GeoSELECT.ru



Банковское дело / Реферат: Мотивация труда банковских работников (Банковское дело)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мотивация труда банковских работников (Банковское дело)



МОТИВАЦИЯ ТРУДА БАНКОВСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В основных разделах банковского менеджмента - экономическом,
организационном, социальном, психологическом, правовом - мотивация
трудовой деятельности персонала банка становится все более и белее
актуальной.
. В условиях понижения доходности банковских операций и
ужесточения конкуренции именно в мотивации сотрудников могут быть
найдены те резервы, которые позволят банку не только пережить трудные
времена, но и создать предпосылки для развития и процветания в будущем.
Обеспечение трудовой мотивации (т.е. побуждение к достижению
необходимых результатов в деятельности) сотрудников банка является одной
из важнейших функций современного руководителя. В связи с ростом
интенсивности работы в банковской сфере, а также с внедрением новых
банковских технологий и возрастанием уровня сложности работ решение
производственных задач все сильнее увязывается с человеческим фактором,
с отношением персонала к работе, личной заинтересованностью в повышении
качества работ, готовностью творчески подходить к решению задач. В
данной ситуации для достижения целей организации руководитель все
больше должен ориентироваться на внутренние побудительные факторы -
потребности и ценностные ориентации работника.
Имевшая место в начале 90-х эйфория в связи со снятием ограничений на
материальное стимулирование и надежда на то, что хорошая зарплата решает
все вопросы с мотивацией, привела к увеличению перекоса в пользу внешних
побудительных факторов, которые еще во времена советской экономики
доминировали над внутренними.
Очевидно, что в условиях рыночной экономики методы мотивации, в первую
очередь система денежных поощрений и штрафов позволяет существенно
уменьшить субъективизм в работе с персоналом. Однако, сейчас каждый
руководитель видит какие изменения произошли в сотрудниках за последние
несколько лет, как поменялись их запросы и приоритеты. К тому же ситуация
на финансовых рынках заставляет изыскивать подходы к сокращению издержек, в
том числе за счет фондов материального стимулирования. Поэтому необходимо
восстановить (а где его не было - найти) разумный баланс между внутренними
и внешними побудительными факторами.
Руководители не всегда четко представляют, какие мотивы стимулируют их
подчиненных на эффективную работу. Эта проблема присуща многим организациям
и предприятиям во всем мире. Исследования, проведенные в организациях
Западной Европы и Америки, показали, что руководители часто переоценивают
значимость для работников «базовых мотивов», таких как зарплата,
безопасность, надежность и недооценивают внутренние стимулы к работе -
самостоятельность, творчество, желание достичь высоких результатов. Так,
при выборе из десяти основных факторов удовлетворенности работой их
подчиненных руководители на первые места выделили: хорошую зарплату,
надежность рабочего места, возможность должностного роста, хорошие условия
труда. Когда отвечали сами работники, они на первые места поставили такие
факторы: человеческое признание, владение полной информацией, помощь в
личных делах, интересная работа.
Проведенный опрос руководителей подразделений Московского банка Сбербанка
России показал идентичность результатов, т.е. наши руководители, также как
и их зарубежные коллеги недооценивают внутренние потребности работников в
отношении к труду. Интересно отметить, когда руководители сами отвечают за
себя, что их побуждает к эффективной деятельности, то они, как и работники,
приоритет отдают второй группе факторов.
Более дифференцированный анализ мотивов к труду выявил, что существуют
принципиальные отличия у работников мужчин и женщин , а также у разных
возрастных групп работников Сбербанка. Для мужчин наиболее значимым
мотивом является содержание и характер труда. Для молодых специалистов
Сбербанка большое значение имеет возможность совмещать учебу и работу. Для
женщин, имеющих семью, значимой является возможность проводить
организованно семейный досуг, отдых совместно с детьми.
Руководители (как наши, так и зарубежные) часто недооценивают такие стимулы
к труду, как: четкая постановка задач и организация работы, положительный
результат в работе, своевременная информированность, хорошая
психологическая атмосфера в коллективе, а также факторы, дестимулирующие
работников к труду: необоснованную критику, отсутствие признания,
некомпетентность руководителя, перегруженность или недогруженность работой,
неясность функций, целей.
Известный японский менеджер А.Морита обращал внимание руководителей на
необходимость учитывать внутренние мотивы работников к труду:»Людям нужны
деньги, но они хотят получать удовольствие от своей работы и гордиться ею».

Сотрудник должен обладать известной свободой действий, иметь
возможность самостоятельного выбора путей решения задачи, и, в то же
время, должен жестко вписываться в существующие технологии, при этом
хорошо понимая не только цели своей деятельности, но и цели своего
подразделения ,а также цели и приоритеты банка в целом.
Таким образом, новые банковские технологии требуют новых,
соответствующих современной ситуации подходов к мотивации сотрудников
банка.

У каждого руководителя( в особенности если у него достаточный стаж
работы в руководящей должности) имеются свои представления об
эффективных методах мотивации. Как правило, это недостаточно
систематизированные знания , почерпнутые из книг по руководству
персоналом, из различного рода «внутрифирменных» памяток и положений, из
опыта общения с другими руководителями. Кроме того, эти знания
подкрепляются представлениями о «наиболее работающих» методах,
доказавших свою эффективность в практике повседневного руководства
персоналом.

В силу вышеизложеннных причин, а также вследствие практического
отсутствия у современного руководителя банка резервов свободного времени
имеются ограничения в реализации традиционных подходов к обучению
руководителей. Необходима особая система подготовки
руководителей,удовлетворяющая требованиям и условиям сегодняшней
ситуации.
С нашей точки зрения, система подготовки руководителей должна
соответствовать следующим основным принципам:
опора на имеющиеся у руководителей теоретические знания и практический
опыт;
опора на конкретный «материал» (специфика деятельности и особенности
персонала ) организации;
применение активных методов обучения;
обеспечение необходимой результативности за минимальное время.



ОПОРА НА ИМЕЮЩИЕСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:

В большинстве случаев (за исключением вновь назначенных
руководителей, а также лиц, состоящих в резерве на руководящие
должности) нет необходимости в базовом курсе по основам менеджмента или
управлению персоналом, т.к. большинство руководителей банка достаточно
хорошо информированы по этому поводу. Вместе с тем, для поддержания
достигнутого уровня, а также с целью углубления знаний по отдельным
разделам менеджмента необходима периодическая «информационная подпитка»
в виде памяток, выдержек из внешних публикаций, аналитических обзоров
по материалам внутрибанковских исследований.

КОНКРЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ

Каждая организация имеет свою специфику, и это касается не только
особенностей организационной культуры ( нормы, традиции, корпоративный
дух), но и структурных характеристик человеческих ресурсов (
структурирование может проводиться по различным основаниям - возраст,
образование, пол, стаж работы в организации и т.п.).
Для руководителей высшего уровня особое значение имеют навыки
групповой ( коллективной ) мотивации. В связи с этим при создании систем
трудовой мотивации важно учитывать неоднородность персонала, исходить из
того, что различные категории сотрудников отличаются по своим
предпочтениям в ценностных ориентациях . Значимость различных
побудительных факторов к труду изменяется с возрастом, с изменением
должностного и семейного статуса.
.
Управление персонала Московского Сбербанка регулярно проводит
исследование мотивов и ценностных ориентаций сотрудников подразделений
банка. При этом отдельно анализируются результаты по различным группам
персонала данного подразделения. Данные материалы периодически
сообщаются руководству банка, а также используются в ходе проведения
активных форм обучения ».

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ .

Обычно руководителя подразделений банка бывает трудно оторвать от
работы более чем на два - три дня. Поэтому работа с данной категорией
персонала должна быть максимально насыщенной и уплотненной. Этим
требованиям в наибольшей степени соответствуют различные формы активного
обучения - тренинги, круглые столы, оргдеятельностные игры, практические
семинары и т.п. Обучение проводится в малых группах, что позволяет
вовлечь в совместную работу всех участников, активно задействуются
социально-психологические механизмы мотивации и коллективного
творческого процесса.
Тема мотивации прорабатывается не изолированно , а «проигрывается»
в контексте достижения поставленных перед участниками организационной
цели. Обычно это происходит в ходе разработки конкретных проектов
развития перспективных направлений банковской деятельности, при этом
одна из подгрупп прорабатывает задачу обеспечения мотивации и
стимулирования сотрудников в ходе реализации разработанного проекта.
Такой подход с нашей точки зрения имеет ряд преимуществ:
5. в центре обсуждения находится не абстрактный раздел
менеджмента, а конкретная практическая задача;
6. опосредованность практической задачей других, обеспечивающих ее
решение управленческих мероприятий , позволяет наглядно
продемонстрировать целостность и взаимосвязь основных
составляющих современного менеджмента;
7. проекты разрабатываются для конкретных подразделений, с учетом
специфики их деятельности и особенностей персонала.

При разработке системы стимулирования рабочей мотивации персонала
задаются следующие критерии:

Комплексность:

Деятельность человека побуждается целым комплексом причин
(осознаваемых и неосознаваемых), находящихся в сложном переплетении, а
зачастую в противоречии. Сумма векторов разнонаправленных тенденций в
конечном счете определяет направленность активности. Для стимулирования
труда очень важно создать баланс внешних и внутренних стимулов,
сочетать материальные и «моральные» (духовные) стимулы к труду.

Определенность:

Система критериев, которые определяют характер стимулирования,
должна быть однозначно сформулирована и понятна для всех сотрудников.
Сотрудники должны четко понимать, какие их действия являются
желательными для организации, какие терпимыми, а какие недопустимыми.
Проще говоря, сотрудник должен ясно понимать, за что его в
профессиональной деятельности будут поощрять, а за что наказывать, и
какова может быть величина этих поощрений и наказаний.

Объективность:

Работник должен быть уверен в том, что его деятельность будет
объективно оцениваться . Поощрение или взыскание должно носить
персональный и конкретный характер. При этом очень важно, чтобы
справедливым было не только наказание , но и поощрение, т.к.
незаслуженное поощрение вредит делу еще больше, чем незаслуженное
наказание . Поощряться должен каждый конкретный заслуживающий того
работник: установлено, что если поощряется коллектив в целом, это носит
меньший стимулирующий эффект.

«Неотвратимость» стимулирования:

Система стимулирования труда должна обеспечивать у сотрудников
уверенность в том, что их «правильное» или «неправильное» поведение
неизбежно приведет к поощрению или наказанию. Вместе с тем, эффективно
работающий руководитель хорошо знает, что иногда лучше «не заметить»
упущения в работе, чем никак не отреагировать на достижения.

Своевременность:

То, что является сегодня значимым для человека, завтра может
потерять свою актуальность. О человеке, который долго ждал чего-то, а
затем перестал ждать и смирился, говорят: «он пережил свои желания».
Система стимулирования должна работать оперативно, подкрепляя успех или
заставляя изменять «неправильное» поведение, с тем, чтобы сотрудник
четче согласовывал свои действия с интересами организации.

В некоторых случаях список выделенных критериев может быть
дополнен в ходе группового обсуждения с участием руководителей , если
этого требует специфика подразделения, для которого вырабатывается
система мотивации.

В результате групповой работы может быть получен продукт разного
уровня и разного качества . Это зависит и оттого, какая задача была
поставлена, и от возможностей группы. В одних случаях мы можем
ограничиться простым обменом мнениями по заданной теме, в других
добиться согласования позиций и выработки общих точек зрения. В
качестве наиболее привлекательной цели мы видим создание положения о
системе мотивации, которое стало бы затем нормативным документом,
определяющим деятельность руководителей в данной сфере. Для внедрения
системы мотивации особенно важно то, что ей будут пользоваться
руководители, которые сами ее разрабатывали.

Таковы в общем виде наши представления о том, каким образом могут
углублять свои знания в области управления персоналом руководители
банка. Разумеется, все эти мероприятия проводятся на фоне существующей
организационной культуры ,сложившихся в организации традиций и норм, и
это необходимо учитывать при работе с руководителями..
Наш опыт показывает, что в тех подразделениях, в которых создаются
условия для обмена опытом , активизации интеллектуальных и творческих
ресурсов руководителей для решения общих и конкретных задач, в том числе
и проблем стимулирования, мотивации работников к эффективному труду,
наряду с материальными эффективно используются социально-психологические
стимулы:
- создание в коллективе положительной психологической атмосферы,
способствующей сплочению сотрудников и нацеленности на решение
поставленных производственных задач;
-формирование у работников клиентоориентированной направленности
в работе, выделение приоритетов качественного обслуживания клиентов;
-закрепление в коллективах творческого отношения к труду,
поощрение разумной инициативы и творческой активности, направленной на
решение стоящих перед коллективом задач.




Реферат на тему: Надежность коммерческих банков и основные методы ее определения

Аннотация
В данной бакалаврской работе объемом 45 страницы, включающим 2 таблицу,
3 схемы, 8 приложений, изучается актуальная для современной банковской
практики проблема надежности коммерческих банков.
Факторы, определяющие надежность коммерческого банка: характеристики
состояния Банковской системы РФ на современном этапе, причин кризиса
банковской системы, методы определения надежности коммерческими банками.
Рассматриваются внешние и внутренние банковские риски и вопросы управления
рисками. Раскрывается необходимость и процедура управления кредитным
риском.
В исследовании использовались материалы независимого агентства «ИЦ
Рейтинг», работающего на рынке банковской информации, монографии, статьи,
данные финансовой отчетности предприятий и фирм.



Abstract
In given bakalavr work by volume 45 pages, including 2 tables, 3
schemes, 8 exhibits, is studied actual for modern bank practical persons a
problem to reliability of commercial banks.
The factors, defining reliability of commercial bank: features of
condition of Russian Bank system on modern stage, reasons of crisis of bank
system, methods of determination of reliability by commercial banks. They
are considered external and internal bank risks and questions of risk
management. Opens need and procedure of credit risk management.
In study were used the material independent agency «Rating», working at
the market of bank information, monographs, article, given financial
reporting of enterprises and companies.
Содержание

Введение 5


Глава 1. Надежность коммерческих банков как необходимое условие развития
банковской системы России 10

1.1. Факторы, определяющие надежность коммерческого банка. Основные
подходы к оценке надежности коммерческих банков 10
1.2. Анализ надежности банков Банком России. Функции ЦБ направленные
на поддержание надежности коммерческих банков 13
1.3. Анализ надежности коммерческого банка на основе рейтинговой
системы 15
1.4. Анализ надежности коммерческого банка на основе публикуемой
отчетности 18

Глава 2. Банковские риски, их классификация. Средства управления рисками
22

2.1. Понятие банковского риска. Виды банковских рисков 22
2.2. Средства управления рисками 27

Глава 3. Формы минимизации банковских рисков в кредитной практике
коммерческих банков 28

3.1. Кредитный риск в деятельности коммерческого банка 28
3.2. Основные положения и процедуры кредитной политики.
Предоставление кредита и анализ источников погашения кредита 30
3.3. Предоставление кредита и анализ источников погашения кредита 32
3.4. Обеспечение кредита. Методы оценки кредитоспособности заемщика.
33
3.5. Наблюдение за кредитом. Проблемные кредиты и работа с ними 35

Заключение 38


Список используемой литературы 40


Приложения 42



Введение

Переживаемый в настоящее время тяжелый финансовый кризис, поразивший
банковскую систему России свидетельствует о том, что банковская система
оказалась в целом парализованной и неспособной ни проводить платежи своих
клиентов, ни своевременно рассчитываться с кредиторами. Стало очевидно, что
в России появилась необходимость не просто укреплять или совершенствовать
имеющуюся банковскую систему, а в скорейшие сроки создать качественно иную
систему, адекватную имеющимся реалиям.
В сегодняшних условиях для каждой кредитной организации, а не только
для банков, становится актуальным разработать свой собственный путь
вхождения в новую систему, позволяющий занять в будущем стабильное
положение. Для этого необходимо, во-первых, четко осознать что же все-таки
произошло с банковской системой на самом деле, в чем состоят ее основные
недостатки, какие ошибки были допущены самими банками. Во-вторых, следует
понять, какие полезные элементы необходимо развивать в обновляемых и вновь
создаваемых коммерческих банках и в каком направлении им целесообразно
развиваться. Не претендуя на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов
указанных выше вопросов, попробуем рассмотреть некоторые практические
подходы к решениям, которые могут оказаться полезными для банков.
Многие болезни предприятий и банков, связанные как со спецификой вида
бизнеса, так и со стадией его развития, давно известны и описаны в мировой
практике, например, болезнь, названная "синдром большого бизнеса",
поражавшая в разное время крупнейшие компании США, Западной Европы и
Японии. Она возникает всегда, как только масштабы бизнеса перестают
соответствовать применяемым компаниями системам управления и, в частности,
внутренним структурам, методам организации бизнеса в целом. Ведь не
случайно крупные зарубежные банки, попавшие в трудное положение, например,
Credit Lionnas, Credit Suisse и ряд японских, перед этим стремительно и
порой неразборчиво обрастали сомнительными активами. Эта же болезнь стала
главной причиной недавнего резкого ухудшения финансового положения банка
Long-Term Credit Bank of Japan Ltd. (LTCB). И хотя внешней причиной
называются "плохие кредиты", но это лишь следствие тяжело протекающей
банковской болезни. Однако в российском банковском кризисе много
особенного. Очевидный факт - упали и фактически обанкротились далеко не все
российские банки. Немало средних и небольших банков продолжают работать, не
задерживая перечисление денежных средств своих клиентов, а всем известные
гиганты лежат. Казалось бы, парадокс, что от действий правительства по
изменению условий игры на финансовом рынке пострадали в первую очередь
крупные банки. Однако это вполне закономерно. Многие крупные банки делали
ставку в основном на спекулятивный бизнес У руководителей наших крупнейших
банков оказалось в дефиците важнейшее качество профессиональных банкиров -
разумный консерватизм. Банкир не имеет права быть азартным игроком. Ведь
далеко не все банки покупали ГКО, некоторые их не приобретали никогда,
отказываясь от легкой прибыли. Конечно, такие банки, предпочитавшие
работать с реальным сектором, быстро не богатели. Но банки и не должны
расти слишком быстро, в этом бизнесе лучше быть медленно растущими
деревьями, чем быстро растущими грибами.
Быстрое разрастание российских коммерческих банков на государственных
средствах и спекулятивных операциях без твердой опоры на реальную экономику
обрекало их на неминуемые проблемы в будущем. То, что с надежностью крупных
банков не все обстоит так просто, как принято считать, были основания
говорить еще два года назад[1]. Не зря же некоторые банки, возглавляемые
опытными руководителями, сознательно тормозили темпы своего роста, а
точнее, его количественные показатели[2].
Самым уязвимым местом оказалось качество управления банковской
деятельностью. Происходивший быстрый рост ни у кого из теперешних банкротов
никогда не сопровождался адекватным совершенствованием системы управления.
Теперь трудно сказать почему: то ли банкирам не хватало квалификации для
правильного понимания ситуации, то ли откладывали на потом, когда не будет
столь выгодных сделок и появится больше времени, а может, просто хотелось
на этом сэкономить. Но факт остается фактом - в наших крупнейших банках
многие важнейшие внутренние механизмы не создавались вообще. Оценивая
ситуацию теперь, можно сказать, что руководители упавших банков не только
допустили неоправданные в банковском бизнесе риски, но и неверно понимали
ситуацию в российской деловой среде и ее специфику, не готовясь адекватно
реагировать на ее изменения. А значит, если бы указанные банки не упали
сейчас, то это обязательно произошло бы с ними позднее.
Во-первых, финансовый кризис и падение банков не было случайностью, а
явилось следствием окончания определенного этапа жизни страны и перехода
государства в иную систему функционирования. Фактически то, что началось
после 17 августа 1998 г. и продолжается в настоящее время, есть
кардинальные революционные изменения, независимо от того, нравится нам это
или нет. Необходимо реально воспринимать действительность, понимая, что
возврата в ту деловую среду, которая благоприятствовала расцвету упавших
банков, уже не будет. И не потому, что власть или граждане не хотят туда
вернуться, а потому, что для этого нет и не предвидится условий.
Мировые финансы сегодня находятся в более сложном состоянии, чем
несколько лет назад. В России под обещания реформ оказались проеденными и
разбазаренными как кредиты международных организаций, так и средства,
полученные от экспорта сырьевых ресурсов. Деловая активность в развитых
странах падает и цены на сырье и металл тоже. Например, нашим экспортерам-
металлургам сначала пришлось уйти с рынков Юго-Восточной Азии, где еще два
года назад россияне продавали свыше 2 млн тонн горячекатанного проката, а
теперь нас выгоняют и с рынков развитых стран. В частности, в начале
сентября три сталелитейные компании - Bethlehem Steel, LTV и USX -
обратились к президенту, правительству и конгрессу США с призывом защитить
их от российских конкурентов.
Следовательно, не только падение мировых цен на нефть создает для нас
проблемы. Идет глобальное изменение всей мировой системы, и на улучшение
ситуации в нашу пользу в ближайшей перспективе рассчитывать не приходится.
Таким образом, внешняя и тем более вполне определенная внутренняя среда,
ранее благоприятная для упавших банков, в которой и для которой они
создавались, назад не вернутся.
Во-вторых, системы управления в проблемных банках, как теперь стало
очевидно, оказались слабыми, не умеющими реально контролировать и оценивать
свое состояние и адекватно реагировать на происходящие изменения.
Эффективные системы управления сложными организационно-экономическими
системами создаются в течение не одного года, а затем постоянно
совершенствуются. В реально существующей сегодня в упавших банках социально-
психологической атмосфере эффективно заниматься этим уже не удастся, даже
если есть кому. Время упущено, а для многих банкиров настал момент истины,
когда надо смотреть прямо в глаза краху своего бизнеса и репутации.
В-третьих, если прав был С. Дубинин, утверждавший, что некоторые
банкиры "сливали" из тонущих банков ликвидные активы в иные фирмы и
компании, то такие банки с огромным отрицательным капиталом уже наверное не
поднять.
В-четвертых, упавшие спекулятивные банки теперь больше никому не нужны,
кроме пострадавших кредиторов, но те заинтересованы лишь забрать свои
средства, а не вкладывать в подъем таких банков. В-пятых, свято место пусто
не бывает, и за освободившиеся места в банковской элите будут бороться
уцелевшие банки, чей бизнес больше связан с реальной экономикой, а системы
управления лучше приспособлены к учету происходящих изменений. Этим банкам
и связанным с ними силам подъем упавших ни к чему. Так что те банки,
которые рухнули всерьез, вряд ли вернутся на свои места в российском
рейтинге. Кроме того, судя по публикациям в прессе, многие банкиры склонны
винить в своих проблемах лишь правительство и мировой финансовый кризис. И
те из них, кто делают это вполне серьезно, не имеют никаких шансов поднять
свои банки в новой ситуации. Поэтому в реальных российских условиях
придется делать ставку лишь на сумевшие устоять и на создаваемые вновь
банки.
Чтобы крепко стоять, надо прежде всего, чтобы была опора. На что же
должен опираться банковский бизнес в России на очередном этапе жизни
страны? Реальной опорой надежного банковского бизнеса может быть только
реальная экономика. Обслуживая ее элементы как производственные
предприятия, так и непроизводственную сферу, связанную с производством,
нужно развивать российское банковское дело. Сегодня, когда промышленность,
да и другие отрасли в тяжелейшем состоянии, это крайне непросто. Но без
нормально работающей российской банковской системы производство не поднять.
При этом необходимо отладить как систему расчетов, чтобы все платежи
проходили оперативно, так и нормальное функционирование кредитных операций.
Это, хотя и взаимосвязанные, но, по своему содержанию, разные задачи. И
если первую, при желании как власти, так и банкиров, можно решить
достаточно быстро, то со второй есть серьезная проблема. Она состоит в том,
что в России пока нет хорошего опыта кредитования банками серьезных
инвестиционных проектов развития производства. Вообще-то инвестиционные
проекты были и есть, но в их реализации делается ставка на финансирование,
а не на кредитование. Разница здесь принципиальная, ибо кредитование
обязательно предусматривает четкие сроки возврата средств и обязательную
плату за кредит. Финансирование же, например, со стороны государства, как
правило, возврат средств в явном виде не предусматривает, лишь косвенно, в
виде налогов. Банки в основном кредитуют предприятия либо на пополнение
оборотных средств, либо для проведения разовых коммерческих сделок. Кроме
того, такие кредиты банки чаще всего выдают предприятиям, которые находятся
у них на обслуживании.
Что же касается инвестиционных кредитов, то как исключение банки их
выдают тем предприятиям, которыми фактически владеют, то есть зависимым от
них, а это уже не кредит. Ведь при заключении кредитного договора
предусматривается, что заключающие его стороны, действующие своей волей и в
своем интересе, свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе
договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий
договоры[3]. А без свободы заемщика предоставление ему средств фактически
уже не является кредитом.
Таким образом, большинство инвестиционных кредитов, о которых банкиры
иногда пишут или говорят, на самом деле таковыми не являются. Это нечто
иное. А в России нужно развивать именно банковский кредит, причем особенно
важно развивать кредитование инвестиционных проектов в реальном секторе.
Вряд ли стоит рассчитывать на возможность привлечения солидных капиталов
для возрождения нашей экономики каким-то иным путем. Именно развитие
банковского кредитования сегодня является наиболее перспективным путем
привлечения инвестиций в экономику России.
Фактически речь должна идти о развитии нового банковского бизнеса, для
реализации которого у современных российских банков нет достаточных
кредитных ресурсов. Недаром все чаще стал подниматься вопрос о
необходимости создания на базе национализированных активов коммерческих
банков Государственного банка реконструкции и развития со 100-процентным
участием государства.
Бизнес по кредитованию инвестиционных проектов банкам надо делать как
бы заново, создавая соответствующие системы кредитования. Но в любом
случае, чтобы банкам дальше развиваться, необходимо выполнить, по крайней
мере, два условия: заняться серьезным обучением высших и средних
руководителей банка организации и технологиям кредитования инвестиционных
проектов и создать соответствующие службы развития банков.
Чтобы российские банки могли реально приступить в необходимых для
России масштабах к различным технологиям долго- и среднесрочного
кредитования развития производства, включая и внедрение технологии
проектного кредитования, в банках и на кредитуемых предприятиях необходимо
создать ряд механизмов, обеспечивающих эффективность кредитных сделок. Это
должно быть не финансирование, а именно кредитование, так как на
финансирование у государства нет ресурсов, а банкам их необходимо вовремя
возвращать.
Возвратность инвестиционных средств, ссужаемых предприятиям,
обеспечивается в полной мере лишь успешной реализацией инвестиционных
проектов. Серьезные инвестиционные кредиты могут даваться лишь предприятиям
инвестиционно привлекательным, то есть наладившим эффективное управление и
достигшим высокой инвестиционной кредитоспособности[4]. Это означает лишь
то, что сегодня большинству российских предприятий практически нельзя
давать серьезные кредиты на длительный срок, поскольку они не будут
возвращены. Таким образом, есть объективная необходимость в налаживании
качества управления российскими предприятиями. Поскольку данная проблема
хорошо понимается Минэкономики РФ, есть реальные шансы ее решения, во
всяком случае разработанная в 1997 г. концепция реформирования предприятий
должна быть практически реализована[5]. Специалистам предприятий необходимо
постичь науку, а может быть, и искусство разработки качественных бизнес-
планов. Без этого получить у банков деньги и тем более на приемлемых
условиях окажется невозможным.
Работники банков, в свою очередь, должны научиться оценивать
инвестиционную кредитоспособность предприятий, запрашивающих кредиты на
реализацию инвестиционных проектов. Это непросто, но необходимо. Кроме
того, банкам следует научиться анализировать бизнес-планы реализации
инвестиционных проектов предприятий, особенно разделы, посвященные
маркетингу, качеству продукции и ее себестоимости. Необходимо также освоить
методики обследования предприятий-заемщиков в натуре, чтобы понять,
насколько то, что показано в бизнес-плане, соответствует реалиям, а это
будет посложнее, чем анализировать финансовую отчетность предприятия, но
заниматься этим придется обязательно.
Реорганизацию своего бизнеса для оптимизации работы в неспекулятивной
среде банкам необходимо в первую очередь осуществлять ради получения
возможности работать на минимальной, для конкретно складывающихся в деловой
среде условиях, марже. Во-вторых, банк должен стремиться наращивать
собственный капитал. И между этими двумя основными ориентирами не должно
возникать противоречий. Наращивание финансовой мощи банка должно
обязательно следовать за повышением эффективности и качества его работы.
Следовательно, на первый план со всей остротой выдвигается необходимость
повышения качества управления банком.
Существенно повысить качество управления банком можно лишь за счет
комплексного совершенствования выполнения всех функций и всех направлений
его деятельности. В России необходимо в широких масштабах внедрить в
экономику механизм управления инвестициями на основе развития банковского
кредитования. Сегодня реализация данного механизма открывает неплохие
перспективы для подъема отечественного производства и одновременно создает
условия для эффективного развития российской банковской системы. Чтобы
банки смогли успешно вступить в новый этап экономической жизни России и
выполнить свою роль в подъеме отечественной экономики, им необходимо
качественно освоить технологии инвестиционного кредитования реального
сектора.
Поставленные проблемы предполагается рассмотреть в данной бакалаврской
работе, состоящей из трех частей. В первой части рассматриваются факторы,
определяющие надежность КБ: характеристики состояния Банковской системы РФ
на современном этапе, причин кризиса банковской системы, методы
определения надежности коммерческими банками. Рассматриваются внешние и
внутренние банковские риски и вопросы управления рисками. Раскрывается
необходимость и Ключевые слова:
В работе использовались материалы ИЦ ”Рейтинг”, независимого
агентства, работающее на рынке банковской информации, , монографии, статьи,
данные финансовой отчетности предприятий и фирм.

Глава 1. Надежность коммерческих банков как необходимое условие развития
банковской системы России


1.1. Факторы, определяющие надежность коммерческого банка. Основные подходы
к оценке надежности коммерческих банков

В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках,
принявшего скрытые формы, проблема оценки финансового состояния банка
является актуальной. Актуальность этой проблемы стала еще выше после
августовского банковского кризиса 1998г. еще выше. Последствиями этого
кризиса стали: отсутствие ресурсов для продолжения кредитования различных
секторов экономики, в том числе здоровой ее части что привело к стагнации
производства, падению экспортного потенциала, другим негативным
экономическим и социальным последствиям. Произошло огромное изъятие
средств вкладчиков с банковских счетов, что привело к резкому сокращению
ресурсной базы банков, снижение доверия к банковской системе и к отдельным
банкам как со стороны самого банковского сообщества, так и со стороны
корпоративных клиентов. «Замораживание» значительных объемов банковских
активов в государственных ценных бумагах, потеря банками ликвидности,
значительные убытки, в результате снижение суммарного капитала банковской
системы практически до нуля.
Не лучше отношение к коммерческим банкам и у частных вкладчиков. На
вопрос «Как изменится Ваше отношение к надежности вкладов в коммерческих
банках после принятия закона "О гарантиях вкладов"?» участники опроса,
проводимого ВЦИОМ, дали следующие ответы: Никак не изменится отношение у
2084 (80%) чел.; заметно улучшится - у 56 (2%) опрошенных; 416 (16%) чел.
думают, что их отношение улучшится частично; у 47 (2%) респондентов
отношение частично ухудшится и заметно ухудшится - у 56 (2%) опрошенных[6].

Диаграмма 1. Отношение населения к надежности коммерческих банков
после принятия Закона о частных вкладах

В высшую группу надежности не попал ни один банк, к очень высокой
группе относится только Сбербанк России, к высокой группе надежности
относится только Внешторгбанк России, Газпромбанк, Международный московский
банк.
В «Программе реструктуризации банковской системы России»[7] отмечены
основные проблемы большинства российских банков, накопившиеся в течение 5-
6 лет и приведшие банковскую систему страны к глубокому системному кризису.
Этими проблемами являются:
. значительный объем выданных кредитов, которые либо не обслуживаются
заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками банкам, в
результате чего значительный объем банковских активов оказался
обесцененным и иммобилизованным;
. тесное переплетение экономических интересов банков и их крупных
акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и членами их
финансово-промышленных групп, в результате чего политика банков
проводилась исходя из корпоративных интересов отдельных групп
клиентов и не учитывала интересы частных вкладчиков и других
кредиторов;
. низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде случаев –
личная корыстная заинтересованность банковских менеджеров в
проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и
акционеров;
. использование некоторыми московскими банками значительных
государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для
ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что
привело к чрезмерной зависимости таких банков от состояния
государственного бюджета, а также к нерациональному использованию
государственных средств.
В апреле 1999 года лицензию на проведение банковских операций имели
более 600 московских организаций. В середине апреля в Москве прошел девятый
съезд ассоциации российских банков (АРБ). Высокое собрание почтили своим
присутсвием первые лица правительства и Центрального банка. Главной темой
для обсуждения стало состояние российской банковской системы и поиск путей
выхода из кризиса. Выступавшие отмечали, что совокупный капитал банковской
системы России реально равен нулю, что денег на реструктуризацию банков в
бюджете нет, а помощь будут оказываться избирательно только тем кредитным
организациям, которые встроены в региональную и государственные системы.
Были и оптимистичные заявления о том, что реальность оказалась лучше
мрачных прогнозов конца прошлого года.
Однако общий тон выступлений был все-таки минорный, а главным
разочарованием прошедшего съезда, наверное, можно считать отсутствие
единства между правительством, ЦБ и банковским сообществом относительно
того, что нужно делать в сложившейся ситуации. Поэтому чего ждать дальше -
массового отзыва банковских лицензий у так называемых "финансовых бомжей"
или очередных кредитных вливаний в них остается только догадываться. Между
тем заочно в полемику вокруг путей санации российской банковской системы
вступил и председатель Всемирного банка Д.Вулферсон. Тон его заявления был
достаточно жестским. Порекомендовав "быть здоровым и богатым", т.е.
обанкротить банкротов и помочь тем, кто сможет устоять, г-н Вулферсон
прозрачно намекнул на зависимость между успехами реформ в банковском
секторе и получением Россией новых кредитов от ВБ. Так что дело по-прежнему
за малым - начать и удачно завершить реструктуризацию российской банковской
системы.
Реструктуризация банковской системы – это управляемый мерами
Правительства Российской Федерации и Банка России, действиями учредителей и
руководителей кредитных организаций процесс преодоления финансовых
трудностей банков, проявившихся в период финансового кризиса. Целями
реструктуризации банковской системы являются:
. выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее
капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной
ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реальной
экономики;
. выделение и ликвидация неплатежеспособных банков, не имеющих
перспектив дальнейшего существования;
. выделение и реформирование крупных неплатежеспособных банков,
ликвидация которых принесла бы значительные социальные и
экономические издержки;
. восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков,
корпоративных клиентов и иностранных партнеров;
. восстановление способности банковской системы проводить расчеты;
. защита вкладов населения, размещенных в банках;
. недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов,
которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной
банковской деятельности в среднесрочной перспективе;
. отстранение неспособного к конструктивной работе банковского
управленческого персонала, его замена на профессиональных банковских
менеджеров, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов и
акционеров банка;
. привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том
числе иностранных инвесторов;
. восстановление нормального функционирования финансовых рынков,
валютного, ценных бумаг, производных финансовых инструментов,
межбанковского кредитного рынка.
В процессе реструктуризации банковской системы Правительство России,
Банк России и российские банки должны руководствоваться следующими
основными принципами:
. приоритетность защиты интересов частных вкладчиков;
. равное отношение к корпоративным кредиторам, в том числе к
иностранным;
. открытость процесса реструктуризации обязательств и активов банков
перед кредиторами, вкладчиками и органами надзора;
. первоочередная экономическая ответственность старых собственников
банка, выраженная в сокращении принадлежащего им банковского
капитала;
. привлечение кредиторов к управлению банками, подлежащими
реструктуризации;
. оказание государственной поддержки только тем банкам, которые
самостоятельно стараются решить свои проблемы, принимают и успешно
реализуют собственные программы финансового оздоровления.
Удачный выбор банка потребителями банковских услуг – предприятиями и
частными лицами, подчас, не легкое дело. Наиболее важными критериями выбора
банка, могут служить, во-первых, тип банка; во-вторых, ассортимент
предоставляемых им услуг; в-третьих, качество и цена услуг и, наконец,
самое главное – надежность (устойчивость) банка.
Под надёжностью банка понимается его способность без задержек и в любой
ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание
устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с
применением широкого набора аналитических приемов.
Надёжность банка зависит от множества различных факторов. Условно их
можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды
на банк, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка,
национальной и мировой экономики, политический климат в стране, а также
форс-мажорные обстоятельства. Если же действие внешней среды относительно
стабильно, то положение банка определяется внутренним (эндогенным)
положением.
К внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем
персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми банком
операциями, а также: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом,
внутренняя политика банка.
Каждый из субъектов рынка (ЦБ, коммерческие банки, предприятия и
организации, аудиторские фирмы, местные и центральные органы власти,
физические лица) преследуют собственные цели при анализе финансового
состояния банка. Однако общей целью анализа для всех субъектов является
определение эффективности деятельности и степени надёжности банка.
Анализ финансового состояния коммерческого банка можно представить как
внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых рейтинговых агентств, потенциальных
клиентов (вкладчиков, акционеров), и внутренний - внутренними
аналитическими службами банка.
Существуют несколько подходов к анализу надежности КБ: со стороны ЦБ,
на основе рейтинговой системы и на основе публикуемой отчетности.

1.2. Анализ надежности банков Банком России. Функции ЦБ направленные на
поддержание надежности коммерческих банков

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и
регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных
целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы
всей банковской системы.
В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:
. разработка и проведение кредитно-денежной политики;
. регулирование денежного обращения;
. регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление
контроля за ними;
. осуществление безналичных расчетов;
. хранение золотовалютных резервов страны.
Одной из основных функций ЦБ является надзор за деятельностью
коммерческих банков. В успешном решении этой задачи большую роль играет
система оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:
. расчете обязательных нормативов;
. анализе общей финансовой отчетности.
В последнее время также были разработаны и рекомендованы к широкому
применению:
. анализ критериев проблемности коммерческих банков;
. анализ системы показателей деятельности коммерческого банка при
принятии решений о выдаче ему кредитов Центробанка.
Как правило, в текущей работе подразделений ЦБ эти системы оценок
используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные
балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, оборотные ведомости по
балансовым счетам, общая финансовая, данные о выполнении установленных
экономических нормативов, расшифровки дебиторско-кредиторской
задолженности, другие формы отчетности и имеющаяся информация о
деятельности данного коммерческого банка (вплоть до публикаций в печатных
изданиях). Так как основным синтезирующим источником информации о
деятельности коммерческого банка является баланс, анализ начинается с его
«чтения».
В ходе анализа баланса определяются специализация деятельности банка,
состояние ликвидности, доходности степени рискованности отдельных
банковских операций.
Анализ упомянутых выше форм отчетности и другой имеющейся информации о
деятельности банка производятся:
в динамике на ряд отчетных дат в сравнении с началом года и другими
отчетными датами за период, не менее одного года;
в сравнении с показателями деятельности других банков региона, имеющих
примерно одинаковый размер уставного фонда, собственных средств (капитала).
Основными направлениями анализ деятельности банка являются:
1. Соответствие выполняемых банком операций оговоренным в выданной ему
Банком России лицензии.
2. Выполнение банком установленных экономических нормативов (количество
случаев нарушений каждого норматива, причин этого, принимаемые
меры).
3. При появлении в балансе банка новых балансовых счетов, ранее им не
используемых, а также при значительном (в несколько раз) росте
остатков по тем или иным балансовым счетам, значительном удельном
весе отдельных балансовых счетов к итогу баланса необходимо
рассмотрение правомерности причин этого с получением от банков, при
необходимости, дополнительных справок, расшифровок.
4. Полнота сформированного банком резервного фонда, источники его
увеличения. При анализе баланса банка необходимо обращать внимание
на источники формирования резервного фонда банка. В резервный фонд
могут также перечислятся единовременные взносы акционеров, пайщиков
банка (при этом банком должны быть обязательно уплачены налоги на
прибыль и на добавленную стоимость), но только на безвозвратной
основе.
5. Достаточность созданного банком резерва на возможные потери по
ссудам исходя из качества кредитного портфеля банка.
6. Анализ структуры доходов, расходов и прибыли коммерческих банков
производится на основе отчета о прибылях и убытках и баланса. При
анализе доходов (расходов) следует определить удельный вес каждого
вида доходов (расходов) в их общей сумме. Динамика доходных
(расходных) статей может анализироваться на основе их сравнения с
предыдущим периодом или плановыми показателями. Увеличение доли
доходов от небанковских операций или прочих доходов свидетельствует
об ухудшении качества управления активными операциями банка.
7. Состояние платежной дисциплины банка: анализ остатков в кассе банка
и на его корреспондентском счете в РКЦ, наличие просроченной
задолженности по централизованным кредитным ресурсам и полученным
межбанковским кредитам, наличие не оплаченных банком исполнительных
документов и расчетных (платежных) документов в рублях и иностранной
валюте, неудовлетворительных претензий вкладчиков и т.п.
При анализе деятельности коммерческих банков используются показатели,
предусмотренные в Методике системы раннего реагирования по выявлению
проблемных банков.
В методике проблемные банки разбиваются на три группы:
Группа 1 – банки, имеющие первые признаки проблемности.
Группа 2 – банки, испытывающие временные трудности.
Группа 3 – банки с первыми признаками банкротства.
К первой группе относятся банки, имеющие один или несколько из
перечисленных ниже признаков:
1. Убыточная деятельность банка на одну отчетную дату.
2. Несоблюдение норматива достаточности капитала на отчетную дату.
3. Недовзнос в фонд обязательных резервов.
4. Наличие просроченной задолженности свыше 5 % от суммы кредитных
вложений.
5. Наличие информации о резком изменении в составе собственников или
руководителей банка.
6. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к
корреспондентскому счету на 4 даты в течение месяца и более.
Ко второй группе относятся банки, имеющие признаки 1-ой группы и один
или несколько из перечисленных ниже признаков:
1. Убыточная деятельность банка на протяжении трех последних месяцев.
2. Несоблюдение норматива достаточности капитала и других нормативов в
течение трех последних месяцев без принятия коррективных мер.
3. Рост в течение последних трех месяцев удельного веса просроченной
задолженности в общем объеме кредитных вложений (свыше 6 %).
4. Недостаток созданного резерва на возможные потери по ссудам.
5. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к
корреспондентскому счету на 6 дат и более в течение месяца.
К третьей группе относятся банки, имеющие признаки 1-й и 2-й группы и
один или несколько из перечисленных ниже признаков:
1. Убыточная деятельность банка на протяжении последних 12 месяцев.
2. Несоблюдение норматива достаточности капитал и других нормативов в
течение последних 12 месяцев без принятия коррективных мер.
3. Отсутствие положительного аудиторского заключения.
4. Непрерывное ухудшение в течение последних 12 месяцев качества
кредитного портфеля: рост удельного веса просроченной задолженности
в общем объеме кредитных вложений при резерве на возможные потери по
ссудам ниже 60 % от установленного нормативными документами Банка
России.
5. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к
корреспондентскому счету на 11 дат и более в течение месяца

1.3. Анализ надежности коммерческого банка на основе рейтинговой системы

Наряду с функциональным, структурным и факторным видами анализа,
раскрывающими процессы формирования денежных потоков и финансового
состояния банка, важное место занимает рейтинговый анализ, дающий
возможность пользователям его результатов оценивать деятельность одного
банка в сравнении с другим для принятия экономических решений: вкладчикам и
кредиторам - осмысленно размещать свои денежные средства, инвесторам -
рационально выбирать объект приложения капитала и прогнозировать дальнейшую
стратегию развития банка. В основе рейтинговых оценок лежит обобщенная
характеристика по конкретному признаку (критерию), позволяющему ранжировать
банки в четкой последовательности по мере убывания данного признака или
расположить их по определенным группам. Критериальные сравнения могут
опираться на количественные и качественные показатели, характеризующие
масштаб развития и степень надежности банка. Однако цель рейтингового
анализа не сводится к безошибочному доказательству абсолютной устойчивости
банков.
Необходимо учитывать специфику рыночной экономики, ее непредсказуемость
с постоянной изменчивостью среды создания и продвижения на рынок товаров и
услуг. В условиях, когда поведение экономических субъектов и индивидуумов
носит вероятностный характер и не поддается точному прогнозированию, любой
вид предпринимательства, включая и банковский (где все жестко состыковано
по срокам и обязательствам), неизбежно связан с риском убытков и потерь.
Оптимальным с точки зрения надежности считается банк, у которого объем
работающих (рисковых) активов не превышает собственный капитал; средства на
расчетных счетах клиентов полностью покрываются ликвидными активами; риску
подвергается не более трети всех доверенных ему средств; суммарные
обязательства банка полностью обеспечены ликвидными активами, недвижимостью
и ценностями; капитал инвестирован в недвижимость и ценности; средства,
направленные на развитие банка, втрое превышают взносы учредителей.
Не существует методик, которые могли бы с полной гарантией отбирать
наиболее надежные и эффективно работающие банки. Но использование
достоверной информации и показателей в динамике, комплексно характеризующих
по остатку и обороту средств устойчивость банка, может минимизировать риск
рейтинговых ошибок.
Российский финансовый рынок отличается сложной системой рейтинговой
оценки развития и надежности банков. Методики сравнительного анализа их
деятельности разработаны независимыми фирмами, которые, опираясь на
результаты дистанционного наблюдения за работой банков, корректируют и
обновляют рейтинги в оперативном режиме по мере сбора и обработки
информации с учетом экспертных оценок имиджа и качества управления банком.
Отдельные рейтинговые методики посвящены анализу количественных показателей
деятельности банков, ранжирование которых (в виде списков крупнейших)
производится по размеру активов, капитала с указанием сопряженных с ними
депозитов, вкладов частных лиц, суммарных обязательств, вложений в кредиты
и государственные ценные бумаги, средств на карточных счетах, прибыли.
Выделяя сферы сосредоточения финансовых ресурсов и деловой активности,
такие рейтинги обогащают информацию о влиянии банковских операций на
макроэкономические показатели, помогают лучше ориентироваться в географии,
масштабе и видах деятельности банков. Кроме того, публикации списков
крупных банков с широким набором количественных показателей позволяют
потенциальным клиентам и партнерам выбрать для сотрудничества банк с
соответствующим их потребностям потенциалом, оценить (при наличии опыта в
анализе) отдельные качественные параметры банка путем сопоставлений его
объемных величин (например, отношение активы минус собственный
капитал/собственный капитал определяет коэффициент долговой нагрузки или
финансовой напряженности банка). В условиях усложнения бизнеса и
возрастания потребности предприятий в получении всего комплекса услуг в
одном банке целесообразно шире вводить рейтинги сервиса и финансовых
инструментов банка, отражающие степень его встроенности в инфраструктуру
рыночных отношений. Несмотря на свои достоинства, рейтинг масштаба развития
банка по глубине оценки его работы уступает рейтингу надежности.
Достигнутые банком высокий уровень финансового оборота и размер капитала,
несомненно, создают определенный запас прочности, но это не может
автоматически обеспечить ему постоянный успех и быть синонимом устойчивости
без детального анализа.
В составлении рейтингов выделяются два основных подхода:
1. Экспертный.
2. Бухгалтерский.
Эти подходы различаются в зависимости от состава оцениваемой
информации. Экспертная оценка дается на основе опыта и квалификации
специалистов по любой доступной информации и анализа как количественных,
так и качественных показателей. Бухгалтерская оценка дается исключительно
на основе официальной финансовой отчетности банка и анализа только
количественных показателей.
В построении итогового списка ( рейтинга) выделяются два основных
способа:
1. Составление единого списка (рейтинга), ранжируемого по общему баллу.
2. Составление категорий рейтинга, внутри которых банки ранжируются по
алфавиту.
Экспертный метод. В процессе анализа наряду с собственно экономическими
показателями учитывается ряд других показателей. Среди них могут выделятся:
1. Общие вопросы по деятельности банка – учредители, уставной фонд,
валюта баланса, имеющиеся лицензии, корреспондентские счета и др.
2. Конкретные данные о работе банка – история создания, наличие
филиалов, имидж, а также специфические вопросы, такие как:
инвестиционная деятельность, финансирование капитальных вложений,
внедрение новых для российского рынка форм услуг – лизинг,
факторинг.
3. Расчет аналитических финансовых показателей – ликвидность,
достаточность капитала, прибыльность и других.
4. Методика включает в себя три основных этапа.
Первый этап – формальный. На нем проходит непосредственная проверка
выполнения банками требований ограничительных критериев, сформулированных
для каждой группы банков. Первый ограничительный признак – это валюта
баланса, второй – величина капитала, третий – уровень рентабельности.
Следующие наиболее важные критерии – доля заемных средств в валюте баланса,
коэффициент срочной ликвидности. Кроме того, на данном этапе проводится
первичный отбор банков по срокам деятельности и учитываются общие
ограничения по количеству банков в группе.
Второй этап – математический. Он определяет количественную
характеристику рейтингового индекса, который вычисляется по определенному
набору нормативных параметров. Все анализируемые параметры можно условно
разделить на шесть крупных направлений:
. Результирующий финансовый показатель. Рассчитывается на основе
балансовых данных и расшифровок к ним, позволяет оценить структуру и
использование привлеченных средств, достаточность капитала, степень
зависимости баланса от заемных средств, коэффициенты достаточности
резервов, ликвидности и т.д.
. Показатель динамики управления фондами банка. Проводится учет и
анализ финансовых потоков с точки зрения их периодичности и
значительности для финансового состояния.
. Профессионализм банка. Учитывается уровень квалификации кадров, их
данные.
. Структура банка. Учитывается количество филиалов, количество
сотрудников.
. История банка.
. Имидж банка.
Третий этап – экспертный. На нем определяется экспертный показатель
кредитоспособности на основе всех полученных показателей и информации,
публикуемой в печати или поученной из других источников. В результате банку
присваивается определенная категория в соответствии с действующей
классификацией.
Точность и качество полученных результатов во многом определяются
компетентностью эксперта, проводящего анализ. Этот фактор является
определяющим при использовании данного метода.
Бухгалтерский подход. Анализ проводится строго на основе финансовой
отчетности по формализованной схеме расчета коэффициентов и определению
общего (рейтингового) балла.
Условно можно выделить три основных этапа анализа.
На первом проводится отсев банков через «фильтры», то есть по
формальным признакам определяются банки, о которых с высокой долей
вероятности можно сказать, что их финансовое состояние сомнительно или
до

Новинки рефератов ::

Реферат: Организация работы агрегатного участка комплекса ремонтных работ (Транспорт)


Реферат: Социальная зашита населения в РФ (Социология)


Реферат: Мелиоративные машины (Ботаника)


Реферат: Сперанский (Исторические личности)


Реферат: Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Первый автомобиль России. Биография изобретателей (Транспорт)


Реферат: Конспект лекций по "Основам психотерапии" (Психология)


Реферат: Автоматизированное производство (Технология)


Реферат: Лекции по бухучету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Фасциолезы с/х животных (Ветеринария)


Реферат: Мусульманский мир: модель экономической организации общества (История)


Реферат: Проблемы реформирования системы оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ренуар Пьер-Огюст(1841-1919) (Культурология)


Реферат: Раздумье о жизни (Философия)


Реферат: Азот (Химия)


Реферат: Институционализация и социальный институт (Социология)


Реферат: Банк Англии (Банковское дело)


Реферат: Бухгалтерский учет и отчетность (Бухгалтерский учет)


Реферат: Место Михаила Зощенко в русской литературе (Литература)


Реферат: Конституционное право (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист