GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Иудаизм (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Иудаизм (Религия)




Иудаизм и его основные направления



ПЛАН



Введение


Основные принципы вероучения в иудаизме


основные периоды развития иудаизма


Основные направления современного иудаизма


9 Реформизм


10 Консервативный иудаизм


11 Ортодоксальный иудаизм


Заключение


Литература


Введение



Иудаизм - современное название древнейшей монотеистической религии
мира. Название происходит от греческого слова “иудаисмос”, которым в начале
новой эры обозначали религию еврейского народа. Это слово в свою очередь
происходит от еврейского слова “иехуда” (призванный восхвалять Б-га). Этот
термин появляется во второй книге Маккавеев и в послании Галатам апостола
Павла.
О мировом значении этой религии нельзя сказать выразительнее и лучше
русского мыслителя Н.Я. Данилевского: “среди него (еврейства) выработалось
то религиозное миросозерцание, которое подчинило себе самые высокие
развитые цивилизации и которому суждено было сделаться религиею всех
народов, единою, вечною и непреходящую ее формой (Н.Я. Данилевский, Россия
и Европа. СПб, 1995. С.402). Более того, он полагал, что иудаизм является
основой особой еврейской цивилизации. Естественно, что говоря о “всех
народах”, автор имел ввиду единоверных ему приверженцев христианства,
которое зародилось в иудаизме и в значительной степени прямо переняло его
религиозную традицию. Эту мысль продолжает великий русский религиозный
философ В. Соловьев, подчеркнув, что только у евреев религия принимает
форму Союза или Завета между Б-гом и человеком как между существами, “хотя
и неравносильными, но нравственно однородными” (В. С. Соловьев. Еврейство и
христианский вопрос// Тайна Израиля. СПб, 1993 С.40)


1. Основные принципы вероучения в иудаизме



Главным и незыблемым принципом веры в иудаизме является признание
Единого Б-га (имя Всевышнего нельзя, по законам иудаизма, писать полностью,
потому оно пишется с пропуском буквы), которое выражается в молитве “Слушай
Израиль: Господь, Б-г наш, Господь един” (Второзаконие, 6:4). По-еврейски
она обозначается словом “Шма” (“Слушай”). Следует указать, что здесь и
далее под еврейским понимается язык, относящийся к семитской группе языков,
который был разговорным у евреев на исторической родине, на котором
написаны Священное Писание и молитвы. Иногда его называют древнееврейским.
Современный вариант этого языка - “иврит” - возрожден в качестве языка
общения в государстве Израиль.
Более детально основополагающие идеи иудаизма изложены в Десяти
заповедях, дарованных согласно традиции, Б-гом на горе Синай (XIII в. до.
н. э.) через пророка Моисея еврейскому народу, называемому также народом
Израиля по имени внука патриарха Авраама - Иакова-Израиля. Вот текст этих
заповедей (Исход 20:2-17):
1. Я, Господь Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства.
2. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира
и никакого изображения того, что на небе вверху и того, что на земле
внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я
Господь Б-г твой - Б-г ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов до
третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милости
тысячам родов любящим меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Б-га твоего напрасно; ибо Господь не
оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай
всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Б-гу твоему; не
делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб
твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах
твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в
них, а в седьмой день почил. Посему благословил Господь день субботний
и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь Б-г твой дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба
его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего
твоего.
Этими заповедями закреплялся особый договор - “Завет” - между Б-гом и
еврейским народом, ставшим благодаря этому акту “избранным” в смысле
первообладателя Священного учения - Торы. Именно народу Израиля завещано
возвестить слово Б-жие всем народам Земли. Первые четыре заповеди посвящены
отношениям Б-га и человека а остальные шесть отношениям людей между собой.
Причем в иудаизме считается абсолютно неразделимым любовь к Б-гу и человеку
как творению Б-га. Поэтому в любом акте сострадания и милосердия
присутствует Б-жественное начало. Разумеется, это относится не только к
евреям, избранный народ отличается от других только в сугубо религиозном
отношении и поэтому для нееврея даже гораздо легче достигнуть праведности,
поскольку ему необходимо придерживаться только семи заповедей, предписанных
всем сыновьям Ноя. Он только должен избегать:
1. Идолопоклонства
2. Разврата и прелюбодеяния
3. Кровопролития
4. Поругания имени Б-жьего
5. Несправедливости и беззакония
6. Грабежа
7. Жестоких, бесчеловечных поступков, в частности, жестокого обращения с
животными.
Однако в рамках общих положений иудаизм допускает большую свободу
мысли в их толковании и осмыслении. Ввиду этого известны различные способы
догматического определения его сущности. Например, великий законоучитель
Гилель, живший на рубеже новой эры, так ответил язычнику, просившего его
сообщить сущность иудаизма за то время, когда он будет стоять на одной
ноге: “не делай ближнему того, чего себе не желаешь. В этом заключается вся
суть Торы. Все остальное есть толкование. Иди и учись.”( Бялик Н и
Равницкий И. Агада , Иерусалим, 1992 . С. 280).

2. основные периоды развития иудаизма

Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как
родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаистического
монотеизма. Послебиблейская еврейская национально-религиозная традиция
приписывает ему открытие существования Единого Бога - творца неба и земли.
Авраам назвал этого Бога Элохим (буквально "Бог Высочайший", "Бог
Всемогущий").
Возникновение монотеистических представлений стало мощным фактором
этногенеза еврейского народа. Этноним "евреи", по одной из версий,
произошел от древнесемитского наименования "ибири" - так первоначально
назывались кочевые семьи, выделившиеся из крупных племенных объединений.
Переселение около 1900 г. до н. э. племени Авраама из окрестностей
города Ура Халдейского в Месопотамии за реку Евфрат положило начало
исторической жизни евреев - почитателей Единого Бога. Отсюда возникла
другая версия происхождения наименования "евреи" - от древнесемитского
слова "эвер" (другая сторона), что означает "живущие на другой стороне
реки".
Этноним "жид" ("жидовин") впервые фиксируется в русских письменных
источниках с XII века и представляет собой результат длительной
фонетической трансформации еврейского этнонима "йехуди". Долгое время
этноним "жид" считался нормативным, однако с XIX века стал приобретать
уничижительно-оскорбительный оттенок, постепенно перейдя в лексикон
антисемитизма. Древние евреи явились первой этнической общностью, в судьбе
которой генезис монотеизма сыграл особую роль. Понятие единого всемогущего
Бога пробудило сознание народа, дремавшее под наслоениями варварского
политеизма, постепенно внося в него такие прежде неизвестные элементы, как
моральный кодекс личного, общественного и государственного поведения,
представления о грехе, смысле жизни и воздаянии, отсутствовавшие у других
народов древности. Приоритетная историко-цивилизационная заслуга иудаизма -
принцип единобожия, ставший одним из кристаллизационных моментов
формирования мощной цивилизационной общности - иудео-христианской
цивилизации.
Монотеистические представления древних евреев складывались в течение
достаточно продолжительного исторического периода (XIX - II века до н. э.),
получившего наименование библейского и включившего в себя так называемую
эпоху патриархов (праотцев) еврейского народа - Авраама, Исаака и Иакова
(Израиля).
Религиозные воззрения патриархов основывались на идее, согласно
которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов -
покровителем рода (генотеизм). Уникальными в подобных воззрениях были
понимание особой близости между Богом и человеком и требование исполнять
все заповеди, данные Богом отцов. На этой религиозной основе сложился союз
родственных племен, именуемый "Вене Исраэль" ("Сыны Израиля").
Согласно Библии первоначально в данный союз входило 12 колен
(родоплеменных групп, связанных кровным родством, происходящих от 12
сыновей Иакова (Израиля), сына Исаака, внука Авраама; Рувима (Реувена),
Симеона (Шимона), Левия, Иуды (Йехуды), Иссахара, Завулона, Гада, Асира
(Аше-ра), Иосифа, Вениамина (Беньямина), Дана и Неффалима (Нафгали).
Позднее колено Иосифа разделилось на колена Манассии (Менаше) и Ефрема
(Эфраима) - сыновей Иосифа. Около 1700 г. до н. э. израильский союз
переселился в Египет, где древние евреи прожили около 400 лет в области
Гесем в дельте Нила. Резкое ухудшение их положения в результате попадания в
рабство к египетским фараонам привело около 1230 г. до н.э. к исходу
еврейского народа из Египта под руководством религиозно-политического вождя
Моисея (Моше) из колена Левия. В это время генотеизм религии патриархов
получил форму бескомпромиссного монотеизма в виде Синайского завета- союза
еврейского народа с Богом Праотцев, названным именем Яхве - ("Сущий", из
бытия которого проистекает все).
Результатом этого завета стали Десять Заповедей, записанные на
скрижалях (каменных досках), которые согласно Библии были переданы Моисею
Богом на горе Синай после выхода из Египта. Это событие положило начало
формированию этического монотеизма - качественно нового уровня религиозных
представлений, следование моральным заповедям стало главным условием
исполнения Божьей воли. Впоследствии Десять Заповедей легли в основу
"Синайского кодекса" - древнейшей части Библии (книга "Исход").
Достигнутый уровень религиозно-этнического единства древних евреев
позволил им около 1200 г. до н. э. под руководством преемника Моисея -
Иисуса Навина - завоевать историческую область Ханаан (позже получившую
название Палестина), где около 1000 г. до н. э. было основано Израильско-
Иудейское царство. Оно стало первым на Ближнем Востоке национально-
религиозным государством, политический режим которого можно назвать
иудаистской (яхвистской) теократией. Религиозно-политическим центром
Израильско-Иудейского царства стал город Иерусалим (Ерушалаим) с
общееврейской святыней - Храмом Яхве на горе Сион, воздвигнутым в 958 г. до
н. э. при царе Соломоне.
Пережив внутренние смуты, приведшие около 928 г. до н. э. к распаду
древнееврейского государства на два самостоятельных царства - Израильское и
Иудейское, а также ассирийское (722.г. до н. э.) и нововавилонское (586 г.
до н. э.) нашествия, разрушение Иерусалима и первого Храма, почти
полувековое (586 - 539 гг. до н. э.) "вавилонское пленение" -
насильственное переселение большей части евреев в Вавилонию после взятия
Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II, последующее возвращение в
Палестину и воссоздание Иерусалимского Храма, древние евреи сделались как
бы новым этносом. В его среде сложилось прочное ядро ортодоксов (хасидим) -
сторонников Синайского завета.
Под влиянием учения и проповеди древнееврейских пророков - небиим
("вестников Божьей воли"), имевшей место в VIII - VI веках до н. э„
древнееврейская религии из культа еврейского племенного Бога Праотцев Яхве
(генотеизм) превратилась в абсолютный монотеизм, имеющий универсальный
характер. Одновременно сформировалось самосознание еврейского народа как
избранного "народа Божия" - носителя высокой нравственно-религиозной миссии
среди других народов.
Формирование иудаистического монотеизма происходило в условиях
непрекращающейся борьбы с языческими культами, получившими большое
распространение вследствие ассирийского и вавилонского культурного влияния
в Палестине.
В связи с этим огромное значение для утверждения иудаистического
монотеизма имела религиозная реформа иудейского царя Иосии (правил в 639 -
609 гг. до н. э.). Он провел централизацию культа вокруг Иерусалимского
храма и ликвидировал политеистические культовые центры.
В послевавилонскую эпоху в итоге деятельности законоучителей Ездры и
Нехемии (около 444 г. до н. э.) еврейский народ утверждается в качестве
строго теократической замкнутой общины, резко обособленной от окружающего
мира. Это нашло свое отражение, прежде всего в этническом изоляционизме, то
есть принципиальном несмешении с неевреями в браках, а также в бытовом и
экономическом сепаратизме. Древнееврейский монотеизм оказался фактором
столь сильным, что порожденные им настроения и доктрины сумели
противостоять мощному ассимиляторскому влиянию эллинистической культуры.
В результате Маккавейских войн в 165 г. до н. э. древнееврейская
государственность была восстановлена и в различных формах просуществовала
вплоть до Иудейской войны с Римом (67 -73 гг. н. э.). По словам протоирея
А. Меня, "Израиль, самый молодой среди восточных народов, зародился как
религиозное движение; он имел своих вождей, которых единая вера побудила
объединиться, и уже из этого религиозного единства произрастало единство
национальное. Период истории иудаизма со II века до н.э. по VI век н. э.
получил название талмудического. Он характеризуется обстоятельной
систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из
храмового священнодействия превратился во всепроницающую систему
предписаний, иногда скрупулезно мелочных, для всех случаев жизни
ортодоксального иудея, вплоть до требований подчеркивания своей
принадлежности к избранному Богом народу с помощью особых деталей внешнего
облика (прически, одежды). Наиболее полный Вавилонский Талмуд содержит 613
таких установлений.
Письменное оформление талмудической традиции первоначально совершалось
иерусалимскими книжниками - продолжателями Ездры, а с конца 1 века нашей
эры, после разрушения Иерусалима - таннаями (законоучителями) и амораями
(толкователями) в талмудических школах (так называемых йешивах) городов
Явны, Ципоры и Тивердиады (Палестина 1 -V века), которые в то время были
центрами религиозно-общинного самоуправления евреев Римской империи. Однако
начиная с IV века в связи с христианизацией Палестины, которая сделалась
"Святой Землей" христианства, палестинский очаг иудаизма затухает.
Ведущую роль после этого стала играть еврейская община в Месопотамии,
существовавшая со времен "Вавилонского пленения", которая с III века при
сасанидских правителях Ирана получила внутреннюю автономию. Непререкаемый
авторитет в вопросах иудейского вероучения приобрели вавилонские гаоны
(дословно "красота", "гордость") - ученые законоучители, возглавлявшие
йешивы в городах Сур, Нагардея и Пумбедита.
После арабского завоевания Месопотамии гаонат Вавилонии не только
сохранил свое значение, но и сделался высшим духовным авторитетом для всех
евреев Арабского халифата. Как отмечал в этой связи еврейский историк С.
Дубнов, "политически объединенная халифатом восточная диаспора объединялась
внутренней властью гаонов Вавилонии".
Период истории иудаизма VI - XVIII веков именуется раввинистическим.
Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а с XVII
- XVIII веков - Нового Света (Америка) привело к образованию большого числа
еврейских национально-религиозных общин. Они обладали внутренней автономией
и возглавлялись раввинами (от древнееврейского слова "рабби" - мой
учитель).
На существование еврейских национально-религиозных общин постоянное
воздействие оказывал фактор антисемитизма - враждебного отношения к евреям
как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба народам,
среди которых она живет. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в
средневековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враждебность
иудейской религии христианству и христианской цивилизации.
Антисемитизм активно использовался различными слоями средневекового
общества для подавления экономических конкурентов и в целях политической
борьбы. Результатом антисемитизма явилось постоянное перемещение
значительных масс еврейского населения, уничтожение в результате
преследований иудейских общин в одних странах и возникновение их там, где
обстановка была более благоприятна.
Крупнейший еврейский культурно-религиозный центр сложился в Испании
после завоевания ее арабами в 711 г. Однако после Реконкисты (отвоевания
коренным населением захваченных арабами территорий) положение евреев в
Испании резко ухудшилось. Последние арабские крепости в Испании пали в 1488
г., а уже в 1492 г. испанские евреи были изгнаны из страны, расселившись
преимущественно на Балканах и в странах Ближнего Востока. Еще раньше, в
1290 г., евреи были изгнаны из Англии, где новая иудейская община сложилась
лишь после Английской буржуазной революции XVII века. Еврейский культурный
очаг в Провансе (Юго-Восточная Франция) был уничтожен французскими королями
в XIII - XIV веках; особенно жестокому геноциду евреи Прованса подверглись
во время так называемых Альбигойских войн. В 1242 г. в Париже торжественно
сожгли иудейские священные книги, свезенные со всей территории нынешней
Франции.
С IX века значительный центр еврейской национально-религиозной жизни
складывался в Германии, но в XI-XII веках германские иудейские общины
подвергались разгрому в период трех первых крестовых походов,
сопровождавшихся вспышками религиозного фанатизма. Дальнейшее ухудшение
положения германских евреев, поставленных в условия принудительной изоляции
от христианского населения (так называемый режим гетто), привел к их
миграции в XIII -XV веках на территорию Восточной Европы (Польша, Литва,
западнорусские земли).
Существенно лучше было положение иудейских общин в мусульманских
странах благодаря традиционной веротерпимости исламских владык. Однако и
здесь иудеи страдали от многочисленных войн, особенно во время восстаний
христианского населения Турции.
Несмотря на то, что диктуемые объективными обстоятельствами случаи
ренегатства иногда имели место, в целом в Европе до конца XVII века для
евреев была характерна крайне малая подверженность ассимиляции, в
экстремальных ситуациях доходившая до готовности скорее погибнуть, чем
отречься от своей веры и своего народа. Так произошло, в частности, с
марранами - крещеными испанскими евреями, сохранившими тайную
приверженность иудаизму и подвергшимися за это жесточайшим преследованиям
инквизиции. Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце
XVIII века. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев
в результате событий Великой Французской революции 1789 - 1794 гг. и
последовавшей за этим разрушением средневековой изоляцией иудейских общин,
на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.
В еврейской среде зародилось движение за приобщение евреев к
достижениям европейской цивилизации, получившее название хаскалы
(просвещение). У его истоков стоял выдающийся еврейский философ из Германии
Мозес Мендельсон (1729 - 1786). Одновременно развернулась кампания за
ослабление системы ритуальных предписаний и запретов в иудаизме и внешнее
сближение иудаистского богослужения с христианско-протестантским (так
называемый "реформированный иудаизм").
С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США захватили процессы
секуляризации и эмансипации: история иудаизма и история евреев, ранее
неразделимые, начали расходиться. Стала фактом национальная
самоидентификация евреев вне религиозных рамок. В то же время евреев
Восточной Европы, Российской империи и Азии эти процессы в XIX веке
затронули весьма незначительно, либо не затронули вообще.
К концу XIX века наряду с движениями, ведущими к ассимиляции евреев,
сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание
еврейского государства на исторической родине еврейского народа - в
Палестине, получившее наименование сионизма (от названия холма Сион, на
котором расположен Иерусалим). Его основоположником явился еврейский
публицист из Австрии Теодор Герцль (1860 - 1904), автор книги "Еврейское
государство".
В 1897 г. состоялся 1 Всемирный сионистский конгресс, проходивший в
Базеле (Швейцария), на котором была создана Всемирная сионистская
организация. Имевший своими истоками догматические положения иудаизма об
"избранном народе Божием", сионизм, тем не менее, сделался явлением не
религиозной, а светской политической жизни. В его рамках сложились самые
разнообразные идейные течения - от религиозно-фундаменталистских до
социалистических.
В XX веке процесс ассимиляции евреев получил наибольшее развитие в
странах Западной Европы и на территории СССР. Но в итоге Холокоста
(катастрофы) - физического уничтожения 6 млн. евреев в гитлеровской
Германии и на оккупированной ею территории Европы погибла подавляющая часть
европейских евреев, как ассимилированных, так и сохранивших традиционную
культуру. Причем в силу германской оккупации наиболее крупных
цивилизационных центров восточноевропейского еврейства носителей
традиционной еврейской культуры погибло больше.
Гитлеровский геноцид и вызванный им массовый психический шок не
сломили, однако, еврейского национального духа. Напротив, фактами
послевоенной истории мирового еврейства стали прорыв в неразрешимой ранее
проблеме возвращения евреев в Палестину (образование в 1948 г. государства
Израиль) и возвращение к иудаизму большого числа ассимилированных евреев,
получившее наименование тшува (возвращение), а также связанное с этим
оживление еврейской религиозной жизни, как в Израиле, так и в диаспоре .



3. Основные направления современного иудаизма


Основные направления современного иудаизма - ортодоксальное,
реформистское и консервативное. Они в свою очередь делятся на различные
течения.
3.1. Реформизм

Реформистское направление в иудаизме возникло в Германии в начале XIX
в. На его становление оказали с одной стороны идеи европейского
Просвещения, главным проводником которого в еврейской среде был немецко-
еврейский философ Моисей Мендельсон, а с другой стороны радикальные
социально-исторические перемены в жизни Европы, вызванные Великой
французской революцией. Мендельсон (1729 - 1786 гг.), стремясь изменить
положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных городских еврейских
кварталах (гетто), перевел Библию на современный немецкий язык и много
сделал для распространения среди еврейской молодежи европейской культуры.
Хотя он сам лично полагал, что иудаизм как боговдохновленная религия
включает в себя и всю его обрядовую сторону, среди его последователей
формируется доктрина реформированного иудаизма.
Ее сущность заключается в том, что огромная совокупность обрядов и
ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим иудаизмом, является
только исторически преходящим фактором, не отражающим подлинного духа
религии. Отсюда делался вывод о необходимости радикального реформирования
иудейского культа. Эти идеи стали претворяться в жизнь после оккупации
Германии наполеоновскими войсками и введения там французских либеральных
порядков, включавших в себя также гражданское равноправие евреев.
Один из первых идеологов реформизма Израиль Якобсон в 1808 г. основал
в Касселе (Вестфалия) еврейскую школу, где наряду с еврейскими
преподавались светские науки, а также молитвенный дом с отправлением службы
не на еврейском языке Священного Писания а на немецком. Затем его
последователь Э. Клей в 1818 г. основал реформистскую синагогу в Гамбурге,
названную Тампль (Храм). Наряду с введением богослужения на немецком языке
и аккомпанементом на органе, из текстов молитв были выброшено упоминание о
пришествии Мессии, одно из главных положений традиционного иудаизма. С
появлением раввинов, получивших образование в европейских университетах,
количество сторонников реформистского иудаизма резко возросло. Их главным
идеологом стал Авраам Гейгер (1810 - 1874 гг.), выдающийся ученый и глава
еврейской общины г.Бреслау (Вроцлав). По его представлениям, иудаизм - это
только религия, евреи не являются единым народом.
Концентрированная доктрина реформизма нашла свое выражение в
декларации участников съезда его сторонников, прошедшего в г. Франкфурт-на-
Майне в 1842 г.:
. мы признаем за религией Моисея возможность бесконечного развития;
. Талмуд не имеет для нас никакого авторитета ни с догматической, ни с
практической точки зрения;
. Мессии, который бы вернул евреев в Палестину мы не ждем и не желаем,
мы не признаем никакого другого отечества, кроме того, к которому мы
принадлежим по рождению и по гражданству.
Радикальному изменению подвергся и ритуал богослужения: вся служба
велась на немецком языке, отменено трубление в ритуальный рог (шофар),
ношение во время молитвы ритуального облачения (талес), во всех религиозных
вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами.
Однако наибольшего успеха реформизм добился в США, куда эмигрировали
многие его идеологи. В 1885 г. на съезде в Питтсбурге было подтверждено,
что евреи являются не народом а религиозной общиной. Главным принципом было
признано библейское положение “люби ближнего как самого себя”. Ритуалы,
соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому. Несмотря на
массовую эмиграцию в США из Восточной Европы приверженцев ортодоксального
иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовой поддержкой.
Достаточно указать, что в настоящее время в Америке насчитывается около
миллиона сторонников реформизма и примерно 800 реформистских синагог.
Реформисты допускают участие своих раввинов в бракосочетаниях смешанных
браков даже вместе с христианскими священниками, для них необязателен
религиозный развод, у них имеются женщины-раввины, принадлежность к
еврейству определяется не только по матери, но и по отцу, крайне облегчено
обращение в иудаизм и т.д. В других странах позиции реформизма значительно
слабее.

3.2. Консервативный иудаизм

Направление консервативного иудаизма сформировала группа в США
умеренных реформистов в ответ на радикальные решения Питтсбургской
платформы. В основу своей программы были положены идеи немецко-еврейского
ученого З. Френкеля (1801-1875 гг.), полагавшего иудаизм и национальные
традиции результатом коллективного творчества еврейского народа и полностью
отделившего религию от образа жизни. В связи с этим провозглашалась свобода
критического подхода к иудаизму и к еврейской истории. Дальнейшему успеху
консервативного иудаизма способствовала деятельность знаменитого гебраиста
и раввина С. Шехтера . В настоящее время консерватизм сохраняет сильные
позиции среди приверженцев иудаизма, особенно в Америке.
Сторонники консервативного иудаизма признают принципы ортодоксального
раввинизма, однако сохранили многие нововведения реформистов. В их
синагогах мужчины и женщины молятся совместно, богослужения совершаются на
английском языке, используется орган. Подобно реформистам они отрицают
воскресение мертвых, но верят в бессмертие души. В рамках консервативного
иудаизма в США возникла направление конструктивистов. Они провозглашают
принцип: “иудаизм для еврейского народа а не еврейский народ для иудаизма”.
Религия рассматривается как часть культуры а еврейские обычаи и ритуалы
только как явления национальной традиции.

3.3. Ортодоксальный иудаизм

Ортодоксальный иудаизм решительно возражал против нововведений в
религии, видя в них вредные плоды эпохи распространения среди евреев
европейского просвещения (по - еврейски Гаскала), начало которому положил
Мендельсон. С целью противодействия этому И. Салантер (1810-1883 гг.) из
Вильно основал движение “мусар” (по-еврейски - мораль), поставившее своей
целью совершенствование нравственного облика верующего с помощью
самовоспитания посредством постоянного чтения религиозно-нравственной
литературы и последующего созерцания и размышления. Это направление оказала
и оказывает большое влияние на многих верующих.

Заключение

Как указывал С. Дубнов, "уже давно скорбный путь еврейской истории
измеряется катастрофами. От одного "хурбана " (разрушения) до другого -
такова обычная характеристика этапных пунктов на этом пути. Созданные
великим трудом еврейские центры разрушаются не вследствие процесса
внутреннего разложения, а насильственно, рукою внешнего врага, и в начале
каждой историческом эпохи народу-страннику приходится создавать новые
центры национальной культуры, новые позиции для армии духа, которая может
быть разбита, но не побеждена".
Моё мнение заключается в том, что иудаизм как религия является
составной частью современной государственной политики, она не отделена от
государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от
рождения человека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в
самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе
верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства,
что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь,
означало смерть: наложение херема - отлучения от синагоги и от еврейства -
рассматривалось как самое страшное наказание.
Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем,
что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не
только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые
религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из
кокона иудаизма. Здесь имеется в виду истинно христианская вера, вера
апостолов и ранней христианской общины, а не ее религиозные течения,
сковывающие живую веру.
Вера втискивается религией в жесткую оболочку правил и предписаний.
Зачастую религиозными вождями на определенных, как правило, начальных,
стадиях являлись искренние, истинно верующие люди. Однако их желание
заставить других жить по их законам (что в корне противоречит принципам
Христа) приводило к страшным последствиям. Нет необходимости их
перечислять, они общеизвестны. Здесь наблюдается поразительное сходство с
тоталитарными идеологиями: коммунизм - тоже религия. К руководству в
религиях всегда пристраивались, а затем занимали там ведущее место
проходимцы, приспособленцы, без всяких принципов, которым нужна только
власть. У них за душой не было ничего святого, а религия являлась лишь
прикрытием. Конечно, и здесь, как, впрочем, всюду, можно отыскать
исключения, которые, как известно, только подчеркивают правила.
Любая религия - родник, который не утоляет жажды и не спасает.

Литература

1. И. Телушкин. Еврейский мир. М. 1992
2. С. М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999.
3. Тайна Израиля. СПб. 1993.
4. Религии народов современной России. М. 1999. Статьи Иудаизм в России,
Иудаизм и сионизм, Иудаистские обряды и ритуалы, Хасидизм,
Реформистский иудаизм.
5. Российская цивилизация. Энциклопедический словарь. М. 2001. Статьи
Антисемитизм в России, Иудаизм в России, Сионизм.
6. Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др. Религия в
истории и культуре: Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика М.
Г.) М: «ЮНИТИ», 1998.
7. Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович. Еврейские рукописи, история,
путешествия. СПб 1997.






Реферат на тему: Иудаизм в Израиле

В истории еврейского народа концепция государственного строительства,
имеющая глубинную этноконфессиональную основу, являлась определяющей в
период формирования древнееврейского государства (около 1000 г. до н.э.), а
также теократического государства, существовавшего на территории Иудеи (IV
в. до н.э.). Символом еврейской государственности являлся Иерусалимский
храм, окончательно уничтоженный в 70 г. н.э. Теократическая форма правления
в разных видах просуществовала в Иудее несколько столетий и была уничтожена
римскими завоевателями, однако идея теократического государства,
закрепленная в Торе (Пятикнижии Моисея), продолжала существовать в сознании
еврейского народа в условиях утраты государственной самостоятельности,
внешних завоеваний и диаспоры.

Идея теократического государства, базирующаяся на вере в единого и
общенационального Бога, объективно способствовавшая этнической и
конфессиональной консолидации еврейского народа, до сих пор является
актуальной в концепции взаимоотношений иудаизма и государства в Израиле.

Формально Израиль не является клерикальным государством, однако фактически
иудаизм выполняет функцию государственной религии и государственной
идеологии; его влияние распространяется на государственно-политическую и
социальную сферы Израиля.

В Израиле все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов,
действующими на основе талмудического права. Гражданского брака в Израиле
не существует. Раввинат играет значительную роль в общественно-литической и
культурной жизни страны особенно в области просвещения. Религиозные учебные
заведения составляют около 30% всех средних учебных заведений Израиля. В
ряде городов Израиля (Тель-Авиве, Иерусалиме и др.) в субботу (шаббат) не
работают общественный транспорт, ряд аэропортов и т д. В Торе написано, что
Бог сотворил землю, светила, растения, животных и первых людей за шесть
дней, седьмой день он отдыхал. В память об этом религиозный еврей не
совершает действия, направленные на разрушение или сотворение чего-либо.
Считается, что если все евреи смогут соблюсти 2 шаббата, то это приблизит
пришествие Мессии (Мошиаха). Все обряды и богослужение в субботу
предназначены, чтобы уловить это ощущение «святости времени». Таким
образом, шаббат воспринимается как дар Божий Израилю, знак завета Бога с
Его народом и знак откровения Божьего, способ жить с ощущением Творца.
Суббота представляется как «предвкушение грядущего мира» для евреев, способ
почувствовать радость конечного спасения. Это выражено в шаббатних
молитвах, читаемых, например, за вином, на дополнительной службе, на
дневной службе, а также в нижеследующей выдержке из утренней службы, с
которой начинается суббота:
«…Народ, что освящает седьмой день, насладится щедротами Твоими, и был
избран волей Твоей седьмой день; и Ты освятил его самым и назвал его самым
желанным из всех дней, в память сотворения мира».
Перед субботой необходимо провести тщательные приготовления. Нужно
уладить все споры, очиститься от дурных мыслей и чувств. К материальным
приготовлениям относятся покупки, уборка, необходимо приготовить еду,
накрыть стол для трапезы в пятницу вечером. Это важное семейное торжество.
Вскоре после захода солнца зажигаются две субботние свечи. Обычно это
делает мать семейства в сопровождении дочерей или маленьких детей. Это
действие вводит в субботу. Тем временем другие члены семьи приветствуют
приход праздника в синагоге. Когда начинается вечерняя служба, о субботе
возвещают, как о королеве или невесте. Существует притча о том, что
человека на пути домой из синагоги в субботу сопровождают два ангела,
добрый и злой. Если он видит, что дома всё приготовлено для встречи шаббата
и царит приятная обстановка, добрый ангел произносит: «Пусть всё будет так
же на следующей неделе», а злой должен ответить: «Омен» («Да будет так»).
Но если дома ничего не готово, тогда злой ангел говорит: «Пусть все будет
так же на следующей неделе», а добрый должен против своей воли ответить:
«Омен». Перед трапезой читают «кидуш» («освящение»), пьют вино, которое
символизирует сладость и веселье этого дня, и едят хлеб, напоминающий о
двойной доле манны небесной выпадавшей во время скитаний евреев по пустыне.
После празднования читают шаббатнюю молитву благодарения. Церемония
завершения субботы носит название «Авдала». Читаются благословения над
вином и пряностями. Некоторые воспринимают это как обряд подслащения дел
наступающей недели, для других это способ продления праздника.


В 1948 г. (14 мая была обнародована Декларация независимости Израиля) одним
из основных вопросов, вставших перед новым государством, был статус
иудаизма и взаимоотношение государства и религии.

Статус еврейской религии в Государстве Израиль не получил до сих пор
законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об
отношении религии к государству и ее роли в обществе. Сравнительно
небольшая часть населения Израиля требует абсолютного приоритета
религиозного законодательства над государственным; также относительно
невелика группа населения, требующая полной секуляризации законодательства
вплоть до исключения личного права из юрисдикции раввината. Большинство же
населения поддерживает сохранение в той или иной форме традиционного
специфического колорита израильской государственности и общества.

При изучении общественного мнения было установлено, что только 15 %
взрослого еврейского населения Израиля высказывается в пользу
теократического государства. За полностью секуляризованное государство
выступает более 30 %, а что касается остальных (около 50 %), то часть из
них придерживается мнения о тесных связях государства и религии, а другие
предлагают отделение синагоги от государства и школы от церкви. В
результате сложилась ситуация, когда в Израиле иудаизм не отделен от
государства, как и школа от церкви. Несмотря на наличие в стране нескольких
вероисповеданий кроме иудаизма (мусульманского, христианского, друзского и
др.), только иудаизм занимает господствующее положение.

Вместе с тем стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому
для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению традиций в
государственной и общественной жизни страны, нашло выражение в статус-кво,
еще до возникновения Государства Израиль: юрисдикция раввинских судов в
области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины,
запрещение работы в субботу и дни религиозных праздников в государственных
учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте,
промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; особая сеть религиозных
школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб.

Влияние иудаизма сказывается на гражданском законодательстве - в Израиле
официально запрещены не только браки евреев с неевреями, но затруднены
браки между представителями различных направлений в иудаизме. По закону
1953 г. все дела брачно-семейного характера были отданы в исключительное
ведение раввинских судов. Поэтому чтобы подобные браки были признаны и
зарегистрированы религиозными советами общин, нееврейская сторона или
последователь реформированного или консервативного направления в иудаизме
должны принять иудаизм в соответствии с ортодоксальным обрядом,
установленным Талмудом. Практически невозможен переход евреев в другое
вероисповедание, суровое уголовное наказание предусмотрено для лиц,
содействующих такому переходу.

По израильским законам о гражданстве автоматическое его предоставление
может иметь место только в отношении еврея. По закону 1970 г. евреем
признается лицо, родившееся от еврейской матери, либо перешедшее в иудаизм
и не исповедующее иной религии.

Современное еврейское население Израиля сложилось из репатриантов из стран
рассеяния, и его этнический состав является отражением этнического состава
мирового еврейства, составляющего один народ, объединенный общностью
происхождения, религии, духовного наследия и национального самосознания.
Однако существование еврейского народа в диаспоре и отсутствие
государственности (до 1948 г.) привели к его фрагментации на отдельные
общины с разными языками повседневного общения, некоторыми различиями в
религиозной обрядности, а также в сложившихся формах быта, культурных
традициях и т.п.

Наиболее значительной этнолингвистической общностью является ащкеназы,
языком общения которых был идиш и, которые принадлежат к выходцам из стран
Восточной и Центральной Европы, Северной Америки, Южной Африки и Австралии,
большинству выходцев из стран Западной Европы и Южной Америки. Они
составляли абсолютное большинство еврейского населения Израиля к моменту
его образования (85 %), в настоящее время их число уменьшилось в результате
массовой репатриации из арабских стран.

К сефардам, языком общения которых был еврейско-испанский, относятся
выходцы из стран Балканского полуострова (Греция, Болгария, Югославия,
Турция), часть выходцев из Северной Африки. Около 40 % еврейского населения
Израиля составляют в настоящее время выходцы из арабского мира (Марокко,
Ирак, Йемен, Иран), значительны этноконфессиональные группы бухарских,
горских, курдских и др. евреев.

Государство Израиль является средоточием памятных мест иудаизма и святым
местом для его последователей не только граждан Израиля, но и тех, кто
проживает за его пределами. Главная святыня - Западная стена (в европейской
традиции - стена плача), участок уцелевшей части храмового комплекса,
которая уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма (70 г.)
стала местом молитвы. Западная стена привлекает евреев как из самого
Израиля, так и из стран диаспоры. К ней приходят ежегодно миллионы
молящихся туристов. После воссоединения Иерусалима (1967 г.) сложились и
получили широкое распространение традиции, связанные с Западной стеной.
Многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста, здесь впервые вызываются к
чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей, проводятся
церемонии в честь национальных праздников Израиля.

В начале 90-х годов в Израиле насчитывалось около 7 тысяч официально
зарегистрированных синагог. Столь большое число молитвенных зданий
объясняется разнообразием литургий различных этнических групп и религиозных
течений в иудаизме. Во многих синагогах после молитвы проводится изучение
Закона. Число молящихся особенно значительно по субботам и праздникам. В
крупные праздники синагогу посещает большинство еврейского населения
страны. Во многих общинах принято справлять в синагоге семейные праздники:
обряды бракосочетания, обрезания, бар-мицвы (совершеннолетия) Почти все
конгрегации отмечают благодарственными молитвами День Независимости Израиля
и День освобождения Иерусалима, а в субботнюю и праздничную литургию
включают молитвы за благоденствие Израиля, за благополучие президента
страны и ее армии.

В настоящее время Израиль является мировым центром традиционного еврейского
образования. В Израиле были воссозданы иешивы, так называемого литовского
типа (одна из наиболее знаменитых - Поневежская иешива в Бней-Браке) и
обосновалось несколько хасидских иешив ("дворов"). Они быстро прижились в
Израиле и стали привлекать многочисленных учащихся из уроженцев страны.
Часто традиционное обучение в иешивах сочетается со средне образовательной
программой (или программой профессионального обучения). Многие из учеников
средних иешив продолжают обучение в высших иешивах. К другим видам иешив
относятся иешивы, в которых четырехлетнее изучение Закона сочетается с
военной подготовкой и несением действительной воинской службы. В 1960-80-х
годах в связи с активным обращением к религии выходцев из разных стран,
эмигрировавших в Израиль, возникает сеть специальных иешив для учащихся с
разным уровнем знаний о религии, образовательным уровнем и т.д. Создаются
специальные учебно-воспитательные заведения для девушек. Некоторые из этих
иешив создаются специально для учащихся из США, Франции и других стран, а
также для лиц с высшим образованием, для бывших преступников и т.п.

С образованием Государства Израиль для обеспечения религиозных нужд
населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано
Министерство по делам религий. Еврейскими общинно религиозными учреждениями
руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным
апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты.

При муниципальных и поселковых советах действуют религиозные советы. В
функции религиозных советов входит устройство и содержание микве (бассейна
для религиозного омовения), оказание материальной помощи в учреждении и
содержании синагог, контроль за соблюдением религиозных правил (кашрут) в
скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т.п. Члены
религиозного совета назначаются раз в четыре года муниципалитетом, местным
раввином и Министерством по делам религий.

Около 100 даянов (судей) заседают в 24 раввинских судах, действующих в
десяти городах Израиля. Помимо правовых вопросов, касающихся личного
статуса еврейских граждан страны, в юрисдикцию раввинских судов входит
утверждение гиюра (формального перехода в иудаизм).

Общины консервативного и реформистского течений в иудаизме (возникли на
территории Израиля в 1937 и 1957 гг. соответственно) немногочисленны и,
несмотря на наблюдающуюся тенденцию роста остаются периферийным явлением в
религиозной жизни страны.

Разрыв с иудаизмом в любой форме (переход в другую конфессию или выполнение
обрядов иной религии при формальном принятии иудаизма) может немедленно
отразиться на гражданском статусе человека.



Помимо евреев, значительная часть которых хотя бы формально исповедует
иудаизм, в Израиле живут многочисленные этноконфессиональные общины,
группы, национальные меньшинства. В Израиле насчитывается около 20 тысяч
караимов, представителей секты, отделившейся от иудаизма в VIII веке. У
караимов существуют Всеизраильский религиозный совет и религиозный суд,
которые находятся в Рамле. В Министерстве по делам религий существует
специальный отдел по делам караимов, государство финансирует религиозные
занятия детей караимов в государственных школах. Министерство по делам
религий также участвует в расходах на содержание молельного дома и
жалование главы религиозной общины самаритян, потомков населения Самарии.

Мусульмане составляют 13 % населения Израиля. Подавляющее большинство
израильских мусульман - сунниты.


Христиане составляют 2,3% населения Израиля, около 50% христиан проживают
в Галилее.
Католическая церковь в Израиле насчитывает около 25 тысяч прихожан, греко-
католическая - 38 тысяч, маронитская - 6 тысяч.

Согласно Закону о компетенции раввинских судов от 1953 г., еврейский
религиозный суд имеет исключительную юрисдикцию в вопросах брака и развода
евреев (граждан или жителей Израиля), включая вопросы о выплате алиментов
или содержания жены и детей, в исках евреек о халице - освобождение от
обязанности вступить в брак с братом покойного мужа. В делах по опекунству,
усыновлению, управлению имуществом и наследованию и т.п. Раввинские суды
имеют исключительную компетенцию в любом вопросе, связанном с устройством и
внутренним управлением религиозным имуществом и религиозными
пожертвованиями, учрежденными и зарегистрированными в раввинском суде
согласно еврейскому праву.


Таким образом, хотя иудаизм в Государстве Израиль и не имеет официального
статуса государственной религии, его роль является доминирующей не только в
религиозной картине страны, но и в ее государственно-политической жизни -
религиозные партии (прежде всего Национально-религиозная партия, Агудат
Израиль и др.) входят в блок правящей коалиции; он охватывает своим
воздействием частную и общественную жизнь граждан. Верховный раввинат (в
котором представлены главы основных этноконфессиональных общин Израиля -
сефардов и ашкеназов) является высшим религиозным органом страны,
выполняющим ряд важнейших государственных функций, в том числе и в сфере
раввинской юрисдикции.

Объединение общин, представляющих различные этноконфессиональные общности
современного Израиля (прежде всего сефардов, ашкеназов, "восточных евреев")
является в настоящее время важной государственной проблемой, поскольку она
в свою очередь связана с проблемой консолидации еврейской нации и
укреплением позиций иудаизма.







Новинки рефератов ::

Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников (Педагогика)


Реферат: Биография Н. В. Гоголя (Литература : русская)


Реферат: Античный мир (по курсу "Россия в мировой истории") ([Учебно-методическое пособие]) (История)


Реферат: Парламент РБ (Право)


Реферат: Развитие качеств выносливости в избранном виде лёгкой атлетике 400м с/б. (Физкультура)


Реферат: Исследование основных факторов влияния на распространения наркотиков среди подростков (Психология)


Реферат: Антимонопольная политика (Деньги и кредит)


Реферат: Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов (Педагогика)


Реферат: Коллективизация (История)


Реферат: Методики розслідування хуліганства (Криминалистика)


Реферат: Прогнозирование численности населения (Социология)


Реферат: Пространство и время в философии (Философия)


Реферат: Организация работы Конституционного Суда РФ и его правовой статус на современном этапе развития общества (Право)


Реферат: Дистанционные взаимодействия в системе отношений человек-человек (Психология)


Реферат: Малый бизнес характерные черты, преимущества и проблемы с социально-культурой сфере (Право)


Реферат: Обучение менеджеров (Педагогика)


Реферат: Крещение Руси (История)


Реферат: Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания (Биология)


Реферат: Расщелины неба (Педагогика)


Реферат: Алгоритмы и методы компоновки, размещения и трассировки радиоэлектронной аппаратуры (Радиоэлектроника)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист