GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Рим - вечный город (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Рим - вечный город (Искусство и культура)



Министерство образования Республики Беларусь Белорусский
Государственный Университет Транспорта
Кафедра’ Истории, философии и палеонтологии ‘



Реферат на тему:
‘Рим – вечный город’



Выполнил
Студент гр. ПК-21
Власов Ю.А.

Содержание.
1)Вечный город………………………………………….3
2)Колизей……………………………………………….7
3)Пантеон………………………………………………9
4)Литература………………………………………….12
“Вечный город”

Под полуденным небом Италии на семи холмах раскинулся Рим. Третью
тысячу лет стоит чудный город, и недаром его называют “вечным”. Он был
основан еще в языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества
Спасителя.
В первые годы своего существования это был бедный и невзрачный город,
ему пришлось выдержать немало борьбы и невзгод, но храбрость и жизненная
стойкость его жителей сослужили ему верную службу. С течением времени Рим
креп и разрастался , соседние племена одно за другим покорялись его власти
, а через пять веков уже вся Италия была в его руках . Мудрые законы ,
талантливые полководцы , верные граждане – все служило залогом благополучия
государства . Победоносные римские войска стали постепенно переходить за
границы Италии и завоевывать уже не отдельные племена , а целые
государства. На заре своей истории Рим
отличался суровостью. Простота считалась достоинством, изнеженность –
пороком, роскошь преследовалась законом. Но потом все изменилось. Рим стал
столицей мировой державы. «У нас человек считает себя бедным,- говорит
современник, - если нумидийский мрамор не инкрустирован мрамором
александрийским, если вокруг на полу не змеятся мозаичные узоры такой
чудесной работы, что могут соперничать с живописью, если потолки не покрыты
стеклом, если тазосский мрамор, когда-то употреблявшийся только на храмы,
не устилает бассейнов, в которые мы окунаем наши тела… Сколько статуй,
сколько колонн, которые ничего не поддерживают и стоят в виде украшений».
Рим
превращался в художественный центр, столицу мира. В надежде получить щедрые
заказы сюда съезжались мастера со всего света, поэтому римское искусство
создавалось не только римлянами, но идеалы в нем воплощались римские.
Сами
римляне называли свой город с заглавной буквы – Город. Сердцем Рима,
средоточием его общественной жизни был Форум – городская площадь. Форум
располагался у подножия Капитолия – главного из семи холмов, на котором уже
в течение 600 лет стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы и бронзовая волчица
с Ромулом и Ремом. Форум не имел правильных очертаний, по сторонам его
замыкали различные постройки, но, развиваясь с 6 века до н.э., он
превратился в парадный архитектурный ансамбль.
Форум был заставлен статуями героев и памятниками в
честь побед над врагами. Здесь же росли вековые деревья, которые римляне
считали священными. Кроме того, здесь были огорожены все места, в которые
когда- либо ударяла молния, так как удар молнии для римлян – это
таинственный знак Юпитера. Вот в центре Форума белеет
небольшое здание - это храм бога Януса. Когда римляне вели с кем-либо
войну, деревянные двери этого храма распахивались в знак того, что Янус
выступил на помощь легионерам. И закрылись двери храма только тогда, когда
повсеместно военные действия были закончены.
На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами,
посвященные богам. Богов в Риме было великое множество: боги
общегосударственные, городские, домашние. Были даже специальные боги,
которые охраняют ягнят или уничтожают сорняки. Одни боги – “уроженцы
самого” Рима, другие заимствованы у греков, третьи – у египтян или жителей
Азии. Но при всем обилии богов римляне были не очень набожны, фанатизм и
религиозная нетерпимость им совершенно чужды.
Внутри храмов, под высокими сводами, в полумраке стояли в спокойных,
исполненных достоинства позах статуи из бронзы и мрамора. У многих из них
глаза были из горного хрусталя или самоцветов – это боги или императоры ,
после смерти причисленные к богам.
В крутой Капитолийский холм врезалось нависающее над площадью
колоссальное здание, похожее на крепость. Это государственный
архив“Табулярий”, совсем новый тип общественного здания. И тот факт, что
впервые он появился у римлян, говорит об их исключительном уважении к
истории. Они не только оставили потомкам детальную историю своего города и
народа, но и историю многих других народов и племен, с которыми их
столкнула судьба. В “ Табулярии “ хранились еще и бесчисленные документы,
судебные приговоры, договоры и важные письма.
На Форуме издавна находился и круглый храм Весты – богини огня,
почитавшегося римлянами священным, он никогда не угасал. При нем был дом
служительниц Весты – весталок.
Целый день на Форуме кипела жизнь. Здесь торговали, здесь проходили
бесконечные суды, здесь же прямо в портиках учили детей. На Форуме
сражались политические партии и решалась судьба Римской империи, здесь
выступали ораторы и собирались граждане для выборов должностных лиц. Здесь
же толкались праздные бездельники и любители городских слухов. Сюда
направлялись триумфаторы-полководцы, везя в торжественных процессиях
захваченные в войнах сокровища, трофеи, рабов. Здесь же на всеобщее
обозрение выставлялись шедевры эллинов, привезенные из Греции.
Постепенно Форум обрастал не только зданиями, но и статуями почетных
римских граждан, военными трофеями полководцев. Во времена республики Рим
римский Форум был торговым и политическим центром Рима. Но затем , когда
город разросся, площадь, заставленная памятниками, лавками, храмами,
перестала удовлетворять столицу Римской империи. Рядом с ним стали
вырастать новые общественные центры – цепь новых форумов, называемых
императорскими. Здесь не было того хаоса, который царил на римском Форуме,
наоборот, здесь все построили в строгой симметрии.
Юлий Цезарь еще в первом веке до н.э. первый построил новую площадь в
виде прямоугольного мощеного двора состоящим в его глубине храмом – форум
Цезаря. Вслед за ним в начале 1-го века новый Форум построил Август, после
него в конце 1-го века – Веспасиан, потом Нерва и, наконец, самую
грандиозную площадь построил в начале 2-го века император Траян.
Он приказал срыть холм высотой в 38-м метров, а на его месте возник
самый большой и роскошный форум Рима. О форуме Трояна говорил, что это
единственное сооружение на земле, перед которым даже боги не могли не
придти в изумление. А сами римляне говорили о нем так :“Форум не может быть
описан, и ничто подобное смертный не сможет создать.”
Зодчий Аполлодор из Дамаска начал строить его в 107 году и закончил в
113 году. В фиолетово-серую плоскость стены(высота её не меньше 7-
миэтажного дома) из огромных глыб пористого туфа была вставлена
триумфальная арка из белого мрамора. Три ее пролета – это вход на площадь:
средний – просто гигантский два боковых поменьше. Путешественники,
проходившие под её мраморным сводом, останавливались как вкопанные: перед
ними оказывалась не площадь, а пирамида. Но это было только первое
впечатление. Плиты цветного мрамора, чередуясь в определенном порядке,
направляли глаз зрителя к середине огромного квадрата, и казалось, что
середина выше, чем края.
В центре площади на постаменте из полированного гранита высилась конная
статуя, сделанная из позолоченной бронзы, но выглядевшая как отлитая из
огромного куска золота. Лицо Траяна сурово, но милостиво. Художник
подчеркнуто мягко воспроизвел теряющие упругость щеки, губы, округлый
подбородок. Но зато предельно резко очертил большие внимательные глаза,
запавшие под нависающим лбом. Такой контраст создавал ощущение напряженной
работы мысли: Траян в одно и тоже время изображен и божеством и человеком,
причем человеком сухим, расчетливым и практичным.
Аполлодор построил композицию форума так, что скульптура кажется не
элементом площади, а наоборот, площадь – это ковер, расстеленный для
позолоченного монумента. Здесь всегда было благоговейно, малолюдно, ибо
трудно себя чувствовать спокойно и уверенно вблизи надменного позолоченного
гиганта. Фоном статуи служит стена, похожая на ограду, и ничто не говорило,
что за ней продолжение площади – самый большой зал Рима с местами для судей
и галереями, где совершают торговые сделки. А между тем это знаменитейшее
здание – базилика Ульпия (Ульпий – второе имя императора Траяна). В Риме не
мало базилик, многие были роскошно украшены трофеями, привезенными из
военных походов, но базилика Ульпия была самой роскошной. Она славилась
красотой своих бронзовых оконных переплетов, обрамлявших пластины
полупрозрачного стекла. Таких окон не было еще ни в одном здание Рима.
Когда-то для потолков гигантского зала базилики Ульпия привезли самые
высокие кедры из ливанских гор, но все это погибло при пожаре. Также как и
золоченая бронзовая кровля базилики, украшенная несметным количеством
великолепных статуй.
Аполлодор растянул базилику поперек форума, а за ней на одной линии с
аркой и статуей он воздвиг еще один памятник Траяну – триумфальную колону.
Высота её – 38метров напоминает о 38-метровом холме, срытом для постройки
форума. Колонна стоит там, где некогда была вершина холма. По существу
колонной называется башня с винтовой лестницей. Её венчает фигура
императора в полный рост, тоже бронзовая и тоже позолоченная.
Колонна, словно спиральной лентой, снизу доверху обвита мраморным
полотнищем одного из величайших в мире рельефов. На нем изображены и
возведение крепостных стен и башен, и разбивка лагеря, и постройка
деревянного моста через Дунай. Эту переправу когда-то тоже возводил
Аполлодор. Художники колонны как будто задались целью изобразить подробную
историю Дунайского похода Траяна.
На колонне изображены машины, которыми так гордился император Траян:
баллисты и катапульты для метания каменных ядер, тяжелые стрелометы,
похожие на крылатых животных, передвижные башни с осадными лестницами и
приспособлениями для защиты нападающих при штурме. Пехота в строю и на
марше, конница в бою и на отдыхе, военные корабли у причалов и в сражениях…
И везде император Траян: вот он во главе войска переходит Дунай; стоит
на трибуне, окруженный военачальниками; приносит жертву богам на фоне
знамени...Траян наблюдает за постройкой лагеря, Траян командует осадой,
Траян ведет в бой кавалерию, Траян празднует победу. 60 раз изображен
император на рельефе колонны.
…За желто-коричневой громадой Колизея белеет куб величиной с пяти
этажный дом. Чуть золотистого оттенка белоснежный мрамор напоминает квадры
Парфенона. Это император Тит, чтобы облицевать памятник своей победы над
иудеями, приказал привезти из Греции прославленный пентелийский мрамор.
Внутри мраморного куба – широкий проход, перекрытый полукруглым
цилиндрическим сводом. Чтобы не казалось излишне массивным, он разбит на
кессоны – квадратные углубления. Мраморный куб, прорезанный аркой, служит
постаментом бронзовой скульптуре: четыре коня влекут колесницу, которой
правит бог. Но это не греческий бог в образе прекрасного человека. Это –
человек в образе прекрасного бога, а под ним надпись: «Божественному Титу,
сыну божественного Веспасиана”.
В 70 году нашей эры на такой позолоченной колеснице во главе
триумфальной процессии въехал в Рим Тит Флавий, сын императора Веспасиана и
сам будущий император. За победителем шли вереницы пленников, везли повозки
с захваченной казной, несли утварь, сосуды, серебряные трубы из
иерусалимского храма, разрушенного по приказу Тита. На мраморных рельефах
под сводом арки изваяны сцены торжественного шествия. Увенчанные лаврами
легионы несут таблицы с названиями покоренных городов.
…На правом берегу Тибра расположен замок Святого Ангела. Эта
усыпальница императоров называлась Адриановой башней, по имени ее
основателя. Но в 16-м веке башня была переименована Статуя Андриана,
стоявшая на вершине замка, по велению папы римского, была заменена
мраморной статуей архистратига Михаила. А случилось это вот по какому
приказу.
В 6-м веке В Риме свирепствовала моровая язва, и жители города в страхе
и трепете молились о своем спасении. Римским папой был святой Григорий
Двоеслов. Он, поднял икону Божьей матери, крестным ходом стал обходить
город. Когда крестный ход переходил через мост, направляясь к Ватикану, над
башней Адриана послышались голоса певших ангелов:”Аллилуйя: воскреси якоже
рече, аллилуйя”. Проникнутый благоговением народ пал ниц, а святитель
обратился с мольбой к иконе Божьей Матери:”Моли бога о нас, аллилуйя”. И
удостоился видеть благословенное явление Ангела Божьего, вкладывающего
смертоносный меч в ножны. Язва в тот час прекратилась.
В воспоминание об этом чуде в верхней части башни сооружена церковь
во имя Архангела Михаила, в конце 17-го века взамен прежней мраморной
статуи вылито бронзовое изображение архангела, вкладывающего меч в ножны.
Чудотворная икона находится теперь в базилике Божьей Матери Маджиоре.

Колизей.


[pic]
В первом веке до нашей эры полубезумный император Нерон приказал
своим архитекторам, Северу и Целеру, построить для него дворец. Постройки
дворца гордо названного “Золотым домом Нерона”, занимали склоны трех из
семи Римских холмов: Целия, Опия и Палатина. Территория дворца была так
велика что современники с горечью шутили тогда: “…римлянам остаётся
только одно – переселиться в соседний Вейн”.
Среди садов Нерон повелел поставить бронзовую фигуру высотой в 12-ти
этажный дом. Это была статуя самого императора в позе прославленного
Колосса Родосского. У ног гиганта Нерон приказал выкопать озеро и
наполнить его солёной водой. Это было как бы море, возникшее по прихоти
императора. Дом Нерона был отделан золотом и украшен драгоценными камнями
и перламутром. Потолки столовых были покрыты обшивкой из слоновой кости,
которая вращалась, чтобы можно было сверху через отверстия сыпать цветы,
а сквозь трубки брызгать благовониями. Главная столовая была круглая;
днём и ночью она непрерывно совершала круговое движение на подобие
Вселенной. Во дворце находилась модель окружающего мира с городами,
пашнями, садами, а над главным зданием дворца была сооружена вращающаяся
сфера потолка с нарисованными звёздами.
После самоубийства Нерона в 98 году император Веспасиан Флавий
разрушил дворец, расплавил статую а на месте искусственного моря заложил
фундамент гигантской эллиптической чаши, способной вмещать до 60 тыс.
человек. Это сооружение должно было показать Риму, что новая династия
Флавиев больше прежней заботиться о своих гражданах, и поэтому постройке
было дано название “ амфитеатр Флавия “, но римляне зовут его Колизеем. О
том, что здесь было искусственное озеро, напоминает лишь система каналов
и шлюзов, позволяющая затопить арену за несколько минут.
Своё название Колизей получил от латинского слова “colossus”, что
означает “ великан “. Императоры Веспасиан и Тит, бывавшее на Востоке и
находившееся под впечатлением от громадности и величия египетских
пирамид, решили возвести амфитеатр, столь же величественный и
грандиозный.
Колизей имел форму удлиненного круга и стоял на 80-ти арках, над
которыми поднимались арки меньшего размера. Двести сорок огромных арок в
три яруса снаружи окружают колоссальный эллипс. За ним располагались
сводчатые галереи – места отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый
взгляд, арок так много, как сот в улье, но при этом однообразия нет.
Каждая арка оказывается под другим углом и к солнцу, и к зрителю, на арки
по- разному падают тени. Они однородны, но не ординарны.
Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен статуями, внутри
поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 огромных входа впускали в
амфитеатр толпу.
В нижней части здания располагались места для римских вельмож и трон
для императора под высоким балдахином. Потолка не было. Хитроумная
система канатов и блоков позволяла натягивать на мачтах парусиновый тент,
защищавший зрителей от дождя и палящего солнца.
В первом ярусе стояли полу колонны дорические (отдалённо
напоминающие Парфенон), во втором ярусе – ионические (немного похожие на
Эрехтейон), на третьем ярусе – коринфские с кудрявыми, украшенными
листвой капителями. О происхождении коринфских колон древняя легенда
рассказывает так.
…В городе Коринфе жила молодая и прекрасная девушка. Она была
обручена, и до свадьбы оставалось совсем немного времени. Но свадьбе не
суждено было состояться: девушка внезапно заболела. Вылечить её не
удалось, и вскоре по улицам Коринфа вместо весёлой свадебной процессии
двигалось в полном молчании траурное шествие.
После похорон кормилица девушки собрала все драгоценности и
безделушки покойной, сложила их в корзину, прикрыла крышкой и отнесла на
могилу.
Пришла весна. Из земли пробились ростки аканфа. Сквозь плетёное дно
они проникли в корзину, но тяжёлая крышка не позволяла им расти вверх, и
тогда тонкие завитки растений стали извиваться по сторонам.
Случайно в Некрополь зашел известный скульптор Каллимах. Обрамлённая
листьями корзина показалась ему такой прекрасной, что он перенес этот
рисунок на капители колон.
В проемах второго и третьего этажей выстроились ряды статуй,
высеченных из белоснежного мрамора. Они поражают художественностью
исполнения, а так же величиной, количеством и богатством материала. Если
в Парфеноне статуи повествуют о красоте и совершенстве свободного
человека, то в Колизее они прославляют непреклонную силу, поставившую их
правильными рядами в одинаковых арочных проёмах вдоль бесконечно
эллиптического фасада.
Арена Колизея имела деревянный обычно засыпанный песком пол, который
мог опускаться и подниматься. Иногда она заполнялась водой с помощью
проведённого к зданию рукава акведука, и тогда в Колизее устраивались
навмахии – настоящие морские сражения с настоящими морскими кораблями.
В честь торжественного открытия Колизея праздник в Риме продолжался
сто дней подряд, гости съехались со всего света. В народ бросали тессеты,
по которым счастливцы получили самые разнообразные подарки – от 10
головок салата до 10 фунтов золота. Публику обносили корзинами со
съестным – домашней птицей, печеньем, орехами, финиками, сливами.
В Колизее проводили и спортивные состязания, но недобрая слава
сооружения связана с жестокими боями гладиаторов. В Греции театры обычно
строили на лоне природы – на склонах холмов, и предназначались они для
постановки пьес, связанных с самой жизнью, с её буднями и суетными
проблемами. В Риме театры отгораживались от города стенами, замыкаясь
высокими многоярусными стенами. В них шли по преимуществу комедии, но
даже их публика не всегда могла досмотреть до конца. Комедиограф Теренций
сообщает, что, когда шла его “Свекровь”, внезапно объявили о
представлении в амфитеатре гладиаторских боёв, и зрители, сорвавшись с
места, ринулись туда. Все главные развлечения римлян – гладиаторские бои,
травля зверей, охоты – устраивались в амфитеатре. Это была самая
настоящая битва жизни и смерти. После каждого боя победитель уходил с
наградой, а побежденный, если в них еще теплилась жизнь, по требованию
зрителей могли помиловать или добить в специальных камерах смертников.
Сколько несчастных погибло здесь страшной смертью, унося с собой
образ огромной, бесчеловечной, ревущей толпы! Сколько тысяч диких зверей
здесь было убито! Довольно часто они были редчайшей породы, завезенные из
дальних стран.
Посреди Колизея возвышалась статуя Юпитера. Здесь и проходили бои
гладиаторов с дикими зверями или между собой. Сюда же выводили и первых
христиан на растерзание. Потоками лилась человеческая кровь для потехи
жестокой и развращенной толпы и язычников. Это были жестокие зрелища, и
многие люди возмущались и выступали против подобных игр (например,
Сенека), но их было меньшинство. Потребовалось целых 200 лет, чтобы
отучить народ от этого жестокого зрелища. Сохранилось предание, что
зодчий Колизея Гавденций принял христианство и претерпел мучения на
площади им же самим построенного амфитеатра. Когда римский папа Григорий
Великий встретил послов Юстиниана, пришедших к нему из Византии, как
высшую святыню дал он им горсть земли из Колизея, завернув её в богатые
ткани.
Арену ограждала от зрителей 4-х метровая стена, и в нижних рядах её,
по малой оси, помещались ложи императора, которые подземным ходом
соединялись с императорским дворцом на Палатине. Здесь же располагались
ложи и высших правителей города.
После падения римской империи Колизей начал постепенно разрушаться.
В средние века в нем совершались христианские церемонии, порой он
использовался как феодальный замок, а однажды был приспособлен под
мастерские для изготовления селитры. В конце 13-го века Колизей был
превращен в каменоломню. Из него были построены дома 23 видных
аристократических семей, в 14-15 вв.- шесть церквей, в 1495 году из
материала Колизея построили канцелярию Римского папы, а в 16-м веке из
квадров строили мосты. В 1704 году даровой материал Колизея использовали
для постройки гавани.
В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь
остов великого амфитеатра, и все же руины Колизея до сих пор поражают
своим величием.


Пантеон.
[pic]

Грандиозный купольный храм с обширным портиком – Пантеон – хорошо
сохранился до наших дней. Он расположен на одной из площадей Рима,
обрамленный паутиной маленьких улочек и переулков. Окружающие храм жилые
многоэтажные дома создают контраст с архитектурным масштабом Пантеона.
Храм кажется сооружённых для каких-то особых, высших целей, не имеющих
никакого отношения к повседневной жизни человека. Он отвернулся от всего
внешнего окружения, не раскрываясь в него даже декоративными аркадами,
как Колизей. С обыденным миром Пантеон сообщается только с одной стороны,
где стоит монументальный портик из мрачных гранитных колонн.
Этот языческий храм был возведен Агриппою и посвящен им своему тестю
императору Августу. Однако тот отказался от чести быть провозглашенным
полубогом, и тогда Пантеон был посвящен всем богам. Строительство храма
было полностью закончено при императоре Адриане за период с 110 по117
год. Зодчим, соорудившим Пантеон, предположительно считают Аполлодора,
но, по-видимому, в создании его как архитектор принимал участие сам
император Адриан. Его имя как зодчего связано с таким великолепными
сооружениями, как вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.
Снаружи Пантеон представляет собой глухое кольцо цилиндра. Раньше
перед ним находилась обширная площадь, так необходимая всем римским
постройкам. Площадь эта символизировала открытое пространство и шум жизни
под южным небом – идеал старой римской общины. Когда же община переросла
в мировую империю, идеал переместился снаружи внутрь.
В центре площади стояла триумфальная арка, через которую должен был
пройти (на самом деле или в мыслях) каждый. Человек входил в храм не
просто смертным, а триумфатором, равным императорам и богам. Он, только
вступая под портик храма, уже чувствовал себя другим. А попадая в
Пантеон, он должен был целиком преобразиться.
Перед ним открывалось огромное, единое и цельное пространство. Никто
уже не думал, какая мощь его окружает (стены до 6-ти метров толщиной!),
какие мудрые инженерные расчеты держат в равновесии части сложнейшего
архитектурного организма. Стена нигде не выглядела мертвой, безжизненной,
она была облегчена глубокими нишами стройными колоннами. Стены были
отделаны дорогими мраморами и камнями, пол выложен мозаикой, и излучаемый
ими тихий, мерцающий свет наполнял пространство особым сиянием, которое к
верху становилось все яснее и чище.
Над стенами парил небосвод. Бетонный купол весом 46тонн, ради
которого возвели такие могучие стены и лишний ярус снаружи, был облегчен
пятью рядами кессонов и действительно парил. Сквозь 9-метровое отверстие
в Пантеон лился воздушный свет. Отгораживая человека от мира земного с
его страстями и суетой, Пантеон открывал ему путь в небеса.
Идея, замысел зодчего, архитектурно-образный строй Пантеона – все
определяется его куполом. Этот крупнейший купол античности не могли
превзойти ни Византия, ни средневековье, ни эпоха Возрождения. Купола,
выполненные по проектам Брунеллески (собор Санта- Мария дель Фьоре во
Флоренции) и Микеланджело (Собор Святого Петра в Риме), меньше купола
Пантеона. Точная полусфера купола Пантеона была дерзновенной инженерной
конструкцией и в то же время чистой, классически ясной архитектурной
формы. Опрокинутая над вами каменная чаша по началу столь большой вовсе
не кажется, её подлинные размеры постигаются лишь в сравнение с
человеком.
В Пантеоне были поставлены 12 статуй главных олимпийских богов, а
статуи Агриппы и Августа были помещены в притворе.
Император-христианин Феодосий 1 в конце 4-го века закрыл это
языческое капище, как и многие другие, и оно два столетия простояло
пустым. Потом Римский папа Вонифатий 4 превратил Пантеон в христианский
храм из окрестных катакомб были перенесены сюда останки христианских
мучеников, чтобы предохранить их от расхищения варварами.
Здесь был поставлен престол, а храм посвятили Божьей Матери и всем
христианским мученикам. В нишах широких стен, между выдающимися в перед
колоннами из драгоценного мрамора, расположено 15 алтарей. На главном
престоле стоит икона Божьей Матери, писаная, по преданию, евангелистом
Лукой.
Храм не раз подвергался разграблениям медная крыша и бронзовые
изваяния были вывезены из Рима, из оставшейся бронзы была сооружена
роскошная сень которую теперь можно увидеть в храме святого Петра над
гробом апостолов.
Форма Пантеона осталась нетронутой. В нем не чувствуешь над собой
свода, как будто небо неприметно опустилось на землю, и свет, падающий
сверху, наполняет храм.
Портик и ротонда (круглый зал) Пантеона воедино связано общностью
соразмерностей. Сочетание в едином архитектурном ансамбле округлой и
прямоугольной форм, как известно, представляет большие композиционные
затруднения. Но Пантеон как раз пример превосходного решения этой
архитектурной проблемы. Сооружение купольной ротонды в качестве
главного(или одного из главных) храма Рима и было дерзновением в римской
архитектуре.
Пантеон – это образ всего мироздания: и подземного сумрака, и
земного света , и небесного сеяния. Его предков можно найти и в этрусских
гробницах, и в ранних храмах, и в домах с атриумами.
В Пантеоне каждый мог ощутить себя божеством, приобщиться к
вечности. Не нужно было знать ни каких религиозных догм. “Храм всех
богов” стал храмом всему миру, всей существующей бессмертной и вечной
природе. Вместе с тем он был и храмом людей, часть которой они
составляли. Он объединял в себе все: землю и небо, людей и богов,
преходящее и вечное. Наверное, величие Пантеона, открывшего человеку его
духовные глубины, и явилось причиной его долгой жизни. Он остался
единственным античным храмом, не разрушенным и не испорченным в
средневековье.



Литература: “Сто великих чудес света” Москва 2000.




Реферат на тему: Римское искусство

Римское искусство.

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках
рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента
имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают
завершением художественного творчества античного общества. Правомерно
утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции
эллинских, все же искусство древнего Рима -- явление самостоятельное,
определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и
своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими
факторами.
Римское искусство как особое художественное явление стали изучать
лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и
неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что
история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность
его проблематики.
В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали
символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили
у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства
и формы -- не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния,
подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато
римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с с
исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и
характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события.
Римский мастеров отличие от греческого, видевшего реальность в ее
пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению
целого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бы
сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для
римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более
отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к
утрате ощущения цельности мироздания.
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим
рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с
иллюзорной трактовкой объемов и форм -- фреска, мозаика, станковая
живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых
успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении.
Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и
пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы
классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость
здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей
обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым
формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в
стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству,
подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо
обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо
устраивались в низинах.
Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих
атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину,
набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе,
сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах концентрировали
внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.
Система римских архитектурно-пластических образов глубоко
противоречива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная,
вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношение
римлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков,
основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не
концентрической динамике художественного мышления. В этом смысле римское
искусство -- качественно новый этап эстетического освоения человеком
реальности. Тяготение римских художников к классическим эллинским формам,
вызывающее ощущение двойственности римских памятников, воспринимается
сейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества.
Осознавшаяся римлянами утрата цельности художественных форм нередко
заставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные,
чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов.
Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко и
скульптурные произведения значительно превосходили размерами
древнегреческие.
Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского
искусства, -- огромное пространство его поля действия. Динамичность и
постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со
включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских,
галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, -- не
может быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала.
Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором
римское начало играть роль особенную -- интерпретатора и хранителя
художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении
собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись различные
художественные ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, не
исключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическая
практика. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границ
Сирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народы
жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей
империи. Тесное соприкосновение римского искусства с местным приводило к
появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки
поражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые
британские -- особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские --
свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративных
украшений одежд, головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя не
отметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, в
Средиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различных
эстетических принципов, в значительной степени определившие культурное
развитие раннего средневековья.
Конец римского искусства формально и условно может быть определен
падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства --
весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I
тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков
способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство
оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Рим
был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и
греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого,
куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими
именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская
волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего
Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой
количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать,
будет возрастать.
Периодизация римского искусства -- одна из самых сложных проблем его
истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации
древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время
расцвета -- классикой и кризисные века -- эллинизмом, историки
древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со
сменами императорских династий.
Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собой
изменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии
римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во
внимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально-
экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.
Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в
общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и
республиканская эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) -- период становления
римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в
противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями
формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка
вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода
в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно.
В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только
с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с
достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью
италиков.
Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках
этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить:
ранний период -- время Августа, первый период -- годы правления Юлиев -
Клавдиев и Флавиев, второй -- время Траяна, поздний период -- время
позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее
Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца
правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.
Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней
несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к
нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многое
поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика
римского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казались
лишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХ
века отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. В
обращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видеть
социально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские
(Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однако
сильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов,
живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавших
богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством
заинтересовались ученые других европейских стран. Это было время
интенсивного сбора художественного материала, период "антикварный",
сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франции
пробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству.
Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию.
И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил
представителем просветительской философии своего времени, создателем
истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству
как к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримским
искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные
учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались
крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о
древнеримских произведениях искусства.
Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского
искусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем.
Ценным теоретическим исследованием явилась также книга О.Бренделя
"Введение в изучение искусства древнего Рима", где рассмотрены различные
точки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса др наших дней.




Новинки рефератов ::

Реферат: Наследование по завещанию (Право)


Реферат: Наполеон Бонапарт (Исторические личности)


Реферат: Эстетика и религия (Искусство и культура)


Реферат: Теория самоорганизации (Философия)


Реферат: Социология Макса Вебера (Социология)


Реферат: Сигары (Ботаника)


Реферат: Сауна при отеле "Надежда" (Туризм)


Реферат: Налоговая система нэпа (Финансы)


Реферат: Риск и ликвидность инвестиций комерческих банков (Банковское дело)


Реферат: Проблема рівності і соціальної справедливості в умовах ринкової економіки (Социология)


Реферат: Социологическая концепция П. Сорокина (Социология)


Реферат: Стихийные бедствия (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Deutsche Sprachgeschichte (Иностранные языки)


Реферат: Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) (Право)


Реферат: Национальная политика: проблемы, противоречия. Основные пути национально-государственного строительства (Политология)


Реферат: Развитие ипотечного кредитования в России (Деньги и кредит)


Реферат: Методы политологических исследований (Контрольная) (Политология)


Реферат: Нэйтивизм в общественно-политической жизни США на исходе XIX столетия (История)


Реферат: Даосизм (Мифология)


Реферат: Петр Великий - человек и государственный деятель (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист