GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Влияние физических упражнений на организм детей с ограниченным зрением (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Влияние физических упражнений на организм детей с ограниченным зрением (Спорт)



РЕФЕРАТ



ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


НА ТЕМУ:

“ Влияние физических упражнений на организм детей с ограниченным
зрением”



Реферат подготовила:

Иванова Алёна
441 группа.
ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры
неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций
опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р.
Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь
деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных
органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме
человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и
закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к
расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем,
нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний
(атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого
организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза»
двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой
привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в
процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее
адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является
величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат,
необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12--16
МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует
2880--3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не
менее 5,0--9,0 МДж (1200--1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают
поддержание жизнедеятельности онанизма в состоянии покоя, нормальную
деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д.
(энергия основного обмена). В экономически развитых странах за последние
100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой
человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат
на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит
энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма,
составил, таким образом, около 2,0--3,0 МДж (500-- 750 ккал) в сутки.
Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2--3
ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин)
обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим
для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности
современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с
расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--3000 ккал в
неделю). По данным Беккера , в настоящее время только 20 % населения
экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической
тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных
80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для
поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной
активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных
возможностей людей среднего возраста. Так, например, величина МПК у
здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл/кг. Таким образом, у
большей части современного населения экономически развитых стран возникла
реальная опасность развития гипокинезии. Синдром, или гипокинетическая
болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических
изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате
рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с
внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения
энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе).
Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в
генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем
составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы
природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность
принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных
процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-
сосудистой систем», -- писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека
являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных
импульсов для полдержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение
венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое
напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата.
Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И. А. Аршавского,
энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов
и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее
двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее
реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический
потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни.
Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их
опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки
заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и
интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит
энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма
к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций,
высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате
повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к
простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных
нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной
формы, нередко приводит к противоположному эффекту -- угнетению иммунитета
и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Аналогичный
отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической
культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Специальный эффект
оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей
сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в
состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения
при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической-
тренировки -- урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия)
как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой
потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы
диастолы (расслабления) обеспечивает больший кроваток и лучшее снабжение
сердечной мышцы кислородом. У лиц с брадикардией случаи заболевания ИБС
выявлены значительно реже, чем у людей с частым пульсом. Считается, что
увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск внезапной смерти от
инфаркта на 70 % -- такая же закономерность наблюдается и при мышечной
деятельности. При выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре у
тренированных мужчин объем коронарного кровооттока почти в 2 раза меньше,
чем у нетренированных (140 против 260 мл/мин на 100 г ткани миокарда),
соответственно в 2 раза меньше и потребность миокарда в кислороде (20
против 40 мл/мин на 100 г ткани). Таким образом, с ростом уровня
тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии
покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об
экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является
физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической
тренировки для больных ИКС, так как по мере роста тренированности и
снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой
нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии миокарда и
приступа стенокардии. Наиболее выражено повышение резервных возможностей
аппарата кровообращения при напряженной мышечной деятельности: увеличение
максимальной частоты сердечных сокращений, систолического и минутного
объема крови, артерио-венозной разницы по кислороду, снижение общего
периферического сосудистого сопротивления (ОППС), что облегчает
механическую работу сердца и увеличивает его производительность. Оценка
функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических
нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди
со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными
возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность
ниже 75% ДМПК. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС
по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их
физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же
превышает их (100 % ДМПК и более, или 3 Вт/кг и более). Адаптация
периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного кров
оттока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз), артерио- венозной
разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в работающих мышцах,
росту концентрации миоглобина и повышению активности окислительных
ферментов. Защитную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний
играет также повышение фибринолитической активности крови при
оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз) и снижение тонуса
симпатической нервной системы. В результате снижается реакция на
нейрогормоны в условиях эмоционального напряжения, т.е. повышается
устойчивость организма к стрессовым воздействиям. Помимо выраженного
увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной
тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с
опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.
С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической
работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов
риска НЕС -- содержания холестерина в крови, артериального давления и
массы тела. Б. А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала: по мере
роста УФС содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а
триглицеридов со 168 до 150 мг%. Следует особо сказать о влиянии занятий
оздоровительной физической культурой на стареющий организм. Физическая
культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение
физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом
и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе
инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так
и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается
способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в
возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС
в покое изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности
сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так,
ударный объем сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на
30 %, развивается гипертрофия миокарда. Минутный объем крови в покое за
указанный период уменьшается в среднем на 55--60 %. Возрастное ограничение
способности организма к увеличению ударного объема и ЧСС при максимальных
усилиях приводит к тому, что минутный объем крови при предельных нагрузках
в возрасте 65 лет на 25--30 % меньше, чем в возрасте 25 лет (Роапег, 1986,
и др.). С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе:
снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое
сосудистое сопротивление, в результате к 60--70 годам систолическое
давление повышается на 10--40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе
кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой
выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма,
снижение уровня физической работоспособности и выносливости. Скорость
возрастного снижения МПК в период от 20 до 65 лет у нетренированных мужчин
составляет в среднем 0,5 мл/мин/кг, у женщин -- 0,3 мл/мин/кг за год. Из
табл. В период от 20 до 70 лет максимальная аэробная производительность
снижается почти в 2 раза -- с 45 до 25 мл/кг (или на 10 % за десятилетие).
С возрастом ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год
снижается в среднем на 7,5 мл на 1м2 поверхности тела. Отмечено также
снижение вентиляционной функции легких -- уменьшение максимальной
вентиляции легких (МЕЛ). Хотя эти изменения не лимитируют аэробные
возможности организма, однако они приводят к уменьшению жизненного индекса
(отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг), который может
прогнозировать продолжительность жизни. Существенно изменяются и обменные
процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание
общего холестерина, ЛИП и триглицеридов в крови, что характерно для
развития атеросклероза. Ухудшается состояние опорно-двигательного
аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие
потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток
кальция в пище усугубляют эти изменения. Адекватная физическая тренировка,
занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной
степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом
возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и
уровень выносливости -- показатели биологического возраста организма и его
жизнеспособности. Например, у хорошо тренированных бегунов среднего
возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у
неподготовленных. Такие физические упражнения, как ходьба, бег (по З ч. в
неделю), уже через 10--12 недель приводят к увеличению МПК на 10--15%.
Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической
культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей
организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.
Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим
эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний:
снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и
триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛВП, снижением
артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того,
регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени
затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических
функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем
(включая задержку и обратное развитие атеросклероза). В этом отношении не
является исключением и костно-мышечная система. Выполнение физических
упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата,
препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и
гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция
в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток
лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим
средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные
свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной
физической культурой на организм человека.



ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ


Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития
и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в
детском возрасте. В настоящее время социальные и экологические условия,
затруднения в организации медицинского обслуживания привели к росту всех
видов заболеваемости и сокращению продолжительности жизни населения
России. Снижаются показатели физического развития, уменьшается количество
детей с проявлениями акселерации развития, у каждого четвертого ребенка
отмечается нарушение осанки. Растет инвалидность, в том числе детей;
только в домах-интернатах Москвы находится около 35 тысяч детей-инвалидов.
По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% зависит от условий и образа
жизни. Главным фактором здорового образа жизни является физическая
культура, привычка к которой должна прививаться в детском возрасте как
элемент общей культуры. По мнению И.А. Аршавского [2], жизнью организма,
его ростом и развитием управляет двигательная активность. Считается, что
гипертоническая болезнь и атеросклероз закладываются в детском возрасте
[5].
Особое значение здоровый образ жизни приобретает для детей с
нарушением развития, например снижением зрительной функции. Существует
точка зрения, что таким детям нужно снижать объем двигательной активности
по сравнению со здоровыми [3]. Известно, однако, что люба степень
гипокинезии в детском возрасте отрицательно влияет на развитие сердечно-
сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата; снижает
функциональные резервы организма, устойчивость к заболеваниям [6].
Укрепление общего физического состояния и здоровья, а главное -
привитие навыков постоянных занятий физической культурой в будущем будет,
по-видимому, способствовать и сохранению и улучшению зрительной функции.
Поэтому представляется целесообразной разработка оптимумов двигательных
режимов, которые в сочетании с коррекционными упражнениями для глаз могли
бы стать основой физкультурно-оздоровительных программ для слабовидящих
детей.
Разработка подобных программ требует тщательного обоснования и учета
индивидуальных функциональных возможностей организма таких детей. Поэтому
задача нашего исследования состояла в изучении физических качеств и
функционального уровня важнейших систем организма у детей дошкольного и
младшего школьного возраста с нарушениями зрения (сходящееся косоглазие,
миопия, амблиопия и т.д.), с использованием тестов и оценочных критериев
целевой спортивно-оздоровительной программы "Президентские состязания".
Таблица: Изменения показателей ЧСС и АД после стойки на лопатках
* Указана достоверность различий с исходными показателями, показатели
с индексом 1 - после упражнения; остальные обозначения - как в табл. 1.
|Возраст,|Показат| | | | | |
|лет |ели | | | | | |
| |ЧСС, |АДс, |АДд, |ЧСС1, |АДс1, |АДд1, |
| |уд/мин |мм рт. |мм рт. |уд/мин |мм рт. ст.|мм рт. |
| | |ст. |ст. | | |ст. |
|4-5 |96,0±2,|93,0±2,6|60,0±1,9|114,0±1,9*|103,0±2,4*|70,0±2,|
| |5 |94,0+2,8|59,0+1,7|111,0+3,0*|105,0+2,9*|0* |
| |95,0+2,| | | | |65,0+3,|
| |8 | | | | |2 |
|5-6 |92,1±2,|98,1±1,9|58,1±1,8|91,6±3,0 |89,7±2,l* |49,7±1,|
| |9 |95,8+2,6|57,5+1,8|89,0+2,4 |89,2+1,9 |5* |
| |85,3+2,| | | | |53,3+2,|
| |1 | | | | |0 |
|7-8 |83,0±2,|103,0±2,|64,0±2,1|85,0±3,2 |101,0±2,9 |61,0±1,|
| |7 |6 |64,0±1,5|83,0±1,9 |95,0±1,8* |8 |
| |84,0±2,|104,0±2,| | | |60,0±0,|
| |9 |8 | | | |2 |


Таблица: Изменения ЧСС и АД при локальной статической работе
* Обозначения те же, что и в предыдущей таблице.
|Возраст,|Показат| | | | | |
|лет |ели | | | | | |
| |ЧСС, |АДс, |АДд, |ЧСС1, |АДс1, |АДд', |
| |уд/мин |мм рт. |мм рт. |уд/мин |мм рт. ст.|мм рт. |
| | |ст. |ст. | | |ст. |
|3-4 |89,0±6,|92,0±2,0|57,0±3,0|99,0±3,2* |103,0±3,1*|55,0±2,4|
| |2 |94,0+2,8|63,0+2,1|103,2+3,4*|97,0+2,9 |52,0+1,7|
| |94,0+3,| | | | |* |
| |1 | | | | | |
|4-5 |96,0±3,|95,0±4,5|63,0±2,4|102,0±2,5*|103,0±4,0 |58,0±2,1|
| |0 |98,8+2,1|56,3+1,8|105,4+3,2*|103,8+2,4 |51,3+1,2|
| |93,4+3,| | | | |* |
| |1 | | | | | |
|6-7 |92,0±3,|91,0±1,5|62,1±1,4|95,2±1,8 |95,4±1,4* |68,3±1,6|
| |0 |99,0±2,3|60,0±l,5|96,20±2,4 |103,0±2,8 |* |
| |93,3±2,| | | | |66,2±1,8|
| |6 | | | | |* |
|8-9 |88,5±1,|92,8±1,9|57,2±1,3|98,7±1,6* |97,5±2,4 |57,8±2,3|
| |8 |100,5±3,|60,9±1,9|97,5±3,1* |101,4±3,9 |62,5±1,7|
| |89,0±2,|5 | | | | |
| |4 | | | | | |

Нами было обследовано 7 возрастных групп детей - с 4-5 до 9-10 лет,
воспитанников детского сада-школы для слабовидящих детей. Каждая
возрастная группа включала как здоровых детей, так и детей с нарушением
зрения. Изучались показатели физического развития, работоспособность и
реакция сердца на три вида физических нагрузок: пробу Мартинэ, стойку на
лопатках, в течение 10-60 с, в зависимости от возраста, и локальное
статическое напряжение (на кистевом динамометре со средними нагрузками)
[1]. Использовали принятые в Целевой программе тесты оценки физического
развития (челночный бег, прыжки с места, метание, бег на 30 и 500 м и
т.д.), а также методики оценки функционального состояния (время задержки
дыхания на выдохе, измерение АД по Короткову, регистрация
электрокардиограмм). Функциональные показатели регистрировали до, после
нагрузок и во время статических напряжений общего (стойка) и локального
(динамометрия) характера.
Получены оригинальные данные о характере возрастных изменений у
здоровых и слабовидящих детей. Так, результаты исследований показали, что
у большинства детей 4-5 лет с нарушением зрения (табл. 1) такие показатели
физического развития, как наклоны вперед, разгибание туловища и метание (у
мальчиков) были выше, чем у здоровых детей. В остальные возрастные периоды
некоторые показатели также были выше у слабовидящих детей; например
показатели статического равновесия у детей 5-6 лет, прыжки в длину у
мальчиков 5-6 и 9-10 лет, время задержки дыхания у девочек 6-8 лет,
наклоны вперед у детей 6-7 и 9-10 лет.
После приседаний у всех детей отмечено достоверное увеличение ЧСС и в
той или иной степени - АД. Реакция сердца на нагрузку с возрастом
увеличивалась; у детей 7-10 лет большие изменения показателей после
нагрузки выявлялись у слабовидящих, причем у мальчиков - больше, чем у
девочек.
После упражнений с общей статической нагрузкой типа стойки на лопатках
также выявлялись различия в изменении показателей у детей разного возраста
и состояния здоровья (табл. 2). Так, реакции ЧСС у детей младшего возраста
были выражены больше, чем у старших. Представляет интерес факт, что
отмеченный в той или иной степени рост показателей в начале упражнения у
большинства детей уже в конце его выполнения сменялся снижением
относительно исходного уровня.
При локальных статических нагрузках с усилием в 1/3 от максимального у
детей младшего возраста (табл. 3) отмечалось увеличение ЧСС и снижение
диастолического АД (АДд), остальные показатели изменялись несущественно.
Лишь у детей старше 6 лет были выявлены типичные для локальной работы
прессорные реакции, то есть увеличение АДд.
Таким образом, наши данные свидетельствуют, что у слабовидящих детей
существуют определенные компенсаторные механизмы, позволяющие сохранять
оптимальный уровень физического развития и функций. Однако уже в
исследованном возрастном периоде большинство показателей у старших
испытуемых в группах слабовидящих были ниже, чем у здоровых, что
свидетельствует о снижении функциональных резервов, по-видимому, за счет
истощения механизмов адаптации. Как показывают данные [7], у детей раннего
возраста снижение зрительной афферентации приводит к дефициту корковых
механизмов таламо-кортикальной системы генерации a-ритмов, при
преимущественном нарушении источников a 2-ритма. Отмечается также высокая
пластичность мозга детей даже с грубым ограничением зрительного опыта при
проведении определенных занятий [4].
Анализ суммы очков по рекомендациям программы "Президентские
состязания" показал, что у детей дошкольного возраста в отличие от
школьников эти цифры в основном были ниже средних, что сочеталось и со
значительно меньшим объемом у них физических нагрузок различного
характера. Полученные данные составили основу научных рекомендаций по
разработке коррекционных оздоровительных программ для детей с нарушением
зрения, учитывающих рекомендации по использованию таких нетрадиционных
упражнений Хатха-йоги, как стойка на лопатках. Считается, что подобные
упражнения приводят к улучшению кровообращения глазных яблок и, как
показали наши результаты, не вызывают патологических изменений функций
сердца при кратковременном выполнении.
Выводы
1. В период 4-10 лет у слабовидящих детей отдельные показатели
физического развития и функционального состояния имеют более высокие
значения, чем у здоровых сверстников.
2. Реакция ЧСС и АД на стандартные физические нагрузки с возрастом
неравномерно увеличивается.
3. Прессорная реакция на локальные статические напряжения в исследуемые
возрастные периоды проявляется у детей старше 6 лет.
4. Во время выполнения стойки на лопатках у всех испытуемых отмечается
кратковременное повышение ЧСС (до 15 уд/мин) и АД (до 10 мм рт. ст.), с
последующим их снижением в конце упражнения.
5. Судя по реакции на нагрузку, изученные физические упражнения можно
использовать в физкультурно-оздоровительных программах у здоровых и
слабовидящих детей 4-10-летнего возраста.



Литература

1.Алферова-Попова Т.В., Пястолова Н.Б. Адаптационные реакции сердца на
локальную работу мышц у дошкольников //Физиология человека, 1996, т. 22,
№5, с. 118-120.
2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности
индивидуального развития. М., 1982.
3. Виноградов П.А., Жолдак В.И. и др. Основы физической культуры. Ч. 4.
Челябинск, 1997. - 80 с.
4. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении
последствий длительной депривации у детей с низким зрением //Физиология
человека, 1996, т. 22, №5, с. 85.
5. Калюжна Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии //Вопросы
физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980, с. 1-18.
6. Мотылянска Р.Е., Якубовская А.Р. Антистрессовая пластическая
гимнастика //Теория и практика физической культуры, 1991, №5, с. 10-15.
7. Толстова В.А., Котелов Ю.М. Зависимость эквивалентных источников
разных поддиапазонов a-ритма от состояния зрительной системы у детей 8-10
лет //Физиология человека, 1996, т. 22, №5, с. 13.







Реферат на тему: Влияние физических упражнений на развитие организма



Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является
достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной
нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается
дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность,
обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных
изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного
времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже
у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры
) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы
физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная
активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от
младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 –
10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов,
чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в
учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных
учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой;
весной и осенью она возрастает.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную
двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для
них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.
Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на
функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно
–сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее
глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних
конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и
особенно мозга : снижается внимание, ослабляется память, нарушается
координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же
сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным
заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого,
нетренерованого сердца и связаного с этим дальнейшего развития
недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне
черезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе
може вести к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии
поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка,
образуется сутулось.
В печати были опубликованы давольно интересные наблюдения влияния
ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого
организма. Учёные утановили , что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу,
отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих
учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у
мальчиков различие в росте составляет 3,2 см. в массе тела 700 гр. А у
девочек – соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление,
возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном
труде, - это ативный отдых от школы и организованая физическая
деятельность.
Двигательный режим школьника складывается восновнос из утренней
физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической
культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном,
октивного отдых в выходные дни.
При систематических занятиях физической культурой и спортом
происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме
человека. В этом главным образом и заключается полажительное влияние
физической культуры на укрепление здоровья.
Средние показатели роста и развития , а так же некоторые
функциональные показатели у юных физкульнурников значительно выше, чем у их
сверстников, не занимающихся спортом : длинна тела юношей 16-17 лет больше
на 5,7 – 6 см. , масса тела – на 8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на
2,5 – 5 см. , сила сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость
лёгких – на 0,5 – 1,4 литра.
В литературе описаны следующие наблюдения : у школьников не
занимающихся физическими упражнениями становая сила в течении года
увеличивалась на 8,7 кг.; у подростков того же возраста, занимавшихся
физической культурой, - на13 кг., а у занимавшихся , кроме уроков
физвоспитания , ещё и спортом на 23 кг. Наглядное обяснение этому даёт
следующий эксперемент. При рассматрении под микроскопом участка мышц
животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышци , находящейся в
покое, нащитывается от 30 до60 капиляров. На этом же участке после
усиленной физ. Работы мышци нащитывалось до 30 000 капиляров то есть в
десятки раз больше. Кроме того, каждый капиляр увеличился почти в 2 раза в
диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют
в кровообращении, а во время мышечной нагузки капиляры наполняются кровью,
способствуют поступлению в мышци питательных веществ. Таким образом обмен
веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во
много раз.
Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и врятли можно
ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток
не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие
всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. Нагузки
были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высшый
отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скилетных
мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и
осуществляет точную регуляцию деятельности организма.
Физ упрожнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной
системы как сили, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже
напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик
сел и задемался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность
проитись по комнате – так ему легче работать , думать. Если взглинуть на
думающего школьника, видно , как собранно вся мускулатура его лица, рук
тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усильй, так как сигналы
от мышц активизируют деятельность мозга.
“Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое , я
почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и
тогда ум тоже начинает двигаться”, - признание великого французкого
мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с
движением.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием
гармонического развития личности.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения,
помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и
почек , улучшают желез внутренней секреции : щитовидной, половых,
надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого
организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения,
мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в
магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к
её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток
включается и та кровь , которая в спокойном состоянии нециркулирует по
сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только
тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в
кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких,
улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того , полное расправление
лёгких ликведирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е.
служит профилактикой возможных заболеваний.
Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями
увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что
имеет большое значение для винтеляции лёгких.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции,
бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему
человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта , стремится к
регулярным занятием ими.




Новинки рефератов ::

Реферат: О жанрово-хронологическом подходе изучения детской литературы (Педагогика)


Реферат: Влияние технологических добавок на структуру и свойства резин (Химия)


Реферат: Алиментарная анемия (Сельское хозяйство)


Реферат: Битлс (Культурология)


Реферат: Оценка царствования Екатерины II (По В.О. Ключевскому) (История)


Реферат: Петр Аркадьевич Столыпин - великий реформатор или провинциальный политик? (История)


Реферат: Получение препарата РНК-азы из автолизных дрожжей. Мощность производства 80,3 кг (год (Курсовая) (Технология)


Реферат: Древнеиндийская сельская община (История)


Реферат: Агротехнологическая оценка среднеспелых сортов сои (Биология)


Реферат: Административная ответственность (Право)


Реферат: Обретение Финляндией независимости (История)


Реферат: Высшая математика (Математика)


Реферат: Виды ответственности за экологические преступления (Экологическое право)


Реферат: Нормирование труда управленческого персонала (Предпринимательство)


Реферат: Конституція Пилипа Орлика (История)


Реферат: Проектирование локальной вычислительной сети (Компьютеры)


Реферат: Иван Грозный любимый герой Сталина (История)


Реферат: Крымская война (История)


Реферат: Проект лабораторного стенда на базе частотного электропривода Omron (Технология)


Реферат: Полководцы Отечественной войны 1812 года (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист