GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Игровые методы в логопедической практике (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Игровые методы в логопедической практике (Педагогика)




Введение

1.1 С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка,
шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых
ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям
общения его со взрослыми, средством передачи различной информации,
побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить
отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых
выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково,ребенок
будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.
Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться
повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е.
обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни
малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников
и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется
критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.
1.2 Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово:
сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность
и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния
и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение
артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней
челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность
нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует
в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того,
какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен
и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношение
большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается,
прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение
происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее
простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (и то не все, а в
основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г и др. На следующем этапе
дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими (с, з ), звуком ль. И
в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы
артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч,
щ), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от
многих факторов.
1.3 Большое значение для правильного развития произносительной стороны
речи имеет хорошо развитое речевое дыхания, которое обеспечивает нормальное
звуко - и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно
произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох,
необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при
произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание
голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия
для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса
по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение
речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное
расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться
причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции
голоса, нарушения плавности речи и т. п.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок
должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению
слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового
оформления слов (слово произносится недостаточно отчетливо, неправильно
произносят отдельные звуки в нем); к нарушению интонационной стороны речи.
Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению
словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического типа.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического
слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает
возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак- лак, том-
дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы
отличаются друг от друга только звонкостью или глухость при одинаковой
артикуляции, например звуки с и з, ж и ш, другие имеют более резкие
акустические различия, очень тонкие акустические различия имеют твердые и
мягкие согласные (т и ть, с и сь). Недостаточная сформированность слухового
восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного
произношения звуков, слов, фраз.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном
возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями
формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или
недостаточно отчетливо произносят слова, то взрослые обязательно должны
обратить на это внимание. Ребята с недостатками произношения очень часто
бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать
сказки. Педагогу необходимо своевременно выявлять дефекты речи у детей и
устранять их.
Игровые методы работы в логопедической практике.
2.1 Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит
особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется
словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми
становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого
развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие
говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные
звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются
пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов,
нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед),
неправильное ударение и пр.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей
четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.
Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень
тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения),
другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно
произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит
детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей
слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить
звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а
также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо
воспроизводить звукоподражания.
Угадай, что звучит.
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик,
молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия
предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на
барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз
называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит
звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети
отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и
т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет,
отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек.
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей
животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок,
лягушонок, котенок и пр.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа
мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных
игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать.
Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если
кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.
Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному
произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо
выговаривать слова с этими звуками.
Магазин.
Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь,
б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка,
Буратино, собака, белка, кукла и пр.)
Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть.
“Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети
отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-
отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает
покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он
собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу
одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок
называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает
попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом.
Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего
ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин
приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут
распроданы.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки
м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими
звуками.
Можно ездить или нет.
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств
передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь):
санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог
и др.
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает
свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить
или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки
с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
На прогулку в лес.
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь,
цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях
которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.
Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их.
Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой
игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в
машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети
верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили
при этом звуки с (сь), з (зь), ц.
Скажи, как я.
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать
слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит
слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем,
чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью
громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в
произношении которых дети испытывают затруднения.
2.2 В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается
произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны
сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более
подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое
восприятие, фонематический слух.
Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь
окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и
т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук,
узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки
и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет
работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных
звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в
словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных
(л, ль, р, рь,).
К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и
правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает
затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать
предлагаемые ниже игры и
упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их
отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова
похожие по звучанию правильно ставить ударение.
Возьми игрушку.
Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-
четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки.
Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом
сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово
передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает,
подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог
следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно
отчетливо.
Выдели слово.
Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши
тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и
звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для
индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых
недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно
произносит эти звуки.
Подбери похожие слова.
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки-
пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему
другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети
правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.
Угадай, где кружки, а где кружки.
Наглядный материал: две кружки и два кружка.
Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит
повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над
кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают.
Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся
кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой
предмет находится, и четко выговаривали слова.
2.3 К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически
все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых
трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание
развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит
их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч-
щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно
артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков
произношения.
Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие
того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на
заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные
группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к
определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш,
ш и ж и другие.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в
звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в
слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого
возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или
упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз,
небольших стихотворений.
Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое
внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки,
дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с -
ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во
фразах нужные слова.
Найди и назови нужное слово.
Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть
заданные звуки.
С Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
Домик над рекою, Светлой полосою
В окнах огонек, На воду он лег.
(А. Плещеев. “ На берегу”)
З На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает –
Познакомиться желает.
(А. Власов. “Почему?”)
Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми
приведенными выше парами звуков.

Кто лучше слушает?
Вариант 1.
Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу,
боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша
будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой
звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в
которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда
должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов,
отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова
(всего 15 слов: 5 – со звуком ш, 5 – со звуком ж, 5 – где нет этих звуков).
Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка,
тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют
ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети
называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все
слова и ни разу не ошибся.
Вариант 2.
Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова
со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть
слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют
победителя.
Вариант 3.
Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому
– со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни
одной ошибки в произношении.
То же можно проделывать и с другими парами звуков.
Слова могут звучать громко и тихо.
Цель данной игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей
различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз,
поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и
скоростью.
Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука).
Например, при дифференциации звуков л – ль можно использовать такую фразу:
В уголок Аленка села,
У Аленки много дела.
Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем
тихим голосом, а потом громче обычного.
В качестве упражнений для развития голосового аппарата при
произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно
использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.
Аналогично проводится игра “Слова могут звучать быстро и медленно”.
2.4 На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от
произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая
подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении
(например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов
произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных
логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у
детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать
на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению:
звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом
воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили
изолированные звуки.
Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое
восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного
звука, выделять в словах первый и последний звук.
Какой звук есть во всех словах?
Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из
отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук
есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает
определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба,
лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос-
с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин –
зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль;
рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно
называли твердые и мягкие согласные.
Назови первый звук в слове.
Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить,
с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям
определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или
иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо
произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове
Вадик).
Назови последний звук в слове.
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол,
дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней
изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом
обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков,
дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук
рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает
отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов
заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не
четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в
конце слова.
Подумай, не торопись.
Воспитатель предлагает детям несколько заданий на
сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и
выделять определенные звуки в словах:
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр.
(Воробей, грач…)
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш.
(Карандаш, камыш…)
Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож,
нос…)
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со
звука м. (Мама моет Машу мочалкой.)
Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у.
(Бумага, дудочка, Буратино…)
2.5.1 Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или
незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны
речи, например: 1) из-за несформированности всей системы звуков дети
опускают звук, заменяют его другим, например “фыфка” (шишка); 2) все звуки
сформированы, но в речи смешиваются, например “цаска” (чашка);
3)неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно,
например “байкон” (балкон), “гыба” (рыба).
Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не
различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др.); у него не
сформировались некоторые движения органов произношения (прежде всего губ,
языка); родители, балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажению речи.

Педагогу с первых же дней обучения в школе следует включать на
уроках элементы логопедической работы, постепенно усложняя,
индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей.
Нужно помнить, что в процессе работы над произношением важное
значение имеют слух и фонематическое восприятие; моторика речевого
аппарата, т.е. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого неба, нижней
челюсти.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок
говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха
отрицательно влияет на речь. Нарушение звукопроизношения встречается и у
детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие связано либо с
нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием
фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у
которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие, т. е. дети
на слух не дифференцируют все звуки речи, особенно близкие по звучанию,
например п – б, с – ш, л – р.
Прежде чем приступить к работе по развитию правильного
произношения, необходимо обследовать речь детей. Желательно включить в
обследование и такие графы: смешение звуков, здесь же отметить заикание;
темп речи (замедленный, спокойный, торопливый); голос (звонкий, тихий,
крикливый); звукопроизношение (правильное, затеняет, искажает: картавое,
межзубное, носовое).
Учителю нужно наглядно показать детям артикуляционные движения
губ, языка. Но сухое объяснение артикуляции малодоходчиво, скучно детям,
поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Звуки
преподносить детям в виде разных “песенок”, которые поет Веселый язычок.
Каждая песенка связана с определенным конкретным образом: звук а – с
комаром, звук ж – с жуком, звук ш – с сердитым гусем, звук р – с мотором
машины и т. д.
Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков
можно давать в форме сказок о Веселом Язычке, где полость рта называется
домиком Язычка, кончик языка – хвостиком, твердое небо – потолком, нижние
зубы - крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя воздуха -
ветерком.
Важно, чтобы работа проводилась не только фронтально, но и
индивидуально, постоянно велся учет изменений в речи детей.
Приведем пример использования игровых методов при работе над
согласным звуком (на примере изучения буквы р и соответствующих ей звуков р
и рь.
1) Артикуляция звука.
- Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку
самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор детьми),
широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней
дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел “ р-р-р” и почувствовал, что
у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел: “р-
р-р”. Споем вместе песенку самолета: “ р-р-р”!
2) Узнавание звука в словах.
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со
звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти
слова.
3) Шутки-чистоговорки:
Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю;арь- арь- арь- новый
букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; орь –
орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро –
новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор
– ор – ор – у Ромы топор и т.д.
4) Скороговорки:
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка.
Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.

Образец работы над дифференциацией звуков л - р, ль-рь,
1)Выделение звуков л-ль, р-рь.



- Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим. (“Л-л-
л”.) А теперь вспомним псенку мотора (“Р-р-р”.)
- Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки л-ль, р-рь.

2)Шутки-чистоговорки:
Ло-ол-ор-у Ромы топор; ло-ло-ро-у Лены перо; ал-ар-ал - темный подвал; ри-
ри-ри - купили сухари; ли-ли-ли - мы улицу мели; ре-ре-ре - метель в
январе; ле-ле-ле - катались на осле.
Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.
3) Работа над предложением.
Дети слушают и запоминают предложения: Суп надо солить. На пол не надо
сорить. Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до
кого дотронулся учитель: Суп надо… На пол не надо…
4) Скороговорки.
Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Рыбу ловит
рыболов, весь в реку уплыл улов. Король- орел, орел- король.
5) Определение слов со звуками л-ль, р-рь в тексте.
Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.

Лыжи.
Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи,
взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.
Верный друг.
Рома и его собака Трезор - большие друзья. Они вместе играют, вместе
гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал
тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так
Трезор выручил из беды своего друга.
После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети
называют слова, а в них заданные звуки.
2.5.2 При работе с младшими школьниками, педагог должен уделять внимание
не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи,
т.к. на данном этапе ребенок начинает усваивать азы орфографии, приобретает
кали графические навыки.
Ш.А. Амонашвили считает, что письменную речь следует формировать
одновременно и в единстве с развитием навыков письма и устной речи;
предпосылки письменной речи (объективация; упреждение и критика текста)
необходимо создавать в условиях устной речи.
Очень интересную попытку организовать процесс усвоения детьми
письменной речи как специфической знаковой деятельности предпринял Р.Л.
Креймер. По его мнению, главным фактором полноценного развития письменной
речи выступает словесное творчество, т.е. ситуация в которой ребёнок
чувствует себя истинным творцом, автором текстов.
Основные проявления трудностей, которые испытывают школьники при
обучении письму, несмотря на их многочисленность и многообразие, могут быть
систематически организованы следующим образом:
1. Трудности в написании букв (нестабильность графических форм,
неправильное начертание букв, отсутствие связных движений на письме).
2. Замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв,
пропуски букв при письме, недописывание слов, количественные ошибки при
написании букв.
3. Очень медленный темп письма.
Трудности обучения письму связаны с нарушениями зрительного и
фонематического восприятия. Работа над развитием восприятия строится в
игровой форме, но носящей обучающий характер. Приведем конкретные примеры.
Развитие зрительного восприятия форм.
1. Из каких фигур нарисованы флажки.
Раскрась их. Нарисуй такие же флажки.
2. Чем похожи домики?
Из каких фигур они построены.
Развитие фонематического восприятия.
1. Упражнение на выявление фонематического восприятия.
Осуществление тонкое дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих,
шипящих, свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции. (Приёмы:
предметное лото – отобрать картинки на заданные звуки, буквенный диктант –
записать первую букву слов – «труба», «дом», «дуб», «трамвай»).
2. Упражнения на выявление недостатков звуко-буквенного анализа. а)
Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на
определённый звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы
гласный звук «а».
б) «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)
шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.
3. Сравнение слов.
(выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина
слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими
словами).
- Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты
должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое
больше какое меньше?
- Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче?
Почему?
- Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?
- Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше и почему?
- Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?
- Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?
- Какое слово больше: «мышка» или «мишка»?
- Какое слово короче: «усики» или «усы»?
4. Мягкие буквы.
(направлено на запоминание формы буквы соотношения её частей и пропорций).
Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его
так, чтобы получилась заданная буква (строчная).
5. Волшебный домик.
Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове.
Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.
Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на
доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие
слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное
под домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал: Бусы :
б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м,
а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак,
бак)
6. Допиши букву.
Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный
элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом.
Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на
листке бумаги ни одного свободного элемента. Отгадай, кто я.
Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.
Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.
Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с
закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с
закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву,
произносят соответствующий звук.

7. Будь внимателен.
Цель: Закрепление начертания заглавных букв.
Ход игры: Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают
заглавные буквы, о которых говорится в стихотворении.
Азбука.
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М.
Г ударилась немножко
И рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю перекладинку свою!
Очутившись на полу, поломала хвостик У!
Ф, бедняжку так раздуло –
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого. (С. Михалков)

8. Полминутки на шутки.
Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.
Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в
стихотворении и исправляют её.
Закричал охотник: «Ой,
Двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.

Мы собрали васильки,
На голове у нас щенки
3.Заключение.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент
закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности
играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.
Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на
примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь
ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок
с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере
которой формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам
сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не
участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.
Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он
старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в
речевых играх.
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что
речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно
заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в
процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными
уроками, а интересной игрой.
В данной работе и были отражены основные игровые методы коррекции
речевых нарушений у детей.



Список литературы
1. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная
школа. – 1987. – N 1.
2. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
3. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного
возраста.- М. , 1995.
4. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.
5. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.
6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
7. Доника В. Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте. //Начальная
школа. – 1990. – N 7.
8. Р.Я.Залмаева. Сам себе логопед. – Петербург.,1995.



Российский открытый университет


Психолого-педагогический факультет

ПО-95



Контрольная работа
Предмет ”Дети с отклонениями”.
Тема:
“Игровые методы работы в логопедической практике”



ВЫПОЛНИЛ: Денисов А.
В.



ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:



НОВОМОСКОВСК
1999



Содержание.

1.Введение.
1
1. Речь ребенка как средство передачи информации.
2. От чего зависит правильное произношение.
3. Средства развития правильной дикции.

2. Игровые методы работы в логопедической практике.
2.1 Работа с детьми младшего дошкольного
возраста.
3
2.2 Работа с детьми среднего дошкольного возраста.5
2.3 Работа с детьми старшего дошкольного
возраста.
6
2.4 Работа с детьми подготовительного к школе возраста.
9
2.5 Работа с младшими школьниками.
2.5.1 Устная речь.
10
2.5.2 Письменная речь. 13

3. Заключение.
16







Реферат на тему: Игровые методы обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 27
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ (ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ)


Автор: Церенова О.А., учитель

I квалификационной категории

г. Новосибирск 1998г.
План:

Актуальность темы.


I. Основы технологии игровых форм обучения.
1. Общие положения понятия игры.
2. Классификация игр.
3. Познавательная функция игры.
4. Концептуальные положения игры.
5. Цели и задачи игры.
6. Особенности отбора содержания учебного материала.
7. Средства обучения.
8. Способы мотивации.
9. Способы организации учебно-познавательной дея-тельности учащегося.
10. Способы управления учебно-познавательной дея-тельностью школьников.
11. Организационные формы.

II. Системы измерения результатов обучения, воспитания и развития.
Условия воспроизводства разработанной автором педа-гогической технологии.

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не
только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к
которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы
использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации
образования существующая теория и технология массового обучения должна быть
направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в
непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную
стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него
ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.


В школе особое место занимают такие формы занятий, которые
обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет
знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного
труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм
обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает
определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на
практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра
имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у
взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется
беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий
отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.


Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения
знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели
– творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность
оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и
преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы
учения.


Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского,
приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я
открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины,
никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой
стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных
средств этого является игра. В.П. Беспалько отмечает, что большую роль в
технологии играет общественно-государственный заказ. Воспользуемся схемой
В.П. Беспалько.


ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

|2. Цели обучения и воспитания |4. Дидактические процессы |
|I. Учащиеся |5. Учителя или ТСО |
|Содержание обучения и воспитания |6. Организационные формы |
|Дидактическая задача |Технология обучения |


Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения
нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения,
своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы
собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие
результаты.


Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений
А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой
деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны.
Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в
целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и
самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в.
предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры
изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними
факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для
детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся
хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями
поведения людей, его окружающих.


Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им
доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению
многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма
освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.


Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна
по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение
мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин
трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну
из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком
мира взрослых.


Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как
усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал
Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества,
как нет и последующей социализации».


Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике
и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно
правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а
повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.
Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы
ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих
играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли
в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.М. Леонтьев
доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным
ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок
обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их
социального творчества, полигон его общественного и творческого
самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому
ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей,
в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт,
культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики,
доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры,
ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует
такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных
способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка.
Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.


Возникшая в советской системе образования теория воспитывающего
обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем, но
практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношества. Отрадно,
что в общественной практике последних лет в науке понятие игры
осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра
принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры
начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение
игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся
истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухамлинского. В Новосибирске есть
мастерская «Игра», куда входят ведущие педагоги и психологи города.


Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных
школ можно выделить ряд общих положений:

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей
разных возрастов.
2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой
осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для
личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная
школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших
школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления
учащихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и
развиваются потому, что играют.
5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,
разум и творчество.
6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы
межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных
действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой
деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование
психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения
произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть
единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует
способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность
школьников.


Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических,
познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.


Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен
по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.


Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную
активность ребенка.


I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир
животных, мир людей и т.п.


II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма
интеллектуальной деятельности.


Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и
т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной
работы познавательного характера.



Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто
развлекательный прием или способ организации познавательного материала.
Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит
то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни
сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение,
угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения
представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки
или здравого смысла системами не являются».


Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических,
краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам,
документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где
все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога,
экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с
мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих
письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом.
Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая
своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической
деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем
действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате
игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения,
создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних
действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой
деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги,
карты, справочники и т.д.


В современной психологии разработано такое понимание сущности
личности, согласно которому личностью является человек, обладающим
определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания
нового является воображение.


Воображение может быть творческим и воссоздающим. При чтении учебной и
художественной литературы, при изучении исторических описаний постоянно
оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что
отображено в этих книгах и рассказах.


Творческое воображение отличается от воссоздающего тем, предполагает
самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных
продуктах деятельности. Ценность человеческой личности во многом зависит от
того, какие пути воображения преобладают в ее структуре. Если творческое
воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над
пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития
личности. Воображение необходимо развивать. Творческие, сюжетно-ролевые
игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они
являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной
фантазией.


III группа игр, которая используется как средство развития
познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и
называемые дидактическими.


Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать,
распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее
составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая
цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится
непреднамеренно, непроизвольно, играя.


IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.
Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх
учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу,
подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и
чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая
активность вызывает активность познавательную.


V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги,
воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем
сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности,
тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит,
побуждают их познавательную активность.


Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности,
имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной
деятельности учащихся.


Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е.
так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями.
Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и
принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический
опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить
«приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать
это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического
характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы
и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету,
позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает
познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по
тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в
разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.


Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от
систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности
программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например,
в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать
основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит,
необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на
обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные
явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.
Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии
вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать
скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление
познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство
учения – потребность учиться, знать».[1]


Концептуальные положения игровых форм обучения:[2]


Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование
творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание
уникальности своего интеллекта, самого себя.


Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на
сугубо личное социально важное развитие.


Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в
развитии и саморазвитии.


Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на
общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов,
формирование предпринимательской деловитости.


Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель
применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого
познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы
обучения.


Задачи:


Образовательные:


Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.


Способствовать расширению кругозора учащихся через
использование дополнительных исторических источников.


Развивающие:


Развивать у учащихся творческое мышление.


Способствовать практическому применению умений и навыков,
полученных на уроке.


Воспитательные:


Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.


Вырабатывать историческое самосознание – осознанную
сопричастность к прошлым событиям.


Способствовать воспитанию саморазвивающейся и
самореализующейся личности.


При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был
эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать
четкие, конкретные образы. Общеизвестно, что образное знание истории
является живым и полноценным. Если учащиеся не видят картин общественной
жизни, людей-участников и творцов, исторического процесса, то усваивают
лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро
забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя
есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений,
исторических художественных произведений. Для учащихся 3-х – 5-х классов
хорошим подспорьем для учителя будет рубрика «Страницы истории нашей
Родины», где красочным, доступным для понимания учащимися языком авторы
воссоздают словесные картины прошлого. Великолепные иллюстрации этих книжек
позволяют детям фиксировать не только словесные, но и зрительные образы
прошлого. Этой же цели служат исторические учебные картины и альбомы
русских и советских художников, живописующих русскую историю.


В дальнейшем такой подход в отборе содержания учебного материала
помогает учащимся при работе над канвой ролевой заготовки. Они используют
те же источники, что и учитель. Обратная связь – учитель показал, как он
собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать
интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь,
используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.


В работе по технологии игровых форм обучения используется
разнообразный спектр средств обучения:


Работа с учебником.


Использование аппарата учебника.


Иллюстрации учебного пособия.


Исторические карты.


Учебные исторические картины.


Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и
открытки.


Тексты художественных произведений.


Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка,
исторические миниатюры.


Как эти средства использует учитель, см. в приложении (стр. 3-6)


Познание невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительны
для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые дают
эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности. Любая
учебная деятельность школьника мотивирована. В.П.Беспалько в книге
«Слагаемые педагогической технологии» дает определение мотива, как
потребность, побуждение, влечение… При этом отмечает, важный показатель –
быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их
интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.


Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной
деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.[3]


Виды мотивации:


Познавательные:


Широкие мотивы (овладевание знаниями).


Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов
добывания знаний).


Социальные:


Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной
значимости учения).


Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в
отношениях с окружающими, получить их одобрение).


Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные
способы взаимодействия с другим человеком).


В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности
мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы
авторов «Формирование мотивации учения»,[4] где достаточно подробно
рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.


Младший школьный возраст.


Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.


Учебно-познавательные мотивы – интерес к способам приобретения
знаний.


Мотивы самообразования – простая форма – интерес к
дополнительным источникам знаний, эпизодическо

Новинки рефератов ::

Реферат: Техника плавания брассом (Физкультура)


Реферат: Социализм (Социология)


Реферат: Католицизм (Мифология)


Реферат: Кузнецкий Мост (Москвоведение)


Реферат: Великие реформы 60-70 годов. Александр II (История)


Реферат: Диплом из СГМТ по расчету парового котла (Технология)


Реферат: Учет и анализ затрат на производство (Бухгалтерский учет)


Реферат: Власть и насилие (Государство и право)


Реферат: Регулярный военный флот Петра Великого (Исторические личности)


Реферат: Восьмиосная цистерна для перевозки нефтепродуктов (Транспорт)


Реферат: Исторический портрет царя Иоанна Грозного (Исторические личности)


Реферат: Язык взглядов и запахов как источник информации о партнере (Искусство и культура)


Реферат: Греческая цивилизация (Религия)


Реферат: Развитие операционной системы для ПК на современном этапе (Компьютеры)


Реферат: Отчет по преддипломной практике ООО"Холод" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Глобальные и локальные сети (Программирование)


Реферат: Социология - Наука об обществе (Социология)


Реферат: Томас Гейнсборо и его творчество (Искусство и культура)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Оптические и магнитооптические системы (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист