GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Битлс (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Битлс (Культурология)




Начало

Весной 1956 года 15-летний Джон Леннон образовал группу "The Qurrymen",
которая исполняла песни в стиле скиффл, кантри- энд-вестерн и рок-н-ролл.
Это был в буквальном смысле любительский коллектив.
6 июля 1957 года Пол МакКартни впервые услышал группу в саду приходской
церкви св. Петра в ливерпульском районе Вултон. МакКартни играл на гитаре
значительно лучше Леннона и через неделю Пол вошел в состав группы "The
Quarrymen".
В 1958 году Пол посоветовал Джону пригласить в ансамбль своего школьного
риятеля Джорджа Харрисона, 15-летнего гитариста. Вскоре коллектив Леннона
принял название "Johnny and the Moondogs", хотя нередко выступал и под
прежним. Пол, Джон и Джордж составляли ядро коллектива, остальные же
музыканты постоянно менялись.
В начале 1959 года в коллектив пришел Стюарт Сатклифф - сокурсник Джона
Леннона.
В ноябре группа приняла новое название "Long John And The Silver Beatles",
вскоре сокращенное до "The Silver Beatles". Слово "beatles" сочетает в себе
2 значения - "beat" (удар, бит) и "beetles" (жуки).
Осенью 59 года группа начала выступать в клубе "Jacaranda". Летом 1960-го
их заметил хозяин гамбургского клуба Кошмидер и пригласил их в Гамбург.
Музыкантам в который раз пришлось подыскивать себе ударника. В данном
случае они остановили свой выбор на Пите Бесте, чья группа только что
распалась.
[pic]
16 августа 1960 года Леннон, МакКартни, Харрисон , Сатклифф и Бест покинули
пределы Англии, а 17-го уже вышли на сцену нового гамбургского клуба
"Indra". Вскоре однако они стали выступать в "Кайзеркеллере",
пользовавшимся наибольшей популярностью у местной молодежи.
Квинтет пробыл в Гамбурге четыре с половиной месяца. Они стали опытной бит-
группой, легко и непринужденно исполнявшая как заимствованные, так и
собственные композиции.
Новый 1961 год группа встречала в ранге лучшего из 350 бит-коллективов
Ливерпуля. Ансамбль выступал почти ежедневно, собирая толпы слушателей.
Однако в плане карьеры это было топтанием на месте, и в феврале они решели
снова отправиться в Гамбург.
Уже в первые дни пребывания там они были признаны лучшей из гасролировавшей
в городе групп. Весной 61-го Сатклифф принял решение покинуть ансамбль, и
уходя он подарил свою бас-гитару Полу.
Возвращаясь в конце июня из Гамбурга в Ливерпуль, Пол, Джордж, Джон и Пит
везли домой экземпляры своего первого, только что вышедшего в ФРГ сингла
"My Bonnie" / "The Saints".
Субботним днем 28 октября 1961 года около 3-х часов пополудни юноша по
имени Kurt Raymond Jones зашел в магазин грампластинок Ливерпульской
торговой фирмы "NEMS Ltd.", принадлежавшей 27 летнему коммерсанту Брайану
Эпсатйну, чтобы купить сингл "My Bonnie". Такой пластинки у Брайана не
оказалось. Ее название он отыскал лишь в каталоге импорта, и был крайне
удивлен, узнав, что речь идет не о немецком, а об английском ансамбле,
который к тому же выступал буквально в 200-х метрах от магазина Эпстайна, в
клубе "Cavern". 13 ноября "Beatles" подписали контракт, в соответствии с
которым их официальным менеджером становился Брайан Эпстайн.
В конце июля руководитель фирмы "Parlaphone" Джордж Мартин предложил группе
заключить контракт сроком на один год, с обязательством выпустить не менее
4 синглов, но при одном условии: ударника необходимо заменить. Это
требование совпадало с мнением Джона, Пола и Джорджа, которые в тайне от
Пита давно уже заручились предварительным согласием Ринго Старра войти в
состав их ансамбля.
16 августа Эпстайн официально объявил Бесту, что он должен покинуть группу.
17 Пит последний раз выступал с "Beatles". А 18 квартет дебютировал с новым
ударником - Ринго Старром.
[pic]

Триумф

4 сентября 1962 года в Лондоне "БИТЛЗ" приступили к репетициям и записи
песен для дебютного сингла, который 5 октября появился на прилавках
магазинов. Сингл занял в британском национальном хит-параде 17 место. Для
дебюта, да еще с песней собственного сочинения это был неожиданно крупный
успех.
26 ноября, в перерыве между гамбургскими гастролями "БИТЛЗ" записали второй
сингл "Please Please Me" / "Ask Me Why". Сингл вышел 12 января с огромным
успехом. Уже 16 февраля пластинка возглавляла британский хит-парад.
11 февраля, прервав гастрольное турне по стране, "БИТЛЗ" в один прием, за
585 минут, записали весь материал для дебютного альбома "Please Please Me".
Поступив в продажу 22 марта, альбом 12 апреля на 6 месяцев возглавил хит-
парад и уступил место лишь следующему диску "БИТЛЗ".
Октябрь 1963 года принято считать месяцем рождения "битломании". 13
октября, в воскресенье они выступали в лондонском зале "Palladium", откуда
их концерт транслировался на всю страну, собрав 15 миллионов телезрителей.
После концерта квартету пришлось пробираться к машине в окружении наряда
полиции.
В конце октября группа гастролировала в Швеции.
22 ноября вышел второй альбом квартета "With The Beatles", установивший
мировой рекорд по количеству предварительных заявок - 300 тысяч. К 1965
году было продано свыше миллиона экземпляров пластинки. Между тем
американский музыкальный рынок не принимал "БИТЛЗ". Ситуация изменилась
после выхода в США в конце 1963 года сингла "I Want To Hold You Hand". 18
января 1964 года стало известно, что этот сингл занял в США 1-е место в
таблице журнала "Cach Box". "Битломания" шагнула за океан. Музыканты
убедились в этом сразу же, как только приземлились 7 февраля в Нью-Йоркском
аэропорту Кеннеди: встречать их пришло более 4000 поклонников.
2 марта группа приступила к съемкам и записи песен своего первого
музыкального фильма "A Hard Days Night" и одноименного альбома. К началу
апреля в пятерке лучших национального хит-парада США фигурировали только
песни "БИТЛЗ", а вообще в хит-параде их насчитывалось 14.
С 4 июня по 2 июля квартет находился в своем первом крупном заграничном
турне, через 3 дня после его возвращения в столичном кинотеатре состоялась
премьера фильма "A Hard Days Night". Вскоре вышел одноименный альбом,
впервые не содержавший ни одной заимствованной песни. И фильм и пластинка
вызвали восторженные отзывы в прессе.
19 августа 1964 года началось гастрольное турне группы по Северной Америке.
Возвратившись 21 сентября в Лондон "БИТЛЗ" в тот же день приступили к
записи очередного альбома - "Beatles For Sale". В первый же день продажи (
4 декабря ) диск разошелся тиражом 700 тысяч экземпляров.

В октябре-ноябре состоялись гастроли по 27 городам Великобритании. В
феврале 1965 года начались съемки второго полнометражного фильма - "Help".
Премьера состоялась в Лондоне 29 июля, а 6 августа вышел одноименный
альбом.

Триумф

4 сентября 1962 года в Лондоне "БИТЛЗ" приступили к репетициям и записи
песен для дебютного сингла, который 5 октября появился на прилавках
магазинов. Сингл занял в британском национальном хит-параде 17 место. Для
дебюта, да еще с песней собственного сочинения это был неожиданно крупный
успех.
26 ноября, в перерыве между гамбургскими гастролями "БИТЛЗ" записали второй
сингл "Please Please Me" / "Ask Me Why". Сингл вышел 12 января с огромным
успехом. Уже 16 февраля пластинка возглавляла британский хит-парад.
11 февраля, прервав гастрольное турне по стране, "БИТЛЗ" в один прием, за
585 минут, записали весь материал для дебютного альбома "Please Please Me".
Поступив в продажу 22 марта, альбом 12 апреля на 6 месяцев возглавил хит-
парад и уступил место лишь следующему диску "БИТЛЗ".
Октябрь 1963 года принято считать месяцем рождения "битломании". 13
октября, в воскресенье они выступали в лондонском зале "Palladium", откуда
их концерт транслировался на всю страну, собрав 15 миллионов телезрителей.
После концерта квартету пришлось пробираться к машине в окружении наряда
полиции.
В конце октября группа гастролировала в Швеции.
22 ноября вышел второй альбом квартета "With The Beatles", установивший
мировой рекорд по количеству предварительных заявок - 300 тысяч. К 1965
году было продано свыше миллиона экземпляров пластинки. Между тем
американский музыкальный рынок не принимал "БИТЛЗ". Ситуация изменилась
после выхода в США в конце 1963 года сингла "I Want To Hold You Hand". 18
января 1964 года стало известно, что этот сингл занял в США 1-е место в
таблице журнала "Cach Box". "Битломания" шагнула за океан. Музыканты
убедились в этом сразу же, как только приземлились 7 февраля в Нью-Йоркском
аэропорту Кеннеди: встречать их пришло более 4000 поклонников.
2 марта группа приступила к съемкам и записи песен своего первого
музыкального фильма "A Hard Days Night" и одноименного альбома. К началу
апреля в пятерке лучших национального хит-парада США фигурировали только
песни "БИТЛЗ", а вообще в хит-параде их насчитывалось 14.
С 4 июня по 2 июля квартет находился в своем первом крупном заграничном
турне, через 3 дня после его возвращения в столичном кинотеатре состоялась
премьера фильма "A Hard Days Night". Вскоре вышел одноименный альбом,
впервые не содержавший ни одной заимствованной песни. И фильм и пластинка
вызвали восторженные отзывы в прессе.
19 августа 1964 года началось гастрольное турне группы по Северной Америке.
Возвратившись 21 сентября в Лондон "БИТЛЗ" в тот же день приступили к
записи очередного альбома - "Beatles For Sale". В первый же день продажи (
4 декабря ) диск разошелся тиражом 700 тысяч экземпляров.

В октябре-ноябре состоялись гастроли по 27 городам Великобритании. В
феврале 1965 года начались съемки второго полнометражного фильма - "Help".
Премьера состоялась в Лондоне 29 июля, а 6 августа вышел одноименный
альбом.
[pic]На пластинке немало примечательных композиций, среди которых песня
"Yesterday".
13 августа "БИТЛЗ" отправились во второе американское турне. Ровно через
две недели произошло событие, по сей день не дающее покоя шоу-бизнесменам и
меломанам: "БИТЛЗ" побывали в гостях у Элвиса Пресли, с которым не только
беседовали, но и музыцировали, причем несколько композиций были записаны на
магнитофон. Ни при жизни Элвиса, ни после его смерти записи не были изданы.
Несмотря на все усилия агентов различных фирм грампластинок установить
местонахождение пленок не удалось. Их стоимость исчисляется миллионами
долларов.
[pic]
На пластинке немало примечательных композиций, среди которых песня
"Yesterday".
13 августа "БИТЛЗ" отправились во второе американское турне. Ровно через
две недели произошло событие, по сей день не дающее покоя шоу-бизнесменам и
меломанам: "БИТЛЗ" побывали в гостях у Элвиса Пресли, с которым не только
беседовали, но и музыцировали, причем несколько композиций были записаны на
магнитофон. Ни при жизни Элвиса, ни после его смерти записи не были изданы.
Несмотря на все усилия агентов различных фирм грампластинок установить
местонахождение пленок не удалось. Их стоимость исчисляется миллионами
долларов.
[pic]

Перевал

Лето 1965 года было переломным в истории рок-музыки. Из танцевальной,
развлекательной она становилась серьезным искусством.
12 октября в Лондоне группа приступила к записи альбома "Rubber Soul",
ознаменовавшего начало новой фазы не только в их творчестве, но и в рок-
музыкальной культуре вообще.
В песнях этого альбома впервые появились элементы мистики, сюрреализма,
столь характерные в творчестве группы в дальнейшем. Еще более значительно
их присутствие в композициях альбома "Revolver", выпущенного 5 августа 1966
года. Он также отличался прежде всего тем, что большинство его песен не
предполагали сценического исполнения - настолько сложны были здесь
использованные студийные эффекты. Отныне "БИТЛЗ" стали чисто студийной
группой.
Образно говоря 1966 год стал для Джона, Пола, Джорджа и Ринго годом
обретения индивидуальности. Каждый из них начинал понемногу творить без
участия остальных.
Альбом "Revolver" тем временем лидировал в хит-парадах по обе стороны
Атлантики.
В конце 1966 года группа снова собралась в студии. Результатом начавшихся
сеансов записи стал сингл "Strawberry Fields Forever" / "Penny Lane",
появившийся 17 февраля 1967 года. Новаторские приемы в аранжировке,
огромное по тем временам количество участвовавших в записи сейшн-
инструменталистов, сам взгляд на студию как на музыкальный инструмент, -
все это как бы готовило слушателей и музыкантов к метаморфозе, воплощением
которой стал альбом "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band".
Это был первый в истории рок-музыки концептуальный альбом, где и форма и
содержание служили осуществлению единого замысла. Из всех композиций
альбома наибольшее внимание привлекла последняя - "A Day In The Life". В ее
записи участвовал симфонический ансамбль из 40 музыкантов, исполнивших
уникальный нарастающий звуковой вал в середине композиции и перед
заключительным фортепианным аккордом. Этот аккорд в известной мере является
самоценным музыкальным произведением. Исполнен он в 10 рук : Ринго, Полом,
Джоном и Мэлом Эвансом на пианино и Джорджем Мартином на фисгармонии.
Продолжительность его звучания - 42 секунды.
"БИТЛЗ" создавали альбомы играючи. Им доставляло удовольствие насыщать его
неслыханными, неожиданными музыкальными и вообще звуковыми эффектами.
[pic]

Перевал

Лето 1965 года было переломным в истории рок-музыки. Из танцевальной,
развлекательной она становилась серьезным искусством.
12 октября в Лондоне группа приступила к записи альбома "Rubber Soul",
ознаменовавшего начало новой фазы не только в их творчестве, но и в рок-
музыкальной культуре вообще.
В песнях этого альбома впервые появились элементы мистики, сюрреализма,
столь характерные в творчестве группы в дальнейшем. Еще более значительно
их присутствие в композициях альбома "Revolver", выпущенного 5 августа 1966
года. Он также отличался прежде всего тем, что большинство его песен не
предполагали сценического исполнения - настолько сложны были здесь
использованные студийные эффекты. Отныне "БИТЛЗ" стали чисто студийной
группой.
Образно говоря 1966 год стал для Джона, Пола, Джорджа и Ринго годом
обретения индивидуальности. Каждый из них начинал понемногу творить без
участия остальных.
Альбом "Revolver" тем временем лидировал в хит-парадах по обе стороны
Атлантики.
В конце 1966 года группа снова собралась в студии. Результатом начавшихся
сеансов записи стал сингл "Strawberry Fields Forever" / "Penny Lane",
появившийся 17 февраля 1967 года. Новаторские приемы в аранжировке,
огромное по тем временам количество участвовавших в записи сейшн-
инструменталистов, сам взгляд на студию как на музыкальный инструмент, -
все это как бы готовило слушателей и музыкантов к метаморфозе, воплощением
которой стал альбом "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band".
Это был первый в истории рок-музыки концептуальный альбом, где и форма и
содержание служили осуществлению единого замысла. Из всех композиций
альбома наибольшее внимание привлекла последняя - "A Day In The Life". В ее
записи участвовал симфонический ансамбль из 40 музыкантов, исполнивших
уникальный нарастающий звуковой вал в середине композиции и перед
заключительным фортепианным аккордом. Этот аккорд в известной мере является
самоценным музыкальным произведением. Исполнен он в 10 рук : Ринго, Полом,
Джоном и Мэлом Эвансом на пианино и Джорджем Мартином на фисгармонии.
Продолжительность его звучания - 42 секунды.
"БИТЛЗ" создавали альбомы играючи. Им доставляло удовольствие насыщать его
неслыханными, неожиданными музыкальными и вообще звуковыми эффектами.
[pic]



Конец

Альбом "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" явился, по сути дела,
последней крупной работой, полностью выполненной совместными усилиями.
Лето 1967 года кончилось трагически : 27 августа от чрезмерной дозы
снотворного умер Брайан Эпстайн. 1 сентября музыканты собрались дома у Пола
МакКартни, чтобы обсудить создавшееся положение и дальнейшие планы.
Летом 68 года квартет начал осуществлять сразу два крупных проекта :
готовил материал для очередного альбома и участвовал в работе над
полнометражным мультипликационным фильмом "Yellow Summarine".
22 ноября 68 года появился долгожданный новый альбом, на этот раз двойной,
но... лишенный названия. Публика и пресса вскоре окрестили его просто
"двойным белым альбомом". В биографии "БИТЛЗ" он занимает особое место,
поскольку является первым ярким свидетельством надвигающегося распада
группы. Симптомы этого не в качестве исполнения песен, а в том, как они
создавались и записывались. Атмосфера коллективного творчества исчезла,
каждый выступал как солист, приглашая остальных лишь в качестве
аккомпаниаторов. Критика оценила альбом неоднозначно. Многие обозреватели
придерживались мнения, что музыкантам следовало быть более требовательными
и скомпонавать один диск.
В течении января 1969 года кинооператоры отсняли многие километры пленки,
за тот же срок музыканты записали сто с лишним песен, из которых лишь
несколько вышли затем на пластинках. Заключительным эпизодом съемок стал
импрвизированный концерт, который группа устроила на крыше здания студии
звукозаписи 30 января.
3 февраля 1969 года менеджером "БИТЛЗ" стал Аллен Клейн, предприимчивый шоу-
бизнесмен из США. С этого дня начался распад квартета. Дело в том, что по
мнению МакКартни менеджером мог быть только близкий, почти родной
музыкантам человек. МакКартни предложил кандидатуру своего будущего тестя
Джона Истмена. Джон, и без того ущемленный лидерством Пола в группе, был
против. В результате МакКартни признав все же Клейна как менеджера "БИТЛЗ",
отказался признать его менеджмент в отношениях своих собственных
произведений. На деле отказ требовал выхода Пола из финансовой зависимости
от "БИТЛЗ". Однако добиться этого можно было только путем судебного иска. И
создалась противоречивая ситуация : МакКартни, который больше любого
другого из "БИТЛЗ" хотел сохранить ансамбль, вынужден был предъявить иск не
только Клейну, но и персонально Джону, Джорджу и Ринго.
МакКартни решился на это не сразу, но неизбежность этого осознал уже вскоре
после 3 февраля 1969 года.
В июле-августе 1969 года "БИТЛЗ" записали альбом "Abbey Road". 20 августа
они в последний раз вместе работали в студии. Среди песен альбома
специалисты прежде вмего отметили выдающуюся работу Джорджа Харрисона,
песню "Something", поставив ее в один ряд с песней "Yesterday".
Вклад Джона в создание альбома меньше, чем обычно. Еще 4 июля 1969 года он
заявил журналистам, что образрвал новую группу.
В январе 1970 года в Лондон приехал американский продюсер Фил Спектор,
взявшийся подготовить к выпуску альбом "Let It Be", материал для которого
предстояло отобрать из большого количества фонограмм.
а [pic]
17 июля МакКартни выпустил дебютный альбом "McCartney". В тот же день он
распрстранил текст своего "автоинтервью", где заявил, что "БИТЛЗ"
фактически прекратили существование.
Почему так случилось? Причин много, особенно субъективного плана. Но были и
объективные причины. Как известно творчество всякого крупного художника
развивается в условиях определенного социального контекста. Контекстом
"БИТЛЗ" были 60-е годы. Как все выдающиеся художники, "БИТЛЗ" до
осязаемости остро чуствовали свое время, в соответствии с ним творили и
ушли, когда оно кончилось.
[pic]





Реферат на тему: Блатная музыка

Министерство образования РФ
Международный университет бизнеса и новых технологий



Блатная музыка
реферат по русскому языку
и культуре речи



Студента БУ-11
Молотова А. А.



Ярославль, 2004
План


1. Введение
2. Происхождение слова «Блатная»
3. Происхождение слова «Музыка»
4. Заключение



1. Введение

Это название арго появилось в лексике деклассированных элементов в
конце XIX — начале XX вв. В русской же лингвистической литературе оно
впервые зафиксировано в 1908 году. И. А. Бодуэн де Куртенэ в статье,
посвященной изучению арго, иначе его и не называет, как блатная музыка.
Любопытно, что в этой небольшой статье (всего две страницы) словосочетание
блатная музыка встречается двенадцать раз! И в дальнейшем оно стало
употребляться в лингвистической литературе в качестве синонима к термину
арго.

2. Происхождение слова «Блатная»

Из двух компонентов фразеологизма блатная музыка более новым является
слово блатная. Одна из первых фиксаций слова блат (вернее, его
производного) наблюдается в очерке А. И. Куприна «Вор» (1895 г.). Появление
этого очерка совпадает с периодом наиболее интенсивных заимствований в
русское арго из немецкого, польского и еврейских языков (именно они
способствовали переходу лексемы блат в русское арго, являясь при этом либо
языками-источниками, либо языками-посредниками). И первоначально в русском
арго слово блат обозначало «любое преступление, независимо от его
характера». Кража, убийство, разбой, мошенничество - все это определялось
словом блат. Позднее арготизм блат получил значение «преступный мир», а
производная лексема блатной имела значения «профессиональный преступник»,
«преступный; относящийся к преступному миру».

3. Происхождение слова «Музыка»

До конца XIX в. арго именовалось преимущественно либо музыкой, либо
байковым языком.
У читателя, вероятно, могут возникнуть ассоциации со словом баян -
«музыкальный инструмент». Действительно, уж очень заманчивая лексическая
цепочка: байковый язык - баять - баян - музыка. Но слово баян ничего общего
с языком преступников не имеет. Музыкальный термин баян, названный по имени
древнерусского поэта Бояна гармонистом А. Ф. Орланским-Титаренко, появился
примерно в конце XIX века, тогда как арготизм музыка возник гораздо раньше.

Но все-таки, почему арго раньше именовалось музыкой? То, что оно
действует на эмоции? Да, арго воздействует и на чувства деклассированных
элементов, и на чувства законопослушного населения. Но не это явилось
определяющим при появлении на свет лексемы музыка, т. е. данное слово
образовалось не при помощи метафоры. Думается, что возникновение его
гораздо сложнее.
Музыка - «язык преступников» - слово довольно странное, даже для арго,
в котором имеются различные словесные неожиданности. Но в лексике
преступного мира был еще и более причудливый фразеологизм (активно он
употреблялся в середине XIX в.) - ходить по музыке - «совершать
преступления». Но какая связь между «ходить по музыке» и «совершать
преступления»? Казалось бы, никакой. Однако, если верно определить в арго
важнейшие способы словопроизводства и принципы возникновения слов, а также
связи деклассированных элементов с другими социальными группами, то все
встанет на свои места.
Нам кажется, что слово музыка в арго появилось благодаря звуковой
мимикрии. Данный способ словопроизводства очень распространен в арго. Язык
«рисует» самые неожиданные образы. Так, в дореволюционном арго при помощи
звуковой мимикрии образованы слова олешка - «лакей», мишука, мишура -
«мешок», башкир - «большеголовый человек» (от башка), петя -
«пятисотрублевый кредитный билет»; в современном арго - алик - «алкоголик»,
баптист - «бабник», балбес - от балабас - «продукты, содержащие большое
количество жира», марго - «маргарин», червяк - «червонец», чех - «чеченец».

Несомненно, что музыка - это слово, также образованное с помощью
звуковой мимикрии. Но какая лексема явилась его основой, первым кирпичиком?
Каких-либо производных арготизмов от слова музыка в составе
дореволюционного арго нами не обнаружено. Из фонетически близких к
арготизму музыка можно причислить следующие слова: маз - «преступник»,
«мошенник», «старый опытный вор», «атаман разбойничьей шайки», «вор-
карманник», «помощник вора-карманника»; мазурик - те же значения, кроме
третьего и четвертого; маза - «учитель воров»; мазье - «мошенники, воры»;
мазура несчастная - «плохой вор»; мазиха - «женщина, принадлежащая к
преступному миру», «дама (игральная карта)»; мазурить, мазурничать -
«воровать из карманов». Как видим, в этих словах отчетливо прослеживается
корень маз. Заметим также, что все эти слова обозначают либо представителей
преступного мира, либо их преступные действия. И слово музыка, насколько
это явствует из фразеологизма ходить по музыке, также обозначало
преступление. (Любопытная деталь - арготизм блат почти повторил историю
слова музыка: блат - сначала имело значение «любое преступление», затем -
«язык преступного мира»; ходить на блат - «совершать преступления».)
Корень маз имеется и в лексеме условно-профессионального языка офеней
- мазыка. О лексическом значении этого слова существуют два мнения. Так, С.
В. Максимов утверждал, что это самоназвание офеней:
«С 1700 года офени, как известно, разбрелись по всему лицу земли русской и
даже переходили за австрийскую границу, всюду называя себя особым народом -
мазыками»). Несколько иного мнения исследователь офенского языка И. А.
Трофимовский. «Мазыки от слова мазать (рисовать), - утверждал он,- так они
называют богомазов, которые рисуют иконы, а затем их продают (села Мстера и
Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии). Там же село Палех.
Боготаскатели - «офени, занимающиеся перепродажей икон». Итак,
заметим: мазыки - иконописцы, боготаскатели - скупщики икон. Вероятно, у
офеней было выражение ходить по мазыке (мазыкам) - «скупать у иконописцев
иконы с целью их дальнейшей перепродажи». Там, где скупка,- часто
мошенничество и обман, и фразеологизм ходить по мазыке получает новое
значение - «мошенничать, плутовать». А перейдя в арго, непонятное и не
характерное для преступного мира слово мазыка трансформировалось в лексему
музыка (уголовники стараются «подогнать» непонятное для них слово под уже
знакомое). В арго выражение ходить по музыке получило и новое лексическое
наполнение - «совершать преступления». И еще одна любопытная деталь: слово
маз (мас) в условно-профессиональном языке имело несколько значений -
«крестьянин», «человек», «офеня», «я».
Именно в конце XVIII — середине XIX вв. лексика условно-
профессионального языка офеней в сильнейшей степени повлияла на арго.
Деклассированные элементы заимствовали от «ходебщиков» множество слов:
клевый, мара, пахан и др. Офени были именно тем слоем населения, который
пополнял ряды деклассированных элементов. «Кроме деклассированных в
собственном смысле (нищих, бродяг, воров),- справедливо утверждал В. М.
Жирмунский,- в создании и распространении арго существенное участие
принимали бродячие торговцы и ремесленники». Такие же процессы, как
указывает ученый, характерны и для стран Западной Европы.
Тесная связь преступного мира с офенями отражена даже в тюремном
фольклоре. Из всех социальных групп торговцев только офеня удостоился такой
«чести». Вот отрывок из блатной песни:


Кругом темно, все потемнело,
И спит Москва во мгле ночной.
Уныло песенку заводит
В тюрьме преступник молодой:
«Мне быть преступником с рожденья
Сама назначила судьба.
Я был торговец, был офеней
И торговал я завсегда».

Интересно, что распространенный среди преступного мира фразеологизм по
фене ботать, появившийся в начале XX в., есть не что иное, как по офене
болтать, то есть разговаривать на условно-профессиональном языке офеней. В
начале XX в. в арго существовало выражение ходить по фене - «совершать
преступления», а ходить по тихой фене означало «совершать кражи».
Автор этих строк однажды в Горьком услышал от носителя арготизмов
(преступника-рецидивиста), что блатной язык был придуман купцом по имени
Офеня.
Но не только офени повлияли на русскую преступность, повлияли на нее и
прасолы (прахи) - «скупщики хлеба, скота». Характерно, что одним из
названий преступника в Поволжье явилось слово прах.
Получается любопытная лексическая параллель: в условно-
профессиональном языке «ходебщиков» маз (мас) - «офеня», в арго маз,
мазурик - «преступник»; прасол (прах) - «скупщик хлеба и скота», а в арго
прах - «преступник».
Что же осталось в арго в настоящее время от когда-то этимо-логически
родственных слов маз, мазурик, музыка? В современном арго и сейчас
употребляются слова маз, маза - «главарь воровской группы». Арготизм маза
имеет и еще одно значение - «шайка, сплоченная воровская группа»;
фразеологизм держать мазу означает «заступаться друг за друга,
поддерживать». С 20-х годов XX в. в среде деклассированных элементов не
употребляется слово мазурик, почти не встречается в современном арго
фразеологизм блатная музыка: используется только один его компонент -
музыка (от него образован арготизм музыкант - «знаток арго»).

4. Заключение

И все таки, какая связь между «ходить по музыке» и «совершать
преступления»? Если верно определить в арго важнейшие способы
словопроизводства, то все встанет на свои места.



Библиография


1. Грачев М. А. Блатная музыка // Русская речь. -1995. - №5







Новинки рефератов ::

Реферат: Битва под Курском (История)


Реферат: Концепции цивилизации (Культурология)


Реферат: Внимание (Психология)


Реферат: Приближенное вычисление определенных интегралов, которые не берутся через элементарные функции (Математика)


Реферат: Влияние религий и различных мировоззрений на мир (Мифология)


Реферат: Конструирование микросхемы, разработка топологии (Технология)


Реферат: Базы и банки знаний (Программирование)


Реферат: Особенности агитационных компаний. (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Значение зеленых насаждений (Биология)


Реферат: Кроманьонский человек (Биология)


Реферат: Объекты гражданских прав (Право)


Реферат: Методика та техніка складання річного фінансового звіту (Бухгалтерский учет)


Реферат: Учет операций по начислению амортизации (износа) основных средств и нематериальных активов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Делопроизводство (Менеджмент)


Реферат: Духовные искания Пьера Безухова (Литература : русская)


Реферат: Алгоритмы сортировки (Компьютеры)


Реферат: Искусство Древнего Востока (Искусство и культура)


Реферат: Исследование точности численного интегрирования (Программирование)


Реферат: Гуманизм в коррекционном обучении (Педагогика)


Реферат: Дети раздоров (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист