GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Литература буддизма (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Литература буддизма (Религия)


ВВЕДЕНИЕ
Буддизм – самая древняя из трех (наряду с христианством и исламом)
мировых религий. Он “старше” христианства “ на 5 веков, а ислам “моложе”
его на 12 столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих стран,
буддизм сыграл и по сей день играет огромную роль.
О буддизме как о религии, о буддийской религиозной литературе изложено
во многих учебных, научных, периодических изданиях. Среди них такие книги
как: “Буддизм”, автор которой А.Н. Кочетов; учебник “Религиоведение”,
авторы Ю.А. Калинин, Е.А. Харьковщенко, учебник “Религиоведение: социология
и психология религии”, авторы И.Н. Полонская и другие, а также много
сведений о буддизме и о его канонической литературе можно почерпнуть в
выпусках журнала “Наука и религия”.
Возник Буддизм в Древней индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем Буддизма
считается Сиддхартха Гаутама (623-544 г.г. до н.э.), называемый Буддой –
существом, достигшим состояния высшего совершенства (“просветления”).
Основные направления: хинаяма и махаяма. Период расцвета Буддизма в
Индии – 5 век до н.э. – нач. 1-го тыс. н.э. Распространился Буддизм в Юго-
Восточную и Центральную Азии, отчасти в Среднюю Азию и Сибирь. В ходе
развития Буддизма, в нем постепенно сложились культ Будды, ритуал,
появились Сангхи (монашеские общины) и т.д. Отрешенность от мира,
индивидуализм определяют глубокую асоциальность мировоззрения Буддизма.

БУДДИЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Буддизм подразделяется на «Малую колесницу», ныне представленную
тхеравада буддизмом (Южная и Юго-Восточная Азия), и «Большую Колесницу» или
буддизм махаяна (Дальний Восток). Махаяна в свою очередь. Подразделяется на
множество сект, от бхакти, делающих акцент на преданности Верховному
существу (Амитабха), и до дзэн –буддистов, стремящихся добиться
просветления путем специальных медитаций. Каждая из сект приобретает особую
специфику в своей китайской или японской разновидности. В 20 веке в Японии
возникло множество движений религиозно-модернистской направленности,
соединяющих традиционный буддизм с элементами современной западной этики.
Третье крупное направление буддизма – Ваджраяна (Алмазная Колесница)
называемое Мантраяна. Это своего рода соединение ритуалистичной махаяны с
добуддийскими традициями Тибета и Монголии.
Обратимся к самому вероучению в том виде, как оно изложено в
канонической литературе буддизма, лежащей в основе устной его пропаганды
монашеством и популяризации его средствами искусства. В самой Индии древняя
буддийская литература не сохранилась, если не считать наскальных надписей
Ашоки, которые являются самым первым известным пауке документом,
упоминающим о Будде и его учении — дхарме. Они созданы в III в. до н. э.
Известная сейчас литература буддизма складывалась в течение многих веков не
только в Индии, но и в тех странах, куда он проникал. Она весьма обширна.
Так, тибетские сборники канонических сочинений Ганджур и Дан-жур содержат
4566 текстов. Различные направления и школы буддизма до сих пор спорят
между собой о многих сочинениях — следует или нет относить их к разряду
безусловно заслуживающей доверия священной литературы. Одни считают более
достоверными палийские, другие — санскритские тексты. Однако все буддисты
сходятся на признании важнейшим источником сведений о раннем буддизме тех
сочинений религиозного характера, которые были записаны к началу нашей эры
на языке пали на Цейлоне и известны под названием Типитаки (Тiрitака) —
«три корзины». Полного комплекта этих сочинений в ранних записях не
найдено.
В прошлом веке началось собирание того, что сохранилось в монастырях
Цейлона, Бирмы, Сиама, Непала, а также (в переводах на соответствующие
языки) в Тибете, Китае, Монголии, Японии. В 1871 г. в Мандалае (Бирма) был
созван V буддийский собор, на котором 2400 монахов — знатоков канона —
путем сверки различных списков и переводов выработали уточненный текст
Типитаки, который был вырезан затем на 729 специально изготовленных
мраморных плитах. Для каждой плиты был построен отдельный миниатюрный
островерхий белый храмик. Стоящие стройными рядами храмики составили
храмовой комплекс Кутодо — целый своеобразный городок-библиотеку, хранилище
канона. Благодаря Кутодо и очень сходному с ним другому храмовому
комплексу, Сандамани, содержащему комментарии к Типитаке, Мандалай стал
одним из наиболее почитаемых мест буддистов всего мира.
В конце XIX и начале XX в. многие тексты, входящие в Типитаку, были
переведены па европейские языки и опубликованы, став доступными для
широкого круга исследователей.
Типитака включает самые разнообразные по содержанию и форме произведения.
Это и сборники правил монашеского поведения, и различные религиозно-
нравоучительные рассказы, и религнозно-философские трактаты, и стихотворные
изречения. Анализ текстов дал возможность установить примерное время их
составления.
Наиболее древней частью канона считается Винаяпитака (Vinaypitaka), или
«корзина устава». В Кутодо она I занимает 111 мраморных плит. Входящие в
нее пять книг излагают правила поведения и образа жизни буддийских монахов
и мирян, условия приема в монашескую общину и исключения из нее,
подробности организационного строения общины и ее историю. Хотя
формулировки всех этих правил и требований приписываются Будде Шакьямуни,
специалисты считают, что большинство входящих в Винаяпитаку сочинений
сложилось не ранее III в. до н. э., т. е. максимум за два столетия до их
первоначальной письменной фиксации. Патимоккха (Patimokkha-sutta, санскр.
Pratimoksa-sutra) является древнейшим и центральным текстом Винаяпитаки.
Она — самая старая часть из всего канона. Ее содержание — перечень
проступков, совершаемых монахами, и налагаемых за них наказаний. Далее
следует состоящая из двух книг Суттавибханга (Suttavibbhanga) — комментарии
к Патимоккхе.
Следующая книга называется Кхандхака (Khandhaka), разделяющаяся па две
части — Махаваггу (Mahavagga) н Куллаваггу (Cullavagga). Первая часть
представляет собой историю развития буддийской монашеской общины, начиная с
легендарного момента достижения Гаутамой прозрения. Подробно описываются
основные церемонии и праздники в общине, правила поведения монахов в
течение дня, сбор общины на время сезона дождей. Куллавагга — продолжение
Maxaвагги. Ocновное внимание она уделяет наказаниям, налагаемым на монахов
за различные проступки. В ней же говорится об отступниках от монашеской
жизни и описываются первые два буддийских собора.
llapuвapа (Parivara) излагает мнемонические приемы, облегчающие
запоминание многочисленных правил и запретов.
Вторая часть Типитаки — Суттапитака (Suttapitaka), или «корзина
поучений». Это самая обширная часть канона. Ей отведено в Кутодо 410 плит.
Она состоит из пяти сборников, излагающих идеологию буддизма в форме притч
и бесед, которые также приписываются Будде или его ближайшим ученикам. В
сборник Кхуддака-никая входит 15 книг, из которых некоторые пользуются
особой известностью. Среди них Дхаммапада, которая в краткой стихотворной
форме сообщает важнейшие вопросы вероучения. Суттанипата содержит стихи
этического содержания и т. д. Особенно интересны Тхерагатха (Theragatha) и
Тхеригатха (Therigatha), или песнопения монахов и монахинь,— также одно из
древнейших сочинении всего канона. Важен для изучения раннего буддизма и
сборник Джатака. (Jataka), в который входят рассказы о перерождениях Будды.
Они имеют характер моральных назиданий, исходящих от самого Будды.
Современная наука установила, что в основе это не оригинальные буддийские
сочинения, а произведения индийского фольклора, приспособленные для
наглядной проповеди буддизма. Они важны как источник сведений об условиях
общественной жизни древней Индии.
Наконец, третья часть канона — Абхидхаммапитака (Abhidhammapitaka), или
«корзина объяснения учения (закона)». Она размещена в Кутодо на 208 плитах.
В нее входят семь книг религиозно-философского характера, посвященных
изложению и развитию приписываемых Будде мыслей. Это наиболее поздняя часть
канона. Многие направления и школы буддизма не признают ее первоисточником
и в состав канона не включают.
Является ли идея религиозного спасения, перехода из земной жизни в
нирвану, т. е. в какое-то иное, неземное состояние, действительно главной
идеей буддизма? Несомненно. Буддийская религиозная литература вкладывает в
уста мифического основателя буддизма следующие слова: «Подобно тому как
воды океана имеют лишь один вкус — вкус соленый, так и учение мое имеет
лишь одни вкус — вкус спасения». Все ранние источники подчеркивают, что
Будда проповедовал необходимость и возможность достижения каждым личного и
вечного инобытия, противопоставляя его непостоянству, обреченности,
смертности всего того, что мы воспринимаем как реальный, осязаемый,
чувственный мир. «Я всезнающ,— говорит Будда своему ученику Упаке,— у меня
нет учителя; никто не равен мне в мире людей и богов и никакое существо не
похоже на меня. Я священный в этом мире, я учитель, я один —абсолютный Сам-
будда. Я добился покоя (путем погашения всех страстей) и получил нирвану.
Чтобы основать царство истины, я иду в город Kasis [Бенарес]; я буду бить в
барабан бессмертия во тьме этого мира». Бенаресская проповедь, не без
основания рассматривающаяся как первая, но одновременно и наиболее точная и
полная формулировка главного в учении буддизма, начинается словами:
«Раскройте уши, монахи: бессмертие (амата) выиграно (мною)». Вся первая
проповедь — обоснование необходимости спасения от страданий сансары
(чувственного мира) и раскрытие пути к спасению. Проповедь заканчивается
словами: «Освобождение моего разума не может быть утеряно; это мое
последнее рождение; следовательно, я больше не буду рожден».
Подчеркивая значение раскрытия миру пути к спасению в инобытии, Махавагга
— важнейшая часть наиболее древнего раздела канона (Винаяпитаки)—так
описывает реакцию Вселенной на бенаресскую проповедь: «...вся совокупность
десяти тысяч миров заколебалась, затряслась, задрожала; и бесконечный
могучий свет пронизал мир, свет, превосходящий тот свет, который мог быть
произведен божественной силой дэвов» (т. е. богов) .
Мысль о необходимости религиозного спасения, ухода из сансары постоянно,
в самых различных вариантах повторяется и в других текстах Винаяпитаки! и
Суттапитаки. Так, беседа Будды с монахами о бренности тела заканчивается
таким выводом: «...отсутствие страсти делает его (человека,— Л. К.)
свободным; когда он свободен, он сознает, что он свободен; и он понимает,
что новое возрождение избегнуто, что святость достигнута полная, что долг
выполнен и что больше нет возврата в этот мир». Главная задача, которую
должен выполнить человек,— достичь спасения от уз окружающего мира.
Одновременно подчеркивается, что это спасение вовсе но достигается в момент
физической смерти данного живого существа. В полном соответствии с древней
религиозной традицией ведийской религии буддизм безоговорочно принимает
учение о переселении душ, или, как принято говорить, о перевоплощении:
после данного существования сразу после смерти или через некоторое время
живое существо вступает в иной форме в новое «бытие», столь же
отвратительное, как и все предыдущие.
Мучения, страдания, господство зла заранее объявляются основными
качественными признаками любого бытия, бытие и страдания являются
тождественными. В условиях гнета эксплуататоров над трудящимися массами
идея абсолютной неизбежности страдания на земле является к буддизме, как н
в других религиях, мистифицированным отражением реального угнетенного
положения масс. Буддизм не возлагает ответственность за зло на дьявола,
чтобы оправдать бога, но смогшего создать совершенный мир. Неизбежность зла
в чувственном мире буддизм трактует как проявление некоего «космического»
страдания, извечно присущего всякому бытию. Величие и благость высшего
божества, которым становится благодаря своим личным заслугам в прежние
перерождениях всесовершенное и всемудрейшее существо Будда, состоит не в
создании мира, а в указании пути его разрушения, победы над злом, которая
невозможна без преодоления самого бытия.
Бенаресская проповедь обычно называется провозглашением «четырех
благородных истин» (siryasalya), в сжатом виде выражающих суть буддизма.
Первая «благородная истина» гласит: «Вот, о монахи, благородная истина о
страдании: рождение — страдание; расстройство здоровья — страдание;
болезнь— страдание; смерть - страдание; присутствие того, кого мы
ненавидим,— страдание; отделение от того, кого мы любим,— страдание.
Короче, пятичленная привязанность к существованию – страдание.
Абсолютизация страдания является исходным пунктом учения буддизма о
спасении и главным аргументом, «доказывающим» необходимость спасения. В
отличие от брахманизма, который считал, что счастье, радость, богатство,
благополучие в данной жизни являются наградой за благочестие и выполнение
культовых требований варны, буддизм категорически утверждал, что всякая
жизнь — зло, страдание. С позиций буддизма перспективы на грядущее спасение
у бедняка даже лучше, чем у богатого или стоящего у власти, поскольку
благоденствующие субъективно не ощущают зла жизни так, как бедняки, и
поэтому им труднее стремиться к спасению.
«Вторая благородная истина», возлагающая ответственность за страдания-
перерождения на жизненные привязанности человека, логически подводит к
выводу о возможности преодоления страданий и к пути, ведущему к
преодолению, т.е. к третьей и четвертой «благородным истинам». Мы помним,
что причиной страданий является жажда жизни, в свою очередь порожденная
«невежеством» («авидья»).
Выход из «невежества» и жажды жизни указывает «третья благородная истина».
«Вот, о монахи, благородна истина прекращения страдания: (оно прекращается)
полным прекращением этой жажды (tanha), прекращением, которое состоит в
отсутствии всякого сильного чувства, с полным отказом от этой жажды, с
уходом от нее, с освобождением от нее, с уничтожением желания».
Буддийская литература воспевает отшельничество, монашество, отказ от семьи,
собственности, презрение ко всяким человеческим чувствам. О «просветленном»
«Дхаммапада» говорит: « Он не находит удовлетворения даже в небесных
удовольствиях. Полностью просветленный ученик радуется только уничтожению
желаний».
Единственным путем к спасению объявляется «благородный срединный
восьмеричный путь», излагаемый в «четвертой благородной истине». Путь этот
состоит из «праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи,
праведного действия, праведной жизни, праведного усилия, праведного
созерцания (или памяти), праведного самоуглубления (или размышления)».
«АЛМАЗНАЯ СУТРА» – одно из главных произведений буддийского канона в
его махаянистском варианте (махаяна – «великая колесница» – название одного
из основных направлений буддизма, которое распространено к северу от
Индии). Канон буддистов всех школ состоит из трех частей : Виная
(монашеские правила), Сутра (изречения Будды Шакьямуни, обращенные к его
ученикам) и Абхидхарма ( философские тексты). Каждая из этих частей очень
велика по объему. Так в тибетском буддийском каноне сутры занимают 44 тома.
Канон махаяны отличается от священных книг хинаяны («малой колесницы»,
южного буддизма) изначальной эзотеричностью. Предание махаяны гласит: когда
ученики почившего Шакьямуни в городе Раджагрихе (столице древнеиндийского
царства Магадха) формировали канон хинаяны, на горе Вималасвабхава близ
Раджагрихи собрались бодхисаттвы Ваджрапани, Майтрейя, Манджушри. На своем
небесном соборе они записали учение Будды более полно, чем это могли
сделать обычные люди.
Что касается конкретных махаянистских текстов, то они дошли до нас в
более поздней редакции. В поисках их древнейших вариантов мы часто
обращаемся к тибетскому наследию. Но буддизм в Тибете получил широкое
распространение только в YII веке, и многие тексты махаяны восходят к
другим первоисточникам, прежде всего санскритским и китайским. Это
относится и к «Алмазной Сутре», которая получила свой канонический вид в
среде китайских буддистов в IY веке нашей эры. Ее автором (или редактором)
называют Кумарадживу (343-413) – первого индийского буддиста, который
познакомил китайцев с учением махаяны, а также придал законченность и
стройность системе вероучения этой буддийской школы в целом. Незначительные
изменения вносились в текст сутры и позднее.
В полном санкритском названии «Алмазной Сутры» ( Ваджраччхедика-праджня-
парамита-сутра) отражена главная цель, стоящая перед буддистом – достижение
нирваны. Важная предпосылка достижения этой цели – приобретение шести
«совершенств» («парамит)»: совершенства в щедрости, нравственности,
праведном усердии, терпении, медитативной практике и в интуитивной
мудрости, которая на санскрите называется «праджня».
Текст «Алмазной Сутры» не изменился за 17веков, но то, что было понятным
тогда, теперь воспринимается с трудом. Следует помнить, что содержание
«Алмазной Сутры» неизмеримо глубоко. Слово и значение, на которое оно
указывает не одно и то же. Смысловое значение подобно многогранному
кристаллу, к которому относятся много слов. Каждое слово указывает на одну
из граней кристалла, но не на сам кристалл. В то же время грань поверхности
кристалла относится к кристаллу, поэтому слово указывает на кристалл. В YI
веке текст «Сутры» был разбит на 32 пункта (параграфа). Сутра,
представляющая собой как бы объективацию пробужденного сознания автора
текста и средство порождения такового у читающего, наполнена
парадоксальными высказываниями, которые как бы тестируют читателя на
понимание текста (для того, кто понял, парадоксальность оказывается
мнимой).
Популярность «Ваджраччедики» во многом объясняется ее лаконизмом в
сочетании с полнотой содержания и выражения праджняпарамитской доктрины.
Эта доктрина («праджня парамита» - интуитивная «премудрость, переводящая на
другой берег существования») начала формироваться в Индии на рубеже нашей
эры и оказалась тесно связанной с философией школы мадхъямика (шуньявада),
которая в известность смысле представляет собой систематизированное и
рационализированное праджняпарамитское учение.
Основные моменты учения «Ваджраччхедики» таковы:
Не существует никаких самодостаточных «своеприродных» сущностей -дхарм. Из
представления о реальности дхарм вырастают все прочие ложные представления
о реальности атмана (кит. во - субстанциальное «я»), личности как
субстанциальной целостности (санскр. Пудгала; кит. жэнь – «человек»),
существа (саттва; чжун шэн) и души (джива; шоу чжэ – досл. « долгожитель»).
Все эти представления (самдженя, сян) не представляют никакую реальности и
являются лишь ментальными построениями, которые ее подменяют.
Наделенный совершенной премудростью бодхисаттва понимает все это,
интуитивно познает реальность как она есть, переживает тождество сансары
(лунь хуэй) и нирваны (непань) и, руководимый этим знанием действует на
уровне относительной, условной истины, спасая живые существа, хотя с точки
зрения высшей истины ни одно существо не может быть спасено по причине
ложности самого представления о наличии «существ», а также изначальной
освобожденности, «спасенности» сущего – поскольку сансараит нирвана
тождественны.
Понятие «Будда» также с высшей точки зрения не говорит ни о чем, но и на
уровне условной истины его значение иное, чем считают люди, лишенные
мудрости: Будда – не просветленный человек, и «истинная реальность, как
она есть», «таковая истина всех дхарм» (элементов бытия).
«Ваджраччхедика Праджняпарамита Сутра», известная в Европе как
«Алмазная Сутра», принадлежит к наиболее почитаемым буддийским текстам
дальневосточной традиции.
Призыв к бесстрашию звучит в Тибетской «Книге Великого Освобождения»,
которая по форме – сложный комплекс наставлений и молитв, которыми лама
напутствует умирающего и умершего. Главная задача ламы, читающего книгу, -
показать умирающему, что все образы, возникающие перед ним, - «проявления»
или « отражения» его собственного сознания. Образы «Книги Мертвых», как
правило, неоднозначны, их можно понять только через дополнительные
описания, противоречивые с позиций бытовой логики. Скажем «пустота», в
которую погружается умирающий, неотделима от светоносности, « исходной
яркости» как основы бытия. Одной из особенностей ритуала считается то, что
человек слушает указания ламы, пребывая в невидимом теле. Наставления
тибетских лам поражают точностью описания пограничных состояний
человеческого бытия, и в этом убедится каждый. Кто их испытал.
«Книга Великого Освобождения» относится к числу так называемых
«сокровенных книг» По преданию, они были оформлены учителем Падмасамбхавой
в 8 веке, затем сокрыты в тайных пещерах и обнаружены позднее, в эпоху
расцвета тибетского буддизма.
Божества, описанные в «Книге Мертвых», воспринимаются в буддийской традиции
как воплощение различных энергетических проявлений. «Книга Мертвых»
описывает и своеобразно истолковывает жизненный опыт людей. Чогьям Трунгпа
назвал ее 2 Книгой пространства», которое вмещает и жизнь. И смерть,
Действительно, бардо – промежуточное состояние – может иметь место не
только после смерти, но и жизненных ситуациях, например, при заболеваниях и
травмах. Постижение, переживание этих состояний призвано дать понимание
жизни и смерти, победить стрессы и страх.
Возможно, «Книга Великого Освобождения» заинтересует не только тех,
кто занимается буддизмом. По сути дела, это
облеченный в форме буддийской символики искренний и теплый
призыв к бесстрашию перед непознанными глубинами человеческой психики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Буддизм – это самая древняя религия на планете, которая
возникла на много веков раньше, чем христианство и ислам. Буддизм и
буддийская религиозная литература играют огромную роль в общественной,
культурной и духовной жизни народов многих стран.
Канонических источников-текстов буддийской религиозной литературы
большое количество. Буддийская литература воспевает отшельничество,
монашество, отказ от семьи, собственности, презрение ко всяким человеческим
чувствам.
Важнейшим литературным источником буддизма являются сочинения под названием
Типитаки. Это сборники правил монашеского поведения, и различные религиозно-
нравоучительные рассказы, религиозно-философские трактаты и стихотворные
изречения.
Также одним из главных произведений буддийского канона, наиболее почитаемым
буддийским текстом дальневосточной традиции является «Ваджраччхедика
Праджняпарамита Сутра», известная в Европе как «Алмазная Сутра».
Существует еще большое множество религиозной буддийской литературы, где
изложена суть буддизма.
О Буддизме и буддийской религиозной литературе можно узнать тому, кто
заинтересуется этой древшейшей религией мира из большого количества
литературных источников. К ним можно отнести такие как «Буддизм»
А.Н.Кочетова, « Религиоведение» Ю.А. Калинина, Е.А. Харьковщенко и другие.



ЛИТЕРАТУРА

Калинин Ю.А., Е.А. Харьковщенко. Религиоведение. Учебник. – К.: «Наукова
думка», 1997. – 250 с.
Кочетов А.Н. Буддизм. Издание 2-е переработанное. – М.: Издание «Наука»,
1983. – 175 с.
Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и
психология религии . – Росто-на-Дону: «Феникс», 1996. – 672 с.
Максимов В. В. Алмазная Сутра. // Ежемесячный научно-популярный журнал
Наука и религия. - № 8. – 1991. – с.46-50.
Торчинов Е.Н. Страницы мировой культуры. Алмазная Праджняпарамита Сутра. //
Ежемесячный научно-популярный журнал Наука и религия. - №12. – 1992. – с.48-
54.
Лазарев Е. Тибетская «Книга великого освобождения». // Ежемесячный научно-
популярный журнал Наука и религия. - № 10. – 1990. – с.12-18.
Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. –
М.: Сов. Энциклопедия, 1982. – 1600 с.



БУДДИЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА



П Л А Н



Введение.

Распространение и различные направления буддизма.

Буддийская религиозная литература.
Типитака – важнейший религиозный источник буддизма.
Бенаресская проповедь ( « четыре благородные истины») – суть буддизма.
«Алмазная Сутра» – одно из главных произведений буддийского канона.
Тибетская «Книга Великого Освобождения» – «сокровенная книга» буддийской
религиозной литературы.
Заключение.
Литература.







Реферат на тему: Лютеранство

ЛЮТЕРАНЕ, протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и
организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в.
Лютеранство – старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Протестантизм -
религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые
не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-
католической традиции.
Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору
протестантской Реформации. В 17 в. название «Евангелическая лютеранская
церковь» приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться
просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70
млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских
странах и Германии. Большинство лютеран Российской Федерации — граждане
немецкой национальности, проживающие в Омской, Новосибирской и Кемеровской
областях, Алтайском крае, Поволжье, Москве и Cанкт-Петербурге. Существует
несколько ответвлений лютеранства: бетбрюдеры, или штундисты, гернгутеры.
Исходные пункты лютеранства. Учение о св. писании, как единственном
источнике вероучения, доступном толкованию каждого; оправдание одной
верою, силою благодати; отрицание церковной иерархии; признание таинств
лишь внешними знаками общения с Христом. Вместо семи таинств признаются
только два: крещение, которое обычно осуществляется в младенческом
возрасте, и причащение. Оба таинства рассматриваются как средства
благодати, а не как символы или воспоминания. При евхаристии хлеб и вино
не пресуществляются в тело и кровь Христовы, но тело и кровь Христа
истинно присутствуют при причастии. Богослужение отличается большей,
сравнительно с католической и православным простотой. Проповедям отведено
более важное место. В возрасте 12-18 лет лютеране совершают торжественное
исповедание веры (конфирмация). Организация церковного устройства
принадлежит высшему представителю гражданской власти в государстве (summus
episcopus). Приходские священники (пасторы) избираются мирянами;
определенное число приходов образует церковные округа, управляемые
провинциальными консисториями с генеральной консисторией во главе. Высшие
назначаемые гражданской властью должностные лица церковного управления
носят звание суперинтендентов.
В России лютеранская церковь носит название Евангелическо-Лютеранской. Эта
церковь строго-ортодоксального направления. Делится на 5 округов (Санкт-
Петербургский, Московский, Курляндский, Лифляндский и Эстляндский),
управляемых консисториями и генерал-супер-интендантами. Во главе всей
русской евангельской лютеранской церкви стоит генеральная консистория.
Учение. Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и
убеждены, что в Реформации не создана новая церковь, а восстановлена
древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где, по мнению
реформаторов, средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная
практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания.
Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек
отвечает только перед Богом, и заменили традиционное церковное учение о
спасении доктриной об оправдании только верой. Эти положения сохранили
свое фундаментальное значение в лютеранском вероисповедании, они в
значительной мере повлияли на развитие вероучения и этики лютеранства.
Согласно общему определению, оправдание означает, что Бог принимает
грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что вся
инициатива в этом акте примирения человека с Богом принадлежит Богу.
Поэтому, в соответствии с лютеранским учением, оправдание заключается в
принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между собой и
целостной личностью человека. Прощение грехов и избавление от вечного
наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов;
спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание – не
награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на
кресте и обретаемый в вере. Человек даже не участвует в приготовлении к
получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по
выбору и действием Святого Духа.
Как и католики, лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ
в Христе (божественной и человеческой), воскресение, Страшный суд и жизнь
после смерти.
Вероучительные тексты. Лютеране верят, что Библия представляет собой слово
Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни.
Большинство из них признает Книгу согласия (Konkordienbuch, 1580) в
качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного
авторитета лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов
содержит оба лютеровских катехизиса (Большой и Малый катехизисы,
Gro[pic]es und Kleines Katechismen, 1529); Аугсбургское исповедание
(Augsburgische Konfession, 1530) и Апологию Аугсбургского исповедания
(Apologie der Konfession, 1531) немецкого теолога Филиппа Меланхтона;
Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры; Шмалькальденские
статьи (Schmalkaldische Artikel, 1537); и Формулу согласия
(Konkordienformel, 1577).
Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия,
хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне. В
соответствии с Формулой согласия, исповедания веры суть «просто
свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные
времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих
теми, кто тогда жил». Библия, с другой стороны, есть «единственный судья,
правило и норма, в соответствии с которым следует... судить обо всех
учениях». Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое
касается Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют
канонические тексты Писания, и другими более поздними преданиями.
Другое разграничение проводится уже в самом Писании, оно касается различия
между божественным Законом и Евангелием. Назначение божественного Закона
состоит в поддержании гражданского порядка и в том, чтобы человек
осознавал свою греховность перед Богом. Евангелие несет благую весть о
дарованном прощении грешного человека. По вере лютеран, Закон и Евангелие
в совокупности и составляют слово Бога.
Богослужение. В лютеранских церквах нет установленных литургических форм,
обязательных для общественного богослужения. Как говорится в Аугсбургском
исповедании: «Для истинного единства христианских церквей достаточно,
чтобы единым образом в соответствии с чистым пониманием проповедовалось
Евангелие и совершались таинства согласно божественному слову. И нет нужды
для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались
учрежденные людьми единообразные обряды». Вот почему лютеране, опираясь на
авторитет Книги согласия, рассматривают богослужение как диалог между
Богом и человеком, и в их богослужениях имеется сходство, но не
единообразие.
Лютер пересматривал традиционные средневековые религиозные богослужения
только там, где они вступали в противоречие с новым пониманием Евангелия.
В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов
и ритуалов. Общая структура римской мессы не была затронута, хотя
латинский текст заменен текстом на местном языке и были добавлены
оригинальные гимны – протестантские хоралы. Введенное Лютером, который сам
сочинил множество церковных песнопений, пение хоралов и активное участие
общины в литургии являются отличительной чертой лютеранского богослужения.
Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра для проповеди,
используются традиционная церковная одежда и утварь – облачения, распятия,
свечи.
Церковное устройство. Лютеране не отдают предпочтения той или иной
организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви.
Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к
вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди
слышат слово Бога и отвечают на него в вере. Так, лютеранская церковь была
свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала отвечающим
нуждам времени и места. В некоторых странах, например в Швеции,
сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях
Германии князь или другой государь назначал консисторию, состоявшую из
клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории.
Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить
новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви.
В Северной Америке оправдала себя комбинация конгрегациональной и
пресвитерианской структур, когда автономия местных общин (конгрегаций)
уравновешивалась властью синода. Каждая местная община управлялась
церковным собором, состоявшем из чиновников-мирян и пастора, избираемых
общиной. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или
конференции, они представлены на ежегодных собраниях своими пасторами и
выбранными представителями из мирян. Синоды объединяются в более крупные
структуры – в масштабах государства или международные и обычно носят
название церкви.
Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы
отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в
церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми
отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют
священников Римско-католической церкви. Ординация (посвящение в сан),
которая происходит на ежегодных собраниях синода, рассматривается просто
как публичное утверждение в должности, связанной с христианской
проповедью, религиозным обучением и совершением таинств. Поэтому говорят,
что пастор – это должность, а не сан.
История. Возникнув в маленьком городке Виттенберге, где сосредоточилась
группа критически настроенных монахов, лютеранское движение стремительно
распространилось по всей Германии, охватив примерно две трети ее
территории. Вскоре его влиянием была охвачена Северная Европа, и, наконец,
в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные
протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также
приобщилось к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия,
Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства. Когда в 17 в. европейцы
проникли в западное полушарие, лютеранские поселения в Северной Америке
появились практически сразу. Географическая экспансия лютеранства
продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае,
Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600, по оценкам, в мире
насчитывалось около 15 млн. лютеран, а к 1975 их число увеличилось почти в
5 раз.
Развитие лютеранской идеологии. Начиная с эпохи Реформации, сменявшие друг
друга идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Примерно
с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее
влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь
воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию.
Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично
боролись с противоположными взглядами.
К концу 17 в. схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена
пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера
представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца
отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало
культивирование личного благочестия.
В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию были подвергнуты
исторические корни христианства в целом и протестантизма в частности.
Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной
теологии, некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувства,
казались теперь несостоятельными. Представители либерального направления
внесли существенный вклад в лучшее понимание не только Священного Писания
и раннего христианства, но также Реформации и последующей истории церкви.
После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера.
Трагические события в мире подорвали прежний оптимизм в отношении человека
и человеческого общества. В такой обстановке центральное содержание Нового
Завета и заветы Реформации воспринимались охотно и серьезно; тогда и
возникла т.н. диалектическая теология (которую в Новом Свете чаще называют
неоортодоксией).
Лютеране в Северной Америке. Лютеране были среди первых поселенцев в
североамериканских колониях. В 1619 в одном из поселений в Гудзоновом
заливе было проведено лютеранское рождественское богослужение, и вскоре
лютеранские общины распространились по всему атлантическому побережью.
Число их резко увеличилось в период с 1830 по 1914 за счет иммигрантов из
Германии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, а в 20 в. Атлантику
пересекли лютеране из Восточной Европы и прибалтийских стран. Национальные
и языковые различия не могли не привести к тому, что каждая группа лютеран
организовывала свои собственные общины и синоды. Религиозная свобода,
характерная для Северной Америки, допускала дальнейшее деление даже внутри
этнических групп иммигрантов. В результате с 17 в. возникло около 100
отдельных и независимых лютеранских объединений. К концу Первой мировой
войны большинство языковых и культурных различий, разделявших лютеран,
исчезли. В длинной череде слияний, которые начались в 1917 и продолжаются
до настоящего времени, число отдельных объединений уменьшилось и возникли
две основных лютеранских церкви. Это Евангелическая лютеранская церковь в
Америке (более 5 млн. членов), образовавшаяся в 1988 в результате слияния
Лютеранской церкви в Америке с Американской лютеранской церковью, и
Лютеранская церковь – Миссурийский синод (более 2,6 млн. членов).
Остальные небольшие лютеранские церкви охватывают не более 5 % лютеран в
Северной Америке.
Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских
церквей. Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во
Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования
лютеранства и координации общей деятельности на международной основе.
Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей,
межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран.
В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная
координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный
лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в
межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США.
Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную
лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все
три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях
с представителями других христианских вероисповеданий.



ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

Зассе Г. На том стоим: Кто такие лютеране. СПб, 1994

Христианство: Словарь. М., 1994

Очерки истории западного протестантизма. М., 1995

Лютеранская церковь в Советской России (1918–1950 гг.): Документы и
материалы. М., 1997

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998




Новинки рефератов ::

Реферат: Новая европейская валюта и ее перспективы (Международные отношения)


Реферат: Арендные отношения в области недвижимости (Гражданское право и процесс)


Реферат: Шпоры по Гражданской Обороне (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Воспитание как целенаправленная деятельность (Психология)


Реферат: Австралия (География)


Реферат: Физические основы работы лазерного принтера (Физика)


Реферат: Автомобильная промышленность Японии (Транспорт)


Реферат: Борьба Руси с агрессией немецких и шведских феодалов. Александр Невский (История)


Реферат: Творчество Л.Бернини (Искусство и культура)


Реферат: Бухгалтерский учет на Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Общественная культура и партийные системы (Политология)


Реферат: Теория политических решений (Политология)


Реферат: Демократические режимы (Социология)


Реферат: Культура Украины в 1940-1950-х годах (История)


Реферат: Стекло (Химия)


Реферат: Парадоксы правосубъектности предприятий (Гражданское право и процесс)


Реферат: Методическое пособие (Педагогика)


Реферат: Философия экзастециализма: САРТР (Философия)


Реферат: Государственные гарантии социальной поддержки безработных граждан (Социология)


Реферат: Анализ прибыли и рентабельности (Аудит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист