GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Психопатии (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Психопатии (Психология)



Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И.И.
Мечникова.
Кафедра психиатрии и наркологии.
Реферат на тему: Психопатии

Психопатии - это группа стойких врожденных или приобретенных
характерологических расстройств при общей сохранности интеллекта,
приводящих к нарушениям межличностных отношений и адаптации к окружающему.
Психическая дисгармоничность при психопатии зависит от чрезмерной
выраженности одних психических свойств и недоразвития других. Так,
например, повышенная эмоциональная возбудимость при отсутствии контроля за
поведением и реакциями, вызываемыми аффективными стимулами; тревожность,
неуверенность и подозрительность при недостаточности адекватной оценки
окружающего и чувства реальности; эгоцентризм, чрезмерные притязания на
свою значимость при отсутствии способностей, возможностей и г. д. Указанные
психические свойства присущи в определенной степени нормальной в
психическом отношении личности, но они в ней представлены в
сбалансированном виде. Сбалансированность психических свойств личности
создает устойчивую, гармоническую структуру личности. Гармоничность и
дисгармоничность личности – понятия более широкие, чем те, которые
применяются для квалификации психических состояний. Гармоничность личности
как оптимальное сочетание ее физических или психических свойств может в
большей степени отвечать одним требованиям и в меньшей – другим. Однако у
психопатических личностей эти свойства представлены в сочетаниях,
затрудняющих социальную адаптацию.
При определении психопатических состояний из множества психических
свойств и их совокупностей выделяются преимущественно те, которые приводят
к нарушению межличностных отношений и социальной дезадаптации личности.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Клинические проявления психопатий характеризуются следующими
особенностями. Лица, страдающие этими заболеваниями, отличаются
дисгармоничным складом личности, выраженность которой приводит к нарушениям
социальной адаптации. Психопатические проявления тотальны, т. е.
проявляются во всех сферах деятельности, и стабильны.
Возможность адаптации в жизни при психопатиях зависит от двух
предпосылок: выраженности дисгармоничности личности и внешних факторов.
Психопатическая личность может быть удовлетворительно адаптирована в
благоприятных для нее условиях (состояние компенсации) и дезадаптирована с
яркой выраженностью свойственных ей психопатических проявлений, в том числе
и невротических, при неблагоприятных условиях (декомпенсация).
Психопатии отличаются от других заболеваний, в том числе и от
психических. Психопатии тесно интегрированы с особенностями личности, ее
установками, в то время как болезни, включая и психические, являются чем-то
чуждым для личности больного. Динамика психопатии имеет другие особенности
по сравнению с динамикой болезней. При психопатии отсутствуют ремиссии. В
лечении психопатии ведущее значение принадлежит коррекции личности и
перестройке отношения личности к себе и окружающему. Оценка
распространенности психопатий представляет трудность. Больные психопатией
попадают под наблюдение врачей при декомпенсации их состояний или в случаях
нарушения общественных законов.

Возбудимая психопатия

Эта форма психопатии отличается бурными аффективными проявлениями
раздражения, недовольства и гнева в ситуациях, которые не отвечают
интересам больного, или в случаях, когда ему может казаться, что ущемляют
его права и т. д. Вне обстоятельств, эмоционально значимых для больного,
его аффективные реакции могут быть вполне адекватны. Поведение и действия
протекают в вышеназванных условиях без достаточной логической оценки, без
учета возможных их последствий. Порой они могут быть почти импульсивными.
Лица с такой формой психопатии легко вступают в конфликты с окружающими и
нередко совершают агрессивные поступки. В связи с этим у них часто
возникают напряженные отношения в коллективе. Все это часто бывает причиной
стресса, вызывающего декомпенсацию состояний у психопатических личностей.
Адекватного осознания неправильности своих реакций и поведения у них, как
правило, не бывает. Постоянно имеется тенденция находить причины и
обстоятельства, оправдывающие такое поведение.
Шизоидная психопатия

Лица с шизоидной психопатией отличаются необщительностью, замкнутостью,
крайне трудно вступают в контакт с окружающими. В детстве они любят играть
в одиночестве в тихие и спокойные игры, чаще всего дома, никогда не делятся
своими переживаниями с родителями, со сверстниками не могут найти общего
языка. В дальнейшем в силу обстоятельств заводят с окружающими дружеские
отношения, но контакт всегда формальный. В зависимости от преобладания черт
чрезмерной чувствительности или эмоциональной холодности выделяются
экспансивные и сенситивные шизоиды. Сенситивные шизоиды отличаются
повышенной ранимостью, чрезмерно болезненной обидчивостью, вместе с тем они
довольно злопамятны, подолгу переживают проявленную в свой адрес грубость
или незначительную обиду.
Экспансивные шизоиды, напротив, отличаются элементами эмоциональной
«анестезии» по отношению к окружающим. Они нисколько не считаются с чужим
мнением, во всем полагаются на свои взгляды, в отношении с другими людьми
высокомерны, холодны. В профессиональных взаимоотношениях всегда отличаются
сухостью и официальностью. И, конечно, основной чертой является безразличие
к окружающим, что особенно ярко может проявляться в отношении отдельных лиц
и близких (родители, родственники и т. д.).
Психастеническая психопатия

Ядром психастенической личности является тревожность и неуверенность
в себе. С детства у таких лиц отмечается застенчивость, повышенная
впечатлительность, постоянная боязнь сделать что-нибудь не так. В школе,
выходя к доске отвечать, они боятся, что не вспомнят выученный материал, в
гостях не решаются лишний раз что-либо сделать, сказать слово из опасения,
что обязательно сделают это не так, как надо. Будучи взрослыми, они
постоянно во всем сомневаются, не уверены в себе, в своих делах, в
правильности своего поведения, нерешительны в общении с окружающими.
Взаимоотношения с другими людьми для них представляют порой большую
сложность. Им несвойственны порывы, спонтанные побуждения. Прежде чем
сделать какой-либо шаг, они мучительно долго оценивают его, сомневаются в
его целесообразности.
Аффективные типы психопатий

В зависимости от преобладания у личности того или иного аффекта
выделяются два варианта аффективных психопатий: дистимичный и
гипертимичный. Дистимичные личности отличаются несколько пессимистичным
взглядом на жизнь, всегда скептически относятся к проявлениям веселья и
радости окружающими и сами радуются или веселятся исключительно редко. В то
же время любая неудача или несчастье действует на них значительно сильнее,
чем на окружающих.
Такие лица склонны к некоторому самобичиванию и скептицизму как в
отношении себя, так и окружающих.
Гипертимичные личности всегда деятельны, активны, пребывают в хорошем
настроении, говорливы, на жизнь смотрят оптимистично. Они всегда инициаторы
в различных делах, активно занимаются общественной работой, руководят
кружками, секциями. На работе они – «душа коллектива».

Психопатии неустойчивые
Больные с неустойчивой психопатией отличаются недоразвитием волевых
качеств, повышенной внушаемостью, отсутствием серьезных жизненных
установок. Они живут одним днем, никогда не доводят начатое дело до конца.
При постоянной стимуляции и контроле за их поведением со стороны им удается
частично компенсироваться, как-то приспосабливаться в жизни. Будучи
предоставлены самим себе, они ведут праздный образ жизни, легко вовлекаются
в антисоциальные группы, злоупотребляют спиртными напитками и т. д.
Представленные выше описания форм психопатии даны несколько схематично. В
чистом виде отдельные формы психопатии встречаются нечасто. Часто наблю-
даются смешанные, где на ряду с ведущими признаками, свойственными
определенному виду психопатии, имеются и другие, типичные для него.

Акцентированные личности
Состояния, названные немецким психиатром К. Леонгардом
акцентированными, также подразделяются на отдельные варианты. Некоторые из
них напоминают известные формы психопатий. Их ведущие признаки могут
напоминать редуцированные проявления соответствующих психопатий. Другие
состояния по своим проявлениям отличаются от известных форм психопатии.
Так, акцентированные личности имеют сходство со страдающими истерической
психопатией. Они склонны к театральности, к самоутверждению в глазах
окружающих и т. д. Однако эти проявления у них не столь ярки и общая
дисгармоничность личности выражена значительно меньше. Другие варианты
акцентированных состояний меньше соответствуют формам известных психопатий,
хотя среди них и обнаруживаются признаки дисгармонических свойств личности:
ригидность, неуправляемость и др. В рамках акцентированных состояний часто
встречаются смешанные варианты, включающие признаки разных типов
акцентирования.
Акцентированные личности не являются патологическими, более легко
адаптируются в жизни, чем психопатические, и их адаптация более устойчива,
однако и у них в неблагоприятных условиях могут возникать состояния
декомпенсации, а также патологическое развитие. При патологическом
развитии имеется корреляция между отдельными типами акцентуации и самим
характером развития.
ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

Лечение при психопатиях связано с большими трудностями. Как уже
указывалось, психопатии не являются заболеваниями в собственном смысле
этого слова. Если при лечении заболеваний основной целью является
устранение болезненного процесса и его возможных проявлений, то при
психопатии ведущее значение принадлежит перестройке личностных установок,
созданию правильного понимания принципов построения своих отношений с
окружающими. Однако имеющиеся сейчас психотропные средства позволяют
эффективно воздействовать лишь на отдельные проявления психопатий.
Одно из ведущих мест в структуре многих психопатических состояний
занимают различные аффективные расстройства. Назначение психотропных
препаратов для устранения аффективной патологии или контроля эмоциональных
проявлений должно проводиться с учетом особенностей их симптоматики и
возможного общего действия на состояние больного. При депрессивных
расстройствах применяют антидепрессанты, при тревожном состоянии – транкви-
лизаторы, при сочетании депрессивной симптоматики с достаточно выраженными
проявлениями тревоги – комбинацию аитидепрессантов с препаратами нейро-
лептического ряда. Учитывая, что психопатии не свойственны глубокие
депрессии, обычно следует назначать легкие антидепрессанты. При
психопатии часто отмечается нарушение сна. Иногда сон нормализуется после
приема транквилизатороа. Если этого не происходит, следует назначать
снотворное. При паранойяльных реакциях следует применять нейролептики.
При сочетании паранояльных реакций с аффективными лечение должно быть
комбинированным. При выборе психотропных средств для лечения психопатии
необходимо отдавать предпочтение препаратам с широким действием.
По общему признании специалистов, ведущая роль в лечении психопатии
должна принадлежать психотерапии. Лишь с помощью психотерапии можно
изменить установки личности, внести коррекцию в ее представление о своем
«Я» и помочь найти пути построения правильных межличностных
взаимоотношений. Психотерапия может быть разной – индивидуальной и
коллективной. Каждая из форм психотерапии имеет свои достоинства. В
коллективной психотерапии могут участвовать лица с улучшением состояния. Их
пример будет играть положительную, стимулирующую роль для других. Два вида
лечебного воздействия – лекарственную и психотерапию – не следует
противопоставлять друг другу. Они должны комбинироваться. И при правильном
сочетании их лечебный зффект усиливается.
За рубежом в связи с психодинамическими воззрениями на природу психопатий
их лечение проводится главным образом с помощью психоанализа. Цель такого
лечения – выявление подсознательных комплексов, отреагирование их больным,
коррекция поведения. Психоанализ проводится индивидуально месяцами и
годами. С этими же целями применяется и психодрама. В специально
разыгрываемых сценах, где больной может быть участником или только
зрителем, представляются эпизоды из его ранней жизни с целью помочь ему
отреагировать болезненные комплексы. Положительные результаты обусловлены
не особыми приемами лечения, а внимание, уделяемое больному, и как бы
выявлением механизмов возникновения его болезни.
Эффективность профилактики психопатий зависит как от общесоциальных
условий жизни общества, так и от проведения специальных психогигиенических
и медицинских мероприятий. Личность формируется в условиях активного
влияния различных средовых социальных условий. На ранних этапах – это
семья, детский сад, школа, школа профтехобучения, институт и т. д.

На сервере "Все лечится хочут!" открылась подписка на еженедельные обзоры
медицинского интернета. Веду ее я - Дмитрий Красножон. подписывайтесь - вам
не придется долго проводить время в поисках нужного сайта. www.doktor.ru,
www.citycat.ru.

Пишу рефераты: E mail medreferats@usa.net от 10 до 20 тыс. Оплата в Санкт-
Петербурге при получении, в других городах по почте. Возможна предоплата в
счет будущих рефератов. Список готовых рефератов можно заказать по почте
(адрес указан выше).




Реферат на тему: Психопатии и акцентуации характера у подростков

|ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У| |
|ПОДРОСТКОВ | |
|Психопатии - это такие аномалии | |
|характера, которые, по словам П. Б. | |
|Ганнушкина (1933), "определяют весь | |
|психический облик индивидуума, | |
|накладывая на весь его душевный | |
|склад свой властный отпечаток", "в | |
|течение жизни... не подвергаются | |
|сколько-нибудь резким изменениям", | |
|"мешают... приспособляться к | |
|окружающей среде". Эти три критерия | |
|были обозначены О. В. Кербиковым | |
|(1962) как тотальность и | |
|относительная стабильность | |
|патологических черт характера и их | |
|выраженность до степени, нарушающей | |
|социальную адаптацию. | |
|Указанные критерии служат также | |
|основными ориентирами в диагностике | |
|психопатий у подростков. Тотальность| |
|патологических черт характера | |
|выступает в этом возрасте особенно | |
|ярко. Подросток, наделенный | |
|психопатией, обнаруживает свой тип | |
|характера в семье и в школе, со | |
|сверстниками и со старшими, в учебе | |
|и на отдыхе, в труде и в | |
|развлечениях, в условиях обыденных и| |
|привычных, и в чрезвычайных | |
|ситуациях. Всюду и всегда | |
|гипертимный подросток кипит | |
|энергией, шизоидный отгораживается | |
|от окружения незримой завесой, а | |
|истероидный жаждет привлечь к себе | |
|внимание. Тиран дома и примерный | |
|ученик в школе, тихоня под суровой | |
|властью и разнузданный хулиган в | |
|обстановке попустительства, беглец | |
|из дома, где царит гнетущая | |
|атмосфера или семью раздирают | |
|противоречия, отлично уживающийся в | |
|хорошем интернате - все они не | |
|должны причисляться к психопатам, | |
|даже если весь подростковый период | |
|происходит у них под знаком | |
|нарушенной адаптации. | |
|Относительная стабильность черт | |
|характера является менее доступным | |
|для оценки в этом возрасте | |
|ориентиром. Слишком короток бывает | |
|еще жизненный путь. Под | |
|сколько-нибудь резкими изменениями в| |
|подростковом возрасте следует | |
|понимать неожиданные трансформации | |
|характера, внезапные и коренные | |
|смены типа. Если очень веселый, | |
|общительный, шумливый, неугомонный | |
|ребенок превращается вдруг в | |
|угрюмого, замкнутого, ото всех | |
|отгороженного подростка или нежный, | |
|ласковый, очень чувствительный и | |
|эмоциональный в детстве становится | |
|изощренно-жестоким, | |
|холодно-расчетливым, бездушным к | |
|близким юношей, то все это скорее | |
|всего не соответствует критерию | |
|относительной стабильности, и как бы| |
|не были выражены психопатические | |
|черты, случаи эти нередко | |
|оказываются за рамками психопатии...| |
| | |
|Нарушения адаптации, или, точнее, | |
|социальная дезадаптация, в случаях | |
|психопатий обычно проходит через | |
|весь подростковый период... | |
|Таковы три критерия - тотальность, | |
|относительная стабильность характера| |
|и социальная дезадаптация, - | |
|позволяющие отличать психопатии... | |
|Типы акцентуаций характера весьма | |
|сходны и частично совпадают с типами| |
|психопатий. | |
|Еще на заре учения о психопатиях | |
|возникла проблема отграничения их от| |
|крайних вариантов нормы. В. М. | |
|Бехтерев (1886) упоминал о | |
|"переходных состояниях между | |
|психопатией и нормальным | |
|состоянием"... | |
|П. Б. Ганнушкин (1933) подобные | |
|случаи обозначал как "латентную | |
|психопатию", М. Framer (1949) и О. | |
|В. Кербиков (1961) - как | |
|"предпсихопатию", Г. К. Ушаков | |
|(1973) - как "крайние варианты | |
|нормального характера". | |
|Наибольшую известность получил | |
|термин K. Leongard (1968) - | |
|"акцентуированная личность". Однако | |
|правильнее говорить об "акцентуациях| |
|характера" (Личко; 1977). Личность -| |
|понятие гораздо более сложное, чем | |
|характер. Она включает интеллект, | |
|способности, наклонности, | |
|мировоззрение и т. д. В описаниях K.| |
|Leongard речь идет именно о типах | |
|характера... | |
|Отличия между акцентуациями | |
|характера и психопатиями | |
|основываются на диагностических | |
|критериях П. Б. Ганнушкина (1933) - | |
|О. В. Кербикова (1962). При | |
|акцентуациях характера может не быть| |
|ни одного из этих признаков: ни | |
|относительной стабильности характера| |
|на протяжении жизни, ни тотальности | |
|его проявлений во всех ситуациях, ни| |
|социальной дезадаптации как | |
|следствия тяжести аномалии | |
|характера. Во всяком случае, никогда| |
|не бывает соответствия всем этим | |
|трем признакам психопатии сразу. | |
|Обычно акцентуации развиваются в | |
|период становления характера и | |
|сглаживаются с повзрослением. | |
|Особенности характера при | |
|акцентуациях могут проявляться не | |
|постоянно, а лишь в некоторых | |
|ситуациях, в определенной | |
|обстановке, и почти не | |
|обнаруживаться в обычных условиях. | |
|Социальная дезадаптация при | |
|акцентуациях либо вовсе отсутствует,| |
|либо бывает непродолжительной. | |
|В добавление к критериям П. Б. | |
|Ганнушкина, О. В. Кербикова можно | |
|отметить еще один важный признак, | |
|отличающий акцентуации и психопатии | |
|(Личко, 1977). При психопатиях | |
|декомпенсации, острые аффективные и | |
|психопатические реакции, социальная | |
|дезадаптация возникают от любых | |
|психических травм, в самых | |
|разнообразных трудных ситуациях, от | |
|всевозможных поводов и даже без | |
|видимой причины. При акцентуациях | |
|нарушения возникают только при | |
|определенного рода психических | |
|травмах, в некоторых трудных | |
|ситуациях, а именно лишь тогда, | |
|когда они адресуются к "месту | |
|наименьшего сопротивления", к | |
|"слабому звену" данного типа | |
|характера. Иные трудности и | |
|потрясения, не задевающие этой | |
|ахиллесовой пяты, не приводят к | |
|нарушениям и переносятся стойко. При| |
|каждом типе акцентуации имеются | |
|свойственные ему, отличные от других| |
|типов, "слабые места". | |
|На основании сказанного можно дать | |
|следующее определение акцентуации | |
|характера. | |
|Акцентуации характера - это крайние | |
|варианты нормы, при которых | |
|отдельные черты характера чрезмерно | |
|усилены, вследствие чего | |
|обнаруживается избирательная | |
|уязвимость в отношении определенного| |
|рода психогенных воздействий при | |
|хорошей и даже повышенной | |
|устойчивости к другим... | |
|В зависимости от степени | |
|выраженности нами было выделено две | |
|степени акцентуации характера: явная| |
|и скрытая (Личко; Александров; | |
|1973). | |
|Явная акцентуация. Эта степень | |
|акцентуации относится к крайним | |
|вариантам нормы. Она отличается | |
|наличием довольно постоянных черт | |
|определенного типа характера... | |
|В подростковом возрасте особенности | |
|характера часто заостряются, а при | |
|действии психогенных факторов, | |
|адресующихся к "месту наименьшего | |
|сопротивления", могут наступать | |
|временные нарушения адаптации, | |
|отклонения в поведении. При | |
|повзрослении особенности характера | |
|остаются достаточно выраженными, но | |
|компенсируются и обычно не мешают | |
|адаптации. | |
|Скрытая акцентуация. Эта степень, | |
|видимо, должна быть отнесена не к | |
|крайним, а к обычным вариантам | |
|нормы. В обыденных, привычных | |
|условиях, черты определенного типа | |
|характера выражены слабо или не | |
|проявляются совсем. Даже при | |
|продолжительном наблюдении, | |
|разносторонних контактах и детальном| |
|знакомстве с биографией трудно | |
|бывает составить четкое | |
|представление об определенном типе | |
|характера. Однако черты этого типа | |
|могут ярко, порой неожиданно, | |
|выявиться под влиянием тех ситуаций | |
|и психических травм, которые | |
|предъявляют повышенные требования к | |
|"месту наименьшего сопротивления". | |
|Психогенные факторы иного рода, даже| |
|тяжелые, не только не вызывают | |
|психических расстройств, но могут | |
|даже не выявить типа характера. Если| |
|же такие черты и выявляются, это, | |
|как правило, не приводит к заметной | |
|социальной дезадаптации... | |
|КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРУППИРОВКАХ | |
|ТИПОВ ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИЙ | |
|ХАРАКТЕРА | |
|...Систематика, которой мы | |
|придерживаемся при дальнейшем | |
|изложении, в основном исходит из | |
|классификации П. Б. Ганнушкина | |
|(1933), Г. Е. Сухаревой (1959) и | |
|типов акцентуированных личностей у | |
|взрослых, по K. Leongard (1964, | |
|1968). Однако наша систематика | |
|отличается от предыдущих двумя | |
|особенностями, Во-первых, она | |
|предназначена специально для | |
|подросткового возраста. Все типы | |
|описываются такими, какими они в | |
|этом возрасте предстают. Во-вторых, | |
|она охватывает психопатии, т. е. | |
|патологические отклонения характера | |
|и акцентуации, т. е. крайние | |
|варианты нормы... | |
|ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП | |
|Этот тип психопатий детально описан | |
|Schneider (1923) и П. Б. Ганнушкиным| |
|(1933) у взрослых и Г. Е. Сухаревой | |
|(1959) у детей и подростков. П. Б. | |
|Ганнушкин дал этому типу название | |
|"кон-ституционально-возбужденный" и | |
|включил в группу циклоидов... | |
|Сведения от родных свидетельствуют, | |
|что с детства гипертимные подростки | |
|отличаются большой подвижностью, | |
|общительностью, болтливостью, | |
|чрезмерной самостоятельностью, | |
|склонностью к озорству, недостатком | |
|чувства дистанции в отношении ко | |
|взрослым. С первых лет жизни они | |
|везде вносят много шума, любят | |
|компании сверстников и стремятся | |
|командовать ими. Воспитатели детских| |
|учреждений жалуются на их | |
|неугомонность... | |
|Существуют две классификации типов | |
|акцентуаций характера. Первая | |
|предложена K. Leongard (1968) и | |
|вторая - А. Е. Личко (1977). | |
|Приводим сопоставление этих | |
|классификаций, сделанное В. В. | |
|Юстицким (1977). | |
|Тип акцентуированной |Тип акцентуации характера, |
|личности, по К. Леонгарду |по А. Е. Личко |
| | |
|Лабильный |Лабильный циклоид |
|Сверхподвижный |Лабильный |
|Эмотивный | |
|Демонстративный |Истероидный |
|Сверхпунктуальный |Психастенический |
|Ригидно-аффективный |Эпилептоидный |
|Неуправляемый | |
|Интравертный |Шизоидный |
|Боязливый |Сенситивный |
|Неконцентрированный или |Астено-невротический |
|неврастенический | |
|Экстравертный |Конформный |
|Слабовольный |Неустойчивый |
|- |Гипертимный |
|- |Циклоидный |
|Первые трудности могут выявиться | |
|при поступлении в школу. При | |
|хороших способностях, живом уме, | |
|умении все схватывать на лету | |
|обнаруживается неусидчивость, | |
|отвлекаемость, | |
|недисциплинированность. Учатся | |
|поэтому они очень неровно - то | |
|блеснут пятерками, то "нахватают"| |
|двоек... | |
|Главная черта гипертимных | |
|подростков - почти всегда .очень | |
|хорошее, даже приподнятое | |
|настроение. Лишь изредка и | |
|ненадолго эта солнечность | |
|омрачается вспышками раздражения,| |
|гнева, агрессии. | |
|...Хорошее настроение гипертимных| |
|подростков гармонично сочетается | |
|с хорошим самочувствием, высоким | |
|жизненным тонусом, нередко | |
|цветущим внешним видом. У них | |
|всегда хороший аппетит и здоровый| |
|сон... | |
|Реакция эмансипации бывает | |
|особенно отчетливой. В силу этого| |
|с родителями, педагогами, | |
|воспитателями легко возникают | |
|конфликты. К ним ведут мелочный | |
|контроль, повседневная опека, | |
|наставления и нравоучения, | |
|"проработка" в семье и на | |
|публичных собраниях. Все это | |
|обычно вызывает только усиление | |
|"борьбы за самостоятельность", | |
|непослушание, нарочитое нарушение| |
|правил и порядков. Стараясь | |
|вырваться из-под опеки семьи, | |
|гипертимные подростки охотно | |
|уезжают в лагеря, уходят в | |
|туристские походы и т.п., но и | |
|там вскоре приходят в | |
|столкновение с установленным | |
|режимом и дисциплиной. Как | |
|правило, обнаруживается | |
|склонность к самовольным | |
|отлучкам, иногда продолжительным.| |
|Истинные побеги из дому у | |
|гипертимов встречаются нечасто...| |
| | |
|Реакция группирования проходит не| |
|только под знаком постоянного | |
|тяготения к компаниям | |
|сверстников, но и стремления к | |
|лидерству в этих компаниях... | |
|Неудержимый интерес ко всему | |
|вокруг делает гипертимных | |
|.подростков неразборчивыми в | |
|выборе знакомств. Контакт со | |
|случайными встречными не | |
|представляет для них проблемы. | |
|Устремляясь туда, где "кипит | |
|жизнь", они порой могут оказаться| |
|в неблагоприятной среде, попасть | |
|в асоциальную группу. Всюду они | |
|быстро осваиваются, перенимают | |
|манеры, обычаи, поведение, | |
|одежду, модные "хобби"... | |
|Алкоголизация представляет для | |
|гипертимов серьезную опасность с | |
|подросткового возраста. Выпивают | |
|они в компаниях с приятелями. | |
|Предпочитают неглубокие | |
|эйфоризирующие стадии опьянения, | |
|но легко становятся на путь | |
|частых и регулярных выпивок... | |
|Реакция увлечения отличается у | |
|гипертимных подростков богатством| |
|и разнообразием проявлений, но | |
|главное - крайним непостоянством | |
|хобби. Коллекции сменяются | |
|азартными играми, одно спортивное| |
|увлечение другим, один кружок на | |
|другой, мальчики нередко отдают | |
|мимолетную дань техническим | |
|увлечениям, девочки - | |
|художественной | |
|самодеятельности... | |
|Аккуратность отнюдь не составляет| |
|их отличительной черты ни в | |
|занятиях, ни в выполнении | |
|обещаний, ни, что особенно | |
|бросается в глаза, в денежных | |
|делах. Рассчитывать они не умеют | |
|и не хотят, охотно берут в долг, | |
|отодвигая в сторону неприятную | |
|мысль о последующей расплате... | |
|Всегда хорошее настроение и | |
|высокий жизненный тонус создают | |
|благоприятные условия для | |
|переоценки своих способностей и | |
|возможностей. Избыточная | |
|уверенность в своих силах | |
|побуждает "показать себя", | |
|предстать перед окружающими в | |
|выгодном свете, прихвастнуть. Но | |
|им присуща искренность задора, | |
|действительная уверенность в | |
|собственных силах, а не натужное | |
|стремление "показать себя больше,| |
|чем есть на самом деле", как у | |
|настоящих истероидов. Лживость не| |
|является их характерной чертой, | |
|она может быть обусловлена | |
|необходимостью извернуться в | |
|трудной ситуации.... | |
|Самооценка гипертимных подростков| |
|отличается достаточной | |
|искренностью... | |
|Гипертимно-неустойчивый вариант | |
|психопатизации является наиболее | |
|частым. Здесь жажда развлечений, | |
|веселья, рискованных похождений | |
|все более выступает на первый | |
|план и толкает на пренебрежение | |
|занятиями и работой, на | |
|алкоголизацию и употребление | |
|наркотиков, на сексуальные | |
|эксцессы и делинквентность - в | |
|конечном итоге может привести к | |
|асоциальному образу жизни... | |
|Решающую роль в том, что на | |
|гипертимной акцентуации | |
|произрастает | |
|гипертимно-неустойчивая | |
|психопатия, обычно играет семья. | |
|Как чрезмерная опека - | |
|гиперпротекция, мелочный контроль| |
|и жестокий диктат, да еще | |
|сочетающийся с неблагополучием | |
|внутрисемейных отношений, так и | |
|гипоопека, безнадзорность могут | |
|служить стимулами к развитию | |
|гипертимно-неустойчивой | |
|психопатии. | |
|Гипертимно-истероидный вариант | |
|встречается значительно реже. На | |
|фоне гипертимности постепенно | |
|вырисовываются истероидные черты.| |
|При столкновении с жизненными | |
|трудностями, при неудачах, в | |
|отчаянных ситуациях и при угрозе | |
|серьезных наказаний возникает и | |
|желание разжалобить других | |
|(вплоть до демонстративных | |
|суицидных действий), и произвести| |
|впечатление своей незаурядностью,| |
|и прихвастнуть, "пустить пыль в | |
|глаза". Возможно, в развитии | |
|этого типа также важнейшую роль | |
|играет среда. Воспитание по типу | |
|"кумира семьи" (Гиндикин, 1961), | |
|потакание прихотям в детстве, | |
|избыток похвал по поводу мнимых и| |
|действительных способностей и | |
|талантов, привычка всегда быть на| |
|виду, созданная родителями, а | |
|иногда и неправильными действиями| |
|воспитателей, обусловливают в | |
|подростковом периоде трудности, | |
|которые могут оказаться | |
|непреодолимыми... | |
|Гипертимно-аффективный вариант | |
|психопатизации отличается | |
|усилением черт аффективной | |
|взрывчатости, что создает | |
|сходство с эксплозивными | |
|психопатиями. Вспышки раздражения| |
|и гнева, нередко свойственные | |
|гипертимам, когда они встречают | |
|противодействие или терпят | |
|неудачи, здесь становятся | |
|особенно бурными и возникают по | |
|малейшему поводу. На высоте | |
|аффекта нередко утрачивается | |
|контроль над собой: брань и | |
|угрозы вырываются без всякого | |
|учета обстановки, в агрессии | |
|собственные силы не соизмеряются | |
|с силами объекта нападения, а | |
|сопротивление может достигать | |
|"буйного безумства". Все это | |
|обычно позволяет говорить о | |
|формировании психопатии | |
|возбудимого типа. Это понятие, | |
|нам представляется, подразумевает| |
|весьма сборную группу. Сходство | |
|гипертимной аффективности с | |
|эксплозивностью эпилептоидов | |
|остается чисто внешним: здесь | |
|присуща большая отходчивость, | |
|склонность легко прощать обиды и | |
|даже дружить с тем, с кем только | |
|что был в ссоре. Отсутствуют и | |
|другие эпилептоидные черты. | |
|Возможно, в формировании этого | |
|варианта психопатизации | |
|существенную роль могут играть не| |
|столь редкие у мальчиков | |
|гипертимного типа | |
|черепно-мозговые травмы... | |
|ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП | |
|Как известно, этот тип был описан| |
|в 1921 г. Kretschmer и сперва | |
|стал широко использоваться в | |
|психиатрических исследованиях. П.| |
|Б. Ганнушкин (1933) включил в | |
|"группу циклоидов" четыре типа | |
|психопатов: | |
|"конституционально-депрессивных",| |
|"конституционально-возбужденных" | |
|(гипертимных), циклотимиков и | |
|эмотивно-лабильных. Циклотимия им| |
|рассматривалась как тип | |
|психопатии... | |
|...В подростковом возрасте можно | |
|видеть два варианта циклоидной | |
|акцентуации: типичные к лабильные| |
|циклоиды. | |
|Типичные циклоиды в детстве ничем| |
|не отличаются от сверстников или | |
|чаще производят впечатление | |
|гипертимов. С наступлением | |
|пубертатного периода (у девочек | |
|это может совпасть с менархе) | |
|возникает первая субдепрессивная | |
|фаза. Ее отличает склонность к | |
|апатии и раздражительности. С | |
|утра ощущается вялость и упадок | |
|сил, все валится из рук. То, что | |
|раньше давалось легко и просто, | |
|теперь требует неимоверных | |
|усилий. Труднее становится | |
|учиться. Людское общество | |
|начинает тяготить, компании | |
|сверстников избегаются, | |
|приключения и риск теряют всякую | |
|привлекательность. Прежде шумные | |
|и бойкие подростки в эти периоды | |
|становятся вялыми домоседами. | |
|Падает аппетит, но вместо | |
|свойственной выраженным | |
|депрессиям бессонницы нередко | |
|наблюдается сонливость | |
|(Озерецковский, 1972). Созвучно | |
|настроению все приобретает | |
|пессимистическую окраску. Мелкие | |
|неприятности и неудачи, которые | |
|обычно начинают сыпаться из-за | |
|падения работоспособности, | |
|переживают крайне тяжело. На | |
|замечания и укоры нередко | |
|отвечают раздражением, порой | |
|грубостью и гневом, но в глубине | |
|души впадая еще в большее уныние.| |
|Серьезные неудачи и нарекания | |
|окружающих могут углубить | |
|субдепрессивное состояние или | |
|вызвать острую аффективную | |
|реакцию с суицидными попытками. | |
|Обычно лишь только в этом случае | |
|циклоидные подростки попадают под| |
|наблюдение психиатра... | |
|У типичных циклоидов фазы обычно | |
|непродолжительны и длятся две-три| |
|недели... | |
|У циклоидных подростков имеются | |
|свои "места наименьшего | |
|сопротивления". Важнейшим из них,| |
|вероятно, является неустойчивость| |
|К коренной ломке жизненного | |
|стереотипа. Этим, видимо, | |
|объясняются присущие циклоидам | |
|затяжные субдепрессивные реакции | |
|на первом курсе высших учебных | |
|заведений (Строгонов, 1973). | |
|Резкое изменение характера | |
|учебного процесса, обманчивая | |
|легкость первых студенческих | |
|дней, отсутствие ежедневного | |
|контроля со стороны | |
|преподавателей, сменяющееся | |
|необходимостью усвоить в короткий| |
|период зачетно-экзаменационной | |
|сессии гораздо больший, чем в | |
|школе, материал, - все это ломает| |
|привитый предшествующими | |
|десятилетиями учебный стереотип. | |
|Способность в период подъема на | |
|лету усваивать материал школьной | |
|программы здесь оказывается | |
|недостаточной. Упущенное | |
|приходится наверстывать | |
|усиленными занятиями, а в | |
|субдепрессивной фазе и это не | |
|приводит к желаемым результатам. | |
|Переутомление и астения | |
|затягивают субдепрессивную фазу, | |
|появляется отвращение к учебе и к| |
|умственной работе вообще. | |
|Лабильные циклоиды, в отличие от | |
|типичных, во многом приближаются | |
|к лабильному | |
|(эмоционально-лабильному или | |
|реактивно-лабильному) типу. Фазы | |
|здесь гораздо короче -несколько | |
|"хороших" дней сменяют несколько | |
|"плохих". "Плохие" дни более | |
|отмечены дурным настроением, чем | |
|вялостью, упадком сил или | |
|неудовлетворительным | |
|самочувствием. В пределах одного | |
|периода возможны короткие | |
|перемены настроения, вызванные | |
|соответствующими известиями или | |
|событиями. Но, в отличие от | |
|описываемого далее лабильного | |
|типа, нет чрезмерной | |
|эмоциональной реактивности, | |
|постоянной готовности настроения | |
|легко и круто меняться от | |
|незначительных причин. | |
|Подростковые поведенческие | |
|реакции у циклоидов, как | |
|типичных, так и лабильных, обычно| |
|выражены умеренно. | |
|Эмансипационные устремления и | |
|реакции группирования со | |
|сверстниками усиливаются в период| |
|подъема. Увлечения отличаются | |
|нестойкостью - в субдепрессивные | |
|периоды их забрасывают, в период | |
|подъема находят новые или | |
|возвращаются к прежним | |
|заброшенным. Заметного снижения | |
|сексуального влечения в | |
|субдепрессивной фазе сами | |
|подростки обычно не отмечают, | |
|хотя, по наблюдению близких, | |
|сексуальные интересы в "плохие | |
|дни" гаснут. Выраженные нарушения| |
|поведения (делинквентность, | |
|побеги из дому, знакомство с | |
|наркотиками) мало свойственны | |
|циклоидам. К алкоголизации в | |
|компаниях они обнаруживают | |
|склонность в периоды подъема. | |
|Суицидальное поведение в виде | |
|аффективных (но не | |
|демонстративных) попыток или | |
|истинных покушений возможно в | |
|субдепрессивной фазе. | |
|Самооценка характера у циклоидов | |
|формируется постепенно, по мере | |
|того, как накапливается опыт | |
|"хороших" и "плохих" периодов. У | |
|подростков этого опыта еще нет, и| |
|поэтому самооценка может быть еще| |
|очень неточна... |

Новинки рефератов ::

Реферат: Французское искусство XVII века (Искусство и культура)


Реферат: Клеопатра (Исторические личности)


Реферат: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим: Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения исторического факультета (История)


Реферат: Государственный бюджет (Деньги и кредит)


Реферат: Гражданское общество и правовое государство (Политология)


Реферат: Солнечная система (Астрономия)


Реферат: Развитие санаторно-курортной сферы Кавказских Минеральных Вод (Культурология)


Реферат: Римское право (Государство и право)


Реферат: Личные права (Право)


Реферат: Значение художественной литературы в становлении личности школьников (Педагогика)


Реферат: Контрольная по жилищному праву (Право)


Реферат: Синдром гибридного дисгенеза у Drosophila melanogaster (Биология)


Реферат: Проблемы развода (социологическое исследование) (Социология)


Реферат: Архитектура процессора (Программирование)


Реферат: Географические завоеватели (География)


Реферат: Бухгалтерская отчетность в зарубежных странах (Международные отношения)


Реферат: Культура ХХ века (Культурология)


Реферат: "Career in hotel industry" (Иностранные языки)


Реферат: Время и пространство в философии (Философия)


Реферат: Нганасаны - малые народы России (География)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист