GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Аксиология (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Аксиология (Философия)



ПЛАН


Введение…………………………………………………………..3

1. Роль ценностей в осмыслении культуры………………………..4
2. Проблемы современной аксиологии…………………………...12
3. Проблема многообразия трактовок понятия "ценность"……..18
4. Заключение ……………………………………………………...23
5. Список литературы ……………………………………………..24

ВВЕДЕНИЕ


Ценность есть нечто всепроникающее,
определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой
личности, и каждого события, и каждого поступка.
Н.О. Лосский.

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в
котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в
более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за
спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более
высокого порядка". Сперри обосновал необходимость создания аксиологической
науки, исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечивающих
целостное благополучное существование человека и мира. Более того, он
доказал в ученом мире положение, что только ценностный подход - только
создание новых этико-моральных ценностей - способен свести все научные
знания к единственной "теории всего".
Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные
опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных
испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление
оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом,
нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. "Ценность - это
реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и
практические установки людей", - писал российский философ И.Т.Фролов. А
потому, представляет важность и интерес изучать " аксиологию - науку о
ценностях жизни и человека, содержание внутреннего мира личности и ее
ценностные ориентации" (Б.Г. Ананьев).

РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ОСМЫСЛЕНИИ КУЛЬТУРЫ


Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из
исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как
социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. "Культура
есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах,
разделяемых ими сообща",- отмечал в своем пленарном докладе Ф.Дюмон. В
современных философских постижениях культуры основательно актуализируется
ее аксиологическая природа.
В чем же заключается специфика ценности как компонента культуры?
Очевидно в том, что ценность выражает человеческое измерение культуры,
воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого
существования. Она как бы стягивает все духовное многообразие к разуму,
чувствам и воле человека. Таким образом, ценность – это не только
"осознанное", но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие. Она
характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку
пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если идея – это прорыв к
постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то
ценность – это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не
только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта
человека.
Рассматривая культуру через призму ценностных отношений, В.П.
Большаков дает следующее определение культуры:
"Культура, на мой взгляд, - это обработка, оформление, одухотворение,
облагораживание людьми окружающей среды и самих себя, своих разнообразных
отношений, своей деятельности: ее процессов, целей, способов, результатов.
Когда мы в таком ракурсе характеризуем культуру, то предполагается именно
особое оформление природы, самого человека: его тела, движений, мыслей,
чувств, намерений, отношений с другими людьми. Оформление, имеющее
ценностный смысл, ценностное содержание".
В.П. Большаков изучая базовые жизненные потребности и ценности
человека, выделяет три уровня культуры на основе их доминирования(у
человека, группы, социума). Под уровнем культуры он понимает показатель ее
реального состояния, предельных возможностей ее осуществления в жизни.
Низший уровень (непосредственно граничит с бескультурьем). Этот
уровень первичен. Он возник, когда человек начал ощущать себя человеком,
переходя от биологического состояния к социальному, и первой из
осознаваемых потребностей была витальная (от лат. vita - жизнь),
потребность в собственной жизни, стремление жить и выжить. Человек в любую
эпоху, в любом возрасте может оставаться на этом уровне культуры. Тогда все
элементы действительности и культуры существуют в отношении к витальным
потребностям, как обеспечивающие их удовлетворение.
Уровень специализированной культуры. В основе его - доминирование
интереса к самой жизни, к какой-то из ее сторон, потребность в
самореализации. Человек, выходящий на этот уровень культуры, проявляется
через реализацию своих потребностей и возможностей при увлечении каким-то
делом, мастерством, профессией или даже хобби. Таким образом,
удовлетворяется потребность жить жизнью своих способностей. Для людей
такого уровня культуры другой человек интересен и ценен как объект
профессиональной устремленности или только в связи с ней. Как заметил
И.Кант: "Ученые думают, что все существуют ради них. Дворяне думают так же"
Конечно, в жизни все гораздо сложнее, в том числе и проявление данного
уровня культуры. Есть, видимо, промежуточные уровни между первым и вторым,
вторым и третьим.
Уровень полноценной культуры. Доминантная базовая потребность этого
уровня - потребность в жизни другого человека, увлеченность жизнью другого.
Речь идет не о деятельности, на благо общества, не об альтруизме. Яркое
проявление выхода на высший уровень культуры - настоящая любовь, когда
хочется приносить радость другому человеку. Но подобное отношение (близкое
к такому) может проявляться и через профессию, и через хобби и через что
угодно. В нравственности, например, это направленность на другого даже в
самооценках, это - обостренная совесть, это - тактичность, деликатность,
терпимость. На высшем уровне характерна направленность на культурное
самообогащение, живой интерес к разнообразным явлениям культуры, не
ограниченный профессиональной однобокостью. На третий уровень культуры в
обществе обычно выходят немногие, действительно культурная элита.
Живые люди плохо укладываются даже в хорошие схемы. Конкретный человек
чаще всего в каких-то отношениях находится на одном уровне культуры, в
каких-то - на другом. Но доминирует в личности, сущностно значим всегда
какой-то один из уровней. В любом обществе культура существует на всех
трех. Легче всего, доступнее всего и обыденнее, конечно, низший уровень,
витальный. Уже находясь на уровне специализированном, жить обычно сложнее,
хотя интереснее. Третий уровень для большинства людей достижим лишь в
частных моментах жизни. Для отдельных личностей он бывает вполне
органичным, но жить таким людям в нашем, всегда несовершенном мире зачастую
очень трудно.
Освоение ценностей культуры (и прежних эпох и периодов, и новых,
рождающихся) людьми разных уровней культуры - это отдельная и сложная
проблема, и практическая и теоретическая. Ведь даже понимание того, что
является ценностью культуры, а что - псевдоценностью, дается не просто. Нет
однозначности и в разных трактовках того, что такое ценность вообще и в
частности. И в то же время, видимо, недаром утверждают, что именно ценность
служит "основой и фундаментом всякой культуры".
Опираясь на классическую философскую традицию и разработки наших
исследователей советского периода, которые пытались преодолеть
ограниченность как утилитарного, так и чрезмерно абстрактного подхода к
проблеме ценностей, профессор СпбГУ и НовГУ Г.П. Выжлецов развил в целом
удачную и перспективную, концепцию ценностного постижения культуры.
Основные свойства ценностей и ценностных отношений по концепции
профессора Г.П. Выжлецова:
"1) Исходная особенность ценностных отношений в том, что они включают
в себя... желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным
стремлением;
2) ценности не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от
природы и от самого себя, а напротив, объединяют, собирают людей в общности
любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в
целом, включая, как говорил П.А.Флоренский, в это единство человечности
весь мир;
3) ценностные отношения являются для людей не внешними и
принудительными, а внутренними и ненасильственными;
4) Подлинными ценностями, например, совестью, любовью или мужеством,
нельзя завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо
так же, как власть или богатство".
Г.П. Выжлецов считает, что ценности выражают определенные типы
отношений между людьми, и именно таких отношений, которые не разъединяют,
не отчуждают человека от других людей, от природы и от самого себя, а
напротив, объединяют людей в общности, такие, как семья, народность, нация,
общество в целом, включая, как говорил Флоренский, в это единство
человечности весь мир.
Исходно любые ценности связаны со значимостью, пригодностью,
полезностью. Ценностью становится только положительная значимость, а
объект, носитель ценности, может быть вообще бесполезным (простой камешек
как талисман). При этом к значимости, даже положительной, ценность не
сводится. Ценностное отношение включает в себя и должное (норму отношений,
поведения) и желаемое (идеал). Добро, например, - ценность не потому, что
оно полезно, хотя и значимо в этом плане. И требование проявлять доброту
(моральная норма), даже если оно выполнено, не означает полной реализации
добра как ценности. Как считал Вл. Соловьев, добро есть должное, но оно
может быть добром, только если еще и желаемо нами, если есть переживание
добра как идеала, как моей цели, моего стремления к добру.
Ценностное отношение, по сути, и есть переживаемое людьми воплощение
идеалов в жизнь. Таким образом, ценностные отношения и не могут быть
внешними, принудительными. Их нельзя навязать силой (нельзя заставить
полюбить, быть счастливым), ими нельзя завладеть, как властью или
богатством. Наличие или отсутствие ценностей и их необходимость нельзя
доказать логически. Для того, кто верит или любит, есть Бог и есть Любовь,
а кто не веровал и не любил, для тех ни Бога, ни Любви не существует. И
любая наука бессильна доказать тут что-либо.
В структуре ценности, согласно Г.П.Выжлецову, - три взаимосвязанных
основных элемента: значимость, норма, идеал. Культура и определяется
степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех
сферах человеческой деятельности. И ценности культуры могут функционировать
как значимости, как нормы и как идеалы. Правда, значимость (полезность,
пригодность) и норма (должное) характерны и для того, что я называю
цивилизацией, и для низших уровней культуры, на которых культурность порой
почти неотличима от цивилизации.
Если мы, учитывая это, вернемся к рассмотрению уровней культуры,
обозначенных В.П.Большаковым, то становится очевидным следующее:
На низшем, витальном уровне, ценности жизни и культуры воспринимаются
и существуют как значимости. И поступки, действия, выбор поведения человека
определяются тем, что является значимым, полезным, разумным для него.
Моральные нормы, правила поведения, существующие в обществе, могут
соблюдаться как внешние, потому что они полезны в житейских ситуациях.
На втором уровне, уровне специализированной культуры, ценности могут
реализоваться, казалось бы, во всем их богатстве. Социальные нормы
поведения, отношений на этом уровне могут быть усвоены, пережиты внутренне
и доминировать над пользой. Поэтому в поведении срабатывает принцип:
поступай как нужно, как должно, а не как выгодно и удобно. Более того, к
норме на этом уровне может добавляться и желаемое, когда человек живет и
действует, выбирая ценности в соответствии с идеалами, задаваемыми сферой
его духовных интересов (наука, искусство, религия и т.д.). Ограниченность
второго уровня культуры проявляется, однако, в том, что эти внутренние
нормы должного, эти идеалы, утверждаемые порой даже ценой собственной жизни
духовные ценности, могут оказываться самодовлеющими, высшими по отношению к
ценности другого человека, к ценности других людей, этносов и культур.
На третьем уровне, уровне полноценной культуры, высшая ценность -
другой человек. На этом уровне вся разумность отношений и поведения, все
нормы взаимоотношений и поступков, все намерения и идеалы, - все это
выражает человечность отношения к миру, стремление к целостной
очеловеченности бытия. На этом уровне над материей, над социумом, над
практичностью бытия торжествует дух.
Культура в ее аксиологическом срезе и может пониматься, как
"проникновение духа в социум и природу" (Г.П. Выжлецов), как степень
одухотворения социальных и природных отношений. Она представляет собой меру
очеловеченности, гуманности этих отношений. В каждой конкретной культуре,
даже в каждой жизненной ситуации, отношения эти воссоздаются оригинально
или даже творятся заново. В этом их уникальность, неповторимость. Но в
любом случае добро остается добром, а любовь - любовью, и поэтому они
универсальны, всеобщи, и не случайно считаются общечеловеческими
ценностями, реализуясь по-разному в разные периоды, в разных сферах жизни.
Среди ценностей человеческого бытия и культуры при всем их
разнообразии чаще всего выделяются три или четыре высших, центральных: Вера
(или Бог), Добро, Красота и, не всегда, Истина (иногда еще Свобода).
Причем, в духовной жизни людей, действительно, достаточно отчетливо
проявлены религиозная, нравственная, эстетическая (и художественная), а
также познавательная составляющие. В целостной культуре обнаруживаются как
бы ее разные стороны, грани. В отдельные исторические периоды (или у
отдельных групп населения) может доминировать что-то одно. Скажем, в
Средневековой Европе на вершине иерархии ценностей был Бог, в котором
воплощались (и с которым соотносились) и Добро, и Красота, и Истина.
Необходимо отметить, что религия как зона культуры обладает мощнейшим
аксеологическим потенциалом. Как форма сознания, религия ценностно окрашена
и призвана ответить на смысложизненные вопросы. Именно поэтому рациональное
опровержение религии требует формирования такой системы ценностей, которая
отвечала бы объективным психологическим и нравственным запросам человека.
Поэтому религия в течение двух тысячелетий удерживает центральное место в
структуре общественного сознания. "Несмотря на все успехи науки в
технократических обществах Запада, даже вопреки им, религия продолжает
мыслиться западными идеологиями как единственная сила, способная сплотить
общество и дать покой мятущейся человеческой душе". Однако, например, в
Советском Союзе пытались обойтись вовсе без Бога, считая веру в него
проявлением бескультурья.
В любом случае, реальное бытие культуры и ее ценностей по-разному
высвечивается и оценивается, смотря по тому, о какой именно грани ее и в
каком контексте мы говорим.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АКСИОЛОГИИ


Как справедливо отмечается профессором Г.П. Выжлецовым, "поскольку
культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей
в людских делах и отношениях, то неразвитость ценностного сознания и
является одним из главных признаков кризиса культуры и самого общества".
При этом важно выделить, как отмечает профессор Г.П. Выжлецов, что "в
российском обществе преобладает не просто неразвитое ценностное сознание,
оно у наших людей существенно иное по содержанию, чем на Западе". Так
возникает краеугольная проблема создания предпосылок и получения новых
специалистов для "формирования нового, т.е. своего, исторически
собственного, не навязанного нам и не взятого ни у кого напрокат
ценностного сознания". Пока же наш специалист, как отмечается, не имеет
ничего, "кроме наивной души, зашоренно-идеологизированного (в любом
варианте) взгляда на мир и европоцентристской традиции в теоретической
выучке". Поэтому, перед отечественной аксиологией встают очередные задачи
нового философско-методологического синтеза.
Ситуация в современной аксиологии такова, что, если отвлечься от
частностей, можно выделить три основных подхода к определению специфики
исходных аксиологических категорий.
Первым и наиболее распространенным вариантом является понимание ценности
как значимости предметов и явлений действительности для человека, их
способности удовлетворять его материальные и духовные потребности. При этом
ценность как значимость есть момент взаимодействия субъекта и объекта.
Главный недостаток этой концепции заключается в сведении ценности к
средству удовлетворения потребностей, т.е. по сути дела, к полезности как
положительной значимости. При этом становятся практически неразличимыми и
сама ценность как значимость, и ее объект-носитель, из-за чего при
конкретном анализе понятие ценности переносится, как правило, на этот
природный или социальный объект.
Представители второго варианта относят к ценностям лишь высшие общественные
идеалы. С этой точки зрения ценности являются уже не средством, а целью, не
сущим, а должным, и не случайно эта концепция оказалась наиболее популярной
в этике. С человеческими потребностями ценности-идеалы связаны лишь
генетически, но, как и в первой концепции, имеют субъект-объектную основу.
Одновременно с первыми двумя подходами складывается третий, непосредственно
объединяющий исходные основания первых двух. В нем ценность определяется
как значимость и идеал одновременно. Эту концепцию развивали прежде всего
В.П. Тугаринов и О.Г. Дробницкий, и также в рамках субъектно-объектных
отношений. Такое ограничение не случайно, поскольку все три концепции
рассматривают специфику ценностей с позиции марксизма именно как
экономического материализма, что сразу же вызвало целый ряд затруднений:
Во-первых, субъектно-объектные отношения в полной мере соответствуют
пониманию ценности лишь как значимости объекта для субъекта, тогда как во
втором и третьем вариантах в понятие ценности включаются нормы (должное),
цели и идеалы. В рамках отношения субъекта к объекту они уже необъяснимы,
тем более, что сами являются критериями подобных отношений.
Во-вторых, как уже отмечалось, сведение ценности к значимости приводит
к неразличению ценности и ее материального носителя, а сведение ее к идеалу
ведет, напротив, к отрыву ценности от ее материального основания.
В-третьих, оценка во всех трех концепциях представляется как субъектно-
объектное отношение и способ определения ценности или высказывания о ней.
Это приводит фактически к неразличению специфики ценности и оценки как
исходных аксиологических категорий.
Поэтому есть все основания предположить, что специфика ценностей, их
проявление и функционирование в обществе определяются не субъектно-
объектными, а прежде всего и именно межсубъектными отношениями, и в них же,
в свою очередь, реализуются. Отношения же субъекта к объекту с точки зрения
его значимости определяет специфику оценки, а не ценности. Это позволяет
четко различать понятия оценки как субъектно-объектного отношения и
ценности, фиксирующей наиболее общие типы отношений между субъектами любого
уровня от личности до общества в целом, исполняющем обратную нормативно-
регулирующую роль в обществе. При этом имеются в виду отношения не только
между личностью и обществом, о чем, как правило, упоминается в литературе,
а все возможные варианты межчеловеческих отношений.
Аксиологией доказано, что "разрыв ценностных межсубъектных отношений
представляет собой источник и основу отчуждения человека от других людей,
от самого себя, от общества и природы". При этом понятий естественных и
искусственных ценностных отношений различны. Первые несут человеку добро
(благополучие, здоровье), вторые - зло (болезни). Здесь уместно следующее
высказывание Н.О.Лосского: "Все первозданное сотворенное Богом, есть
добро; зло есть вторичная надстройка над добром, произведенная нами
самими". Задача современного человека, в представлениях русского космизма,
выступить в роли творца и совместить искусственное с естественным; сделать
разумную человеческую мысль "фактором эволюции космоса", превратить мысль в
"реальное действие и познание как жизненный, а не только логический
процесс".
Но тут же возникает вопрос: каким образом возможно отличить
естественные ценности от искусственных ценностей? Ведь, как известно,
"культурных предписаний относительно того, во имя чего и как следует жить,
нам явлено великое множество, в этом выражается реальный плюрализм
современной культуры". Тем не менее, можно выделить два реальных
направления решения этой глобальной задачи: во-первых, должна последовать
творческая активность со стороны специалистов-аксиологов по разработке
принципиально новой системы философских оснований, которая бы сделала
возможным универсальное рассмотрение и качественную оценку существующих
ценностей; во-вторых - каждый сознательный человек, на основе собственной
глубинной внутренней реакции, применяя свою "интуицию совести" (термин
А.А.Ухтомского), - способен отличить естественный характер разделяемых им
ценностей от искусственных.
В первом случае обнаруживается прямое соответствие с призывом англо-
американского философа А.Н.Уайтхеда к специалистам вернуть философии
утерянный ею статус: "Философия не вернет подобающего себе статуса, пока не
признает своей главной целью последовательную и восходящую (gradual)
разработку категориальных схем, основывающихся на достижениях
соответствующего этапа прогресса человеческого знания". Во втором же
случае, можно вновь привлечь суждение А.А.Ухтомского о том, что
"человеком нельзя быть, им можно лишь делаться", что напрямую есть дело
"динамики достижений, т.е. аппарата стремлений, изволения, морального
определения и достижений"; и что: "Совесть есть высший и дальновиднейший из
органов рецепции на расстоянии. С другой стороны, она есть субъективный
отблеск объективного закона Добра и Зла (возмездия)", а также, что совесть
является не только наиболее дальновидным "рецептором на расстоянии", но и
"наиболее глубоким зрителем будущего".
Сущностное содержание межсубъектной концепции специфики и структуры
ценностей профессора Г.П. Выжлецова хорошо отражено в авторской схеме
"Структура ценности и уровни культуры", которая приведена ниже.

Главным отличием авторской схемы Г.П. Выжлецова является ее
интегральный характер. Из содержания структуры данной схемы ясно следует,
что ценности целостно организованы и иерархичны, они:
- исходят из природы как "условия, источника и среды жизни человека и
объекта его деятельности";
- формируют последовательно восходящие уровни материальных ценностей,
экономических ценностей, социальных ценностей;
- восходят к уровню духовных ценностей, при посредстве которых человек
получает возможность прямого обращения к природе уже как к "духовному
потенциалу бесконечной вселенской жизни".
Таким образом, человек не в состоянии достигнуть уровня духовного
благополучия, если не будет благополучен в материальном, экономическом, и
социальном отношениях. Другими словами, вне духовного благополучия для
человека невозможно достижение благополучия социального, экономического и
материального, иначе говоря, вне духовного благополучия невозможно душевное
(психическое) и соматическое (физическое) благополучие - здоровье человека.

В любом случае, действительным положением вещей является следующее:
в мире все является целостными структурами, и любой субъект существует
только в способе функциональной - ценностной, для человека - интеграции в
вышеорганизованную целостность. Так, целостный атом может существовать
только в порядке естественной интегрированности в молекулу, молекула - в
органелу, последняя - в клетку, клетка - в ткань и орган, орган - в
организм, организм (биовид) - в биогеоценоз и биосферу в целом; в свою
очередь, человек-личность интегрируется в социальные общности
последовательно восходящих уровней: семью, коллектив, народность, нацию,
государство, общество в целом. На очереди, интеграция всех социальных
субъектов жизни на Земле в единое целостное человечество.

ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ ТРАКТОВОК ПОНЯТИЯ "ЦЕННОСТЬ"


В современной философской литературе понятие ценности употребляется в
различных значениях. При этом, наиболее распространенным оказывается
расширительное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику
и содержание понятия.
При помощи понятийно-терминологического анализа, можно выделить четыре
специфических подхода к определению ценности. Однако все они весьма
противоречивы.

1. Ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве
индивидуального или социального ориентира.
Действительно ценность фиксируется и обозначается через определенные
жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного
комплекса идей. Однако ценность ни в коей мере не может быть отождествлена
с идеей, ибо между ними пролегает существенное принципиальное различие.
Идеи могут быть истинными или ложными, научными или религиозными,
философскими или мистическими. Они характеризуются через тот тип мышления,
который дает им нужный импульс. Главный критерий в данном отношении –
степень истинности той или иной идеи.
Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую
деятельность в определенном направлении, однако не всегда с результатами
познания. Например, наука утверждает, что все люди смертны. Это вовсе не
означает, что каждый индивидум воспринимает данное неопровержимое суждение
как безусловное благо. Напротив, в сфере ценностного поведения человек как
бы опровергает безоговорочность приведенного суждения. Человек в своем
поведении может отвергать конечность своего существования. Более того,
традиции некоторых культур опровергают идею смертности человека.
Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни ему дороги.
Однако многие духовные абсолюты у людей тождественны, одинаковы. О том, что
у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали
давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не
было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную
ориентацию философы называли ценностью. Это и есть то, без чего человек не
смыслит полноценной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то,
что свято для конкретного человека, что для меня лично….
Личность далеко не всегда стремится жить по науке. Напротив, многие с
опаской относятся к ее чисто умозрительным рекомендациям, хотят погрузиться
в теплый мир мечты, презрев общезначимые реальности. Люди часто ведут себя
так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что по
существу противостоит холодному научному постулату. Стало быть ценность –
это нечто иное, нежели одухотворяющая истина.

2. Ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или
представление, имеющее человеческое измерение.
Скорее всего, было бы неоправданно отождествлять ценность с
субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в
противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей
в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен
выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате
абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным
контекстом и содержат в себе некую нормативность.
Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни
индивида осознаются не только посредством логической системы знания, но и
через призму отношения человека к миру, его гуманистических или
антигуманистических представлений, нравственных и эстетических норм. Хотя
ценности более субъективны, а научные истины объективны, они далеко не
всегда противостоят друг другу. Я, скажем, вряд ли могу доказать, что добро
– это благо. Однако, с другой стороны, приверженность добру – глубинная
человеческая потребность, а не только мой индивидуальный выбор. Познание и
оценка не одно и то же, но это не означает, будто они фатально разъединены.

3. Ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами.
Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями,
общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты
и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть
наличие в ней стойких ценностных ориентаций.
Например, технократическое сознание предлагает людям следовать
социоинженерным рецептам. Общество в целом представляется им грандиозной
машиной, где отлажены все человеческие связи. Однако люди поступают нередко
вопреки этим императивам. Технократы с горечью констатируют: "Человек
неуправляем!" Многие поэтому отказываются рассматривать науку как
единственное и всесильное средство разрешения любых человеческих проблем.
Они даже отвергают науку как способ достижения гармонии на путях
рационально спроектированного миропорядка.
Ценности также более подвижны, нежели культурно-исторические
стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных
ориентаций. Американский культуролог Даниэль Белл в работе "Культурные
противоречия капитализма" показал, что на протяжении исторической судьбы
капиталистической формации радикально менялись ценностные ориентации от
протестантской этики до модернизма, то есть совокупности новых жизненно-
практических установок.
4. Ценность ассоциируется с типом "достойного" поведения, с конкретным
жизненным стилем.
Представляется возможным оспорить и четвертое толкование ценности как
прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят
прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и
умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться
реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном
стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность,
однако реальных добрых поступков не совершает.
Многообразие трактовок центрального, для аксиологии понятия
"ценность", обусловлено различиями в решении проблемы соотношения
онтологического-гносеологического-социологического, объективного-
субъективного, материального-идеального, индивидуального-общественного.
Поэтому, применительно к характеристике ценностной системы, оно порождает
многообразие аксиологических интерпретаций мира культуры, толкований
структуры, положения и роли ценностей в социокультурном пространстве.
Тем не менее, базовой для аксиологии является проблема обоснования
возможности существования ценностей в структуре бытия в целом и их связи с
предметной реальностью. С этой точки зрения ценность как бы стягивает все
духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Она характеризует
человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через
личность, через ее внутренний мир. Если идея, к примеру, – это прорыв к
постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то
ценность – это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не
только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта
человека.
Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая
выступает в качестве образца, эталона. Понятия "добро" или "зло",
"прекрасное" или "безобразное", "праведное" или "неправедное" могут быть
названы ценностями. В свою очередь, вязанные с ними взгляды, убеждения
людей – ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или
неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или
пассивно-созерцательные.
Именно в этом значении те ориентации, которые обусловливают
человеческое поведение, называют ценностными.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Внимание специалистов не случайно привлекают аксиологические аспекты
науки, человеческой деятельности, человеческого творчества. Роль ценностей
в благополучии существования современного человека и общества действительно
велика. Р.У. Сперри показал, что "наши текущие глобальные кризисы
являются в большей мере результатом неадекватных социальных ценностей и
воззрений... что человеческая судьба и судьба всей нашей биосферы оказались
в полной зависимости от тех воззрений и ценностей, которые выберут
следующие поколения... в соответствии с которыми они будут жить и которыми
они будут руководствоваться". Речь идет о духовном обращении человечества к
новому пониманию высших ценностей. И суть не столько даже в понимании,
сколько в появлении этих ценностей и их приятии людьми в их страстных
чувствах. Такие воззрения и ценности определяют сам образ мышления,
характер разумности познания и деятельности, отношений между людьми,
отношения к природе. И именно это - важнейшее для развития человечества,
для достижения им хотя бы относительной стабильности осмысленного бытия.
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных
социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные
категории, нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и
духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают
обратное воздействие на все сферы человеческой жизни. Какой бы божественно-
вселенский или космический характер по своему происхождению и сущности
ценности не имели, судить о них мы можем лишь по их реальному проявлению в
нашей жизни, в многообразных отношениях человека к самому себе, к другим
людям, обществу и природе.
ЛИТЕРАТУРА

Аксиология. / База знаний de-facto. www.examen.ru
Батищев Г.С. Истина и ценности// Познание в социальном контексте. М.: РАН,
1994. – С.61 – 78.
В. П. Большаков. Культура как форма человечности. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Великий
Новгород: 2000.
Большаков В.П. Ноосфера, культура и время. // Вестник НовГУ. Сер.:
Гуманитарные науки. 1998. ° 9.
Большаков В.П. Смысл культуры, ее уровни и ценности./ Административный
сервер НоаГУ. www.admin.novsu.ac.ru
Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
Хруцкий К.С. Аксиологический подход в современной валеологии // Диссертация
на соискание ученой степени кандидата философских наук (09.00.013).
Новгород, 2000.
В.С.Черняк. Ценностные аспекты коперниканской революции.//Институт
философии Благо и истина: классические и неклассические регулятивы.
М.:РАН,1998.




Реферат на тему: Ал-фараби

Министерство общего и профессионального образования РФ


Государственный Университет Управления


Кафедра: Философии



Реферат по философии на тему:


АЛ-ФАРАБИ



Преподаватель:Ермолаев


Студент:



Москва 1999



Содержание


Введение


Идейные истоки и предпосылки формирования мировоззрения ал-Фараби


Основные исходные принципы


Вклад в науку


Теория Музыки


Заключение


Список литературы



Введение

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг ал-Фараби, известный
на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (т. е. второй
после Аристотеля), родился в г. Фарабе, расположенном на Сырдарье при
впадении в нее р. Арысь, в 870 г. в тюркской семье. Бассейн Сырдарьи —
колыбель древней цивилизации, сыгравшей в истории Казахстана такую же роль,
как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии.
Фараб, согласно автору Х в. ал-Мукаддаси, был большим городом с
населением около 70 тыс. душ мужского пола, с соборной мечетью, цитаделью и
базаром. Город был расположен в Отрарском оазисе, который вместе с
прилегающими к нему районами был древнейшим центром оседлости,
ирригационного земледелия и городской цивилизации Казахстана. Как поселение
городского типа Отрар возник в последние века до нашей эры. О масштабах
экономического и культурного развития оазиса говорят руины свыше 60
поселений, замков-крепостей и городов, следы мощной и широко разветвленной
оросительной системы, относящиеся к различным историческим периодам от
раннего до позднего средневековья. А. Н. Бернштам отмечал, что Отрар
привлекал к себе внимание средневековых арабо- и ираноязычных авторов как
важнейший узловой пункт караванных дорог. Он находился на стыке различных
географических ландшафтов, занимая выгодную позицию с точки зрения орошения
плодородных земель. А. Н. Бернштам поэтому видел в Отрарском оазисе ключ к
развязке важнейших вопросов взаимоотношения кочевой степи и оседлого
населения — далеких предков казахского народа . В результате переселения
согдийцев, имевших большой опыт в области земледельческого труда и древних
традиций градостроительства, в Южном Казахстане сложилась своеобразная
городская цивилизация.
Такова была родина ал-Фараби.
Руководимый жаждой знания, ал-Фараби в молодые годы, когда еще острым и
свежим бывает восприятие мира, отправляется в путешествие. Многие годы он
проводит в Багдаде — политическом и культурном центре Халифата. Здесь он
основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и
благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера довольно быстро занимает
среди них первенствующее положение. Но у догматически настроенных
богословов возникает личная неприязнь к нему, смешанная с завистью, а
главное — оппозиция ко всему строю его мыслей, ориентированному на познание
реальных вещей и поиски достижения счастья в земной жизни. В конце концов
ал-Фараби был вынужден покинуть этот «город мира».
О Багдаде и его роли в духовном формировании ал-Фараби следует сказать
особо. Прежде всего это был центр интенсивной культурной жизни. Именно в
нем пересечение различных культурных традиций и влияний сказалось с
наибольшей силой. Языческие верования, иудейство, христианство (в лице
несториан и монофизитов), ислам, культуры разных народов создавали импульс
для столкновения мыслей, их шлифовки, возвышения над локально-этнической
узостью. Именно к Багдаду относится то, что ал-Фараби говорит о
коллективном городе:
«этот город является самым восхитительным и счастливым из невежественных
городов и своим внешним видом напоминает цветастое и красочное одеяние и в
силу этого оказывается любимым кровом каждого, ибо любой человек в этом
городе может удовлетворить свои желания и устремления. Почему-то народ
стекается [в этот город] и оседает там. Его размеры безмерно увеличиваются.
В нем рождаются люди разных родов, имеют место браки и половые связи
разного вида, здесь рождаются дети самого разного рода, воспитания и
происхождения. Этот город состоит из многообразных, входящих в друг друга
объединений с отличными друг от друга частями, в которых чужеземец не
выделяется из местного населения и в которых объединяются все желания и все
действия. Поэтому очень возможно, что с течением времени в нем могут
вырасти самые достойные [люди], там могут сосуществовать мудрецы, ораторы,
поэты всех видов» . Но соответственно в нем контрасты добра и зла
проявляются сильнее, чем где бы то ни было. Багдад был Меккой для
интеллектуалов того времени. В нем они «пробовали» свои силы, создавали
школы, вступали в соперничество, добивались успеха, изгнания, возвышения и
унижения. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой
значительную роль играли несториане. Они переводили и комментировали
произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. Шел параллельный процесс
освоения культурных достижений Индии. Такая работа стимулировала и
самостоятельную творческую активность. Наставниками ал-Фараби в Багдаде .
оказались Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на
арабский язык Абу Бишр Матта. О Юханне ибн Хайлане, по сообщению Усейбиа,
ал-Фараби рассказывал как о человеке, который был приобщен к живой традиции
передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через целый ряд
поколений. Абу Бишр Матта преподавал логику. Но, как говорят средневековые
источники, ученик довольно быстро превзошел учителя. Следует отметить одно
обстоятельство из годов учения ал-Фараби в Багдаде: он получил возможность
ознакомления со «Второй Аналитикой» Аристотеля, которую теологически
настроенные несториане пытались «прикрыть», поскольку там развивались
теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного
откровения.
Ал-Фараби переезжает в Харран, где жили ученые-несториа-не, вытесненные
в свое время из Александрии. Последние годы. своей жизни он проводит в
Халебе и Дамаске, пользуясь высоким уважением ведущей политической фигуры в
Северной Сирии — Хамданида Сайф ад-Дауля.
Скончался ал-Фараби в декабре 950 г. в возрасте 80 лет.
Идейные истоки и предпосылки формирования мировоззрения ал-Фараби

Если обрисовать линию культурной традиции, к которой оказался
подключенным ал-Фараби, то ее схематичные контуры будут приблизительно
таковы. Египет, Вавилон, Индия создают предпосылки развития ремесел, науки,
искусства. Древняя Греция подхватывает эстафету и создает блестящую
цивилизацию, синтезирующую и продолжающую культуру Востока. Позднее
античная культура мигрирует, как бы возвращаясь к своей прародине,
это—эпоха раннего средневековья. Знание предельного счастья и совершенства,
которого может достичь человек, «говорят, в древности было у халдеев,
обитавших в Ираке, затем оно появилось у египтян, затем оно перешло к
грекам, от них перешло к сирийцам, а затем —к арабам» . Наследие
античности, прокомментированное, усвоенное, преумноженное, обогатившееся
новыми потенциями в мире арабо-му-сульманской культуры, развивается
Возрождением в Европе. Такова магистраль прогресса мировой культуры.
В творчестве Абу Насра исключительное место занимает Аристотель. Интерес
ал-Фараби к великому античному мыслителю симптоматичен и оказался типичным,
модельным с точки зрения всего дальнейшего развития средневековой мысли.
Наряду с Аристотелем достаточно полно отражен в творчестве ал-Фараби и
Платон. Диалоги «Кратил», «Софист», «Парменид», «Тимей», «Федон»,
«Государство» были широко известны к тому времени на Востоке.
Тяготение к Аристотелю доказывает сосредоточенность интересов ал-Фараби
на посюстороннем. Зато в области социально-этической он проявляет
обостренный интерес к Платону — при убеждении, что Аристотель в этой
области следует за Платоном. Уникальным является факт написания ал-Фараби
комментариев к «Законам» Платона, которые до него не привлекали
специального внимания. Для раскрытия идейных истоков мировоззрения ал-
Фараби мы сначала остановимся на краткой характеристике учений Платона и
Аристотеля, затем покажем, как ал-Фараби понимал связь между тем и другим
мыслителями. Опосредствования рецепции античной философии Абу Насром ал-
Фараби и ближайшие культурно-исторические предпосылки его творчества
позволят определенным образом представить его творчество на фоне
предшествующей культуры.
Отношение ал-Фараби к Платону и Аристотелю представляет собой сложную
проблему. Безусловным является его преклонение перед Аристотелем и
Платоном, особенно первым. Оно доходит до того, что свои собственные
рассуждения Абу Насром ал-Фараби иногда унижаются, считаются чем-то
второстепенным, незначительным.
Необходимость опереться на авторитет, взятая в качестве сознательной
установки, не могла не сказываться негативно на творчестве. Но там, где ал-
Фараби не находит «зацепок» у древних, там, где отсутствует соответствующий
идейный материал, он разворачивается в полную меру и строит свои
исследования широко, смело и свободно.
«Подражание Аристотелю должно быть таким, чтобы любовь к нему никогда не
доходила до той степени, когда его предпочитают истине, не таким, когда он
становится предметом ненависти, способным вызвать желание его опровергнуть»
. Принципиально важно не то, что ал-Фараби преклоняется перед Платоном и
Аристотелем, а то, что именно ему «по душе» в их воззрениях, которые надо
рассматривать как теоретический источник его собственных воззрений.
С этой точки зрения выступает как несостоятельная трактовка учения ал-
Фараби как механического синтеза платонизма и аристотелизма (или
неоплатонизма и перипатетизма, на чем мы остановимся ниже), ибо есть
глубокий смысл в арабской пословице, согласно которой люди гораздо больше
походят на свое время, чем на своих родителей.
У ал-Фараби есть специальный трактат, где он задается целью выяснить
отношение Аристотеля к Платону. Объясняя причины и цель его написания, он
говорит следующее: «Поскольку я наблюдал, как многие из наших современников
спорили друг с другом о возникновении мира или его предвечности и
утверждали, что между обоими выдающимися мудрецами,. возглавившими
философские учения, есть некое разногласие касательно Первого Создателя и
доказательства его существования, а также относительно первопричин,
возникающих от Первого Создателя в делах души и интеллекта, воздаяния за
деяния — будь то добрые или злые — и по многим вопросам политики, этики и
логики, то я решил в этом сочинении показать общность взглядов этих
философов и объяснить смысл их высказываний, чтобы выявить единство их
убеждений и устранить сомнение и неверие из сердец тех, кто изучает их
книги» .
Содержащееся в названии этого трактата слово «ал-итти-фак» (согласие,
единодушие, гармония) Ф. Дитерици, -по нашему мнению, правильно относит за
счет возможной неосведомленности переписчика, считая, что им искажается
замысел автора. В рукописи, которой руководствовался Ф. Дитерици,. вместо
этого слова используется выражение «ал-джам байна», которое более точно
указывает на общность взглядов Платона и Аристотеля, так как ал-Фараби
видимое противоречие между их взглядами объясняет тем, что они касались
либо разных сторон одного и того же вопроса, либо подходили к нему на
различных уровнях и преследовали отличные цели. Истина — одна, способы
приближения к ней многообразны, что подчас воспринимается остро, как
отсутствие всякой связи, абсолютной противоположности тех или иных мнений,
которые подвергаются сравнению.
Общность взглядов Платона и Аристотеля он прослеживает по целому циклу
вопросов, считая, что известные основания или повод для предположения о
существовании между ними разногласий имеются. Он касается различий в образе
их жизни, в методе Исследования и изложения, в понимании истоков
нравственности, ее формирования и возможности изменения нрава, в трактовке
проблем теории познания (диалектики известного и неизвестного). Он считает
неправильным противопоставлять Платона и Аристотеля по вопросу о том,
создан ли мир богом или существует от века, по вопросу о целях и формах,
душе и интеллекте. У них общий идеал — созерцательная жизнь мудреца.
Философ должен править государством. Платон к этому добавляет: участие в
управлении нужно постольку, поскольку в этом есть необходимость. Без
таковой философ должен быть занят своим благородным делом — размышлением.
Аристотель чисто теоретически иногда подчеркивает преимущество деятельности
по сравнению с созерцанием, но не выдерживает последовательно своей
позиции.
При ал-Мансуре, Харун ар-Рашиде и особенно при ал-Ма-муне приняло большой
размах движение по освоению наследия индийцев, иранцев и древних греков.
Харун ар-Рашид основал в Багдаде научное учреждение под названием «Дом
мудрости» для разработки проблем философии и естествознания. Ал-Мамун
расширил это учреждение, обеспечив его богатой библиотекой, в которой
опытные переписчики занимались расширением литературных фондов этой
академии. Показательным для отношения ал-Мамуна к научным изысканиям
является факт включения в договор о мире с византийским императором
Михаилом III условия о снабжении библиотеки в Багдаде копиями имевшихся в
империи научных сочинений. В переводе античных трудов большую роль играли
сирийские ученые. Так, Хунайн ибн Исхак перевел сочинения Платона,
Порфирия, греческих комментаторов Аристотеля и многие произведения Галена.
Дело перевода превратилось в семейную традицию выдающихся умов этого
времени, каждый из которых проводил самостоятельные исследования. Тот же
Хунайн ибн Исхак был выдающимся врачом и написал многочисленные трактаты по
медицине (факт первоначального перевода именно медицинских трактатов
интересно сопоставить с тем обстоятельством, что выдающиеся мыслители и
ученые этого времени, как правило, были одновременно и врачами). Переводчик
Сабит ибн Курра написал много работ по различным разделам математики, осно-
ьываясь .на трудах Эвклида и Архимеда.
Столкновение с другими культурами и верованиями способствовало
формированию философии как деятельности, стимулирующей функционирование
культурных ценностей, поскольку, по выражению А. Швейцера, «для общества,
как и для индивида, жизнь .без мировоззрения представляет собой
патологическое нарушение внешнего чувства ориентирования». Необходимость
обоснования догм Корана расколола богословов (мутакаллимов) на ортодоксов-
ашаритов и на мутазилитов, стоявших за свободное толкование религиозных
догм. Ко второму направлению примыкали философы.
С точки зрения ортодоксов, термины «философ», «последователь Аристотеля»
и «еретик», «безбожник» были абсолютно тождественны. До возникновения
антагонизма между ашаритами и собственно «философами» внутри самого ислама
возникали серьезные расхождения по принципиальным вопросам, в том числе по
вопросу о предопределении. Джабриты занимали крайне фаталистические
позиции. Напротив, кадариты наделяли человека свободой воли и
ответственностью за свои поступки. Высвобождение философии из-под эгиды
теологии, начатое ал-Кинди, было продолжено ал-Фараби, который считал, что
в «священных текстах» есть эзотерический смысл, который требует расшифровки
и аллегорического толкования.
Математические и астрономические знания народы мусульманского Востока в
той или иной мере заимствовали у индийцев. Самым ранним трактатом,
переведенным с индийского ка арабский, был астрономический труд «Сиддханта»
Брах-магупты. Во времена правления ал-Мансура в Багдад были завезены два
важных научных трактата, один по астрономии, другой .по математике.
Последний был использован ал-Хориз-ки в первом в своем роде тексте по
алгебре, в котором фигурируют цифры, получившие впоследствии названия
арабских. В алгебраическом трактате ал-Хоризми прослеживается вавилонское и
сирийское влияние. Астрономические таблицы индийцев также послужили
материалом для упоминавшихся уже разработок ал-Хоризми.
Значительно меньшим было влияние индийской философии, хотя, например, в
учении ар-Рази концепция пяти принципов и атомизм роднят его с учением ньяя-
вайшешики. Атомизм стал в целом знаменем мусульманских теологов в борьбе
против аристотелизма. Отличие этой формы атомизма от древнегреческой
косвенно свидетельствует в пользу ее восприятия именно из индийских
источников. Смысл этой концепции сводится к тому, что атомистическое
строение времени, пространства и материи является основанием преходящей
природы вещей и возможности уничтожения мира. Ал-Ашари (873—935)
построил свое учение именно на таких предпосылках. Авторы ортодоксально-
теологических трактатов, упоминая «барахима» (т. е. брахманов) и название
еще одной малоизвестной секты, четко противопоставляют свою позицию
скептицизму и рационализму, защищая права откровения и сверхчувственного
знания.
Что касается вклада сирийцев, то, как уже говорилось, арабский мир был
обязан им многим по части ознакомления с произведениями античности. Но есть
и другая сторона, которую нельзя сбросить со счета. Сирийцы были носителями
древних традиций семитских народов и в значительных масштабах
способствовали переносу на Арабский Восток христианства.
Такова была общая духовная атмосфера, в которой формировалось
мировоззрение ал-Фараби.
Предшественниками ал-Фараби в области математики и астрономии были ал-
Хоризми, и ал-Фаргани (изучением трудов последнего занимался отец
Маймонида, на него прямо ссылается Коперник). В руководимой ал-Хоризми
обсерватории рассматривались те же проблемы, которые поставил в свое время
Клавдий Птолемей:
продолжительность солнечного года, равноденствие, наклонение эклиптики. Он
исследовал целые разделы из работ Ге-рона Александрийского. Изумительно
точно была измерена им длина земного градуса.
Непосредственным предшественником ал-Фараби! в философии был ал-Кинди. В
своих многочисленных работах он охватил исследованиями медицину, философию,
математику, в особенности оптику и теорию музыки (которую он включал в
состав математики), астрономию, дал в трактате «О количестве книг
Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии» классификацию
наук, предвосхищающую концепцию ал-Фараби. Ал-Кинди стремился опираться на
причинностное объяснение мира, рассматривая бога как «отдаленную причину».
Придавая высокое значение страсти к познанию, он выступал против теологов
со свойственной им «грязной завистью»: «...Воистину нет веры у того, кто
противится приобретению знания об истинной природе вещей и кто называет
приобретение такого знания неверием».
Когда мы говорим о расцвете .культуры народов Ближнего Востока, Средней
Азии и Казахстана, начавшемся с эпохи ал-Фараби, нельзя не упомянуть и
мощного литературного движения, которое питалось корнями народного
искусства. Нельзя не признать справедливости мысли Ф. А. Ланге,
признающего, что материалистическому пониманию природы могло способствовать
эстетическое воззрение на природу.

ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Ал-Фараби стремился создать синтетическую картину мира, охватывающую
космос, человека, его разум и находящую выход к существенным для
человеческого бытия реалиям. Имея в виду это обстоятельство, и мы начнем
анализ его мировоззрения с изложения основных исходных принципов, которые
связаны у него с общей концепцией строения Вселенной.
Первая бросающаяся в глаза черта этой концепции—описание бытия в
иерархическом порядке. Конечно, при определенном желании и особенно при
натяжках можно увидеть в 2том намек на, эволюционное развитие и концепцию
структурных уровней материи. Но тогда следовало бы подробнее и
обстоятельнее это доказать. Пока же мы хотели бы подчеркнуть специфичность
этой иерархии, заключающей в себе нечто большее, чем качественная, а тем
более количественная несводимость высокоорганизованных структур к более
низкоорганизованным. Между ступенями иерархии есть связь, но гораздо важнее
принципиальное различие между ними. Между прочим, последовательно
согласовать эти два момента с точки зрения эманационной теории (и в том ее
варианте, который развивается ал-Фарвби) не удается.
Бытие первого порядка с точки зрения религии ислама — господь бог, Аллах.
Ал-Фараби стоит на плечах предшествующих опровержений антропоморфного
изображения бога, он лишает его всяких личностных моментов. У него
бог—перво-двигатель, первопричина, первичное бытие. Для всей иерархии ал-
Фараби характерен дух ценностного подхода. Самые высшие, превосходные
степени совершенства могут быть отнесены только к первичному бытию — или,
как образно говорит И. Мадкур, он вне конкурса.
Оценочные квалификации («что лучше по природе») и иерархичность восходят
к «Тимею» Платона и аристотелевским взглядам на строение мира. На их основе
складывается и упрочивается геоцентрическая картина мира: в
центре—неподвижная земля, вокруг нее вращается восемь сфер. Опираясь на
Птолемея, ал-Фараби добавляет девятую, беззвездную сферу, которую он
помещает выше сферы неподвижных звезд. У Аристотеля нет полной ясности в
вопросе о том, как относится перводвигатель к вечно движущимся сферам.
Иногда он допускает наличие неподвижных двигателей у самих сфер. Это
согласуется с представлением о наличии у небесных тел своей души. Но
картина движения небесных тел теряет при этом единство, поскольку число
разумов и душ сфер помимо первого двигателя достигает 55.
Сложную и запутанную аристотелевскую картину движения сфер ал-Фараби
значительно упрощает, сокращая количество разумов и четко определяя
субординацию разума и души каждого уровня. Души осуществляют
непосредственное воздействие, так сказать, представляя рабочий механизм
приведения соответствующей сферы в движение, а разумы—энергетические
источники, откуда души черпают свою силу. В отличие от Аристотеля, мы видим
здесь автономию каждого разума относительно своей сферы. Побудителем
движения является стремление, любовь души к разуму, причем низшее влечется
к высшему, но ни в коем случае не наоборот. Бог — выше своих творений и
потому не может испытывать к ним любовь.
«Первый Сущий есть первопричина существования всех существ в целом. Он
один свободен от недостатков; все же прочие существа — кроме Него, —
обладают хотя бы одним недостатком или несколькими недостатками. Что
касается Первого Сущего, то он свободен от всех этих недостатков, ибо Его
существование совершенно и предшествует в бытии всему прочему, нет ничего
совершеннее Его, и ничто не может предшествовать Ему. При этом Его
существование добродетельно и совершенно в самых высших ступенях» . Он само-
довлеющ и ни в чем не нуждается, мудр знанием своей сущности, есть Истина,
Живое и Жизнь. Из Него происходит все остальное. «Первый Сущий и, это то,
из чего возникает бытие... Бытие же Первого Сущего есть как бы истечение
бытия в бытие других вещей, а бытие всего прочего истекает из бытия его
самого». «... Он не существует ради чего другого и другое не существует
помимо Него, чтобы явиться целью Его бытия, ибо в таком случае Его
существование будет иметь внешнюю причину, и Он более не будет
Первопричиной... Напротив, Первый Сущий существует ради самого себя, а
другие бытия существуют в Нем, следовательно, относятся к Его субстанции к
к Его бытию».
В соответствии со своей собственной сущностью Он существует сам через
себя, не нуждаясь ни в чьем посредстве. Это первичность его бытия.
Рассматривая первое бытие с точки зрения причин, мы схватываем необходимую
его сущность.
Познавая самого себя, этот разум признает, что он—сущность, существование
которой нераздельно с сущностью.
Акт самопознания приводит к появлению множественности. Бытие второго
порядка производится следующим образом:
первопричина, познавая свое первичное бытие, порождает первый разум;
познавая свою необходимую сущность, порождает душу; познавая свою
возможность, производит первичную сферу. Таким образом, второй «круг» в
иерархии бытия триадичен. Это относится ко всем последующим ступеням. Из
этого логически следует, что первый разум, познавая самого себя, производит
второй разум, познавая душу и первичную сферу— сферу неподвижных звезд и
душу этой сферы и т. д. «От Первопричины исходит бытие Второго, которое
также является субстанцией абсолютно нетелесной и которое не находится в
материи. Оно умопостигает свою сущность и умопостигает Первопричину, и то,
что оно умопостигает из своей сущности, является только его сущностью и
ничем иным. Поскольку оно умопостигает нечто из Первопричины, из него с
необходимостью вытекает бытие Третьего. Поскольку оно субстанционально
заключено в свою сущность, из него с необходимостью вытекает бытие Первого
Неба. Третье также не находится в материи; оно является интеллектом
благодаря своей субст

Новинки рефератов ::

Реферат: Альфред Адлер (Психология)


Реферат: Лидерство (Психология)


Реферат: Достаевский.Ф.М. (Литература)


Реферат: Одежда русской деревни (Педагогика)


Реферат: Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв (Педагогика)


Реферат: Осуществление и защита гражданских прав (Гражданское право и процесс)


Реферат: Воздействие рекламы на телевидении на сознание потребителей (Психология)


Реферат: Метожы аналитической химии (Химия)


Реферат: Тесты по биологии для школ (к сожалению без ответов) (Биология)


Реферат: Выживание в лесу (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Звуковосприятие (Психология)


Реферат: Стресс сельскохозяйственных животных (Сельское хозяйство)


Реферат: Реакции С и О ацилирования (Химия)


Реферат: Социология политики в работах М. Вебера (Социология)


Реферат: Риторика Давньої Греції (Риторика)


Реферат: Иван Александрович Стебут (Исторические личности)


Реферат: Попроцессный, попередельный, позаказный методы калькулирования (Бухгалтерский учет)


Реферат: Особенности дополнительного образования взрослых (Педагогика)


Реферат: Проблемы генной инженерии (Биология)


Реферат: Сословия в России (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист