
3. Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
1. необходимо переключиться на диаметрально противоположный вид
деятельности по сравнению с тем, который вызвал стрессовую ситуацию
2. попытаться расслабиться, снять напряжение, используя доступные для вас
приёмы аутогенной тренировки, целенаправленного самовнушения
3. заняться любым видом спорта
4. отвлечься (посещение выставок, встречами с друзьями и т.д.)
5. заняться любимым делом, хобби
6. произвести мысленный анализ и переоценку ценностей.







Реферат на тему: Конфликтология
Коршикова Ольга Валериевна
Гр. 3-04ю


Контрольная работа по конфликтологии

I. 5 теорий конфликтов.
II. Анализ этапов социального конфликта.
III. Функции социального конфликта.
IV. Динамика конфликта (как возникает, как развивается и как заканчивается
конфликт).
V. Технология предупреждения социального конфликта.
VI. Определение 13 терминов.

I. Пять теорий конфликтов.

Социально-биологическая теория.
Автор: Чарльз Дарвин.
Эта теория утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным.
Ч. Дарвин открыл теорию естественного отбора и из неё вывели теорию
естественной агрессивности человека. Его идея в том, что развитие мира
осуществляется благодаря борьбе за выживание, что составляет естественный
отбор наиболее приспособленных видов живых организмов.

Социально-психологическая теория.
Автор:
Эта теория объясняет конфликт посредством теории напряженности, т.е.
характер современного индустриального общества неизбежно влекут за собой
состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие
между индивидом и средой. Толчком к этому является фрустация (внутреннее
состояние индивида, реакция на социальные препятствия к достижению цели,
проявляется в агрессии, регрессии или «уходе в себя»).

Теория насилия.
Авторы: К. Маркс, Ф. Энгельс, Мао Цзэдун, В.И. Ленин.
Эти авторы полагали, что социальный конфликт происходит из-за разделения
людей на социальный классы в соответствии с их экономическим положением в
стране. По их мнению основными классами в обществе были буржуазия и
пролетариат и естественно, между ними происходит борьба, т.е. задачей
буржуазии было господство и эксплуатация наемных рабочих. Конфликт в этом
случае неизбежен и, надо понимать, что это столкновение нужно правильно
организовать, чтобы происходило дальнейшее развитие общества.
Для классов общества этой теории характерно неравенство шансов, т.к. у
них неравное положение и уровень обогащения, преимуществ и привилегий. Все
это проявляется в определенном образе жизни и в чувстве принадлежности к
определенному слою (классу) общества.
В теории также обозначено разделение классов по территориальности
(нации и другие формирования) и корпоративное разделение (по
профессиональным качествам).

Теория структурного функционализма.
Авторы: Т. Парсонос, Э. Мэйо
Смысл этой теории в том, что конфликт рассматривается как искажение,
аномальный процесс в общественных системах.
Существует ряд предпосылок обеспечивающих стабильность общества:
. удовлетворение основных биологических и психологических потребностей
большей части общества;
. эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих
граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;
. совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.
По мнению создателей теории в хорошо работающей социальной системе
должен господствовать компромисс, а конфликт не должен находить места в
обществе.

Диалектическая концепция.
Авторы: Л. Козер, Р. Дарендорф.
Эта теория конфликта рассматривает мир как не отсутствие конфликта. Мир
состоит в созидательном отношении с конфликтом, и мир представляет собой
рабочий процесс разрешения конфликта.
Авторы этой теории доказывают, что чем больше в обществе независимых
друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества. И это его
позитивная сторона.
Другие же сторонники теории утверждают о том, что в человеческом
обществе не существует постоянства, поскольку общественная жизнь изменчива,
следовательно, конфликт возникает из-за изменчивости общественной жизни.

II. Анализ этапов социального конфликта.

Анализ процесса конфликта можно разделить на 4 стадии:

Первым этапом анализа конфликта считается его развитие во времени. Здесь
необходимо выделить некоторые проблемы:
. Объект и предмет конфликта;
. Исторические корни;
. Состав участников;
. Повод к возникновению конфликта;
. Уровень напряженности в отношениях двух сторон конфликта изначально.

Объект конфликта может быть выражен в материальных (ресурсы,
национальная валюта), социальных (власть, менталитет) или в духовных
ценностях (идеи, устои, принципы), причем оба оппонента конфликта стремятся
к обладанию этими ценностями, которые находятся на пересечении их
интересов. Иногда объект отсутствует, в таких конфликтах одна сторона
является нарушителем нравственных устоев другого.
Предметом конфликта является проблема, служащая причиной для раздора
между конфликтующими сторонами.
Историческими корнями конфликта являются территориальные споры,
национальные противоречия, религиозная борьба, экономические разногласия.
На первое место для нынешней российской ситуации следовало бы поставить
такую ценность, как «богатство». В массовом сознании и в практических
жизненных отношениях богатство - это не просто некоторая сумма денежных
средств иди имущества, а возможность расширения пределов своей деятельности
и влияния, получение определенных льгот и привелегий.
Вторым не менее важным источником конфликтов является борьба за
власть. Она не менее притягательна, нежели богатство. Эмпирическим
выражением властных позиций являются государственные и негосударственные
должности и позиции, позволяющие контролировать распределение ресурсов на
основе права распоряжения, определять доступ к потокам значимой информации,
участвовал в принятии решений. Поле власти создаст специфическую среду
общения, вхождение в которую один из важнейших мотивов политической
деятельности. Здесь также формируется чувство исключительности,
приобщенности к чему-то более важному и значимому, чем повседневные
интересы. В особенности эти чувства обостряются в тех ситуациях, когда
человек получает возможность распоряжаться средствами насилия: отдавать
распоряжения об аресте, определять движение войсковых соединений, давать
приказы о применении оружия. Конфликты в политическом пространстве обладают
столь же большой силой вовлечения, как и конфликты, связанные с богатством,
но они, как правило, обрамляются более высокопарной фразеологией, связанной
с декларациями относительно общих - национальных, государственных -
интересов и интересов прогресса в целом.
Третий источник - престиж. Реальным воплощением престижа являются
известность и популярность личности, се репутация и авторитет, сила влияния
на принятие решений, демонстрируемое уважение к данному человеку и его
потенциал. Престиж в очень редких случаях может быть завоеван без поддержки
власти и богатства, поэтому это в какой-то мере вторичный источник
конфликта. Но дело в том, что и богатство, и власть как бы аккумулируются в
престиже. Ни то, ни другое не может сохранить свое влияние, не получая
поддержки со стороны общественного мнения. Борьба за власть и богатство
может начинаться с конфликтов по поводу престижа - создания репутации, или
наоборот, дискредитации той или иной персоны или группы людей в глазах
общественного мнения. Отсюда и возникает представление о так называемой
четвертой власти, которая сосредоточена в средствах массовой информации.
Источником обострения конфликтов между большими группами является
накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием
притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.
Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и
подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего
рода спускового механизма, выводящего наружу это чувство
неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму,
стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются
лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты
интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он
либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной
жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на
основе взаимных уступок сторон.
При анализе участников конфликта необходимо заметить, что всякий
конфликт так или иначе персонифицирован. У каждой из сторон конфликта
имеются свои лидеры, вожди, руководители, идеологи, которые озвучивают и
транслируют представления своей группы, формулируют «свои» позиции и
представляют их в качестве интересов своей группы. При этом зачастую бывает
трудно разобраться, выдвигает ли того или иного лидера сложившаяся
конфликтная ситуация или он сам создаст эту ситуацию, поскольку он -
благодаря определенному типу поведения занимает позицию лидера, вождя,
«выразителя интересов» народа, этнической группы, класса, социальной
прослойки, политической партии и т.д. Во всяком случае, в любом конфликте
личностные особенности лидеров играют исключительную роль. В каждой
конкретной ситуации они могут вести дело на обострение конфликта или
находить средства для его урегулирования.
Как правило, лидер не одинок. Его поддерживает определенная группа,
но эта поддержка почти всегда осуществляется на некоторых условиях.
Определенные члены «группы поддержки» находятся одновременно в отношениях
соперничества или конкуренции за позиции в лидировании. Следовательно,
лидер вынужден считаться не только с противоположной стороной в конфликте,
но и с тем, как он будет воспринять в своей собственной среде, насколько
прочна его поддержка среди его собственных сторонников и
единомышленников.
Повод конфликта – это описание конкретных событий приведших к конфликту.
Ими могут быть: принятие нормативно-правового акта противоречащего в
некоторых главах правам и льготам малочисленных коренных народов,
прописанных в Конституции РФ.
Уровень напряженности можно представить в виде степени удовлетворения
определенных благ общества, другими словами это психологическое состояние
социальных групп, их эмоции.


Вторым этапом анализа конфликта является изучение хода конфликта, а
также событий, приносящих новое качество в развитии конфликта (забастовки,
митинги, шествия, пикетирование). Особую трудность в анализе хода конфликта
составляет определение его перехода в кризис (внезапное обострение,
требующее оперативных решений).

Третьим этапом анализа конфликта является его разбивка на временные
интервалы.
Четвертый этап анализа – прогнозирование конфликта, т.е. что будет,
если будут иметь место определенные события.
Пятый этап анализа – это процесс решения проблемы. Его цель – разрешить
конфликт, добраться до самой сути и причин его возникновения.

III. Функции социального конфликта.

Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в
рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в
нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликтов на
конструктивные и деструктивные.
К конструктивным (позитивным) функциям конфликта относятся:
V функция разрядки напряженности;
V «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе
осуществления которых люди могут проверить друг друга и сблизиться;
V функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;
V функция содействия формирования социально необходимого равновесия;
V гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов,
возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;
V оказание содействия в переоценке прежних ценностей и норм;
V оказание содействия по усилению лояльности членов данной структурной
единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, мешающие достижению целей:
V неудовлетворенность, плохое состояние духа, снижение
производительности труда;
V абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с
другими организациями;
V представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о
положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
V увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере
уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
V придание большего значения победы в конфликте, чем решение проблемы;

IV. Динамика конфликта (как возникает, как развивается и как
заканчивается конфликт).

Развитие конфликта проходит три стадии – предконфликтную, конфликтную и
послеконфликтную.

Предконфликтная стадия. Начинается с конфликтной ситуации, которая
выявляет оппонентов и причинную обусловленность конфликта. Но это еще не
конфликт, а только равновесное состояние, обстоятельство, которое может
предшествовать противоборству. Инцидент – вторая фаза предконфликтной
стадии.
Конфликтная стадия. Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт,
требуется повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны в движение.
Только вместе, конфликтная ситуация и инцидент образуют конфликт.
Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к
инциденту и не переходя в конфликт. Первая фаза – наступает после
инцидента. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых –
наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны. Очень
часто сопровождается нарастанием агрессивности. Эта фаза способствует
“переоценке ценностей” с учетом происшедших перемен. Вторая фаза – выбор
путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Существует два пути: либо
искать примирения; либо эскалация, продолжение конфликта.
Послеконфликтная стадия. Ослабление противостояния – первая фаза. Она
примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться,
как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате
психологической перестройки субъектов, изменения их взглядов и намерений.
На этой основе становится возможным полное или частичное разрешение
конфликта. Напряженность ситуации спадает, причины, вызвавшие
противостояние и обостренную борьбу, сглаживаются или устраняются.
Заключительная фаза – подведение итогов, оценка результатов. Последствия
конфликта зависят от факторов объективного и субъективного порядков, манеры
поведения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто
направлял урегулирование конфликта. Последствия конфликта, при любом
исходе, оказывают влияние на организацию и ее персонал.

V. Технология предупреждения социального конфликта.

Основные приемы в разговоре с назревающим конфликтом
Старайтесь не “выпаливать” все, что думаете, в момент гнева, ведь часто
есть возможность выяснить отношения позже, в другом состоянии. Используйте
другие способы выплеснуть эмоции. Может случиться так, что одно
неосторожное слово потом не загладят никакие объяснения, благородные дела,
подарки...
Дайте собеседнику выговориться и выдержите паузу. Скажите о впечатлении,
которое произвели на вас слова партнера.
Сообщите собеседнику о том, как вы воспринимаете его состояние. Например:
“Вы выглядите очень взволнованным (озабоченным, опечаленным ...)” или “Мне
кажется, вы раздражены”.
Сообщите о своем состоянии в данной ситуации. Например, в такой форме:
“Меня беспокоит, что мы с вами ...” или “Когда вы говорите таким тоном, мне
трудно участвовать в обсуждении”.
Скажите собеседнику, что вы его цените, и дорожите его мнением. На любом
шаге общения давайте возможность партнеру “сохранить свое лицо”.
Если вы были не правы, – признайте это. Способность признавать собственные
ошибки является признаком силы, свидетельством личностного развития,
продвижения к зрелости. Открытое признание заблуждений не заставит вас с
неизбежностью смотреть потом на партнера только снизу вверх.
Если вы видите подходящее решение конфликта, предложите его для обсуждения.
Если оно не встречает поддержки, обратитесь к фактам. Когда много фактов,
не перебирайте все – начинайте с самых важных.
Если поведение партнера не меняется в желательном направлении, повторите
его самые неразумные слова. Может быть, он подумает о них еще раз.

Принципы разрешения конфликтов
Конфронтация возникает внутри организации при изменениях, часто это
прямое столкновение. Она может быть полезна для развития изменений при
грамотном использовании методов разрешения конфликтов. Если конфронтация
нежелательна, то используется челночная дипломатия, где консультант
является посредником и организует взаимодействие конфликтующих групп без их
непосредственного контакта друг с другом. Очень важно на всех этапах
обеспечить грамотную, не травмирующую обратную связь, информируя основных
участников процесса о реальном поведении “противников”. Австралийской
организацией по разрешению конфликтов были разработаны следующие принципы.
V Хочу ли я разрешить этот конфликт? (Будь готов решить проблему)
V Вижу ли я всю картину или только свой уголок? (Смотри шире)
V Каковы нужды и опасения других? (Опиши их объективно)
V Каким может быть справедливое решение? (Давайте поговорим)
V Варианты решения. (Придумайте их как можно больше. Отберите те, которые
наиболее соответствуют нуждам всех участников)
V Можем ли мы решить это вместе? (Давайте вести дело на равных)
V Что я чувствую? (Я чересчур эмоционален? Могу ли я: а) посмотреть на
факты; б) дать остыть эмоциям; в) поделиться своими чувствами?)
V Что я хочу изменить? (Будь честен. Нападай не на личность, а на проблему)

V Какие новые возможности открываются передо мной? (Смотри на плюсы, а не
на минусы)
V Как бы я чувствовал себя в их шкуре? (Дай знать, что ты понимаешь их)
V Нужен ли нам нейтральный посредник? (Поможет ли это нам лучше понять друг
друга и прийти к обоюдным решениям?)
V Как мы оба можем выиграть? (Ищите решения, учитывающие нужды всех
участников)

VI. Определение 14 терминов.

Конфронтация - противоречия (выраженные в противопоставлении и
противоборстве) между государствами с различным социальным и политическим
порядком, между политическими силами с противоположными принципами. Данный
термин очень часто используется при характеристике международных отношений
(говорят о политике конфронтации, о военной конфронтации и т. п.).

Сублимация - один из механизмов психологической защиты, снимающий
напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм
психики в более приемлемые для индивида и общества.

Сотрудничество - это
1) метод, при котором соперничающие стороны действуют в поиске
наилучшего варианта решения конфликтной ситуации; 2) тип поведения людей в
конфликтной ситуации (согласно тесту К. Томаса), для которого характерен
приход участников ситуации к альтернативе, полностью удовлетворяющей обе
стороны.

Предмет переговоров – это проблема, которая решается в ходе
переговоров, заключается в постепенном преодолении различий и сближении
участников относительно выбора варианта и конкретных условий решения той
или иной проблемы.

Позиция в конфликте - комплекс физических прав, обязанностей и
возможностей субъекта в конкретной ситуации конфликтного взаимодействия.

Ранг оппонента - уровень возможностей оппонента по реализации своих
целей в конфликте; "сила" оппонента, выражающаяся в сложности и
влиятельности его структуры.

Агрессия (от лат.- aggredi - нападать) - индивидуальное или
коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или
психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или
группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция
субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева,
враждебности, ненависти и т.д.

Дезорганизация – совокупность социальных процессов, приводящих к тому,
что в рамках определенной общности действия, отклоняющиеся от нормы,
превышают допустимый оптимум и угрожают установленному течению коллективной
жизни.

Компромисс - это
1) стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на
определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента; 2)
-тип поведения людей в конфликтной ситуации (согласно тесту К. Томаса), для
которого характерны уступки оппоненту в обмен на аналогичное поведение.

Конкуренция - соперничество, борьба за достижение лучших результатов на
каком-либо поприще. Конкуренция - одна из основных форм организации
межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных
или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися
этих же целей и интересов другими индивидами или группами. Конкуренция
обычно отличается сильной персональной вовлеченностью в борьбу,
активизацией субъекта действия, частичной деперсонализацией представлений о
противнике.

Социальная напряженность - устойчивое рассогласование интересов,
потребностей, норм социальных субъектов (индивидов, групп, институтов),
которое проявляется в их социальных взаимодействиях.

Поляризация - глубокий раскол общества на две противостоящие друг другу
группы, антагонизм между которыми невозможно сгладить мирными средствами.

Социальная патология – это
1) человеческие действия, поступки, типы поведения, которые общество
расценивает как вредные, подрывающие правопорядок и общественную
мораль: преступность, хулиганство, алкоголизм, наркомания и т.д.
2) в органической школе социологии - заболевания, сопровождающие
развитие социального организма и ослабляющие его функционирование.







Новинки рефератов ::

Реферат: Гораций (Искусство и культура)


Реферат: Опросные методы сбора первичной социологической информации (Социология)


Реферат: Бухгалтерский учет на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гербы. История (История)


Реферат: Ответы на билеты по биологии за 11 класс (Биология)


Реферат: Диалектико-материалистическая теория культуры (Культурология)


Реферат: Конспект учебника Мамонтова "Основы культурологии"(М., Изд. РОУ, 1996) (Культурология)


Реферат: Философия и этикет танца (Культурология)


Реферат: Образование Древнерусского государства - Киевской Руси (История)


Реферат: История развития жизни на земле (Биология)


Реферат: Учет поступления и выбытия основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Русская культура второй половины XIII-XVI вв. (История)


Реферат: Женское предпринимательство (Социология)


Реферат: Психология и христианство (Мифология)


Реферат: Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса (Музыка)


Реферат: Донской монастырь (История)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Оборотные средства предприятия (Финансы)


Реферат: Методика организации тематических выставок в школе (Педагогика)


Реферат: Трансформацiя образу Фауста у творчостi Й.В. Гете та О.С. Пушкiна (Литература : зарубежная)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист