GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Проблемы развития и формирования среднего класса в России (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Проблемы развития и формирования среднего класса в России (Социология)


Городской Комитет по образованию и науке
Лицей №1 при ПГТУ



Учебно-исследовательская работа.
Проблемы развития и формирования среднего класса в России.

Выполнил:
Галкин Михаил Юрьевич 207 класс.
Научный руководитель:
Костыгова Светлана Викторовна.
Оглавление.



Введение 2

1. Глава №1. Критерии социальной стратификации 3
. Теория социальной стратификации 3

1. Глава№2. Особенности и перспективы формирования среднего класса в России
8
. Критерии выделения среднего класса
10
. Перспективы формирования среднего класса 12

Заключение 21

Список литературы 23
Введение.

Структура моей исследовательской работы такова. Первая глава моей
работы называется «Критерии социальной стратификации». В ней я буду
рассматривать общие положения и теоретический материал работы, а точнее
теорию стратификации, социальные классы, социальные слои, проблемы
стратификации. Определения понятий используемых в работе и актуальные этой
теме.
Вторая глава моей работы называется «Особенности и перспективы
формирования среднего класса». В этой главе приведены результаты некоторых
исследований по данной теме. Так же как и первая глава, вторая разбита на
подпункты, они называются «Критерии выделения среднего класса»,
«Препятствия формированию среднего класса», и «Перспективы формирования
среднего класса».
Я прочитал список литературы, состоящий из восемнадцати источников. В
этом списке девять статей, восемь книг и кафедральная монография. Я не могу
сравнивать журнальные статьи и книги. Я разделил свой список на две группы
1. Журнальные статьи
2. Книги
Из журнальных статей более содержательная и полная статья, в ней очень
много теоретического материала, это статья Голенковой З. Т она называется
«Средние слои в современной России».
Наиболее полный и содержательный обзор материала по рассматриваемому
вопросу я нашел в кафедральной монографии под редакцией д-ра философских
наук М. А. Слюсарянского, аспиранта Антипина, кандидата философских наук
доцента Шайдарова Е. С. и др. В данной монографии опубликованы результаты
социологических исследований, необходимых для моей работы.

Глава первая. Критерии социальной стратификации.


Одним из важнейших способов познания общества является описание его
структуры.
Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных
отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и
политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны,
эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных
требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они
представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации
индивидов.
Главным принципом определения социальной структуры общества должен
быть поиск реальных субъектов социальных процессов.
Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы
различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий
класс, религиозная секта и так далее.
С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить
как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для
изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана
теория социальной стратификации.
. Теория стратификации.
Первоначально идея стратового представления социальной структуры имела
ярко выраженный идеологический оттенок и была призвана нейтрализовать
Марксову идею классового идея общества и доминирования в истории классовых
противоречий. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве
составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она
действительно отражала объективные различия разных групп населения в рамках
отдельно взятого класса. Объективный смысл этой идеи усиливался также и за
счет повышенной социальной мобильности, что приводило к явному размыванию
четких межклассовых границ.
Теории Социальной стратификации возникли в противовес марксистко-
ленинской теории классов и классовой борьбы. Буржуазные социологи
игнорируют место социальных групп в системе общественного производства и,
прежде всего отношение собственности как главный признак классового деления
общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких
признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы
и так далее. При этом различают «одномерную стратификацию», когда группы
определяются на основе какого-либо одного признака, и «многоизмеримую
стратификацию», определяемую совокупностью признаков.
Большинство буржуазных теорий стратификации отрицает раскол
капиталистического общества на антагонистические классы - буржуазию и
пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении общества на
«высшие», «средние» и «низшие» классы. Теории стратификации тесно связаны с
буржуазными концепциями социальной мобильности, согласно которым якобы
неизбежное существование неравенства в любом обществе и более или менее
свободное перемещение людей в системе социальной стратификации в
соответствии с их личными способностями и усилиями обеспечивают
устойчивость социальной системы и делают «излишней» классовую борьбу.
Вместе с тем они содержат важный фактический материал о многообразных
социальных различиях в капиталистических странах.
В западной социологии выделяют несколько концепций стратификации.
Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной
стратификации положить понятие "авторитет", которое, по его мнению,
наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными
группами за власть. На основе этого подхода Р. Дарендорф представляет
структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первых, в свою
очередь, делит на управляющих-собственников и управляющих несобственников
или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы:
высшую, или рабочую аристократию, и низшую - низкоквалифицированных
рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый
"новый средний класс ".
Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной
стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил 4
параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую
принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на
шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-
промежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную.
Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по 6
показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода;
3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение
родственников; 6) этническая принадлежность.
Концепции стратификации, в отличие от марксистской идеи, идеи классов
и построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства,
наоборот, они рассматривают неравенство как естественное состояние
общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и
размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим,
привилегированного положения высших и подчиненного положения низших. В
дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий
(развиваемых в теориях конфликта), которые нейтрализуются возможностями
социальной мобильности, прежде всего мобильности вертикального типа. Что же
«ориентирует» большие социальные группы? Оказывается, неодинаковая оценка
обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник
ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и
занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше
престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы
и получили четыре главных измерения стратификации — доход, власть,
образование, престиж
Понятие же социального слоя приобретает более конкретный смысл и
значение. Действительно, общество предстает как система различных
социальных слоев. Причем количество этих слоев и критерии их выделения у
разных авторов могут быть разными. Суть не в том, сколько точно слоев, а в
том, что они действительно фиксируют различные группы людей, отличающиеся
по имущественному, ролевому, статусному и прочим социальным признакам.
Социальные слои могут различаться по своей мощности. Одни из них могут
быть более мощными, приближаясь по своему значению к понятию класса, другие
более тонкими, представляя внутри - или межклассовые прослойки. К первым
можно отнести буржуазию, делящуюся на крупную, среднюю и мелкую; рабочий
класс, включающий в себя рабочую аристократию и пролетариат; крестьянство,
также дифференцирующееся на различные слои и т.д.
Социальная стратификация – это «дифференцирующее ранжирование
индивидов данной социальной системы», это «способ рассмотрения индивидов
как занимающих более низкое или более высокое социальное место друг
относительно друга в некоторых социально важных аспектах».[1]
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного
разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного
распределения результатов труда, т. е. социальных благ.
Понятие социального слоя, стратификации и социальной мобильности,
дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют
общее представление о структуре общества и помогают детализировать анализ
социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально-
политических формаций.
Рассматривая динамику социальной стратификации, соотношение факторов
преемственности и развития, необходимо оценить наиболее общие проблемы
трансформации социальной структуры российского общества. Одним из важных
моментов социоструктурной динамики является изменение сравнительной роли и
конкретного содержания критериев стратификации общества. Основными
критериями этой стратификации принято считать:
1. Политический потенциал общественных групп, выражающийся в объеме их
властных и управленческих функций;
2. Экономический потенциал, проявляющийся в масштабах их собственности;
3. Социокультурный потенциал, отражающий уровень образования, квалификации
и культуры, особенности образа и качества жизни.
Названные критерии в известной степени связаны, но вместе с тем
образуют относительно самостоятельные «оси» стратификационного
пространства. Понятия политического, экономического и социокультурного
потенциала общественных групп приложимы к большинству современных обществ,
но и их конкретное социальное содержание, и относительный «вклад» в
групповые социальные статусы в каждом обществе специфичны.
Глава№2. Особенности и перспективы формирования среднего класса в
России.

Средний класс — уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его
не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX
веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс —
стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что
общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные
катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и,
следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который
представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных
полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём тоньше средний
класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее
их столкновение. И наоборот.
Средний класс — самый широкий потребительский рынок для мелкого и
среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на
ногах малый бизнес. Как правило, в средний класс входят те, кто обладает
экономической независимостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом,
частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты,
средние менеджеры, мелкая буржуазия — социальный хребет общества.
Нынешний средний класс является историческим преемником «четвертого
сословия», которое на заре промышленной революции взорвало сословную
систему. Само понятие «средний класс» возникло в XVII веке в Англии. Оно
обозначало особую группу предпринимателей, противостоявших, с одной
стороны, верхушке крупных землевладельцев, с другой — «пролетарской
голытьбе». Постепенно к нему стали причислять мелких и средних буржуа,
менеджеров, лиц свободных профессий.
В современном российском обществе средний класс формируется как за
счет предпринимателей, так и за счет менеджеров. В социальной литературе
понятие средний класс используется довольно часто. Предметом анализа
является его качественный состав, содержание, структура. Заславская (автор
статьи «Средние слои в современной России») ввела в научный оборот понятие
«срединная часть». Она исследовала эту основную срединную часть российского
общества, куда не входят представители политической и экономической элиты,
а также «социальное дно». Заславская разделила средний класс на четыре
подслоя.



С точки зрения социальной стратификации следует говорить не о среднем
слое, а о среднем классе, поскольку здесь имеет место процесс классовой
кристаллизации, то есть сближения социальных позиций основных социальных
групп по таким критериям как власть (на Западе представители среднего
класса оказывают весьма существенное влияние на политические процессы)
доход, престиж профессии, уровень образования. На основе этих признаков
формируется общая идеология, мораль, образ жизни, характеризующее поведение
среднего класса. Термин «средний класс» в своем первоначальном значении
относится к достаточно большой по численности социальной группе (в
промышленно развитых странах она составляет около 60% самодеятельного
населения), занимающей серединное положение между двумя крайними полюсами
социальной стратификации, которые образуют с одной стороны, политическая
элита и наиболее богатые слои населения, а с другой – бедные,
деклассированные элементы. Графически этот тип социальной стратификации
может быть представлен в форме ромбовидной модели, основной объем которой
как раз и занимает средний класс.
Среди функций среднего класса выделяют две «классические». Прежде
всего – это основной экономический донор: бюджет страны складывается из
налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору
государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы.
Другая важнейшая функция среднего класса – его ведущая роль в процессе
вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе
происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами
социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной
мобильности, ясные перспективы социального роста базой которого выступают
образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень
благосостояния представителей среднего класса.
. Критерии выделения среднего класса.
Проблема определения среднего класса, по моему мнению, не может
сводиться только к критерию дохода, благосостояния. Средний класс как
социально-структурный феномен определяется комплексом критериев
(признаков), количественными и качественными характеристиками. Уже поэтому
сущность среднего класса и его структуру следует рассматривать в аспекте
социальных статусов тех групп, которые, вероятно, в него войдут. При всей
пестроте структуры среднего класса ( что видно из данных по тем странам,
где он наличествует) можно выделить какие-то существенные общие, либо
сближенные черты статусов этих групп:
1. уровень дохода, благосостояния, позволяющий реализовать современный
образ жизни, его социальный стандарт;
2. относительную устойчивость экономического статуса, его
стабильность; устойчивое экономическое самообеспечение;
3. владение собственностью либо условиями, безусловно необходимыми для
ее эффективного функционирования на современном уровне: знаниями и
умениями в сфере организации и управления, высокой квалификацией,
информацией;
4. признанную особо ценной для общества деятельность в сфере науки,
культуры, осуществляемую на основе обладания уникальными
творческими способностями;
5. повышенную (по сравнению с нижерасположенными на социальной
лестнице группами) субъектность : на рынке труда, в выборе образцов
социального поведения и т.д.; способность влиять более или менее
существенно на общественный процесс и управление им : средний
класс – один из важнейших компонентов системы социального
партнерства.
Лица, для которых признаки, указанные в пунктах 1-5 , имеют высшее
выражение, составляют группы, расположенные на социальной лестнице выше
среднего класса (выше среднего, высший слой, элита).
Непременным признаком среднего класса следует считать его
количественную масштабность. Во всяком случае, доля среднего класса в
населении должна быть не меньше суммарной доли тех групп, социальный статус
которых ниже статуса среднего класса. Именно с этого количественного порога
начинается функционирование среднего класса как такового. До того – это
лишь один из слоев в социальной структуре общества. Те 10% российского
общества, на которые некоторые исследователи ссылаются как на средний
класс, являются таким слоем, но отнюдь еще не средним классом.
Исходя из вышеизложенного, можно указать социальные группы, которые, в
перспективе, составят у нас средний класс:
1. собственники среднего и мелкого капитала, часть владельцев мелкой
трудовой частной собственности( исключая часть владельцев среднего
капитала, вошедших в более высокие слои);
2. лица, работающие по найму:
- высококвалифицированные специалисты – ИТР, менеджеры, руководители
среднего и частично низшего звена, осуществляющие техническое и
функциональное руководство, организацию на предприятиях и в
организациях любых форм собственности;
- высококвалифицированные рабочие с современным типом квалификации;
- высококвалифицированные специалисты непроизводственного профиля
(часть их, другая часть может иметь статус ниже статуса среднего
класса, во всяком случае, это сейчас так);
3. лица, осуществляющие гражданскую власть (кроме тех, кто входит в
элиту и высшие слои) и часть служащих (чиновников) – исполнителей,
обеспечивающих деятельность власти и обладающих влиянием на нее
(«группа влияния»);
4. деятели науки, свободных профессий (творческая интеллигенция), если
их статус имеет изложенные выше признаки;
5. часть среднего офицерства и др.
Является ли средний класс действительно классом в строгом смысле
понятия? Думается, нет, так как он весьма разнообразен по отношению к
средствам производства и по источникам доходов (от доходов с капитала до
зарплаты наемного работника). Таким образом понятие «средний класс»
обозначает в постиндустриальных странах не класс, а сложный социально-
структурный конгломерат.
. Перспективы формирования среднего класса.
Каковы перспективы формирования среднего класса в нашей стране
сегодня? Во многом они зависят от успешной адаптации населения,
формирования продуктивных моделей социально-экономического поведения,
адекватных сложившейся хозяйственной ситуации. Характеристики процесса
адаптации в настоящее время очевидны. Прежде всего на смену доминировавшим
ранее надеждам на государство приходит существенно большая ориентация
населения на собственные силы и возможности. Жестко заданные и органические
типы социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов
социального действия. На смену прямому и и непосредственному властному
хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные
регуляторы как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты
поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они
не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми
санкциями. Динамика субъективных оценок адаптации выглядит следующим
образом (см. табл. 1).
Динамика субъективной оценки адаптации.
Табл.№1
|Варианты ответов на вопрос: |Число респондентов, в % |
|«Удалось ли Вам приспособиться к новым | |
|социально-экономическим условиям?» | |
| |1994 |1995 |1997 |
|Безусловно, да |13.6 |5.9 |8.4 |
|Скорее, да |21.3 |18.7 |18.4 |
|Скорее нет |32.4 |37.9 |41.3 |
|Безусловно, нет |32.7 |37.5 |31.9 |

Результаты процесса адаптации как позитивные однозначно оценили менее
10% респондентов. Большинство этой «группы успеха» составляют мужчины в
возрасте до 40 лет, имеющие высшее образование и занятые в частном секторе
экономике – предприниматели, наемные работники в коммерческих структурах, а
также руководители высшего звена.
В настоящее время две первые группы могут рассматриваться как
протосредний класс, но очевидны препятствия для его превращения в
«классический». Так, профессиональная подготовка, не подкрепленная деловыми
связями, по мнению респондентов, не может обеспечить высокий уровень
адаптации.
Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность
только при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование –
квалификация- доходы – долгосрочные сбережения – уровень потребления,
обеспечивающую формирование и развитие среднего класса. Образование не
гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует
доход: зарплата у представителей одной профессии в частном и
государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует
статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А
противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы
превращают практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают
владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не мтолько на
их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие
их безусловную « надежность».
Интересно, что фактор наличия сбережений не получил преимущества ни в
одной группе. Сегодня только одна треть населения положительно ответила на
вопрос: « Имеется ли у Вас определенный запас прочности, который позволит
продержаться, если экономическая ситуация ухудшится?». Вдвое большее число
респондентов ответили на этот вопрос отрицательно. Но вместе с тем
прослеживается определенная связь между объемами сбережений и степенью
адаптированности населения (см. табл. 2).

Объем сбережений респондентов в зависимости от степени

адаптированности к новым экономическим условиям (в %)


Табл. №2

|Объем сбережений |«Группа |«Группа |«Группа |«Группа |
| |протеста» |выживания» |адаптации» |успеха» |
|Нет сбережений |57,5 |43,2 |25,1 |13,6 |
|До 1 тыс. руб. |26,5 |26,1 |21,3 |10,5 |
|До 5 тыс. руб. |10,0 |16,0 |18,2 |15,6 |
|До 10 тыс. руб. |2,7 |5,6 |9,5 |7,1 |
|До 20 тыс. руб. |0,9 |2,6 |5,1 |9,1 |
|До 40 тыс. руб. |0,7 |2,3 |5,5 |8,4 |
|До 60 тыс. руб. |0,4 |1,1 |4,9 |6,8 |
|До 80 тыс. руб. |0,2 |0,6 |4,6 |8,4 |
|До 100 тыс. руб. |0,8 |1,6 |3,9 |8,5 |
|До 200 тыс. руб. |0,2 |0,6 |1,3 |6,5 |
|Свыше 200 тыс. |0,1 |0,3 |0,6 |5,5 |
|руб. | | | | |

Как показали исследования, с ростом объема сбережений увеличивается их
доля в наличной валюте. В ответах, полученных в ходе фокусированных
интервью, в качестве основных причин, снижающих частный инвестиционный
потенциал, указывается на нестабильность в стране и ненадежность банков.
Респонденты считают, что общество не вышло из полосы нестабильности, не
исключено резкое изменение принципов финансовой политики. Отсутствие
доверия к власти и ее финансовым институтам лишает потенциальный средний
класс возможности строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и
переводит значительную часть возможных накоплений в сферу потребления (см.
табл. 3)
Уровень потребления в зависимости от степени адаптированности

к новым экономическим условиям (в %)
Табл. №3
|Группы |Хватает |Хватает |Хватает на |Хватает на |Хватает|
|респондентов |только на |только на |предметы |все, кроме |на все |
| |питание |питание и |длительного |недвижимости | |
| | |одежду |пользования | | |
|«Группа протеста» |33,5 |64,6 |1,5 |0,4 |0,0 |
|«Группа выживания»|7,7 |85,8 |6,2 |0,3 |0,0 |
|«Группа адаптации»|1,3 |18,2 |62,3 |11,8 |0,4 |
|«Группа успеха» |0,0 |8,0 |52,2 |29,5 |10,3 |

В целом приведенные данные свидетельствуют об ограниченности масштабов
адаптационных процессов и о кризисных явлениях в процессе адаптации, причем
в субъективно худшем положении оказалось поколение 40-50 – летних, т.е.
люди, находящиеся в активном трудоспособном возрасте и благодаря опыту и
квалификации, обладающие достаточно высокими социальными амбициями. В этой
группе респондентов нарастает или разочарование в реформах или укрепляется
их неприятие. Это поколение , которое обычно составляет сердцевину среднего
класса – слой социальной стабильности, - не стало таковым, а, напротив,
превратилось в крупную дестабилизирующую группу. Подобные обстоятельства не
могут не сказаться на социальной самоидентификации населения (см. табл.)

Уровень адаптации и оценка социального положения населения (в %)
Табл.№4
|Варианты ответа на |Оценка социального положения |
|вопрос «Удалось ли | |
|приспособиться к | |
|новым | |
|социально-экономиче| |
|ским условиям?» | |
| |Низкое |Ниже |Среднее |Выше |Высокое |
| | |среднего | |среднего | |
|Безусловно, да |0,0 |9,5 |57,1 |16,7 |16,7 |
|Скорее, да |7,4 |13,4 |67,8 |10,9 |0,5 |
|Скорее, нет |25,1 |37,2 |36,9 |0,8 |0,0 |
|Безусловно, нет |20,4 |29,9 |49,7 |0,0 |0,0 |


Данные, приведенные в таблице, отражают несоответствие представлений
респондентов об уровне собственной адаптации и социальном положении. Так,
слабо адаптированные слои в половине случаев рассматривают свой социальный
статус как средний, что прежде всего свидетельствует о нереализованности
образовательно и профессионально – квалификационного потенциала в процессе
адаптации: сформированные в прежнее время статусные позиции не
подтверждаются практикой адаптации, но сохраняются в сознании респондентов.
Для « группы успеха», скорее, характерно занижение социального статуса
(около 10% респондентов рассматривают свое социальное положение как ниже
среднего). На наш взгляд, главной причиной заниженной социальной самооценки
здесь является тот факт, что способы адаптации (например, источники дохода,
формирующего » достойное материальное положение») не престижны по меркам,
ранее принятым в обществе.
Таким образом, о кризисном характере адаптации говорит и
несбалансированность взаимосвязи статусно- ролевых позиций и социальной
идентичности, что «выливается» в неустойчивые формы социального поведения.
Невозможность реализации большинством населения своих социально-
экономических притязаний, повышения или хотя бы поддержание социального
статуса будет блокировать продвижение по всем другим направлениям
преобразований , создавать социальное напряжение.
Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию
потенциального среднего класса, которая в принципе должна отражать его
ориентацию на стабильность политической ситуации. Политическая
самоидентификация заключается, прежде всего, в делегировании властных
полномочий в форме электорального поведения. Оказавшись в сфере
взаимодействия различных политических партий и движений, индивид должен
сделать «осознанный выбор» в пользу политической организации, в наибольшей
степени выражающий его интересы. В условиях, когда не «работает»
традиционная политическая шкала западноевропейского типа, а рациональный
прагматизм не подкреплен институционально, встает задача поиска
«работающего» индикатора политической идентификации.
Результаты наших исследований с определенность свидетельствуют о
наличии социальной базы, поддерживающей реформаторов-прагматиков, , которые
обладают рычагами реальной власти. Для этой части населения электората
важны не столько идеологический контекст и популистская риторика, сколько
гарантия стабильности и преемственности власти, обеспечивающая сохранение
правил, по которым значительная часть населения уже научилась жить.
Таким образом, структурное оформление среднего класса возможно при
наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и
внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной
активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую
идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и
санкций, а к числу внешних – стабилизацию социально-экономических и
политических институтов и способность общества к воспроизводству этой
стабильности , под которой следует понимать не консервацию существующего
порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.
Это крайне важный вопрос, ибо успех реформ, создание нового
демократического общества с рыночным механизмом во многом зависит от
возможностей формирования среднего класса. По некоторым данным, сегодня
около 15% занятого в народном хозяйстве населения может быть отнесено к
этой социальной категории, но, вероятно, что его социальное созревание до «
критической массы» потребует немало времени. Уже сейчас наметилась
тенденция формирования отдельных социальных слоев, относимых к среднему
классу – бизнесмены, предприниматели, менеджеры, отдельные категории научно-
технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие, которые
заинтересованы в осуществлении реформ. Однако эта тенденция весьма
противоречива, т.к. общие социально- политические интересы различных
социальных слоев, потенциально образующих средний класс, не подкрепляются
процессами сближения их по такому важному критерию как уровень доходов и
престиж профессий.
Заключение.

Исходя из всего выше сказанного, можно говорить о том, что средний
класс в Российском обществе не достаточно велик и границы его сильно
«размыты».
Появление среднего класса сопровождается изменением всей социальной
структуры общества. Традиционные классы и слои теряют четкие очертания,
размываются. Высококвалифицированный рабочий может оказаться одновременно
представителем и рабочего класса и среднего класса. По каким-то признакам,
сферам жизнедеятельности « сильнее» может оказаться его принадлежность к
своему классу, к своей страте в нем, а по другим признакам – к среднему
классу. Появляется как бы вторая социальная структура, при том, что первая
(традиционная классовая) тоже еще отнюдь не потеряла своего значения.
Оставляя в стороне вопрос о функциях среднего класса, остановимся на
препятствиях, на которые наталкивается сейчас процесс формирования среднего
класса в России. Такими препятствиями являются:
- недостаточность слоя современных высококвалифицированных рабочих,
специалистов, менеджеров и т.п., их в Росси относительно мало,
качества работника не могут существенно превышать качества
материально-технической базы, на которой он работает;
- невостребованность обществом и того, что есть, обусловленная глубоким
экономическим кризисом, сопровождающим переход экономики к рыночным
отношениям;
- низкий уровень жизни, доходов тех групп, которые могли бы в
перспективе составить средний класс;
- неустойчивость статусов большинства социальных групп, в том числе и
новых, обусловленная не только кризисом и переходностью, но и тем,
что собственность не обеспечена пока системой социальных институтов,
обеспечивающих ее защиту и нормальное функционирование.
Формирование среднего класса, по-видимому, необходимый этап развития
социально-ориентированной рыночной экономики. Однако период его достаточно
определенного существования в социальной структуре постиндустриального
общества может оказаться достаточно небольшим. В случае если тенденция к
выравниванию положения различных классов, групп, слоев будет достаточно
сильной, то границы среднего класса станут постепенно менее четкими.
Таким образом, структурное оформление среднего класса возможно при
наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и
внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной
активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую
идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и
санкций, а к числу внешних – стабилизацию социально-экономических и
политических институтов и способность общества к воспроизводству этой
стабильности , под которой следует понимать не консервацию существующего
порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.



Тезисы.

Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных
отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и
политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны,
эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных
требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они
представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации
индивидов.
Главным принципом определения социальной структуры общества должен
быть поиск реальных субъектов социальных процессов.
Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы
различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий
класс, религиозная секта и так далее.
С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить
как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для
изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана
теория социальной стратификации.
Первоначально идея стратового представления социальной структуры
имела ярко выраженный идеологический оттенок и была призвана нейтрализовать
Марксову идею классового идея общества и доминирования в истории классовых
противоречий. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве
составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она
действительно отражала объективные различия разных групп населения в рамках
отдельно взятого класса.
Теории Социальной стратификации возникли в противовес марксистко-
ленинской теории классов и классовой борьбы.
Социальная стратификация – это «дифференцирующее ранжирование
индивидов данной социальной системы», это «способ рассмотрения индивидов
как занимающих более низкое или более высокое социальное место друг
относительно друга в некоторых социально важных аспектах».[2]
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного
разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного
распределения результатов труда, т. е. социальных благ.
Рассматривая динамику социальной стратификации, соотношение факторов
преемственности и развития, необходимо оценить наиболее общие проблемы
трансформации социальной структуры российского общества. Одним из важных
моментов социоструктурной динамики является изменение сравнительной роли и
конкретного содержания критериев стратификации общества. Основными
критериями этой стратификации принято считать:
4. Политический потенциал общественных групп, выражающийся в объеме их
властных и управленческих функций;
5. Экономический потенциал, проявляющийся в масштабах их собственности;
6. Социокультурный потенциал, отражающий уровень образования, квалификации
и культуры, особенности образа и качества жизни.
Средний класс — уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его
не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX
веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс —
стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что
общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные
катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и,
следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который
представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных
полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём тоньше средний
класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее
их столкновение. И наоборот.
Среди функций среднего класса выделяют две «классические». Прежде
всего – это основной экономический донор: бюджет страны складывается из
налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору
государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы.
Другая важнейшая функция среднего класса – его ведущая роль в процессе
вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе
происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами
социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной
мобильности, ясные перспективы социального роста базой которого выступают
образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень
благосостояния представителей среднего класса.
. При всей пестроте структуры среднего класса ( что видно из данных по
тем странам, где он наличествует) можно выделить какие-то существенные
общие, либо сближенные черты статусов этих групп:
6. уровень дохода, благосостояния, позволяющий реализовать современный
образ жизни, его социальный стандарт;
7. относительную устойчивость экономического статуса, его
стабильность; устойчивое экономическое самообеспечение;
8. владение собственностью либо условиями, безусловно необходимыми для
ее эффективного функционирования на современном уровне: знаниями и
умениями в сфере организации и управления, высокой квалификацией,
информацией;
9. признанную особо ценной для общества деятельность в сфере науки,
культуры, осуществляемую на основе обладания уникальными
творческими способностями;
повышенную (по сравнению с нижерасположенными на социальной лестнице
группами) субъектность: на рынке труда, в выборе образцов социального
поведения и т.д.; способность влиять более или менее существенно на
общественный процесс и управление им: средний класс – один из важнейших
компонентов системы социального партнерства.

Список литературы.


1. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы
экономики 1998г. №7 с.43-54.
2. Антов А. Понятие «социальная структура» в современной социологии //
Социологические исследования 1996г. №7 с. 36-38.
3. Беленький В.Х. О среднем классе в России // Социально-политический
журнал 1994г. №11-12 с.15-26.
4. Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблема обретения
социального статуса // Социс 1993г. №10 с.13-23.
5. Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социс 1998г. №7
с.44-54.
6. Голенкова З.Т. Средние слои в современной России // Социс 1998г. №7 с.44-
54.
7. Голенкова З.Т. Социальная стратификация городского населения //Социс
1995г. №5 с.43-51.
8. Заславская Т. И. Стратификация современного российского общества //
Информационный бюллетень 1996г. №1 с.16-23.
9. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-
политический журнал 1996г. №2 с.98-106.
10. Панферова В.В. , Мечников М.А. Социальная стратификация (социальное
неравенство, проблемы, причины) //Социально-политический журнал 1996г. №5
с.92-104
11. Парсонс Т. Аналитический подход к социальной стратификации //Социальная
стратификация М.1992г. с.102-110
12. Рывкина Р.В. Эксперты о среднем классе // Информационный бюллетень
1996г. №1
13. Ситников А. Формируется ли средний класс?// Российский экономический
журнал 1999г. №3 с.26-35.
14. Слюсорянский М.А. и др. Проблемы стратификации российского общества в
переходный к рынку период // ПГТУ П.1995.
15. Тарасов А. «Средний класс» или «мещанский слой», заметки социолога //
Свободная мысль 1998г.№1 с.46-56.



Аннотация.

In that work speech went about evolution and forming middle class. On
the base of the sociological interrogation was drawing a conclusion: that
on the way of forming middle class arise barriers, that his scope strongly
degraded and in Russia this stratum of society not enough too big.
-----------------------
[1] Парсонс Т. Аналитический подход к социальной стратификации //
Социальная стратификация. М. , 1992. Вып. 1. С. 128
[2] Парсонс Т. Аналитический подход к социальной стратификации //
Социальная стратификация. М. , 1992. Вып. 1. С. 128

-----------------------
Средний класс.

Верхний слой.

Средний слой.

Базовый слой.

Нижний слой






Реферат на тему: Проблемы развития российского сектора глобальной сети Интернет социологический анализ

Московский Колледж Социологии.



Допущен к
защите



Дипломная работа


по теме:
Проблемы развития российского сектора глобальной сети Интернет:
социологический анализ



Студента III курса

Полякова Александра Александровича


Научный руководитель,
доктор социологических наук, профессор

Соколова Ирина Викторовна


Москва 2000.
Содержание:


Введение . . . . . . . . .
. . 3



Глава 1. Теоретико-методологический подход к анализу развития глобальной
сети Интернет . . . . . .
. . . 6


Глава 2. Опыт формирования и развития российского сектора глобальной сети
Интернет . . . . . . .
. . . . 16


Заключение . . . . . .
. . . . . 26


Список литературы . . . . . .
. . . . 29
Введение.

Существует множество определений Интернет. Обобщая различные грани
этого технического и социокультурного феномена, скажем так: “Интернет – это
прежде всего совокупность электронных сетей, создаваемых и используемых
глобальным сообществом свободных людей в целях всестороннего обмена
социальной информацией[1].” Интернет не смог бы родиться в тоталитарных
режимах, в экономических системах жестко контролируемых государством, в
головах людей боящихся быть уничтоженными или отторгнутыми обществом только
за одно не то или не так произнесённое слово.
Актуальность темы исследования. Сегодня даже создатели российской
электронной паутины и активные пользователи российского Интернета часто
слабо представляют его границы, содержание и степень упорядоченности. В
течение последних 6 – 7 лет внедрение Интернет технологий и услуг в России
идёт достаточно высокими темпами. В целом в развитии Интернета в России
наблюдаются те же, что и во всём мире. Однако в России имеются некоторые
национальные особенности такие как: уровень общего экономического развития,
развития сетей связи, покупательная способность населения, покупательная
способность населения, и др. В основном Интернет используют состоятельные
молодые люди, студенты и школьники. Из-за того, что в России плохое
финансовое состояние населения, только около 5% жителей России могут выйти
в Интернет. С каждым годом количество людей увеличивается, уменьшая
информационное расслоение общества. Жители городов (особенно Москва и Санкт-
Петербург) имеют информационное превосходство над остальными жителями. У
них больший шанс устроится на работу, получить информацию и т.п.
Степень научной разработанности. В мировом обществознании наиболее
значимый вклад в разработку проблемы внесли С. Клименко, В. Уразметов, Э.
Дайсон, С. Линч, М. Роуз, Г. Тодино, Д. Догерти, Д. Фреи, Р. Адамс, А.
Гаффин, Б. Кехое, Е. Крол, С. Ламберт, В. Хоув, Т. Бернер-Ли[2].
По мнению автора дипломной работы, среди весьма значительного числа
исследований по проблемам развития русского сектора Интернет практически
нет работ, в которых это явление рассматривалось с позиций анализа его
вклада в процесс интеллектуализации общества. В частности, нет пока каких-
либо исследований в этой области. Между тем, как уже отмечалось выше, ныне
ощущается острая нужда в разработке этого информационно-социологического
направления. В значительной степени нерешёнными остаются вопросы специфики
проведения социологических исследований в условиях современной
информационной среды в целом, а также анализа достоверности результатов
подобных исследований.
Углубление социологического анализа процессов развития российского
сектора Интернет позволит выработать научно обоснованные рекомендации по
развитию концепции и программы исследования Интернет, внести вклад в
предотвращение опасных социальных последствий развития Интернет, в
формирование и реализацию государственной политики развития Интернет.

Проблема исследования. Современное состояние исследуемой проблемы
характеризуется тем, что анализ развития российского сектора Интернет
рассматривается исследователями с различных позиций, не всегда
согласующихся друг с другом, ибо далеко не во всех случаях к проблеме
развития российского сектора Интернет подходят как к чрезвычайно сложному
социотехническому явлению, стержнем которого являются процессы
интеллектуализации, развития культурно-духовной сферы общества, базирующего
на принципиально новой научно-технической и технологической основе.
Сложность проблемы заключается в плохом материальном положении жителей
России, в недостаточно развитой и морально устарелой телефонной сети и в
особом отношении жителей России (особенно провинций) к Интернет и
компьютерам.
Объектом исследования являются проблемы развития российского сектора
глобальной сети Интернет.
Предметом исследования является социологический анализ развития
российского сектора глобальной сети Интернет.
Целью исследования является анализ состояния российского сектора
глобальной сети Интернет и изучения перспективных путей его дальнейшего
развития.



Глава 1. Теоретико-методологический подход к анализу развития глобальной
сети Интернет.


Житие в любом обществе предполагает наличие некоторых ограничений,
которые могут быть либо оформлены в виде свода законов, либо приняты как
некий кодекс чести или просто традиции. Возможен, конечно, и более
утопический вариант: “все члены сообщества разумны и сознательны и
добровольно придерживаются некой высокой морали так, что никаких конфликтов
между ними не происходит, вернее все они быстро решаются в самом их начале
мирным путём”[3]. Это мы и назовём “идеальной моделью развития Интернета”
Житие в Интернет, несомненно, предполагает соблюдение общепринятых
норм поведения в обществе, и, конечно предполагает соблюдение обычных
законов. Кроме этого в Интернет существуют некоторые дополнительные правила
поведения и законы, которые происходят из того, что существование Интернет
требует некоторой дополнительной поддержки: технического сопровождения,
стратегического планирования и разработки, финансирования и т.д. Если
существование человеческого общества технической поддержки не требует, без
неё оно вполне может обойтись, то Интернет без технического сопровождения
вообще развалится и прекратит своё существование.
Поэтому, часто возникает вопрос: "А что вообще допустимо в
Интернет?". Вопрос действительно очень сложный. Здесь сходятся законы,
этика и политика. Как они соотносятся и что из них первостепенно, зависит
от конкретного места. Интернет не просто сеть, она – сеть сетей, и каждая
из этих сетей может иметь свои собственные правила поведения и обычаи,
которые, к счастью, во многом совпадают. Поэтому можно выделить некоторые
правила, являющиеся общими для подавляющего большинства сетей, такие как:
государственные дотации, коммерция, государственные границы, частная
собственность, политика, этика и т.д.
Многие сети Интернет материально поддерживаются государством. Вообще
говоря, учреждение может тратить, бюджетные деньги только по прямому
назначению. Министерство здравоохранения не может, например, потратить
деньги на покупку самолёта даже для доставки одноразовых шприцев. То же
относится и к финансированию сетей. Если Академия Наук финансирует сеть,
то ее можно использовать только в научных исследованиях.

Есть мнение, что Интернет это Сеть сетей и данные в ней пересылаются,
проходя на своём пути множество сетей. Вы как пользователь можете совсем не
знать, по каким сетям пересылаются ваши данные, а ведь их пересылка
потребляет ресурсы каждой сети, расположенной на маршруте, то есть,
пересылка данных потребляет средства владельцев этих сетей. Таким образом,
эти данные при пересылке попадают в сферы влияния множества различных
организаций, что порождает проблемы в финансовых отношениях
государственных учреждений и ведомств – типичные проблемы множественности
государственных карманов.
Именно поэтому целесообразно существование одного ведомства, которое
распоряжается всеми такими государственными субсидиями и централизовано
содержит все дотируемые сети, ведь содержание множества параллельных сетей
– это напрасная трата денег.
Разумно создать сеть – часть Интернета – например, для исследования и
образования, которую можно было бы использовать в любых фундаментальных
исследованиях и образовании, или для их поддержки, чем иметь множество
аналогичных сетей поменьше, но более специализированных, например, для
поддержки математических исследований, физики, химии, биологии,
психологии, философии и т.д. В любом случае государственное финансирование
исключает коммерческое использование.

С государственным финансированием тесно связана законность
коммерческого использования подключения к Интернет. Совершенно очевидно,
что законность использования Интернет в коммерческих целях зависит от
того, кто за все платит. Если сеть, в которой находится компьютер,
финансируется из бюджетных средств, то, используя такой доступ в Интернет
в коммерческих целях, мы фактически залезаем в государственный карман. Если
мы сами полностью оплачиваете все расходы, то мы можем, распоряжаться
своим доступом, как нам будет угодно.

На самом деле, ситуация немного сложнее, допустимость коммерческого
использования определяется не только тем, кто платит за эксплуатацию
локальной сети и связи с внешним миром, но и конкретным сетевым
провайдером. Обычно маршрутизация трафиков разных типов производится
раздельно именно с целью более или менее отделить коммерческое
использование от субсидируемого, чтобы коммерческий трафик не шёл через
академические сети, садясь на хвост бюджету, а трафик государственных
учреждений шёл по сетям, финансируемым государством. Особый случай
составляет трафик государственного аппарата – он должен идти только по
государственным сетям – ключевые пункты управления должны всегда
оставаться в руках государства.

По всему по этому при включении в Интернет пользователь (или
организация) должен сообщить, будет ли его соединение использоваться в
коммерческих целях или нет.
Многие корпорации, конечно же, предпочитают входить в Интернет как
"RE"-обищины, что, в общем-то, соответствует действительности, так как
целью включения часто является обеспечение мощным информационным
инструментом своих корпоративных исследователей[4]. Например, если АОЗТ
"колхоз Фермер" хочет провести совместные с университетом им. Н.С.
Хрущёва исследования по кукурузе, то он имеет полное право объявить свое
подключение некоммерческим, если он будет использовать его только в рамках
указанного проекта.
Тем не менее, многие корпорации объявляют свои соединения
коммерческими. Это дает уверенность в том, что в будущем не возникнет
правовых помех, если им понадобится воспользоваться связью в коммерческих
целях, а понадобится обязательно, поскольку использование – Интернет в
коммерции может дать значительное преимущество, как в скорости, так и в
глобальности. Многие деловые люди считают, что качество, удобство и
надежность вполне заслуживают дополнительной платы.

Коммерция влечёт за собой экспорт, а экспорт подпадает под
ответственность и контроль соответствующего отдела по экспортным
ограничениям. Экспорт данных – тоже. В Интернет, поскольку она целостна и
глобальна, довольно просто можно вывозить информационные продукты без
ведома владельца, таможенников и любых других правоохранительных органов.
Поэтому возникает множество различных юридических тонкостей.
Экспортные законы подавляющего большинства стран основаны на двух
очень простых предпосылках:

1. экспорт чего бы то ни было требует лицензии;

2. экспорт услуг примерно эквивалентен экспорту компонентов,
необходимых для предоставления таких услуг.
Первый пункт очевиден: пересылка файла и вообще чего-либо электронной
почтой или как угодно за пределы страны должно быть прикрыто экспортной
лицензией, разрешающей вывоз.
Естественно должен быть разрешен беспрепятственный вывоз информации и
вообще любых вещей, носящих наиболее общий, глобальный характер. Очевидно,
должно быть разрешено передавать за границу информацию типа теоремы
Пифагора. Естественно такое разрешение существует, в разных странах оно
называется по-разному, в США, например, оно называется "общая лицензия".
Для определенности примем эту терминологию.
Общая лицензия разрешает вывозить все, что не запрещено явно и, что
можно вычитать в публичных библиотеках. Так что все, что можно узнать на
конференции или на занятиях в школе и на, что не наложены ограничения из
соображений безопасности, скорее всего, попадает под общую лицензию.

Однако, существует список объектов, экспорт которых строго запрещен. С
этим все просто. Но список запрещенных к экспорту объектов таит множество
сюрпризов и включает некоторые вещи, которые можно свободно узнать,
обучаясь в захудалом американском университете.
Второй пункт ещё проще. Если экспорт какого-либо оборудования, скажем
ядерного реактора, не разрешен, то запрещен и удаленный доступ к этому
оборудованию извне страны.
Природа этих ограничений зависит, несомненно, от иностранного
государства и, как показали события последнего десятилетия, может очень
быстро изменяться.


Персонал национальных сетей, скорее всего, не проглядывает наши
пакеты, высматривая, что же мы там вывозим. Однако, если сетевой оператор
видит пакеты, случайно, например, при возврате почты из-за ошибки
адресации, и в них содержится явное нарушение каких-либо инструкций, то он
обязан поставить в известность руководство. Вообще же, вся ответственность
лежит на самих пользователях.
В понятие экспорт также входит соблюдения закона на частную
собственность.
Естественно, нас интересует интеллектуальная собственность.
Интеллектуальная собственность – это необходимая правовая категория в любом
прогрессивном обществе, ибо основу прогресса составляют знания –
информация[5].
Интернет – среда обитания информационного общества. Даже если скромно
считать, что не все информационное общество обитает в Интернет, в любом
случае, очевидна справедливость утверждения: общество, обитающее в Интернет
есть информационное. Следует научиться жить в этом обществе, соблюдать его
законы, среди которых совсем не последним является закон об
интеллектуальной собственности.
Вообще говоря, любая операция с любой информацией попадает под
компетенцию закона об интеллектуальной собственности, если только эта
информация не носит самый общий характер. Поэтому мы можем спокойно
обращаться с любыми знаниями, являющимся общечеловеческим достоянием.
Представьте себе, мы хотим переслать своему другу некий файл с
интересной информацией. Откуда мы взяли этот файл? Ведь кто-то его создал.
Автор пролил немало пота над сим трудом, надо это уважать. Вообще говоря,
только автор имеет право распоряжаться этим файлом свободно. Он может
передать свои права на интеллектуальный продукт кому-либо другому. Может
подарить свое произведение обществу, сделав его общественно доступным.
Допустим, мы узнали, кто владеет правами на этот интеллектуальный
продукт, у кого следует спрашивать разрешения относительно этого продукта.
Если мы собираемся производить какие-либо действия с ним, например
работать с программой или переслать файл, мы должны спросить на то
разрешения. Причем, это разрешение должно быть получено в такой форме,
которая может служить доказательством коррек

Новинки рефератов ::

Реферат: Обычаи и традиции англо-говорящих стран (Иностранные языки)


Реферат: Россия и Польша при Александре II (История)


Реферат: Возникновение разумного человечества (История)


Реферат: Страхование строительства (Страхование)


Реферат: Удалённый доступ к частной сети через Интернет с помощь технологии VPN (Программирование)


Реферат: Международно-правовая охрана прав на "Промышленную собственность" (Контрольная) (Международное частное право)


Реферат: Страхование экологических рисков (Страхование)


Реферат: Анализ распределения и использования прибыли (Предпринимательство)


Реферат: Распознавание речи (Компьютеры)


Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета в России (Программирование)


Реферат: Закаливание (Спорт)


Реферат: Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена (Музыка)


Реферат: Правовое положение иностранцев в Литовской Республике (Государство и право)


Реферат: Русская субъективная школа (Социология)


Реферат: "Жизнь для книги" - Иван Дмитриевич Сытин (История)


Реферат: Аренда основных средств в Украине на примере предприятия (Аудит)


Реферат: Работа в программе Excel (Программирование)


Реферат: Образование казахской народности (История)


Реферат: Искусство (Искусство и культура)


Реферат: Одержимость, её место в истории (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист