GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв (Искусство и культура)


Архитектура Киева 10-11 вв.

КИЕВ… ГОРОД ВЕЧНОЙ ЮНОСТИ… Город, славная история которого насчитывает
полторы тысячи лет. «…вся честь и слава и величество и глава всем землям
русским – Киев» - так с гордостью начертал неизвестный летописец.
Знаменитая София Киевская…Где-то за порогом шумит двадцатый век, а
здесь…Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена
она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой
половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит
величественный ансамбль каменных зданий. В «Повести временных лет» под 1037
годом об этом сказано так: « Заложи Ярослав город великий Киев, у него же
града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и
посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье;
посемь святого Георгия монастырь и святыя Орины». Созданная в далеком
одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает
восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский
писатель Илларион сказал о ней: « Церкви дивна и славна всем округниим
странам…» Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и
Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные
жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической,
общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные
церемонии «посажения » на великокняжеский престол, встречи иностранных
послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая
на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала
мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг. Последние
перестройки XVII- XVIII веков в корне изменили здание и придали этому
памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под
поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века.
Основные размеры внутри здания (37* 55 метров и высота 29 метров) остались
прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения
были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало
внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два
ряда открытых галерей – двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные.
Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом.
На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные
башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи
представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась
великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава
Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских
князей). Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка
стен – ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского
кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе. Внутри собора в основном
сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это – стены основного
ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство
на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со
световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении
продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное
пространство. В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были
надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были
растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая
арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной
подкупольной части (аналогичная южной и северной ) и древние хоры над нею.
Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму
равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид. Особую
ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века –
260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и
около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой
штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески – это третья часть всей
живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином
декоративном ансамбле – характерная черта Софии Киевской. Золотые ворота в
Киеве – один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского
оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой
мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью
Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со
стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной
метров. Ширина проезда – 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные
пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8,43, 11,12 и
13,36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные
особенности «смешанной», или «полосатой» кладки (ряды камня и плинфы на
цемяночном растворе). Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий
облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров;
с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ – «малую башню»; проезд
ворот перекрывается с одной стороны герсой – подъемной деревянной
решеткой, окованной металлом, с другой – створками ворот, выполненными по
образцу древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале. Надвратная
церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного храма одноглавого
храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В
архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные
для древнерусских построек этого периода – меандровый фриз, поребрик и
другие. Над хорами находятся кувшины– голосники для улучшения акустики.
Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних
полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются
надписи-граффити. Кирилловская церковь была построена в середине
двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева – Дорогожичах. Отсюда
основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в
1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной
резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой
древнерусской поэмы « Слово о полку Игореве» киевский князь Святослав.
Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века.
Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части
сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над
входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные
формы четко читаются под этими достройками. Это было трехнефное
трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад –
восток. Его размеры 31* 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное
покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней
части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены
снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали
фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. «полосатой»
кладки на известняково-цемяночном растворе. Центральное подкупольное
пространство храма – высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в
западной части – контрастировало с остальными помещениями: полутемным
нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на
хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью
храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела
лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века,
украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров
росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода
Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная
графичность лиц. Также интересно сочетание крупных белых, розовых, голубых
и оливковых цветовых пятен в цветовой гамме росписей.

2. Архитектура Новгорода 11-12 вв.

ДРЕВНЕЙШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НОВГОРОДА с трудом читаются сквозь туман
легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому
более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям
казалось, что этим предшественником Новгорода была Старая Русса,
расположенная на южном берегу озера Ильмень, другим – Старая Ладога,
отстоящая от Новгорода на 190 километров к северу. В двух
километрах к югу от Новгорода, у истоков Волхова из озера Ильмень,
расположен так называемое Рюриково городище. С начала двенадцатого века оно
хорошо известно в древнейших новгородских летописях под названием Городище
как резиденция новгородских князей, вытесненных из города в процессе
сложения в Новгороде вечевой республики. Но археологические раскопки
вскрыли слои, относящиеся к более древнему периоду – к концу девятого –
началу десятого веков. Есть основания предполагать, что именно по
отношению к этому поселению передвинувшийся к северу город получил название
«Новый город». Подобные «передвижения» на более удобную территорию были
характерны для ряда древнерусских городов и вызывались бурным ростом их
в процессе феодализации. При раскопках на территории Новгорода до сих пор
не удалось обнаружить слов старше десятого века. Первая крупная постройка –
дубовая церковь Софии «о тринадцати верхах», ставшая своего рода прототипом
Софии Киевской и впоследствии сгоревшая - была выстроена в 989(!!!) году
присланным из Киева первым новгородским епископом Иоакимом. Как и другие
города древней Руси, Новгород даже в эпоху расцвета был по преимуществу
деревянным: огромные лесные массивы этого края, делавшие дешевым материал,
удобная доставка его по многочисленным водным артериям способствовали
этому. О многочисленных деревянных постройках – крепостных стенах, мостах,
церквах и хоромах знати – уже в древнейший период неоднократно повествуют
летописи. Таким образом, архитектурный ансамбль древнего Новгорода
складывался в основном из деревянных построек. С 1044 года по приказанию
князя Ярослава (Мудрого) началось строительство стен кремля, который в
древнем Новгороде обычно называли детинцем. Год спустя, в 1045 году, в
новом детинце был заложен грандиозный каменный храм Софии. Следует
упомянуть, что князь Ярослав в 1014 году отказался платить дань Киеву, чем
фактически провозгласил начало независимости Новгорода, а значит, свой,
независимый путь в развитии архитектуры. Храм строился пять лет – с 1045-
го по 1050-ый гг. Новгородская София – один из наиболее выдающихся
памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка
свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие
великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла
киевскую не только по названию. Подобно киевскому собору, новгородская
София представляет собой огромный расчлененный вереницами столбов на пять
продольных нефов храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи.
Внешний облик храма характеризуется исключительной монолитностью и
конструктивностью. Мощные выступы лопаток делят фасады здания в полном
соответствии с внутренними членениями. Лопатки как бы укрепляют здание по
основным осям. Подобно киевским памятникам одиннадцатого века, стены
новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Кладка стен, в
отличие от киевских построек тех времен, в основном состояла из огромных,
грубо отесанных, не имеющих квадровой формы камней. Розоватый от примеси
мелкотолченого кирпича известковый раствор подрезан по контурам камней и
подчеркивает их неправильную форму. Кирпич применен в незначительном
количестве, поэтому не создается впечатления «полосатой» кладки из
регулярно чередующихся рядов плоского кирпича (плинфы) и камня, что было
характерно для киевского зодчества XI века. Кладка эта, не скрытая под
штукатуркой, придавала фасадам здания подчеркнутую мощность и
своеобразную суровую красоту. Новгородская София, подобно киевскому
прототипу, была парадным сооружением, резко выделявшимся среди окружавших
ее деревянных жилищ горожан. Подчеркнутая монументальность княжеских
парадных построек характерна для искусства феодального общества. В этом
отношении чрезвычайно выразительна также организация внутреннего
пространства храма, резко расчлененного на две части – нижнюю полутемную,
как бы подавленную низкими сводами хор, доступную для всех горожан, и
верхнюю – залитые светом роскошные полати (хоры), предназначенные только
для князя, его семьи и ближайшего круга придворных, входивших на полати
через лестничную башню. Несмотря на близость к киевскому собору,
новгородская София существенно отличается от него не только в
конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла:
она проще, лаконичнее и строже. Проще решена вся композиция масс здания.
Сложное завершение киевского собора тринадцатью главами заменено более
строгим пятиглавием. Архитектурные формы новгородской Софии монолитнее и
несколько статичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии киевской, с
пирамидальным нарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции.
Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии
намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» Софии
киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности,
разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор.
Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок делает интерьер
новгородской Софии более суровым. В начале XII века Новгород становится
вечевой республикой. Боярство завладевает государственным аппаратом,
оттесняя князя на роль наемного военачальника города. Князья переселяются в
Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев монастырь, а чуть
позже – Спасо-Нередицкий. В течение двенадцатого века князья делают ряд
попыток противопоставить потерянной для них Софии новые сооружения. Еще в
1103 году князь Мстислав заложил на Городище церковь Благовещения; часть
стен была обнаружена в 1966-1969 гг. раскопками. Судя по остаткам, этот
древнейший после Софии храм представлял собой большую парадную постройку. В
1113 г. выстроен пятиглавый храм Николы на Ярославовом дворище, который был
княжеским дворцовым храмом. По типу и художественным особенностям Николо-
Дворищенский собор является большим городским соборным храмом, что, по-
видимому, вызвано нарочитым противопоставлением нового княжеского храма
храму Софии. Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году
князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в
новгородском зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь
стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии,
то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя
русского зодчего, выстроившего собор – «мастер Петр». Георгиевский собор,
как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. К
его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с
расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся
русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности,
доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность
конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного
целого. В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся два
последних княжеских храма – церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь
Успения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до
изгнания его из Новгорода). В основе обоих построек – упрощенный план
Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой
щели в толще западной стены. После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие
себя в городе князья не выстроили ни одного здания. Нередко сбегавшие с
«новгородского стола», а еще чаще изгоняемые вечевым решением, они не
решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств. Только в
обстановке вот таких новых политических условий может быть понят последний
памятник княжеского строительства в Новгороде - церковь Спаса Нередицы,
заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем подле новой
княжеской резиденции на Городище. Это кубического типа постройка, почти
квадратная в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный
купол. Узкий щелевидный вход на хор в западной стене. Отнюдь не блещет
красотой пропорций – стены ее непомерно толсты, кладка грубовата, хотя еще
повторяет старую систему «полосатой» кладки. Кривизна линий, неровность
плоскостей, скошенность углов придают этой постройке особую пластичность,
отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-
суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшей владимиро-
суздальские традиции. Во второй половине двенадцатого века в Новгороде
складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных
сооружений появляются здания небольшие и простые, но строящиеся в большом
количестве. Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати
- хоры – заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах,
соединенными между собой небольшим деревянным помостом. Снаружи масса храма
также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются
узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность,
столь характерная для более раннего зодчества с конца двенадцатого века
исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее. Первая дошедшая до нас
постройка нового типа – церковь Благовещения у деревни Арканжи под
Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратный четырехстолпный
однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне.
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг.,
полностью совпадая с вышеохарактеризованным типом, имеет одну
примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов
камня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с
рядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта. Эта
особенность характерна для полоцкого зодчества двенадцатого века и
объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции. Не стоит
забывать и церковь Кирилла в Кирилловском монастыре, полностью разрушенную
в годы Второй мировой войны, выстроенную братьями Константином и Дмитром в
1196 году. Летопись сохранила имя зодчего – мастера Корова Яковлевича с
Лубяной улицы. Само здание представляет собой ближайшую аналогию церкви
Спаса Нередицы. В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207
году появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде
примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри.
Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания
примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба,
были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для
Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения,
соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность
интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника
смоленского зодчества этого периода – церкви Михаила Архангела (1194г.).
Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска. В XIII веке
появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на
растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся кирпич
в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для
Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно
неровный вид и скульптурную пластичность. Такова церковь Спаса на Ковалеве
(1345г.) Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будет
пощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной
апсидой и тремя притворами. Церковь Успения на Волотовом поле (1352г.).
Одноглавый кубический четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы
придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы. Последний прием, впервые
примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал
характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV- XV веков.

3.Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.
Одной из самых ярких русских архитектурных школ XII — первой половины XIII
века была владимиро-суздальская школа. От начала и до конца своего развития
она связана с высокой идеей объединения русских земель, выдвинутой
владимирскими князьями и поддержанной мощными общественными силами -
горожанами, заинтересованными в преодолении феодальной раздробленности,
новым социальным слоем — дворянством и церковью.
Начало монументального строительства на северо-востоке связано с созданием
при Владимире Мономахе на рубеже XI—XII веков собора в Суздале, известного
лишь по данным раскопок. Это было шестистолпное кирпичное здание,
возведенное, очевидно, русскими мастерами из Южной Руси. Однако в
дальнейшем киевская традиция не получила здесь развития. К середине XII
века, времени Юрия Долгорукого, относятся одноглавые четырехстолпные,
сложенные из тесаного белого камня храмы в Переславле-Залесском, Юрьеве-
Польском, в княжеской резиденции Кидекша под Суздалем и на княжеском дворе
во Владимире. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152)
сохранился полностью, а церковь в Кидекше в большей своей части. Здания той
поры почти лишены декоративных элементов; только поясок аркатуры с
поребриком проходит по фасадам и верхней части апсид, подчеркивая суровую
мощь гладких белых стен. Тяжелая глава усиливает впечатление непреоборимой
физической силы. Храмы имели хоры и были связаны переходом с дворцом
феодала. Эти первые постройки на Суздальщине сооружены галицкими зодчими.
При Андрее Боголюбском архитектура переживает стремительный расцвет.
Столица переносится во Владимир. Город, красиво расположенный на высоком
берегу Клязьмы, в 50- 60-х годах XII века быстро обстраивают новыми
зданиями, окружают могучими валами с деревянными стенами и белокаменными
воротными башнями. Из них сохранились Золотые ворота (1164) с огромной
торжественной аркой проезда, над которой возвышалась надвратная церковь.
Ворота были одновременно сильнейшим узлом обороны и триумфальной аркой.
Интенсивное строительство свидетельствует о сложении во Владимире опытных
многочисленных кадров строителей. Они восприняли традиции галицкой
архитектуры, быстро переработали их и далее развивали совершенно
самостоятельно. Вместе с тем в памятниках владимирской архитектуры этой
поры чувствуется и прямое участие романских зодчих. Есть сведения, что
Андрей Боголюбский обращался за мастерами к императору Фридриху Барбароссе.
Однако участие романских зодчих не превращает владимиро-суздальскую
архитектуру в вариант романского стиля. Романские черты проявились в
основном в деталях и резном декоре, в то время как общерусские формы,
восходящие к киевским традициям, ощутимы в планах, композициях объемов, в
конструкции. Тяготеющие к разным источникам особенности настолько органично
слиты, что создают совершенно самобытное зодчество, ярко характеризующее
культуру одного из сильнейших русских княжеств этой эпохи.
Крупнейшая постройка времени Андрея Боголюбского - Успенский собор во
Владимире (1158—1161). Поставленный в центре города на высоком берегу реки,
он стал основным звеном великолепного ансамбля. Хотя после пожара 1185 года
собор был обстроен с трех сторон, получил новую алтарную часть и
дополнительные четыре угловые главы, первоначальный облик его ясен.
Стройные пропорции и высота шестистолпного храма подчеркнуты изысканным
декором: аркатурно-колончатый пояс охватывает стены, лопатки осложнены
тонкими полуколоннами с пышными лиственными капителями. Колонки широких
перспективных порталов имели резные капители, а некоторые архитектурные
детали— оковку золоченой медью; шлем двенадцатиоконного барабана главы
сверкал золотом. Столь же эффектен был и интерьер, хорошо освещенный и
богато украшенный драгоценной утварью. Величавый и торжественный Успенский
собор образно утверждал идею главенства владимиро-суздальской земли,
превращая ее столицу в церковный и политический центр Руси.
Лучшее создание владимирских мастеров церковь Покрова на Нерли (1165, ил.
20, 21) — один из величайших шедевров древнерусской и мировой архитектуры.
Она выполнена в великолепной белокаменной технике. Сложно профилированные
пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции
изящного храма, придают ему пластичный, почти скульптурный характер.
Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные
кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-
колончатого пояса стены украшены рельефами, сочная резьба декорирует
перспективные порталы. В целом образ храма очень поэтичен, весь пронизан
ощущением легкости и светлой гармонии. Не случайно говорят о музыкальных
ассоциациях, которые рождает церковь Покрова на Нерли. Однако
первоначальная композиция храма была более сложной. Раскопки у его стен
показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они
должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный
монумент, отмечавший для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в
княжескую резиденцию— соседний Боголюбовский замок. Место, назначенное
князем для строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось
водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие
поставили на нем как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного
камня, точно отвечавший плану церкви. Одновременно с кладкой подсыпали
землю, создавая тем самым искусственный холм, который потом был облицован
каменными плитами. На нем и высилась церковь. Казалось, что сама земля
поднимает ее к небу. С трех сторон храм окружала аркада галереи, в угловой
части которой устроили лестницу на хоры. От галереи сохранился только
фундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишь
предположительно.
Княжеский замок — Боголюбов-город был построен в 1153—1165 годах на высоком
берегу Клязьмы близ устья Нерли. Его опоясывали земляные валы с
белокаменными стенами. Сохранилась лишь одна лестничная башня с переходом
на хоры собора. Основания стен последнего, как и остатки других частей
ансамбля, раскрыты раскопками.
Дворцовый ансамбль располагался на площади, вымощенной белокаменными
плитами. Его центром был собор, связанный переходом с лестничной башней, от
которой далее также белокаменный переход вел во второй этаж дворца. К югу
от собора через вторую башню шли переходы, выводившие на крепостную стену.
Под переходами были арочные проходы и проезд. Все эти части объединялись
аркатурно-колончатым поясом в единое живописное и торжественное целое.
Фасады украшали барельефы, фресковая роспись, некоторые детали были обиты
золоченой медью. Высокий и стройный дворцовый собор имел необычные для
древнерусской архитектуры круглые столбы-колонны, расписанные под белый
мрамор и завершенные огромными лиственными капителями. Пол хоров устилали
майоликовые плитки, а в самом храме — медные плиты, запаянные оловом и
блестевшие, как золото. По свидетельству летописи, в храме было много
драгоценной утвари. Перед собором на площади стоял уникальный в русском
зодчестве восьмиколонный киворий (сень) с золоченым шатром над белокаменной
водосвятной чашей.
Строительство времени Всеволода III знаменует дальнейший блестящий подъем
владимиро-суздальского зодчества. В архитектуре возникают два течения:
епископское, отрицательно относящееся к развитию скульптурного убранства
храмов, приверженное к строгости их облика, и княжеское, широко
использующее пластику.
Крупнейшим памятником первого течения стал владимирский Успенский собор
после его обстройки в 1185—1189 годах. Фасады почти лишены скульптур; лишь
единичные резные камни были перенесены на них со стен старого собора.
Здание фактически стало новым, более грандиозным сооружением; его объем
приобрел ступенчатое построение, так как окружавшие старую постройку
галереи были несколько понижены. На углах поставлены четыре новые главы,
образовавшие торжественное пятиглавие. В архитектурном образе нового собора
еще ярче выявилась идея силы и царственного величия, пронизывающая все
искусство времени могучего «самовластца» Всеволода.
Эта же идея — апофеоз власти и могущества владимирской земли с большей
силой выражена в Дмитриевском соборе во Владимире (1194—1197).
Первоначально, подобно собору в Боголюбове, храм входил в дворцовый
ансамбль, имел выступающие у западных углов лестничные башни и был связан
переходами с дворцовыми зданиями. Собор принадлежал к обычному типу
одноглавых четырехстолпных храмов, но зодчие наполнили эту традиционную
схему новым содержанием. Торжественная парадность и представительность
храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно усилены
богатейшим резным убором. Дмитриевский собор наиболее ярко характеризует
второе течение владимирского зодчества, резко отличное от епископского
строительства любовью к пышному резному убранству зданий В первой половине
XIII века Владимирское княжество дробится на ряд удельных княжении. В
зодчестве определяются две основные линии: ростово-ярославская, где
строительство ведется как из камня, так и из кирпича-плинфы, и суздальско-
нижегородская, развивающая традиции белокаменного строительства и
декоративной скульптуры. Ко второй группе принадлежат соборы Рождества
Богородицы в Суздале (1222-1225) и Георгия в Юрьеве-Польском (1230—1234).
Собор Рождества Богородицы сохранился не целиком. Верхняя часть его после
разрушения полностью построена заново из кирпича в XVI веке. Этот
большой шестистолпный храм с тремя притворами завершался первоначально
тремя главами. Его создатели свободно интерпретировали конструктивную
логику в убранстве фасадов: они пересекали лентой плетенки и резными
камнями лопатки, покрывали резьбой и разрывали бусинами колонки порталов.
На фоне кладки из туфа особенно четко выделяются белокаменные лопатки и
тяги, резной белокаменный пояс и рельефы. Роскошные, «писанные золотом»
медные двери собора отражают любовь к узорочью. Более орнаментальной
становится и внутренняя фресковая живопись. Храм теряет церемонную парадную
представительность, его облик живописен и жизнерадостен.
Эти близкие народной культуре тенденции достигают полного развития в
Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. После перестройки XV века его
внешний облик искажен, а декоративная система нарушена. Первоначально собор
был значительно выше и стройнее. Без существенных изменений сохранилась
лишь нижняя половина здания. Это четырехстолпный храм с тремя открытыми
внутрь притворами. Его светлый интерьер, не имеющий хоров, свободен и
воздушен. Снаружи здание было покрыто резьбой сверху донизу, от цоколя до
закомар. Ковровый растительный орнамент, мастерски нанесенный на
поверхность стены, изысканным кружевом покрывает нижнюю часть здания,
оплетает пилястры и порталы. Аркатурно-колончатый пояс трактуется как
широкая орнаментальная лента. Закомары собора, так же как и архивольты
(арочные завершения) порталов, приобретают килевидное очертание. На фоне
плоского коврового узора выделяются исполненные в высоком рельефе
изображения животных и чудищ, приобретающих фольклорную окраску. В
закомарах размещались крупные горельефные композиции на христианские темы.
Религиозно-политическая и народно-сказочная тематика сплетается в
неповторимом резном уборе собора, своеобразном гимне владимирской земле.

4. Архитектура Преднепровской школы. Чернигов 11-12 вв.
Памятники киево-черниговской архитектуры XII века отличаются от более
древних композицией и строительной техникой. Кладку стен ведут теперь
исключительно из кирпича-плинфы, но не прежней, почти квадратной, а более
вытянутой формы. Новая техника позволила отказаться от кладки со скрытым
рядом и перейти к более простой в исполнении равнослойной кладке, где торцы
всех рядов кирпичей выходили на лицевую поверхность стен. Это снижало
декоративность поверхностей стен. Чтобы не обеднить фасады, зодчие начали
вводить дополнительные, легко выполнимые из кирпича элементы декора -
аркатурные пояски, многоуступчатые порталы, объединенные в одну композицию
окна и т. д. Важным элементом фасадов стали массивные полуколонны,
прислоненные к лопаткам и делающие стену более пластичной. При этом
полуколоннами усложняли только промежуточные лопатки, угловые же оставляли
плоскими. Как и в XI веке, каждое членение фасада завершалось полукруглой
закомарой. Поскольку принцип соответствия декора стены строительному
материалу сохранялся, стены, как было и прежде, часто не покрывали
штукатуркой.
Несколько памятников начала XII века сохранилось в Чернигове. Таков
шестистолпный собор Бориса и Глеба, недавно восстановленный в
первоначальных формах, но без примыкавших галерей, прежний облик которых
точно не установлен. Вероятно, к их убранству относились найденные здесь
при раскопках белокаменные капители, покрытые великолепной резьбой. Собор
Елецкого монастыря, также шестистолпный, в юго-западном углу имел
встроенную маленькую часовню. Черниговские мастера создали и пример
бесстолпного решения, применявшегося для наименьших по размеру церквей, -
Ильинскую церковь. Поддерживающие барабан купола подпружные арки опираются
здесь не на столбы, а на пилоны в углах помещения. Это единственная
бесстолпная церковь XII века, сохранившая своды и главу. Фасады некоторых
черниговских построек были частично оштукатурены и расчерчены на квадры,
имитирующие кладку из белокаменных блоков. В этом, видимо, сказался интерес
к белокаменному зодчеству.
Политически связанное с Черниговом Рязанское княжество следовало
архитектурным вкусам своей митрополии. Столица княжества была огромным,
красиво расположенным на высоком берегу Оки городом, защищенным гигантскими
земляными валами (ныне городище Старая Рязань). Здесь раскопками открыты
развалины трех каменных храмов, из них два относятся к первой половине XII
века. Это шестистолпные соборы; один из них имел три притвора. Как и в
Чернигове, в рязанских постройках при кирпичной кладке применялись резные
белокаменные детали. Очевидно, что их и возводили черниговские мастера.
Рязань, жившая в очень трудных военно-политических условиях, видимо, не
имела своих строителей.
Чрезвычайно яркая архитектурная школа существовала на рубеже XII и XIII
веков в киево-черниговских землях. В это время здесь было возведено
несколько храмов, выдающихся как по своим художественным качествам, так и
по смелости конструктивного решения. Одним из таких шедевров является
церковь Пятницы в Чернигове. Несмотря на традиционную схему плана,
четырехстолпный храм с тремя апсидами совершенно необычен по облику.
Сложные пучковые пилястры влекут глаз к завершению здания, поражающему
своеобразием конструктивного и художественного замысла. Зодчий-новатор
полностью изменил систему сводов: не только перекрыл углы сводами в
четверть окружности, но и сильно поднял несущие барабан подпружные арки.
Таким образом, здесь впервые в русском зодчестве была применена ступенчато
повышающаяся к центру систем арок. Динамическое нарастание верха,
устремленность здания вверх получили закономерную конструктивную
основу. Фасады завершались трехлопастной кривой, отвечающей конструкции
сводов, а ступенчатые подпружные арки образовывали основу второго яруса
комар. Подножие стройного барабана окружали декоративные закомары-
кокошники Стремительное движение ввысь еще больше подчеркивалось
заостренным очертанием закомар. Фасады храма очень нарядны: мастер любовно
украсил их простым, но изящным решетчатым кирпичным поясом и лентами
меандра.
К той же группе принадлежит церковь Василия в Овруче (90-е годы XII века)
не вполне верно восстановленная в начале XX века. Явная близость
этого памятника церкви Пятницы в Чернигове заставляет полагать, что
первоначально своды его также был ступенчатыми, а композиция объема в целом
не статичной, а динамичной. Фасады украшены декоративными вставками в виде
больших валунов, а к углам западного фасада примыкали две круглые
лестничные башни. Купол был некогда покрыт золоченой медью. Церковь Василия
- дворцовый храм князя Рюрика Ростиславича, имевшего, по словам летописца,
«любовь несытну о зданиях». Почти несомненно, что ее автором был любимый
мастер князя Петр Милонег, о творчестве которого есть восторженное
упоминание в летописи, сравнивающей Милонега с библейским зодчим
Веселиилом. Очень вероятно, что тот же Милонег строил и черниговскую
церковь Пятницы и вскрытую раскопками церковь Апостолов в Белгороде,
отличавшуюся особой роскошью внутреннего убранства.

5. Архитектура Московского Кремля.
В Центре столицы, на живописном холме над Москвой-рекой, высится
создававшийся талантом и трудом многих поколений неповторимый ансамбль
Кремля. Первое упоминание о Москве мы находим в документах 1147 г., однако
раскопки в Кремле показывают, что здесь уже были поселения во второй
половине первого тысячелетия до нашей эры. При князе Иване Калите в 1339-
1340 гг. из мощных дубовых стволов были сооружены новые стены. А уже при
Дмитрии Донском, когда москвичи готовились к решительной борьбе с татарами,
стены и башни Кремля были выложены из белого подмосковного камня.
“Царствующим градом” называли Москву при Иване III, когда она во второй
половине XV века стала столицей объединенного Русского государства. К этому
времени относится самое большое строительство Кремля. Три угловые башни -
круглые. Первая из них - Водовзводная, возле Б. Каменного моста. Она
названа так потому, что в ней был устроен первый в Москве водопровод для
орошения кремлевских садов. В верхних этажах башни помещались огромные баки
для хранения воды. Башня была построена в конце 1480-х годов. Одновременно
с ней была возведена вторая угловая башня - Беклемишевская, или
Москворецкая,- возле Москворецкого моста. По преданиям, она получила свое
название по имени бояр Беклемишевых, двор которых находился поблизости.
Третья угловая башня - Собакина, или Угловая Арсенальная, возле
Кремлевского проезда, вплотную примыкает к Арсеналу, сооружена в 1492 г.
Четыре башни - четырехугольные, проездные. Главная башня, через которую был
парадный въезд в Кремль,- Фроловская, а с XVII века Спасская, построена в
1491 г. под руководством Петра Антонио Солярно. Башня имеет десять этажей,
три из которых заняты механизмом часов. Первые часы были установлены в XVI
веке, нынешние - в 1851 г. Одна из самых высоких и красивых, эта башня
поражает тонкостью и изяществом своих белокаменных резных украшений и
является подлинным шедевром древнерусского зодчества. Одновременно со
Спасской была возведена Никольская башня, возле здания Исторического музея,
украшенная, словно кружевом, белокаменной резьбой. Следующая проездная
башня - Троицкая, возвышающаяся над Александровским садом. Она соединена с
ажурной башней Кутафьей каменным мостом. Когда-то здесь протекала река
Неглинная. Сейчас она заключена в трубу под Александровским садом. Троицкая
башня построена в 1495 г. Возле Оружейной палаты возвышается Боровицкая
башня. Ее название напоминает о тех временах, когда Кремлевский холм был
покрыт бором. Башня была возведена в 1490 г. Московский Кремль с точки
зрения военно-инженерного искусства представлял собой выдающееся
оборонительное сооружение XV века. Каждая башня - самостоятельная крепость.
Стены, поднимающиеся на холмы и сбегающие с них, имеют высоту от 5 до 19
метров и толщину от 3 до б метров. В центре Кремля - древняя Соборная
площадь и расположенные вокруг нее памятники русского зодчества, которые
представляют собой один из наиболее выдающихся архитектурных ансамблей
мира. Увенчанный пятью золотыми главами Успенский собор построен русскими
мастерами под руководством Аристотеля Фиораванти в 1475-1479 гг. Он был
местом торжественных церемоний, здесь венчали на царство русских царей,
хоронили митрополитов и патриархов. Иконостас собора является редким
собранием древнерусской иконописи. Незабываемое впечатление производят
хранящиеся в соборе деревянный резной трон Ивана Грозного, выполненный
русскими мастерами в 1551 г., и великолепный бронзовый шатер мастера
Дмитрия Сверчкова, отлитый в 1625 г. Псковские мастера возвели в 1484-1489
гг. в качестве домашней церкви царской семьи живописную архитектурную
группу Благовещенского собора. Здесь собраны редчайшие иконы работы
выдающихся мастеров XV века-Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с
Городца. Большую художественную ценность представляет роспись стен кисти
Феодосия (начало XVI века). Псковскими мастерами в 1484-1485 гг. построена
также возле западного крыльца Успенского собора церковь Разположения. Рядом
с Благовещенским возвышается строгий и торжественный Архангельский собор,
построенный в 1505- 1508 гг. Алевизом Новым. Четыре массивных столба,
поддерживающих своды собора, расписаны портретами князей Северо-Восточной
Руси, чьи владения вошли в состав централизованного Русского государства.
До Петра 1 Архангельский собор служил усыпальницей русских великих князей и
царей. Здесь находятся гробницы собирателя русских земель Ивана Калиты,
великого русского полководца, героя Куликовской битвы Дмитрия Донского,
князя Ивана III, царя Ивана Грозного и его сыновей. На Соборную площадь
выходит построенная при Иване III в 1491 г. архитекторами Марко Руффо и
Петром Антонио Солярно Грановитая палата - древнейшее гражданское здание
Москвы. Она названа так потому, что ее восточный фасад облицован белым
граненым камнем. В Грановитой палате проходили приемы иностранных послов и
праздничные торжества, заседания земских соборов, государственные совещания
и важнейшие дворцовые церемонии. Поражает великолепием своей внутренней
отделки, резьбой по камню, росписью, изразцами сказочный облик палат
Теремного дворца, построенного в 1635-1636 гг. русскими мастерами Баженом
Огурцовым, Трефилом Шарутиным, Антипом Константиновым и Ларионом Ушаковым.
Два нижних этажа были возведены еще в XVI веке.

6. Архитектура Древнего Пскова.
Зодчество Пскова до XIV века целиком относится к кругу новгородской
архитектуры. Лишь с отделением Пскова от Новгорода и становлением его
политической самостоятельности сложились предпосылки для формирования
собственно псковской архитектуры. Первые признаки этого можно отметить уже
в соборе Снетогорского монастыря (1310), представлявшем почти точную копию
Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Это повторение имело
определенный идейно-политический смысл: противопоставление Снетогорского
собора новгородским архитектурным формам. Видимо, мирожский собор XII века
казался псковичам олицетворением местной архитектурной традиции.
Крупнейшим памятником псковского зодчества второй половины XIV века был не
дошедший до нас Троицкий собор, созданный в 1365—1367 годах на старой
основе здания XII века. Известный нам по весьма точному рисунку конца XVII
века собор сохранял существенные особенности композиции храма конца XII
века: ярусность объема, пониженная западная часть (нартекс), притворы с
трехлопастными фасадами и подчеркивавшие динамику здания пучковые пилястры.
Угловые своды в четверть окружности были опущены, так что центральные
закомары фасадов резко поднимались кверху. Постамент под барабаном, видимо,
отвечающий повышенным подпружным аркам, высоко поднимал главу, имевшую
сравнительно небольшой размер. Сделанная значительно позже деревянная
кровля органически вошла в сложный силуэт собора, основной четверик
которого приобрел шестнадцатискатное покрытие. Позже к восточным углам
собора примкнули симметричные приделы в виде маленьких храмиков с
восьмискатной кровлей. Таким образом, зодчий этого храма продолжил
творческую переработку крестово-купольной системы, начатую русскими
мастерами еще на рубеже XII—XIII веков, и как бы предвосхитил
композиционные приемы русского зодчества XVI века. Последующая история
Пскова более не выдвигала перед архитектурой задач такого масштаба и
идейного значения. Памятники псковской архитектуры XIV и второй половины XV
века пока очень слабо изучены, и судить о процессе развития можно лишь
очень приблизительно. Уже в XIV веке зодчие отказались от кирпича и перешли
к кладке из местной плиты, что вызвало необходимость обмазки фасадов
известковым раствором для предотвращения быстрого выветривания камня. Это
придавало постройкам мягкость, пластичный, как бы лепной характер.
От второй половины XV века хорошо сохранилась небольшая четырехстолпная
церковь Успения в Мелетове (1461—1462). Ее средняя апсида - полукруглая, а
боковые - прямоугольные. При повышенных подпружных арках средние членения
фасадов сильно приподняты, и плоские пощипцовые покрытия образуют такую же
сложную систему, как у Троицкого собора, видимо, вдохновлявшего псковских
строителей. Такое же завершение, возможно, имели псковская церковь Козьмы и
Дамиана с Примостья (1462, верх перестроен в XVI веке) и некоторые храмы
Довмонтова города, открытые раскопками в Пскове.
Даже в XV веке еще сохранились многие элементы, роднившие псковское и
новгородское зодчество. Это понятно: ведь обе школы объединяли общие
традиции, сходные строительные материалы, тесные культурные связи. В таких
условиях больше удивляет самостоятельность псковского зодчества, чем его
близость архитектуре Новгорода.
В XIV—XV веках псковичи значительно чаще строили оборонительные, чем
культовые сооружения. Вытянутая узкой полосой вдоль границ с Литвой и
рыцарским Ливонским орденом псковская земля нуждалась в постоянном
укреплении своих рубежей. Одной из сильнейших каменных крепостей был
Изборск (1330, порестройки XV века), и сейчас поражающий суровым величием
стен и башен. Во второй половине XV века в псковской земле появились
крепости более или менее прямоугольные в плане с башнями на углах, что
позволяло обеспечить фланкирующий обстрел вдоль всего периметра стен. Это
первые на Руси регулярные крепости.
Крупнейшей работой стало расширение укреплений самого Пскова. С 1393 по
1452 год все деревянные укрепления центральной части города — древнего
детинца, который псковичи называли Кромом,— были заменены каменными
стенами. Быстрое расширение территории города сопровождалось постройкой
новых оборонительных линий. К XVI веку общее протяжение крепостных стен
Пскова достигло девяти километров.

8. Архитектура Ярославля 17в.
Художественные памятники Ярославля вплоть до ХVI в. были лишь самобытной
порослью искусства Ростова Великого, а позднее - Москвы. Но в ХVIIв. город
вписывает в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц.
Представители третьего сословия, посадские люди, выступают как заказчики и
строители огромных каменных великолепно украшенных храмов и палат. Размах
строительства ведет к созданию архитектурно-художественной северорусской
школы, которая быстро переросла местные рамки. С середины ХVII в.
многочисленные артели ярославских каменщиков-зодчих работали не только в
родном городе, но и «на каменных и кирпичных делах в Москве и иных городах
по вся годы». В 1640-1650-х гг. ярославцы трудились на Патриаршем дворе в
Москве и в Иверском монастыре. Позже «Ярославля - города каменных дел
подмастерья» возводили соборы в ближних к нему центрах - в Вологде, в
Борисоглебской слободе. В конце века около семисот потомственных
ярославских каменщиков берут подряды на строительство церквей, крепостных
башен, мостов, торговых рядов по всей России от Новгорода до Астрахани, все
дальше распространяя традиционные приемы своего мастерства.
В период усиления феодальной раздробленности Ярославль стал стольным
городом нового княжества, которому принадлежали «Угличе поле, Молога и
страны Заволгские до Кубенского озера». Возвышение города определило начало
больших строительных работ, затронувших в первую очередь территорию
княжеской резиденции на Стрелке. Ее облик можно воссоздать только по
сравнительно поздним летописным источникам и данным археологических
раскопок.
Крепость была деревянной. Вокруг небольшой, вымощенной бревнами площади
теснились избы дружины и многочисленной челяди. Над ними возвышался
двухэтажный деревянный княжеский дворец с просторными сенями.
В 1215 г. Константин «заложил церковь камену на Ярославли на дворе своем во
имя святые Богородицы Успения». Эта первая каменная постройка города,
стоявшая в центре кремлевского ансамбля на Стрелке, не сохранилась. Она
известна лишь по. отдельным археологическим находкам. В ее стены из тонкого
кирпича (плинфы) были вставлены белокаменные рельефы с орнаментами и
масками. Цветной «ковер» пола из поливных керамических nлиток быn одним из
главных украшений интерьера Успенской церкви.
В те же годы каменное строительство развернулось и в загородном княжеском
Спасском монастыре, основанном во второй половине XII в. В 1216 г. здесь
был заложен каменный Спасо-Преображенский собор, оконченный в 1224 г. У юго-
восточного угла еще не завершенного собора в 1218 г. возвели миниатюрную
Входоиерусалимскую церковь, по преданию, в память образования Ярославского
удельного княжества. Эти монастырские сооружения (как и княжеская Успенская
церковь в кремле) не дошли до наших дней.
Спасо-Преображенский собор, выложенный из плинфы, украшенный белокаменными
резными деталями-вставками, был сравнительно большим трехапсидным
крестовокупольным храмом, возможно, с притворами, характерными для целого
ряда памятников начала XIII в. По богатству художественной обработки
фасадов он не уступал наиболее значительным сооружениям своего времени.
Ярославские храмы этой поры строились, скорее всего, прославленными
мастерами соседнего Ростова, которые вели большие работы непрерывно, по
словам летописца, «день ото дня начиная и преходя от дела в дело». Нарядные
и величественные, красно-белые каменные храмы в кремле и Спасском монастыре
четко выделялись на фоне окружающих их деревянных построек.
В начале XIII в. Ярославль разросся далеко за пределы существовавшей тогда
небольшой крепости. Следы застройки этого времени найдены археологами и за
Медведицким оврагом. Вдоль поймы Которосли и, возможно, с напольной стороны
город ограждался тыном. О размерах Ярославля этих лет можно судить по
летописному известию об огромном пожаре в 1222 г., когда «град Ярославль
мало не весь погоре и церкви изгоре 17, двор же княжь... избы огня». Такое
количество храмов само по себе свидетельствует о значительной величине
города.
Среди сооружений Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее
здание современного Ярославля – Спасо-Преображенский собор, архитектурная
«биография» которого насчитывает семь с половиной веков. Он возведен в 1505-
1516 гг. на фундаментах первоначальной постройки 1216-1224 гг. столичными
мастерами великого князя Василия III.
Объемное построение этого четырехстолпного трехглавого храма, поставленного
на высокий подклет, с окружавшими егооткрытыми галереями целиком исходит из
многовековых традиций древнерусского зодчества. Однако окончательная
разработка художественного образа памятника, его декоративноеоформление
навеяны современными ему сооружениями Москвы, и в основном новаторскими
формами Архангельскогособора Московского Кремля, созданного итальянцем
Алевизом Новым. На это указывает четкое геометрическое построение форм
здания, поразительная соразмерность всех его частей и деталей, которая
связана с применением единой модульной меры - «маховой сажени».

Спасо-Преображенский собор

Совершенство кирпичной кладки говорит о высоком техническом мастерстве
строителей. Круглые окна в закомарах, широкие орнаментированные откосы
порталов, профилированное завершение столбов в интерьере, своеобразное
расположение угловых водометов - все эти детали подтверждают общность
нашего памятника с его московским современником. Открытая галерея-лоджия,
сохранившаяся на западном фасаде Спасо-Преображенского собора и некогда
продолжавшаяся вдоль его южного фасада, также задумана и создана под
влиянием московского собора.
В обработке отдельных фасадов Спасо-Преображенского собора сказалась
некоторая двойственность его архитектурного стиля. Восточному присуща
наибольшая целостность и выразительность. Увенчанные шлемовидными
завершениями
барабаны стройного трехглавия очень близко придвинуты к восточной стене.
Они органично входят в общую композицию, где вместе с глухими стенами,
прорезанными лишь щелевидными окнами, создают традиционный образ
аскетически строгого, но одновременно очень изящного по пропорциям
древнерусского храма. Западный фасад более живописен и сложен (рис. 2).
Ступенчатое расположение объемов придает ему большую пространственную
выразительность, подчеркнутую полускрытым в перспективе трехглавием.
Выступающая на первый план двухъярусная открытая аркада галереи обогащает
фасад глубокой игрой светотени. Когда интерьер галереи был покрыт
цветистыми росписями, его художественные достоинства стали еще выше.
Огромное крыльцо, ведшее на западную галерею не сохранилось.
Подклет собора служил усыпальницей местных князей, а в XVII-XVIII вв.- и
нетитулованных богатых ярославцев. В его стенах до сих пор сохранились
мемориальные доски 1652 и 1740 гг.
Северная паперть, заменившая в XVII в. первоначальное открытое гульбище,
была в свое время монастырской «книгохранительницей». Как предполагают
исследователи, здесь в конце XVIII в. находилась рукопись «Слова о полку
Игореве», принесшая впоследствии (когда она стала достоянием ученых)
мировое признание русскому поэтическому мастерству XII в.
Южный фасад Спасо-Преображенского собора, некогда обращенный к главной
монастырской площади перед Святыми воротами, ныне закрыт огромной неуклюжей
церковью Ярославских чудотворцев, построенной в 1827-1831 гг. по проекту П.
Я. Панькова. Уже с 1218 г. у юго-восточного угла собора стояла миниатюрная
церковь Входа в Иерусалим, замененная в 1617-1619 гг. одноименным
трехглавым храмом с приделом. Его появление еще больше усложнило
традиционную живописную асимметрию этой группы древнейших монастырских
памятников, в которой Спасо-Преображенскому собору принадлежала по-прежнему
ведущая роль. Фрагменты постройки 1617-1619 гг., сохранившиеся в стенах
церкви Ярославских чудотворцев, отчетливо просматриваются со стороны апсид.
В Восточная сторона монастырской площади замыкается огромным нерасчлененным
массивом звонницы XVI в. В ее Нижнем ярусе размещалась церковь со
своеобразным иконостасом, написанным прямо на стене. Ныне росписи
восстановлены. В интерьере видна арка позднее заложенного высокого
сводчатого проезда на хозяйственный двор монастыря. К северной стене
звонницы примыкала двухъярусная галерея, соединявшая ее с собором и
церковью Входа в Иерусалим. С галереи можно было попасть по внутристенной
лестнице на Верхний ярус звона. Его огромные арочные пролеты завершались
двумя высокими каменными шатрами, в XVII в. покрытыми поливной зеленой
черепицей. Они видны на рисунке начала XIX в. Однако в 1809-1823 гг. шатры
были заменены существующей надстройкой в ложноготическом стиле.
Святые ворота
1516 г. - первая по времени и наиболее мощная каменная крепостная башня
Спасского монастыря, служившая главным парадным въездом на его территорию.
Вертикаль ее дозорной вышки была видна издалека со стороны московской
дороги. Мощные глухие стены предвратного укрепления – «захаба» -
господствовали над переправой и держали под контролем путь к ярославскому
посаду и кремлю. В 1621 г. над воротами была построена небольшая церковь,
увенчанная каменным шатром и окруженная галерей, частично сохранившейся со
строны монастырского двора. Своеобразный, сложный по композиции и
разновременный комплекс Святых ворот дошел до наших дней лишь фрагментарно,
без завершения. Тем не менее он представляет большой интерес как древнейшее
каменной фортификационное сооружение в Ярославле и единственный свидетель
успешной двадцатичетырехдневной оброны Спасского монастыря против отрядов
«тушинцев» в 1609 г. – одного из важных событий в истории не только самого
монастыря, но и города.
К западу от соборной площади монастыря стоит большой корпус трапезной
палаты с Церковью Рождества (начало ХVI в.) и с настоятельскими покоями
(XVII в.). В его средней части находится огромный одностолпный зал,
решенный по типу распространенных в первой половине XVI в. монастырских
трапезных палат. Большое свободное пространство перекрыто системой
вспарушенных сводов, опирающихся в центре на массивный четырехгранный
столп. Расположенная в подклете поварня (кухня) повторяет основные габариты
и конструкцию верхнего этажа.
Интереснейшим памятником жилой архитектуры на территории Спасского
монастыря является корпус келий XVII в. Западная его часть возведена в 1670-
х гг., восточная - лет на пятнадцать-двадцать позднее. Каждая из них
состоит из двух одинаковых жилых изолированных блоков. Отдельный блок
повторяет традиционный в древнерусском зодчестве прием трехчастной
планировки, когда жилые палаты располагаются по сторонам сеней.
Внутристенные лестницы, многочисленные ниши - стенные «шкафы», тщательно
продуманная система отопления с топкой печей из хозяйственных сеней, окна,
освещающие лестницы и сени,- все свидетельствует о большом опыте
строителей, знавших и применявших здесь самые рациональные решения
планировки жилья.
Декоративное оформление главного фасада, обращенного в сторону Спасо-
Преображенского собора, четко выявляет внутренюю структуру здания.
Разновеликие оконные проемы кaк бы подчеркивают различное назначение жилых
помещении и сеней. В древности, когда каждая пара келий имела отдельный
выход - крыльцо, был особенно четко выражен строгий ритм чередования
изолированных друг от друга келий. Несмотря на то, что это здание появилось
через полтораста лет после основных сооружений монастыря, оно не нарушает
стилистического единства ансамбля.
В течение нескольких столетий укрепления монастыря, как и Ярославский
кремль, строились и перестраивались из дерева. Только в XVI в. появились
первые каменные монастырские оборонительные сооружения. Их строительство
было вызвано усилившимся вниманием московского правительства к Ярославлю в
период напряженной и упорной борьбы за окончательное присоединение к
Русскому государству Поволжья.
Церковь Николы Надеина.
В центре древнего посада, там, где находились некогда богатые усадьбы
государевых гостей, сохранились три памятника, открывшие период расцвета
ярославского каменного зодчества. Древнейшим из них является Церковь НИК0ЛЫ
Надеина на Волжском берегу, выстроенная в 1620-1622 гг. (угол Народного и
Волкова переулков) на Месте деревянного храма. Значительно перестроенная на
рубеже XVII-XVIII вв., лишенная первоначального завершения, она не может в
современном виде раскрыться перед зрителем во всем великолепии своей
первозданной красоты. В Ярославском историко-архитектурном музее-
заповеднике находится макет ее реконструкции. Пятиглавие храма, покрытое
зеленой мерцающей на свету черепицей, некогда высоко поднималось над низкой
деревянной окружающей застройкой. Открытая аркада двухъярусной галереи
оживляла фасады глубокой светотенью. Невысокая колокольня (надстроена в
конце ХVIIв.) органично усиливала общий монументальный характер сооружения.
Система ступенчато-повышенных сводиков, поддерживающих барабаны гпав,
обработка столбов галереи декоративныными кессонами-ширинками с кирпичными
и белокаменными вставками, рисунок междуэтажных «катушечных» поясов целиком
заимствованы из художественного и технического арсенала предшествующего
периода московского зодчества. Однако создатели Николо-Надеинской церкви не
пр

Новинки рефератов ::

Реферат: Создание брэнда компании (Менеджмент)


Реферат: Доминанта (Психология)


Реферат: Отечественная история (полный курс) (История)


Реферат: Что такое страхование, классификация видов, основные характеристики видов страхования (Страхование)


Реферат: Верование в демонов в древние времена на Украине (Религия)


Реферат: Ермак (История)


Реферат: Развитие социальной структуры римского общества в VIII-III вв. до н.э. (Педагогика)


Реферат: Театр марионеток (Искусство и культура)


Реферат: Контрольная по психологии (Психология)


Реферат: Европейское средневековье (по курсу "Россия в мировой истории") ([Учебно-методическое пособие]) (История)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Грошова система (Деньги и кредит)


Реферат: Ахматова в ранние годы (Литература)


Реферат: Киберпанк жив или "исчезновение реальности" (Культурология)


Реферат: Бузина черная (Биология)


Реферат: Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника (Педагогика)


Реферат: Технико-экономические показатели прудово-рыбоводного хозяйства на реке Десна (Предпринимательство)


Реферат: Что представляет собой группа (Социология)


Реферат: MS SQL Server 6.5 (Программирование)


Реферат: Органическая социология Спенсера (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист