|
Реферат: Виды речевой деятельности (Психология)
Контрольная работа по психологии
Виды речевой деятельности Мышление как познавательный процесс
Виды речевой деятельности
РЕЧЬ сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками. РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими. РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным — словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха. РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи. РЕЧЬ УСТНАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи. РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ (от лат. ego— я, centrum — центр круга) речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Как показал Л. С. Выготский в полемике с швейцарским психологом Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой зрения), эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.
Мышление как познавательный процесс
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенное нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества. Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца расчленить такой общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым объектом, необходим переход от ощущений и восприятий к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления здешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять- таки косвенным, не прямым, т.е. опосредствованным, путем. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно- действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно имеет дело лишь непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном лане и не выходит за его пределы. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке. Психологически исследовать мышление как процесс - значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов. Таковыми результатами, продуктами мышления являются, например, следующие факты: решил или не решил задачу данный ученик; возник у него или нет замысел, план решения, догадка; усвоил он или нет определенные знания, способы действия; сформировалось ли у него новое понятие и т.д. а всеми этими внешне выступающими фактами психология стремится вскрыть внутренний мыслительный процесс, к ним приводящий. Тем самым она исследует внутренние, специфические причины, которые позволяют объяснить, а не только констатировать и описывать внешне выступающие психические явления и события. Психологическая наука исходит при этом из принципа детерминизма (принципа причинной обусловленности): внешние причины действуют через внутренние условия. Иначе говоря, например, любое педагогическое воздействие влияет на человека не прямо и не непосредственно, а опосредтсвованно — преломляясь через психическое состояние данного человека, в зависимости от его чувств, мыслей и т.д. Представим себе, что несколько учеников решают - каждый самостоятельно — одну и ту же задачу: на определенном этапе мыслительного процесса решения учитель оказывает каждому из них некоторую совершенно одинаковую помощь, подсказывая одну из теорем, на которой основано решение. Такая помощь извне, со стороны, окажет не одинаковое, а различное воздействие на каждого из учеников — в зависимости от того, насколько далеко сам школьник успел продвинуться вперед в процессе обдумывания задачи, т.е. в зависимости от внутренних условий его мышления. Чем дальше и быстрее продвинулся вперед ученик, чем глубже он успел осмыслить задачу, тем больше подготовлена почва для использования подсказки, данной извне, тем в большей степени сформировались внутренние условия для принятия помощи со стороны. И наоборот, чем меньше ученик сам продумал ту же задачу, тем труднее ему воспользоваться такой внешней подсказкой и довести решение до конца. Вначале он вообще может подумать, что подсказываемая теорема не имеет никакого отношения к делу, т.е. попросту не примет помощь со стороны, не сможет ею воспользоваться. Все это и означает, что внешнее (педагогическое и др.) воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через внутренние условия. Факт неиспользования подсказки, помощи со стороны (которая, казалось бы, прямо указывает путь к решению) особенно отчетливо обнаруживает наличие таких внутренних специфических условий и закономерностей мыслительного процесса. Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Анализ и синтез, вообще деятельность мышления, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Если нет потребностей, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать. Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает и в той или иной степени специально исследует, какие именно потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность и при каких конкретных обстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе и т.д. В противоположность психологии формальная логика абстрагируется не только от взаимоотношений мышления с чувственным познанием, но и от взаимосвязей мыслительной деятельности с потребностями, мотивами, эмоциями). Мыслит, думает не само по себе "чистое" мышление, не сам по себе мыслительный процесс как таковой, а человек, индивид, личность, обладающая определенными способностями, чувствами и потребностями. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление — это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми. Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает. Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности. Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти и использовать новые методы его лечения. По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей. Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется. Например, уже ученика II класса не заставляет мыслить вопрос типа: "Сколько будет 2 х 2?". Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых, уже имеющихся у этого ребенка знаний. Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно- образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли. Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке. Эти индивидуальные особенности некоторых учеников необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания. Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления - независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.
Литература
Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. - 576 с. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М.. 1981. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., 1969. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986 Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/Под ред. Л.А. Венгера. - М.:Просвещение. 1985. - 272 с. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.
Реферат на тему: Виды толкования
Содержание
Введение 1. Понятие толкования норм права и его способы ……………………….5 1. Способы толкования права ……………………………………….6 2. Систематический способ толкования ……………………………6 3. Филологический способ ………………………………………….7 4. Историко-политический способ …………………………………7 5. Логический способ ………………………………………………..8 2. Виды толкования права …………………………………………………10 1. Официальное толкование ………………………………………..10 2. Основные признаки актов официального толкования …………11 3. Аутентическое толкование ………………………………………14 4. Акты казуального толкования …………………………………..14 5. Неофициальное толкование ……………………………………..15 3. Виды актов официального толкования и основания для их классификации …………………………………………………………...17 4. Место и роль актов официального толкования в системе правовых актов ………………………………………………………………………20 5. Необходимость актов толкования …………………………………...…23 Заключение …………………………………………………………………..26 Библиография ………………………………………………………………..27 Приложения
Введение
Значение теории толкования норм права велико для правоприменительной деятельности. Она является всего лишь малой частью общей теории права, но важность и значимость ее довольно ощутимо, особенно в демократическом обществе, где толкование норм права имеет своей целью правильное применение содержащихся в них предписаний к определенным случаям жизни. Правильное применение норм невозможно без четкого представления о содержании действующих правовых норм, поэтому систематизировать или издать новый акт невозможно без знания подлинной воли законодателя. В данной курсовой работе я попыталась рассмотреть основные вопросы по толкованию права, это такие вопросы как понятие толкования, его виды и способы. Особое внимание в своей работе я решила уделить вопросу официального толкования, данный вопрос является важной частью в теории толкования норм права. Для этой цели мной были прочитаны труды таких авторов как А,С. Пиголкина, Н.Н. Вопленко. В работе рассмотрены такие вопросы как вопросы понимания официального толкования; виды толкования права, необходимость актов толкования, место и роль актов толкования в системе правовых актов, классификация актов (по форме наименованию, юридической силе, структурным элементом, времени действия, объему и субъекту толкования). Кратко рассмотрено аутентическое и казуальное толкование, что, по- моему мнению является не менее важным звеном в рассмотрении официального толкования в целом. Уделено внимание признакам актов официального толкования. Рассмотрены вопросы зн6ачимости толкования для уяснения норм права, правильной интерпретации законодательных актов, уяснения и разъяснения их смысла, необходимости толкования для познавательной деятельности юриста, для правильного осмысления им сущности толкования права. 1. Понятие толкования норм права и его способы
Толкование правовых норм – это сложное явление интеллектуально- волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права. Существуют несколько точек зрения об общем понятии толкования права: - толкование норм права означает уяснение смысла правовых норм; - сущность толкования составляет разъяснение норм права; - толкование – это уяснение и разъяснение норм права. Первые два определения неполны и односторонни. По-моему третья точка зрения, которой придерживается Н.Н. Вопленко, наиболее точно отражает сущность определения толкования права. Деятельность по толкованию норм права объектируется в виде определенных актов. В теории толкования норм права можно выделить две части: правотолковательную технику, т.е. учение о способах толкования и учение об актах толкования. Термин «толкование» связан с понятием «познание». Толкование - есть смысл, разумное содержание чего-нибудь.[1] Первый элемент толкования – это уяснение, т.е. характеристика гносеологической природы процесса толкования, его направленность на познание и объяснение смысла правовых явлений. С точки зрения А.С. Пиголкина толкование – уяснение – это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.[2] Таким образом толкование норм права является сложным явлением интеллектуального характера. Правильное применение норм невозможно без знания подлинной воли законодателя.
1. Способы толкования права
Различают несколько способов толкования, которые обеспечивают ясность смысла толкуемых норм: грамматический, филологический, исторический, телеологический, функциональный, языковой, логический, систематический.[3] Разделяют термины способ и прием толкования. Способ – это технические приемы и средства познания. Прием – это конкретное познавательное действие, движение мысли: сравнение, аналогия, выведение одних знаний из других, логическое преобразование и др., т.е. инструменты познания права. Способы толкования определены основными сферами правовой деятельности, те сферами бытия права: основные виды правовых предписаний; специфика языка права; правовые отношения; правосознание. Поэтому основными способами толкования права являются: систематический, филологический, историко-политический, логический.
1.2. Систематический способ толкования права
Систематический способ это уяснение смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявление ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права. В ходе уяснения системо-образующие связи права: субординации, координации, управления, происхождения и др. В результате устраняются противоречия (коллизии) между нормами и актами. Существуют несколько правил устранения противоречий: - Если в противоречие вступают нормы права, изданные разными органами, то руководствуются нормой права, установленной вышестоящим органом. - Если возникает противоречие между нормами, изданными одним органом, то руководствуются нормой, установленной позже по времени издания.
1.3. Филологический способ
В словаре русского языка сказано, что филология культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Сущность филологического способа заключается в выяснении смысла правовых норм средствами грамматического анализа текста закона (в жизни этот способ применяется наиболее часто). Содержанием филологического способа является совокупность мыслительных операций, позволяющих путем грамматического разбора письменной речи законодателя устранить возможные противоречия смысла нормы. При этом внимание обращается на роль союзов, предлогов, запятых, точек и т.д. Примером может служить известная фраза: «Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать». Неясность закона возникает из-за применения специфических терминов и слов, которые могут употребляться в обычном и исключительном значении, в основном и переносном смысле, в обширном и узком значении, в обычном и техническом.
1.4. Историко-политический способ толкования
При этом способе учитываются исторические условия нормативного акта и социально-политические цели, которые преследовал законодатель, так же учитываются социально-экономические факторы. При толковании используются другие дополнительные источники: партийные документы, материалы обсуждения проектов нормативных актов, обычаи, научные комментарии юридической практики. При этом интерпретатор переносится в исторические условия появления правовой нормы. Примером может служить глава 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества». Содержание данной главы УК РФ из прошлой истории России (участие во многих войнах, борьба за мирное существование).
1.5. Логический способ
При логическом способе толкования используются средства формальной и диалектической логики при познании правовых явлений. Объектом исследования в логическом способе являются внутренние связи между частями нормативного акта, логическая структура правовых предписаний. Особенности законодательной техники отражаются на логической структуре правовых предписаний, и поэтому при уяснении смысла закона необходимо будет осуществить мыслительное преобразование текста нормативного акта. Например, в УК РФ говориться, что убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - называется лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.[4] Ясно, что законодатель имел в виду наказание не самого убийства, а лица, которое его совершает. Такие преобразования осуществляются часто интуитивно, не задумываясь. Необходимость логического преобразования объясняется внутренней логической структурой правовой нормы, так как структурные элементы правовых норм (гипотеза, диспозиция, санкция) могут подразумеваться (быть опущены) законодателем для лаконичности, либо находиться в других статьях и нормах права. Соблюдение, использование и применение права невозможно без познания правовых велений. От этого зависит эффект внедрения в общественную жизнь. Разъяснения права является объективизацией предшествующей мыслительной работы. Объективизация осуществляется в виде акта разъяснения, мотивировочной части правоприменительного акта или юридического совета. Разъяснение норм права – есть изложение смысла государственной воли, выраженной в нормативном акте, которое стало возможным в результате деятельности по ее уяснению. Содержание разъяснения включает в себя приемы и способы объяснения смысла и целей правовых норм. Толкование права это опосредованное познание в форме понятий, суждений, умозаключений. Нельзя уяснить смысл правовой нормы вне деятельности по ее объяснению (раскрытие содержания). Также нельзя представить разъяснение правовой нормы без процесса познания. Тогда можно сделать вывод, что уяснение и разъяснение – это диалектически связанные стороны толкования. Поэтому существуют различные приемы, способы, интерпретации правовых норм. Существует несколько приемов и способов уяснения права: реконструирование правовых норм, конкретизация, доказательство, опровержение тезисов, иллюстрация. Разъяснение и уяснение сливаются вместе в акте толкования. Уяснение может не перейти в разъяснение, но разъяснение всегда перерастает в акт толкования. Отсюда следует, что толкование – это выражающаяся в особом акте интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реабилитации.
2. Виды толкования права
В зависимости от субъектов различают два вида толкования права: официальное и неофициальное толкование.
2.1. Официальное толкование
Официальное толкование – это разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое компетентными органами и влекущее определенные юридические последствия. Те существуют два признака официального толкования: принадлежность его компетентным органам и юридические следствия. Эти признаки производны от субъектов толкования. И. Сабо рассматривает виды толкования с учетом трех обстоятельств: кто компетентен осуществлять толкование, толкование каких органов является обязательным, и для кого оно обязательно.[5] Официальное толкование это разъяснение смысла нормы права, исходящее от государственно-властного органа и имеет обязательный характер для всех субъектов, относящихся к данной норме. Официальное толкование характеризуется формой и особым порядком осуществления. Форма официального толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приема должностными лицами посетителей. Официальное толкование еще часто называется легальным, те официальные разъяснения, имеющие общественный характер и обязательные для всех органов и лиц, подпадающих под действие нормам. Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий подразделяется на: нормативное и казуальное. Нормативное толкование характеризуется: . Государственной обязательностью; . Распространяется на широкий круг общественных отношений; . Обладает возможностью неоднократного использования юридической практики. Нормативное толкование выражено в актах Президиумом Верховного Совета РФ, Верховного Суда РФ. Разновидностью нормативного толкования является аутентическое толкование. Это разъяснение норм права органам ранее ее установившим. Акт аутентического толкования следует отличать от нормотворческого акта. Он выступает как разъяснение позитивного права, и иногда содержит элементы развития законодательства. Поэтому акты аутентического толкования можно рассматривать, как толкование действующего права и как нормотворчества. Но при этом следует учесть, что толкование носит вспомогательный характер и находится в состоянии соподчинения с нормативным актом. Казуальное толкование – такое толкование, которое применительно к конкретному случаю. Оно обязательно только для лиц в отношении которых оно дается. Часто оно является мотивировочной частью правоприменительного акта (судебных решений, приговоров). Казуальное толкование нельзя распространять на другие аналогичные случаи.
2.2. Основные признаки актов официального толкования
Акты официального толкования можно выделить в группы разъяснений, издаваемых различными компетентными органами. Из этого деления можно определить степень обязательности, форму и порядок доведения до сведения субъектов права. Поэтому акты толкования можно подразделить на: . акты толкования органов государственной власти; . акты толкования органов государственного управления; . акты толкования органов суда, прокуратуры, МВД, арбитража; . акты толкования общественных организаций. Многоуровневый характер системы актов официального толкования определяется иерархичностью и сложным составом органов, осуществляющих разъяснение смысла правовых норм. Существуют следующие уровни актов: . уровень руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; . разъяснения судебных коллегий Верховного Суда РФ; . разъяснения президиумов Верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских и районных судов; При этом приоритет толкования осуществляется по юридической силе. Проанализировав различные официальные разъяснения, видно, что они представляют собой объективированное выражение уяснения и разъяснения структурных элементов правовых норм. Содержанием акта толкования выступают разъяснение, уточнение либо конкретизация обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой нормы права.[6] Целостность системы актов официального толкования основана на единстве их юридического содержания, и подтверждается следующими признаками: 1. Акты официального толкования обладают государственной обязательностью, т.к. это одна из форм юридической деятельности компетентных органов. Эта обязательность подтверждается конкретно-надзорными полномочиями вышестоящих органов. Игнорирование официальных разъяснений в процессе реализации правовых норм влечёт отмену правоприменительных актов. 2. Акты официального толкования имеют форму аналогичную другим правовым актам. Они бывают в виде постановлений, указов президиума Верховного Совета РФ и автономных республик, приказы, распоряжения, письма, постановления, инструкции органов отраслевого управления, акты надзора органов суда, прокуратуры и др. 3. Иерархичность актов официального толкования. Для них характерен признак соподчиненности. Во главе системы Конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е. та же последовательность, что и у нормативных актов. Поэтому во главе мы имеем разъяснения конституционных законов и далее разъяснения законов и подзаконных актов. Общая черта актов официального толкования заключается в том, что они не ставят задачу создания новых правовых норм. Их задача - логическое развитие, уточнение и конкретизация действующего права в целях эффективной реализации. Из сказанного становится ясным ответ на вопрос: Официальное разъяснение - это самостоятельная правовая норма или составная часть разъясняемых нормативных актов? Ответ: Это составная часть. П.Е.Нетбайло и А.В.Мицкевич считают, что неотъемлемая часть не может выходить за рамки толкуемого закона, дополняя его новыми правовыми положениями.[7] Такое признание может привести к произвольным действиям в процессе осуществления норм права. Автор считает, что разъяснения являются частью толкуемых норм права, и их следует рассматривать, как акты правотворчества. Но законодательство рассматривает толкование и правотворчество как самостоятельные формы юридической деятельности. Самостоятельность толкования имеет пределы, так как оно не может подменять собой правовую норму. Акты - это источники права. Акты толкования не могут применяться самостоятельно и действуют до срока действия толкуемых норм права. Ещё одним отличием толкования от правотворчества является внутренняя структура официального разъяснения (правила понимания и реализации права). О вспомогательном характере актов толкования говорит отсутствие в интерпретационных правилах внутренней логической структуры, аналогичной структуре нормы права. Если же толкование содержит в себе принципиально новые положения, имеющие нормативное значение, то акт толкования рассматривают, как модификацию правовой нормы. Из сказанного вытекает вывод с том, что акты официального толкования представляют собой проникнутую внутренним единством иерархическую систему вспомогательных правовых актов. Они служат важным средством правильной и эффективной реализации права путем установленных организациционно- вспомогательных правил понимания и применения действующего законодательства.
2.3. Аутентическое толкование
Внутри группы актов официального толкования, имеющих нормативный характер, следует выделить группу актов аутентического толкования (аутентическое, те основанное на первоисточнике). Они издаются органами, установившими разъясняемые нормы. Такие акты обладают повышенной степенью обязательности. Их можно рассматривать как акты правотворчества, которым придана обратная сила. Но в противоположность этому утверждению следует отметить то обстоятельство, что толкуемая норма права и после этого акта существует как основная, а разъяснение носит вспомогательный характер.
2.4. Акты казуального толкования
Акты казуального толкования это разъяснения смысла правовой нормы, осуществляемые компетентными органами (судебными) применительно к конкретным обстоятельствам, рассматриваемого дела. Они имеют обязательное значение только для данного случая, те имеют разовое значение. Не сделанные по принципиальным делам (особенно в условиях пробела в праве) приобретают значение прецедента толкования. Прецедент толкования - это выработанный правоприменительной практикой образец требуемого понимания и применения правовых норм, сформулированный при рассмотрении конкретного юридического дела и признанный в юридической практике (публикуется в специальных юридических журналах).[8] Казуальное толкование используется в правоприменительной деятельности, способствует правильности и законности решения дела. Оно служит обстоятельством, обосновывающим справедливость решения. Существует два вида казуального толкования: . интеллектуально-волевой процесс познания реализуемой нормы; . составная часть содержания правоприменительного акта (мотивировочная часть приговора); Внутреннее содержание казуальных актов - это индивидуализированные право положения, элементы обоснования принимаемого решения. Поэтому можно сказать, что это правообосновывающий правовой акт. Правообосновывающие положения необходимы, так как существует высокая степень обобщённости, абстрактности норм права, которое порождает конкретизацию, как способ реализации права. Поэтому казуальные акты отличаются разовым, конкретным значением. Значением актов официального казуального характера состоит в том, что они являются образцами наиболее правильного применения правовых норм. Повторяясь, они создают устойчивые правила и служат прообразом будущих нормативных предписаний.
2.5. Неофициальное толкование
Под неофициальным толкованием подразумевается разъяснение смысла права, осуществляемое неуполномоченными на это органами и лицами. Неофициальное толкование не имеет обязательного характера и не порождает юридических последствий. Такое толкование даётся адвокатами, учёными, отдельными гражданами. Не обладая юридической силой, этот вид- толкования оказывает большое влияние на формирование общественного и индивидуального правосознания, на поведение конкретных субъектов (комментарии к кодексам учёных-юристов). Неофициальное толкование является доктринальным, когда оно осуществляется специалистами в области права, имеет научный характер (статьи, монографии). Особенность заключается в их убедительности, основанной на авторитете и научном подходе лица, дающего толкование. Доктринальное толкование играет важную роль в единстве понимания правовых норм. Обыденное неофициальное толкование осуществляется при разъяснении права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.
3. Виды актов официального толкования и основания для их классификации
Классификация актов толкования норм права представляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по различным основаниям: по форме, по наименованию, по юридической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования. Существует два вида актов толкования: акты-действия и акты-документы. Под актом-действием понимается уяснение и разъяснение права. Акты-документы - это источники, которые содержат результаты интеллектуально-волевой деятельности по разъяснению и уяснению смысла правовых норм. Не всякое письменное толкование является нормативным документом, это могут быть письма, мемуары, научная литература на правовые темы. Юридическим документом является такой акт толкования, который издан уполномоченным на это органом и имеет значение для юридической практики. Отсюда и происходит деление актов на разъяснения и юридические документы. Существуют ещё .устные акты толкования. Это могут быть ответы на вопросы граждан, даваемые на личных приёмах, проводимых представителями органов власти. Их преимуществом является оперативность и свободная форма изложения. 1. Классификация по наименованию. Классифицируя акты официального толкования по наименованию, следует выделить указы, постановления, распоряжения, инструкции, письма. Одни из них закреплены в положениях, уставах и др. актах, определяющих компетенцию органов, другие - нет, что создаёт трудности в систематизации правовых актов. 2. Классификация по юридической силе. По юридической силе на верху стоят высшие органы государственной власти, ниже центральные органы государственного управления, затем идут органы отраслевого управления суда, прокуратуры, МВД. Поэтому мы имеем следующий ряд документов в порядке снижения юридической силы: разъяснения конституционных законов, обыкновенных текущих законов, подзаконные нормативные акты. 3. Классификация по времени действия. Классифицируя акты официального толкования по времени действия можно сказать, что большинство актов рассчитано на неопределённый срок, который определяется периодом действия разъясняемой нормы, также существуют акты, рассчитанные на определённый период действия. Есть акты, которые могут изменяться в течении определённого времени, например, разъяснения пленума Верховного Суда РФ. 4. Классификация по структурным элементам правовых норм. По структурным элементам разъясняемых норм акты делятся на: . акты толкования гипотезы нормы права; . акты толкования диспозиции нормы права; . акты толкования санкции нормы права; комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов; 5. Классификация по сфере действия. По сфере действия акты толкования подразделяются на: . разъяснения, действующие на территории всего государства (разъяснения Верховного Суда); . разъяснения, имеющие локальную сферу действия (аналогичный орган субъекта федерации); сфера действия также зависит от компетенции органа, уполномоченного на дачу разъяснения смысла; . разъяснения ведомственного характера (тресты, управления), те ведомственная подчинённость. 6. Толкование права в зависимости от объёма. Толкование норм права преследует цель точно познать подлинный смысл, вложенный законодателем. Существуют ситуации, когда смысл нормы права следует уже или шире, чем это усматривается из текста закона. Поэтому существует буквальное (распространённое), расширительное и ограничительное (исключение) толкование норм права. Большинство правовых норм толкуются буквально с целью предотвратить намеренное искажение государственной воли. Поводом для отступления от буквального толкования являются: просчёт законодателя, нечёткость формулировок, специфика языка права. Толкование является буквальным, когда понимание смысла толкуемой нормы права совпадает с текстом источника права, т.е. на лицо совпадение "духа" и "буквы" законодательства. Толкование является расширительным, когда действительный смысл нормы права выходит за рамки её текстуальной формы. Примером может служить статья 120 Конституции РФ, согласно которой "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". По буквальному содержанию этой статьи они не подчиняются подзаконным нормативно-правовым актам. Но ее надо толковать шире: судьи подчиняются всей системе нормативно- правовых актов, действующих в государстве. Ограничительное толкование нормы права получается в результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограниченно, уже чем это выражено в словесном тексте. Расширительное и ограничительное толкования опасны нарушением законности, поэтому законодатель в некоторых нормах права не допускает их расширительного толкования. Например, ст.63 УК РФ устанавливает перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, не может быть истолкована расширительно и наоборот ст. 61 УК РФ, устанавливающая обстоятельства, смягчающие ответственность.[9]
4. место и роль актов официального толкования в системе правовых актов
Акты официального толкования издаются уполномоченными органами государства. Схожесть интерпретационных актов с другими правовыми актами заключается в том, что они: . являются продуктом волевой сознательной деятельности, охраняемой государством; . имеют целевой характер; . существуют в строго определённой правовой форме; . служат юридической основой и гарантией осуществления законности. В юридической практике правовые акты подразделяются на нормативные (источники права) и индивидуальные. Нормативные правовые акты в свою очередь делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся законы, указы, постановления, приказы и др., те первоначальные нормы права. Вспомогательные правовые акты имеют целью уточнение, изменение, утверждение, и разъяснение смысла правовых норм. К ним относятся: . Акты - поручения другим органам об издании правовых норм; . акты, в которых излагаются нормы, установленные вышестоящими органами; . акты, в которых сообщается о частичном или полном изменении отдельных правовых актов; . акты конкретизации и разъяснения того, как следует понимать и применять ранее изданные правовые нормы; . акты контроля и надзора, которые обеспечивают эффективную реализацию права (те соблюдение норм права, исполнение норм права, использование норм права и применение норм права). Действие вспомогательных правовых актов постоянно, а субъект их применения индивидуально не определён. Индивидуальные правовые акты, основанные на персонификации и отношении к конкретной ситуации, делятся на акты применения, соблюдения и использования казуального толкования права. П.Е.Нетбайло отмечает, что кроме нормативных и индивидуальных актов толкования, есть ещё интерпретационные акты толкования. Они конкретных правоотношений не вызывают, но и новых правовых норм в себе не содержат.[10] И.С.Самощенко считает, что интерпретационные акты не содержат новых правовых положений, но сами заключённые в них разъяснения законов могут быть как общими (нормативными), так и конкретными (индивидуальными), так как разъяснения облекаются в ту же форму, что и другие акты.[11] По мнению С.С.Алексеева по содержанию интерпретационные акты являются особым видом правовых актов.[12] Акты толкования осуществляют функцию контроля и надзора, а значение актов официального толкования в общественной жизни обусловлено многогранностью выполняемых ими функций. Основная функция заключается в том, что интерпретационный акт является разновидностью вспомогательных правовых актов, обеспечивающих единство правового регулирования, те единство процесса воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Акты толкования подключаются к разным звеньям механизма правового регулирования и выполняют функции обслуживания, влияя на эффективность действующих правовых норм. Интерпретационные акты могут быть рассмотрены с разных сторон: . как одна из правовых форм осуществления государством своих функций; . как средстве укрепления законности в деятельности правоприменительных органов; . как форма правовой пропаганды; . как метод повышения эффективности правового регулирования. Формулируясь в общедоступной форме акты официального толкования способствуют выработке у граждан устойчивого правосознания, что служит укреплению законности и правопорядка.
5. Необходимость актов толкования
Необходимость актов толкования заключается в общих условиях необходимости толкования норм права и конкретными обстоятельствами, вызывающими появление актов толкования. К общим условиям относятся: 1. относительная самостоятельность права, что может оказывать влияние на базис общества. Самостоятельность выражается в конкретной форме. Относительность заключается в том, что право может отставать от развития общественных отношений, или опережать ход развития. В общественной практике противоречия между юридическим и фактическим незначительные либо кажущиеся. Они могут быть устранены средствами официального толкования компетентными органами. 2. Наличие общественных противоречий, создающих трудности реализации права. Они могут быть устранены с помощью актов толкования (история практики регулирования брачно-семейных отношений; судебная практика по трудовым делам). Например, затруднённое применение норм КЗОТа без знания актов официального толкования. 3. Общие условия обосновываются потребностями юридической практики. Юридическая практика - это деятельность по внедрению права в общественную жизнь. Содержанием юридической практики является создание и реализация правовых норм, исходя из требования единообразного понимания и применения законодательства. Частные случаи необходимости актов толкования многочисленны: . недостаточная чёткость выражения мысли законодателя; . несовершенство правовых норм из-за несовершенства законодательной техники; . специфика юридической терминологии. Проанализировав деятельность Президиума Верховного Совета А.В.Мицкевич выделил следующие случаи возникновения необходимости актов толкования: . стыковка межведомственной практики применения одних правовых норм (например, при рассмотрении трудовых споров); . неясность смысла закона; . возникновение конкуренции сопоставляемых законов. Н.Н.Вопленко выделяет ещё несколько случаев возникновения необходимости в издании актов толкования: 1. Неверный путь практики реализации некоторых правовых норм (те исправление ошибок юридической практики). Здесь можно выделить: . неприменение закона, подлежащего применению в данных обстоятельствах; . применение закона, который не должен быть применён к указанным общественным отношениям; . неправильное истолкование смысла закона; . противопоставление законности и целесообразности при реализации права; . нарушение установленных процессуальным законом порядка реализации правовых норм. Например, ст. 345 УПК РФ "...Приговор подлежит отмене во всяком случае, если: 1)судом при наличии оснований, предусмотренных статьей 259 настоящего Кодекса, уголовное дело не было прекращено; 2) приговор вынесен незаконным составом суда; 3) дело рассмотрено в отсутствие подсудимого в тех случаях, когда по закону его присутствие обязательно; 4) дело рассмотрено без участия защитника в тех случаях, когда по закону его участие обязательно; 5) нарушена тайна совещания судей при постановлении приговора; 6) приговор не подписан кем-либо из судей; 7) в деле отсутствует протокол судебного заседания" ст. 308 ГПК РФ "...Решение подлежит отмене в случае: 1) если дело рассмотрено судом в незаконном составе; 2) если дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных о времени и месте судебного заседания; 3) если при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судопроизводство; 4) если суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; 5) если при вынесении решения были нарушены правила о тайне совещания судей; 6) если решение не подписано кем-либо из судей или если решение подписано не теми судьями, которые указаны в решении; 7) если решение вынесено не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; 8) если в деле отсутствует протокол судебного заседания" 2. Требования мотивированного разрешения юридических дел. Субъекты правоприменительной деятельности, осуществляя применение правовых норм к конкретным фактам, производят и толкование норм права (объективизация в правоприменительном акте). Это проявляется в деятельности судебных органов. Особую роль акты толкования норм права играют в деятельности кассационных и надзорных инстанций (своей деятельностью они показывают нижестоящим судам, как правильно применять правовые нормы). Необходимость издания актов официального толкования обусловлена совокупностью объективных и субъективных факторов. В юридической практике это способствует осуществлению руководства процессами реализации права в общественной жизни.
Заключение
Из сказанного в данной курсовой работе можно сделать вывод о том, что теория толкования права, как совокупность научных знаний о технике (способах), видах и юридических свойствах интерпретационных актов, составляет сферу профессионально необходимой для юриста информации. Полученные сведения толкования права являются базой для приобретения навыков и умений, эти сведения составляют своеобразное искусство профессионально, грамотно умело познавать, использовать действующее законодательство для осуществления задач юридической деятельности. Рассмотренные вопросы теории толкования права помогают в некоторой степени понять и осмыслить всю значимость общей теории права. Являясь маленькой частью этой теории, теория толкования права призвана служить для систематизации и упорядочивания нормативно правовых актов.
Библиография 1. Общая теория права. Курс лекций /Под ред. Профессора В.К. Бабаева – Н. Новгород, 1993г. 2. Общая теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева – М.: Юрист, 1994г. 3. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. - М.: Юридическая литература, 1976г. 4. Пиголкин А.С. Нормы Советского права и их толкования. – Л. 1962г. 5. Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. – Свердловск, 1979г. 6. Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом РФ. Государство и право №5, 1998. 7. В.В. Суслов Герменевтика и юридическое толкование. Государство и право №6, 1997г. 8. Уголовное право России. Учебник /Под общей ред. Профессора Ревина В.П. – М.: «Брандес», «Альянс», 1998г. 9. Законодательство России и Москвы №8, 1997 /ЗАО «Информационные системы и технологии». 10. Теория права и государства. Курс лекций /Под ред. Манова Г.Н., 1995г. 11. Общая теория права. Курс лекций /Под ред. Пиголкина А.С., 1995г. 12. Энциклопедия права: Учебное пособие. М., Хутыз М.Х., Серженко П.Н., 1995г. 13. Теория государства и права. Вып. 1 /Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1993г. 14. Теория государства и права Матузов Н.И., Малько А.В. М., 1997г. 15. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2 т. – М.: Юрист, 1996г.
Приложение 1.
Понятие и виды толкования права [pic]
Приложение 2.
[pic]
----------------------- [1] Словарь русского языка М.: Гос. Издательство иностранных и национальных словарей 1953г. с. 740. [2] Пиголкин А.С. Нормы советского права и их толкование. - Л, 1962, с.11 [3] Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. – Свердловск, 1927г. [4] УК РФ ст.105 [5] И. Сабо Социалистическое право. – М.: Прогресс, 1964, с. 261 [6] Нетбайло П.Е. Применение советских правовых норм. – М.: Госюриздат, 1960, с.488 – 493. [7] П.Е. Недбайло Указанное сочинение, с. 355 [8] Общая теория права. Курс лекций. / Под общей редакцией проф. В.К. Бабаева. – Н.Новгород, 1993г. [9] ж-л Налоги и платежи №9, 1997г. [10] П.Е. Недбайло Указанное сочинение, с.488 [11] Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. /Под редакцией С.Н. Братуся, И.С. Самощенко, с.82-83 [12] С.С. Алексеев Механизм правового регулирования в социалистическом государстве, с. 130.
| |