GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология (полный курс) (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология (полный курс) (Социология)




ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Тема 1. Социология как наука
Тема 2. Эволюция социологической мысли
Тема 3. Особенности развития отечественной социологии
Тема 4. Общество как объект изучения в социологии
Тема 5. Социальная структура
Тема 6. Социальная стратификация
Тема 7. Типы социальной стратификации
Тема 8. Этносоциология
Тема 9. Социология личности
Тема 10. Основы прикладной социологии

Литература

Тесты



Социология


Введение


Учебный курс «Социология» дает возможность познакомиться с основными
закономерностями и формами регуляции социального поведения, научиться
выделять и анализировать особенности социальных групп и общностей, овладеть
основами социологического исследования, приобрести навыки социологического
мышления. Изучение социологии позволяет человеку анализировать свою жизнь
в контексте общественных явлений и событий, увидеть индивидуальные проблемы
как часть общесоциальных процессов.


Программа курса

Тема 1. Социология как наука
Общество - объект социологического знания. Специфика предмета
социологии. Социальная жизнь. Место социологии в системе научного знания.
Структура социологии. Социологическая точка зрения. Функции социологии.

Тема 2. Эволюция социологической мысли
Этапы развития социологии. Специфика изучения общества до Х1Х века.
Возникновение социологии. О.Конт – основатель социологии. Классический
период в развитии социологии. Социология К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера.
Позитивизм и гуманитаризм – исследовательские подходы к изучению общества.
Парадигмы современной социологии: структурный функционализм, парадигма
радикального конфликта, символический интеракционизм.

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии
Социологическая мысль в России на рубеже Х1Х - ХХ веков. Развитие
социологии в ХХ столетии. Дореволюционный период. Социология в России после
Октября 1917 г.

Тема 4. Общество как объект изучения в социологии
Сущность понятия общество в истории социального познания. Трактовки
категории «общество» в социологии. Общество в широком и узком значении.
Классификация общественных теорий.

Тема 5. Социальная структура
Понятие социальной структуры. Социальная группа. Первичные и вторичные
группы. Социальная общность, ее признаки. Социальные институты. Типы
социальных организаций.

Тема 6. Социальная стратификация
Сущность понятия «Социальная стратификация». Расположение страт в
обществе. Стратификация и система ценностей. Социальная мобильность, ее
типы и каналы.



Тема 7. Типы социальной стратификации
Стратификация в истории человеческого общества. Кастовая и сословная
стратификация. Закрытое общество. Отличия классовой стратификации. Понятие
класса. Классовая теория К.Маркса. М.Вебера. Классовое деление современных
обществ. Тенденции изменения классовой системы современной России.

Тема 8. Этносоциология
Предмет этносоциологии. Направления ее развития. Определение понятия
«этнос». Признаки этноса. Этнос и нация – соотношение понятий: различные
подходы. Нация как согражданство. Этнические процессы.

Тема 9. Социология личности
Человек – индивид – личность – соотношение понятий. Социологические
концепции личности. Сущность и этапы социализации. Девиация как отклонение
от групповой нормы. Виды социального контроля.

Тема 10. Основы прикладной социологии
Цели и задачи прикладной социологии. Возможности социологических
исследований. Виды конкретных социологических исследований. Программа
исследования. Методы сбора социологической информации.



Базовая учебная литература к курсу «Социология»:


Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч.1. –
Казань, 1997.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.., 1996.



Краткий курс лекций

Тема 1. Социология как наука

Вопросы:
1. Объект и предмет социологии.
2. Структура и функции социологии.



Объект и предмет социологии

Объектом социологической познания является общество. Термин
«социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого
«logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно
является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии,
юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения
общества, т.е. свой предмет.
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс
социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие
«социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их
взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех
традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной
нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение
общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам
общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального
устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют
основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует,
воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.
Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные
группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер.
Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных
общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность
проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она
играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под
статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к
образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое
от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом,
социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных
субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии
как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют
содержательную тождественность или близость. Социология определяется в
разнообразных вариантах:
. как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер,
США);
. как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления
(Энтони Гидденс, США);
. как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого
взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);
. как наука о социальных общностях, механизмах их становления,
функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии
отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.


Структура и функции социологии

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между
естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно
использует методы философских и социально-исторических обобщений и
специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение.
Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой,
логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с
этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и
управления.
В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так
как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества
через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику
изучения человека.
Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об
обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда -
социально-экономические, социально-демографические и другие исследования,
на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная
психология, социобиология, социальная экология и пр.
Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода
к структуре данной науки.
Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех
основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса
социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных
фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории -
совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы
развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии -
системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения
социологического знания.
Второй подход (целевой). Фундаментальная социология (базовая,
академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в
фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с
формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением
и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология
ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических
моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных
программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального
эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и
эмпирию, и теорию, и методологию.
Третий подход (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию.
Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства,
социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного
социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в
группах, сфера повседневной реальности).
В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы
разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии
(экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и
др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции,
теории.
Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития,
прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и
микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает
на координацию их развития.
Социология может и должна играть в обществе роль социального
контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и
общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном
развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель
дальнейшего развития.
Социология непосредственно связана с производством через проблематику
его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения
планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным
орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и
формируя его.
Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами,
позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения
общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в
частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки
зрения.
Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из
них таковы:
теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных
группах, об индивидах и закономерностях их поведения;
прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для
решения практических научных и социальных задач;
социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в
развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного
развития;
гуманистическая функция - разрабатывает социальные идеалы, программы
научно-технического, социально-экономического и социально-культурного
развития общества.


Литература

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. –
Казань, 1997. –Гл. 1.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 1.
Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл.1.
Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 1997. – Разд.
1.


Тема 2. Эволюция социологической мысли

Вопросы:
1. Возникновение и развитие социологии (начало Х1Х - конец ХХ вв.).
2. Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы
современной социологии.


Возникновение и развитие социологии (начало Х1Х - конец ХХ вв.)

С древнейших времен людей волновали не только природные, но и
социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции,
мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и
человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания
и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной
науки.
Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского
ученого-естествоиспытателя Огюста Конта (1798 - 1857). Он первым поставил
вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу
естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной
физикой». В 30-х годах Х1Х века О.Конт создает свой основной научный труд
«Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об
обществе - социология. В учении О.Конта главнейшими были его идеи о
применении научных методов в изучении общества и о практическом
использовании науки в области социальных реформ.
Отцами социологии, ее классиками, кроме О.Конта, можно по праву
назвать английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера (1820
-1903) и германского ученого публициста Карла Маркса (1818 - 1883). Спенсер
(главный труд «Основание социологии») был автором органической теории, в
основе которой было уподобление общества биологическим организмам, и теории
социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естественного
отбора. К.Маркс (основной труд «Капитал») - выдающийся теоретик
капитализма, объяснявший общественное развитие как результат смены
формаций, происходящей под воздействием экономических и социально-
политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).
Х1Х век именуют золотым веком классической социологии: шло формирование
новых подходов к изучению общества - позитивизма (Конт, Спенсер) и
марксизма (Маркс, Энгельс); разрабатывалась теоретическая наука,
создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое
социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития
социологии и датируют его 40-80-ми годами Х1Х столетия.
Эволюция социологии с 90-х годов Х1Х века до 20-х годов ХХ века на так
называемом втором этапе была связана с разработкой методов социологического
мышления и становлением категориального аппарата. Профессионализация и
институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых
научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета.
Но социология усложнялась содержательно и все более приобретала
плюралистический характер. Позитивистская доктрина О.Конта и Г.Спенсера
нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858 -
1917) - автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций
социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители
антипозитивистского подхода к изучению общества - гуманитаризма. Сложилась
школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1864 -1920),
явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его
словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его
течение и результаты. В развитии социологии это был период кризиса
классической науки и поиска нового миросозерцания.
Несмотря на активную ревизию идей «отцов» социологии, в 20-60-е годы ХХ
века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие эмпирической
социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники
конкретных социологических исследований. На первый план вышла социология
США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить
«несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической концепцией
данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса
(1902 - 1979), позволивший представить общество как систему во всей ее
целостности и противоречивости. Парсонс обогатил теоретические разработки
Конта - Спенсера - Дюркгейма. Социология США была представлена и новыми
теориями гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз
Райт Миллс (1916 - 1962) создал «новую социологию», положившую начало
критической социологии и социологии действия в Штатах.
Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 60-х
годов, характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований,
так и возрождением интереса к теоретической социологии. Основным стал
вопрос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 70-х годах
«теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации социологического
знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической концепции.
Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов:
Р.Мертон - «среднего значения теории», Дж.Хоманс - теория социального
обмена, Г.Гарфинкель - этнометодология, Г.Мид и Г.Блумер - теория
символического интеракционизма, Кодер - теория конфликта и др. Одним из
направлений современной социологии является исследование будущего,
охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества.


Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы
современной социологии

Теоретическая социология состоит из множества научных школ, но все они
базируются на двух основных подходах к изучению и объяснению общества -
позитивизме и гуманитаризме.
Позитивизм возник и стал господствовать в социологии Х1Х века в
противовес умозрительным рассуждениям об обществе. Это рациональный подход,
основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте. Его исходные позиции
сводятся к следующему: а) природа и общество едины и развиваются по одним
законам; б) общественный организм подобен биологическому; в) общество
должно изучаться теми же методами, что и природа.
Позитивизм ХХ века - это неопозитивизм. Его исходные принципы
значительно усложнены: это натурализм (общность законов развития природы и
общества), сциентизм (точность, строгость и объективность методов
социальных исследований), бихевиоризм (изучение человека только через
открытое поведение), верификация (обязательное наличие эмпирической основы
у научного знания), квантификация (количественное выражение социальных
фактов) и объективизм ( свобода социологии как науки от ценностных суждений
и связи с идеологией).
На основе позитивизма и его второй волны - неопозитивизма родились,
функционировали и существуют следующие направления социологической мысли:
натурализм (биологизм и механицизм), классический марксизм, структурный
функционализм. Позитивисты и их последователи ХХ века рассматривают мир как
объективную реальность, полагая, что изучать его следует, отбросив свои
ценности. Они признают только две формы знания - эмпирическое и логическое
(только через опыт и возможность проверки) и считают необходимым лишь
изучение фактов, а не идей.
Гуманитаризм или феноменология - это подход к изучению общества через
понимание. Его исходные позиции таковы: а) общество не является аналогом
природы, оно развивается по своим законам; б) общество - не объективная
структура, стоящая над людьми и независимая от них, а сумма взаимоотношений
двух и более индивидов; в) главное - это расшифровка, истолкование смысла,
содержание этого взаимодействия; г) основные методы данного подхода:
идеографический метод (исследование индивидуальных лиц, событий или
предметов), метод качественного анализа (понимание явления, а не его
подсчет), методы феноменологизма, т.е. познание причин и сущности
социальных явлений, например, лингвистический метод (изучение того, что
доступно языку), метод понимания (познание общества через самопознание),
метод герменевтики (интерпретация осмысленных человеческих действий) ,
метод чувствования и др.
Большинство представителей гуманитаризма настроены субъективистски,
отвергая «свободу от ценностей» как невозможную в социологии - науке,
затрагивающей интересы людей.
Современная социология является мультипарадигмальной наукой. Под
парадигмой понимается признанный и принятый научным сообществом способ
решения определенного круга научный задач. Можно выделить три основные
парадигмы современной социологии:
структурно-функциональную, которая рассматривает общество как
относительно стабильную систему взаимосвязанных частей, основанную на
широко распространенном согласии относительно того, что является
желательным с точки зрения морали, где каждая часть общества имеет
функциональные следствия в отношении общества в целом;
конфликтно-радикальную, которая исходит из того, что общество - это
система, которая характеризуется социальным неравенством, когда одни
категории людей получают большую выгоду от устройства общества, чем другие,
в основе этого неравенства лежит конфликт, который способствует
общественным изменениям;
символический интеракционизм - в отличие от первых двух парадигм
общество представляется как постоянный процесс социального взаимодействия в
специфических условиях, в основе которого лежат коммуникации посредством
символов, при этом индивидуальные восприятия социальной реальности
неповторимы и изменчивы.


Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1.
Казань, 1997. – Гл. 2 – 5.
Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов
гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – 3, 4.
Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов н/Д., 1996. – Гл. 1 – 4.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Гл. 2.


Тема 3. Особенности развития отечественной социологии

Вопросы:
1. Своеобразие формирования социологической мысли России.
2. Периодизация развития отечественной социологии.


Своеобразие формирования социологической мысли России

Социология - интернациональная наука по характеру, целям и задачам. Но
ее развитие в разных странах во многом определяется их своеобразием. По
специфике исследований можно говорить в широком смысле об американской,
французской, немецкой и других социологических школах (или условно -
социологиях).
Специфична и отечественная социология. Ее становление и эволюция были
обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее
географического положения между Западом и Востоком, территориальной
масштабностью, обычаями, традициями, психологией, моралью и пр.
Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве,
вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к
человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на
двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к
примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в
суждениях общественных деятелей) и профессиональном ( в теориях
специалистов-исследователей - философов, историков). Российская
социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных,
так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным
движением и революционной традицией России, вторые - непосредственно с
наукой. Отечественная мысль вобрала в себя множество социальных утопий,
близких прогнозу суждений о будущем общества и человека. До Х1Х столетия
социальные утопии были расплывчаты и примитивны. Но в Х1Х - начале ХХ вв. с
утопиями выступили как представители демократической тенденции в
революционной традиции России (А.Радищев, А.Герцен, Н.Чернышевский,
М.Бакунин, Г.Плеханов, В.Ульянов-Ленин и др.), так и носители
автократической тенденции (П.Пестель, С.Нечаев, И.Сталин).
Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем
испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с
французским просвещением, английской экономической школой и немецким
романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость
социологической мысли России, проявлявшейся в противоборстве ориентаций на
Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это
противоборство характеризует и современную социологию.
Российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.


Периодизация развития отечественной социологии

Социология как наука прошла свое становление в России во второй
половине Х1Х столетия. Ее последующее развитие не было непрерывным
процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в
стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и
упадка, запрета, гонений и подпольного существования.
В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный
и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило,
подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое
десятилетие ХХ века имело свои особенности.
Первый этап характеризовался богатством социологической мысли,
разнообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и
человека. Наибольшую известность получили: теория публициста и социолога
Н.Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях),
развивающихся, по его мнению, наподобие биологическим организмам;
субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле
прогресса социолога и литературного критика Н.Михайловского, обличавшего
марксизм с позиций крестьянского социализма; географическая теория
Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением
географических условий и считавшего общественную солидарность критерием
общественного прогресса; учение о социальном прогрессе М.Ковалевского -
историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими
исследованиями; теории социальной стратификации и социальной мобильности
социолога П.Сорокина; позитивистские воззрения последователя О.Конта,
русского социолога Е.Роберти и др. Эти разработки принесли их авторам
мировую известность. Практические дела российских социологов, например,
составление земской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной
социологии сосуществовали пять основных направлений: политически
ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая,
психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология
конца Х1Х века испытала на себе влияние идей К.Маркса, но оно не было
всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная
дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.
Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден.
Первое его десятилетие (1918 - 1928) было периодом признания социологии
новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализация
науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском
университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России
факультет общественных наук с социологическим отделением в университете
Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала
издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и
учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся
авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении
марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу
соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются
проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения
и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное
признание.
В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена.
Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены (до начала 60-х
годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского
режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех
форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии
остановили развитие науки об обществе.
Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после ХХ съезда КПСС,
да и то под прикрытием экономической и философской наук. Сложилась
парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования получили
право гражданства, а социология как наука - нет. Публиковались материалы о
позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы
социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от
народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осуждались.
Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории
и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды советских
социологов; предпринимались первые шаги по участию в международных
сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические
учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация.
В 70-80-е годы отношение к отечественной социологии было
противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой -
всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений.
Социологические исследования носили мировоззренчески направленный характер.
Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был
создан Институт социсследований (с 1988 г. - Институт социологии АН).
Появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска,
Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов;
с 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее
«Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое
вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти
те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась,
снизилось количество и качество исследований.
Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть самыми
трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология
была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии
решался на государственном уровне - была поставлена задача развертывания
фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной
России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как
учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня
нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует
дальнейшее развитие.


Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1.
Казань, 1997. – Гл. 5, 6.
Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии Х1Х-ХХ вв.
М., 1995.
Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов
гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – 3.
Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов н/Д., 1996. – Гл. 3 – 4.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 2.


Тема 4. Общество как объект изучения в социологии

Вопросы:
1. Понятие «общество» и его исследовательские трактовки.
2. Основные проблемы мегасоциологии.


Понятие «общество» и его исследовательские трактовки

«Общество» - основополагающая категория современной социологии,
трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть
материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся
совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в
которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком
смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид
общения.
Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию
«общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство».
Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа
Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства
отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная
конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения
дружбы как высший вид взаимного общения.
В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и
государства. Только в Новое время в ХY1 веке в трудах итальянского
мыслителя Н.Макиавелли была высказана идея государства как одного из
состояний общества. В ХYII веке английский философ Т.Гоббс формирует теорию
«общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору
членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом
соблюдения договора; ХYIII век характеризовался столкновением двух подходов
к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное
образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой - как
развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же
экономисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновой союз людей,
связанных разделением труда, а философ И.Кант - как Человечество, взятое в
историческом развитии. Начало Х1Х века было ознаменовано появлением идеи
гражданского общества. Ее высказал Г.Гегель, назвавший гражданским
обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.
Основоположник социологии О.Конт рассматривал общество как природный
феномен, а его эволюцию - как естественный процесс роста и дифференциации
частей и функций.
По Э.Дюркгейму общество – это надиндивидуальная духовная реальность,
основанная на коллективных представлениях. М.Вебер определял общество как
взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т.е.
ориентированных на других людей, действий. По К.Марксу общество – это
исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые
складываются в процессе их совместной деятельности.
В современной социологии обществом принято считать объединение людей,
которое имеет следующие признаки:
. оно не является частью какой-либо другой более крупной системы;
. пополнение идет главным образом за счет деторождения;
. имеет собственную территорию;
. имеет собственное название и историю;
. существует дольше средней продолжительности жизни отдельного
индивидуума;
. имеет развитую собственную культуру.
Таким образом, можно сказать, что общество – это люди,
взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под
культурой понимается определенный набор или комплекс символов, норм,
установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из
поколения в поколение. Для поддержания целостности общества некоторые
социологи называют такие необходимые его свойства, как коммуникация между
его членами, производство и распределение товаров и услуг, защита членов
общества, контроль за поведением.


Основные проблемы мегасоциологии

Социологические теории различаются по уровню обобщения на общую теорию
(мегасоциология), теории среднего уровня (макросоциология, изучающая
крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциология,
исследующая межличностные отношения в повседневной жизни). Общество в целом
является объектом изучения общей социологической теории. Оно
рассматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их
логической последовательности: Что такое общество? -- Изменяется ли оно? --
Как оно изменяется? -- Каковы источники изменений? -- Кто определяет эти
изменения ? -- Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Иными словами,
мегасоциология посвящена объяснению социальных изменений.
Проблемный блок - Что такое общество? - включает в себя комплекс
вопросов об устройстве общества, его компонентах, о факторах,
обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они
находят свое освещение в многочисленных версиях ученых: в теориях
(Спенсера, Маркса, Вебера, Дарендорфа и многих других исследователей)
социально-демографического и социально-классового устройства общества,
социальной стратификации, этнической структуры и др. Проблема изменений в
обществе подразумевает два вопроса: Развивается ли общество? Обратимо или
необратимо его развитие? Ответ на них делит существующие
общесоциологические концепции на два класса: теории развития и теории
исторического круговорота. Первые разрабатывались просветителями Нового
времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими
необратимость развития общества. Вторые пронизаны идеей цикличности, т.е.
движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с
постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими циклами
возрождения и упадка. Эта идея нашла свое отражение в суждениях Платона и
Аристотеля о формах государства, в концепции «культурно-исторических типов»
Н.Данилевского, в теории «морфологии культур» О.Шпенглера, в версии
А.Тойнби о замкнутых цивилизациях, в социальной философии П.Сорокина и т.д.
Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общества
постановкой вопросов о том, совершенствуется ли общество, человек,
отношения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный
процесс, т.е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания.
Содержание ответов на эти вопросы подразделяет имеющиеся вопросы на две
группы: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса
(пессимистические). К первым относятся позитивизм, марксизм, теории
технологического детерминизма, социал-дарвинизм, ко вторым - ряд теорий
бюрократии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма,
частично концепция Л.Гумилева, Ж.Гобино и др. Проблема механизма прогресса,
его обусловленности, его источников и движущих сил раскрывается в
мегасоциологии однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции
и революции.
Однофакторные теории сужают источники и причины прогресса до какой-либо
одной силы, абсолютизируя ее, например, биологический фактор (биологизм,
органицизм, социал-дарвинизм), идеальный фактор (теории Вебера).
Многофакторные теории, выделяя один детерминант, стремятся учесть
воздействие всех остальных факторов (теории Маркса, неомарксистов и др.).
С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей
в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают
предпочтение общностям как основной движущей силе (этатизм, фашизм,
левацкий псевдомарксизм, этнонационализм), либо выделяют приоритет личности
перед любыми общностями (позитивизм, социализм Маркса, неомарксизм).
Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их
абсолютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории). По
вопросу о периодизации развития общества наибольшее распространение
получили в мегасоциологии два подхода: формационный (Маркс), в соответствии
с которым общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических
формаций – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную,
капиталистическую, и цивилизационный (Морган, Энгельс, Теннис, Арон, Белл и
др.). В основе типологии обществ по К.Марксу лежит критерий способа
производства. Цивилизационный подход более разнороден, поскольку сама
категория «цивилизация» весьма многогранна. На практике этот критерий чаще
всего сводится к территориальному (н-р, европейское общество или
цивилизация), либо религиозному (н-р, исламское общество).


Литература

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1.
Казань, 1997. – Гл. 7, 8.
Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов
гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 7.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 3,
4.


Тема 5. Социальная структура общества

Вопросы:
1. Понятие социальной структуры общества. Социальные группы и общности.
2. Социальные институты и организации.


Понятие социальной структуры общества. Социальные группы и общности


Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во
взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во
взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система
социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их
взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою
структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического
подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества
понимается его внутреннее устройство.
По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на
экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии
социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту
общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая,
этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие
подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются
социальные группы, социальные институты и социальные организации.
Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным
образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к
данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся
небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный
личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и
проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет
личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением
к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный,
обезличенный характер.
При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на
основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По
размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.
К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые
характеризуются следующими признаками: статистический характер,
вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность,
аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др.
общности).


Социальные институты и организации

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования
общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов,
предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
Они классифицируются по общественным сферам:
экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые
служат производству и распределению ценностей и услуг;
политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют
использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;
институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения,
отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой,
образованием и др;
институты стратификации (касты, сословия, классы), которые
детерминируют распределение ресурсов и позиций.
Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих
некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур
и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации
задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов
классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является
классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В
соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные,
принудительные или тоталитарные и утилитарные.
В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые
считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения,
повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для
материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с
государственными, правительственными структурами, они образуются для
преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно
отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические
организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.
Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное
членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них
строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал,
проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в
общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия,
монастыри и проч.
В утилитарные организации люди вступают для получения материального
вознаграждения, заработной платы.
В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций,
как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.
По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности
выделяют традиционные и рациональные организации.


Литература

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. –8, 9.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 6,
10, 11.
Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 3.


Тема 6. Социальная стратификация

Вопросы:
1. Понятие социальной стратификации.
2. Социальная мобильность и ее типы.


Понятие, содержание, основания социальной стратификации

Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту,
цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными
эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека,
социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия
определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по
разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической
принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Социальное
неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство
социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации.
В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить
общество на слои ( stratum - слой, facere - делать). Стратификация может
быть определена как структурированные неравенства между различными группами
людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных
иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у
основания.
Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом,
П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков.
К ним относятся:
1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст,
этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности,
родственные связи семьи и проч.;
2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами
профессионально-трудовой деятельности;
3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии,
материальные и духовные ценности и т.д.
Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного
подхода к изучению социальной стратификации. Социологи выделяют
разнообразные срезы или измерения при определении количества и
распределения социальных страт. Это разнообразие не исключает сущностных
признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения
в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои; во-вторых,
стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и
ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом социального неравенства выступают
4 группы факторов:
-права и привилегии
-обязанности и ответственность
-социальное богатство и нужда
-власть и влияние
Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой
ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов
человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей
по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной
западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех
измеряемых признаков – престиж профессии, уровень дохода, уровень
образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической
позиции.
Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод
выявления слоев данного общества и в то же время представляет его
социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной
стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.


Социальная мобильность и ее типы

Понятие «социальной мобильности» было введено П.Сорокиным. Социальная
мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных
слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или
группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика
социальной мобильности различаются в различных исторических условиях.
Варианты социальной мобильности разнообразны:
. индивидуальная и коллективная;
. вертикальная и горизонтальная;
. внутрипоколенная и межпоколенная.
Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое
вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более
высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую
и нисходящую ветви (н-р, карьера и люмпенизация). Горизонтальная
мобильность - это изменение положения, которое не приводит к повышению или
понижению социального статуса.
Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что
человек изменяет положение в стратификационной системе на протяжении своей
жизни. Межпоколенная или интергенерационная – предполагает, что дети
занимают более высокое положение, чем их родители.
К каналам или «лифтам» социальной мобильности П.Сорокин относит
следующие социальные институты: армия, церковь, образовательные институты,
семья, политические и профессиональные организации, средства массовой
информации и т.д.


Литература

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. –
Казань, 1997. –Гл. 9.
Радуев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учебн. пособие.
М., 1996.
Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема
8.
Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 9.


Тема 7. Типы социальной стратификации

Вопросы:
1. Исторические типы стратификации.
2. Социальная стратификация современных обществ.


Исторические типы стратификации

Социальная стратификация - это определенная упорядоченность общества.
На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа:
кастовый, сословный и классовый. Для первобытного состояния характерно
естественное структурирование по возрасту и полу.
Первый тип социальной стратификации - деление общества на касты.
Кастовая система – закрытый тип общества, т.е. статус дается от рождения, и
мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным
объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в
общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу,
Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия,
где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему.
Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела
следующие ступени: 1) брахманы - жрецы; 2) кшатрии - военная аристократия;
3) вайшии - земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники; 4)
шудры - несвободные общинники, слуги, рабы; 5) «неприкасаемые», чьи
контакты с другими кастами были исключены. Эта система в Индии была
запрещена в 50-х годах ХХ века, но кастовые предрассудки и неравенство и
сегодня дают знать о себе.
Второй тип социальной стратификации – сословный – тоже характеризует
закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается.
Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и
обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип
наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено,
даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для
европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях.
Ее образец - средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре
сословия: 1) духовенство; 2) дворянство; 3) ремесленники, торговцы, слуги
(жители городов); 4) крестьяне. В России с Ивана Грозного (середина ХYI
века) до Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально
утвержденных ее указами (1762 - 1785) в таком виде: дворянство,
духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривалось в указах
полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы.
Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она
существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия
проявляются в следующем:
- классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в
них не основано на наследственном положении;
- классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают
жестко очерчены;
- классы зависят от экономических различий между группами людей,
связанных с неравенством во владении и контроле над материальными
ресурсами;
- классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного
характера. Главное основание классовых различий – неравенство между
условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем
профессиональным группам как результат экономических обстоятельств,
принадлежащих экономике в целом;
- социальная мобильность значительно проще, чем в других
стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует,
хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и
уровнем его притязаний.
Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим
общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их
стиля жизни.
Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и
классовой стратификации принадлежат К.Марксу и М. Веберу.
По суждениям Маркса, класс - это общность людей, находящаяся в прямом
отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах
эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу
одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит
экономическое положение, а все остальные (права, привилегии, власть,
влияние) вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения,
совмещаются с ним.
М.Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в
рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и
располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают
не только от контроля за средствами производства, но и от экономических
различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя
профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию,
владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только
классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования,
необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он
предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству)
порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а
политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о
жизненных шансах социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни,
в третьем - о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов
считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному
обществу.


Социальная стратификация современных обществ

ХХ век представлен разными отечественными и зарубежными моделями
выделения страт. Отечественные модели советского периода - это ленинская и
сталинско-брежневская классовые стратификации. В.Ленин считал главными
критериями классов отношения собственности, выполняемые функции, доходы и
согласно им видел в современном ему обществе такие классы: буржуазия,
мелкая буржуазия, рабочий класс, класс кооператоров и социальный слой
интеллигенции и служащих. Сталинско-брежневская модель сводилась лишь к
формам собственности и на этом основании - к двум классам (рабочим и
колхозному крестьянству) и прослойке (интеллигенции). Имевшие место
социальное неравенство, отчуждение классов от собственности и от власти в
советской науке не подвергались открытому структурированию до середины 80-х
годов. Однако стратификацией социального неравенства советского общества
занимались зарубежные исследователи. Один из них - А.Инкельс - подверг
анализу 40-50-е годы и дал коническую модель иерархического деления
общества в СССР. Используя в качестве оснований материальный уровень,
привилегии, власть, он обозначил девять социальных слоев: правящая элита,
высшая интеллигенция, рабочая аристократия, основная интеллигенция, средние
рабочие, зажиточные крестьяне, белые воротнички, средние крестьяне,
непривилегированные рабочие и группа принудительного труда (заключенные).
Инерция закрытого для изучения общества оказалась так велика, что в
настоящее время отечественный стратификационный анализ только
разворачивается. Исследователи обращаются и к советскому прошлому, и к
нынешнему российскому обществу. Уже известны вариации трех слоев (бизнес-
слой, средний слой, люмпен-слой) и модель из 11 иерархических ступеней
(аппарат, «компрадоры», «национальная буржуазия», директорат, «купцы»,
фермеры, колхозники, члены новых сельхозпредприятий, люмпен-интеллигенция,
рабочий класс, безработные). Наиболее разработанная модель принадлежит
академику Т.Заславской, выявившей 78 социальных слоев в современной России.
Западные социологи в ХХ веке используют разные подходы к социальной
стратификации: а) субъективный самооценочный, когда опрашиваемые сами
определяют свою социальную принадлежность; б) субъективный репутационный,
когда опрашиваемые определяют социальную принадлежность друг друга; в)
объективный (наиболее распространенный), как правило, со статусным
критерием. Большинство западных социологов, структурируя общества развитых
стран, делят их на высший, средний и рабочий классы, в некоторых странах
еще и крестьянство (н-р, Франция, Япония, страны третьего мира).
Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и власти.
Он составляет примерно 2% современных обществ, но контролирует до 85-90%
капитала. Его составляют банкиры, собственники, президенты, руководители
партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены.
Средний класс включает в себя лиц неручного труда и делится на три
группы: высший средний класс (профессионалы - врачи, ученые, юристы,
инженеры и пр.); промежуточный средний класс (учителя, медсестры, актеры,
журналисты, техники); низший средний класс (кассиры, продавцы, фотографы,
полицейские и пр.). Средний класс составляет 30-35% в структуре западных
обществ.
Рабочий класс - класс работников физического труда, составляющий около
50-65% в разных странах, делится тоже на три слоя: 1) рабочие
квалифицированного ручного труда (слесари, токари, повара, парикмахеры и
др.); 2) рабочие полуквалифицированного ручного труда (швеи,
сельхозрабочие, телефонисты, бармены, санитары и др

Новинки рефератов ::

Реферат: Оптимизация химического состава сплава (Химия)


Реферат: Бухгалтерский учет и отчетность (Бухгалтерский учет)


Реферат: Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо (Гражданское право и процесс)


Реферат: Боспорское царство (История)


Реферат: Английский менталитет (Социология)


Реферат: "Жизнь для книги" - Иван Дмитриевич Сытин (История)


Реферат: Технология плавки и разливки магниевых сплавов (Металлургия)


Реферат: Зарождение банковской системы (История)


Реферат: Шпоры по материаловедению (Металлургия)


Реферат: Конституцiя США та реальнi права громадян (Право)


Реферат: Определение компонентов ванн крашения кислотными красителями (Химия)


Реферат: Основные правовые системы современного мира (Теория государства и права)


Реферат: Биография Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (Литература : русская)


Реферат: Ангола после обретения независимости (История)


Реферат: Массовая и Элитарная культура (Культурология)


Реферат: Концепция дошкольного воспитания (Педагогика)


Реферат: Открытие Южной Америки португальцами и испанцами (География)


Реферат: Смешанное страхование (Страхование)


Реферат: Синтез цифрового автомата управления памятью (Радиоэлектроника)


Реферат: Анализ живописных произведений флорентийской школы конца XV - начала XVI веков (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист