GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Россия - демократическое государство (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Россия - демократическое государство (Право)


ПЛАН.



. Введение
с. 3.
. Глава 1. Понятие демократии
с. 5.
. Глава 2. Формы демократии
с. 12.
. 2.1. Непосредственная демократия
с. 12.
. 2.1.1. Референдум
с. 16.
. 2.1.2. Выборы
с. 23.
. 2.2. Представительная демократия
с. 28.
. Заключение
с. 33.
. Список использованной литературы и нормативных источников с. 34.



Введение.

В наши дни, в социальной и политической среде довольно часто возникают
споры о демократичности Российского государства, поскольку, нормы,
провозглашающие демократию в России, закреплённые в Конституции и иных
правовых актах, на практике просто не выполняются. Так, например некоторые,
установленные Конституцией, права и свободы граждан ущемляются или
нарушаются другими нормативными актами и законами. Очень часто с этим
сталкивается Конституционный суд России, как орган, стоящий на страже
Конституционных основ государства. Примером постановления Конституционного
суда РФ, в котором делается упор на российское общество как на
демократическое является: Постановление по делу о проверке
конституционности абзацев 3-го и 4-го пункта 3 ст. 27 ФЗ от 26 сентября
1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами
Религиозного общества Свидетели Иеговы в городе Ярославле и религиозного
объединения «Христианская церковь прославления» от 23 ноября 1999г.
Конечно, мы не можем оспаривать наличие демократии в России, поскольку
для этого нет столь достаточных и полных оснований, но более подробное
изучение институтов демократии, на наш взгляд, будет полезным, не только
для отличных знаний в Конституционном праве России, но и для лучшего
ориентирования в общей системе права и политике. Современная литература
даёт нам большие возможности для проведения этого изучения.
В процессе создания данной работы, был исследован довольно большой объём
различных учебных пособий, но использованы только самые общепризнанные и
доступные, например таких известных авторов как, Козлова Е. И., Кутафин О.
Е.[1], Баглай М. В.[2] и др. Также приводятся некоторые правовые акты и
судебная практика Конституционного суда.
Итак, целью работы является изучение самой демократии в России, её форм
и конкретно таких основных институтов как: референдум и выборы, насколько
это возможно в допустимых рамках объёма курсовой работы.
Основная часть состоит из двух глав: «Понятие демократии» и «Формы
демократии». Во второй главе, в связи с широтой рассматриваемого вопроса,
выделены не только пункты, но и подпункты. В конце работы сделаны общие
выводы в виде заключения.



Глава 1. Понятие демократии.
Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если
законодательная власть в нём представлена коллегиальным органом, выбранным
народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие
социально-экономические и политические права граждан, независимо от их
пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного
уровня и вероисповедания. Демократический политический режим может
предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов
или участие в принятии политических решений с помощью выборных
представительных органов. Данный политический режим означает
гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочную законность и
правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм
мнений.[3]
Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления[4]. Его демократизм находит
выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на
законодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии;
местном самоуправлении.
В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия
провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря,
демократическим государством (народовластие — «демократия» в переводе с
древнегреческого).
Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие
«народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.
С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием
«граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в
рамках единого государства совокупности людей к соответствующему
государству. Народ образует физический субстрат государства.
Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо,
подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает
вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку
всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными
средствами, включая и принуждение.
С возникновением государства возникает и государственная власть как один
из существенных признаков государства.[5]
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные
организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.
Особое место в этой системе занимает государство. Государство — это
единая политическая организация общества, которая распространяет свою
власть на всю территорию страны и население, располагает для этого
специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме
нормативно-правовых актов.
Почему именно государство является основной формой реализации
суверенитета народа?
Во-первых, государство — это единственная полновластная организация в
масштабе страны.
Во-вторых, государство представляет весь многонациональный народ России,
выражает его совокупную волю.
В-третьих, государство является собственником значительной доли средств
производства, земли, природных богатств, материальных ценностей,
охватываемых государственной собственностью.
В-четвертых, государство является официальным представителем внутри
страны и во взаимоотношениях с другими государствами.
Для Российской Федерации как государства присущи определенные признаки,
свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической
формации, формы устройства и правления, политического режима и других
критериев.[6]
В условиях народовластия осуществление власти конституируется,
легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства,
поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа,
участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие
как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в
организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий,
что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий
нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему.
Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической
легитимации является базовым в понимании демократии.[7]
Поэтому признание народа в качестве верховного носителя государственной
власти является выражением народного суверенитета.[8]
Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть,
осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было
социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.
Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта —
народ.
Разделение властей — один из основных признаков демократии и принципов
действующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено, что
государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых
самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных
для них Конституцией Российской Федерации и законом.
Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не
только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и
действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна
из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена
действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.
В современных условиях становления конституционного строя в Российской
Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он
нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими,
утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип
разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов»,
направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении,
односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип
призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию
деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение
эффективности всего механизма управления государственными делами.
Демократия в Российской Федерации осуществляется и на основе принципа
политического многообразия.
Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание
возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-
политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический
аспект и находится в рамках Конституции.
Политический плюрализм способствует повышению эффективности
народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев
населения.
Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических
действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан.
Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма
— предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и
функционирования правового государства.[9]
Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного
самоуправления. [10] Это признаваемая и гарантируемая Конституцией
Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность,
деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного
самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения,
его исторических и иных местных традиций.[11]
Конституция определяет формы осуществления местного самоуправления в РФ.
К ним относятся: референдумы местного значения, участие в выборах в органы
местного самоуправления (непосредственная демократия), осуществление
местного самоуправления через выборные и другие органы местного
самоуправления (представительная демократия), другие формы прямого
волеизъявления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).[12]
Местное самоуправление следует рассматривать в трех главных аспектах как:
- одну из основ конституционного строя;
- право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
- одну из форм народовластия.[13]
Такой автор как М. В. Баглай выделяет также в качестве важнейшего
признака демократического государства и обеспечение прав и свобод человека
и гражданина, поскольку, именно здесь, как считает он, проявляется тесная
связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в
условиях демократического режима права и свободы становятся реальными,
устанавливается законность и исключается произвол силовых структур
государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не
способны придать государству подлинно демократический характер, если не
обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике
права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать
условия.
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его
организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность
государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и
другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако
принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в
соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны
применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя
только законными средствами и на основании закона. Демократическое
государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е.
невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий
органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует
законопослушания от всех своих граждан.[14]



Глава 2. Формы демократии.
2.1. Непосредственная демократия.
В отечественной правовой литературе нет единства в толковании понятия
непосредственной демократии. Ученые определяют ее по-разному. Наибольшее
распространение, пожалуй, получило определение, данное В.Ф. Котоком,
который под непосредственной демократией в социалистическом обществе
понимал инициативу и самодеятельность народных масс в управлении
государством, их прямое волеизъявление при выработке и принятии
государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений,
в осуществлении народного контроля.
По мнению Н.П. Фарберова, «прямое народовластие означает прямое
волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных
решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в
осуществлении народного контроля».
Главный признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне,
— сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также
регулятивная функция в системе социального управления, сконструированная на
принципах представительного правления и народного суверенитета.
Народ, обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает
ее от себя, наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых
может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение
относительно целесообразности и результативности осуществления
государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы
в систему власти, в ее функционирование и направленность.
Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу,
свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его
суверенной волей и коренными интересами.
В юридической литературе недостаточно изучен вопрос о субъектах
непосредственной демократии. Нельзя даже сказать, что само понятие субъекта
непосредственной демократии прочно вошло в научный оборот. Чаще всего под
ее субъектами понимаются народ, народные массы либо граждане, что, на наш
взгляд, не исчерпывает содержания данного понятия.
Понятие субъекта непосредственной демократии имеет свою специфику.
Субъекты непосредственной демократии — это не просто граждане и
организации, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей.
В данном случае акцент делается на права, а не на обязанности, а права этих
субъектов реализуются только в политической сфере. В отличие от
классического понятия субъекта права здесь невозможно говорить о физических
и юридических лицах, так как многие коллективные субъекты непосредственной
демократии не обладают и не могут обладать признаками юридического лица.
Под субъектом непосредственной демократии понимается тот активный элемент
(индивид или коллектив), который путем непосредственного властного
изъявления осуществляет государственную или иную публичную власть.
Таким образом, к субъектам непосредственной демократии следует отнести:
отдельную личность (прежде всего гражданина); различного рода объединения
граждан: общественные организации, инициативные группы, собрания; граждан,
проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих
избирательным правом; весь многонациональный народ Российской Федерации.
[15]
При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:
• референдума;
• выборов;
• всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов
государственной жизни;
• правотворческой инициативы;
• участия в управлении делами общества через органы местного
самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан;
• индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы
государственной власти и местного самоуправления. [16]
Формы непосредственной демократии можно классифицировать, во-первых, по
функциям: формы прямого правления, выполняющие императивную функцию —
референдум, выборы, общее собрание населения; формы прямого правления,
выполняющие регулятивную функцию — митинги, шествия, демонстрации,
пикетирования; формы прямого правления, выполняющие комплексную функцию —
народная инициатива, общественные объединения (политические партии), отзыв.
Во-вторых, по результатам деятельности (или по способу воздействия на
общественные отношения): на правообразуюшие — конституционный и
законодательный референдум, и не образующие норм — выборы, митинги,
шествия, демонстрации, пикетирования и т. д. В третьих, по масштабам
действия: общероссийские, региональные, субъектов Федерации, местные (в том
числе микрогородские и микросельские). В четвертых, по субъектам:
всенародные, коллективные (групповые) и индивидуальные.[17]
Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении
делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах и
референдумах. Референдум и выборы — это институты прямой демократии,
которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и
результатам. Цель у них — выражение воли народа. Субъектный состав —
граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах.
Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в
объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутаты
представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме
объект волеизъявления — не человек (кандидат), а определенный вопрос —
принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема,
касающаяся государства, региона или территории.

Сход — это собрание жителей, обладающих избирательным правом; созывается
сход обычно в муниципальных образованиях, имеющих до 1000 жителей. Решения,
принятые сходом, обязательны для исполнения всеми органами и должностными
лицами муниципального образования, юридическими и физическими лицами на
территории данного образования и могут быть отменены или изменены только
самим сходом или решением суда.
Граждане обладают правотворческой инициативой в вопросах государственного
и местного значения. Проекты правовых актов по таким вопросам, внесенные в
государственные органы и органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению, а результаты рассмотрения — официальному
опубликованию (обнародованию).
Обращения граждан Российской Федерации в государственные органы и органы
местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль за
всеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав,
обеспечения социальной справедливости.[18]
2.1.1. Референдум.
Институт референдума в России был известен и Конституции РСФСР 1978 года,
однако стал применяться недавно. Надо отметить то, что он имеет достаточно
древние российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на
вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах
Руси — символом государственной самобытности Новгородской земли и ее
основой было вече.[19] На федеральном уровне было проведено три российских
референдума. 17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о введении
поста Президента Российской Федерации, проводившийся одновременно с
референдумом СССР о будущем Союза. 25 апреля 1993 г. на референдум были
вынесены вопросы о доверии Президенту Российской Федерации и социально-
экономической политике Президента и Правительства Российской Федерации, о
досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации и народных
депутатов Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. проводился референдум
о принятии новой Конституции Российской Федерации.[20]
Референдум — это всенародное голосование российских граждан по
законопроектам, действующим законам и наиболее важным вопросам
государственного и местного значения. Вопросы, выносимые на всенародное
голосование, или совокупность предлагаемых вариантов принято называть
формулой референдума. Она предполагает положительный или отрицательный
ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Принятым
считается то решение, которое собрало наибольшее число голосов.[21]
Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме
закреплено в ст. 32 Конституции РФ, в которой это право рассматривается как
форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.
Согласно ст. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает
референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень
конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого
института непосредственной демократии. Эта значимость подтверждается также
положением ст. 92 Конституции РФ, согласно которой в тех случаях, когда
Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности,
временно исполняющий их Председатель Правительства не может назначать
референдум.[22]
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их
конституционного права на участие в референдуме, избирать и быть избранными
в органы государственной власти и в органы местного самоуправления на всех
уровнях проведения референдума и выборов.
Федеральный закон закрепляет, что гражданин Российской Федерации
участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого
волеизъявления при тайном голосовании. Такое участие является свободным и
добровольным.
Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе
голосовать на референдуме, участвовать в действиях по подготовке
референдума.[23]
На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только
вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации,
федеральным законом.
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного
значения.
Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные
права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации
таких прав и свобод.
Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить
законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не
должны противоречить законодательству Российской Федерации,
законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы
исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него
можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась
неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
[24]
На референдум Российской Федерации не могут выносится вопросы:
- изменения статуса субъектов Российской Федерации;
- досрочного прекращения или продления полномочий Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении
досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;
- принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения
внутренних финансовых обязательств государства;
- введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также
освобождения от их уплаты;
- принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и
безопасности населения;
- амнистии и помилования;[25]
Статья 13 закона устанавливает обстоятельства, исключающие назначение и
проведение референдума:
1.Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или
чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо
на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части
этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или
чрезвычайного положения.
2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган
местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией
(уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального
образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в
назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы
проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку
и проведение соответствующего референдума.
3. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального
образования может быть установлен срок, в течение которого референдум
субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу
формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два
года со дня официального опубликования результатов референдума.[26]
При подготовке к проведению референдума используется русский язык и
государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также
языки народов Российской Федерации на территориях их компактного
проживания.[27]
Референдум Российской Федерации проводится по инициативе: не менее чем
двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в
референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного
субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Федерации
проживает не более 10 процентов из них; Конституционного Собрания, если им
будет принято решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное
голосование.[28]
Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей
граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована
инициативная группа по проведению референдума. Указанную инициативную
группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации,
имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения
референдума может также избирательное объединение, иное общественное
объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или)
референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным
законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более
высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной
группы по проведению референдума. Количественный состав инициативной группы
по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным
конституционным законом, количественный состав инициативной группы по
проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума
устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом
субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума,
должна представить в орган, установленный федеральным конституционным
законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального
образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его
проведения.[29]
Подготовку и проведение референдума осуществляют: Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации, которая действует в качестве
Центральной комиссии референдума Российской Федерации; избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации, которые действуют в качестве
комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума;
территориальные (районные, городские и др.) и участковые комиссии по
проведению референдума.
Комиссии действуют на основе коллегиальности, открытости, гласности.
Для проведения голосования и подсчета голосов образуются участки
референдума, составляются списки граждан. По вопросам, вынесенным на
референдум, проводится агитация: через средства массовой информации; путем
проведения собраний, встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий,
митингов, шествий, демонстраций, путем выпуска и распространения печатных и
иных агитационных материалов и в иных не запрещенных законом формах.
Референдум Российской Федерации признается состоявшимся, если в голосовании
приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в
референдуме. Решение признается принятым на референдуме, если за него в
целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан,
принявших участие в голосовании.
Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального
опубликования Центральной комиссией референдума, является общеобязательным
и не нуждается в дополнительном утверждении Решение, принятое на
референдуме, действует на всей территории Российской Федерации и может быть
отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом
референдуме. Повторный референдум не проводится в течение года после дня
официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию
или по смыслу формулировкой вопроса.[30]
2.1.2. Выборы.
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов
и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах
исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким
образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов
государственной власти. (Легитимность – признание законности прав и
полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их
строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа). В
Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается
одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума и глава
государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается
высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс
формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне.
На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах
Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно
важное значение выборов на всех уровнях.
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого
народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы
граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной
власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении
государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме
мнений и интересов людей в состоянии обеспечить добровольного
законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и
кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут
образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.
Демократические выборы — это антипод гражданской войны и силового решения
вопроса о власти.
Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В
фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные
"выборы", которые являли собой сплошной фарс. Выборы непосредственно
отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их
организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с
политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и
проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах.
Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических
партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля
большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая
власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого
большинства.
В демократическом государстве при достаточной развитости политической
культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не
может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы
продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными
слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть
достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю,
а государственная власть — быть созданной и действовать в соответствии с
этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете
достигается стабильность и порядок в общественной жизни.
Коль скоро выборы это борьба и состязательность кандидатов, в них есть
элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане,
участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только
определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами
политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным
кандидатам. Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем
эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода
эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные
стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими
требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части
населения недовольству действиями властей, они открывают единственно
возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе,
исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству
мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это
своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся
обрести справедливое правление.[31]
Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа
посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для
выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления
принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и
интересами граждан, выраженными на выборах.
Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами
принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое
волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для
осуществления народовластия.
Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на
участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное
избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства,
т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — право не просто
человека, а гражданина.
Выборы государственных органов и органов местного самоуправления,
предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и
проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании.[32]
Правовой основой выборов являются федеральные законы, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основополагающие
начала для проведения выборов всех уровней установлены Федеральным законом
от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации".[33]
Полная свобода воли в избирательной кампании является правовой основой
демократических выборов, непременным условием правомерности депутатских
мандатов, занятия теми или иными гражданами выборных должностей. Отсюда и
задача федерального закона — закрепить основные гарантии избирательных прав
граждан Российской Федерации. Многолетняя практика по формированию
представительных органов государства показывает, что там, где нет реальных
гарантий избирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация
выборов, пассивность избирателей.
Гарантированность избирательных прав граждан способствует формированию их
правового менталитета, стимулирует активность в избирательной кампании,
чувство ответственности за ее результаты.
Но главное заключается в том, что закон обязывает должностных лиц строго
руководствоваться его нормами и не прибегать к аппаратным играм в процессе
подготовки и проведения выборов.[34]



2.2. Представительная демократия.
Различают институты представительной и непосредственной Демократии, в
зависимости от формы волеизъявления народа. В советской правовой литературе
принято было считать представительную форму правления ведущей.
Согласно действующей Конституции РФ народ осуществляет свою власть через
органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 3), а
представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание —
парламент Россииской Федерации (ст. 94). Органы местного самоуправления не
входят в систему органов государственной власти, однако их существование
признается и гарантируется (ст. 12).
Что означает представительство народа? Испокон веков содержание института
народного представительства заключалось в представлении парламентом
(выборным полномочным представительным органом) определенных интересов,
воли либо всего народа, либо населения, проживающего на определенной
территории, либо части населения (сословное представительство).
Представительство народа — понятие условное. Возможно, оно перестало бы
быть таковым, если бы всех депутатов избирал народ в целом, и депутаты не
являлись одновременно представителями какой-либо партии (а в парламентах
демократических государств таких депутатов большинство). На самом же деле
за депутата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа,
которые учитывают не только личные качества кандидата, но и его партийную
принадлежность, ориентир на ту или иную предвыборную программу. [35]
Правовое положение парламентария (депутата) во многом определяется
природой его мандата.
Депутатский мандат (от лат. mandatum — поручение) — документ,
удостоверяющий законность полномочий депутата. В более широком смысле
депутатский мандат представляет собой весь объем полномочийй, прав и
обязанностей депутата, а также форму взаимоотношений депутата с
избирателями. Различают два вида депутатского мандата: императивный и
свободный мандат.
Императивный мандат, существовавший в СССР и РСФСР, означает, что депутат
рассматривается как непосредственный представитель той части населения,
которая его избрала. Отсюда вытекает ответственность депутата перед
избирателями, имеющими право давать наказы депутатам и отзывать их в
установленных законом случаях, т. е. связанность волей избирателей в
течение всей депутатской деятельности.
Отзыв депутата избирателями практически не исключает ситуации, когда
депутат, получивший на выборах относительное большинство голосов, может
быть лишен мандата голосами других избирателей вообще не голосовавших или
голосовавших за других кандидатов. Институт отзыва не согласуется также с
идеями плюрализма в парламентской деятельности, так как может быть
направлен против парламентского меньшинства, что не соответствует условиям
функционирования представительной системы в демократическом обществе.
Современное конституционное право России устанавливает свободный
депутатский мандат, поскольку депутат Государственной Думы, независимо от
того, избран он по одномандатному или федеральному избирательному округу,
рассматривается как представитель всего народа, обязанный действовать в
общегосударственных интересах. Это означает, что при выражении своей
позиции депутат не связан с волей своих избирателей, не может быть ими
отозван. Однако это вовсе не означает оторванности депутата от своих
избирателей. Депутат должен поддерживать связь с избравшими его гражданами,
информировать их о своей деятельности, вести прием избирателей и т.п.,
иначе он вряд ли сможет получить поддержку населения дующих выборах.
Мандат члена Совета Федерации имеет некоторые особенности, связанные с
природой данной палаты Федерального Собрания. С одной стороны, он не
избирается населением непосредственно, а как уже отмечалось, избирается
(назначается) органами государственной власти конкретного субъекта
Российской Федерации, и призван представлять его интересы. В этой связи
член Совета Федерации очень жестко связан «наказами» органа, его избравшего
(назначившего) и не обладает такой свободой волеизъявления, как депутат
Государственной Думы, иначе его полномочия могут быть досрочно прекращены.
С другой стороны, Совет Федерации в целом призван защищать не только
интересы субъектов РФ, но и общенациональные интересы, которые должны быть
приоритетными для членов Совета Федерации.[36]
Таким образом, интересы народа не есть нечто данное, как в тоталитарных
государствах, где политический монополист сам определяет "интересы народа".
Видимо, парламент и существует для того, чтобы издавать законы на основе
баланса интересов социальных, национальных и территориальных групп
населения, выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле
так, как он ее воспринял. Выявляя через свою волю волю народа,
представительный орган вносит свой вклад в оптимизацию управленческого
процесса в гражданском обществе. Высокая степень соответствия между
векторами этих воль обеспечивается рядом государственных и иных социально-
политических механизмов гражданского общества, уменьшает оторванность
представительного выборного органа от суверена, обладающего полнотой
публичной власти, обеспечивая подлинность и стабильность
самоуправленческого процесса. При несоответствии действительной воли
представительного органа воле народа в решении конкретного вопроса должен
вступить в действие механизм прямой демократии, в рамках которого выявится
подлинная воля народа относительно разрешения данного вопроса. Такой
механизм может быть заложен в виде референдума, назначаемого президентом
или иным органом власти по требованию граждан (населения). В случае полного
несоответствия воли представителей воле народа относительно общей политики
государства или его органа возможен роспуск представительного органа или
одной из его палат. Если установленный режим в целом не соответствует
желаниям и надеждам народа, если воля и интересы правителей противоречат
воле и интересам народа, то последний волен забрать у государства,
принадлежащую ему изначально государственную власть и направить ее для
установления нового типа правления или нового персонального состава прежних
государственных структур. Такая возможность реализуется через право народа
на восстание. Необходимо признать за народом не одно только право
устанавливать тот или другой образ правления, но и всю полноту верховной
власти, считая самоуправление народа естественной его принадлежностью.[37]
Итак, представительная демократия — это осуществление народом власти
через выборных полномочных представителей, которые принимают решения,
выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население,
проживающее на той или иной территории.
Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинное
народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом
государственные органы и органы местного самоуправления.[38]



Заключение.

Проведённое исследование позволяет нам сделать некоторые выводы в
отношении Российской демократии и таких её основных институтов, как –
референдум и выборы.
Прежде всего, надо отметить то, что, на наш взгляд, демократический режим
для Российского общества является самым оптимальным в нынешних условиях, и
это обусловлено в первую очередь многонациональностью населения страны.
Народ действительно должен принимать реальное участие в управлении
государством, поскольку, как мы помним ещё из истории древней Руси, нередко
важные государственные вопросы решались всенародным голосованием на вечевых
собраниях, поэтому теперь, в нашем развитом обществе народовластие должно
быть непременным атрибутом Российского государства, вместе с основными
формами его реализации: референдумом и выборами.
Конечно, существующая в Российской федерации система демократии не
идеальна, но в дальнейшем, на наш взгляд, если, например, представительство
народа станет более эффективным, то многие недостатки системы исчезнут, и
гораздо меньшее количество нареканий со стороны народа будет высказываться
в адрес его представителей.



Список использованной литературы и нормативных источников.
I. Нормативные акты.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 года // Информационно-справочная система Гарант.
2. ФЗ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4
августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля 2003 г.) // РГ. 1995. 1
сентября; СЗ РФ. 1995. №35. Ст.3506.
3. ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с
изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003
г.) // РГ. 2002. 15 июня; СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253.

II.Специальная литература.
1. Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России: Учебное
пособие. - М.: Феникс, 1998.
III. Учебная литература.
1. Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник. - М.: НОРМА, 1998.
2. Григонис В. П., Григонис Э. П. Конституционное право России: Курс
лекций. – СПб.: Питер, 2002.
3. Коваленко А. И. Конституционное право России: Учебник. – М.: Право и
закон, 1997.
4. Ковешников Е. М. Конституционное право РФ: Краткий курс лекций. – М.:
НОРМА, 2001.
5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. -
М.: Юристъ, 1999.
6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Юристъ,
2001.
7. Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право РФ: Учебно-
методическое пособие. – М.: НОРМА, 2001.
8. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право РФ: Учебник. – М.:
Новый юрист, 1997.
9. Хабриева Т. Я. Парламентское право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2003.
-----------------------
[1] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999.
[2] Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 1998.
[3] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 2001. С.367.
[4] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 года. ст.1.

[5] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999.
С.86.

[6] Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М., 1997.
С. 49.

[7] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999.
С.87.

[8] Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998.
С. 43.
[9] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999.
С. 86, 90, 93.

[10] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 15.
[11] ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22
апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта
2002 г., 7 июля 2003 г.) ст.2.

[12] Григонис В. П., Григонис Э. П. Конституционное право России. СПб.,
2002. С. 223.
[13] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 170.

[14] Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 1998. С. 112.
[15] Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998.
С. 45 – 51.
[16] Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право России. М., 2001.
с. 199.
[17] Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998.
С. 49.
[18] Малько А. В., Колесников Е. В Конституционное право России. М., 2001.
с. 199.
[19] Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998.
С. 51.
[20] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 15.
[21] Малько А. В., Колесников Е. В Конституционное право России. М., 2001.
с. 199.

[22] Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М.,
1997. С. 59.

[23] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 17.

[24] ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ст. 12.

[25] Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М.,
1997. С. 59.

[26] ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" ст. 13.

[27] Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М.,
1997. С. 65.

[28] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С.18.

[29] ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" ст. 14.

[30] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 20.

[31] Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 1998. С. 341 – 343.
[32] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999.
С. 95.
[33] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 19.
[34] Коваленко А. И. Конституционное право России. М., 1997. С. 70.
[35] Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998.
С. 42.
[36] Хабриева Т. Я. Парламентское право России. М., 2003. С. 117 – 118.
[37] Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998.
С. 44.
[38] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999.
С.87.





Реферат на тему: Россия - светское государство

Содержание:

1. Вступление: Основы конституционного строя РФ. 2
2. Положение церкви в политической системе общества. 4
3. Положение государства в политической системе общества. 7
4. Взаимоотношение церкви и государства. 10
5. Россия – светское государство. 14
Список использованной литературы: 24



1. Вступление: Основы конституционного строя РФ.

Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой
системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства
понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в
Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции
РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.
В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический,
социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой
для государства и права.
Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции
принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны
находиться все другие конституционные положения, а также текущее
законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции,
т. е. то, что определяет само ее существо.
Согласно Конституции РФ, «Российская Федерация – Россия есть
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления». РФ также является суверенным, социальным, светским
государством, признающим права человека высшей ценностью.
Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие основы конституционного
строя, занимают главное место в иерархии конституционных норм. Это находит
свое выражение в том, что все другие положения Конституции не могут
противоречить основам конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16
конституции РФ: “Положения настоящей главы Конституции составляют основы
конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе
как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие
положения настоящей Конституции не могут противоречить основам
конституционного строя Российской Федерации.”[1] Данное предписание
адресовано прежде всего второму по уровню (после Конституционного собрания)
органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может
принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за
исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни
один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию
РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы,
содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в
соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут
быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.[2]
Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую
силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо.
Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции России “Основы
конституционного строя”, которая определяет главные черты государственного
и общественного строя, форму правления и политический. Эти положения
необычайно важны, на них базируются все последующие главы Конституции.
Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности нуждаются в
особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не
допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное
конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и
конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений
Конституции будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в
особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма
сложной процедуры.


2. Положение церкви в политической системе общества.

Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя
основными понятиями: сакрализация и секуляризация.
Сакрализация (от лат. Sacer - священный) - это процесс вовлечения в
сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения
людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь
процесс становления человеческого общества, формирования его культуры.
Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от
позднелат. Clericalis - церковный), которая означала не только регуляцию
всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего
идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация,
догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы
интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического
мышления.
Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.
Секуляризация (от позднелатинского Saecularis - мирской, светский) -
это процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания,
деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще
говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием
религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым,
приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в
изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и
личности, сужении круга выполняемых ею функций.[3]
Государство вполне способно обеспечить религиозную свободу, но при
соблюдении определенных условий. Нейтралитет секулярного государства можно
понимать по-разному. Существует узкое, так сказать «оборонительное»
понимание, когда государство считает веру частным делом, не препятствует
гражданам исповедовать религию, но никак не способствует реализации этого
права. Религиозная жизнь, в основном, уподобляется отправлению культа, а
церкви рекомендуется «не выходить из ризницы». Но государственный
суверенитет может быть и открытым, положительно активным. Тогда
государство, не нарушая принципа гражданского равенства разных религий,
помогает верующим реализовать свое право на религиозную свободу, признает
за церковью право участвовать в общественно жизни, согласно формуле:
«церковь отделена от государства, но не от общества». Ведь как религия и
церковь имеют определенное социальное измерение, так и общество имеет свое
религиозное измерение. В свою очередь, церковь защищает незыблемые
фундаментальные нравственные принципы, на которых должно стоять общество,
она служит все тому же обществу.[4]
Выступления церкви порой расценивают как недопустимое
посягательство на светский характер государства. Но может ли государство
существовать без нравственных основ? Кажется, оптимальный вариант
существования современного общества - секулярное государство, открытое к
религии, признающее ее положительное общественное значение и сознающее
ограниченность своей собственной, политической, сферы.
На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в
результате процесса секуляризации в современных развитых странах коренным
образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе.
Сформировались светское государство, светская школа, светская культура.
В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение
светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие
церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в
решение социальных проблем общества путем образования различных обществ
милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве
социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи
в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения церкви от
государства, фактической их изоляции не произошло.
Интеграционная функция церкви направлена на объединение
социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную
функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так
как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и
поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.[5]
Считаю необходимым отметить еще один момент взаимоотношений
церкви и общества. Распространяется убеждение, что современное общество
определенными силами искусственно клерикализуется. Симптомы этого явления
отчетливо проявляются в средствах массовой информации (особенно на
телевидении), в сфере образования, в армии, органах государственного
управления. Об этом свидетельствует демонстративное проявление
религиозности со стороны государственных деятелей.



3. Положение государства в политической системе общества.

Один из важнейших признаков государства - это тесная органическая
связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно
обусловленное нормативное выражение государственной воли, государственный
регулятор общественных отношений.
При известном исследовании нетрудно обнаружить, что право, как
регулятор общественных отношений, тесно взаимодействует с религиозными
нормами, которые выполняют схожие функции. Рассмотрим это положение
подробнее.
Для правовой науки религия представляет ценность прежде всего как
средство, дополняющее право в сфере социальной регуляции. Рассмотрим
подробнее два аспекта - регулятивную функцию религии в целом и
взаимодействие правовых норм с религиозными.
Религиозная интерпретация мира выступает как средство, позволяющее
«овладеть» этим миром, освоить многочисленные связи окружающей
действительности, обуславливающие религиозный комплекс, «сочетающийся с
обширными функциями, выполняемыми религией в общественной жизни», включая и
функцию регулирования общественных отношений.[6]
Ярче всего регулятивность религии проявляется в ее нормативности, ибо
она «задает иерархически построенную систему норм, в соответствии с
которыми одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет
моральные позиции по отношению к миру».
Нормативно-регулятивная сила религии проявляется в создании
посредством религиозных верований и практики религиозной жизни
психологических стимулов, которые указывают направление поведению и
удерживают индивида в определенных рамках, установленных нормами.
При рассмотрении религиозных норм важно принимать во внимание
соотношение в них общечеловеческого и частного, учитывая, разумеется, что в
религиях представлены самые различные культуры. В религиях переплетаются,
порой причудливо, компоненты глобальные и локальные, классовые и этнические
и т.д. но в них есть нечто общее - то, что осуществляемое ими нормативное
регулирование основано на известном принципе: «как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иначе говоря, религии в своей
основе ориентируются на общечеловеческие, гуманистические начала.
Большинство религий в своих нормах призывают к обеспечению основных
естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. В основу нормативного
регулирования, например христианства, положены библейские заповеди, в
частности такие, как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не
судите, да не судимы будете» и др. В этих и других нормах четко
прослеживается тенденция к ориентированию индивидов на взаимные уступки,
выражающиеся в воздержании от нарушения прав другого человека.[7]
Исходя их этого, можно сказать, что регулятивная ценность религии, в
частности религиозных норм, заключается в обеспечении стабильного
функционирования общества, ибо вне его не может существовать и человек как
существо биосоциальное.
Тесное взаимодействие религиозных норм с правовыми отмечалось и
отмечается в ряде других правовых систем, в том числе и в дореволюционной
России. Переплетение православных норм с юридическими, обеспечение
исполнения церковных предписаний мерами государственного принуждения, а
велений закона также религиозной карой - одна из основных черт
государственного, уголовного и некоторых других отраслей права, начиная с
древних документов и вплоть до последних актов самодержавной власти.
Весьма актуальна, с учетом опыта прошлого и настоящего, проблема
взаимодействия права и религии в современной России, особенно в области
обеспечения прав и свобод человека. Попытка осуществить отчуждение личности
от религии не могла не нарушить динамического равновесия, существующего
межд

Новинки рефератов ::

Реферат: Образование Рима (История)


Реферат: Таблица по биологии (амебы и прочие твари) (Биология)


Реферат: Конфликтные ситуации в коллективе (Психология)


Реферат: Концепция повышения уровня информированности местного сообщества о действиях местных органов самоуправления по развитию социальной сферы в городе Энске (Управление)


Реферат: Терроризм- глобальная проблема мира (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Культурно-историческое значение принятия православия на Руси (История)


Реферат: Анализ прибыли и рентабельности (Аудит)


Реферат: Термины (Биология)


Реферат: Гадание (Культурология)


Реферат: Возможности пакета MultiVision v.4.5. на уроках химии (Компьютеры)


Реферат: Аристотель об этике (Философия)


Реферат: Василий Теркин (Литература : русская)


Реферат: Исследование и разработка конструкции бандажированного опорного валка стана 2500 горячей прокатки (Металлургия)


Реферат: Степени сравнения прилагательных в латинском языке (Иностранные языки)


Реферат: Мастер функций в Excel (Программирование)


Реферат: Автоматизация редукционно-охладительной установки (Технология)


Реферат: Война 1812 года (История)


Реферат: Аудит себестоимости (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ финансового состояния предприятия АПК (Бухгалтерский учет)


Реферат: Билеты по техническому обслуживанию автомобилей (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист