GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Экскурсия по Эрмитажу (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Экскурсия по Эрмитажу (Искусство и культура)



В центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив
Петропавловской крепости, расположен крупнейший в России музей - Эрмитаж. В
его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов – произведений
живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного искусства, монет,
орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других
ценностей, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших
дней.
По масштабам и значению коллекций в один ряд с Эрмитажем могут быть
поставлены лишь Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Эрмитаж – это
удивительный мир, полный чудес. И каждый может найти там то, что необходимо
именно его душе. Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого
уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических
ассоциаций – все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую
особенность сегодняшнего Эрмитажа.

Знакомиться с Эрмитажем можно по-разному. Можно изучать залы всех пяти
зданий Эрмитажа, можно изучать искусство по странам. Я предлагаю
познакомиться с этим замечательным музеем, путешествуя по моим любимым
залам .
Можно сказать, что в Эрмитаже находятся 7 больших отделов истории
культуры разных стран, а также целый ряд постоянно действующих выставок.
Однако, наряду с постоянными, Эрмитаж предлагает вниманию посетителей
временные выставки, периодически организуемые в музее.


При моих посещениях Эрмитажа я спешу в отдел истории
западноевропейского искусства. Этот отдел существует в Эрмитаже с момента
основания музея. Его коллекции пользуются мировой славой и насчитывают
около шестисот тридцати тысяч экспонатов – произведений живописи и
скульптуры, гравюр и рисунков.



2.2.1. ИСКУССТВО ИТАЛИИ XIV-XVIII вв.

Кризис феодализма и зарождение на юге Европы, в Италии,
капиталистических отношений ознаменовали начало нового этапа в истории
человечества, открыли новые пути для развития искусства. В борьбе с
религиозным мировоззрением, господствовавшим в средние века, утверждалось
передовое, светское, гуманистическое мировоззрение, новая культура.
Постепенно преодолевая нормы и каноны церковного искусства прошлого,
передовые художники Италии обратились к изображению человека и окружающего
его мира.
Творчество наиболее значительных и прогрессивных мастеров раннего
Возрождения – Джотто (1276 – 1337), Донателло (1386 – 1466), Мазаччо (1401
– 1428) – в Эрмитаже не представлено. Однако ряд работ известных художников
и скульпторов XIII—XV веков позволяет в известной мере представить себе
характер итальянского искусства в этот период и основные пути его развития.
Наивысшего расцвета искусство Италии достигло в конце XV – первой половине
XVI века, в период Высокого Возрождения, когда творили такие мастера, как
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан.
Государственный Эрмитаж один из немногих музеев мира, обладающих
подлинными работами величайшего художника, ученого и мыслителя эпохи
Возрождения – Леонардо да Винчи (1452 – 1519). В зале №214 находятся два
(примерно из десяти сохранившихся до наших дней) живописных произведения
Леонардо – «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта».
Отдельный зал посвящен итальянскому искусству XVII-XVIII вв. Из
выдающихся работ можно упомянуть декоративную скульптуру Джузеппе Маццуолы
«Гибель Адониса», картину Луки Джордано «Битва лапифов с кентаврами»,
замечательные картины Тьеполо – «Триумф императора» и другие с сюжетами из
истории Древнего Рима.

2.2.2. ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVI—XVIII вв.

В Эрмитаже — одно из лучших и мире собраний испанской живописи.
Во второй половине XVI—начале XVII века в Испании работал один из
величайших европейских живописцев Доменико Теотокопули (1541—1614). Грек по
национальности, родившийся на острове Крит, он получил в Италии прозвище
Эль Греко. Талант художника формировался под воздействием итальянских
образцов (Эль Греко работал в мастерской Тициана, изучал картины старых
мастеров). Но в не меньшей степени повлияли на него условия, в которых он
работал в Испании. Атмосфера религиозного фанатизма и мистики окружала его
в Толедо—бывшей столице страны и оказывала большое влияние на чуткую и
впечатлительную натуру художника. Во многих, обычно религиозных,
композициях он изображает странные, неестественно вытянутые фигуры, в
фантастическом окружении, что создаст настроение таинственности и некоторой
тревоги.
В Эрмитаже находится лишь одно позднее произведение Эль Греко
«Апостолы Петр и Павел», но это подлинный шедевр мастера.
Величайший живописец XVII века Диего Веласкес де Сильва, оказавший
большое влияние на развитие реализма в искусстве в ряде европейских стран,
представлен несколькими работами.
С наибольшей полнотой первоклассными произведениями представлено в
Эрмитаже творчество последнего великого живописца Испании XVII века-
Бартоломе Эстебана Мурильо (1618 – 1682). Не случайно И.Е. Репин говорил о
том. что изучать Мурильо нужно в Прадо и в Эрмитаже.

2.2.3. ВЫСТАВКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО
ОРУЖИЯ XV-XVII вв.

В зале размещено богатейшее собрание западноевропейского оружия
XV—XVII веков. В экспозиции отображена эволюция оружия в XV—XVII веках.
Сразу при входе в зал № 243, слева, можно видеть вооружение XV века.
Рядом с кольчугой, защищавшей тело воина от рубящих ударов меча, находится
кинжал для пробивания кольчуг колющими ударами, созданный оружейниками в
XV веке. Усовершенствование наступательного оружия повлекло за собой, как
это обычно бывает в военном деле, дальнейшее развитие оборонительного
оружия—переход на сплошной пластинчатый доспех. Произошло это в конце
XIV—начале XV века. В это время в искусстве ряда стран были сильны
традиции готики, отразившиеся и на своеобразных удлиненных, с острыми
углами формах доспехов, получивших название „готических". Доспех,
состоявший из шестидесяти—ста шестидесяти подвижно скрепленных пластинок,
весил шестнадцать двадцать кг (не считая веса кольчуги, дополнительно
надевавшейся под него). Для ведения боя в подобном вооружении требовалась
особая выносливость, специальная тренировка воина. С этой целью уже с IX
века проводились турниры рыцарей. Первоначально применяли боевое оружие, и
поединок нередко приводил к серьезному увечью и даже гибели участников. В
дальнейшем были разработаны особые правила ведения боя, использовано более
безопасное специальное турнирное оружие. Оно расположено справа от
готического доспеха и в ряде других разделов выставки.
Боевое оружие, служившее рыцарям в междоусобных войнах, использовалось
ими и в борьбе с крестьянами, поднимавшими восстания против своих
угнетателей—феодалов, а также против войск горожан, отстаивавших свои права
и независимость городов. Крестьянское вооружение, в основу которого
зачастую были положены привычные для крестьян формы орудий их труда:
боевая коса, боевой бич, боевой цеп, „моргенштерн" (утренняя звезда)
-выставлено неподалеку от кольчуги, у стены слева.
Разнообразное вооружение пехоты горожан находится в центральной части
зала, у стены напротив окон. Это огромные двуручные мечи весом и четыре
семь кг, которыми сражались особые отряды пехоты, древковое оружие
алебарды, глефы, расседлыватель (им захватывали рыцаря за горлo и
сбрасывали с коня), стрелковое оружие (витрина слева), в частности
арбалеты. стрела из которых (так называемый болт) пробивала рыцарские латы.
Рядом с этой витриной выставлен доспех, появившийся в XVI веке
(„максимилиановский" —якобы изобретенный немецким императором
Максимилианом). Гофрированная поверхность пластин, придававшая броне
большую) прочность, подвижное соединение доспеха со шлемом. Уменьшение веса
и другие усовершенствования способствовали широкому распространению этого
нового вооружения.
Многие экспонаты выставки отличаются виртуозностью художественного
оформления. Таковы, например, пушка работы итальянского оружейника XVII
века Мадзаролли, ствол которой украшен гирляндами виноградных лоз и
фигурками античных божеств, бронзовый позолоченный щит с чеканным
изображением сцены сражения, исполненный немецким мастером Зигманом, а
также другое турнирное и охотничье оружие.

2.2.4. ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ XVII в.

Выставка произведений фламандской живописи является одной из
богатейших и лучших в Эрмитаже.
Художники Фландрии и Голландии сыграли выдающуюся роль в развитии
европейской живописи XVII века. Культура и искусство этих двух государств,
образовавшихся в конце XVI века в ходе Нидерландской буржуазной революции и
последующего разделения Нидерландов, переживали период наивысшего
расцвета.
Сравнительно высокий для того времени уровень развития экономики,
природные богатства, торговые связи с соседними странами обеспечили
маленькой Фландрии видное положение среди крупнейших государств Европы,
способствовали развитию ее культуры. Огромное влияние на развитие
фламандского искусства оказали события Нидерландской революции XVI века, а
также последующая борьба, которую приходилось вести Фландрии. Все это
пробудило в народе чувство национального самосознания, готовность бороться,
отстаивая интересы своей родины, свою свободу и право на лучшую жизнь.
Глубокий оптимизм, вера в торжество человека над силами зла, прославление
красоты мира, его богатства и изобилия ярко и своеобразно выражены в
искусстве целой плеяды выдающихся художников Фландрии.
На выставке представлены первоклассные произведения Питера Пауля
Рубенса, Антониса Ван-Дейка, Якоба Иорданса, Франса Снейдерса и других
всемирно известных фламандских художников.

2.2.5. искусство голландии xvii в.

В ходе Нидерландской буржуазной революции семи северным провинциям
Нидерландов в упорной борьбе удалось завоевать победу и создать передовое
для того времени государство — буржуазную республику Соединенных провинций
(Голландия).
Бурное экономическое и политическое развитие страны в начале XVII века
сопровождалось подлинным расцветом искусства. Сотни художников, среди
которых было немало всемирно известных мастеров, создавали обычно небольшие
картины для продажи на рынке, в расчете на вкусы купцов и ремесленников,
бюргеров и крестьян. Каждый из них работал, как правило, в одном или двух
жанрах.
Произведения этих художников экспонированы в Шатровом зале.
Особый интерес в этом отделе представляют картины Рембрандта – «Снятие
с креста», «Портрет старика в красном», «Возвращение блудного сына»,
«Даная».

2.2.6. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV—XVIII вв.

Собрание произведений французского искусства в Эрмитаже по праву
считается богатейшим. За исключением самой Франции, ни одна страна в мире
не обладает столь обширной и разнообразной коллекцией, позволяющей по
первоклассным образцам проследить развитие всех основных направлений
французского искусства с XV по XX век – лиможские эмали XV – XVI веков,
фаянсы Бернара Палисси, работы Пуссена, Ватто, Шардена, пейзажи Лоррена,
многочисленные изделия из серебра, гобелены, скульптуры Фальконе, и многое-
многое другое.

2.2.7. ИСКУССТВО АНГЛИИ XVII—XIX вВ.

На сравнительно небольшой по своим масштабам выставке представлена в
основном портретная и пейзажная живопись XVIII века — периода расцвета
английского искусства.
Произведений крупнейшего английского живописца XVIII века Джошуа
Рейнолдса (1723—1792) в бывшем Советском Союзе сравнительно немного. А
между тем это необычайно плодовитый мастер, создавший около двух тысяч
картин, преимущественно портретов своих современников. Например, в Эрмитаже
представлена его работа: «Младенец Геракл, удушающий змей». Здесь мы также
можем познакомиться с работами современника Рейнолдса, знаменитого
английского художника – портретиста Томаса Гейнсборо.



3. ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ЭКСПОНАТОВ МУЗЕЯ.

В коллекциях Эрмитажа находятся сотни тысяч экспонатов. Любой экспонат
имеет огромную ценность, художественную и историческую.
Для посетителей музея ценность коллекций ясна. Однако, каждый находит
для себя те самые произведения и работы, которые являются для него наиболее
значимыми. Нельзя создать объективную градацию экспонатов по значимости.
Она всегда будет субъективной.
В этой работе также была сделана попытка отобрать наиболее яркие,
выдающиеся, с нашей точки зрения, экспонаты. Мы уверены, что внимание
посетителей Эрмитажа также привлекут эти произведения.


Колыванская ваза
Одним из самых замечательных творений русских камнерезов прошлого
является знаменитая Колыванская ваза (в зале № 128). Созданная из красивого
камня —ревневской яшмы,— она поражает своими размерами, красотой формы и
совершенством обработки материала. Высота вазы более двух с половиной
метров, большой диаметр чаши — пять метров, малый - свыше трех метров. При
весе в девятнадцать тонн (это самая тяжелая в мире ваза, выполненная из
твердого камня), она не выглядит громоздкой. Тонкая ножка, удлиненная
овальная форма чаши, расчлененной с боков и снизу радиально расходящимися
„ложками", соразмерность частей придают ей изящество и легкость. Ваза
изготовлена из глыбы камня, которую в течение двух лет обрабатывали на
месте находки, а затем тысяча рабочих доставила ее за пятьдесят верст на
Колыванскую фабрику, прорубая для этого дороги в лесах и создавая переправы
через реки. Непосредственно над выполнением самой вазы, создававшейся по
проекту архитектора Мельникова, мастера Колыванской гранильной фабрики
трудились в течение двенадцати лет, закончив работу к 1843 году. В
Петербург ее доставили с большим трудом, в разобранном виде (ваза состоит
из пяти частей, причем основная из них — чаша — монолитна). До Урала вазу
везли на специальной телеге, в которую впрягали от ста двадцати до ста
шестидесяти лошадей. А далее по Чусовой, Каме, Волге, Шексне и Мариинской
системе переправили на барже до места выгрузки на набережной Невы. После
предварительного укрепления фундамента семьсот семьдесят рабочих установили
ее в зале Эрмитажа, где она находится и в настоящее время.
Колыванская ваза, одно из наиболее грандиозных и удивительных по
мастерству исполнения произведений русского камнерезного искусства, по
праву занимает почетное место среди сокровищ Эрмитажа.

„Мадонна Литта" Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи создал немало шедевров. Одним из произведений,
выполненных в характерной манере Леонардо, является «Мадонна Литта», на
которой мы и остановились.
В картине „Мадонна Литта" Леонардо стремился воплотить черты идеально
прекрасного человека, передать его внутреннюю гармонию и красоту. Голова
мадонны повернута почти в профиль; на темном фоне стены отчетливо виден
ясный и чистый контур лица и фигуры. Лицо озарено мягким светом. Художник
выразительно передает глубину и нежность чувств матери, задумавшейся о
судьбе своего сына. Мы почти не видим глаз мадонны, но ощущаем ее ласковый
взор, обращенный к младенцу. Ребенок, словно потревоженный присутствием
посторонних, повернул кудрявую головку и смотрит на нас. Глаза его
подернуты легкой поволокой. Фигурка младенца расположена на руках мадонны
так, что хорошо ощутим вес детского тельца. Великолепно переданы в картине
объемы—Леонардо выявляет их с помощью светотеневой моделировки, приемы
которой были разработаны им и превращены в действенное средство передачи
материальных форм. Картина проста и лаконична. В ней нет элементов
будничности. Лаконичны и краски, где доминируют красная, синяя, черная.
Сама композиция картины, лишенная движения (оно показалось бы здесь
неуместным), с фигурами, точно вписанными в треугольник, что усиливает
впечатление устойчивости, и симметрично расположенными окнами, подчеркивает
равновесие, гармонию, спокойствие, которые характерны были не только для
произведений Леонардо да Винчи, но и для искусства Высокого Возрождения в
целом.

„Даная" Тициана
Жизнерадостность, присущая таланту Тициана, ярко проявилась в его
картинах на мифологические темы. Несколько раз обращался художник к
греческому мифу о Данае, создав картины, близкие по содержанию и композиции
.
Миф повествует о том, что аргосскому царю Акрисию оракул предсказал
смерть от руки внука. Тогда царь заключил свою единственную дочь Данаю в
башню и обрек ее на одиночество. Но избежать своей участи он все же не
смог. Зевс, прельщенный красотой Данаи, явился к ней в виде золотого дождя,
и у Данаи родился сын — Персей. Акрисий впоследствии действительно погибает
из-за своего внука. Характерно, что Тициана привлекает в рассказе о Данае
момент, который позволяет ему прославить силу любви, разрушающей все
преграды. воспеть красоту человеческого тела. В его картине все возвышенно,
но одновременно конкретно: и лицо Зевса, появившегося из-за облаков, и
золотой дождь в виде потока монет, и старуха-служанка, и Даная,
напоминающая скорее красавицу-венецианку, возлежащую на пышном ложе. Одна
из самых сложных задач в искусстве—изображение обнаженного человеческого
тела — решается Тицианом виртуозно. Художник воплощает здесь свое
представление о красоте. Он создает чувственный и в то же время
целомудренный образ женщины, страстно утверждая ее право на любовь и
счастье.

„Скорчившийся мальчик" МИКЕЛАНДЖЕЛО
Творчество великого скульптора, архитектора, художника и поэта эпохи
Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475—1564) представлено в собрании
Эрмитажа скульптурой и маленькой фигуркой „Скованного раба" (выполненной из
дерева и покрытой сверху воском). Скульптура „Скорчившийся мальчик" (в
центре зала № 230) предназначалась для украшения гробницы правителей
Флоренции герцогов Медичи, но не попала в последний вариант этого
памятника. Скульптура закончена, однако на ней видны следы от ударов резца.
Микеланджело работает в новой манере: не прибегая к окончательной обработке
поверхности мрамора, он стремится прежде всего выявить главное содержание
образа, подчеркнуть в нем определяющие черты. Скульптор создает
выразительную фигуру скорчившегося мальчика. Голова его наклонена и лица
почти не видно, но упруго согнутая спина и напряженные мускулы тела создают
впечатление физической силы и одновременно внутренней собранности, усилия,
направленного на преодоление боли. В период кризиса Возрождения, когда
Микеланджело понял, что мечтам гуманистов о свободе человека не суждено
сбыться, он часто обращается к образам, полным драматизма. Его герои
противятся злу, борются, страдают. Подобные настроения сказались не только
в „Скорчившемся мальчике", но и в „Скованном рабе". В них нет уже
спокойствия и равновесия, свойственных искусству Леонардо и Рафаэля. Герои
Микеланджело ведут борьбу и часто, подобно „Скованному рабу", оказываются
не в состоянии сломить враждебные им силы.

„Портрет камеристки" Рубенса
Талант Рубенса-портретиста, быть может, наиболее ярко проявился в
эрмитажном „Портрете камеристки". Придворная правительницы Нидерландов
инфанты Изабеллы изображена погрудно на нейтральном фоне, без каких-либо
аксессуаров, так что все внимание зрителя сосредоточено на ее лице.
Строгие, резкие линии силуэта ее темного платья, узор плотных складок
крахмального кружевного воротника подчеркивают нежность и хрупкость
поэтичного облика девушки, мягкий женственный овал ее лица, гладкую
прическу с легкими прядками выбивающихся на висках светлых волос. Лицо
камеристки кажется трепетным, живым. Ощущаешь его теплоту, нежную мягкую
поверхность кожи, румянец на щеках. Чуть вздрогнули и приподнялись тонкие
брови, взгляд больших задумчивых серых глаз мечтательно устремлен мимо нас,
вдаль. Рубенс создает в этом случае редкий для его искусства образец
психологического портрета.

„Портрет старика в красном" Рембрандта
На этом портрете старик в красной одежде запечатлен в фас, крупным
планом в неподвижной, устойчивой позе, подчеркивающей его
сосредоточенность, глубокое раздумье. Он изображен на нейтральном фоне,
который нельзя даже назвать фоном в обычном смысле (это не комната и не
стена, но нечто пространственное — среда, в которой выделяется фигура
человека вне связи с конкретной обстановкой и предметами, которые снизили
бы и измельчили содержание произведения).
В картине два светлых пятна - лицо и руки. Но с какой удивительной
глубиной, неслыханной до Рембрандта силой и выразительностью эти написанные
в смелых обобщенных мазках лицо и руки рисуют нам сложный, многогранный
образ, в котором отражена целая человеческая жизнь.
Широкие и быстрые красочные мазки, выступающие иногда объемно,
делающие шероховатой и неровной поверхность холста, отличают поздние работы
Рембрандта от картин большинства его современников. Художник избегает
гладких, прилизанных поверхностей, кропотливого, мелочного выписывания
деталей. Для Рембрандта это не было чем-то внешним, формальным. Картины
подобного рода немыслимо представить себе написанными в гладкой эмалевой
технике.
Картина манит, заставляет вглядываться и вглядываться в изображение
старика. Не это ли есть высшее искусство – создать такой образ, что хочется
смотреть и смотреть на него?

„Младенец Геракл, удушающий змей" РеЙнолдса
„Младенец Геракл, удушающий змей" - одна из лучших мифологических
композиций мастера. Она создана по заказу Екатерины II в 1786—1788 годах.
Выбор сюжета, как указывал сам художник, не был случаен. Повествуя о
сверхъестественной силе Геракла, Рейнолдс напоминал о могуществе Российской
империи. Подобный прием и обращение к античным образам характерны для
художника-классициста.
Сюжет этого произведения заимствован Рейнолдсом у древнегреческого
поэта Пиндара. У царицы Алкмены от Зевса рождается сын Геракл; ревнивая
Гера — жена Зевса — решила расправиться с малюткой и подослала к нему змей.
Рейнолдс изображает Геру сверху в облаках. Тщетно ожидает богиня
осуществления задуманной мести. Напрасно в волнении бросается к сыну
Алкмена. Могучий младенец уверенно душит змей. Пораженные, остановились у
колыбели оракул Тиресий, муж Алкмены —царь Амфитрион, его свита и воины.
Картина величественна и монументальна. Рейнолдс использует в ней многие
приемы, характерные для искусства барокко (бурное движение, расположение
фигур в два-три яруса, резкие контрасты света и теней и т. д.).

Бюст Петра I работы К. Б. Растрелли
Один из лучших образцов русского скульптурного портрета, созданный К.
Б. Растрелли в 1723 году,—бронзовый бюст Петра I. По модели, выполненной
из глины, а затем из воска, Растрелли отлил два бюста: из бронзы и чугуна .
Бронзовый бюст (зал № 158) был закончен лишь в 1729 году, когда
помощник Растрелли, гравер Семанж, завершил чеканную его отделку. Особенно
тонко прочеканены узоры кружев, а также многочисленные детали парадного
костюма. На двух нагрудных щитках панциря рельефные изображения прославляют
Петра как создателя могучей России и выдающегося полководца. На одном Петр
представлен скульптором с долотом и молотом в руках, на другом — всадником,
участвующим в Полтавской битве. Даже не рассматривая эти изображения,
зритель представляет облик Петра I. Проницательный взгляд, гневное
выражение лица, непреклонность, ум, сила, воля, темперамент—все, что
сочеталось в характере Петра I, великолепно передано в этом портрете.
Развевающаяся за плечами горностаевая мантия, резкие изгибы и острые углы
силуэта скульптуры, блики света на нервном, подвижном лице еще более
выявляют энергию и порыв, присущие Петру.

Малахитовый зал
Малахитовый зал (№ 189) создан в 1839 году архитектором А. П.
Брюлловым совместно с его учениками А. М. Горностаевым (1808—1862), А. Н.
Львовым и др. Зал декорирован уральским малахитом. Восемь колонн и столько
же пилястр, два камина, торшеры, а также ряд столиков, ваз и вещей,
находящихся здесь и дополняющих убранство помещения, украшены малахитом в
технике „русской мозаики". Всего на оформление зала пошло свыше ста
тридцати трех пудов малахита. Широкое применение нашла здесь и позолота. Ею
покрыты бронзовые капители и базы колонн, украшения каминов, обрамление
зеркал, рельефные узоры из папьемаше, занимающие большую часть потолка,
двери резного дерева и т. д. Своеобразное и эффектное сочетание двух
материалов — ярко-зеленого малахита и сверкающего золота — определяет
парадное звучание и мажорный тон интерьера. Это впечатление дополняют
великолепнейший, составленный из девяти различных пород дерева паркет и
созданные специально для этого зала кресла, обитые интенсивным по цвету
малиновым шелком.
Малахитовый зал интересен не только как памятник русской архитектуры и
камнерезного мастерства.
С начала июля 1917 года, когда Зимний дворец превращается в
резиденцию буржуазного Временного правительства, заседания кабинета
министров происходят в Малахитовом зале. В ходе исторических событий
Великой Октябрьской социалистической революции революционные рабочие,
солдаты, матросы в ночь с 25 на 26 октября штурмом овладевают Зимним
дворцом. Они проходят через Малахитовый зал и в соседнем с ним помещении
Малой столовой арестовывают членов Временного правительства.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе была совершена попытка охватить такие аспекты темы,
как история и настоящее существование Эрмитажа. Работа лишь обозначила вехи
и штрихи в богатом и многозначном мире музея. Однако, даже это позволяет
нам с полным правом сделать вывод о том, что наряду с крупнейшими музеями
мира, Эрмитаж в силу масштабности и исключительно высокого уровня своих
коллекций представляет собой явление общечеловеческой значимости.
Эрмитаж – это не музей, вернее, это не просто музей. Это сама история,
сама красота и само величие Искусства в его все историческом и вселенском
масштабе. «Музей – это не механическая сумма инвентарных номеров, это нечто
вроде эпической поэмы, к которой приложили руку многие поколения.»[1]
На вопрос, сколько времени понадобится для ознакомления с коллекциями
музея, можно ответить так: - на это понадобится вся жизнь, потому что
каждая новая встреча даже с уже знакомым памятником всегда открывает в нем
нечто новое, незнакомое. Таково свойство настоящего, истинного искусства.


-----------------------
[1] Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре., стр 188.





Реферат на тему: Эллинизм и его историческая роль


Введение 3

1. Исторический очерк 5

2. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ 7

3. Эллинистическая культура. 13

Заключение. 17

Библиографический список. 19

Введение

История эллинизма мало привлекало историков идо середины XIX в. она
совершенно не была разработана. После великих достижений культуры Афинской
рабовладельческой демократии V в., создавшей изумительные, до сих пор
пленяющие нас произведения искусства выдающихся гениальных философов,
выдающихся государственных деятелей, непревзойденных мастеров
художественного слова. Вся последующая история Греции представлялась
бледной, малосодержательной, не стоящей внимания.
От обаятельной классической Греции историки предпочитали перейти к
республиканскому Риму. Только Александр Македонский, великий завоеватель,
поразивший воображение не только современников, но и последующие поколения,
занимал в истории античности подобающее место. При изучении истории
ограничивались констатированием факта, что после его смерти воздвигнутое им
грандиозное сооружение рассыпалось.
К тому недостаточность источников и трудность их истолкования и
согласования, чрезвычайная сложность политической истории эллинизма
отпугивала исследователей. Исследование периода упадка и иссякания
творческих сил греческого народа мало привлекала.
У Нибура даже вырвалось пожелание: “..чтобы земля разверзлась и
поглотила македонцев.”
Между тем эллинизм- целая эпоха в истории древности. Она занимает три
столетия- от 336г. (год воцарения Александра) до 30г. до н. Э. (год
завоевания Римом последнего крупного эллинского государства- Египта). Он
охватывает почти весь тогдашний цивилизованный мир. Можно сказать, что
история эллинизма- это всемирная история того времени. В ней зародилась
идея- научные, философские, этические, религиозные, котoрые веками владели
миром. Произошли значительные сдвиги в экономике, политических формах, в
общественном сознании, в культуре.
По отдельным эллинистическим странам и по отдельным проблемам истории
эллинизма написана за последние десятилетия обширные серьезные
исследования, но об эллинизме в целом серьезных трудов не появилось.
Исключение составляет, пожалуй, представляющая несомненный интерес книга
Тарна « The Hellenistic civilization », вышедшая впервые в 1927г.

1. Исторический очерк

Что означает «эллинизм»? Для одних он означает новую культуру,

состоящую из греческих и восточных элементов; для других- распространение
греческой культуры на страны Востока, для третьих- продолжение, развитие
чистой линии все той же более древней цивилизации; для иных- эта та же

греческая цивилизация, но видоизмененная под влиянием новых условий.
Все эти теории содержат долю истины, но ни одна из них не является
полной истиной, т. к. являются детальными. Для того, чтобы получить
правильную картину, нужно рассмотреть совокупность всех явлений.
Термин «эллинизм» является условием для цивилизации трех веков, в

течении которых греческая культура распространилась далеко за пределы своей
родины, никакое общее определение не может полностью охватить этот

процесс.
Изучить «эллинизм» как историческую эпоху и понять его во всем его
своеобразии нельзя без учета того основного факта, что «эллинизм»- этап в
истории античного рабовладельческого общества.
В эпоху «эллинизма» мир изменился и расширился. Греческим языком можно
было пользоваться от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила.
Национальность отступает на второй план; общий язык и общее

воспитание содействуют развитию общей культуры. Литература, наука и прежде
всего философия связаны в известной мере с более широким миром, чем Греция.
Торговля стала международной. «Эллинизм» установил иные формы государства
вместо восточной деспотии и эллинского полиса. Но эллинистические монархии
на Востоке, Македонская коалиция, Ахейский и Этолийский союзы на Балканах
не ликвидировали греческого полиса с его узкими интересами. Конечно, то не
были независимые города- государства, но существование их связывало граждан
со старыми учредителями полиса.
С другой стороны, и восточная деспотия не была ликвидированы.

Приемники Александра продолжали действовать подобным же образом. Даже в
области культуры, где «эллинизм» означает коренной переворот, дело не было
доведено до конца; не были поглощены восточные культуры, не была забыта
эллинская культура классического периода.
Таким образом, эллинизм можно расценивать как прогрессивный этап в
истории античности, но с существенной оговоркой. В его начальный период
были созданы новые формы экономической, политической и духовной жизни. Но
изменения, совершившиеся во всех областях жизни в эллинистический период,
были недостаточно глубоки, причины, приведшие к кризису эллинских
государств не были преодолены.
Во всех областях культуры эллинизм означает поворот всемирно-
исторического значения. Многое было только намечено, эллинистическая

экономика не создала условий для окончательной переработки классического

наследия, для создания на его основе нового цельного мировоззрения,
целостности гармоничной культуры. Противоречия рабовладельческого общества
после краткого периода подъема сказались очень быстро и привели к тому, что
развитие шло лихорадочными темпами с кратковременными взлетами и
длительными периодами упадка; в некоторых областях- философии, литературе-
упадок стал хроническим. Но в целом эллиптическая культура- это новая
стадия в культурной истории человечества, повлиявшая на весь дальнейший ход
ее.
Становится ясной историческая роль эллинизмa как одно из этапов, на
которых подтачивалась социально-экономическая ограниченность
рабовладельческого общества, создались, хотя в недостаточной степени,
предпосылки для более прогрессивного общественно- экономического подъема.
Созданная на этой базе эллинистическая культура была принципиально новой,
поскольку она, хотя в неполной мере, порвала рамки прежней ограниченности.
Но эллинистическая культура не должна заслонять тех материальных
основ, на которых она возникла. Напротив, именно в аспекте общественных
отношений становится ясной ее сущность и ее историческая роль.
2. Александр Македонский
Многие элементы возникающего нового, эллинистического общества были
уже налицо, когда на мировую арену выступил Александр Македонский,
деятельность которого оказала влияние на все области политической,
экономической и духовной жизни того времени и с которого принято обычно
считать начало эллинизма. Об Александре Македонском написано громадное
количество литературы; его деяния, его личность, его судьба уже в древности
привлекала живейший интерес историков и философов. Особенно привлекала и
привлекает внимание деятельность Александра, как полководца; его походы и
данные или крупные сражения продолжают тщательно изучаться с точки зрения
военного искусства.
Александр, сын Филиппа II Македонского родился в гекатомбейоне (по
македонскому календарю- конец июля) 356г. до н. э. в Пелле. Древнее
предание гласит, что он родился в ту ночь, когда Геростат сжег храм
Артемиды Эфесской- одно из "семи чудес света", рождение Александра. по
легенде должно возместить эту утрату. Мать его Олимпиада была властной
женщиной с деспотическими страстями.
Первым воспитателем Александра, и воспитателем суровым, был
родственник Олимпиады Леонид. С 343г. воспитателем Александра стал
Аристотель, который тогда еще был прославленным философом и ученым, но уже
пользовался известностью. Аристотель сумел привить своему питомцу любовь к
греческой культуре и понимание ее, интерес к науке. Ахилл и Геракл стали
для Александра идеальными образцами, которым он стремился следовать.
Вернувшись в 340г. ко двору отца, юный Александр стал уже принимать
участие в политической жизни. В 337г. Филипп отдалил от себя Олимпиаду и
обручился с Клеопатрой. В связи с этим произошел разрыв между ним и
Александром. Александру пришлось удалится в Иллирию. Вскоре, однако,
Александр помирился с отцом. На следующий год Филипп умер. В Македонии
престолонаследия в виде перехода власти от отца к сыну не было установлено
здесь была возможна конкуренция между различными претендентами. Чтобы
утвердится на троне, Александр перебил своих возможных соперников.
Укрепив свои позиции в Греции, Александр весной 335г., чтобы
обеспечить свой тыл перед походом в Азию, выступил на север, переправился
через Балканы и благодаря умелой и смелой тактике разбил трибаллов. Укрепив
северную границу царства , Александр повернул в Иллирию, где было начато
восстание. Александру удалось одержать победу. Одержав еще ряд побед
Александр все же видел свою миссию не столько в осуществлении как эллинских
идей, сколько в том прежде всего, чтобы создать большое Македонское
царство, расширить свои владения; а по мере того как он одержал все новые
победы, идея мировой державы оттеснила и Македонию на второй план.
В завоеванных и занятых городах Александр восстанавливал демократию и
объявлял греческие города свободными и автономными. Завоевания Александра
означали такой переворот во взаимоотношениях между победителями и
побежденными , какого мир до этого не знал. Не все греческие города в
Малой Азии с энтузиазмом встречали Александра и только Тир, Газа,
Геликарнас, но и небольшие города оказали ему сопротивление. В процессе
завоевания у Александра все больше укреплялась идея мирового господства, и
старые панэллинские лозунги утратили свою актуальность, все меньшую роль
играли в политике завоевания.
Жестокая расправа с Фивами показала, что с самого начала на первом
месте у Александра стало укрепление собственной власти для осуществления
планов завоеваний на Востоке.
Мы не знаем тех 70 с лишних городов, которые по словам

Плутарха, построил Александр на Востоке, но Александрия и Ходжент на
Востоке, ставший Ленинаканом, Кандагар и Герат существуют и поныне.
После победы над Дарием в 330г. Александр уже видел себя владыкой
Востока и ни на какие частичные уступки не шел. В течении трех лет,
преодолевая большие трудности, Александр подчинил восточные страны, укрепил
свою власть теми способами, которые он применял до этого; он привлекал к
себе на службу представителей местной знати, к непокорным применял жестокие
репрессии, по пути своего прохождения основывал новые города- Александрии,
которые должны были не только служить для него опорными пунктами, но и
сблизить местное население, его экономику, быт и культуру.
Больше всего трудностей доставили Александру Бактрия и Согдиана, на
покорение которых он потратил два года. Военная демократия в области
Средней Азии дорожила своей свободой и боролась за нее. Но в 327г. компания
была завершена и Александр начинает готовится к новому грандиозному походу
на Индию.
Плутарх утверждает, будто Александр привел из Индии меньше четверти
своего войска. В начале 324г. Александр соединился с отрядом Неарха.
Возвращение было торжественно отпраздновано. Но предстояло много трудов и
работ по организации государства, налаживанию администрации, реализации
идей, которые толкали Александра на все новые завоевания.
Александр по мере расширения своих военных операций привлекал в войско
местные войсковые части. В Сузах он провел церемонию, которая должна была
служить как бы символом слияния победителей и побежденных в один народ.
Еще до индийского похода Александр женился на Роксане, племяннице
Дария; хотя это был брак по любви, но он не мог не быть воспринят также
как акт политический. В Сузах Александр организовал в один день массовые
браки между македонцами и персами.
Политика Александра. естественно, усилила оппозицию не только в
Греции, реально утратившей свою свободу, но и среди македонцев. Им чужды
были мечты Александра, его политика слияния греков, македонцев и варваров
означала для них умаление их привилегий и превращение их в таких же
подданных царя, какими были покоренные восточные народы.
В 323г. Александр переехал в Вавилон, центр созданной им державы. Сюда
со всех концов света прибывали послы и делегации с просьбами и с выражением
почтения и преданности. Мировая держава, созданная Александром, должна была
получить также идеологическое оформление, в тогдашних условиях-
религиозное. Правда, тогда еще не было условий для создания единой религии
для всех народов, населявших государство Александра; об этом не было и
речи.
Но культ Александра мог в некоторой степени не только дать религиозную
санкцию власти царя, но и объединить всех его подданных.
Но Александр не успокоился на достигнутых успехах. Его не
останавливала тоска, страстная мечта о новом, неизвестном, неутолимые
поиски новых путей расширения государства.
Во время подготовки новой экспедиции Александр внезапно заболел в
Вавилоне. Он крепился, перемогался , продолжал заниматься делами, но
состояние его с каждым днем ухудшалось. На десятый день встревоженные
ветераны добились допуска в покой, где лежал их умирающий полководец; они
молчаливо прощались с находившемся уже в бессознательном состоянии
Александром. На следующий день, 13 июня 323г. Александр умер в расцвете
сил, не достигнув еще 33 лет от роду.
После своей смерти Александр стал героем исторических и литературных
преданий многих народов. Роман " Александр" был переведен на 24 языка.
Легенды о нем вплетались в фольклор самых отдаленных друг от друга народов.
Это объяснялось не только грандиозностью его державы, но и романтичностью
его походов, поразительными победами, молодостью и трагичной судьбой
Александра.
Держава Александра распалась после его смерти. Александр пытался
создать великую мировую державу, но она не устояла. Созданные Александром
новые города не все оказались жизнеспособными. Но некоторые из них стали
крупными экономическими центрами и сохранились до нашего времени. При этом
Александром была введена единая (золотая и серебряная) монета по
аттическому стандарту; это не только было выражением высшего суверенитета
Александра, но содействовало также оживлению и облегчению торговых
операций.
Громадное значение для всего последующего времени имели географические
открытия и изыскания Александра, улучшение дорог, судоходство, прокладка
новых путей сообщения; все это значительно раздвинуло рамки тогдашнего мира
и позволила расширить экономические и торговые связи.
Греческий язык и греческая культура в результате походов Александра
проникли далеко на Восток, даже туда, где власть Александра не утвердилась-
в Индию, Армению. С другой стороны, восточная культура, наука,
производственный опыт, особенно в отраслях хозяйства, не известных грекам.
оказали влияние на греков. Особенно отчетливо влияние Востока сказывается в
религиозных представлениях. Расширение географических, этнографических,
естественнонаучных познаний эллинов дало мощный толчок развитию греческой
науки, расцвет которой относится к периоду после Аристотеля. В результате
походов Александра во всех странах, вошедших в состав его державы,
создается единство производственной техники, единство военного дела и
вооружений и, поскольку речь идет о греках и о народах, усвоивших греческий
язык- единство языка.
А между тем продолжали действовать и силы, направленные к расторжению
этого объединения. Неравномерность социально- экономического развития
различных частей государства Александра, пережитки примитивных отношений в
самой Македонии.
Прочно держалось убеждение в невозможности равенства между господами и
рабами, эллинами и варварами, а на Востоке также религиозные предрассудки и
теократические учреждения- все это противодействовало развертыванию и
реализации тех тенденций, которые проявлялись в деятельности Александра и
были обусловлены всем предшествующим историческим развитием. Возможно
поэтому, что если бы Александр не умер так рано, ему самому пришлось бы
стать свидетелем крушения своих грандиозных планов. Преждевременная смерть
Александра лишь ускорила развитие событий, но в более скромных размерах, в
соответствии с реальными возможностями, применительно к соответствию,
соотношению сил в различных частях бывшей монархии Александра. При этом
приемники Александра ставили перед собой нередко узкие, частные задачи; но
объективно ими все же восполнялись отчасти те же задачи, какие намечены
были уже Александром Македонским, походы которого были важной гранью в
развитии античного мира.

3. Эллинистическая культура.

Характер и значение эллинизма, как нового этапа в истории античного
рабовладельческого общества особенно четко отразились в эллинистической
культуре, что дало повод некоторым историкам видеть в эллинизме только
явление культурно-историческое. Если политическое и экономическое единство,
которое стремились создать Александр и его приемники, оказалось непрочным и
неглубоким, но выросшая на почве эллинизма культура вышла даже за рамки
эллинистического мира; будучи унаследована Римской империей, Византией и
народами Передней Азии, она оказала значительное влияние на культуру нового
времени.
Сама организация культурной жизни общества получила широкий размах,
невозможный раньше в маленьких отгороженных друг от друга полисах. В период
эллинизма литература и наука получают свой богатый, на широкую ногу
поставленный, центр в Александрийском музее. Библиотека этого музея в
Брухейоне имела до 700 тысяч свитков. Здесь не только собирали, но и
изучали литературу. Здесь возникла филологическая наука, унаследованная
последующими пополнениями.
Греческие игры и празднества, греческие гимназии, школы, театр
получают широкое распространение в странах Востока и становится важным
фактором не только эллинизации Востока, но и ориентализации Запада.
Громадное значение имело при этом возникновение общегреческого языка (на
базе аттического диалекта), постепенно вытеснившего из литературного языка
местные диалекты. Общность языка была одним из весьма действенных способов
"смешения жизней, быта и нравов".
Вместе с греческим языком к народам Востока проникают и греческие
литературные жанры. Наконец, как известно, греческая литература
эллинистического периода послужила исходным пунктом для создания римской
литературы.
Но содержание эллинистической художественной литературы существенным
образом изменилось. В Греции появляются новые жанры, соответствовавшие
изменившимся общественным настроениям и художественным вкусам. Идеология
античности классического периода была связана с общественной жизнью полиса.
Возникают новые типы литературных произведений – эпиграммы, идиллии,
жанровые сценки, небольшие элегии, любовная лирика.
Чем менее содержательна становится поэзии, тем более изысканной,
изощренной, причудливой становилась ее форма. Александрийская поэзия
(названная так условно, ибо она созидалась не только в Александрии) дала
наиболее современные образцы формального мастерства, воплощенности,
тщательности отделки, за которой чувствуется не только поэтическое
вдохновение, сколько ученость; эта салонная поэзия рассчитана на узкий круг
читателей, способных оценить кропотливую работу. Старые жанры меняют свой
характер. Театральные представления становятся более пышными, зрелищными,
но исчезает глубокая идейное содержание трагедий классического периода.
Эллинистическая литература могла дать и дала новые поэтические
произведения и целые жанры, интересные в своем роде.
Политика основания и постройки новых городов и в том числе столиц,
получила свое прямое выражение в эллинистическом градостроительстве, в
планировке городов и их архитектурном оформлении. Создание таких
грандиозных по тому времени сооружений, как Фаросский маяк, Родосский
колос, громадный корабль "Сиракузия" свидетельствуют об этом.
Интерес к личному, к переживаниям отдельного человека, утратившего
прочную связь с коллективом, сказывается, как и в литературе, в появлении и
быстром развитии жанрового искусства, портретной скульптуры и живописи.
Мифология занимает по-прежнему много места в искусстве. Но и боги
изменили свою природу, и отношение к ним стало иным. Эллинистические боги
не рассчитаны на религиозное благоговение зрителя, в них сказывается скорее
стремление передать совершенство человеческого тела и выражение
человеческих чувств и страстей.
Не только литература и искусство изменили свое содержание и создали
новые формы; резкие изменения произошли в чисто идеологической сфере –
философии и религии. При тогдашнем политическом устройстве философы
стремились решать прежде всего вопросы личные – вопросы морали, цели и
смысла жизни все больше отходит от общефилософских проблем, чтобы дать себе
и своим последователям утешение, моральную поддержку, внутреннюю
устойчивость взамен утраченной твердой опоре в полисе.
Общий подъем экономики в первый период эллинизма отразился и на
философских концепциях. Материалистическая философия, по существу наиболее
жизненная, достигла в начальный период эллинизма блестящего расцвета в
учении Эпикура.
Само занятие философией все более превращается в промысел. Более
видные философы состоят при дворах властителей.
Религия тоже не стоит на месте. Греческая религия, не имевшая своего
богословия, была основана на предании, зафиксированном в многочисленных
памятниках искусства. В поэмах Гомера греки видели не только поэтические
мифы, но и историю. В эллинистический период мифология перестает
удовлетворять верующего. В качестве источника веры и религиозных исканий
выдвигается теперь не предание, а личное откровение. Верующие находят опору
в восточных религиях. Странным и трудно объяснимым на взгляд позднейших
поколений представляется культ царствующих особ, появляющихся в
эллинистических государствах.
Новые явления в эллинистической религии не означали исчезновения
старой религии классического периода. Старые боги не исчезли, но они
изменили свой облик, стали "представителями общественных сил". Религия в
эллинистический период становится впервые предметом изучения. Этот период
характеризуется религиозными поисками. Новые боги должны были больше
говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности
спасения если не на земле, то в ином мире.
Встреча эллинской религии с восточными произвела изменения и в
религиях Востока. Перемены были не очень значительны, т. к. изменения
условий общественной жизни на Востоке в результате создания эллинских
монархий не затронули достаточно глубоко условия жизни масс народов.
Но эллинизм не привел к полному слиянию эллинства с Востоком, не
ликвидировал разрозненности, обособленности племен и народов. Единая
религия поэтому не могла быть создана. Старое отмирало, новое не было
прочным и глубоким. В религиозном отношении эллинистический период – период
исканий новых форм религии и религиозного сознания.
Вернемся в философию. Приобретает популярность философия стоицизма,
основоположником которой был Зенон, уроженец Кипра. Главное в стоицизме –
это этика, учение о добродетели, которая заключалась в спокойствии,
невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. Еще одна школа
философов, киников, провозглашала как высшую добродетель человека, его
умение наслаждаться малым, быть независимым от государства, общества, даже
от культуры и семьи. Знаменитым киником был Диоген, согласно легендам
вообще бросивший вызов общепринятому порядку и живший в бочке. Когда его
посетил знаменитый Александр Македонский и спросил, что он желает, то лишь
ответил: "Не заслоняй солнца".
Это время отмечено успехами науки, математики, механики (Евклид,
Архимед), астрономии (Аристарх Самосский), медицины, географии, филологии.
Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической,
общественной и духовной.



Заключение.

Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства
и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных
ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные
изменения в экономической, политической и социальной жизни общества.
Изменения послужили основой для создания и распространения эллинистической
культуры.
Эллинизм не был простым механическим "смешением" Востока и Запада. Бал
создан новый тип экономического и политического объединения.
Эллинизм как новый этап в истории рабовладельческого общества получил
отчетливое выражение в области культуры – в литературе и искусстве, в
философии и религии.
Историческое значение эллинизма и культура в том главным образом и
состоит, что в этот период человек отрывается "от пуповины естественно-
родовых связей", что происходит процесс преодоления этнической,
религиозной, общинной, полисной замкнутости и все отчетливее вырисовывается
классовая борьба.
Эллинистическая культура распространилась и сохранилась даже там, где
ее социально-экономическая и политическая база оказалась слабой и
недолговечной. Она проникла в Среднюю Азию и Индию. В далеком
Причерноморье, в Ольвии, Херсонесе, в Боспорском царстве эллинистическая
культура достигла высокого развития. Отсюда вышли знаменитые философы Бион
и Сфер, историки Сириск и Посидоний Ольвиополит, географ Дионисий
Ольвийский, поэт Исим. Конечно, не везде и всегда эллинистическая культура
пускала прочные корни, ее распространение и развитие были неравномерны.
Изучение истории эллинизма не только вскрывает закономерность
исторического процесса развития античного рабовладельческого общества. Оно
позволяет сделать и более общий вывод: когда социально-экономическая
формация находится на стадии упадка и разложения, попытки господствующего
класса упрочить свою власть путем введения новых форм экономического и
политического господства обречены на провал.
Но чтобы не говорилось, ясно одно, что эпоха эллинизма оставила как
историческое, так и культурное наследие.



Библиографический список.

1. "Эллинизм и его историческая роль", А.Б. Ранович, М.-Л. 1950
2. "Эллинистическая цивилизация", В.Тарн., М., 1949
3. "Греческая цивилизация", Боннар А. М., 1994
4. "Распад империи Александра Македонского", Шофман., М., 1984
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КубГУ)



РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
НА ТЕМУ:

“ЭЛЛИНИЗМ

И ЕГО ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ”

Работу выполнила
студентка 1 курса
группа факультета РГФ,
(английская филология)
Крутофал Ирина Вячеславовна

Научный руководитель
доцент, кандидат исторических
наук
Узлов Юрий Андреевич



КРАСНОДАР 1999



Учебная характеристика
на студента IV курса
экономического факультета
Кубанского Государственного
Университета
Шовгенова Казбека Нурбиевича,
адыгейца, 1978 года рождения



Студент Шовгенов К. Н. обучается на экономическом факультете с 1996
года по настоящее время. За время учебы зарекомендовал себя как знающий
студент, инициативен, проявляет усердие в учебе. Обладает перспективным
скрытым человеческим потенциалом.



Декан экономического факультета
Профессор Шевченко И. В. _________________
30.03.99г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Москва-столица РСФСР (История)


Реферат: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Право)


Реферат: Парламент РБ (Право)


Реферат: СВАРКА МЕТАЛЛОВ (Металлургия)


Реферат: Проблемы СПИДа (Биология)


Реферат: Сальвадор Дали - "король сюрреализма" (Искусство и культура)


Реферат: Киевская Русь - ее место и роль в украинской истории (История)


Реферат: Контрольная работа по ОБЖ (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Инвайронментальная социология (Социология)


Реферат: Ближний Восток (Политология)


Реферат: Сущность социального страхования (Страхование)


Реферат: Триумф и трагедия И.В.Сталина (История)


Реферат: Пушкинский Петербург (Культурология)


Реферат: Организация технического обслуживания и ремонта автотранспорта (Транспорт)


Реферат: Агрономические приемы улучшения почв (Ботаника)


Реферат: Cовершенствование организации перевозок контейнеров (Транспорт)


Реферат: Освещение (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Визитная карточка Украины (География)


Реферат: Подготовка и использование жидкого навоза (Сельское хозяйство)


Реферат: Подбор состава тяжелого бетона (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист