GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Методика изучения черчения слушателями факультета довузовской подготовки (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Методика изучения черчения слушателями факультета довузовской подготовки (Педагогика)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Витебский государственный университет им. П. М. Машерова
Художественно-графический факультет
Кафедра начертательной геометрии и технической графики



РЕФЕРАТ



«МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЯМИ
ФАКУЛЬТЕТА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ»



Исполнитель: студент 5-го курса
художественно-графического факультета
Рублянин С. П.

Научный руководитель ВАСИЛЕНКО Е.А.
Рецензент:__________________________



г. Витебск 2003 г.

|ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….. | |2 |
|ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ | | |
|СЛУШАТЕЛЕЙ ФДП …………… | | |
| |I.1. Разработка заданий для определения уровня | | |
| |графической подготовки оценки выполненных работ | | |
| |……………………………… | | |
| | | | |
| |I.2. Критерии оценки выполненных работ…. | | |
| | | |
|ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СОДЕРЖАНИЯ И ОБЪЕМА ПРОВЕДЕНИЯ | | |
|УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ……….. | | |
| |II.1. Методика преподавания теоретического | | |
| |материала………………………………………… | | |
| | | | |
| |II.2. Практические задания…………………….. | | |
| | | | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….. | | |
| | | | |
|ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………. | | |
| | | | |
|ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………. | | |
ГЛАВА I.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГРАФИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА
ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

§1. Разработка заданий для определения уровня графической подготовки
слушателей ФДП.


Как повысить эффективность обучения? Как сделать, чтобы учащиеся не
только усвоили определенные знания, но и стали умнее, научились
самостоятельно мыслить? Эти вопросы волнуют каждого педагога.
Нет и не может быть готовых рецептов, следуя которым педагог обеспечит
достаточно высокий эффект обучения. Обучение – творческий акт. И у хорошего
учителя школы или у преподавателя ВУЗа уроки по одному и тому же предмету
не являются копией друг друга, поскольку нет классов (групп), совершенно
одинаковых по своей подготовке и развитию. Однако, как и любой другой
творческий акт, процесс обучения, чтобы быть эффективным, требует хорошо
осознанных знаний, позволяющих преподавателю варьировать характер обучения
в соответствии с его целями и требованиями конкретной ситуации. Для этого
педагог должен понимать, что такое умственное развитие, по каким
показателям о нем следует судить, каковы те основные принципы, реализация
которых может обеспечить высокий темп психического развития учащихся, и те
условия, при которых каждый из этих принципов будет более эффективным.
Понятие «умственное развитие» используется очень широко, однако до сих
пор не существует однозначного ответа на вопрос, по каким признакам можно
судить об уме человека, об уровне его умственного развития. Умственное
развитие – сложная динамическая система количественных и качественны
изменений, которые происходят в интеллектуальной деятельности человека в
связи с его возрастом и обогащением жизненного опыта в соответствии с
общественно-историческими условиями, в которых он живет, и с
индивидуальными особенностями его психики.
В этом определении отражены два основных компонента умственного
развития – знания (как результат обучения) и особенности психики субъекта,
усваивающего эти знания.
В процессе овладения знаниями учащихся возникают, разнообразны связи
между новыми и уже имеющимися знаниями, между отдельными компонентами новых
знаний, происходит их систематизация, формируются обобщения все более и
более высокого уровня.
Возникновение такого рода образований отражает собой «микросдвиг» в
психическом развитии, а накопление «микросдвигов» расширяет возможности
ученика в приобретении новых, более сложных знаний и сферу их применения и
тем самым приводит к более существенному сдвигу в развитии.
Поскольку овладение человеческим опытом является решающим фактором
умственного развития, знания следует рассматривать как один из компонентов,
входящих в структуру умственного развития.
В соответствии с этим не отвечающая возрасту бедность знаний может
свидетельствовать о низком уровне умственного развития. Однако об
умственном развитии говорит не столько наличие знаний, сколько возможность
оперировать этими знаниями, применять их на практике. Знания, усвоенные
формально, могут быть применены человеком лишь в идентичных случаях, в
очень узкой сфере, то есть не обладают действенной силой. При этом следует
учитывать, что знания включают в себя содержательную сторону и
операционную.
Психика человека есть субъективное отражение окружающей
действительности, и не только от объективных условий обучения зависит его
развивающий эффект. Учащийся не пассивно поглощает преподносимые ему
знания. Он является активным деятелем, и его индивидуальные особенности,
уровень сформированности и специфика сочетания отдельных свойств психики
оказывает существенное влияние на успешность овладения знаниями, на
диапазон их применения.
Если одни и те же качества ума более или менее устойчиво проявляются
при усвоении различного учебного материала, имеют, межпредметный характер,
определяя в значительной мере успех в овладении разнородными знаниями, то
они входят в структуру общих умственных способностей, общей обучаемости.
Обучаемость – это система интеллектуальных свойств личности,
формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной
деятельности. Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает человек
новые знания, тем свободнее оперирует ими в относительно новых условиях,
тем выше, следовательно, и темп его умственного развития.
Конечно, на успех учения, кроме интеллекта, влияют также многие другие
способности психики учащихся: их внимание, память, качества познавательных
интересов, мотивы, черты характера и т.д.
Об умственных способностях человека судят не по тому, что он может
сделать на основе подражания, усвоить в результате подробного, развернутого
объяснения, то есть, когда знания преподнесены ему в «готовом» виде. Ум
человека проявляется в относительно самостоятельном приобретении, открытии
новых знаний, в широте переноса этих знаний в новую ситуацию, при решении
нестандартных, новых для него задач. В этой стороне психики находит свое
выражение творческого или продуктивное мышление.
Для разработки заданий для определения уровня графической подготовки
слушателей факультета довузовской подготовки предполагается использовать
тесный подход как проблемность.
Ведь проблемными являются не только те задачи, решение которых
предполагает хотя и управляемый учителем, но самостоятельный поиск пока еще
неизвестных школьнику закономерностей, способов действий, правил.
Почему бы на первом занятии, для проверки знаний у абитуриентов, не
предложить им задачи на определение более рационального изображения
деталей? (Рис. )
Такие задачи возбуждают мыслительную деятельность, поддерживаемую
интересом, а сделанное учащимися «открытие» приносит им эмоциональное
удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в памяти, чем знания,
преподнесенные в готовом виде. В процессе решения проблемы учащиеся
преодолевают трудности, решают возникающие противоречия между уже
имеющимися знаниями и требованиями задачи, выявляют новые элементы знаний,
новые способы оперирования ими, овладевают способами познания, что
расширяет их возможность в решении новых, еще более сложных проблем. Эта
активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию
новых связей, новых свойств личности, положительных качеств ума и тем самым
– к сдвигу в умственном развитии.
Выбор задачи-проблемы зависит и от наличия у учащихся исходного
минимума знаний или возможности за относительно короткий срок до постановки
проблемы сообщить учащимся необходимые для самостоятельного решения
сведения. Вместе с тем надо помнить, что эти задания должны служить опорой
для поисков пути решения, а не подсказывать этот путь, иначе задача
перестанет быть проблемной. (Рис. ). Степень сложности задачи определяется
числом существенных взаимосвязей в ее условии, числом опосредований и
преобразований, приводящих к нахождению искомого. Зависит она и от уровня
самостоятельности при постановке и решении проблемы. Наименьшая
самостоятельность требуется от учащихся тогда, когда преподаватель сам
ставит проблему и намечает основные вехи ее решения, включая школьников
лишь в отдельные вехи рассуждения. Обычно так идет урок на начальном
этапе изучения принципиально нового для учащихся раздела программы, когда
основа для решения такого рода проблем у них еще очень мала.
Для определения уровня графической подготовки слушателей ФДП,
используя данный подход в обучении, на первом занятии преподаватель ставит
перед слушателями проблему, которую они сами должны попытаться решить ее на
основе уже имеющихся знаний и убедиться, что этих знаний явно недостает.
Затем слушатели принимают участие в построении доступных для них звеньев
рассуждения, приводящих к новому знанию.
Однако следует особо подчеркнуть, что даже задача, полностью
отвечающая указанным условиям, может стать для учащихся проблемной, если
при ознакомлении с ней преподавателю не удается создать у них проблемной
ситуации. Проблемная ситуация отражает субъективное принятие задачи,
реальное участие каждого учащегося в процессе ее решения. Важно, чтобы он
сам задумался над проблемой, сам себе задал тот же вопрос и попытался дать
на него ответ. Если слушатель, прослушав задачу, данную группе, сам не
сделает попытки ее решить, а будет лишь следить за поиском других, у него
не возникнет проблемной ситуации, задача не вызовет у него активной
мыслительной деятельности. Мастерство педагога и будет заключаться в том,
чтобы вызвать у всех слушателей интерес к проблеме, активизировать
мыслительную деятельность в поисках ответа и активное участие в ее решении.
Также на первом занятии можно предложить слушателям ФДП дополнить
чертежи деталей необходимыми линиями. Это задание также даст возможность
определить уровень графической подготовки.
Ведь проблемные ситуации у слушателей факультета довузовской
подготовки могут быть созданы тем, что им предлагают задачи с недостающими
или избыточными данными, или часть данных нужно определить по таблицам, на
основе дополнительных измерений и т.д. Решение таких задачи приближает
процесс обучения к жизни, повышает действенность знаний, поскольку
последние приобретены в процессе более или менее самостоятельной активной
мыслительной деятельности (Рис. ).

ГЛАВА I.
§2. Критерии оценки выполненных работ.


Особенности подготовки слушателей заочного отделения факультета
довузовской подготовки и вступительному экзамену по черчению заключается в
определении уровня базовой подготовки школьники и четком распределении
учебного материала, необходимого для усвоения на каждом занятии,
практическое задание для повторения, закрепления и контроля знаний.
Как показывает практика, слушатели заочного отделения факультета
довузовской подготовки, основная часть которых – выпускники сельских школ,
имеют слабую базовую подготовку по черчению.
С целью определения уровня подготовленности слушателей и изучению
черчения в течение нескольких лет на первом занятии проводился срез на
наличие остаточных знаний и умений, полученных в 8-9 классах. Слушателями
предполагалось построить чертеж и наглядное изображение гайки по
упрощенной модели, представляющей собой прямую правильную шестиугольную
призму с цилиндрическим отверстием.
Выполненные слушателями работа оценивались по следующим критериям:
1. Расположение видов на чертеж;
2. Соблюдение соответствующих размеров на различных видах;
3. Выполнение разрезов;
4. Построение шестиугольника;
5. Применение сплошной толстой основной линии;
6. Применение штрихпунктирной линии;
7. Применение штриховой линии.
Проведение исследования за три года показали, что остаточной уровень
базовой подготовки выпускников сельских школ оказывается очень низким. Из
20 слушателей 1999-2000 учебного года 6 (30%) умеют правильно располагать
виды, 3 (15%) строит виды в проекционной связи с соблюдением необходимых
размеров, 7 (35%) умеют выполнять наглядное изображение, 2 (10%) выполнять
разрезы, 2 (10%) строить шестиугольник. Умеют использовать по назначению
типы линий (их в предложенной работе только 3 вида): сплошную толстую
основную – 17 (85%), штрихпунктирную – 9 (45%), штриховую - (35%).



По графику видно, что уровень знаний слушателей 1999-2000 года ниже
среднего.
Подобные исследования были проведены и в 2000-2001 г., и в 2001-2003
учебных годах. Из примеров некоторых работ слушателей, можно сделать
выводы, что уровень их подготовки также очень низкий. Из 26 слушателей 2000-
2001 учебного года 9 (34,6%), умеют правильно расположить виды 2 (7,7%)
строят вид в проекционной связи с соблюдением необходимых размеров, 13
(50%) умеют выполнять наглядное изображение, только 1 (3,8%) выполнять
разрезы, 4 (15,4%) строить шестиугольник. Умеют использовать по назначению
типы линий: сплошную толстую основную – 19 (73,1 %) штрихпунктирную 13
(50%), штриховую – 13 (50%).



Из 15 слушателей 2002-2003 учебного года 7 (46,6%) умеют правильно
расположить виды, 3 (20%), строят виды в проекционной связи с соблюдение
необходимых размеров, 7 (46,6%) умеют выполнять наглядное изображение, 3
(20%) выполнять разрезы, 2 (13,3%) строить шестиугольник. Умеют
использовать по назначению типы линий: сплошную толстую основную – 14 (93,3
%) штрихпунктирную 13 (86%), штриховую – 2 (13,3%).



Проведенные исследования показали, что уровень подготовки слушателей
ежегодно остается примерно одним и тем же, отклонения от приведенных данных
составляет 2-5%.
На первом занятии предлагается использовать плакат на котором
изображено условие задачи (используется простая деталь) и его решение,
также даны основные правила: расположение видов на чертеж и оси
прямоугольной диметрии (помогающие построить наглядное изображение).
ГЛАВА I I.
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СОДЕРЖАНИЯ И
ОБЪЕМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

§1. Методика преподавания
теоретического материала.


На вступительном экзамене по черчению абитуриенту придется выполнить
более сложную графическую работу, что требует особо системы обучения,
которая позволит при минимальном времени, отводимом на учебный процесс
подготовить слушателей к успешной его сдаче. На экзамене необходимо по двум
заданным видам детали построить третий, нанести размеры. По чертежу
построить аксонометрическую проекцию с вырезом 1/4. На месте главного вида
и вида слева выполнить необходимые разрезы.
В процессе работы со слушателями апробировались различные методики,
виды графических и практических заданий, последовательность изучения
материала.
В данной работе предлагается разделить весь теоретический материал на
8 частей, каждом из которых соответствует учебному занятию проводимому один
раз в месяц:
1. Виды, их расположение на чертеже.
2. Общие правила оформления чертежа.
3. Аксонометрическая проекция.
4. Написание размеров на чертеже.
5. Разрезы на чертеже.
6. Разрезы в аксонометрии.
7. Особые случаи разрезов.
8. Линии среза и пересечения.
Каждое занятие включает в себя логически завершенную часть учебного
материала в концентрированном, сжатом виде, что позволяет слушателю
сконцентрироваться на небольшой дозе учебной информации.
Как уже говорилось ранее на первом занятии предполагается провести
проверочную работу с целью определения уровня подготовленности слушателей.
Для помощи при выполнении данной работы предлагается использовать таблицу
«Виды, их расположение на чертеж». (Таблица №1, см. Прилож.). Данная
таблица дает слушателям возможность вспомнить, что называют горизонтальной,
фронтальной и профильной проекциями, и как они расположены. Также на
таблице даны три основные способы построения осей для прямоугольной
изометрии (при помощи треугольников, по клеточкам, при помощи циркуля).
После того, как слушатели ФДП выполнят предложенные им задания для
проверки уровня графической подготовки, преподаватель объясняет таблицу
«Виды, их расположение на чертеже».
Он указывает на то, что количество изображений должно быть
минимальным, но достаточным для того, чтобы полностью представить форму
предмета и найти все его размеры.
Если в общей части курса черчения изображения предметов на чертежах
называют проекциями, то в машиностроительном черчении изображения предметов
в ортогональных проекциях называют видами.
Видом называется изображение, на котором показана обращенная к
наблюдателю видимая часть поверхности предмета. В целях уменьшения на
чертеже количества изображений допускается показывать на видах штриховыми
линиями необходимые невидимые части поверхности предмета.
Связь между видами или проекциями осуществляется с помощью осей
симметрии. В отличие от проекций на видах применяют некоторые условности и
упрощения.
Различают основные, дополнительные и местные виды. Основными называют
виды, полученные проецированием предмета на шесть основных плоскостей
проекций. ГОСТ 2.305-68 устанавливает следующие их названия (Рис. ):
1 – вид спереди (главный вид);
2 – вид сверху;
3 – вид слева;
4 – вид справа;
5 – вид снизу;
6 – вид сзади.
Все виды на чертеже должен по возможности расположиться в проекционной
связи, что облегчает чтение чертежа. В таком случае на чертеже не
наносятся какие либо надписи, разъясняющие наименование видов.
Изображение, полученное на фронтальной плоскости проекций, называется
видом спереди и его принимают на чертеже за главное. Поэтому такой вид еще
называют главным. Относительно него размещают в определенном порядке
остальные виды: вид сверху – под главным видом, вид слева – справа от
главного вида и т.д. Кроме того, при выполнении чертежа изображений
предметы следует располагать относительно фронтальной плоскости проекций
таким образом, чтобы главный вид давал наиболее полное и ясное
представление о форме и размерах предмета и обеспечивая наилучшее,
рациональное использование поля чертежа. При соблюдении всех этих условий
проекция на фронтальную плоскость действительно приобретает для данного
чертежа значение главного вида. Но на выбор главного изображения многих
машиностроительных деталей влияет целый ряд конструктивных и
технологических факторов.
Изображение на горизонтальной плоскости проекций называется видом
сверху, а изображение на профильной плоскости проекций называется видом
слева.
Наряду с видами спереди, сверху и слева для изображения предмета на
чертеже могут применяться виды справа, снизу, сзади (т.к. все они
называются основными).
Вопрос о том, сколько и какие из основных видов следует применить на
чертеже изделия, должен решаться так, чтобы при наименьшем количестве видов
в совокупности с другими изображениями чертеж полностью отражал конструкцию
изделия.
Второе занятие посвящено основным правилам оформления чертежа. На этом
этапе объясняется, что все графическое работы выполняются с стандартных
листах чертежной бумаги размером 297 х 420 мм. Формат оформляется рамкой,
которая наносится на расстоянии 5 мм от линии обрезки листа. В правом
нижнем углу чертежа вычерчивается основная надпись размеров 145 х 22 мм.
| | | | |
| | | | |
| | | | |


Все надписи на чертеже выполняются чертежным шрифтом с наклоном 750.
При выполнении чертежа применяются различные типы линий. Для
вычерчивания видимого контура детали применяют сплошную основную линию,
толщина которой равна приблизительно 1 мм. Для изображения невидимых
контуров детали применяют штриховую линию длина штриха которой равна 2х5
мм. промежуток между штрихом – 1х2 мм. Толщина штриховой линии – 1/2
основной.
Осевые и центровые линии на чертеже вычерчивают штрих пунктирной
линией, длина штриха которой 5х20 мм, пунктира 1х2 мм, расстояние между
длинными штрихами 3х5 мм. Толщина тонкой линии 1/3 основной. Выносные и
размерные линии вычерчивают сплошными тонкими линиями, толщиной 1/3
основной.
Начинают выполнение чертежа с компоновки изображений на формате. Все
изображения должны равномерно располагаться на плоскости чертежа,
расстояния между ними должны быть достаточными для нанесения размеров.
На чертеже необходимо нанести размеры, общее количество которых должно
быть наименьшим, но достаточным для изготовления и контроля изделия.
Чертеж детали сопровождается аксонометрической проекцией, выполняется
на этом же формате. В соответствии с условием строится прямоугольная
изометрическая проекция, оси которой расположены под углом 1200, а
коэффициенты искажения равны единице по всем трем осям. Линии построения на
изометрии не показывают.
На третьем этапе работы со слушателями отделения довузовской
подготовки объясняются основные правила построения аксонометрических
проекций.
Здесь рассказывается о том, что недостатком прямоугольных
(ортогональных) проекций является то обстоятельство, что они не дают
непосредственного представления о форме изображенного на них предмета.
Чтобы по прямоугольным проекциям представить форму предмета, необходимы
определенная мыслительная деятельность и наличие соответствующих навыков в
«чтении» чертежей. Это объясняется тем, что при изображении в прямоугольных
проекциях любого предмета одна из его координат осей всегда перпендикулярна
к какой-то плоскости проекций и проецируется на эту плоскость не в виде
отрезка определенной длины, а в виде точки – одно из измерений предмета на
каждой его проекции всегда отсутствует.
Чтобы показать на чертеже предмет в трех его измерениях, применяют
аксонометрические проекции, сущность которых заключается в том, что
изображаемый предмет пучком параллельных лучей проецируется на некоторую
(аксонометрическую, или картинную плоскость проекций, расположенную там,
что ни одна из координатных осей предмета не проецируется на эту плоскость
в виде почки (Рис. 159), В результате ни один из размеров предмета не
исчезает.
Аксонометрией (аксонометрической проекцией) тела называется его
параллельная проекция на плоскость, построенная вместе с проекцией на ту же
плоскость координатных осей.
В основе построения аксонометрических проекций в практике черчения
применяют такие, которые отличаются наилучшей наглядностью, передают форму
предмета с наименьшими искажениями, наиболее просты и удобны в построении.
ГОСТ 2.317-69 рекомендует применять следующие пять видов
аксонометрических проекций:
1. Прямоугольную изометрическую,
2. Прямоугольную диметрическую,
3. Косоугольную фронтальную проекцию,
4. Косоугольную горизонтальную изометрическую,
5. Косоугольную фронтальную диметрическую.
На вступительном экзамене выполняется прямоугольная изометрическая
проекция (изометрическая проекция или изометрия). Таким образом более
подробно останавливаются на ней.
При изучении этой темы предполагается использовать два плаката
«Построение аксонометрии» (аксонометрия плоских фигур, аксонометрия детали)
и «Аксонометрия окружности».
На первом плакате рассматривается построение изометрических проекций
плоских фигур (квадрата, треугольника, шестиугольника).
Построение начинают с проведения аксонометрических осей х, у и z. Оси
х и у располагают под углом 300 и горизонтальной линии (1200 между осями).
Их удобно проводить при помощи угольника. Угольник берут с углом 30, 60 и
900 (Рис. ).
При построении изометрической проекции по осям х, у и z и параллельно
им откладывают натуральные размеры предмета. (Отсюда название «изометрия»,
что по-гречески означает «равные измерения»). На рисунке показано
построение сей на бумаге, разлинованной в клетку. Оно применяется при
выполнении технических рисунков. Отложение отрезков в 3 и 5 клеток дает
начало оси приблизительно в 300.
Построение квадрата: Вдоль оси х откладывают отрезок а (рис. ),
равный стороне квадрата, вдоль оси у – отрезок а. Проводят отрезки,
параллельные отложенным.



Построение треугольника: симметрично точке о откладывают по оси х
отрезки, равные половине стороны треугольника, а по оси у х его высоту.
Полученные точки соединяют отрезками прямых. (Рис.).



Построение шестиугольника: по оси х вправо и влево от точки о (Рси 0)
откладывают отрезки, равные стороне шестиугольника. По оси у симметрично
точке 0 откладывают отрезки, равные половине расстояния S между
противоположными сторонами. От точек, полученных на оси у, проводят вправо
и влево параллельно оси х отрезки, равные половине стороны шестиугольника.
Полученные точки соединяют отрезками прямых.



На этом же плакате показана и аксонометрия детали. Преподаватель
должен объяснить, что формы деталей образованы сочетанием простейших
геометрических тел. Чтобы научиться изображать необходимо предварительно
научиться изображать простейшие геометрические тела, соблюдая наиболее
целесообразную последовательность в зависимости от их расположения и формы.
При том построении, избегая лишних линий. На рис. 11 приведен пример
построения правильной шестигранной призмы в изометрической проекции.



Если основание призмы – правильный многоугольник (например,
шестиугольник), то построение вершин основания по координатам можно
упростить, проводя одну из осей координат через центр основания. На рис. 11
оси х, у и z проведены через центры правильных шестиугольников призмы.
Построив изометрическую проекцию основания призмы, из вершин
шестиугольника основания проводим прямые, параллельные соответственно осям
х, у или z. На этих прямых от вершин основания отложим высоту призмы и
получим точки 1,2,3,4,5,6 вершин другого основания призмы. Соединив эти
точки прямыми, получаем изометрическую проекцию призмы. В заключение
устанавливаем видимые и невидимые лини; невидимые линии надо проводить
штриховыми линиями. Построение изометрической проекции правильной пирамиды
выполняют в той же последовательности, т.е. строят основание и высоту, а
затем проводят ребра. Если пирамида усеченная, строят ее второе основание.







Реферат на тему: Методика использования электронного учебника на уроках физики

План
1. Введение
2. Общие сведения об электронных учебниках:
а) требования к системе «электронный учебник»;
б) классификация средств создания электронных учебников;
в) структурная организация электронных учебников;
г) режимы работы электронного учебника;
д) электронные учебники как средство дистанционного образования.
3. Анализ содержания электронных учебников по физике. Методические
приёмы их использования в обучении физике:
а) анализ ЭУ различных фирм;
б) варианты построения уроков с использованием ЭУ;
4. Заключение
Введение

Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует
совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно-
информационной составляющей. Вторая половина ХХ века стала периодом
перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объёмов
информации, принял характер информационного взрыва во всех сферах
человеческой деятельности.
Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых
является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные
с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования
технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной
формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть
использование машинного времени для обучения и обработки результатов
контрольного опроса знаний учащихся. Всё большее использование компьютеров
позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру,
которую используют и учителя при создании методических пособий. Тем самым,
представление различного рода «электронных учебников», методических пособий
на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация
как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой
необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным
объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с
изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности
обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство
учебного процесса и современных, новационных научных исследований, т.е.
целесообразность использования новых информационных технологий в учебном
процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных
учебников». Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении
может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не
ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы
с базами данных и знаний.
Сегодня недостаточно разработаны критерии оценки компьютерных программ
по физике и практическая методика применения электронных учебников в
обучении физике. Поэтому цель нашей работы:
1. Проанализировать компьютерные программы, используемые в обучении
физики, с точки зрения их эффективности в обучении и простоты работы с
ними.
2. Разработать методический подход к применению электронных
учебников при обучении физике.
Методические аспекты использования ППС обучающе-контролирующего типа
на уроках физики и их сочетание с традиционной технологией

Общие сведения об электронных учебниках.
Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного
учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих,
контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных
носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное
научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а
особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически
мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в
том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;
существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым
объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает,
моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества
мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем
для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.
К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность
дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой
информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более
высокую стоимость по сравнению с книгой.

Требования к системе «электронного учебника»

В основу положим следующие принципы для среды электронных учебников.
Для эффективного функционирования человека в электронной системе
обучения вне зависимости от задачи, решаемой исследователем, особое
значение приобретают методы визуализации исходных данных, промежуточных
результатов обработки, обеспечивающих единую форму представления текущей и
конечной информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию
человека и удобных для однозначного толкования полученных результатов.
Важным требованием интерфейса является его интуитивность. Следует заметить,
что управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными,
вместе с тем они не должны отвлекать от основного содержания, за
исключением случаев, когда управляющие элементы сами являются основным
содержанием.

Требования к системе проектирования «электронного учебника»

Лёгкость в освоении и использовании данной среды для генерации
электронных учебников достигается за счёт применения визуальных технологий
и возможностью использования специалистом-предметником любых текстовых и
графических редакторов для написания содержимого электронного учебника. Для
удобства работы среда по генерации электронных учебников допускает
разработку проекта по отдельным частям, что позволяет организовать работу
над учебником нескольких специалистов-предметников.
Психолого-эргономические требования
Новые возможности вызывают развитие новых свойств программного
обеспечения, особенно форм общения человека с ЭВМ. Необходимо обеспечить
психологическую естественность деятельности пользователя с ЭВМ,
адекватность программы целям и функциям обучения, удобство работы
пользователя с ЭВМ и сохранение его здоровья. Психолояльность и
эргономичность являются одними из важнейших характеристик качества ПС
(программных средств), Широко пропагандируемая и в настоящее время
«дружественность программного обеспечения» как раз и предполагает наличие
психолого-эргономической поддержки разработки программных средств.
Применение ПС расставляет особые акценты между психологической и
эргономической поддержкой дидактических целей. Психологическая
естественность в соответствии с возрастными возможностями пользователя
теснейшим образом связана с обеспечением таких, эргономических требований,
как воспринимаемость информации, выделение особых зон для особенной
информации и т. п. Как отмечает Г. С. Цейтин любая разработка программного
обеспечения включает в себя задачу проектирования деятельности будущего
пользователя создаваемой системы. В практике автоматизации вопросы
проектирования деятельности будущего пользователя обычно решаются стихийно,
в лучшем случае на основе опыта авторов системно-технического обеспечения,
а чаще всего исходя из случайных соображений. Более того, проект
деятельности пользователя не входит в состав документации на
автоматизированную систему, не является законченным продуктом ее
разработки. И как следствие отсутствуют психологически и эргономически
обоснованные решения по таким важным вопросам, как определение класса
решаемых пользователем задач, проектирование языка его взаимодействия с
ЭВМ, выбор вида диалога, разработка дисплейных форматов, что приводит, как
правило, к низкой мотивации у пользователей при решении задач с применением
ЭВМ, к снижению эффективности их деятельности, повышенной утомляемости, к
возникновению трудностей в освоении средств вычислительной техники.
Был предложен проектный программно-исследовательский подход к созданию
психолого-эргономического обеспечения технических и программных средств
деятельности пользователя. Начальный этап разработки проекта деятельности
пользователя ЭВМ включает следующие проектные, системотехнические,
психологические и эргономические моменты:
- системно - психологическую характеристики пользователя;
- логико-психологическое описание класса решаемых с помощью ПС задач;
- перечень программных поддержек основных стандартных процедур решения
указанных задач;
- описание структуры компьютеризированной деятельности, включающее те
действия, процедуры, средства реализации, эффективные стратегии
осуществления информационных технологий.
Следует учитывать индивидуальные различия пользователей, в частности
предусматривать возможность получения информации различной степени
подробности.
При выборе форм представления информации на экране компьютера
необходимо исходить не только из содержания учебной деятельности, но и из
тех возможностей, которые предоставляет компьютер для: реализации
эффективных стратегий решения и достижения таких целей, которые при
«ручной» технологии оказываются недостижимыми.
В связи с особым ритмом общения человека с ЭВМ особую роль приобретает
проблема понимания текстов. Это касается не только понимания текстов
программ, но и понимания тех текстов, которые предъявляются пользователю на
экране компьютера. Необходимо исследовать, как приобретаются новые навыки и
умения при использовании такого нового средства, как компьютер.
При разработке ПС эргономические требования могут быть представлены к
процедуре взаимодействия пользователя с ЭВМ; видам диалога пользователя с
ЭВМ; проектированию дисплейных форматов; контролю ошибок пользователя;
временным параметрам диалога пользователя с ЭВМ; организации информации на
экране; кодированию информации на экране; языкам взаимодействия
пользователя ЭВМ.
Можно выделить целый ряд эргономических требований к организации
информации на экране:
- информация, предъявляемая на экране, должна быть понятной, логически
связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному
назначению;
- при организации информации на экране следует избегать избыточного
кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений;
- рекомендуется минимизировать на экране использование терминов,
относящихся к ЭВМ, вместо терминов, привычных для пользователя;
- не следует для представления информации использовать краевые зоны
экрана;
- на экране должна находиться только та информация, которая
обрабатывается пользователем в данный момент.
В современных программных средствах используется ряд приемов для
выделения части информации на экране: переструктурирование информации и
выделение зон, окон для выделяемой части информации, а также инверсное
изображение для части информации и различные эффекты, привлекающие внимание
пользователей (мелькание и др.). Использование этих приемов должно быть
психологически обосновано особенно для ПС, функционально обусловлено и
эргономично.
Рекомендуется: вопросно-ответные сообщения и подсказки помещать в
верхней части экрана, выделяя явным образом отведенную для этого зону,
например отделяя ее горизонтальной линией от основной информации на экране;
различные виды сообщения необходимо отделять друг от друга, в зоне
вспомогательной информации. Например, можно рекомендовать применять
инверсное изображение для подсказок; зоны размещения на экране
вспомогательной информации должны быть четко идентифицируемы - зона
подсказок, зона комментариев, зона управляющих сообщений, зона для
сообщений об ошибках; при зонировании экрана допускается изменение масштаба
знаков в отдельной зоне; эффекты, привлекающие внимание пользователя ПЭВМ
(мелькание, повышенная яркость, обратный контраст), следует применять
строго в соответствии с проектом деятельности пользователя, только в тех
случаях, когда, это необходимо и психологически обосновано.

Классификация средств создания электронных учебников

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы,
например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как
назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению,
особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна
следующая классификация:
. традиционные алгоритмические языки;
. инструментальные средства общего назначения;
. средства мультимедиа;
. гипертекстовые и гипермедиа средства;
Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных
групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM
совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и
имеющиеся в распоряжении школы.

Традиционные алгоритмические языки
Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого
программирования:
разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура
ЭУ, способ подачи материала и т.д.);
сложность модификации и сопровождения;
большие затраты времени и трудоемкость;
отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания ЭУ,
ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.

Инструментальные средства общего назначения
Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для
создания ЭУ пользователями не являющимися квалифицированными
программистами. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило,
обеспечивают следующие возможности:
формирование структуры ЭУ;
ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор);
подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);
подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных
фрагментов);
подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других
средств разработки и др.
К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует
отнести:
возможность создания ЭУ лицами, которые не являются квалифицированными
программистами;
существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;
невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.
Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:
далеко не дружественный интерфейс;
меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами,
возможности;
отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.
В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис,
АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.

Средства мультимедиа
Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя
множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения
материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время
спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 14 его
объема. Если информация была представлена визуально – около 13. При
комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось
до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе
изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.
Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи
информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии),
движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) -
в интерактивный продукт.
Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты.
Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя.
По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим
количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы
статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика
(рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные
рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй -
фотографии и сканированные изображения.
Динамический видеоряд практически всегда состоит из
последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три
типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12
фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды
предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование
аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана
и количество цветов, а также объем информации.
Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов
информационных ресурсов является заметно больший информационный объем,
поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является
оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 650 Мбайт. Для профессиональных
применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewritaeble, DVD и
др.), однако они имеют очень высокую стоимость.

Гипертекстовые и гипермедиа средства
Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при
котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие
привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь
не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от
линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом
выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут
использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику,
видеофрагменты, звук.
Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким
предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в
обращении. При необходимости такой учебник можно “выложить” на любом
сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны
неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.
В настоящее время существует множество различных гипертекстовых
форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

Критерии выбора средств
При выборе средств необходима оценка наличия:
. аппаратных средств определенной конфигурации;
. сертифицированных программных систем;
. специалистов требуемого уровня.
Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ,
необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем
памяти и др.
Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и
гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на
большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие
аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

Структурная организация электронного учебника
На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число
обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают
споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции
"вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление
учебного материала, практика, тестирование.
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:
1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и
представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых
понятий.
2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в
аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для
живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого
места.
3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых
лекций.
4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства,
должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с
движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы,
чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными
ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а
также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть
подключение специализированного толкового словаря по данной предметной
области.
6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые
трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для
пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным
учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их
не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб
времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной
съемке.
7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является
основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

Режимы работы электронного учебника
Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:
. обучение без проверки;
. обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы
(параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько
вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
. тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля
знаний с выставлением оценки.
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:
структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного
материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно
использование гипертекстовой технологии.
Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так
как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое
время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило,
проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные
методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая,
что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование,
сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых
технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы
заложили в электронный вариант учебника Таким образом, можно надеяться,
что применение новых информационных технологий способствуют повышению
эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при
самостоятельной подготовке обучающегося.
Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью
необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки
в решении задач. Для этого нужно научиться строить физические модели
изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и
реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ
включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию
структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их
понимания, но и способствует развитию у школьника интуиции и образного
мышления.

Электронный учебник как средство дистанционного обучения

Как один из режимов использования ЭУ можно рассмотреть дистанционное
обучение.
Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг,
предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью
специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на
средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое
телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-
образовательная система ДО представляет собой системно-организованную
совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов
взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического
обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей
пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое
призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
То есть под дистанционным обучением будем понимать любой вид передачи
знаний, где обучающий и обучаемый разобщены во времени или пространстве.
Если согласиться с этим определением, то "старое доброе" заочное обучение и
есть прообраз современного ДО, в котором, однако, отсутствует элемент
индивидуализации. Каким же образом можно привнести элементы
индивидуализации в компоненты дистанционного обучения?
Поскольку современные компьютеры позволяют с большой эффективностью
воспроизводить практически все известные до настоящего времени виды
передачи информации, и, что нам представляется наиболее важным, только они
могут реализовать адаптивные алгоритмы в обучении и обеспечить
преподавателя объективной и оперативной обратной связью о процессе усвоения
учебного материала, то становится совершенно очевидным, что принципиальное
отличие ДО в сегодняшнем его понимании от традиционного заочного
заключается не только в том, что "перо и бумагу" заменяет компьютер, а
"голубиную почту" - Интернет. Мультимедийный компьютер - это не только
новый интегрированный носитель информации, это - устройство наиболее полно
и адекватно отображающее модель "face to face". Кроме этого, только в
компьютерах могут быть реализованы информационно-справочные системы на
основе гипермедийных ссылок, что также является одной из важнейших
составляющих индивидуализации обучения.
Основные принципы дистанционного обучения (ДО): установление
интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их
непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива
знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной
информационной технологии.
Дистанционное обучение и традиционное существенно различаются. Это:
1) пространственная разделённость обучающего и обучаемого;
2) усиление активной роли учащегося в образовательном процессе: в
постановке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения;
3) подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного
изучения.
Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание
новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде
общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не
просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают
собственное понимание предметного содержания обучения.
На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель,
основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения —
учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся
играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности —
сотрудничество.
В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели
деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Считаетя
ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих
технологии дистанционного образования, что дистанционный учебный курс можно
получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы
традиционного очного обучения.

Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно
начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей
новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям
дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам,
корректировки критериев обучённости.
Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и
коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:
• стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью
определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения
учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
• усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого
определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
• развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что
достигается расширением и углублением учебных технологии и приемов.
К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными
технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует
отнести:
• принцип активности;
• принцип самостоятельности;
• принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной
работы;
• принцип мотивации;
• принцип связи теорий с практикой;
• принцип эффективности.
В связи с этими принципами средства учебного назначения, которые
используются в образовательном процессе ДО, должны обеспечивать
возможность:
• индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать процесс
обучения;
• контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
• обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной
деятельности учащегося;
• демонстрировать визуальную учебную информацию;
• моделировать и имитировать процессы и явления;
• проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях
виртуальной реальности;
• прививать умение в принятии оптимальных решений;
• повысить интерес к процессу обучения;
• передать культуру познания и др. Хотелось бы подчеркнуть особую
важность определения целей курса.
Для построения четкого плана курса необходимо:
· определить основные цели, устанавливающие, что учащиеся должны
изучить;
• конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны
уметь делать;
• спроектировать деятельность учащегося, которая позволит достичь
целей.
Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали
определить, что ожидается от учащихся после изучения этого курса.
Конкретизация целей позволяет дать представление о том, что учащийся в
состоянии будет сделать в конце каждого урока. Фактически необходима
постановка целей для о каждого урока курса.
Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной
деятельности учащихся и определить, па какой стадии он находится.
Правильно сформулированные цели позволят учащимся:
• настроить мышление на тему обучения;
• сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;
• тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам
оценивания.
Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со
сформулированными целями.
При Планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо
принимать во внимание, что основные три Компоненты деятельности педагога, а
именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют
свое значение и в курсах ДО. Разработанный и реализованный нами подход к
дистанционному обучению заключается в следующем:
• перед началом дистанционного обучения производится психологическое
тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к
обучению;
• учебный материал представлен в структурированном виде, что
позволяет учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;
• контроль знаний осуществляется с помощью полной и валидной системы
тестового контроля по каждой структурной единице и содержанию в целом.
Изучение таким образом предметов школьного курса может быть использовано
школьниками, имеющими сложности при традиционном обучении, в качестве
своеобразного репетитора по конкретным предметам и темам.
• Содержание предлагаемого к освоению курса дистанционного обучения
педагогически отработано и систематизировано и состоит из комплекса
психологических тестов, программы обучения и электронного учебника, который
удовлетворяет вышеизложенным принципам.
Первоначально обучающемуся высылаются комплекс психологических тестов
и пробный урок. Полученные результаты психологического тестирования
обрабатываются и на основе этого строится психологический портрет
учащегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия
обучения.
Программа обучения — один из наиболее важных видов раздаточных
материалов для учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к
ней для получения точной и ясной информации. Такое руководство включает в
себя:
1) информацию о системе дистанционного обучения, методах ДО;
2) биографическую информацию о преподавателе;
3) технологию построения учебного курса;
4) цели курса;
5) критерии окончания обучения;
6) часы телефонных консультаций;
7) описание экзаменов, проектов, письменных работ;
8) другие инструкции.

Электронный учебник, содержащий собственно учебные материалы для
дистанционного обучения, разделен на независимые темы-модули, каждая из
которых дает целостное представление об определенной тематической области,
что способствует индивидуализации процесса обучения, т. е. обучающийся
может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или
изучение только конкретных тем. При выборе первого варианта учащемуся по
мере освоения материала высылается следующий модуль, и, таким образом, по
завершении курса учащийся имеет целостный электронный учебник по данному
предмету.
Каждый модуль содержит:
• наименование темы;
• учебные вопросы и их нормативную трудоемкость;
• цели уроков;
• методические указания о порядке и последовательности изучения темы
модуля;
• используемы

Новинки рефератов ::

Реферат: Генетика и генетическая информция (Биология)


Реферат: Образование как социальный институт (Социология)


Реферат: Подготовительный курс по Истории России для поступающих в Академию МВД РФ (и не только) (Шпаргалка) (История)


Реферат: Отчет по учебно-полевой практике (по геологии) (Геология)


Реферат: Будущее науки (Естествознание)


Реферат: Развитие русского хорового исполнительства в России (Музыка)


Реферат: Дееспособность граждан по Российскому законодательству (Право)


Реферат: Банкет за столом с частичным обслуживанием официантами (Кулинария)


Реферат: Вычислитель универсальный (руководство) (Радиоэлектроника)


Реферат: Сетевые карты (Программирование)


Реферат: Аудиторская проверка (Бухгалтерский учет)


Реферат: РПС и ЭР (Предпринимательство)


Реферат: Логика и закономерность развития науки (Естествознание)


Реферат: Расследование тяжких преступлений против личности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом (Менеджмент)


Реферат: Сообщение на тему: Суксцессия (Биология)


Реферат: Тальков (Музыка)


Реферат: Организация ремонта переднего моста ГАЗ-53А (Транспорт)


Реферат: История группы "Rammstein" (Музыка)


Реферат: Курсовик КУЕіТТ (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист