GeoSELECT.ru



История / Реферат: Культура Грузии (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Грузии (История)




МХК.



Моя Грузия.



[pic]



Выпускник 11 «А» класса

Григолия Н.Е.

Преподаватель
Гусева Г.С.


25.03.2002. Москва. Школа №262. ЗАО.



I. В ведение


А) Грузия представительница одной из самых древних культур. О культуре
Грузии можно рассказывать бесконечно. Грузинская культура начала своё
существование в V веке и на мои взгляд она является очень интересной. Тема,
которую я выбрал очень большая и я выбрал только несколько самых интересных
разделов Грузинской культуры.

Б) Я выбрал эту тему по тому, что я родился и вырос в Грузии. Эта страна
очень много значит, для меня и выбрав тему культура Грузии я прежде всего
хотел узнать больше об этой стране и рассказать другим.



План.



II. Культура.

III. Литература и искусство.
IV. Театр.
V. Библиотека и научные исследования.
VI. Пиросманишвили Нико (Пиросмани).
VII. ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ВДОВА...



КУЛЬТУРА.



Культурная жизнь Грузии восходит к 5 в. Несмотря на культурное влияние
Персии, и Турции, грузины всегда тяготели к Европе. Грузия в 11–12 вв.
пережила эпоху Возрождения, когда монахи в академиях, церквях и монастырях
выдвигали новые гуманистические идеи. После создания Грузинского
государственного танцевального ансамбля в конце 19 в. грузинские танцы
завоевали признание во всем мире. До сих пор сохраняется традиционное
ремесленное искусство, в том числе роспись по эмали и художественная
обработка металлов (ювелирное искусство, чеканка). Расцвет светской
культуры произошел в 19 в., когда грузинские писатели и художники под
влиянием европейских идей, обогатили литературный язык и создали богатую
национальную литературу.


Литература и искусство.

Первые грузинские литературные памятники относятся к 5 в. н.э. Многие
незаурядные личности обогатили литературное наследие Грузии. К ним
относятся Шота Руставели (12 в.); Сулхан-Саба Орбелиани, автор толкового
грузинского словаря (1716); Илья Чавчавадзе, Александр Казбеги и Акакий
Церетели (19 в.); Галактион Табидзе, Константин Гамсахурдиа, Нико
Лордкипанидзе, Михаил Джавахишвили и Анна Каландадзе (20 в.). Яркие
произведения прозы и поэзии, такие, как эпическая поэма «Витязь в тигровой
шкуре», поэма Мерани Николоза Бараташвили (19 в.), 40 эпических
произведений Важи Пшавелы, («Гость и его хозяин», «Свадьба щеголя» и др.
(19–20 вв.); роман Гамсахурдиа «Десница» великого мастера и поэмы Табидзе
«Луна Мтацминды» и «Ветер веет» являются общепризнанными шедеврами.
Произведения поэтов и писателей Грузии переводились на русский язык многими
поэтами, включая Бориса Пастернаки и Евгения Евтушенко

Театр.

Грузия имеет давнюю драматургическую традицию, начиная с Георгия
Эристави (1813–1864), а труппа Драматического театра им. Руставели широко
известна в современном театральном мире как один из самых творческих и
талантливых коллективов. Васо Абашидзе (1854–1926), комический актер, стал
первым редактором журнала «Театр». Верико Анджапаридзе (1897–1987) была
одной из самых знаменитых актрис Грузии. Она сыграла примерно 100 ролей в
театре и 30 в кино. К наиболее удачным относятся роли Дездемоны, Клеопатры
и Афелии в пьесах Шекспира и Медеи в пьесе Еврипида. Рамаз Чхиквадзе сыграл
более чем в 100 пьесах, в том числе главные роли в Ричарде Втором и Короле
Лире, и дал гала-представление в театре «Хеймаркет» в Лондоне в 1988. Кахи
Кавсадзе играл Фортинбраса в «Гамлете», Джима в «Трех грошовой опере»,
Симона Чачава в «Кавказском меловом круге», лорда Гастингса в «Ричарде
Третьем» и Кента в «Короле Лире». Гурам Сагарадзе играл более чем в 100
спектаклях, включая роль шута в «Короле Лире».

Кинематография зародилась в Грузии в начале 20 в. (первый фильм был снят в
1912). Грузинские фильмы пользуются международным признанием. Такие
кинорежиссеры, как Эльдар Шенгелая (фильм «Ширекилеби»), Георгий Чхеидзе
(«Пиросмани»), Тенгиз Абуладзе («Покаяние»), Георгий Данелия («Не горюй»!),
Отар Иоселиани («Фавориты луны»), Ираклий Махарадзе (Всадники дикого запада
– ловкие грузинские всадники) получили за свои работы ряд международных
премий. Я бы хотел по подробнее рассказать об одном из моих любимых фильмов
Георгий Данелияя «Мимино». Жанр этого фильма: лирическая комедия. Фильм был
снят в 1977г. Мосфильмом. В ролях: Вахтанг Кикабидзе, Фрунзе Мкртчян, Елена
Проклова, Евгений Леонов, Котэ Даушвили, Руслан Микаберидзе, Закро
Сахвадзе, Марина Кукушкина-Дюжева, Савелий. Сюжет фильма: Вертолет летчика
'малой' авиации обслуживает горные деревушки Грузии "Мимино" - по-грузински
"сокол". Так называют друзья героя фильма, летчика Валико Мизандари, по
воле режиссера то и дело попадающего в смешные, грустные, а порой
драматические ситуации, но из которых он всегда выходит с честью настоящего
Грузина. Мне особенно нравится музыка в фильме написанная Канчели Гия «Чито-
Гврито».
[pic]



Грузия славится настенными росписями, 7–13 вв., которые сохранились в
Гелатском монастыре, Атенском Сионе и в храмах в Бетании, Кинцвиси и др.
Пользуются известностью такие грузинские художники, как легендарный Нико
Пиросманишвили (Пиросмани), Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо
Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон
Вирсаладзе и Екатерина Багдавадзе. В Грузинском государственном музее
современного искусства представлены картины таких художников, как Елена
Ахвледиани, Александр Бандзеладзе, Владимир Григолия, Ладо Гудиашвили и др.


Грузинское искусство и музыка отличаются изысканностью, сочетающей как
местные, так и европейские стили. Такие художники, как Ладо Гудиашвили,
Давид Какабадзе и Елена Ахвледиани, в 1920--е годы работали в Париже.
Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели,
Ираклий Очиаури и Зураб Церетели. Грузинские архитекторы, хотя и не имеют
такой индивидуальности, как мастера, создавшие величественные храмы
досоветского периода, сделали Тбилиси одним из самых привлекательных в
архитектурном отношении городов бывшего СССР.

Грузинская народная музыка, существующая более 1500 лет, поражает
удивительным сочетанием восточных и западных влияний. Для грузинского
многоголосья характерны особая голосовая техника и использование близких
друг к другу тонов. Обычно в Грузии поют мужчины. Типичная грузинская песня
исполняется на три голоса.

Тбилисская консерватория заслужила репутацию учебного заведения,
готовящего прекрасных исполнителей классической музыки. Среди них
выделяются пианисты Александр Торадзе и Элисо Вирсаладзе, скрипачка Лиана
Исакадзе, бас Паата Бурчуладзе, певица Нани Брегвадзе, пианистка и
преподаватель музыки Манана Дойджашвили, скрипачка и преподаватель музыки
Марина Иашвили. В Грузии имеется собственный симфонический оркестр.

Грузия знаменита также своими композиторами. Димитрий Аракишвили
(1873–1953), композитор, музыковед и этнограф, известен одной из первых
грузинских опер Сказание о Шота Руставели (1919); Мелитон Баланчивадзе
1862–1973), автор первых грузинских романсов (1888) и оперы Тамара Коварная
(в последней постановке Дареджан Коварная), Гия Канчели (р. 1935) – автор
оперы Да будет музыка, нескольких симфоний и концертов, а также музыки к
большому числу кинофильмов и спектаклей (Кавказский меловой круг по Брехту,
Ричард III по Шекспиру). Бидзина Квернадзе (р. 1928) сочинил музыку к
оперным, балетным и драматическим спектаклям, кинофильмам, симфоническую и
фортепьянную музыку, а также ряд сочинений для хора и романсов. Композитор
Захарий Палиашвили (1871–1933) известен коллекцией грузинских народных
песен и как автор опер Абесалом и Этери и Даиси, основанных на народных
легендах.


библиотеки и научные институты.

В Грузии имеется 118 музеев. Наиболее известен Государственный музей
Грузии, преобразованный в 1919 из Кавказского музея (основанного в 1852), в
котором хранятся экспонаты, демонстрирующие развитие цивилизации Грузии и
Кавказа в целом. Весьма интересны Историко-этнографический музей с
коллекцией древних грузинских жилищ и Государственный музей искусств Грузии
со своим «золотым фондом». Этот музей имеет пять основных разделов:
древнегрузинского искусства (со знаменитыми эмалями Хахульского триптиха и
центральной эмалевой иконой Богоматери), русского, советского,
западноевропейского и восточного искусства. Но мой самый любимый музей, не
просто музей, а дом музей Иосифа Бесарионовича Жугашвили или просто
Сталина. Я родился и вырос в том же городе что и великий Сталин и в его
доме я бывал очень часто. Почти 2-3 раза в год я туда захожу, но со
временим, я нечего нового там не вижу. Просто когда я нахожусь там, у меня
возникает странное чувство, чувство захватывающее, и я бы сказал даже
страх. В этом доме нет нечего особенного. Обычный деревянный домик, в
котором всё обставлена как в обычных старых Грузинских хижин конца XIX
века. Там стоит стол, стул, кровать, зеркало, и ещё качающееся кресло. У
дома есть ещё подвал, но я туда ни разу не заходил. Ещё мне очень
понравился музей там можно узнать буквально о каждом прожитом дне Иосифа
Бесарионовича. Сталин так же писал стихи, но на Грузинском языке. К
переводам стихов были привлечены Борис Пастернак и Арсений Тарковский. Один
из переводчиков, не зная, кто автор стихов, сказал: "Тянут на Сталинскую
премию первой степени". Узнав о готовящемся издании, Иосиф Биссарионович
был, разгневал и приказал работу прекратить. Вот несколько строк Сталина в
переводе Льва Котюкова:


Когда герой, гонимый тьмою,
Вновь навестит свой скорбный край.
И в час ненастный над собою
Увидит солнце невзначай,

Тогда гнетущий сумрак бездны

Развеется в родном краю.
И сердцу голосом небесным
Подаст надежда весть свою.
Я знаю, что надежда эта
В моей душе навек чиста.
Стремится ввысь душа поэта -
И в сердце зреет красота.
[pic]

Крупнейшие библиотеки Грузии – Национальная библиотека, основанная
в 1846, с фондом более 9 млн. единиц хранения; библиотеки Тбилисского
университета и Грузинской Академии наук, а также центральные библиотеки
автономных республик Абхазии и Аджарии.



Самым престижным учреждением в стране является Грузинская Академия
наук, выделившаяся в 1941 из Академии наук СССР. В структуру Академии
входят отделения естественных, гуманитарных и социальных наук с 55
институтами. В 1991 Академия насчитывала 57 академиков и 89 членов-
корреспондентов. Грузия дала плеяду всемирно известных ученых: Николоз
Бердзенишвили (1894–1965) опубликовал первый учебник истории Грузии; Мосе
Джанашвили (1855–1934), автор многих научных и популярных работ по истории,
этнографии и лингвистике, большинство из которых посвящено русско-
грузинским отношениям; Николоз Мусхелишвили (1891–1976), механик и
основатель грузинской школы математики, президент Академии наук Грузии в
1941–1972; Александр Цагарели (1844–1929), первый грузинский профессор-
филолог, член научных обществ России, Норвегии, Италии, Франции, один из
основателей Государственного университета Грузии; Илья Векуа (1907–1977),
математик и механик, президент Академии наук Грузии в 1972–1977.



[pic]



ПИРОСМАНИШВИЛИ (ПИРОСМАНИ), НИКО (1862–1918).

художник; самоучка, вошедший в число лучших мастеров мирового
«наивного искусства» и ставший самым известным из грузинских художников 20
в.
Родился в 1862 в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье. Рано
осиротел, оставшись на попечении двух сестер, которые в 1870 перебрались с
ним в Тифлис. Вернувшись в родное село в 1876, был пастухом. Первые
живописные навыки получил у странствующих художников, которые расписывали
вывески лавок и кабачков-«духанов». Вновь переселившись в Тифлис,
перебивался случайными заработками; открыл в 1882 мастерскую декоративных
росписей, однако это предприятие быстро прогорело. В 1890–1894 работал
кондуктором на железной дороге. Произведения, составляющие его живописное
наследие, датируются не ранее 1895.

Писал красками собственного изготовления; основой часто служила
дешевая черная клеенка, которую он частично оставлял нетронутой, прописывая
лишь наиболее яркие места. Часть его произведений составляют расписные
вывески, другую часть – картины-панно для украшения интерьеров. В отличие
от многих других мастеров «наивной живописи» (к примеру, А.Руссо),
Пиросмани (уменьшительное прозвище мастера) не копировал образцы «высокого»
искусства, но брал простые повседневные сюжеты и мотивы, изображая
характерные городские и сельские типажи (Дворник, 1904; Продавец дров, обе
работы – в Музее искусств Грузии, Тбилиси; Рыбак среди скал, 1906,
Третьяковская галерея), животных (Медведь в лунную ночь, 1905; Лань, 1916;
обе картины – в Музее искусств Грузии), «вывесочные» натюрморты со снедью и
бутылками, незамысловатые пейзажи (Гумно, 1915, Третьяковская галерея),
сцены пирушек (Кутеж трех князей, Музей искусств Грузии).

Будучи непрофессионалом, он не прибегал ко всякого рода сложным
приемам, дабы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя,
поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая
чувство щемящего одиночества. Даже большие многофигурные сцены (Пир во
время сбора винограда, там же) проникнуты этим отчуждением. Эффект
отчуждения натуры от художественного образа усиливается «странным»
колоритом, в целом достаточно строгим, порой даже мрачным, но внезапно
вспыхивающим пестрыми пятнами. Иногда Пиросмани обращался и к мотиву
«искусства в искусстве», живописуя театральные сюжеты (Сцены из пьесы
А.И.Сумбатова-Южина «Измена», частное собрание, Тбилиси), тоже обретающие у
него оттенок простодушной притчи на грани абсурда.

Увидев в нем соратника, художник-футурист И.М.Зданевич привез ряд
картин Пиросмани в Москву, показав на выставке «Мишень» (другой же из
братьев Зданевичей, Кирилл, стал первым исследователем его творчества; его
книга о Пиросмани вышла в Тбилиси в 1963). Однако это признание не принесло
художнику материального успеха.

Умер Пиросмани в Тбилиси 5 мая 1918. В 1982 в селе Мирзаани был
учрежден его музей. Более глубокому пониманию наследия мастера-самоучки
способствовал художественный фильм Пиросмани (1970, режиссер Г.Шенгелая),
главную роль, в котором сыграл грузинский художник-авангардист А.Варази.

Ортачалская красавица. [pic]



[pic]


ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ВДОВА...

Лишь неделя счастья выпала на долю писателя и дипломата Александра
Сергеевича Грибоедова и юной грузинской княжны Нины Чавчавадзе.
В этой трагедии было столько "романтического"! И отвергнутый
сиятельный обожатель, и упавшее кольцо, и солнце в знаке Скорпиона, и
опознание по раненной на дуэли руке, и юная вдова в черном, и подземный
ход!.. И даже, как положено, бриллиант - цена крови, огромный таинственный
алмаз в 240 каратов, камень Великих Монголов, который в качестве извинения
за убийство посланника отправил царю Николаю персидский шах. Но лучше, если
бы все это стало сюжетом захватывающей книги, а не реальной историей двух
любящих сердец...

ЧУДЕСНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ.

В Тифлис Грибоедов приехал в угнетенном состоянии духа. И дело было
даже не в том, что поездка в Персию страшила его. Он так и сказал Пушкину:
"Вы не знаете этих людей: вы увидите, дело дойдет до ножей". И о степени
своего героизма Александр Грибоедов уже не волновался. Это он в начале
персидской войны, вдруг заподозрив в себе постыдную трусость, выскочил на
холм, обстреливаемый особенно сильно, и простоял отмеренный им самим срок
под свистом пуль и снарядов. Помнится, и на дуэли, когда Якубович
прострелил ему руку, труса не праздновал. Просто ожидаемая опасность
заставила оглянуться на пройденный путь с обычным в таких случаях вопросом:
"Что сделано?" Да, "Горе от ума" и Туркманчайский договор отменно удались.
Но теперь он послан в Персию, чтобы следить за выполнением договора, и
многое там придется делать так, как делать бы не следовало. Для того ему и
дали этот "павлиний" чин министра-посланника...
Романтизм и сентиментализм всегда вызывали у Грибоедова ядовитейшую
улыбку. Но история его любви, совпавшая с этим сложным периодом жизни,
началась именно по законам сентиментализма...



ГДЕ ВЬЕТСЯ АЛАЗАНЬ...

Нину Чавчавадзе, дочь своего друга, он знал с детства, учил игре
на фортепиано. И вдруг увидел уже девушку - с прекрасными глазами и нежным
лицом. Поговаривали, что есть уже у Нины и настойчивый обожатель, почти
жених - Сергей Ермолов, сын грозного генерала Ермолова. Да, в одну минуту,
как в сентиментальнейших любовных романах, он, опытный дипломат, известный
писатель, вдруг влюбился, как мальчишка. "В тот день, - писал Грибоедов, -
я обедал у старинной моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против
Нины Чавчавадзе... все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю,
беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или
что другое придало мне решительность необычайную, выходя из стола, я взял
ее за руку и сказал ей по-французски: "Пойдемте со мной, мне нужно что-то
сказать вам". Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я
усажу ее за фортепиано... мы... взошли в комнату, щеки у меня разгорелись,
дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и
живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке ее, к
бабушке, к ее второй матери Прасковье Николаевне Ахвердовой, нас
благословили..."
22 августа в Сионском соборе в Тифлисе их венчали. Иерей записал
в церковной книге: "Полномочный министр в Персии Его императорского
Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов
вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя
Александра Чавчавадзева..." Накануне у поэта были жестокие приступы
малярии. Один из них случился во время самого венчания - выпавшее из
дрожавшей руки кольцо всех смутило...
Есть легенда, что сразу после свадьбы и нескольких дней торжеств
молодые супруги уехали в Цинандали, имение Чавчавадзе в Кахетии. В
известиях о Грибоедове есть десятидневный перерыв - с 26 августа, когда
состоялся бал у военного губернатора Тифлиса генерала Сипягина, и до 6
сентября, которым помечено письмо к одному из друзей. Так что пребывание
"там, где вьется Алазань", где воздух напоен ароматом цветов, аллеи тенисты
и над высоким обрывом стоит полу обрушившаяся церковка (в ней, говорят,
молодые отслужили благодарственный молебен), вполне возможно... Где, как не
здесь - в доме, в котором более тридцати прохладных комнат, а с широкой
веранды в ясный день видны лиловые горы и белые вершины Кавказа - где же
еще было пролететь "медовой неделе"...
Молодая чета отправилась в Персию с большой свитой. В караване
было сто десять лошадей и мулов, ночевали в шатрах на вершинах гор, где
царил зимний холод. В Эчмиадзине состоялась пышная встреча. Армянские
монахи вышли с крестами, иконами и хоругвями. Грибоедов заночевал в
монастыре и начал письмо к своей петербургской приятельнице Варваре
Семеновне Миклашевич, в котором хвастался прелестью, игривостью своей
молодой жены. А она в этот момент заглядывала ему через плечо и вдруг
сказала: "Как это все случилось? Где я и с кем! Будем век жить, не умрем
никогда!" Это было само счастье, и письмо осталось неоконченным...


"ЖЕСТОКОЕ СЕРДЦЕ"


После Эчмиадзина ждала Грибоедовых освобожденная русскими
Эривань. Встречали пятьсот всадников, ханы, армянское и православное
духовенство, полковая музыка. Восемь дней пролетели как один. Приехал тесть
Александр Чавчавадзе, теперь начальник Эриванской области. Отец и мать Нины
проводили Грибоедовых и в семи верстах от города простились с любимым зятем
навсегда...
Не желая подвергать Нину опасности в Тегеране, Грибоедов на
время оставил жену в Тавризе - своей резиденции полномочного представителя
Российской империи в Персии, и поехал в столицу на представление шаху один.
Въезд в столицу пришелся на воскресенье 5-го дня месяца реджеб,
когда солнце стоит в созвездии Скорпиона. В глазах персов это было дурным
знамением и сразу вызвало неприязнь населения. Обстановка же и без того
была угрожающей. Оберегая интересы России, министр-посланник, однако,
настаивал, чтобы не давили на Персию так сильно с уплатой контрибуции. Но в
Петербурге были другого мнения и требовали, чтобы Грибоедов держался как
можно тверже. Он так и делал, не угождал, не льстил и, что для персов было
особенно обидно, не давал, и не брал взяток. За это его прозвали "сахтир" -
"жестокое сердце".

ТЕГЕРАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ.

Тоскуя по молодой жене, Грибоедов купил красивую чернильницу,
отделанную фарфором, и отдал граверу с текстом на французском: "Пиши мне
чаще, мой ангел Ниноби. Весь твой. А.Г. 15 января 1829 года. Тегеран".
Потом было письмо к Макдональду, коллеге, представителю Англии в Иране, и
его супруге, с которыми в Тавризе общалась Нина. Александр очень
беспокоился о жене и терзался тем, что вынужден оставлять ее одну в
нездоровье - Нина очень тяжело переносила беременность. "Через восемь дней
я рассчитываю покинуть столицу", - писал Грибоедов, имея в виду отъезд из
Тегерана в Тавриз. Но этому не суждено было случиться... 30 января
Грибоедова, а с ним еще более пятидесяти человек, растерзала толпа
религиозных фанатиков, подстрекаемая теми, кого бесила настойчивость
русского посла в вопросе возвращения пленных, подданных России, на родину.
Попытка иранских друзей вывести российского посланника и тех, кто был с
ним, через подземный ход не удалась. Александр Сергеевич Грибоедов пал на
поле брани с обнаженной саблей в руке. Бесчинствующая толпа таскала его
изуродованный труп по улицам несколько дней, а потом бросила в общую яму,
где уже лежали тела его товарищей.



СТРАШНОЕ ИЗВЕСТИЕ.

Позже, когда русское правительство потребовало вернуть тело
Грибоедова в Россию, его опознали лишь по руке, простреленной пулей
Якубовича...
А Нина тем временем оставалась в Тавризе. Окружающие, боясь за
нее, скрывали страшную весть. Говорили, что она должна ехать в Тифлис,
дескать, Александр Сергеевич занемог, уехал туда и велел следом
отправляться и ей. Нина отвечала: "Пока не получу письмо от мужа, никуда не
тронусь". И лишь 13 февраля по настоятельной просьбе матери она покинула
Тавриз. В Тифлисе Нина узнала, что муж мертв, и у нее случились
преждевременные роды. Об этом в ее письме Макдональдам в Тавриз: "...Спустя
несколько дней после моего приезда, когда я едва отдохнула от перенесенной
усталости, но все более и более тревожилась в невыразимом, мучительном
беспокойстве зловещими предчувствиями, сочли нужным сорвать завесу,
скрывающую от меня ужасную правду. Свыше моих сил выразить Вам, что я тогда
испытала... Переворот, происшедший в моем существе, был причиной
преждевременного разрешения от бремени... Мое бедное дитя прожило только
час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь,
найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания. Все же успели
окрестить ребенка и дали ему имя Александр, имя его бедного отца..." На
семнадцатом году жизни надела Нина Грибоедова черное платье и не снимала
его 28 лет, до самой могилы. Грузинские женщины часто ходят в черном, так
что ее вдовий наряд удивлял лишь в первые годы. В 1857 году в Тифлисе
вспыхнула холера. Нина отказалась уехать из города и, ухаживая за своими
родственниками, заболела сама и умерла.
...Высоко над Тбилиси, в монастыре св. Давида, что на горе
Мтацминда, покоится их прах. Сюда, к увитой плющом нише с двумя могилами,
приходит много людей. На одном из надгробий, обхватив распятье, рыдает
коленопреклоненная женщина, отлитая из бронзы. Все свое великое и трепетное
чувство вложила Нина в слова, горящие на холодном и тяжелом черном камне:
"Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя
любовь моя!"



Литература.



1. Официальный саит Грузии - www.all.ge “Культура Грузии”
2. Журнал «Вся Грузия» - Опубликованная «09.16.2001.» г. Тбилиси.
3. Первый Тбилисский канал. Программа - «Великие люди Грузии»
«03.23.2002.» Тема: «Нина Чавчавадзе».
4. Информация полученная от “Посольства Грузии в Россииской Федераций.”
5. Журнал “ХХ Саукуне” издатель “Лаша Табукашвили” Тбилиси 1997г.



XIII Заключение.


Написав этот реферат я выучил и узнал для себя много нового и я
думаю, что и вы тоже узнали много интересного касающееся Грузинской
культуры. Я рад, что выбрал эту тему.




Реферат на тему: Культура Исламского Востока

Воронежский государственный агроуниверситет
факультет агробизнеса



Курсовая работа по теме


" КУЛЬТУРА ИСЛАМСКОГО ВОСТОКА "



студента 1 курса заочного отделения
высшего образования
набор октября 1998 года


Комарова Алексея Анатольевича

Учебный шифр: АБ/98115



Домашний адрес:
г. Воронеж
Московский пр., д. 95, кв. 2



СОДЕРЖАНИЕ



|Введение |3 |
|Культура Исламского Востока |4 |
|Ислам - вера и образ жизни |4 |
|Ислам в новое и новейшее время |17 |
|Список литературы |22 |

1. ВВЕДЕНИЕ

Культуру Востока невозможно рассматривать, не затронув такую тему, как
религия. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после
христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая
численность мусульман на земном шаре достигает 900 миллионов человек (около
90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в
зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты,
почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более
чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35
мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов
населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением
Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане,
Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран
последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей
(Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в
некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау,
Камерун, Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной
численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и
Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде,
Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия,
Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада,
Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, на
островах Фиджи.
В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или
официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран,
Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их
официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика
Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

2. КУЛЬТУРА ИСЛАМСКОГО ВОСТОКА



1. ИСЛАМ - ВЕРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ



Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все
времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и
политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются, как можно больше людей
объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев
своих отцов.
Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев
населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий
мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама:
"нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь
кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый,
единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах
избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст
священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма). За
14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную
массу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев
и культурных ориентаций.
Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известных
всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых
восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабского
письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и
Америке: "Аллаху акбар" - "Аллах самый великий!" и т. д.
Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится 112 суре (главе)
Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: "Он - Аллах
единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никого
подобного ему, никогда". По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие
ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль
аль - китаб, т. е. "люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в того
же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисей
(Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили
и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада,
своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как бы
последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее
предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда
всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в
адский огонь.
Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и
неграмотный. Почти всякий знает и "пять столпов" ислама, пять главных
обязанностей верующего. Первый из них - молитва (салят). Молитва мусульман
состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных
религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать
их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное
омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане
должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села,
округа.
Мечеть (масджид) - и место моления, и помещения для религиозных школ, и
центр религиозных проповедей и диспутов.
Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум).
Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений.
Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято
молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми
размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных,
путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того,
существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и
соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по
значению праздником в исламе.
Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое
количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина.
Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в
азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти и
другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в
семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах
усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в
рамадан.
Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у него
есть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж -
паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба
- небольшое здание, в юго - западной угол которого вмурован "черный камень"
(издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба
людям как знак своего могущества и благоволения.
Паломничество совершается в месяце зу - ль - хиджжа, который, как
рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное
время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию
ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду
из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные
процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о
пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.
Хаджж завершается праздником ид аль - адха, во время которого в память о
жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание
хаджжа является главным мусульманским праздником, который отмечается
молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди,
совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются
уважением родных в своих родных местах.
Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог на
имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется
среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается
еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.
На самом деле все эти социально - экономические регуляторы
справедливости внутри исламской общины с самого начала были и остались
благими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом,
садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко
обходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансового
предприятия кредитора и должника.
Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так
уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных
случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена
песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для
путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее
число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит
в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но
зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться
любым удовольствиям.
Иногда к "столпам ислама" причисляют джихад. В средние века
действительно одним из предписаний мусульманской религии состояло участие в
священной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что
само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и
в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение
восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются “запретными”) надлежит
воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их
имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам,
свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям.
Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному
толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое
различие между приверженцами разных немусульманских религий. К
многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов,
отношение резко враждебное: “О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из
неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И
знайте, что Аллах — с богобоязненными!” (9: 124). К людям же, “имеющим
писание”, то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают
уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на
путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть
предписание воевать с теми, “которым ниспослано писание”, — с иудеями и
христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины
(9: 29). На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных
религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие
или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата)
мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к
истребительной войне против всех иноверцев.
В сегодняшнее время понятие джихад трактуется значительно шире, и именно
в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в
частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских
конференций.
Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги
ислама - Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран
произносился и записан по-арабски. В ритуальных целях он используется в
арабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к
Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые
мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни
общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что
есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком;
что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной,
Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют
ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из
древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога
и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все
получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться
в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует
божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил
его судьбу.
Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими
моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей,
то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и
христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни
и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не
менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым,
прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это
его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное
предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности
человека воле Аллаха.
Ислам является очень широкой по охвату системой социального
регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно
значимыми.
Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем
возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в
присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных
текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для
женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до
четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее
время на практике многоженство встречается относительно редко, а в
некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством.
Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят
обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба,
головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День
Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и
намерения.
Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат
разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы – шарфа, особо
повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов
посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для
носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман.
Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33
бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное
восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен"
считается благочестивой обязанностью.
Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым,
воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.
п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства,
нет.
В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов
отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное
существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране
признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя
жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права
женщины — право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил
положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.
В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же
патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но
имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным
фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных
призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная
собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне
законной, ростовщичество же осуждается: “Аллах разрешил торговлю и запретил
рост” (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между
интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших
от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.
Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама, мы
без труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское
мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу
— к разлагавшемуся родоплеменному быту арабов. Идеология арабов проще,
грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников и
земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.
Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его
возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе,
реодолевая сопротивление родо-племенной аристократии, склонной к
сепаратизму восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно
скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала
воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из
кризиса: завоевание новых земель.
Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в
короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья
и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под “зеленым
знаменем пророка”. В покоренных арабами странах повинности крестьянского
населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам;
и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей
в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро
стал превращаться в наднациональную, “мировую” религию. Уже в VII-IX вв.
ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах
халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и
границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии,
опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в
XIV-XVI вв. , главным образом через арабских и индийских купцов, и почти
начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам
проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам
Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной
Сибири.
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности
религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли,
напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных
течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.
Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением
шиизма (“шия” по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движении
проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то
есть что это была своего рода религиозная оболочка национального
антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм
принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы
среди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый
халиф — Али был кровным родственником пророка — его двоюродным братом и
зятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как
они были не из рода пророка, а были “избраны” религиозной общиной, то есть
попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о
преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али
был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм
широко распространился как выражение протеста против власти Арабского
халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали
мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный
праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят
себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти
мучеников.
Главная черта шиизма — вера в то, что законными преемниками пророка
Мухаммеда — имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а “избранные”
общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну,
составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался
единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало
течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатый
имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает
невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди.
Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране
и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной
государственной религией.
Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и
составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее
основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана,
Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно
воплощается “мировая душа”. Эти имамы образуют наследственную династию
Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с
членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских
религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.
От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов —
демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины
Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до
XI века.
От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая
мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых
походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от
названия секты происходит французское слово “assassin” — убийца.
Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей
халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази
последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший
большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают
законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем
возникло мутазилитское течение.
Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном
духе, доказывали “справедливость” бога, наличие свободной воли у человека,
признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом.
Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для
своей власти.
Но вскоре (коней IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в
халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности,
“несотворенности” Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на
дальнейшем развитии мусульманского богословия.
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре
школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их
основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего
фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась
среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа
маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы,
распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира,
допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности
и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.
В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское
течение суфизма (от слова “суфи” — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось
в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении
сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не
придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного
богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до
пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление
или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного
представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое
значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое
течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских
фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.
Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих
монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были
признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали
монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов,
обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою
очередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена
применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и
другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое
значение мистическому возгласу: “Ху!”.
С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие
первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово
“тарикат” по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение
фанатиков, проповедовавших “священную войну” против христиан и других
неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе
(Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды
— послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику.
Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.
В новейшее время усложнение социально-экономических и политических
условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в
XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель
Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши
городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой
ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни
первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов,
уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не
признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой
борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве
Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой
и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области,
ваххабитизм сделался господствующей религией.
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и
крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед
Али, принявший прозвище “Баб” (“врата” в смысле посредника между людьми и
богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство
и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил
себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон.
Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму.
Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было
жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850
год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого
настроя. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший
прозвище “Бехаулла”, существенным образом изменил бабистское учение. Он
тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и
пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь,
прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние
христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы
подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться
бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось
больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная,
модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в
Западной Европе и в Америке.
Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные
движения в колониальных странах. Самое известное — махдистское движение в
Судане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себя
махди (то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбой
мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный
Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось
около 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом.
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она
энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная
жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые
отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком
религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место
полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства
(халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло
штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И
уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе
— шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские
богословы.
Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше
светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,— это,
собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата.
Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата.
Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет
улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе
мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам —
видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом
разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права
считались непререкаемым законом.
Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто
религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы —
медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты
изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык
преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская
система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для
них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной
экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и
это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф).
Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из
пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней
Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они
приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось
многочисленное духовенство.
Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими
религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах
мусульманские верования очень часто переплетаются с древними,
домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах,
распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую
оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями,
которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней
Азии, культ святых связан с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, а
на самом деле древних местных святилищ. Более того, в последнее время в
исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в
него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу
земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму.
Повсюду в среде мусульман распространена также вера в магию, ношение
амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют функции
заклинателей, знахарей.
Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с
христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам
почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где
сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде
христианство (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия). На Кавказе
большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства,
позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы,
часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были
некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде
христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо
мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с
Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате
христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в
результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не
идейной победы одной религии над другой.
Почему же религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией
Христа? Видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятности
народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-
феодальный быт.
В последние десятилетия, после первой мировой войны, во многих странах
произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние религии. Развернувшееся
после второй мировой войны широкое прогрессивное демократическое движение в
странах “третьего мира” привлекло к еще более радикальным переменам в
мусульманских традициях и к их общему ослаблению. Характер перемен
происходил сообразно различным социально-политическим условиям.
Речь идет не только о мелких и внешних уступках мусульманского
духовенства требованиям времени: смягчение или отмена старых запретов,
модернизация культа и пр., но и о более глубоких сдвигах. В ряде стран
проведены прогрессивные реформы, означающие решительную перестройку
правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию церковных земель,
ограничение сферы действия шариата (не в пример возвращение к законам
шариата в Чечне), введение светского школьного и университетского обучения.
В частности, особенно радикальные реформы произошли в Турции после отмены
султаната и учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-е годы).
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых
являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое
представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей
верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в
современном мире.
Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема
соотношения государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей
посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего
особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да
отчасти и на практике - нераздельны.
Лозунг превращения религиозной общности всех мусульман в единство
политического порядка не раз выдвигался и поддерживалс

Новинки рефератов ::

Реферат: Миграционная политика государства (Социология)


Реферат: Вопрос радиационной безопасности в экологическом образовании в средней школе (Педагогика)


Реферат: Анна Герман (Исторические личности)


Реферат: Начало самодержавия в России, государство Ивана IV (История)


Реферат: Информационная инфраструктура организации (Менеджмент)


Реферат: Изменчивость живых организмов (Биология)


Реферат: Педагогический инструмент социального педагога по работе с подростками (Педагогика)


Реферат: Информационная система и организация (Менеджмент)


Реферат: Кризис политической системы СССР в период 1986-1991 годов (История)


Реферат: История музыки (Музыка)


Реферат: Разработка технологического процесса упрочнения кулачка главного вала с использованием лазерного излучения (Металлургия)


Реферат: ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НИТРАТОВ И НИТРИТОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (Спорт)


Реферат: История социологии. Социология Маркса (Социология)


Реферат: Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов у детей (Педагогика)


Реферат: Молодежь в современном Российском обществе (Социология)


Реферат: Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения (Педагогика)


Реферат: Висловлювання відомих діячів про мову (Журналистика)


Реферат: Гражданский кодекс (Право)


Реферат: Матричные операции в вейвлетном базисе (Математика)


Реферат: Город Муром во второй половине 20 века (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист