GeoSELECT.ru



Физкультура / Реферат: Быстрота и методика ее развития (Физкультура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Быстрота и методика ее развития (Физкультура)


Российский государственный
педагогический университет
имени А.И.Герцена



РЕФЕРАТ



по предмету: Физическая культура



тема: БЫСТРОТА


И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ



Студентки Тимофеевой И.В., гр. 4 КС (заочное отд.)



Адрес:
Лен.обл., г.Сертолово,
ул.Заречная, д.1, кв. 57,
т. 593-41-58



Санкт-Петербург
2000 г.
Быстрота как двигательное качество – это способность человека
совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок
времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе
этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают
мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-
мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты
играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями
доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством
человека.
Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной
реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время
выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного
двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты
(«скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной
практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет
скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не
элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения
лишь косвенно характеризует быстроту человека.
Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично
проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой
пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает
препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота
водителя проявляется в двух формах. Первая – быстрота двигательной реакции,
выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел
препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая – быстрота
движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали
акселератора на педаль тормоза и нажмет ее. Между этими формами нет тесной
взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время
сравнительно медленной скоростью движений. И наоборот.
Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические,
взрывные ускорения в них – одно из самых важнейших качеств спортсмена
такого, например, как легкоатлет.
Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей
нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц,
направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от
совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в
суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена.
Встречаются утверждения, что быстрота – качество врожденное, что
нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет
соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в
процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить
качество быстроты в очень большой мере.
Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как
способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или
тактильный раздражитель. Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ
на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие
дистанции. Быстрота выражается также в способности к смене движений по
направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества
быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх,
скоростном спуске на лыжах, слаломе.
Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая
большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на
ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п.
Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например,
движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие
дистанции. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту
можно развить ею. Наибольшая частота движений – пальцев и кисти в целом.
Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и
плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений
развивается весьма незначительно.
Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с
максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от
пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест,
подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола
какой-нибудь ногой).
С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно
использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под музыкальное
сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное на 15-30 сек.
передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться
превысить ее. Так, в эксперименте бег на месте под ускорявшийся
танцевальный ритм позволил спортсменам увеличить частоту движений на 5-8 %.
Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное
расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности,
резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами
проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.
Уровень развития быстроты, в конечном итоге, определяет успех в
подавляющем большинстве видов спорта. Даже марафонец должен,
возможно, быстрее пробежать свою дистанцию, сохраняя высокую
«крейсерскую» скорость*. И успех тяжелоатлета зависит от того, с какой
скоростью он сумеет выполнить необходимое движение.
Быстрота определяется:
а) путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал
реакциометрами различной конструкции;
б) по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью
или туловищем в границах определенной амплитуды;
в) по времени преодоления установленного короткого ________________
* Под «крейсерской» скоростью подразумевается средняя скорость прохождения
дистанции.
расстояния (например, бега на 20, 30 м);
г) по скорости выполнения однократного движения в сложном действии,
например отталкивания в прыжках, движения плечевого пояса и руки в
метаниях, удара в боксе, начального движения бегуна на короткие
дистанции, движений гимнаста и др.
Все проявления быстроты эффективно развиваются при игре в баскетбол.
Можно также порекомендовать ручной мяч, настольный теннис, подвижные игры с
быстро меняющейся игровой ситуацией и быстрым передвижением.
Воспитание быстроты движений, повышение скорости выполнения целостных
двигательных актов тесно связаны с повышением функциональных возможностей
организма спортсмена, обусловливающих скоростные характеристики в различных
формах двигательной деятельности. В методике воспитания быстроты существует
два направления: целостное воспитание быстроты в определенном движении и
аналитическое совершенствование отдельных факторов, обуславливающих
максимальную скорость движения.
Для воспитания способности выполнять движения более быстро, для
повышения достигнутого уровня скорости можно рекомендовать разные пути.
Первый из них – повторное выполнение движения или действия с сознательным и
весьма сильным стремлением сделать их с рекордной быстротой. Такой путь
требует чрезвычайной концентрации психических возможностей спортсмена и
огромной волевой вспышки. Эффективному выполнению подобных упражнений
помогает использование ускорения. Например, в беге с ускорением (обычно на
60-80 м) спортсмен постепенно наращивает скорость и доводит ее до
максимальной. В ускорениях бегун пытается с разгона перейти установившийся
предел и хотя бы на небольшом расстоянии достичь еще большей скорости.
Новые, более быстрые, движения, которые он сумеет сделать, и будут вызывать
соответствующие перестроения в организме. Такие ускорения будут действенны
только в том случае, если их повторять многократно. Однако проводить такие
занятия можно не более 1-2 раза в неделю из-за опасности перетренировки.
Другой путь сходен с первым, только стремление более быстро
выполнить действие имеет конкретную, предметную цель (например, прыжок в
длину через рейку, положенную близко к отметке рекордного результата).
Эффективен и третий путь, когда для воспитания способности
проявлять волевые усилия, направленные на «мгновенное» движение,
применяются время от времени скоростные упражнения в затрудненных условиях
и сразу же в обычных условиях.
Развитие такого качества, как быстрота зависит от лабильности
нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах,
согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом
чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения
техническими приемами.
Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнем возрасте.
Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества
развивают параллельно. Как известно, чем меньше внешнее сопротивление
движениям, тем они быстрее. Уменьшить вес снаряда, установленный правилами
соревнований, нельзя. Также невозможно уменьшить вес тела без вреда для
здоровья. Но можно увеличить силу. Возросшая сила позволит спортсмену легче
преодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее выполнять движения.
Повысить уровень быстроты движений за счет силы мышц можно прежде
всего посредством улучшения способности проявлять очень большие мышечные
усилия. Только эта способность и совершенная нервно-мышечная координация
позволяют спортсмену выполнять мощные движения, проявлять взрывные усилия.
Без этого невозможны достижения, например в легкой атлетике (барьерный бег,
прыжки, метание и др.) Для выполнения движений, увеличивающих силу
соответствующих групп мышц должны быть использованы, главным образом,
упражнения, сходные по своей структуре с техникой избранного вида спорта.
Например, для развития быстроты у бегунов – бег по наклонной дорожке
вверх, поднимание груза, положенного на бедро и др. Особенность силовой
подготовки, имеющей целью развитие быстроты, состоит также в том, что при
этом используются динамические упражнения, т.е. упражнения с малым и
средним весом, выполняемые с большой скоростью и амплитудой, упражнения
баллистического характера (метания, выпрыгивания с отягощением). Эти
упражнения должны сочетаться с такими, которые обеспечивают развитие общей
и максимальной силы. Используя упражнения с отягощениями, направленные в
основном на развитие силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения, иначе
может снизиться быстрота движения.
Большое значение также имеет подвижность в суставах и способность
мышц-антагонистов к растягиванию. Если продуктивно использовать эластичные
свойства мышц, то быстрота движений повышается. Мышца предварительно
оптимально растянутая сокращается быстрее и с большей силой. Поэтому
необходимо обращать особое внимание на улучшение эластичности мышц. Для
этого следует выполнять специальные упражнения на растягивание
расслабленных и напряженных мышц. Частота ациклических и циклических
движений во многом определяется техникой. Это касается не только
кинематической структуры движений, но и динамической.
При овладении техникой быстрых движений нужно научиться
расслаблять мышцы-антагонисты, не вовлеченные в данный момент в активную
работу, научиться бегать, прыгать с максимальной отдачей всех сил, но в то
же время свободно, без излишнего напряжения. В достижении этого особо
важную роль играет упрочение двигательного навыка, для чего необходимо
многократно повторять упражнения в течение длительного времени. Но
повторения должны выполняться с интенсивностью 0,8 – 0,9 от максимальной,
чтобы не вызывать излишних мышечных напряжений.
Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений
имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те из них,
которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно
действующим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же относится и к
упражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому
упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться часто,
но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха
обусловлена степенью возбудимости центральной нервной системы и
восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с ликвидацией
кислородного долга. Тренировочную работу для развития быстроты следует
заканчивать, как только субъективные ощущения спортсмена или показания
секундомера скажут об уменьшении установленной или максимальной быстроты.
Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражнений должен
обеспечить готовность повторить ту же работу, не снижая быстроты. При
длительных интервалах отдыха быстрота движений снижается. Видимо, это
объясняется изменением состояния центральной нервной системы, уменьшением
возбудимости нервных клеток коры головного мозга, а также снижением
температуры тела, повышающейся во время разминки и предыдущей работы.
Продолжительность отдыха зависит от вида упражнений, состояния спортсмена,
его подготовленности, условий тренировки. Обычно интервал отдыха
определяется субъективно по моменту готовности к выполнению упражнения.
Упражнения, требующие значительной быстроты при интенсивности, не
достигающей предельной, выполнять лучше чаще. Нагрузка в любом занятии
должна быть такой, чтобы к следующему занятию спортсмен полностью
отдохнул.
Таким образом, для совершенствования этого физического качества
необходимо подбирать упражнения:
- развивающие быстроту ответной реакции;
- способствующие возможно более быстрому выполнению движений;
- облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.
Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используются
повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением
амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения в облегченных
условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т.п.
Различают пять основных методов развития быстроты:
1. Повторный метод, о котором уже говорилось выше. Суть его сводится к
выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью.
Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно
зрительный) и на быстроту отдельных движений.
Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой
поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха
между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе
(30 сек. – 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния
спортсмена).
2. Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем
ударе с отягощением на кисти,
перемещения с отягощением и т.п.
3. Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых
участвуют основные группы мышц и суставы.
4. Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и
специальных эстафетах.
5. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в
условиях соревнования.
Особенно рекомендуется последний – соревновательный метод, который
требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается
при групповом выполнении упражнений.
Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен
преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении
скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное
повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены
применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры.
В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные
упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением,
прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание
облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро
выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные
подготовительные упражнения.
Особо важную роль в тренировке, направленной на развитие быстроты
одиночных движений, играет срочная информация о достигнутых результатах.
Сопоставление объективных показателей быстроты, частоты движений, времени
выполнения позволяет спортсменам улучшать эти параметры и делать правильные
выводы об эффективности тренировки.
Для тренировки быстроты реакции, необходимой нам в самых разнообразных
жизненных ситуациях, можно предложить множество упражнений. Например, вы
вытягиваете вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а
другой человек держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку таким
образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром вашей ладони (на
расстоянии 1-2 см от нее). Затем он неожиданно для вас отпускает линейку, а
вы должны как можно быстрее схватить ее (предплечье должно оставаться
неподвижным). При этом расстояние, которое линейка успела пролететь, будет
характеризовать вашу быстроту реакции.
Мы рассмотрели пример с так называемой простой реакцией. В жизни же
нам приходится проявлять быстроту сложной реакции, когда мы заранее не
знаем, как нам придется реагировать на то или иное неожиданное изменение
обстановки. Соответственно и тренируется такая быстрота упражнениями, в
которых в зависимости от сигнала человеку приходится выбирать ответное
действие минимум из двух вариантов. Модель такой ситуации – широко
известная игра: один человек выставляет ладони открытыми кверху, а партнер
накрывает их своими. Задача первого – быстро ударить любой своей рукой по
тыльной стороне любой ладони соперника. У того более сложная задача –
уловить, какой из четырех возможных вариантов начал выполнять партнер, и в
зависимости от этого успеть отдернуть одну или другую руку. Игра эта
отлично тренирует быстроту реакции и быстроту движений рук в том объеме, в
каком она проявляется в игровых действиях.
Последнее обстоятельство очень важно иметь в виду. Как мы уже
сказали, скорость определенных движений развивается с помощью аналогичных
же по структуре движений. А поскольку двигательная деятельность человека
чрезвычайно многообразна и ситуации, которые могут потребовать от нас
быстроты, практически непредсказуемы, тренировать быстроту отдельных
движений с помощью простых упражнений нецелесообразно – слишком много их
для этого понадобится. Пожалуй, лишь быстроту разгибателей ног и рук есть
смысл тренировать отдельно, ибо важней всего для человека, чтобы именно они
обладали этим качеством. Здесь годятся обычные прыжки на носках, а также
выпрыгивание вверх из положения приседа и полуприседа. Данные упражнения
можно выполнять как в утренней зарядке, так и в отдельной тренировке, но
только на «свежую» силу, то есть в начале занятия. Не следует выполнять
упражнения, способствующие развитию быстроты, в состоянии утомления, так
как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность
быстро выполнять их. Поэтому их и рекомендую включать в первую половину
каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество
повторений в одном тренировочном занятии небольшое. Для мышц рук
выполняются всевозможные метания на дальность теннисного мяча, камешков –
желательно одной и другой рукой. В домашних условиях можно использовать
такой прием: несколько первых отжиманий в упоре лежа делать с максимальной
скоростью. Если более или менее быстрые отжимания не получаются, лучше
выполнять их из «облегченного» исходного положения – с повышенной опорой
руками.
Выполнение большинства технических приемов во многих видах
спорта немыслимо без развития такого качества, как быстрота. Для его
развития рекомендуются упражнения, в которых необходимо выполнять
обусловленное движение на определенный сигнал. Чаще используется
зрительный сигнал. При этом условия выполнения движений постепенно
осложняются. Например, для развития быстроты реагирования на сигнал
стартера в беге на короткие дистанции вначале следует выполнять движения
только руками, расположенными на повышенной опоре, затем постепенно снижать
опору, упражняться в быстром реагировании движениями ног из более
выпрямленного положения, постепенно увеличивая угол сгибания ног, и таким
образом прийти к обычному положению на старте.
Внимание занимающихся должно быть сосредоточено на движениях, которые
следует выполнять, а не на ожидаемом сигнале. Для улучшения быстроты
реагирования целесообразно предварительно слегка напрячь мышцы тех частей
тела, которыми предстоит сделать движение. Полезно изменять паузу между
ожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять силу сигнала.
Быстроту реакции на движущийся объект (в видах спорта типа
единоборств, спортивных играх) прежде следует развить в упрощенных
условиях, а затем постепенно осложнять ситуации. Одним из средств для
развития быстроты реакции в спортивных играх может быть игра с малыми
мячами вместо мячей обычного размера.
Специальные упражнения для развития быстроты состоят из различных
возможно быстрых движений. Важно знать, что приобретенная быстрота в
движениях, несходных по двигательной структуре, не переносится на другое
упражнение. В движениях, координационно сходных, дело обстоит по-другому.
Так, например, быстрота, приобретенная в спринтерском беге, переносится на
движения отталкивания в прыжках и на выпрямление ног в метаниях. Вот почему
наиболее эффективны специальные упражнения для развития качества быстроты,
максимально приближенные к элементам избранного вида спорта. Выполнять
упражнения в целостном виде нужно повторно, с такой быстротой или
скоростью перемещения, которая близка к установившемуся пределу в данное
время, и еще быстрее в облегченных условиях, а также возможно быстрее в
затрудненных условиях.
Для развития быстроты движений используются также физические
упражнения, в которых это качество проявляется в наибольшей мере, например
бег на короткие дистанции, ряд подвижных и спортивных игр, метание
облегченных снарядов, отдельные детали спортивных упражнений, выполняемых в
высоком темпе или импульсивно, резко.
Приведем ряд примерных упражнений для развития быстроты:
> Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на
коленях и т.д.) по зрительному сигналу.
> Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная).
> Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками.
Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления
движения и резкими остановками способствуют развитию быстроты перемещения.
> Имитационные упражнения с акцентированно быстрым выполнением какого-то
отдельного движения.
> Быстрые перемещения, характерные для волейбола,
баскетбола и др., с последующей имитацией или выполнением технического
приема.
Различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых в разной
последовательности, способствует развитию такого вида быстроты, как
быстрота переключения с одних действий на другие.
При выполнении имитационных упражнений в сочетании с упражнениями,
направленными на развитие быстроты перемещений, следует учитывать специфику
конкретного вида спорта. Имитируемые технические приемы должны учитывать
закономерности перемещений на поле (площадке, ринге и т.д.). Например, в
волейболе после перемещения к сетке должен следовать нападающий удар и т.д.

Для развития всех форм быстроты необходимо руководствоваться
следующими положениями:
1. Если основная задача занятия развитие быстроты, то ее следует решить
непосредственно после разминки.
2. Одновременно с развитием быстроты необходимо упражняться в
совершенствовании техники избранного вида спорта.
3. Развивать способность к произвольному (сознательному) расслаблению мышц.
4. Начинать развитие быстроты следует с выполнения упражнений равномерным
методом, со средней интенсивностью: как только развивается способность
контроля за движениями, применять метод переменных и повторно-переменных
упражнений; наибольшая скорость (интенсивность) движений на этой стадии –
80-85 % от максимальных возможностей.
5. В процессе упражнений в циклических видах спорта нагрузку на организм
следует регулировать по показателям частоты дыхания и пульса, а также
руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых
попыток и сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха
между отдельными повторениями должны быть такой длительности, чтобы
частота дыхания приближалась к норме и вместе с тем не прошло возбуждение
от предыдущего упражнения. Длительность перерыва для отдыха от одного
повторения к другому на протяжении одного занятия должна постепенно
увеличиваться.
На протяжении ряда лет тренировки, особенно юных спортсменов, уровень
быстроты движений должен повышаться. Однако наблюдаются многочисленные
случаи стабилизации этого качества на достигнутом уровне, что, надо думать,
происходит из-за не предъявления в процессе тренировки новых, более
высоких, требований к организму спортсмена, к его физическим и волевым
качествам. Кроме того, вследствие множества повторений одного и того же
действия с максимальной быстротой создается автоматизация движений,
основанная на образовании и закреплении определенной системы нервных
процессов. Это стабилизирует быстроту отталкивания, рывка, частоту движений
спортсмена, препятствуя росту скорости даже тогда, когда уровень развития
физических и волевых качеств повышается. Так создается «скоростной
барьер», приостанавливающий прогресс в спортивных результатах. Чтобы
избежать этого, следует начинать специализацию подростков и юношей в видах
спорта, в которых преимущественно, проявляется быстрота (в частности, в
беге на короткие дистанции), после того, как достигнут достаточно высокий
уровень общей физической подготовленности путем занятий такими видами
спорта, в которых движения выполняются в варьируемых условиях (например,
занятий баскетболом, регби).
Чтобы преодолеть скоростной барьер, необходимо применить такие средства,
методы и условия, которые помогли бы спортсмену не только повысить
предельную быстроту, но и в многократных повторениях закрепить ее на новом
уровне. В принципе все упражнения и методы, используемые для развития
быстроты и частоты движений с проявлением максимальных усилий, могут быть
применены для преодоления скоростного барьера. Однако этому должна
предшествовать специальная физическая подготовка, направленная на
укрепление мускулатуры, подвижности суставов, на повышение выносливости.
Известно, что потенциальные возможности нервно-мышечной системы в
быстроте движений значительно выше, чем принято считать. Свидетельство
этому – выполнение в облегченных условиях движений с большой быстротой в
условиях, способствующих увеличению темпа и импульсивности (например, бег
по наклонной дорожке, плавание за лидером, метание облегченных снарядов,
уменьшение размеров площадки в спортивных играх и др.). Но когда речь идет
о максимальной быстроте движений в обычных условиях, то спортсмену
чрезвычайно трудно перейти на новый, более высокий, ее уровень. Для этого
нужны новые, более сильные, раздражители, которые вызвали бы и более
энергичное проявление соответствующих физических и психических
возможностей. Чтобы «развить» скоростной барьер, полезно также сделать
большой перерыв в тренировке в избранном виде спорта, используя это время
для занятий другими физическими упражнениями.
Естественно, что тренеров и спортсменов интересует проблема достижения
стабильного уровня сверхбыстроты. Если после нескольких успешных попыток
преодоления скоростного барьера в облегченных условиях спортсмен может
сделать то же в обычных условиях, то достижение стабильности зависит лишь
от числа повторений сверхбыстрых движений. Многократное повторение в конце
концов приведет к образованию нужного двигательного навыка, устойчивого и в
обычных условиях.
Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет
высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять
только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения,
используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут
привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. В старшем и
пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму,
упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и
ограниченно.


Литература:
1. Айриянц А.Г. Волейбол. М., «Физкультура и спорт», 1976.
2. Алипов Д.А. Влияние среднегорья Тянь-Шаня на развитие качеств силы и
быстроты у спортсменов. «ТиП ФК», 1965, № 5.
3. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты. «Теория и практика физической
культуры», 1968, № 4.
4. Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. В книге: Легкая
атлетика для юношей. М., «Физкультура и спорт», 1969.
5. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. М., «Физкультура
и здоровье», 1984.
6. Гусева И.А. Исследование взаимосвязи быстроты и точности уколов у
фехтовальщиков. «ТиП ФК», 1965, № 3.
7. Донской Д.Д. Движения спортсмена. ФиС, 1965.
8. Еремин Ю. Прыгать… быстро! «Легкая атлетика», 1965, № 12.
9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и
методики воспитания). М., «Физкультура и спорт», 1966.
10. Касимов В. Покоряя время и пространство. М., «Физкультура и спорт»,
1987.
11. Кузнецов В.В. Специальные скоростно-силовые качества и методы их
развития. «Теория и практика физической культуры», 1968, № 4.
12. Макаренко Л.П. Экспериментальное обоснование применения скоростных
упражнений в тренировке юных пловцов. М., 1985.
13. Менуковский Т. Совершенствование быстроты реакции у борца. «Спорт за
рубежом», 1965, № 10.
14. Методы специальной силовой подготовки спортсменов высших разрядов (под
ред. В.В.Кузнецова). «Физкультура и спорт», 1967.
15. Озолин Н.Г., Воронкин В.И. Легкая атлетика. М., «Физкультура и
спорт», 1979.
16. Тер-Ованесян А.А. Спорт. М., «Физкультура и спорт», 1967.
17. Учебник спортсмена (сост. А.О. Романов). «Физкультура и спорт», 1964.
18. Филин В.П. Бег на короткие дистанции. «Физкультура и спорт», 1964.
19. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.,
«Физкультура и спорт», 1974.
-----------------------
[pic]

[pic]







Реферат на тему: Бытовые и военные яды

Министерство общего и профессионального образования РФ
Самарский государственный педагогический университет

Кафедра экологии и экологического образования



Внеаудиторная самостоятельная работа

по курсу безопасность жизнедеятельности
на тему Бытовые и военные яды



Выполнил студент I курса 12н
факультета иностранных языков
Алейников К.Л.

Проверила старший преподаватель
кафедры экологии
Чурюкина С.А.



Самара 2002


Химическое оружие — опасность до сих пор реальна...

Несмотря на то, что во всем мире химическое оружие интенсивно
уничтожается, знать о нем необходимо. Раньше с ним знакомили на курсах по
гражданской обороне, и большинство людей имели о химическом оружии хотя бы
общее представление. Сейчас оно упоминается только в аспекте разоружения
или экологических катастроф, однако менее опасным, особенно в руках
организованных преступных групп или одиночек-психопатов, оно от этого не
стало. К тому же, игнорируя всевозможные Конвенции по запрещению
химического оружия, до сих пор почти все ведущие в военном отношении страны
имеют колоссальные его арсеналы, а в ряде случаев продолжают вести
дальнейшие его разработки, в том числе в области создания психохимического
оружия. Так что оснований для благодушия пока, к сожалению, нет.
Датой рождения химического оружия принято считать 22 апреля 1915 года,
когда около 17 часов со стороны немецких позиций в долине реки Ипр
появилась полоса серо-зеленоватого тумана, ветром сносимого в сторону
французских частей. Тяжелый газ заполнял траншеи, солдаты и офицеры
задыхались, газ обжигал им органы дыхания, разъедал легкие. Это был
ядовитый хлор, 180 тонн которого всего за 5 минут были выпущены немецкими
войсками. В результате газовой атаки было поражено более 15 тысяч человек,
треть из которых — смертельно. Непробиваемый до этого фронт был прорван.
Этот "успех" вдохновил немцев на следующую газовую атаку, уже против
русских. Западнее Варшавы 31 мая того же года на фронте протяженностью 12
км было выпущено 264 тонны хлора. 9 тысяч русских солдат были отравлены,
каждый седьмой из них погиб, однако наступление немецких войск вслед за
газовой атакой было отбито.
С лета 1915 года хлор стал использоваться все чаще и чаще, однако
неожиданность и эффективность таких атак с каждым разом снижались, и тогда
Германия использовала еще более страшный газ, обладающий удушающим
действием, — фосген. Уже в декабре этим газом были "накрыты" французские
войска. Потери последних были настолько велики, что фосген сразу приковал к
себе самое пристальное внимание со стороны всех воюющих сторон, и в
дальнейшем в боевых действиях его, кроме Германии, использовали уже Франция
и Англия.
Дьявольская гонка продолжалась. По ходу первой мировой войны Германия
непрерывно создавала новые, все более изощренные виды химического оружия и
без промедления использовала их в военных условиях. Вся химическая
промышленность Германии тех лет целиком и полностью была ориентирована на
производство боевых отравляющих веществ. В мае 1916 года немцы "дали
путевку в жизнь" хлорпикрину. В сентябре того же года союзная им Австро-
Венгрия применила против французов бромциан, месяцем позже Франция ответила
на это хлорциановой атакой.
Наконец, 13 июля 1917 года германская армия на Западном фронте под рекой
Ипр против французов применила иприт, самый страшный газ первой мировой
(свое название он получил от реки Ипр). Боевая эффективность иприта
настолько превосходила все известные в то время отравляющие вещества, что
его стали величать "королем газов". При попадании на кожу иприт вызывает
образование страшных пузырей, которые лопаются, превращаясь в гнойные
ипритные язвы, не заживающие многие недели. При сильном отравлении
наступает смерть. Наиболее чувствительны к иприту глаза. Даже сравнительно
низкие концентрации этого яда вызывают воспаление конъюктивы и образование
язв с последующей потерей зрения. Именно иприт повинен в тех десятитысячных
колоннах ослепших солдат, которые еще многие годы блуждали по дорогам
Европы после окончания первой мировой войны. Но самое страшное свойство
иприта — его способность влиять на наследственность — было обнаружено лишь
в начале пятидесятых годов. По этому:
признаку он похож на ионизирующую радиацию, вследствие чего его еще
называют "лучевым ядом". Те, кто выжил после ипритных атак, очень скоро
умерли от лейкозов и других раковых заболеваний.
"Химическая" гонка закончилась только с последними залпами первой
мировой. Даже находясь в безнадежной ситуации, на ее завершающем этапе,
немцы успели продемонстрировать всему миру дифосген, дифенилцианарсин и ди-
фенилхлорарсин, которыми начиняли снаряды и мины. Франция пополнила этот
список синильной кислотой. В гонку хотели подключиться и американцы, однако
все их разработки поспели только к концу войны и остались
"нереализованными". Со середины 1917 года начали широко использовать
комбинированные смеси отравляющих веществ, что увеличивало их поражающую
способность. В общей сложности на противника воюющие стороны вылили 125
тысяч тонн ядов. Половина из них приходится на Германию. В последний год
войны 50% артиллерийских снарядов, выпущенных немцами, были химическими.
Результаты химических атак в первую мировую ужасают: погибло 1 миллион 300
тысяч человек, втрое больше стали инвалидами. По ориентировочным оценкам,
еще около миллиона человек умерли от последствий отравлений в течение
нескольких лет после окончания боевых действий. Потрясенные такими
"результатами" в 1925 году все страны подписали Женевский протокол,
запрещающий применение химического оружия.
Однако остановить "джина", выпущенного из военных химических лабораторий,
было уже невозможно. Фашистская Италия в 1936 году решает свои военные
проблемы в Абиссинии с помощью 415 тонн кожно- нарывных газов (иприт и
люизит) и 263 тонн фосгена. В ходе 19 газовых атак более 15 тысяч
абиссинцев от них погибли. Ставку на химическое оружие в войне против Китая
в 1937-1943 годах делала и Япония. Здесь впервые широко применялись не
только химические снаряды (их было более четверти от общего числа), но и
химические авиационные бомбы и контейнеры. Каждый десятый китаец умер от
отравлений боевыми ядами. Даже среди японцев многие тысячи человек погибли
от собственных отравляющих веществ.
Ко второй мировой войне все страны подошли с фантастическими арсеналами
химического оружия. Даже трудно себе представить, что случилось бы, если бы
его все-таки применили. Помимо отравляющих веществ, "опробованных" во время
первой мировой, в Германии незадолго до начала войны были созданы самые
опасные боевые яды — нервно-паралитические газы. Их разработкой под крышей
концерна "Фарбениндустри" еще в 1934 году начала заниматься группа химиков
под руководством Шрадера. Спустя три года немцы уже имели первый килограмм
нервно-паралитического газа табун. В следующем году Шрадер синтезировал на
порядок более токсичный газ зарин. Создание этих сверхмощных ядов было
дополнительным стимулом к борьбе за мировое господство — Гитлер отводил
химическому оружию далеко не последнюю роль, особенно в войне с
"неполноценными расами" на Востоке. Готовясь к нападению на СССР, немцы еще
с января 1940 года начали строить заводы по производству нервно-
паралитических газов и других отравляющих веществ. На заводе в Дихернфурте
в сутки производилось по 12 тонн табуна, всего же этого яда было наработано
12 тысяч тонн. С июня 1944 года был освоен выпуск зарина — по 600 тонн в
месяц. В том же году, когда Германия уже отступала на всех фронтах,
Шрадером был разработан еще более сильный газ зоман, в 15-20 раз ядовитее
зарина, однако до его выпуска дело так и не дошло. В фантастических
количествах во время второй мировой войны нарабатывались и другие боевые
яды. Одного только иприта в год производили по 125 тысяч тонн! До
последнего момента Гитлер не оставлял идею глобальной химической войны,
которая особенно была близка ему в 1944 году как последнее средство
остановить русских. Но прекрасно понимая, что и на Германию обрушится
ответный смертоносный дождь из химических бомб и фугасов, он так и не
решился ее реализовать.
После второй мировой войны эпицентр разработки химического оружия
переместился из Германии за океан, в США. Помимо дальнейшего
совершенствования нервно-паралитических газов (появляется "плеяда" так
называемых "V-газов", во много раз более токсичных, чем зоман), ведутся
самые интенсивные разработки психохимического оружия, действующего на мозг
и центральную нервную систему. Психохимические вещества временно выводят
противника из строя — либо "сбивая его с ног", либо "сбивая с толку". Сюда
причислены многие из галлюциногенов природного или синтетического
происхождения - ЛСД, псилоцибин, мес" калин и их производные. Химическое
оружие после войны не только разрабатывалось, но и применялось. Американцы
использовали его во время войны в Корее в 1952-1953 годах и во Вьетнаме
десять лет спустя. Например, только за первую половину 1966 года в Южном
Вьетнаме с американских самолетов было сброшено более 1 миллиона 300 тысяч
галлонов отравляющих веществ на общей площади около 21 тысячи га. До сих
пор значительная часть территории Вьетнама напоминает безжизненную пустыню.
Сейчас массированное применение отравляющих веществ маловероятно —
слишком пристально следит за этим мировое сообщество. Однако, для их
использования всегда находятся какие-то лазейки. Так, спецслужбы США и
других стран широко используют для различных операций, а также при разгоне
демонстраций вещества, обладающие раздражающим действием . Еще чаще
применяют всевозможные слезоточивые газы . Эти, а также многие другие
отравляющие вещества закачивают в баллончики, которые используют все кому
не лень как в целях защиты, так и в целях нападения. Такие "химические"
баллончики получили широкое хождение и в нашей стране. Не исключено, что
какие-нибудь "умельцы" смогут начинить их нервно- паралитическими газами
или кожно-нарывными веществами типа иприта. Отравляющие вещества извечно
находятся в центре внимания всевозможных банд и криминальных группировок.
Достаточно вспомнить "зариновую атаку" в токийском метро, предпринятую
бойцами одной из террористических религиозных сект. Как бы там ни было,
пока химическое оружие не уничтожено, а произойдет это, по всей видимости,
еще не скоро, опасность его применения остается.
Имеется опасность и другого рода — экологическая. Так, после окончания
второй мировой войны огромные количества боевых отравляющих веществ (около
200 тысяч тонн) были затоплены на небольшой глубине в прибрежных водах
Балтийского моря. Под действием морской воды за прошедшие полвека емкости с
боевыми ядами, а это, в основном, иприт, стали ветхими, некоторые из них
уже разрушаются. Тяжелый иприт скапливается в виде маслянистых озер на дне
Балтики, при этом практически не разлагаясь. За счет своей прекрасной
растворимости в нефтепродуктах и жирах он в составе нефтяных пятен
разносится по всему балтийскому побережью, накапливается в рыбе. Вместе с
ипритом захоронен и содержащий мышьяк люизит, ядовитость которого еще выше.
Если произойдет массовый выброс боевых ядов, то глобальной экологической
катастрофы не избежать. На территории России и вблизи ее границ есть много
и других точек, где соседство людей с сверхтоксичными отравляющими
веществами гораздо более тесное, чем это допустимо...

Кому больше следует опасаться пестицидов?

Численность людей на Земле уже давно перевалила за шесть миллиардов, и
чтобы их прокормить, нужно резко интенсифицировать сельское хозяйство. А
еще в середине века более трети урожая отдавалось на откуп вредным
насекомым, грибкам, сорнякам. При этом армия вредителей настолько
разнообразна, насколько и многочисленна. Это насекомые, клещи, моллюски,
круглые черви, грибы, бактерии, вирусы и даже представители млекопитающих -
грызуны. Некоторые виды насекомых и клещей наносят громадный ущерб и
здоровью человека, являясь переносчиками заразных болезней: малярии,
энцефалита, тифа, сонной болезни и многих других. Поэтому, когда химики
разработали вещества, способные их уничтожать, на мгновение показалось, что
человек стал воистину всесильным. Спасительные вещества назвали
"пестицидами" (от лат. pestis — "чума, зараза" и греч. cido — "убиваю").
Арсенал пестицидов сейчас необычайно велик, насчитывая тысячи веществ,
эффективно уничтожающих насекомых (инсектициды), клещей (аиарициды), грибы
(фунгициды), сорняки (гербициды). Но вскоре обнаружилась и обратная сторона
медали — многие пестик циды оказались очень ядовиты не только для
вредителей, но и для человека. Каждый год в мире регистрируется несколько
десятков тысяч острых отравлений ими, но это только верхушка айсберга,
поскольку в большинстве своем действуют они скрытно, изощренно, исподволь
отравляя организм. Если учесть, в каких количествах пестициды производятся
и применяются, то не удивительно, что они вездесущи, поступая в организм с
питьевой водой, в составе растительных и животных продуктов, с воздухом и
пылью. Последствием такого "невольного" злоупотребления ими становятся
многие заболевания — от легких аллергических реакций до рака.
Одним из первых пестицидов, триумфально прошедших по миру, стал ДДТ
("дуст"). Его высокая ядовитость для теплокровных животных и человека
поначалу никого не пугала. Главное, что ДДТ в одиночку превосходно
справлялся со всей армией вредителей. Что касается его концентрации в
пищевых продуктах, то ее определяли как невысокую и безопасную для
здоровья, выдавая желаемое за действительное. В 50-60-е годы применение ДДТ
было настолько интенсивным, что им насытили все, что только можно. Не
осталась в стороне от "всеобщей ДДТизации" и наша страна. Вскоре этот яд
обнаруживали везде — в молоке, масле, жирах, овощах, фруктах, рыбе и мясе.
Быстро возрастал список хронических заболеваний, вызываемых "дустом".
Оказалось, что каким-то образом ДДТ в опасных концентрациях накапливается в
организме беременных женщин, приводя к мертворождениям и развитию тяжелых
пороков у новорожденных детей. Кроме того, даже в небольших дозах он
вызывает токсические гепатиты, гастриты, бронхиты, поражает почки и нервную
систему. Вскоре появились данные о его причастности к раковым заболеваниям.
Терпение лопнуло, и в большинстве стран (в СССР с 1970 года) ДДТ был
запрещен как средство борьбы с вредителями. К сожалению, высокая
эффективность и большие запасы "дуста" обеспечили ему длительное
несанкционированное применение до середины 80-х годов. Не менее коварны и
многие "приемники" ДДТ, а также родственные ему галогенсодержащие
углеводороды, до сих пор используемые в качестве пестицидов. Как только на
них собирается увесистое "черное досье", они снимаются с производства и
запрещаются. Однако, эти пестициды еще десятки лет сохраняются в почве и
грунтовых водах, а затем в виде пищевых продуктов и питьевой воды попадают
к нам на стол.
Жители городских квартир и огородники имеют дело с инсектицидами другого
типа — тиофосом, карбофосом, хлорофосом, метафосом, фирменные названия
которых могут быть весьма причудливыми и даже поэтичными. Суть их от этого,
однако, не меняется — все они относятся к фосфорорганиче-ским соединениям,
являясь прямыми родственниками нервно-паралитических газов. И действуют они
также, избирательно нарушая работу фермента холинэстеразы и, таким образом,
"парализуя" нервную систему. По степени ядовитости эти средства борьбы с
насекомыми выглядят не очень-то "скромно" — у тиофоса смертельная доза при
приёме внутрь 1-2 г, а по некоторым данным всего 0,24 г (менее 10 капель).
Метафос примерно в пять раз менее токсичен (правда, не только для человека,
но и для насекомых). Среди бытовых ядов оба они входит в "лидирующую" по
ядовитости группу.
Наиболее опасны отравления детей, которые часто крутятся около флаконов с
фосфорорганическими инсектицидами и могут в любой момент их самостоятельно
использовать. Мало кто из взрослых следует указанию, помещаемому на
флаконах: "Беречь от детей!". Кроме того, в борьбе за потребителя фирмы
редко объективно рассказывают о ядовитости производимых ими средств, так
что и взрослые имеют о ней весьма смутное представление. Фосфорорганические
инсектициды впитываются стремительно — уже в полости носа и глотки.
Проникают яды через кожу и слизистые оболочки глаз. Все это затрудняет
оказание помощи при остром отравлении, особенно ребенка, который толком не
может даже объяснить, что произошло.
Но даже правильное, по инструкции, применение "домашних" инсектицидов
может грозить многими неприятностями. Так, фирмы гарантируют, что через 1-3
часа после проветривания комнаты, опрысканной инсектицидами, в нее можно
входить без каких-либо последствий для здоровья. Недавние исследования
развенчали это заблуждение. Оказалось, что даже через две-три недели на
поверхности опрысканных предметов в ощутимых количествах сохраняются
инсектициды. При этом самая высокая их концентрация определялась на
игрушках (!) — как мягких, так и пластиковых, которые сорбировали яды
подобно губке. Самое поразительное то, что при внесении в опрысканную
комнату совершенно чистых игрушек, через две недели они полностью
пропитывались инсектицидом до уровня, в 20 раз превышающего допустимый.
Не менее серьезна проблема воздействия пестицидов на детей, находящихся в
утробе матери. Даже ничтожные концентрации этих ядов ведут к серьезным
нарушениям физического и умственного развития детей. Подвергшиеся
внутриутробно их атаке дети обладают ослабленной памятью, плохо узнают
предметы, медленнее усваивают различные навыки. Как у детей, так и у
взрослых ДДТ и родственные ему соединения нарушают обмен половых гормонов,
чем пагубно влияют на процессы формирования половых признаков у подростков
и на половую функцию у взрослых.

КИСЛОТЫ. Отравления кислотами (серная, соляная, азотная, раствор хлорида
цинка в соляной кислоте (паяльная жидкость), смесь азотной и соляной кислот
("царская водка") и др.) происходят при ошибочном приеме их внутрь, как
правило, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Все кислоты
обладают прижигающим действием (см. Уксусная кислота, VIII). Наиболее
разрушительное воздействие на ткани оказывает серная кислота. Ожоги
обнаруживаются повсеместно, где кислота контактировала с тканями — на
губах, лице, во рту, глотке, пищеводе, желудке» Очень концентрированные
кислоты могут вызывать разрушение стенок желудка. При попадании на внешние
кожные покровы кислоты вызывают сильные ожоги, превращающиеся (особенно в
случае азотной кислоты) в труднозажив-вающие язвы. В зависимости от типа
кислоты ожоги (как внутренние, так и наружные) отличаются по окраске. При
ожоге серной кислотой — черноватые, соляной — серовато-желтые, азотной —
характерного желтого цвета.
Пострадавшие жалуются на мучительные боли, у них не прекращается рвота с
кровью, дыхание затруднено, развивается отек гортани, удушье. При сильных
ожогах возникает болевой шок, который и может стать причиной смерти уже в
первые часы (до суток) после отравления. В более поздние сроки смерть может
наступить от тяжелых осложнений — сильных внутренних кровотечений,
разрушения стенок пищевода и желудка, острого панкреатита.
Первая помощь такая же, как и при отравлении уксусной кислотой (см.
Уксусная кислота ).

КРАСИТЕЛИ. Список применяемых в быту и промышленности красителей и
пигментов с каждым годом пополняется. Для чего только они не используются -
входят в состав красок, используются для подкраски пищевых продуктов и
лекарств, в медицине и полиграфии, для изготовления чернил и красящих паст.
Они содержат почти всю Периодическую таблицу и очень опасны при попадании в
организм в виде пыли или аэрозоля. Контактируя с открытыми частями тела и
глазами, красители вызывают тяжелые дерматозы и конъюктивиты. Последние
возникают и при соприкосновении с окрашенными предметами. В красителях
часто содержатся очень токсичные соединения, используемые при их синтезе:
ртуть, мышьяк и т.д. Многие красители исключительно коварны, вызывая
раковые заболевания.
Для предупреждения отравления во время покрасочных работ необходимо
использовать перчатки, очки, по возможности герметичную спецодежду, не есть
и не пить, по окончании покраски тщательно мыть руки, выстирать одежду. В
случае попадания краски на кожу ее необходимо немедленно удалить, используя
подходящие растворители (например, керосин) или мыльную воду.

МЕДЬ И ЕЕ СОЛИ. Соли меди широко применяются в лакокрасочной
промышленности, в сельском хозяйстве и быту для борьбы с грибковыми
заболеваниями. При остром отравлении ими сразу возникают тошнота, рвота,
боли в животе, развиваются желтуха и малокровие, ярко выражены симптомы
острой печеночной и почечной недостаточности, в желудке и кишечнике
наблюдаются кровоизлияния. Смертельная доза— 1-2 г, но острые отравления
возникают и при дозах 0,2-0,5 г (зависит от типа соли). Острое отравление
возникает и при попадании в организм медной пыли или окиси меди, которые
получаются при шлифовке, сварке и резке изделий из меди или медьсодержащих
сплавов. Первые признаки отравления — раздражение слизистых, сладкий вкус
во рту. Спустя несколько/часов, как только медь "растворится" и впитается в
ткани, появляются головная боль, слабость в ногах, покраснение конъюктивы
глаз, боли в мышцах, рвота, понос, сильный озноб с повышением температуры
до 38-39 градусов. Отравление возможно и при попадании в организм пыли
солей меди во время дробления и пересыпания их с целью приготовления
средств защиты растений (например, бордосской жидкости) или "протравки" для
стройматериалов. При сухой протравке зерна карбонатом меди уже через
несколько часов температура может повыситься до 39 градусов и выше,
пострадавшего знобит, с него льет пот, он чувствует разбитость, ноющие боли
в мышцах, его мучает кашель с зеленой мокротой (цвет солей меди), который
долго сохраняется и после прекращения лихорадки. Возможен и другой сценарий
отравления, когда пострадавшего по вечерам слегка познабливает, а спустя
какое-то время развивается острый приступ — так называемая меднопротравная
лихорадка , продолжающаяся 3-4 дня.
При хроническом отравлении медью и ее солями нарушается работа нервной
системы, почек и печени, разрушается носовая перегородка, поражаются зубы,
возникают тяжелые дерматиты, гастриты и язвенная болезнь. Каждый год работы
с медью почти на 4 месяца снижает продолжительность жизни. Кожа лица,
волосы и конъюктива глаз при этом окрашиваются в зеленовато-желтый или
зеленовато-черный цвет, на деснах появляется темно-красная или пурпурно-
красная кайма. Медная пыль вызывает разрушение роговицы глаза.
Неотложная помощь. Та же, что и при отравлении ртутью (см. Ртуть и ее
соли).

МОЮЩИЕ СРЕДСТВА (СТИРАЛЬНЫЕ ПОРОШКИ, МЫЛА). Невероятное разнообразие
используемых в быту моющих средств и мыл делает невозможным создание какой-
то общей картины отравления ими. Их токсический эффект зависит и от того,
каким путем они попадают в организм — через органы дыхания в виде пыли при
пересыпании или аэрозоля при растворении, через рот при случайном
употреблении внутрь (это характерно для оставленных вблизи замоченного
белья маленьких детей), при контакте с кожей во время стирки, с плохо
выполосканной одеждой.
При попадании на слизистые оболочки глаз возникает конъюктивит, возможны
помутнение роговицы и воспаление радужной оболочки (см. Щелочи ). При
вдыхании могут появиться осложнения со стороны органов дыхания, включая
ожог и пневмонию. В случае приема внутрь нарушается работа пищеварительной
системы, возникает рвота, опасная тем, что образующаяся во время нее пена
может попасть в дыхательные пути. В тяжелых случаях поражается нервная
система, снижается артериальное давление, возникают явления кислородной
недостаточности. Постоянный контакт с моющими средствами ведет к развитию
аллергических дерматозов, в частности, крапивницы. Дополнительную опасность
представляют фальсифицированные стиральные средства, в состав которых могут
входить самые неожиданные ядовитые вещества, поэтому необходимо избегать
покупки несертифицированных товаров с сомнительным происхождением. Так, в
некоторые "самоделки" добавляют хлорную известь, которая при
соприкосновении с водой начинает источать ядовитый хлор (см. Хлор).
Неотложная помощь. При попадании моющих средств на слизистые оболочки
глаз их надо промыть сильной струёй воды. В случае приема внутрь — промыть
желудок водой, цельным молоком или водной суспензией молока и яичных
белков. Пострадавшему дают обильное питье, слизистые вещества (крахмал,
кисель). В тяжелых случаях необходимо обращение к врачу.

РТУТЬ И ЕЕ СОЛИ. Отношение к ртути у людей во все времена было почти
мистическим — она была известна еще древним римлянам и грекам, отдавали ей
предпочтение и алхимики. Уже в те времена хорошо знали о ее ядовитости.
Отравление ртутью в наше время возможно как при "развлечении" с ртутными
шариками, выпавшими из разбитого термометра, так и при отравлении
содержащими ртуть веществами, широко используемыми в медицине, фотографии,
пиротехнике, сельском хозяйстве. Высокая опасность самой ртути связана с ее
способностью испаряться (в лабораториях и на производстве ее хранят в
специально оборудованных помещениях под слоем воды).
Токсичность паров ртути необычайно высока — отравление может наступить
даже при концентрации всего долей миллиграмма в куб. метре воздуха, при
этом возможны и смертельные исходы. Еще более ядовиты растворимые соли
ртути, смертельная доза которых составляет всего 0,2-0,5 г. При хроническом
отравлении наблюдается повышенная утомляемость, слабость, сонливость,
безразличие к окружающему, головные боли, головокружение, эмоциональная
возбудимость - так называемая "ртутная неврастения". Все это сопровождается
дрожанием ("ртутное дрожание"), охватывающим руки, веки и язык, в тяжелых
случаях - сначала ноги, а затем и все тело. Отравленный становится
застенчивым, робким, пугливым, подавленным, крайне раздражительным,
плаксивым, у него ослабевает память. Все это результат поражения
центральной нервной системы. Возникают боли в конечностях, различные
невралгии, иногда парез локтевого нерва. Постепенно присоединяются и
поражения других органов и систем, обостряются хронические заболевания,
снижается устойчивость к инфекциям (среди контактирующих с ртутью людей
очень высока смертность от туберкулеза).
Диагностика отравлений ртутью очень сложна. Они скрываются под видом
заболеваний органов дыхания или нервной системы. Почти во всех случаях,
однако, наблюдается мелкое и частое дрожание пальцев вытянутых рук, у
многих дрожание век и языка. Обычно увеличена щитовидная железа, десны
кровоточат, выражена потливость. У женщин наблюдаются нарушения
менструального цикла, а при длительной работе прогрессивно возрастает
частота выкидышей и преждевременных родов. Одним из важных диагностических
критериев являются существенные изменения в формуле крови.
Неотложная помощь. При отсутствии специальных лекарств, связывающих ртуть
(например, унитиола), необходимо промыть желудок водой с 20-30 г
активированного угля или другого энтеросорбента, эффективна также белковая
вода. Затем нужно дать молоко, взбитый с водой яичный белок, слабительные.
Дальнейшее лечение проводят под наблюдением врача, тем более, что в случаях
острого отравления требуется интенсивная терапия. Пострадавшим показана
молочная диета и прием витаминов (в том числе, В1 и С).



СИНИЛЬНАЯ КИСЛОТА (ЦИАНИДЫ). Синильная кислота и ее соли, цианиды,
относятся к наиболее токсичным веществам и вызывают тяжелейшие отравления
как при приеме внутрь, так и при вдыхании. Пары синильной кислоты имеют
запах горького миндаля. Синильная кислота и цианиды широко используются в
производстве синтетических волокон, полимеров, оргстекла, в медицине, для
дезинфекции, борьбы с грызунами, окуривания плодовых деревьев. Кроме того,
синильная кислота является боевым отравляющим веществом. Но отравиться ей
можно и в совсем безобидной ситуаций — в результате потребления в пищу<

Новинки рефератов ::

Реферат: Источники искусственного освещения (Физика)


Реферат: Призыв к единению в "Слово о полку Игореве" (Литература)


Реферат: Заикание, причины, профилактика (Педагогика)


Реферат: Социология управления (Социология)


Реферат: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции (История)


Реферат: Петр Великий (История)


Реферат: Роль миланского периода в творчестве Леонардо (Искусство и культура)


Реферат: Астана (История)


Реферат: Методика измерения перемещений при помощи лазерных интерферометров (Технология)


Реферат: Роль общения в развитии ребёнка (Психология)


Реферат: Коммерческая эксплуатация на Воздушном транспорте (Технология)


Реферат: Коммунікативна атака (Педагогика)


Реферат: Коммуникативный аспект общения. Вербальное и невербальное общение (Психология)


Реферат: Проблемы развития российского сектора глобальной сети Интернет социологический анализ (Социология)


Реферат: Екатерина Романовна Дашкова- издатель и публицист (Исторические личности)


Реферат: Защита прав потребителей (Право)


Реферат: Внешний аудит банков (Аудит)


Реферат: Связь Пушкина с Брянщиной (История)


Реферат: Возрождение московских храмов (Культурология)


Реферат: Прогнозирование численности населения (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист