GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Интерпол (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Интерпол (Международное публичное право)



Г Г А У



Реферат на тему:
«Интерпол»
[pic]



Выполнил:

John Doe



Владикавказ, 2000 г.
Содержание

История возникновения и развития Интерпола 3
Основные цели Интерпола 3
Структура Интерпола 3
Практическое осуществление международного сотрудничества в рамках Интерпола
7
Основные направления деятельности Интерпола 8
Россия и Интерпол 13
Список использованной литературы 15

История возникновения и развития Интерпола

#G0Интерпол - сокращенное название #M12291 841502242Международной
организации#S уголовной #M12291 841500005полиции#S (МОУП). Это единственная
международная организация, принимающая непосредственное участие в борьбе с
#M12291 841500182преступностью#S.
Интерпол был создан в 1923 г. как Международная #M12291
841500888комиссия#S уголовной полиции (МКУП) для координации борьбы
различных стран с общеуголовными #M12291 841500161преступлениями#S с
центром в Вене. В 1938 г. она практически прекратила свое существование из-
за оккупации #M12291 841500250Австрии#S фашистской #M12291
841501589Германией#S. В современном виде воссоздана в 1946 г. #M12291
841501704Устав#S Интерпола вступил в силу в 1956 г. Ее членами являются
более 150 #M12291 841501644государств#S, СССР вступил в нее с 1990 г. Штаб-
квартира находится в Лионе (#M12291 841501777Франция#S). Она же является
региональным центром для Европы, Средиземноморья, Северной Америки и
Ближнего Востока. Другие центры Интерпола расквартированы в Найроби (для
Восточной Африки), Абиджане (для Западной Африки), Буэнос-Айросе (для Южной
Америки), в Токио (для Азии) и Пуэрто-Рико (для стран Карибского бассейна и
Центральной Америки). С 1982г. Интерпол получил в ООН статус #M12291
841502245Международной Межправительственной Организации#S.

Основные цели Интерпола

Основные цели организации сформулированы в ст. 2 Устава:
1) обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов
(#M12291 841501719учреждений#S) уголовной полиции в рамках существующего
#M12291 841500603законодательства#S стран и в духе #M12291
1900204Всеобщей декларации прав человека;
2) #Sсоздавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать
#M12291 841500144предупреждению#S и борьбе с общей уголовной
преступностью. Устав запрещает любое вмешательство в деятельность
политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3
Устава).

Структура Интерпола

Высшим пленарным органом Интерпола является Генеральная Ассамблея, в
период между ее сессиями высшим административным органом с более узкими
полномочиями и составом - #M12291 841500800Исполнительный комитет#S во
главе с президентом. Постоянно действующим рабочим органом является
Генеральный секретариат, во главе которого стоит Генеральный секретарь.
Особое положение в системе органов управления Интерпола занимают
Национальные центральные бюро (НЦБ), действующие одновременно в двух
системах: отдельного государства и данной организации с соответствующим
двойным подчинением. Замыкают систему органов управления советники,
исполняющие исключительно консультативные функции.
В состав Генеральной Ассамблеи входят представители всех стран-членов.
Количественный состав делегации нигде не оговорен. Однако устав требует
включать сюда чиновников уголовной полиции высокого ранга, служащих,
функции которых в национальном масштабе связаны с деятельностью Интерпола,
а также специалистов по вопросам, включенным в повестку дня очередной
сессии Генеральной Ассамблеи (ст. 7). В работе сессии могут принимать
участие в качестве наблюдателей представители стран, не входящих в
Интерпол, а также делегаты от международных организаций.
Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в осеннее время, на
разных континентах и в разных странах. Каждая делегация при #M12291
841501601голосовании#S имеет один голос. Уставные полномочия Генеральной
Ассамблеи: определять основные направления сотрудничества полиции разных
стран в рамках Интерпола; готовить и проводить мероприятия, облегчающие
такое сотрудничество; принимать новых членов; рассматривать и утверждать
план работы и #M12291 841501365бюджет#S на предстоящий год, избирать
#M12291 841502278должностных лиц#S организации и решать финансовые вопросы.
Здесь же образовываются постоянные и временные комиссии по специальному
изучению отдельных вопросов борьбы с #M12291 841500187преступностью
несовершеннолетних#S, распространением #M12291 841502469наркотиков#S и др.
#M12291 841501149Резолюции#S Генеральной Ассамблеи по внутриорганизационным
и процедурным вопросам являются обязательными для исполнения, а резолюции в
адрес полицейских органов и #M12291 841500046правительств#S -
рекомендательными.
Кроме названных сессий, представители государств-членов организации
регулярно проводят Региональные конференции по проблемам, которые
нецелесообразно выносить на сессию Генеральной Ассамблеи. Ряд проблем
требует предварительного обсуждения в странах данного региона. Как правило,
здесь формируется единая точка зрения ряда стран по данной проблеме, единый
подход к ее #M12291 841501171решению#S, согласовываются и координируются
практические усилия по борьбе с отдельными #M12291 841502221международными
преступлениями#S уголовного характера, распространенными в данном регионе.
Исполнительный комитет выполняет функции Генеральной Ассамблеи в
период между сессиями. Он следит за проведением в жизнь рекомендаций
Генеральной Ассамблеи, контролирует деятельность Генерального секретаря и
готовит повестку дня очередной сессии. Исполнительный комитет состоит из
избираемых Генеральной Ассамблеей Президента (сроком на 4 года), трех Вице-
президентов (сроком на 3 года), которые должны представлять разные страны и
континенты (Азию, Америку, Африку, #M12291 841500249Австралию#S и Европу) и
девяти делегатов.
Президент Исполнительного комитета Интерпола фактически является
главой всей организации и руководит ее деятельностью в период между
сессиями Генеральной Ассамблеи. Все руководство осуществляется как через
Исполнительный комитет, так и непосредственно путем принятия единоличных
решений по текущим делам. В 1988г. Президентом Интерпола был избран француз
Иван Барбо - генеральный #M12291 841500075директор#S национальной полиции
#M12291 841502442Министерства#S внутренних дел Франции, под началом
которого находились все #M12291 841502088департаменты#S французской полиции
и их личный состав в количестве более 125 тыс. служащих.
Заседания Исполнительного комитета проводится не менее одного раза в
год. Все решения принимаются большинством голосов. Однако Президент
пользуется своим правом голоса только в том #M12291 841500370случае#S, если
голоса остальных членов распределились поровну. При выполнении своих
функций все члены Исполнительного комитета действуют как представители
Интерпола, а не как представители своих стран (ст. 21 Устава).
Генеральный секретариат является постоянно действующей службой всей
организации, включает в себя Генерального секретаря, специалистов и
административный персонал. Он проводит в жизнь решения Генеральной
Ассамблеи и Исполнительного комитета, действует как международный центр по
борьбе с общей преступностью, а также как специализированный и
информационный центры, обеспечивает эффективное административное
руководство Интерполом, поддерживает связи с НЦБ и международными
организациями, готовит необходимые публикации, выполняет #M12291
841502718обязанности#S рабочего секретариата на сессиях Генеральной
Ассамблеи и заседаниях Исполнительного комитета, поддерживает связь с
Президентом и т.п.
Возглавляет секретариат Генеральный секретарь, который назначается
Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет из числа лиц, не старше 65 лет. Это
главная фигура Интерпола в деле организации борьбы с преступностью. По
своему усмотрению он подбирает персонал Генерального секретариата и
руководит всеми его службами. По состоянию на январь 1997 г. в штате
Секретариата насчитывалось около 280 сотрудников, из которых 16 работают по
контракту. Остальные направлены сюда на работу полицейскими службами стран-
членов организации. Всем этим сотрудникам запрещено при исполнении своих
функций запрашивать или придерживаться #M12291 841500769инструкций#S какого-
либо правительства или других органов вне Интерпола. Они должны
воздерживаться от любых действий, которые могут препятствовать выполнению
их международной миссии (ст. 30 Устава).
С 1987 г. в составе Генерального секретариата действует Европейский
секретариат для разрешения чисто региональных проблем борьбы с незаконной
торговлей наркотиками на континенте и другими преступлениями и
совершенствования полицейского сотрудничества государств в Европе. В числе
других органов Генерального секретариата следует назвать службу
Генерального секретариата, специальное отделение для проведения работ
общего характера и укрепления безопасности организации. В настоящее время в
составе секретариата действуют 4 отдела: административный, полицейский,
научно-исследовательский и технического обеспечения. Наибольший интерес
представляет деятельность полицейского отдела, который координирует
сотрудничество полицейских органов - членов в борьбе с преступностью. В его
структуре имеются подотделы по борьбе с незаконной торговлей #M12291
841502499оружием#S, международным #M12291 841500557терроризмом#S. В другом
подотделе обрабатывается #M12291 841500777информация#S об изготовлении и
сбыте поддельных бумажных и металлических денег, дорожных #M12291
841501825чеков#S, #M12291 841502679облигаций#S, #M12291 841500322акций#S и
других фактах #M12291 841501725фальшивомонетничества#S. Здесь работает своя
экспертная лаборатория для исследования поддельных #M12291 841501807ценных
бумаг#S, готовится и издается специальный бюллетень «Фальшивомонетничество
и #M12291 841502590подделки#S», подписчиками которого являются более 15
тыс. #M12291 841501280банков и эмиссионных#S учреждений всего мира.
Специальный подотдел полицейского отдела занимается сбором и анализом
информации о незаконном распространении наркотических средств. В него
входят служба руководителя подотдела со специальным подразделением по
связям и сотрудничеству, находящаяся в Бангкоке (Таиланд), группа по
проведению операций и группа разведки. Большую помощь в работе оказывают
региональные органы по борьбе с этими преступлениями. Руководит работой
подотдела высший чиновник из Управления по делам о наркотических средствах
министерства юстиции США.
Национальные центральные бюро (НЦБ) создаются в структуре полицейской
службы каждого государства-члена Интерпола. Они являются центрами
международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью,
опорными пунктами Интерпола на местах. Как уже было отмечено, в конкретном
государстве НЦБ является постоянно действующим органом Интерпола.
Одновременно оно является полицейским органом этого государства, наделенным
большими полномочиями по борьбе с преступностью. Подобных органов нет ни в
одной международной организации. Будучи опорными пунктами международного
полицейского сотрудничества НЦБ в своих странах поддерживает деловые связи
с #M12291 841500469судом#S, #M12291 841501937прокуратурой#S, пограничной и
#M12291 841500547таможенной#S службами, а на международном уровне - с НЦБ
других стран и Генеральным секретариатом.

Практическое осуществление международного сотрудничества в рамках Интерпола

Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных
государств, наделенных правом помечать свои #M12291 841502272документы#S
грифом «Интерпол», поступают к руководителю НЦБ данной страны, а не в
Министерство иностранных дел или другое государственное ведомство.
Руководитель НЦБ без промедления, в #M12291 841501906приказном#S порядке
поручает подчиненным ему службам или должностным лицам к установленному
сроку исполнить запрос. Этим достигается оперативность и высокая
эффективность в деятельности НЦБ и всего Интерпола.
В «Доктрине НЦБ», принятой на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи
Интерпола в 1965 г., отмечено и другое направление деятельности: НЦБ как
представитель Интерпола в государстве должно добиваться активного участия
национальной полицейской службы в делах Интерпола, информировать свой
личный состав о преимуществах пребывания в этой организации, разъяснять
условия и принципы международной полицейской кооперации в его системе. При
этом НЦБ должны стать центром пропаганды политики Интерпола, инициаторами и
проводниками претворения в жизнь всех решений его Генеральной Ассамблеи.
Советникам поручается научная разработка отдельных вопросов (ст. 34
Устава). В перечень таких вопросов входят проблемы борьбы с незаконным
распространением наркотических и психотропных средств, #M12291
841500187преступность несовершеннолетних#S, идентификация и розыск
огнестрельного оружия, применение электронно-вычислительной техники в
полицейской работе, передача изображений отпечатков пальцев с помощью
средств связи и т.п. Генеральный секретарь вправе приглашать специалистов
из числа ученых и практиков, хорошо зарекомендовавших себя в #M12291
841502481определенной#S #M12291 841502678области#S знаний, работы или
ремесла. В случае согласия такого лица провести конкретное научное
исследование специалист решением Генеральной Ассамблеи назначается на
должность консультанта сроком на три года. Досрочное отстранение
консультантов от должности может производиться только по решению
Генеральной Ассамблеи.
Свои исследования и другие функции консультанты-советники могут
исполнять как в штаб-квартире Интерпола, так и по месту постоянной службы и
жительства в своей стране. Им предоставлено право посещать сессии
Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателей, а по приглашению президента
они могут принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня.

Основные направления деятельности Интерпола

Во-первых, это уголовная регистрация. Будучи общепризнанным и наиболее
эффективным средством раскрытия международных уголовных преступлений,
розыска и #M12291 841500594задержания#S международных преступников, она
организуется Генеральным секретариатом по специальной методике в целях
идентификации, как преступников, так и некоторых преступлений. Основными
идентификационными признаками являются демографические данные, внешние
признаки объекта, способ совершения преступления («модус операнди»), особые
приметы человека, его привычки, походка, манера поведения и др. Уголовная
регистрация подразделяется на два основных вида: общую и специальную.
Объектом общей регистрации становятся сведения о международных преступниках
и преступлениях уголовного характера, имеющих международный элемент.
Специальная регистрация фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки
преступников. По каждому виду уголовной регистрации ведутся картотеки. К
ним относятся:
1) алфавитная картотека всех известных международных преступников и лиц,
#M12291 841502627подозреваемых#S в преступной деятельности, в которой на
специальной карточке изложены все демографические и другие сведения,
включая преступную «профессию» (на конец 1996г., например, в ней
значилось более 4 млн. преступников, из них более З00 тыс. активно
действующих, на которых дополнительно ведется персональное «досье» с
данными об их #M12291 841500506судимостях#S, переездах и связях);
2) картотека словесного портрета преступников, где изложены сведения о
внешности преступников по 177 показателям (НЦБ) государств-членов
организации заполняют специальную карточку на каждого международного
преступника и отправляют ее в Генеральный секретариат, получив запрос со
словесным портретом разыскиваемого, опытные служащие находят
соответствующую карточку, снимают с нее ксерокопию и направляют адресату;
3) картотека документов и названий, состоящая из двух разделов. В первом
учитываются по номерам, сериям и другим реквизитам #M12291
841502585паспорта#S, #M12291 841501687удостоверения#S личности,
удостоверения на право #M12291 841501440владения#S самолетом,
автомобилем, огнестрельным оружием, кинокамерой и другие документы,
которыми пользовались международные преступники. Второй раздел содержит
карточки с названиями морских судов, летательных аппаратов, автомашин, на
которых перевозились наркотики, драгоценности и т.п., а также названия
фирм или организаций, замешанных в международных преступлениях);
4) картотека преступлений и способов их совершения, которая состоит из
нескольких картотек с описанием названия и способов совершения однородных
групп или отдельных видов преступлений: незаконного распространения
наркотиков, фальшивомонетничества, контрабанды оружием, захвата и #M12291
841501684угона#S самолетов и т.п.;
5) дактилоскопическая картотека десятипальцевой регистрации, карточки в
которой располагаются в соответствии с формулой, известной в #M12291
841501028криминалистике#S как «формула Гальтона и Генри». Здесь собрано
более 300 тыс. карточек. Ежегодно картотека пополняется примерно на 10
тыс. штук. С ее помощью идентифицируют преступников;
6) картотека учета лиц по чертам внешности с использованием фотоизображений
или рисованных деталей лица (фотографии и рисунки здесь располагаются по
видам преступных «профессий»: торговец наркотиками, гостиничный вор,
фальшивомонетчик и т.п. В фототеке находится более 10 тыс. фотографий
наиболее опасных преступников).
В Интерполе ведутся и другие картотеки, содержащие сведения о
похищенных в различных странах автомобилях, произведениях искусства и др.
ценностях; о лицах, пропавших без вести; о неопознанных трупах; картотека
нарезного ручного огнестрельного оружия всех стран мира и др.
Пополнение картотек - обязанность каждого государства-члена Интерпола.
Однако, большинство государств проявляют пассивность в этом важном деле. В
свою очередь Генеральный секретариат снабжает НЦБ государств свежей
информацией из своих картотек, не дожидаясь специальных запросов. Например,
при появлении сведений о преступной активности лица Генеральный секретариат
рассылает в страны-члены организации международный «зеленый циркуляр»
(специальный #M12291 841501344бланк#S с зеленой эмблемой Интерпола в правом
верхнем углу) с просьбой держать это лицо под наблюдением и сообщать о его
перемещениях и всех обстоятельствах, имеющих отношение к его преступной
деятельности.
Во-вторых, это международный розыск преступников, подозреваемых в
совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных
ценностей и других объектов преступного посягательства. На долю
международного розыска преступников приходится основной объем всей
розыскной работы Интерпола. Он включает в себя оперативно-розыскные
действия, проводимые за пределами территории государства, где было
совершено преступление. В розыске участвует полиция нескольких стран с
соблюдением национального законодательства и ведомственных инструкций.
Интерпол не только координирует действия полиции нескольких стран, но и
оказывает помощь в снабжении информацией из своих картотек.
В случае успеха задерживают и водворяют преступника под стражу, после
чего по дипломатическим и другим каналам производятся переговоры о его
выдаче (экстрадиции) государству, на территории которого совершено
преступление или #M12291 841501995гражданином#S которого он является.
В практике Интерпола различают три вида розыска: обычный, срочный и
смешанный. Обычный розыск включает в себя целый ряд стадий - собранные
документы орган расследования или суд направляет в НЦБ своей страны с
просьбой о розыске бежавшего за границу преступника. Здесь просьба
проверяется, запрашиваются дополнительные сведения, составляется «красный
циркуляр» (специальный бланк с красной эмблемой Интерпола в правом верхнем
углу). Генеральный секретариат после соответствующей проверки рассылает его
в НЦБ всех или некоторых стран-членов. Получив этот документ, каждое НЦБ
дает полицейским органам команду о начале розыска. «Красный циркуляр»
обязывает полицию действовать без промедления и служит своеобразным
международным приказом об #M12291 841501245аресте#S разыскиваемого лица. В
случае задержания и ареста НЦБ немедленно уведомляет Генеральный
секретариат и НЦБ страны-инициатора розыска. Последнее в свою очередь
сообщает о задержании преступника в заинтересованные органы своей страны. О
прекращении розыска извещаются заинтересованные органы.
Срочный розыск организуется, как правило, по «горячим следам». Он
отличается от обычного тем, что просьбы о начале розыска минуют Генеральный
секретариат и направляются НЦБ через специальную радиосеть Интерпола в НЦБ
соседних или других государств, куда бежал или может бежать преступник.
Просьба о розыске, задержании и аресте бежавшего в другую страну
преступника может быть направлена по телеграфу или другим оперативным
способом. Если срочный розыск не принес успеха в течение трех месяцев со
дня его объявления, то он заменяется на обычный, составляется и рассылается
«красный циркуляр». Ежегодно в рамках Интерпола задерживается около тысячи
международных преступников, при этом большинство - с помощью срочного
розыска.
В случаях, когда у полиции нет достаточных оснований для ареста или
нет с данным государством #M12291 841502156договора#S о #M12291
841501531выдаче преступников#S, целью международного розыска является
установление за ним и негласного полицейского наблюдения и контроль за их
перемещениями. Такое же наблюдение устанавливается за так называемыми
«привычными международными преступниками», которых в превентивных целях
нельзя упускать из вида. В подобных случаях в Генеральном секретариате
заполняется «зеленый циркуляр», в котором кроме обычных реквизитов
содержится обращение к полиции: «В случае его появления взять под
наблюдение».
Смешанный розыск связан с тем, что далеко не все государства заключают
двусторонние договоры о #M12291 841500241правовой помощи#S по #M12291
841501677уголовным делам#S и выдаче преступников. Поэтому при смешанном
розыске секретариат Интерпола рассылает два скрепленных вместе циркуляра:
«красный» с пометкой такого, например, содержания: «При обнаружении
преступника в европейских странах и США подвергнуть предварительному аресту
в целях выдачи» («красный циркуляр» рассылается в страны, имеющие
соответствующий договор о выдаче преступников); «зеленый» с пометкой: «В
других странах следить за его перемещениями и деятельностью. Во всех
случаях извещать инициатора розыска и Генеральный секретариат» («зеленый
циркуляр» рассылается в страны, не имеющие с таким государством договора о
выдаче).
В третьих, международный розыск лиц, пропавших без вести, проводится в
рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и
когда собраны #M12291 841502271доказательства#S того, что разыскиваемый
покинул пределы государства-инициатора розыска. На разыскиваемого в
Генеральном секретариате заполняется «синий циркуляр» (специальный бланк с
синей эмблемой Интерпола в правом верхнем углу). Кроме обычных сведений
здесь приводится фотография разыскиваемого, описание внешности и
указывается номер досье, в котором Генеральный секретариат собирает
документы о его розыске. Розыск пропавших без вести чаще всего производится
в «интересах семьи» и начинается проверкой по имеющейся в секретариате
картотеке неопознанных трупов. В картотеку заносятся сведения о
неопознанных трупах иностранцев. При этом Генеральный секретариат извещает
членов организации об обнаружении неопознанного трупа путем направления
«черного циркуляра» (специальный бланк с черной эмблемой Интерпола в правом
верхнем углу), в котором изложены обстоятельства обнаружения трупа, его
фотография или другое изображение, отпечатки пальцев и др.
И, в-четвертых, международный розыск похищенных ценностей. К их числу
относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства
(картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты),
археологические ценности, оружие и т.п. Рассмотрим кратко деятельность
Интерпола на примере розыска похищенных произведений искусства. Эта работа
строится на тесном сотрудничестве не только с государствами-членами
организации, но и с Международным #M12291 841500387советом#S музеем и
ЮНЕСКО - инициатором Конвенции о мерах, направленных на запрещение и
предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи #M12291 841500235права
собственности#S на культурные ценности (1970 г.) и #M12291 1900837Конвенции
об охране всемирного, культурного и природного наследия (#S1972 г.). При
этом государства взяли на себя #M12291 841502727обязательства#S
содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений
искусства, выявлять факты их купли - продажи, а на таможнях требовать
специальные разрешения на их вывоз в другие страны. Интерпол принимает
участие в организации их розыска, а также на конференциях, семинарах,
совещаниях, проводимых международными организациями по вопросам борьбы с
#M12291 841501788хищениями#S и контрабандой произведений искусства.
Для облегчения розыска похищенного Интерпол рекомендует странам-
участницам организации провести полный учет и составить каталоги
произведений искусства и других художественных ценностей с их фотографиями,
(это затруднит продажу и вывоз похищенного за границу), ужесточить условия
купли-продажи и ввести сертификаты на покупку картин и других произведений
искусства. Генеральный секретариат ведет учет всех хищений таких ценностей
(классифицирует их «модус операнди»), лиц, принимавших участие в совершении
таких преступлений, и объявляет международный розыск похищенного. Для
эффективности розыска Интерпол издает специальные бюллетени, где изложены
перечень разыскиваемых произведений и их фотографии, которые рассылаются в
страны-участницы. НЦБ по рекомендации Интерпол организует наблюдение за
лицами, занимающимися приобретением и продажей объектов розыска.
Организуются специальные службы по розыску произведений искусства в
структуре полицейских и таможенных служб, а также составляются картотеки
похищенных ценностей. На их основе Интерпол ведет фотокартотеку украденных
и разыскиваемых в странах произведений живописи, скульптуры, уникальных
ювелирных изделий, а также предметов, имеющих большую художественную или
историческую ценность. Все сведения о хищениях и похищенном введены в ЭВМ в
штаб-квартире Интерпола в Лионе.
Имея такой запас фактических сведений, специалисты могут
прогнозировать маршруты перемещения похищенного, места сокрытия, купли-
продажи, государственные или частные коллекции, в которые могут попасть эти
ценности. Классическим примером организации розыска похищенного в рамках
Интерпола служит дело о #M12291 841501018краже#S семи ценнейших картин
Рафаэля и других #M12291 841500258авторов#S из выставочных залов
Национального музея изобразительных искусств г. Будапешта, стоимость
которых составила около 35 млн. долларов. Раскрытие этого «преступления
века» и розыск похищенных картин заняли в конце 1983 г. 81 день. За это
время только венгерское НЦБ Интерпола направило в разные страны 286
телексных сообщений, провело 104 телефонных разговора о #M12291
841500021поручениях#S и запросах НЦБ других стран, получило и отправило не
менее 650 различных документов по линии Интерпола. В результате успешных
оперативно-розыскных мероприятий на территории Венгрии, #M12291
841500817Италии#S и других стран была задержана и обезврежена группа
расхитителей. Похищенные картины были изъяты в #M12291 841502016Греции#S и
Венгрии. По этому поводу выпущен специальный почтовый блок с репродукцией
похищенных картин, которые возвращены в музей и заняли свое достойное
место.
Деятельность Интерпола ограничивается регистрацией преступников и
международным розыском. Устав наделяет Генеральный секретариат Интерпола
полномочиями технического и информационного центра всей организации. В
основе этой деятельности лежит сбор информации по вопросам борьбы с
уголовной преступностью, ее обобщение, обработка и распространение с
помощью технических средств и публикаций в печати.
Сотрудники Интерпола не выполняют сугубо полицейских функций. Они
подразделяются на две категории: офицерский корпус от лейтенанта до майора,
(выполнит оперативно-аналитические функции при обработке поступающей
информации о преступлениях, и исполнит просьбы о предоставлении информации
из своих картотек) и обслуживающий персонал - секретари, машинистки,
телефонистки, операторы картотек, фотографы, переводчики, библиотечные
#M12291 841501097работники#S и др. Главная задача всех этих «канцелярских
работников» - обеспечить сотрудничество ведомств уголовной полиции
различных стран, снабдить их необходимой информацией в целях своевременного
раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Россия и Интерпол

Россия как правопреемник СССР является полноправным членом Интерпола.
На основе его Устава, #M12291 841502251международных договоров#S РФ и
российского законодательства в рамках МВД создано Национальное центральное
бюро Интерпола в России (НЦБ РФ), принято Положение о НЦБ РФ, Инструкция о
порядке обработки информации в НЦБ РФ и другие документы. НЦБ РФ является
самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ на
правах главного управления. Его штатная численность 60 человек, а главная
функция-координация взаимодействия российской #M12291 841502431милиции#S с
аналогичными органами других государств-членов Интерпола и его Генерального
секретариата.
Кроме розыскной деятельности НЦБ РФ анализирует и обобщает практику
исполнения в РФ запросов международных #M12291 841500113правоохранительных
органов#S и способствует устранению недостатков; формирует банк данных о
лицах, организациях, #M12291 841500380событиях#S и документах, связанных с
#M12291 841500165преступлениями международного характера#S; составляет по
установленной форме и направляет в Генеральный секретариат Интерпола
сведения о состоянии и структуре преступности в России, о лицах входящих в
#M12291 841502491организованные преступные группы#S; о лицах, совершивших
преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков,
фальшивомонетничеством, посягательствами на исторические и культурные
ценности и др. преступления, включенные в международную уголовную
статистику.

Список использованной литературы


1. Серый паук в битве со спрутом. О. Поспелова.
2. Большая Российская Юридическая Энциклопедия. ИС Кодекс.
3. Официальная страница Интерпола в Интернете.
4. Российская страница Интерпола в Интернете.




Реферат на тему: История международного права и его науки классического периода
Московская Государственная Юридическая Академия



Московский заочный факультет
Отделение "Целевая подготовка"



Кафедра международного права
Контрольная работа
Вариант № 3



Москва 2004 г.
Тема 3. История международного права и его науки классического периода.
Задание 1.
Вклад Венского (1814-1815 гг.) мирного конгресса в становление
института межгосударственных организаций, запрещение работорговли,
подразделение на классы дипломатических представителей и утверждение
правила альтерната.

Существенное влияние на международное право классического периода
оказал Венский конгресс 1814-1815 гг. Одним из итогов конгресса явилось
утверждение Декларации держав о прекращении торговли неграми 8 февраля 1815
г. как «противной законам и человеколюбия, и общей нравственности», и как
ответ на «общее мнение всех образованных народов». В ней отмечалось, что
представители государств, собравшиеся на конгресс, выражают «усердное
желание, чтобы был положен конец источнику бедствий, столь долго
опустошавших Африку, обычно постыдному для Европы и оскорбительному для
человечества». Однако в ней не было точно указано время, которая каждая
держава «почтит приличнейшим для окончательного торга неграми, и,
следовательно, определение срока, к коему сия ненавистная торговля должна
быть прекращена повсюду, остается предметом переговоров между дворами».
Дальнейшее закрепление признания рабства как международного преступления
относится уже ко второй половине 19 в. (Генеральный акт о Конго, Берлинская
конференция в 1885 г., Генеральный акт, подписанный на Брюссельской
конференции в 1890 г.), а первые универсальные международные соглашения об
искоренении рабства появились только в 20 в. Среди них Конвенция о рабстве
1926 г. и принятая ООН в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, ст. 4
которой гласит, что «никто не должен содержаться в рабстве или в
подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их
видах». Кроме того, в 1956 г. Женевская конференция представителей 43
государств одобрила Дополнительную конвенцию об упразднении рабства.
Первый международный договор права внешних сношений был принят на
Венском конгрессе. В приложении к Заключительному акту Венского конгресса,
с целью «предупредить затруднения и неприятности, кои часто встречались и
могли бы впредь возникнуть от требований разных Дипломатических Агентов на
председание», Венском протоколе от 7 марта 1815 г. (ст. 1) было введено
единое деление дипломатических агентов на три класса: «1-ый - Послов и
Папских Легатов или Нунциев; 2-й - Посланников, Министров и иных
Уполномоченных при Государях; 3-й - Поверенных в делах, кои уполномочены
при Министрах, управляющих делами иностранными». Ст. 2 протокола гласит,
что «одни Послы и папские Легаты или Нунции почитаются представителями
своих Государей». Дополнения к протоколу были внесены Аахенским протоколом
21 ноября 1818 г. Дальнейшая частичная кодификация посольского права
впервые была предпринята в региональном масштабе только в 1928 г. в
Латинской Америке. 20 февраля 1928 г. 20 латиноамериканских стран и США
подписали Гаванскую конвенцию о дипломатических чиновниках, которая
действует в отношении этих стран до сих пор. Кроме того, в настоящее время
действуют: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.
(устанавливает, в том числе, классы глав представительств, их старшинство),
Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о
представительстве государств в их отношениях с международными организациями
универсального характера 1975 г., Венская конвенция о консульских сношениях
1963 г. (регулирует, в том числе, классы глав консульских учреждений),
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. и Конвенция о привилегиях
и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.
Начинает развиваться альтернат, как правило оформления текстов
международных договоров.
Кроме того, подтверждая постановления 24 марта 1815 г. о свободной
навигации по международным рекам, Венский заключительный акт предоставил
окончательную выработку соответствующих правил международным речным
комиссиям. (Можно отметить, что специалисты в области права международных
организаций считают, что первой межправительственной организацией в ее
классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне,
созданная в 1831 г.).
Венский конгресс также способствовал возникновению статуса постоянного
нейтралитета Швейцарии. Постоянный нейтралитет этой страны был провозглашен
посредством принятой Венским конгрессом 20 марта 1815 г. Декларации о делах
Гельветического Союза. В ноябре 1815 г. представители Австрии,
Великобритании, Франции, России, Пруссии и Португалии подписали соглашение
о постоянном нейтралитете Швейцарии. Великие державы признавали, что
Швейцария не должна участвовать в войнах на все будущие времена и дали
гарантию поддержки данного статуса. Одновременно гарантировалась
неприкосновенность швейцарской территории. Венский конгресс положил, таким
образом, начало постоянному нейтралитету как международно-правовому
институту.
Одним из итогов конгресса стал договор между Россией, Австрией и
Пруссией о создании Священного союза (Акт Священного Союза, заключенный в
Париже 26 сентября 1815 г.). Вскоре к этому договору присоединились многие
государства. Посредством создания Союза, господствовавший с середины 17 в.
принцип политического равновесия был дополнен принципом легитимизма,
который был призван признать легитимной интервенцию и поддерживать в
неприкосновенности ту перестройку европейских границ, которая в 1815 г.
была произведена на Венском конгрессе. Таким образом, Венский конгресс
затронул многие вопросы образования новых государств – было провозглашено
Нидерландское королевство, германские государства и часть австрийских
владение вошли в Германский союз. Раскол между странами-членами Союза
привел к его краху с началом Крымской войны. Завершивший эту войну
Парижский конгресс на смену системе Священного Союза выдвинул систему
«европейского концерта», т.е. систему согласованного решения международных
вопросов кругом европейских великих держав.

Задание 2.
Решения Парижского мирного конгресса и становление институтов
нейтрализации и демилитаризации, гуманизации правил ведения морской войны и
принципа свободы торгового судоходства по международных рекам и в
Черноморских проливах.

Немаловажную роль в развитии ряда институтов международного права
сыграл Парижский конгресс 1856 г. Он открылся в Париже 25 февраля 1856 г. и
состоял первоначально из представителей Франции, Австрии, Англии, России,
Сардинии и Турции.
На Парижском конгрессе 1856 г. были введены основные начала морского
международного права. Основные положения Парижской декларации о морской
войне от 16 апреля 1856 г. заключались в следующем: официально отменено
каперство (это международный деликт, выражающийся в умышленных действиях по
захвату, разграблению и уничтожению судами, принадлежащим частным лицам, с
разрешения правительства, коммерческих неприятельских судов или судов
нейтральных стран, осуществляющих морские перевозки грузов и (или)
пассажиров в пользу какой-либо воюющей стороны); нейтральный флаг покрывает
неприятельский груз, за исключением военной контрабанды; нейтральный груз,
за исключением военной контрабанды, не подлежит захвату под неприятельским
флагом; блокада, чтобы быть обязательной, должна быть действительной, т.е.
поддержанной достаточной силой для действительного воспрепятствования
доступу к неприятельскому берегу. С установлением запрета на каперство
связаны положения 7 Гаагской конвенции 1907 г. об обращении торговых судов
в суда военные, а также не вступившей в силу Декларации о морской войне
1909 г.
Парижский конгресс также определил, что к Дунаю и его устью будут
применяться правила, установленные Венским конгрессом 1814-1815 гг. для
судоходства по международным рекам, без уплаты за осуществление плавания и
без пошлины с перевозимых судами товаров: «не будет взымаемо никакой платы
собственно за само судоходство по реке и никакой пошлины с товаров,
составляющих груз судов» (ст. 15). В упомянутых правилах шла речь о
судоходстве по рекам, которые протекают по территории разных государств или
служат им границей – «Судоходство по всему течению таких рек, начиная с тех
пунктов, где они становятся судоходными, до самых устий, будет совершенно
свободно для торговли и не может быть никому воспрещено. Но всякий, однако
же, обязан соображаться с правилами, кои будут установлены для порядка в
сем судоходстве, оные будут повсюду единообразны и, сколь возможно,
благоприятны для торговли всех наций». При этом подчеркивалось, что
«собирание пошлин будет повсюду единообразно». Важно отметить, что
судоходство по Дунаю контролировалось преимущественно неприбрежными
государствами. Современный режим этой реки определяется Конвенцией о режиме
судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г. Согласно ст. 1 указанной
Конвенции «Навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан,
торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении
портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства..».
Прибрежные государства вправе ограничить или запретить проход военных судов
неприбрежных государств.
Парижский конгресс объявил нейтрализованным Черное море (ст. 10-14
Мирного трактата от 30 марта 1856 г.). Нейтрализация – это особый,
договорно установленный правовой режим определенных территорий,
пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там
запрещаются ведение военных действий и использование их в качестве базы для
ведения войны. Специальный раздел трактата говорил о режиме Черноморских
проливов и предусматривал возобновление Лондонской конвенции от 13 июля
1841 г., установившей международную регламентацию проливов и подтвердившей
«древнее правило» Оттоманской империи, согласно которому проливы
объявлялись в мирное время закрытыми для прохода военных кораблей всех
держав – «открытый для торгового мореплавания всех народов, вход в порты и
воды оного формально и навсегда запрещается военным судам как прибрежным,
так и все прочих Держав..». Нейтрализация была ликвидирована после франко-
прусской войны 1870 г. В настоящее время судоходство в Черноморских
проливах регулируется Конвенцией о режиме черноморских проливов от 20 июля
1936 г., согласно которой проливы открыты для свободного прохода торговых
судов без какой-либо дискриминации флагов, осуществляется санитарный
контроль, обязательная платная лоцманская проводка, уплата некоторых
сборов. Если Турция участвует в войне, то суда противника лишаются права на
проход, если не участвует, военные корабли любых воюющих государств права
на проход не имеют. Введен особый порядок прохода для военных кораблей.
Кроме того, была предусмотрена демилитаризация Аландских островов,
которая в настоящее время регулируется Соглашением СССР и Финляндией об
Аландских островах от 11 октября 1940 г. Демилитаризация означает особый,
договорно установленный правовой режим определенных территорий и районов,
пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым в них
запрещаются все виды и формы военной деятельности, такие, например, как
размещение вооруженных сил и вооружений, создание военных баз, установок и
сооружений, испытание, размещение и хранение оружия массового уничтожения и
его носителей, любого другого оружия, проведение военных маневров и учений,
а также любая иная деятельность военного характера.

Задание 3.
Историческое значение Гаагский конференций мира 1899 г. и 1907 г. в
деле гуманизации средств и методов ведения войны, а также нормативного
закрепления принципов мирного разрешения международных столкновений.

Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские
конференции мира. Первая конференция собралась в Гааге 18 мая 1899 г., в
ней приняли участие 26 государств. Она получила название «мирной»,
поскольку это был форум, который изначально мыслился инициатору его
проведения – России, как международная конференция по ограничению гонки
вооружений. И хотя никаких конкретных решений принято не было, все же
стороны согласились, что «ограничение военных издержек, тяготеющих над
миром, весьма желательно в интересах увеличения материального
благосостояния человечества и поднятия его нравственного уровня», поэтому,
по существу, эта конференция явилась первым опытом постановки вопроса о
разоружении на базе многосторонней дипломатии.
В первом пункте программы конференции (1899 г.), предложенной русским
правительством в январе 1899 г., предусматривалось «заключение
международного соглашения на подлежащей установлению срок, устанавливающего
неувеличение существующих размеров состава мирного времени сухопутных и
морских сил». На тот же срок предлагалось заморозить и существующий уровень
военных бюджетов. Против предложений России резко выступила Германия,
против также были США, Франция, Великобритания, поэтому, как было отмечено,
никаких соглашений в области разоружения выработано не было.
Участники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о
неупотреблении снарядов, имеющим единственным назначением распространять
удушающие или вредоносные газы (в настоящее время действует Протокол о
запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных
газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г.), и Декларацию о
неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль, которая
является и ныне действующей. Кроме того, были приняты Декларации о
запрещении сроком на пять лет «метания снарядов и взрывчатых веществ с
воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов». Таким
образом, был придан мощный импульс и определены основные направления
развития так называемого гаагского права, которое наряду с женевским правом
составляет основу современного международного права, применяемого в период
вооруженных конфликтов (всего сегодня это около 20 специальных соглашений).
К важнейшим документам, действующим в этой сфере сегодня можно также
отнести Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов
обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения
или имеющими неизбирательное действие от 10 апреля 1980 г.
Таким образом, было бы неверно считать, что конференция 1899 г.
оказалась бесплодной в политико-правовом плане. Ее историческое значение
состоит в том, что она приняла ряд документов, ознаменовавших новый важный
этап в деле кодификации и прогрессивного развития права вооруженных
конфликтов.
Опыт конференции 1899 г. был учтен при проведении следующей, Второй
конференции мира 1906-1907 годов, созванной по инициативе России и США. На
этот раз участники сосредоточили свое внимание лишь на юридических вопросах
права войны. На этой конференции был сделан важный шаг по пути кодификации
и прогрессивного развития права вооруженных конфликтов, в связи с принятием
свыше десятка международно-правовых актов, регламентирующих действия
государства в условиях войны.
На второй Гаагской конференции мира (1906-1907 гг.) были приняты 10
новых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г. Принятые документы
охватывали следующий круг вопросов: 1) мирное разрешение международных
споров; 2) ограничение в применении силы при взыскании по договорным
долговым обязательствам; 3) порядок открытия военных действий; 4) законы и
обычаи сухопутной войны; 5) законы и обычаи морской войны; 6) запрещение
использовать яды, оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние
страдания; 7) правила нейтралитета в сухопутной и морской войне. Гаагские
конвенции являются действующими международно-правовыми актами (за
исключением 12 конвенции об учреждении международного призового суда),
признанными большинством государств мира.
Принятие 5 (18) октября 1907 г. Конвенции о мирном разрешении
международных столкновений фактически положило начало процессу нормативного
наполнения принципа мирного разрешения международных споров, являющегося
одним из основополагающих принципов современного международного права. В
соответствии с этой конвенцией в была учреждена Постоянная палата
третейского суда, компетентная для всех случаев третейского
разбирательства, если только сторонами не будет заключено соглашение об
установлении особого суда. Она послужила прототипом для последующих
международных судебных органов – Постоянной палаты международного
правосудия Лиги Наций и Международного суда ООН (Статут Международного Суда
от 26 июня 1945 г.).
Большое значение имела Конвенция об ограничении в применении силы при
взыскании по договорным долговым обязательствам. Суть конвенции следует из
ст. 1: «Договаривающиеся Державы согласились не прибегать к вооруженной
силе для истребования договорных долгов, взыскиваемых Правительством одной
страны с Правительства другой страны, как причитающихся ее подданным».
Правда, конвенция содержала довольно существенное ограничение,
заключавшееся в том, что отказ от вооруженных действий «не может иметь
применения, когда Государство-должник отвергает или оставляет без ответа
предложение о третейском разбирательстве или, в случае принятия такового,
делает невозможным установление третейской записи, или после третейского
разбирательства, уклоняется от исполнения поставленного решения».
В настоящее время в ст. 33 главы 6 «Мирное разрешение споров» Устава
ООН сказано, что «стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого
могла бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны
прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования,
посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения
к региональным органам или соглашениям или иным мирным средствам по своему
выбору..».
3 Гаагская конвенция о порядке открытия военных действий постановила,
что военные действия «не должны начинаться без предварительного и
недвусмысленного предупреждения». Однако последнее, по мнению ее
участников, могло быть и мотивированным, и носить характер ультиматума.
Посредством этой оговорки были существенно ограничены гуманные
постановления остальных конвенций. В конвенции были признаны важнейшие
принципы законов и обычаев сухопутной войны: разграничение комбатантов и
некомбатантов; право населения на вооруженное сопротивление; подробная
регламентация прав военнопленных; запрещение использовать яды, оружие,
снаряды и вещества, способные причинить излишние страдания; запрет
истреблять и захватывать неприятельскую собственность, если это
«настоятельно не вызывается военной необходимостью»; запрет убивать
сдавшихся и «объявлять, что никому не будет дано пощады»; требование к
командирам принимать все возможные меры к охране памятников старины и
культуры, а также медицинских учреждений; запрет отдавать на разграбление
города и местности, даже взятые приступом; была запрещена конфискация
частной собственности и грабежей, но допускалось взимание налогов, пошлин и
других денежных сборов «по возможности сообразно с существующими правилами»
и пр. События двух мировых войн показали, что действенность в том числе
этой конвенции не была достаточно значительной, хотя она, несомненно,
ограничивала в ряде случаев произвол сторон, что, конечно, не относится к
действиям гитлеровской Германии и ее союзников. В продолжение этой
конвенции были приняты, в частности, Конвенция об обращении с
военнопленными от 12 августа 1949 г. и Дополнительные протоколы 1 и 2 1977
г. (в части международно-правовой защиты военнопленных); Конвенция о защите
культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. и
Четвертая Женевская конвенция 1949 г. (в части международно-правовой защиты
гражданского населения и культурных ценностей).
Еще одна конвенция была посвящена правам и обязанностям нейтральных
держав в сухопутной войне. Воюющим сторонам запрещалось проводить через нее
свои войска, создавать и пользоваться сооружениями, предназначенными для
вооруженных действий. В свою очередь, нейтральные государства были обязаны
соблюдать равное отношение ко всем участникам конфликта. При этом отражение
нейтральной державой, даже силой, покушений на ее нейтралитет не
рассматривалось как враждебное действие.
В Гааге было принято 8 конвенций, посвященных войне на море. Они
регламентировали следующий круг вопросов: об обращении торговых судов в
военные; о начале военных действий и положении неприятельских торговых
судов; о постановке мин и бомбардировках; о применении к морской войне
начал Женевской конвенции; о больных и раненых; о праве захвата; об
учреждении Мировой призовой палаты (не действует в настоящее время); о
правах и обязанностях нейтральных держав в морской войне. Гаагские
конвенции были дополнены на Лондонской морской конференции 1908-1909 гг. и
вошли в принятую там Декларацию о праве морской войны, которая определила
юридические нормы морской блокады, военной контрабанды и порядок оказания
услуг воюющим со стороны нейтральных держав, а также более частные моменты
– о порядке перемены флага, определении принадлежности груза нейтральной
или неприятельской стороны, о конвоях и вознаграждении за убытки. Важно
отметить, что значительная часть этих постановлений оказалась
сформулирована столь удачно, что они сохранили силу на протяжении почти
всего текущего столетия. Несмотря на то, что Декларацию о праве морской
войны подписали многие государства, она так и не вступила в силу, поскольку
не получила достаточного для этого количества ратификаций.
Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., явились
результатом первой в истории международного права крупной кодификации
правил ведения войны и мирного разрешения международных споров. Многие из
этих правил до Гаагских конференций мира имели обычно-правовой характер.
Документы Гаагских конференций мира явились вехой в формировании
международного гуманитарного права.

Задача.
Если считать верным утверждение, что 19 век «дал человечеству
цивилизацию и культуру» (Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.,
БЕК, 1996, с. 50), то следует также признать бесспорным мнение о том, что
«элементом этой культуры и цивилизации является международное право» (там
же). Важнейший вклад в развитие этой правовой системы внесли, в частности,
Венский и Парижский мирный конгрессы, оформившие своими решениями окончание
наполеоновский войн и так называемом «Крымской кампании». Был дан импульс
развитию ряда отраслей международного права, включая регулирование
торгового судоходства по международным рекам и проливам, нейтрализацию и
демилитаризацию некоторых пространственных сфер, защиту прав человека,
создание международных союзов, деятельность в области внешних сношений.
Как конкретно решения вышеназванных форумов повлияли на развитие
некоторых специальных принципов и норм современного международного права.

Принцип уважения прав и основных свобод человека, а также специальный
принцип запрещения всех форм и видов дискриминации прямо связан с принятием
на Венском конгрессе 8 февраля 1815 г. Декларации держав о прекращении
торговли неграми. Декларация не указала точную дату прекращения торговли, и
констатировала, что «определение срока, к коему сия ненавистная торговля
должна быть прекращена повсюду, остается предметом переговоров между
дворами», однако она явилась одним из первых актов официально осудивших и
заложившим некоторые предпосылки фактической отмены рабства.
Становление принципа мирного урегулирования споров, а также принципа
запрещения применения силы или угрозы силой тесно связано с такими
международно-правовыми актами, как Гаагские: Конвенция о международном
регулировании споров и Конвенция об ограничении применения силы при
взыскании по долговым обязательствам. Принятие 5 (18) октября 1907 г.
Конвенции о мирном разрешении международных столкновений фактически
положило начало процессу нормативного наполнения принципа мирного
разрешения международных споров, являющегося одним из основополагающих
принципов современного международного права. В качестве универсальной нормы
этот принцип существует лишь с 1945 г., с включения в Устав ООН, но как
многосторонняя норма он применялся уже после указанной Гаагской конвенции.
Кроме того, в становлении этих принципов определенное значение сыграла
Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным
долговым обязательствам, которая установила, что: «Договаривающиеся Державы
согласились не прибегать к вооруженной силе для истребования договорных
долгов, взыскиваемых Правительством одной страны с Правительства другой
страны, как причитающихся ее подданным». Однако, довольно существенное
ограничение, включенное в Конвенцию, заключавшееся в том, что отказ от
вооруженных действий «не может иметь применения, когда Государство-должник
отвергает или оставляет без ответа предложение о третейском разбирательстве
или, в случае принятия такового, делает невозможным установление третейской
записи, или после третейского разбирательства, уклоняется от исполнения
поставленного решения», не способствовало укреплению рассматриваемых
принципов.
Первым опытом постановки вопроса о разоружении, и следовательно,
формирования принципа всеобщего и полного разоружения, явилась Первая
Гаагская Конференция, которая изначально мыслилась инициатору ее проведения
– России, как международная конференция по ограничению гонки вооружений. И
хотя никаких конкретных решений принято не было, все же стороны
согласились, что «ограничения военных издержек, тяготеющих над миром,
весьма желательно в интересах увеличения материального благосостояния
человечества и поднятия его нравственного уровня», что, вероятно, закрепило
основы указанного принципа. Кроме того, ряд подписанных Деклараций
(например, Декларация о неупотреблении снарядов, имеющим единственным
назначением распространять удушающие или вредоносные газы, Декларация о
неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль), заложили
основы норм, призванных регулировать вооружение и сократить и остановить
гонку вооружений.
Парижский конгресс ввел в международное право понятия институтов
нейтрализации и демилитаризации. Конгресс объявил нейтрализованным Черное
море, и несмотря на то, что нейтрализация в дальнейшем была ликвидирована,
институт нейтрализации принадлежит к праву территорий и других пространств
и установлен в качестве правового режима для ряда территорий. То же
касается и института демилитаризации, за исключением того, что Аландские
острова демилитаризованы и в настоящее время.
Венский и Парижский Конгрессы и Гаагские Конференции рассмотрели ряд
вопросов морского права, в основном касавшихся обеспечения свободы действий
военных флотов (отмена каперства, свобода военного мореплавания на Черном
море, на Дунае и др.) и постановили ряд норм, касающихся частичной
регламентации деятельности военных флотов во время морской войны (права и
обязанности нейтральных держав во время морской войны, ограничение права
захвата на море, ограничение использования минного оружия и пр.)
Парижский конгресс и Гаагские конференции мира внесли существенный
вклад в международное право в период вооруженных конфликтов, преобразовав
ряд международных обычаев ведения войны в договорные нормы и
непосредственным образом повлияв на формирование таких специальных
принципов данной отрасли права, как принцип ограничения воюющих в выборе
средств и методов ведения войны; принцип запрещения использовать оружие,
которое увеличивает страдания людей, делает их смерть неизбежной или имеет
неизбирательное действие; принцип защиты жертв войны и пр. К числу
соглашений, оказавших влияние на формирование этих принципов, относятся,
Декларация о морской войне 1856 г., Декларация о неупотреблении легко
разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1899 г., Гаагская конвенция о
постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин,
Гаагская конвенция об открытии военных действий, о законах и обычаях
сухопутной войны и пр.



Список литературы
<

Новинки рефератов ::

Реферат: Вспомогательные программы (утилиты) (Программирование)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Педагогическая система обучения иностранных языков А. А. Деркача (Педагогика)


Реферат: Страховой рынок Великобритании (Страхование)


Реферат: Иван Александрович Стебут (Исторические личности)


Реферат: Товароведение и экспертиза серебристо-черной лисицы (Сельское хозяйство)


Реферат: Определение понятия "общественное мнение" (трактовка автора) (Социология)


Реферат: Удобрение картофеля. Известкование и система удобрения в специализированном севообороте хозяйства Нечерноземной зоны Владимирской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Влияние биодобавок на продуктивность японского перепела (Биология)


Реферат: Из истории психологических тестов (Психология)


Реферат: Модель "шляхетской демократии" в Польше (XVI-XVIII вв.) (История)


Реферат: Билеты по инновационному менеджменту за осенний семестр 2000 года (Менеджмент)


Реферат: Психолого-педагогическая характеристика учащегося 9 класса (Психология)


Реферат: Организация финансов на коммерческих предприятиях. Экономико-статистический анализ производительности труда в хозяйствах центральной зоны Кировской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Методика изучения и использования во внеклассной работе истории населённых пунктов Белгородской области (На примере посёлка Прохоровка) (Педагогика)


Реферат: Культура России IX-XVI века (История)


Реферат: Государство и политические партии (Право)


Реферат: Обязательство (Гражданское право и процесс)


Реферат: Формы и порядок проведения таможенного контроля (Таможенная система)


Реферат: Германия (География)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист