GeoSELECT.ru



История / Реферат: Армения, Рим и Парфяне (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Армения, Рим и Парфяне (История)



АРМЕНИЯ, РИМ И ПАРФЯНЕ


План:
1.Римско-армянская война


2. Начало римско-парфянского противоборства и Армения


3. Конец Арташесидов и утверждение в Армении династии Аршакидов


4. Армения в II—III веках
1.Римско-армянская война
В то время как в Армении царский двор был занят внутренними делами обширной
державы, на западе назревала гроза: опасность римского вторжения в Армению
приобретала все более реальные очертания.

К 70 г. до н. э., когда Тигран II впервые вступил в дипломатические
сношения с Римом, соседний Понт уже успел, начиная с 89 г., провести три
войны против Рима. На первых порах царь Понта Митридат VI Евпатор добился
больших успехов—овладел почти всей Малой Азией и перенес театр военных
действий в Европу, на Балканский полуостров. Однако разбитый римлянами в
двух сражениях Митридат по соглашению 84 г. отказался от всех завоеванных
областей и обязался выплатить большую контрибуцию. Вторая война Понта с
Римом (83—81 гг. до н. э.) носила местный характер и не имела существенных
последствий.

В этих войнах Армения не участвовала. Не ввязалась она и в новую, третью
войну, вспыхнувшую в 74 г. Лишь накануне ее армянские войска вновь
вторглись в Каппадокию и увели оттуда, по сообщению историка Аппиана, 300
тысяч населения. Митридат же основательно подготовился к войне.

Вначале счастье улыбнулось Понту, но потом начались неудачи. Луцию Лукуллу,
одному из блестящих полководцев Рима, удалось шаг за шагом оттеснить
Митридата в Понт и нанести ему здесь сокрушительное поражение. Митридат
бежал в Армению и тем положил начало конфликту, который далее перерос в
чреватую для Армении тяжелыми последствиями римско-армянскую войну.

Выдающийся полководец и опытный политик, Тигран Н, однако, недооценил
римскую опасность. Взирая со стороны на отчаянную борьбу Понта с Римом, он
упустил из виду, что его внутренние, на первый взгляд не касающиеся Рима
предприятия весьма остро затрагивали римские интересы. Рано или поздно, но
Рим должен был столкнуться с новой, выросшей на Востоке силой, и этот
момент приближался.

В 70 г. Лукулл прислал к Тиграну своего представителя Аппия Клавдия с
требованием выдать Митридата: пон-тиец должен был украсить триумф Лукулла в
Риме. Приняв посланца Лукулла в Антиохии, Тигран отказался выдать
Митридата, что послужило Лукуллу поводом для войны с Арменией.

Еще по пути в Антиохию Аппий Клавдий совершил разведывательную поездку по
Армении, различными посулами сея рознь между подвластными Тиграну династами
и царями. Он сумел склонить многих из них к мятежу, в частности, царя
Кордуены Зарбиена. Римляне, таким образом, уже готовились к войне
независимо от результатов переговоров с Тиграном или же предвидя его отказ.
Тигран, однако, продолжал пребывать на юге державы, осаждая город
Птолемаиду близ границ Египта, последний оплот селевкид-ской царицы Селены.
Вернувшись из Антиохии, он завершил осаду, захватив царицу Селену. К стенам
взятой Птолемаиды явились послы царицы соседней Палестины, чтобы дарами и
уговорами предотвратить ожидавшийся поход Тиграна в Палестину.

Такова была обстановка весной 69 г., когда Тигран, как сообщает об этом
историк Иосиф Флавий, внезапно подучил известие о вторжении Лукулла в
Армению. Со своей шеститысячной гвардией Тигран поспешил на север, приказав
сатрапу Сирии Багарату вести за ним войска.

Чтобы приостановить стремительное продвижение Лукулла по Армении, наперерез
ему был отправлен армянский полководец Меружан, однако его отряда оказалось
недостаточно; Меружан потерпел поражение и пал на поле битвы. Тигран же по
прибытии в Армению застал столицу Тигранакерт уже осажденной. Темной ночью
его гвардия, пробившись сквозь кольцо римских войск в город, вывезла оттуда
казну и гарем царя.

Собрав 70—80 тысяч войска, Тигран подступил к осаждавшим Тигранакерт
римлянам. Армии встретились близ Тигранакерта, на берегу реки Никефорион
(ныне Фаркинсу) 6 октября 69 г. до н. э. Оставив отряд под стенами города,
чтобы оградить свой тыл от вылазки гарнизона, Лукулл с основными силами
занял позицию на берегу реки. На противоположном берегу расположилось
войско Тиграна. Ударив одновременно с двух флангов по многочисленному, но
пестрому по составу армянскому войску, римляне внесли панику и расстройство
в его ряды и рассеяли его.

Теперь они могли обратить все внимание на осаду Тигранакерта, которая
длилась уже несколько месяцев. Задача римлян была сильно облегчена
предательством греческих наемников, находившихся на службе коменданта
Тигранакерта, армянского полководца Манкая. Увидев с башен города, чем
завершилась битва с Тиграном, они сочли его поражение окончательным и
открыли ворота города римским войскам. По приказу Лукулла римляне
разграбили Тигранакерт и разрушили его до основания.

Между тем Тигран и Митридат, прибывший из отведенной ему крепости, уже
набирали и обучали новое войско, а также искали союзников. Они обратились к
парфянскому царю Фраату с предложением союза против римлян, обещая вернуть
захваченные Тиграном земли и предостерегая против неизбежного в будущем
нападения римлян на Парфию. Фраат колебался; его ответа ждало также
посольство от Лукулла. В итоге он дал неясные обещания обеим сторонам.

Лукулл направился на север с намерением захватить также вторую столицу
Армении—Арташат и тем завершить войну. Армянское войско придерживалось
теперь новой тактики—изматывало противника мелкими стычками, затрудняло
снабжение продовольствием, уничтожало отделившиеся группы врага. Начав
поход на север в начале лета, Лукулл лишь осенью добрался до переправы
через Арацани. Свои измученные легионы он воодушевил перспективой богатой
добычи при захвате «Армянского Карфагена»!—Арташата.

Угроза потерять Арташат заставила Тиграна решиться на битву. Сражение
произошло у переправы через Арацани. На этот раз римлянам противостояла
армия не столь многочисленная, как при Тигранакерте, но лучше обученная и
набравшаяся опыта в борьбе с римлянами. В сражении римляне понесли огромные
потери и не смогли продолжить продвижение на север. Через несколько дней
под давлением своего войска Лукулл начал отступление. Чтобы вновь завоевать
благорасположение армии, Лукулл повеял ее на Нисибин, богатый город
Северной Месопотамии, суливший большую добычу. Взятие после нескольких
месяцев осады Нисибина было последним успехом Лукулла в этой армянской
кампании.

Тигран тем временем возобновил активные боевые действия, очищая от римлян
южные области Армении. Митридат же с приданным ему армянским войском
вторгся в Поит и отвоевывал свое царство. Нанеся поражение одному из
оставленных там военачальников Лукулла Фабию, он двинулся на другого из
них—-Триария. Лукулл поспешил на помощь, но опоздал —войско Триария
потерпело поражение и было почти полностью истреблено. В этих условиях
солдаты Лукулла отказались воевать с Митридатом. Не пошли они и против
Тигоана. Вскоре стало известно, что римский сенат, недовольный действиями
Лукулла, сместил его и передал командование на Востоке Гнею Помпею.

Казалось, обстоятельства благоприятствуют восстановлению довоенного
положения Армении. Этому, однако, помешала междоусобица. Еще в предыдущем
67 г. сын Тиграна II Тигран Младший, опираясь на недовольные политикой царя
элементы, в частности—на представителей родовой знати, восстал против отца
и, потерпев поражение, нашел убежище у парфян.

Парфянский царь Фраат принял его и обласкал, выдал за него свою дочь и ждал
удобного момента, чтобы возвести его на престол Армении вместо ненавистного
Тиграна II. Ходили также слухи, что Тиграна Младшего подзадоривал и его дед
с материнской стороны Митридат Евпатор. Вскоре Фраат с Тиграном Младшим
вторглись в Армению. Сначала им сопутствовала удача, и они даже осадили
Арташат, а Тигран II отошел в горы. Однако осада затянулась, Фраат должен
был уйти, оставив Тиграну Младшему лишь часть войска. Вернувшись, Тигран II
разгромил эти силы, а его сын, изверившись в парфянах, бежал на этот раз к
Помпею, уже прибывшему на место военных действий и развернувшему энергичную
деятельность. Спор между отцом и сыном был для него чрезвычайно
благоприятным обстоятельством.

Помпею удалось разбить Митридата и принудить его к бегству. Митридат
направился на север в Крым, в принадлежавшее ему Боспорское царство. По
дороге он попытался вновь заручиться поддержкой Тиграна II. Однако
последнему было не до него: в сопровождении Тиграна Младшего Пампей вторгся
в Армению, направляясь вдоль Аракса, к Арташату. Армения вновь оказалась
перед тяжелыми испытаниями, ей угрожала потеря самостоятельности. Считая
вооруженную борьбу в создавшихся условиях столь же доблестным, сколь и
гибельным делом, Тигран II выбрал другой путь. 75-летний царь, один, без
сопровождающих, безоружный, явился в лагерь Помпея. Этот шаг, как бы его ни
расценивали античные авторы, был продуманным, дипломатически и
психологически безупречным ходом был учтен и характер простодушного и
тщеславного Помпея. Расчувствовавшийся римлянин обнял старца и посадил
рядом с собой. Помпеи предпочел отца—противника парфян—сыну—их другу.
Тигран II остался царем Великой Армении, а сын получил престол Софены, т.
е. практически ничего, ибо этот престол был уже ранее пожалован ему отцом.
Выразивший недовольство Тигран Младший был взят по приказанию Помпея под
стражу.

В 66 г. было подписано мирное соглашение, которое при сложившихся
обстоятельствах можно считать дипломатическим успехом Тиграна, несмотря на
тяжесть условий договора. Армения лишилась всех внешних территориальных
завоеваний и заплатила огромную контрибуцию; однако государство Великая
Армения осталось целостным. Оно было объявлено «другом и союзником римского
народа».

Войско Помпея осталось на зимовку в долине Куры.

Здесь оно подверглось нападению иберов и албан, но отразило его. В 65 г.
Помпеи сам двинулся на иберов, победил их и намеревался преследовать
Митридата. Однако, получив весть о восстании албан, Помпеи направился в
Албанию и привел ее к повиновению.

В 64 г. Помпеи занимался малоазийскими и сирийскими делами. Он сверг с
сирийского престола Антиоха Азиатского, Селевкида, посаженного на престол
Лукуллом. Сирия была объявлена римской провинцией.

Тем временем парфяне вторглись в Кордуену и завладели ею. Войско, посланное
Помпеем, выбило их оттуда и вернуло область Армении. В 64 г. парфяне вновь
вторглись в Армению. Тигран II обратился к Помпею, к нему же обратились и
парфяне. Третейские судьи, посланные Помпеем, решили спор в пользу Армении,
вследствие чего в ее составе остались не только Кордуена, но и некоторые
земли Северной Месопотамии. Рим явно пересмотрел свою позицию в отношении
Армении, заигрывая с нею в предвидении будущей парфянской опасности. Помпеи
даже восстановил титул Тиграна «царь царей», который после поражения
Тиграна перешел было вновь к парфянам. Фраат III, который наконец-то начал
постигать суть римской политики, уступил и решил потерпеть, питая, в свою
очередь, надежду на союз с Арменией в будущей борьбе против Рима.

В 63 г. разнеслась весть о смерти Митридата Евпатора, которую римляне
восприняли с восторгом. Несгибаемый старец до последнего вздоха не оставлял
мысли о сведении счетов с Римом. В Боспорском царстве он набрал и обучил
сильную армию, с которой намерен был по Северному Причерноморью через
Фракию вторгнуться в Италию.

После решения территориальных споров с Парфией, когда Кордуена отошла к
Армении, примерно десять лет, до самой смерти Тиграна II (55 г. до н. э.),
Армения пребывала в состоянии мира. Страна несколько отдохнула от прошедший
над ней военных и политических бурь.
2. Начало римско-парфянского противоборства и Армения
В 60—50 гг. до н. э. постепенно меняется соотношение политических и военных
сил в Передней Азии. Армения была вынуждена отказаться от экспансивной
политики и внешних завоеваний. Впредь и на долгие века ее задачей
становилась защита достигнутой со столь большим трудом территориальной
целостности. Римляне уже поглотили существенную часть Малой Азии и западную
часть наследия Селевкидов до Евфрата. Следующий шаг должен был привести их
к столкновению с парфянами. Парфянская держава, однако, не собиралась
отступать перед натиском Рима: у нее были собственные завоевательские
планы. Армения же географически была расположена между этими двумя силами.
При таком положении дел политика нейтралитета, наиболее благоприятная для
Армении, никак не устраивала ни одну из двух держав. Обе требовали от
Армении участия в их военных предприятиях, видя в этом один из главных
залогов своего успеха, или же превращали ее территорию в арену своих
столкновений, неся народу неисчислимые бедствия, Это положение, начавшись в
середине I в. до н. э., продолжалось затем многие века.

В 60 г. до н. э. в Риме возник так называемый «первый
триумвират»—политический союз трех наиболее могущественных деятелей—Юлия
Цезаря, Гнея Помпея и Марка Красса, в котором каждый преследовал свои цели.
Цезарь жаждал продлить свою власть в Галлии, Помпеи— властвовать в Испании,
Красе же стремился на Восток. Жадный воин-купец, жестоко подавивший в свое
время восстание Спартака, Красе теперь не только желал завоевать и
разграбить Парфию, но и мечтал дойти, по примеру Александра Макендонского,
«до бактрийцев, индийцев и находящегося за ними моря» (Плутарх).

54 г. до н. э. Красе прибыл в Сирию и отверг предложения послов парфянского
царя о мире. Армянский царь Артавазд II (55—34), сын и наследник Тиграна
II, приехал к Крассу, ибо, согласно договору 66 г., Армения являлась
«другом и союзником римского народа». Он приехал со своей гвардией,
насчитывавшей 6000 всадников, и обещал предоставить Крассу для планируемого
похода еще 10 тысяч конницы и 30 тысяч пехоты с условием, однако, что
римляне будут наступать по южным гористым районам Армении, а не по
месопотамским равнинам, очень благоприятным для

действия великолепной парфянской конницы. Таким путем Артавазд хотел
оградить Армению от ответного удара парфян. Красе не внял его совету и в 53
г. перешел Евфрат у Зевгмы, Артавазд же вернулся в Армению, фактически
отстранившись от участия в гибельной экспедиции Красса. Случилось то, чего
опасался Артавазд: Армения сразу же была наводнена парфянскими войсками во
главе с самим царем Ородом. Другая парфянская армия во главе с полководцем
Суреном пошла наперерез Крассу. Артавазду ничего не оставалось, как прийти
к соглашению с Ородом, которое увенчалось союзом и было закреплено тут же
браком между парфянским царевичем Пакором и армянской царевной.

Между тем Красе со своим войском добрался до города Карры в Месопотамии. 6
мая 53 г. до н. э. здесь произошло сражение, о котором впоследствии с
ужасом вспоминало несколько поколений римлян. Римская армия была
разгромлена, пало 20 тысяч воинов и среди них—сам Красе. Победитель Красса
Сурен, в насмешку над проводившимся в Риме победными триумфами, устроил в
Селевкии на Тигре потешный триумф, а голову Красса отправил с гонцом царю
Ороду, находившемуся в Армении. Однако Сурен вскоре был убит по приказанию
Орода, завидовавшего его славе.

Во главе парфянского войска был поставлен царевич Пакор, а в советники ему
дан армянский полководец Васак, сопровождаемый армянским отрядом. В 51 г.
армия перешла Евфрат и вторглась в Сирию. Поход этот, однако, не
преследовал завоевательных целей, это была проба сил.

В гражданской войне между сторонниками Цезаря и Помпея, которая сменила их
недавний союз, победил Цезарь. Вскоре он начал готовиться к походу на
Восток, однако его убийство в 44 г. избавило Парфию и Армению от серьезной
опасности. Новая гражданская война между це-зарианцами Октавианом и
Антонием, с одной стороны, и республиканцами—с другой, вновь до поры
связала римлянам руки.

В 40 г. до н. э. парфянские войска, ведомые царевичем Пакором, при участии
армянского отряда снова вторглись в Сирию и завладели городом Апамея. Здесь
армия разделилась на две части: одна из них под командованием римского
эмигранта республиканца Лабиена двинулась в Малую Азию и дошла до ее
западных областей, другая же под началом Пакора направилась на юг, вдоль
средиземноморского побережья. Города Сирии и Финикии, за малым исключением,
охотно открывали ворота перед завоевателями, настолько им была ненавистна
римская власть.

В 39 г. Антоний отправил против парфян одного из своих талантливых
полководцев Вентидия Басса. В решающей битве парфяне потерпели поражение, и
царевич Пакор, зять армянского царя Артавазда II, был убит.

Антоний решил идти походом на парфян. Желанным союзником для него была,
естественно, Армения. В сущности, у Артавазда не было выбора, армяне никак
не могли избежать участия в походе, ибо на сей раз его путь пролегал через
Армению: Антоний выбрал тот маршрут, который в свое время Артавазд
предлагал Крассу. Поход начался в 36 г. Войско Антония состояло из 100 тыс.
воинов и большого количества осадной техники. Антоний спешил дойти до
Атропатены и завладеть ее центром Фрааспой. Он форсировал движение основных
сил, выделив для прикрытия медленно продвигавшейся осадной техники лишь два
легиона. Осада Фрааспы, однако, затянулась, а тем временем парфяне напали
на оставленные, два легиона и уничтожили осадные машины. Это событие
заставило Артавазда решительно отстраниться от безнадежного и ставшего
очень опасным дела и отозвать свои войска из римской армии. Если
продолжение участия армян в экспедиции было в интересах Рима, то интересы
Армении требовали обратного.

Будучи не в состоянии вступить в битву е приближавшимся парфянским войском,
Антоний начал отступление, которое под градом ударов преследовавших его
парфян оказалось гибельным. Римляне во время похода потеряли 35 тысяч
воинов. Антоний считал Артавазда виновником провала своей экспедиции, хотя
тот прикрыл его отступление.

Из Армении Антоний отправился в Александрию, к царице Египта Клеопатре, на
которой он был женат. Он сделал несколько попыток заманить Артавазда к
себе, но тщетно,—Артавазд не поехал.

Вскоре, как рассказывают римские историки, Антоний во главе большого войска
направился в Армению. Его легионы стали подходить к Арташату, и тогда
Артавазд вынужден был явиться к нему. Антоний заковал его в цепи и назначил
выкуп. Затем под предлогом получения выкупа занял несколько крепостей,
намереваясь постепенно завладеть Арменией.

В стране, однако, росло сопротивление. Арташес, сын Артавазда, во главе
части армянских войск начал борьбу с римлянами, но, потерпев поражение,
бежал в Парфию. Во время триумфа, устроенного Антонием в 34 г. в
Александрии ло поводу его победы над Арменией, он подарил закованного в
золотые цепи Артавазда и его семью царице Клеопатре. Артавазд, как с
восхищением повествуют о нем анттичные авторы, повел себя отнюдь смиренно,
и взбешенная Клеопатра приказала бросить его в темницу. Спустя три года он
был обезглавлен. В этот период Арменией попытался завладеть атропатенский
царь, опиравшийся на вспомогательный римский отряд, предоставленный ему
Антонием. Вскоре, однако, Антоний, озабоченный предстоявшей решительной
схваткой с Октавианом, отозвал этот отряд. Решающая морская битва между
ними, происшедшая при Акции в 31 г., закончилась полным поражением Антония
и Клеопатры, и они покончили самоубийством.

Воспользовавшись благоприятными - обстоятельствами, царевич Арташес,
находившийся в Парфии, сопутствуемый вспомогательным парфянским войском,
вступил в Армению, разбил и взял в плен находившегося здесь царя Атропатены
и в 30 г. утвердился на армянском престоле.

После победы над Антонием Октавиан, ставший единоличным властителем Рима,
объявил себя императором Августом. Теперь Рим, освободившийся от внутренних
усобиц, представлял еще большую, чем прежде, опасность для соседних стран,
в том числе для Армении.

Арташес II, утвердившийся на престоле и поддерживаемый парфянами, велел
перебить все римские гарнизоны, оставшиеся в армянских крепостях. Этим
актом Армения решительно объявила о своей независимости. В годы правления
Арташеса II (30—20 гг. до н. э.) Армения не была втянута в войны.

Римляне, не прибегая пока к военным действиям, стали окружать Армению
своими союзниками. После некоторых приготовлений, император Август решил
поставить у власти в Армении желательного для Рима царя. Полководец Тиберий
с большими силами двинулся на Армению, взяв с собой Тиграна, брата Арташеса
II, воспитанного в Риме и предназначавшегося в армянские цари. Перед этой
военной демонстрацией проримская партия в Арташате составила заговор против
Арташеса II, и он был убит в 20 г. до н. э. Армения лишилась энергичного и
сильного царя.


3. Конец Арташесидов и утверждение в Армении династии Аршакидов
Два десятилетия, прошедшие после смерти Арташеса II, были временем
постепенного угасания династии Арташесидов. Затем армянский престол на
протяжении полувека занимали римские ставленники. Это был период кризиса
древ-неармянского государства, который однако не затрагивал подлинных основ
многовековой государственности, поскольку его причины были лишь
внешнеполитическими, но не внутренними, социально-экономическими. Для
единой по экономике и этносу страны, какой была Армения, такие причины не
могли стать гибельными. Общественное развитие страны продолжалось по
прежнему руслу, сохранялся военно-экономический потенциал. По
характеристике римского автора I в. н. э. Юстина, после Рима и Парфии
Армения оставалась третьей по значению среди государств того времени.

Это хорошо понимали и римские политики. Император Август в своем знаменитом
«Завещании» писал, что после смерти Арташеса II он мог бы обратить Армению
в римскую провинцию, но предпочел оставить ее местным царям. Но дело
обстояло, конечно, не так. Если бы Рим имел реальную возможность поглотить
Армению, то никогда не остановился бы перед этим, как не останавливался во
многих случаях с другими странами. В данном случае Рим делал все, что мог:
старался возводить на армянский престол послушных царей.

Убийство Арташеса II в 20 г. до н. э. и воцарение Тиграна III вызвали в
Риме подлинное ликование. Здесь считали, что тягостный вопрос об Армении,
наконец, нашел свое разрешение. Однако несколькими годами позже Тигран III
под влиянием настроений, царивших в Армении, переменил римскую ориентацию
на парфянскую. После его смерти (8 г. до н. э.) воцарился вопреки
намерениям Рима его сын, Тигран IV, который титуловался «царем царей». В 5
г. до н. э. римлянам удалось свергнуть его и заменить братом его отца
Артаваздом III. Этот царь, однако, продержался на престоле не более трех
лет; к власти вновь пришел Тигран IV со своей супругой Эрато. Но вскоре он
был убит на войне с северными горскими племенами, вторгшимися в Армению, а
Эрато отреклась от престола. Так в I г. н. э. прервалась династия
Арташесидов, правившая непрерывно почти два столетия.

Из римских ставленников, прошедших затем вереницей через армянский трон,
следует упомянуть Зенона, который принял заветное для армян имя Арташес и
царствовал довольно долго—с 18 по 34 г. н. э, После него в Армении
царствовали еще два сторонника Рима—Митридат, брат иберийского
(грузинского) царя Фарсмана, и сын Фарсмана Радамист.

Однако кризис армянского государства уже близился к концу и был преодолен
совместными усилиями армян и парфян. Армяно-парфянские отношения в своей
истории имели и напряженные этапы, но никогда не достигали той остроты,
какой часто отличались армяно-римские отношения, Более того, армяно-
парфянская солидарность все более крепла перед римским натиском.

При одном из царей парфянской аршакидской династии— Вологесе I, взошедшем
на престол в 51 г. н. э., созрели предпосылки для действенного парфяно-
армянского сотрудничества. Естественно, что в этом сотрудничестве ведущую
роль играли сильнейшие из партнеров—парфяне. Армения считалась вторым по
значению после Парфии самостоятельным царством и на царствование в ней был
намечен Трдат, брат Вологеса I.

Парфянский царь послал в Армению войско во главе с Трдатом.Тот был встречен
приветливо и легко занял армянский трон. Это событие привело к затяжной
войне (54— 64гг.) между Римом и парфяно-армянской коалицей. Полководец
Домиций Корбулон, которому было поручено командование римской армией, был,
однако, не слишком горячим сторонником этой войны. Он долго пополнял и
обучал войска и лишь в 57 г. вступил в Армению. Два года военные действия
развивались вяло. Однако в 59 г., узнав, что Вологес завяз в войне с
Гирканией, и Трдат располагает лишь армянскими войсками, Корбулон двинулся
на Арташат. По дороге он ценой больших потерь завладел крепостью Воланд и
некоторыми другими. Арташат не оказал сопротивления. Тем не менее Корбулон
приказал снести город до основания,, мотивируя этот варварский акт тем, что
у него де нет до-
статочно воинов, чтобы оставить гарнизон в столь большом городе. Трдат
отступил в Атропатену.

Затем римская армия захватила Тигранакерт, также не встретив Сопротивления.
Однако Тигранакерт не был ни разрушен, ни разграблен, хотя на подступах к
нему римская армия и понесла существенный урон от пришедших в ярость
народных масс.

Армения была завоевана, и в 60 г. в Тигранакерте римляне возвели на ее
престол своего нового ставленника—Тиг-рана VI. Но это положение длилось
недолго. Парфяне вновь двинули свои войска в Армению.

Корбулон, однако, предпочел сражению переговоры, и было решено вывести из
Армении как парфянские, так и римские войска. Тигран VI оказался покинутым,
а Трдату его популярность проложила дорогу к престолу и без войны. И в то
время как римляне, уйдя за Евфрат, были заняты укреплением сирийской
границы, Вологес, согласно договоренности с Корбулоном, отправил послов в
Рим просить у императора Нерона армянской короны для Трдата.

Нерон отказался заочно короновать Трдата и послал в Армению новое войско,
поручив командование своему любимцу Пету. В 62 г. армия, ведомая Петом, в
Армении, в местности Рандея, еще не вступив в сражение, была окружена
армяно-парфянскими войсками и капитулировала при унизительных
обстоятельствах: римские солдаты прошли под «ярмом», устроенным из копий.

Нерон, однако, требовал, чтобы Трдат сам явился в Рим за короной. Корбулону
было поручено начать новую кампанию. Тот не спешил и лишь в 64 г. тронулся
с места, притом посоветовав Трдату и Вологесу не упорствовать и выполнить
требование Нерона/ продиктованное соображениями престижа Рима. На этот раз
братья, фактические победители, дали согласие.

В той же Рандее в торжественной обстановке перед бюстом Нерона Трдат снял с
головы корону с условием, что получит ее из рук самого императора. Было
решено, что отныне армянские цари будут короноваться римскими императорами.
С огромной свитой отправился Трдат в Рим и вернулся в 66 г. Нерон, как
передают римские источники, оказал ему великолепный прием, почтил цирковыми
играми и другими торжествами. В качестве компенсации за разрушение Арташата
он передал Трдату огромную сумму денег и прислал ремесленников для
восстановления города. Воскресший из развалин Арташат по этому поводу
несколько лет именовался Неронией.

Так стабилизировалась центральная власть в Армении. Перед ней теперь стояли
важные задачи обновления устаревших или расшатавшихся звеньев
государственного аппарата, поднятия обороноспособности страны, выработки
принципов внешней политики в тех тяжелых условиях между двумя силами, в
которых продолжала оставаться Армения. Укоренившиеся в Армении
государственные традиции были столь сильны, что ее новые правители,
рожденные парфянами, очень скоро превращались политически и по духу своему
в армян, так что новая династия по праву именуется династией армянских
Аршакидов—Аршакуни. Что касается самого Трдата I, то армянский народ не
только принял его, но и сделал любимым героем своего устного творчества,
сначала сопоставив, а затем и объединив его с образом столь почитаемого
деятеля, каким был Арташес I.

Дошедшие до нас достоверные данные о времени и деятельности Трдата I очень
ограничены. Известна его война со вторгшимися с севера аланскими племенами,
которые до этого прошли по земле Атропатены и обратили в бегство правившего
там брата Трдата—Пакора. Этот поход Трдата упоминается в труде еврейского
историка I в. н. э. Иосифа Флавия, а также в армянском историческом
предании, приведенном в «Истории» Мовсеса Хоренаци.

Проводилось и строительство, не только в Арташате, который был фактически
заново отстроен, но и в других областях страны. Об этом свидетельствует,
например, надпись Трдата I на греческом языке в Гарни, 77 г. н. э., о
строительстве здесь крепости, а также могучие стены самой крепости и другие
строения, в частности, великолепный языческий храм в том же Гарни. . .



4. Армения в II—III веках
Хотя сведения по истории Армении во II—III вв. весьма скудны, все же они
позволяют судить о путях развития страны и определенном прогрессе,
достигнутом в области экономики и культуры.

В 80-х гг. Трдата I заменил царь Санатрук. В период его царствования в
долине реки Арацани был основан город Мцурк, служивший некоторое время
столицей или царской резиденцией. В дальнейшем он был разрушен
землетрясением и покинут.

В 114 г. римский император Траян вторгся в Армению и объявил ее римской
провинцией. Его армия заняла Месопотамию, Вавилонию, парфянскую столицу
Ктесифон и вышла к Персидскому заливу. Вскоре, однако, император умер, и
его авантюрное предприятие серьезных последствий не имело.

В 117—140-х гг. в Армении правил Вагарш I, сын Санатрука. На месте бывшего
торгового поселения Вардгесаван им был основан и окружен крепостными
стенами город Вагаршапат, или «Новый город» (ныне Эчмиадзин), будущая
столица Армении.

С начала 180-х гг. в Армении правит Вагарш II. Во время восточного похода
императора Септимия Севера в 194 г. Ва-гаршу II удается, прибегнув к
дипломатии и дарам, отвести опасность от Армении. Более того, вскоре страна
освобождается и от римского гарнизона, оставленного в Вагаршапате в 163 г.,
и даже получает денежную субсидию для увеличения собственных военных сил.
Армянскому царю выделяются земельные угодия в Каппадокии. Все это
объясняется угрозой нашествия северных горских племен, которым Рим хотел
противопоставить силы Армении. И царь Вагарш II погиб именно во время
одного из столкновений с этими племенами. Ему наследовал его сын

Хосров I.

С Вагарша II и Хосрова I начинается непрерывная наследственная линия
армянской династии Аршакуни. До этого в ряде случаев армянскими царями
назначались родственники парфянского царя.

В 215 г. император Антонин Каракалла задумал обратить в римские провинции
Армению и соседнюю Осроэну и, вызвав к себе их царей, заточил их в темнице,
где Хосров I и умер. Однако римский полководец Феокрит, посланный в Армению
с войском, был наголову разбит, и в Армении царем был провозглашен Трдат
II, сын Хосрова I. Сменивший Каракаллу император Макрин признал армянского
царя и прислал ему корону. Трдат II правил до 252 года.

В 226 г. Иран потрясают грозные события, которые, изменив облик государства
и его устремления, отразились также на судьбе его соседей. Правитель
иранской области Парс Арташир Папакан из рода Сасана сверг Аршакида
Артабана V и завладел престолом. Сасаниды объявили себя наследниками и
последователями Ахеменидов, призванными восстановить былую мощь и величие
иранского государства.

Армения представляла серьезное препятствие на пути осуществления этих
замыслов. Поэтому она стала одним из главных противников Сасанидов, тем
более, что здесь продолжали править потомки парфянских Аршакидов.
Естественным образом усиливается и начавшееся ранее сближение между Римом и
Арменией.

Возникшее с приходом к власти Сасанидов армяно-иранское противоборство
отразилось и в армянском устном народном творчестве, откуда впоследствии
черпали свои сведения историки V века Агатангехос (Агафангел) и Мовсес
Хоренаци. Царь Трдат II был тем выдающимся государственным и военным
деятелем, чей образ сохранился в устном народном творчестве с изменением
имени (Трдату приписано имя eго отца Хосрова).

Вокруг Трдата собрались бежавшие из Ирана сыновья Артабана V и
представители парфянской знати, стремившиеся к реваншу и реставрации.
Обладая собственными военными силами, Трдат II имел возможность опереться и
на силы грузин и албан, которым в такой же мере угрожала мощь Сасанидского
Ирана.

В 230 г. Сасанид Арташир начал войну против Рима и Армении. Однако, если на
западе ему удалось достигнуть Сирии и Каппадокии, то в Армении он потерпел
поражение от коалиции, возглавляемой Трдатом II. В последовавшие годы
Армения оказала серьезную поддержку перешедшему в наступление римскому
императору Александру Северу, вторгшись вместе с его войсками в Мидию.
После этого на протяжении двух десятилетий, вплоть до середины III в.
Сасаниды не нападали на Армению, хотя наносили тяжелые удары Риму.

В 252 г. Шапур I, сын Арташира, захватил Армению, и царем здесь был
поставлен его сын Ормидз-Арташир с титулом «Великий царь Армении».

В 297 г. сасанидский царь Нарсе начал войну с Римом, но потерпел тяжелое
поражение от императора Галерия. В 298 г. в Армении при поддержке римлян
воцарился пребывавший до этого в Риме внук Трдата II—Трдат III, прозванный
Великим. В том же году по заключенному в Низибине мирному договору Армения
официально была выведена из под власти Сасанидов и перешла под
покровительство Рима.





Реферат на тему: Археологические исследования на территории Дагестана



Содержание



1. Введение.
2. Общие сведения о различных исторических памятниках на территории
Дагестана.
3. Археологические гипотезы и исследование города Дербента.
4. Схожесть и различия в архитектуре у дагестанских и соседних народов.
5. Бронза и медь в IV – II тыс. до н. э. на территории нынешнего
Дагестана.
6. Ремесленные производства на территории Дагестана в эпоху
Средневековья.
7. Зороастризм в Дагестане.
8. Заключение.



Дагестан в переводе означает “Страна гор”. В Дагестане бытует сказка о
всаднике, который вез народам мира языки. В мешке их было множество.
Пересекая горы, споткнулся усталый конь, а мешок зацепился за случайную
скалу. Вниз по каменным уступам покатились языки, которые достались местным
жителям, каждому селению - свой. Эта легенда дала, вероятно, Дагестану
второе название, кроме страны гор - страна языков. Среди самых крупных
народностей Дагестана, имеющих свой язык, можно назвать аварцев, даргинцев,
лезгинов, лакцев, андийцев, цезов, годоберинов, тиндалов, чамалов,
бежтинцев, агулов, табасаранов. 72 языковых наречия насчитывают народности
Дагестана. 30 вершин Дагестана превышают 4000 м, а высшая точка его - гора
Базардюзю достигает высоты 4466 м. Горы занимают площадь 25, 5 тыс.
квадратных километров, а средняя высота всей территории Дагестана равна 960
м. Породы, слагающие горы Дагестана, резко разграничены. Главные из них -
черные и глинистые сланцы, крепкие доломитизированные и слабые щелочные
известняки, а также песчаники. Дагестан имеет огромное число рек - 6255, но
большинство из них - водотоки до 10 км. Все реки относятся к бассейну
Каспийского моря, хотя непосредственно впадают в него только 20. К другим
крупным рекам горного Дагестана можно отнести Уллучай (111 км), Чирагчай
(93 км). 92 % рек Дагестана относится к типу горных, с величиной среднего
удельного падения 50 м/км. Две основные реки вырываются из гор - Сулак на
севере (протяженность его 144 км) и Самур (213 км) на юге. Река Сулак несет
в себе воды четырех Койсу (рек) Аварского, Андийского, Казикумухского и
Кара - Койсу. Вследствие значительной сухости климата, а также
своеобразного выпадения осадков с максимумом в летний период, площадь
оледенения в Дагестане значительно меньше, чем в более увлажненных районах
Центрального и Западного Кавказа.
Велик интерес путешествующих по Дагестану к его истории. В республике
имеется 346 исторических памятников, охраняемых государством и не менее
300, охраняемых обычаями. Все их можно разделить на археологические (15 -
20 и более веков назад), исторические (от 6 и до начала 20 в.),
революционные, военные (начиная с 1917 г.). Наиболее впечатляют в Дагестане
мощные оборонительные сооружения и среди них многокилометровая стена
Дагбара, протянувшаяся по горам от Дербента до аула Ягдык. Мировой
известностью пользуется крепость Нарын - Кала в Дербенте, самая древняя
постройка, которой датирована VI в. Близ селения Хучни высится на отроге
горы над рекой Рубас легендарная крепость семи братьев. На Гунибском плато
сохранились развалины крепости X - XIII веков. Старинную крепость можно
увидеть у аула Аракс. Бесконечные набеги и войны вынуждали жителей
Дагестана строить башни - боевые, сигнальные, жилые. Они разбросаны по
всему Нагорному Дагестану. Самые древние сохранившиеся башни - боевая (XVII
века) в ауле Изари и сторожевая (XVIII века) в ауле Корода. Сигнальные
башни высятся над перевалом в скалистом отроге Богоса близ аулов Хуштада и
Тиндинага над Килой. Башни на территории республики - молчаливые свидетели
бурных событий истории Дагестана, память народа.
Множество крепостных сооружений возникло в XIX веке в период Кавказской
войны. В Верхнем Гунибе хорошо сохранилась Гунибская крепость, где сейчас
находится турбаза. На Хунзахском плато стоит Аранинская крепость,
сооруженная в 1867 году. Отреставрирована преображенская крепость и
мостовое укрепление из трех круглых башен, сооруженных в 1859 году на
Андийском Койсу близ Ботлиха. В Дагестане целые аулы могут считаться
историческими памятниками. Можно назвать всемирно известный аул Кубачи,
возникший в VI веке, известный своими мастерами - ювелирами, граверами,
чеканщиками, оружейниками. Немало в аулах и селениях Дагестана культовых
сооружений ислама, который принесли сюда арабы, завоевавшие этот край в 6 -
м веке. Среди них самые известные - мечеть XI - XII веков в Уркарахе, Джума
- Мечеть (XII - XV веков) с Караван - сараем в старинной части Дербента,
минарет в Нижнем Дженгутае (1845 г.). Есть в Дагестане и следы христианства
в укромном местечке Датуна расположен храм IX - XI веков.
При исследовании Верхнечирюртовского городища в Дагестане, в хазарском слое
археологами обнаружены две христианские церкви из камня, а также
многочисленные предметы христианского культа. Менее распространены такие
исторические памятники как мавзолеи, гробницы, надгробья, со вкусом
оформленные родники. Известны мавзолей в селе Хучни (XVIII век), мавзолей
XX века в селении Ахты. Интересны также надгробья древних кладбищ Дербента.
Как прекрасные творения старых мастеров смотрятся каменные мосты XIX века в
Ахты и Ташкошуре, железобетонный мост через Ахтынчай, построенный
итальянцами. Из обилия архитектурно оформленных родников можно отметить
купольные родники начала XIX века в Тарках.
На основании достоверных источников и исследований, сохранившихся до наших
дней древних укреплений Дербента, было сделано заключение, что город
основан в VI веке н. э. персидскими царями Сасанидской династии, и "отцом
города" считался знаменитый царь Хосров I Ануширван, впервые отгородившийся
в этом месте мощными стенами от набегов хазар с севера. Таким образом,
предполагалось, что возраст города составляет вполне солидное число - почти
1500 лет.
Но сравнительно недавно, в 1971 г., начавшиеся в Дербенте археологические
раскопки дали поистине сенсационные результаты, свидетельствующие о том,
что эти места видели времена гораздо более древние. Раскопки выявили
древнее поселение, возникшее на рубеже IV - III тысячелетий до нашей эры,
то есть пять тысяч лет тому назад! На территории ныне существующей цитадели
были найдены остатки построек, многочисленных предметов труда и быта,
сельскохозяйственных орудий и зернохранилищ, говорящих о существовании
здесь одного из древнейших земледельческих хозяйств, характерных для
тогдашнего Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Европы. Найденные в
результате археологических раскопок древние укрепления со следами пожаров и
разрушений, а также бронзовые наконечники скифских стрел, подтверждают,
что, когда скифы в VIII - VII вв. до н. э. совершали свой поход на Ближний
Восток, им уже приходилось штурмовать хорошо укрепленную крепость Дербента.
Раскопки обнаружили появившуюся здесь на рубеже VIII - VII вв. до н. э.
мощную крепость со стенами из крупного бутового камня, просуществовавшую с
перестройками и ремонтами до прихода сюда Сасанидов. Цитадель Нарын - кала
VI века н. э. возводилась на остатках древней кладки. В III - I веках до н.
э. на территории нынешних Азербайджана и Южного Дагестана возникло
государство Кавказская Албания, в состав которого входил тогда Дербент. I -
III века нашей эры были периодом расцвета Дербента, о чем свидетельствует
большое количество привозных изделий и украшений из Сирии, Индии и Египта,
найденных в могильниках этого времени. При строительстве стали применяться
хорошо обработанный камень с резьбой, глиняный раствор, алебастр. Появление
квадратных крепостных башен свидетельствовало о дальнейшем развитии
искусства фортификации. В середине III в. н. э. Дербент был захвачен
персидским царем Шапуром I, который "разрушения и пожарища учинил". Однако
окончательно под власть персов город попал только в IV в. н. э., а новый,
важнейший этап строительства мощнейших крепостных сооружений начался при
Хосрове I Ануширване (531 - 579 гг). "Строительство Дербентского комплекса
велось по этапам: сначала цитадель и северная стена города, потом южная
стена, а позднее - Горная стена (Даг - Бары). В VI веке была возведена и
первая поперечная стена, отделявшая обживаемую часть Дербента у цитадели от
незаселенной приморской (две другие поперечные стены появились в X - XVIII
веках)". Усиленное строительство укреплений Дербента происходило в
обстановке постоянной нестабильности, вызванной появлением в конце IV в. н.
э. "царства гуннов", а затем и Хазарского каганата. В VI - VII веках
Дербент превращается в развитый средневековый город, обладающий, помимо
военно-оборонительного значения, достаточно высоким уровнем социально -
экономического развития. Интереснейший памятник, выразительное
свидетельство древности города, расположен в Северо-западной части цитадели
Нарын - кала. Это подземное сооружение, крестообразное в плане и перекрытое
крестовыми сводами, долгое время считалось вырубленным в скале
водохранилищем. Однако внимательное археологическое изучение позволило
исследователям установить, что перед ними - крестово - купольный
христианский храм, построенный на земле в V в., а затем погребенный мощными
тысячелетними культурными напластованиями. По свидетельству историков,
Дербент до середины VI в. был христианским центром Кавказа.
На юге Дагестан граничит с Азербайджаном; здесь архитектура лезгин, живущих
по соседству в разных республиках, в общем, сходна, но архитектура
азербайджанцев от дагестанской отличается.
На юго-западе Дагестана, по ту сторону Главного хребта, находится входящая
в состав Азербайджана Закатальская область. Когда-то она принадлежала
Кахетинскому царству. 300 лет тому назад персидский шах Аббас истребил
здешнее грузинское население. На освободившуюся таким образом территорию
переселились из Дагестана аварцы и цахуры, а также жители из коренного
Азербайджана. Здесь переселенцы строили уже не в традициях зодчества тех
земель, откуда вышли, а сообразно с тем, что застали на месте и под
влиянием архитектуры соседней Кахетии. Архитектура аварцев, живущих в
Закатальском районе Азербайджана, не имеет ничего общего с архитектурой
аварцев в Дагестане.
На западе Дагестан граничит с Грузией: с Кахетией на юге этого участка, а
севернее - с Тушетией. Архитектура тушин от дагестанской весьма отлична:
дома стоят не вплотную, а разреженно, крыши у них скатные, шиферные. В
высокогорной, безлесной зоне Тушетии жилища в прошлом были каменными,
башенными. Башни эти, как и нынешние тушинские постройки, стояли разреженно
и имели скатные крыши. На севере Дагестан граничит с селениями терских
казаков и с ногайскими землями. Казаки строили в традициях южнорусских, а
ногайцы, перейдя к оседлости, - по кабардинскому типу и в какой-то мере под
влиянием кумыков. На северо-западе Дагестан граничит с Чечней. И здесь мы
сталкиваемся с удивительным фактом: зодчество дагестанцев везде отличается
от зодчества их соседей, тогда как при переходе из Дагестана в Чечню не
заметно особых различий в характере построек. Архитектура этой части Чечни,
будучи подобна дагестанской, в то же время отличается от архитектуры
коренной Чечни. В Дагестане кладка велась не на извести, а на глине,
поэтому местные сооружения были подвержены разрушению в гораздо большей
мере, а при надобности и разбирались на камень.
Раскопки археологов в равнинной прикаспийской полосе, в Чиркейском,
Верхнегунибском и других поселениях подтверждают, что еще в IV—II тыс. до
н. э. на территории нынешнего Дагестана была развита культура обработки
бронзы. Кинжалы, наконечники копий, топоры и женские украшения из бронзы
отличались сложной формой и орнаментом. Бронзовые культовые статуэтки людей
и животных, найденные в большом количестве во многих районах Дагестана,
говорят о наличии крупных очагов бронзового литья в самых высокогорных
селениях уже в I тыс. до н. э. Высокий художественный уровень
антропоморфных бронзовых фигурок, сложные технические приемы литья
свидетельствуют о незаурядном мастерстве их создателей. Основная масса
бронзовых фигурок обнаружена в культовых высокогорных святилищах недалеко
от селений Согратль, Арго, Ратлуб, Кахиб и других.
В. И. Марковин, тщательно изучив древнюю пластику Северного Кавказа,
достаточно убедительно доказывает, что эти статуэтки связаны с культом
плодородия и использовались во время особых языческих обрядов и ритуальных
церемоний, которые совершались на вершинах гор, холмов или в рощах, где
находились святилища.
Большой интерес вызывает бронзовая литая подвеска, так называемая Мадонна,
из Верх-нечирьюртовского могильника. Характерной особенностью подвески
является условность изображения на ней матери с ребенком. Подвеска
выполнена довольно схематично, обобщенно, однако мастер сумел простыми, но
достаточно выразительными средствами передать в металлопластике образ не
просто женщины, но Богоматери. Видимо, с принятием христианства среди
населения северо-восточного Дагестана начал распространяться культ
Богородицы.
Среди металлических изделий, найденных в Верхне-чирьюртовском могильнике,
встречаются наконечники ремней, бляшки с характерной для искусства
кочевников растительной орнаментацией.
Своеобразие и локальные особенности декоративно-прикладного искусства
горного Дагестана в эпоху раннего средневековья особенно наглядно
прослеживаются на материалах раскопок Бежтинского могильника (VIII — Х
вв.).
Так, ажурные пряжки с зооморфными (животными) изображениями отличаются
единством стиля и высоким мастерством исполнения. Почти все пряжки этого
типа полуовальные, различаются лишь размерами и количеством сюжетных
композиций. Одна из пряжек Бежтинского могильника экспонируется в музее в
разделе археологии. Пряжка обрамлена рамкой из “елочки”, а также тремя
многолепестковыми розетками, помещенными под каждой петлей. Внутреннее
пространство пряжки разделено на две части горизонтальным стержнем, также
украшенным “елочкой”. В нижней части — композиция, образованная двумя
вздыбленными конскими фигурами в профиль, симметрично расположенными по обе
стороны витого стержня. В верхней части композиции — стилизованные головы
медведей, обращенные вверх в сторону, противоположную фигурам коней.
Зооморфная тематика нашла воплощение в различных изделиях ремесленников
горного Дагестана. Среди них: браслеты в виде змей, шейные гривны,
подвески, фибулы. Голова барана, змея, петух — эти литые бронзовые фигурки
(с небольшими петельками для пришивания к одежде), олицетворяющие доброе
начало, должны были ограждать их владельцев от “темных”, злых сил.
Во II в. до н. э. в период включения Дагестана в Кавказскую Албанию
(древний союз двадцати шести горских племен) наступает расцвет оружейного и
ювелирного искусства. Местные ювелиры делают височные украшения, бронзовые
браслеты, золотые серьги, что подтверждают находки в Урцекинском,
Таркинском и Хабадинском могильниках.
Расцвет ремесла и торговли способствовал зарождению центров ремесленного
производства, предшествовавших такому крупному центру металлообработки, как
Зирехгеран (страна кольчужников) — древнее название аула Кубачи,
распространенное на Востоке. В средневековье кубачинские мастера были
известны далеко за пределами Дагестана как изготовители мечей, кольчуг,
удил, стремян. В XII—XIII вв. высокого совершенства достигло искусство
кубачинцев и в изготовлении бронзовых котлов. На туловах так называемых
албанских котлов изображались крылатые грифоны, животные (часто барсы),
птицы...
Скульптурные элементы подтверждают преемственность бронзовой культовой
пластики горного и северного Дагестана. Ранние котлы, декорированные
рельефными изображениями, имели шаровидную форму. Полоски в центре тулова
скрывали швы, скрепляющие отдельно отлитые части котлов. Более поздние
котлы украшались изобразительными сюжетами, а форма их стала более
приземистой.
Бронзовые котлы в Кубачах и в наше время хранятся в комнатах-музеях,
выставляются на самом почетном месте, высоко чтятся и передаются из
поколения в поколение как часть приданого дочери. И по сей день, котлы
используются во время больших общественных ритуальных трапез (свадьба,
похороны, поминки и т. д.).
Самым древним изделием из литой бронзы считается светильник “чирах”. Такие
светильники сохраняли свои функции до начала XX в. По форме и пропорциям
чирах близок античным светильникам. В длинное горлышко светильника
закладывался войлочный или тряпичный фитиль, смоченный маслом или нефтью. К
средней части светильника прикреплялась цепочка с металлической палочкой на
конце для регулирования пламени.
Иногда конец цепочки венчала фигурка птички — изображение,
восходящее к домусульманскому почитанию птицы как символа неба,
света. Порой тулово светильника украшалось рельефным или
гравированным растительным орнаментом.

Особая группа изделий из металла — медночеканная посуда. Известными
центрами медно-чеканного производства в XII в. стали селения, расположенные
близ крупных разработок залежей меди: даргинское селение Кубачи, лакские —
Кумух и Кунди, позднее — аварское селение Гоцатль. Чеканная утварь,
бытовавшая в каждом дагестанском доме, была очень практична: легко
правилась, хорошо лудилась, а при необходимости медночеканные изделия
переплавлялись и делались заново. До середины XIX в. посуду ковали из куска
меди, лишь после установления торговых связей с Россией утварь стали
чеканить из листовой меди и латуни.
В ассортимент медных изделий входили кувшины-водолеи, большие водоносные
сосуды, кружки для питья, подойники, мерки веса, большие настенные блюда с
крупным орнаментом, служившие для украшения стен сакли. Узор кубачинского
подноса XVIII в. во многом следует принципам чеканки Кавказкой Албании: в
центре изображения — солярный знак, фриз декорирован выступающими
элементами, широкие края блюда равномерно заполнены деталями орнамента.

Большие кубачинские водоносные сосуды “мучалы” имеют оригинальную форму,
настолько странную, что легко поверить в легенду о том, будто в древности
они спасли Кубачи: враги повернули вспять, приняв мучалы, блестевшие на
солнце, за пушки.
Как почти все предметы народного прикладного искусства Дагестана, этот
сосуд сохраняет некоторые особенности архаичного искусства, в частности его
тяготение к антропоморфным формам. В мучале явно угадываются черты
человеческого лица.
Кубачинский сосуд “нукнус”, напоминающий ведерко, также оригинален по
форме. В прошлом нукнус, являясь частью приданого, имел обрядовое
назначение: в нем невеста приносила в день свадьбы муку, сахар или мед с
ложками, воткнутыми черенками вниз. Через сорок дней содержимое ведерка
раздавалось жителям селения. Ведерки обычно занимают верхнюю полку в
комнате-музее и служат доказательством богатства хозяина. Их количество в
домах колеблется от четырех до десяти. Кубачинки чистят эти ведерки
древесным углем с таким усердием, что часто протирают их до дыр: существует
поверье, что нечищеная посуда привлекает злых духов, которые боятся блеска.
Основной мотив орнамента на нукнусе — “копытца”, соединенные между собой
точечным узором, который образует звездочки, полукружия...
Вторым крупным центром удожественном обработки металла в Дагестане после
Кубачей является лакское селение Кумух со всеми прилегающими к нему
населенными пунктами — Хури, Цовкра, Чара, Унчукатль, Кунди и другими.
Самым крупным промыслом у лакцев было производство медной посуды. Из меди
изготовляли разнообразную дешевую утварь, отличавшуюся изяществом форм,
простотой декора, наносимого штихелем по луженой поверхности.
Наибольшее распространение среди произведений лакских мастеров получили
водоносные сосуды “вараки” и водолейные кувшины “гунгуми”.
Большинство изделий лакских медников предназначалось для внутреннего рынка.
Но малоземелье, трудные экономические условия жизни в горах вынуждали
мастеров отходничать — искать кусок хлеба вдали от родины — в городах
Закавказья, Северного Кавказа. России и за рубежом.
Выполняя заказы, мастера использовали и традиции тех мест, где им
приходилось работать или сбывать свои изделия. Поэтому среди медной утвари
лакских мастеров можно найти образцы, выполненные в традициях не только
Дагестана, но и Азербайджана (особенно работы медников из селения Лагич),
Грузии, Армении, Ирана, государств Средней Азии.
Почти в каждом аварском селении были свои мастера медночеканного дела.
Наиболее известными центрами этого ремесла считались аулы Гоцатль и
Ичичали.
Аварские водоносные кувшины из Гоцатля обычно выполнялись из красной меди и
покрывались полудой. Это строгие монументальные сосуды с шаровидным
туловом, высоким узким горлом и откидной крышкой. Скульптурность форм
подчеркнута чеканными полосками, расположенными поперек горловины и на
поддоне, выпуклыми медальонами на “плечиках” с элементами гравированного
растительного орнамента, который оттеняет красный цвет меди на фоне
серебристой полуды. На более старых изделиях, покрывавшихся полудой много
раз, гравированный орнамент почти не виден, а основную декоративную роль
играют чеканные элементы.
Большое место среди медно-чеканных изделий всех народностей Дагестана
занимают круглые подносы различной величины. В чеканном орнаменте подносов
преобладают копьевидные элементы, “крутящиеся” свастические выкружки —
солярные мотивы, всевозможные розетки из лепестков и точек.
С художественной традицией бронзового литья было тесно связано и искусство
ювелирной обработки серебра, возникшее в Дагестане в эпоху средневековья.
Формы и размеры витых браслетов в виде обручей, височных украшений и
мужских наборных поясов VI — XII вв. повторяются в аналогичных изделиях
XVII — XIX вв. Почти в каждом селении Дагестана были мастера серебряного
дела, изготовлявшие всевозможные женские украшения: пояса, застежки,
кольца, игольницы, а также мужские пояса и газыри. Выполнялись они на
заказ. Эта статья дохода служила подспорьем к занятию сельским хозяйством.
Искусство ювелирной обработки серебра передавалось из поколения в поколение
и было профессиональным. Наиболее древние из сохранившихся вещей отличаются
скульптурностью формы и изобразительностью. Представленные в музее браслеты
и серьги, обильно украшенные крупной зернью, чеканкой, покоряют высоким
уровнем мастерства, культурой обработки металла.
Средневековье после некоторого спада горного дела, имевшего место в
VI—VIII веках, продолжило традицию технологического малахита. Поделочные
сорта камня, будучи очень редкими, перешли в разряд престижных. Меняется
социальная сфера распространения малахита. Он включается в формы и
окружение, ранее для него незнакомые. Один из таких примеров — недавняя
находка археологов Дагестана. В погребении V—VI веков (раннее
средневековье) — предполагается, что это захоронение вождя одного из племен
гуннов-савиров, господствовавших тогда в прикаспийском Дагестане, — среди
принадлежностей поясного набора найден поясной наконечник византийской
работы, украшенный зернью и перегородчатой инкрустацией со вставками из
граната и малахита. Массовый характер носили такие производства, как
ковровое, суконное, войлочное, бурочное, ювелирное и другие. Вряд ли в
горах Дагестана можно найти хоть одно селение, где жители не занимались бы
тем или иным ремеслом дополнительно к своим основным занятиям -
скотоводству и земледелию. Уже в эпоху средневековья отдельные ремесленные
производства горцев превращаются в мощные кустарные центры, где все
население занималось одним ремеслом и вся экономика аула, а иногда и группы
соседних селений были подчинены этому занятию. Таких селений в Дагестане
известно немало: Кубачи, Харбук, Кази-Кумух, Амузги, - центры изготовления
оружия; Балхар, Сулевкент, Испик - центры гончарства; Гоцатль, Хури, Кунди
- центры медно-чеканного дела; Куппа - "шапочный" аул; Сиух - "бурочный"
аул; Микрах, Ахты и десяток других аулов южного Дагестана являются
крупнейшими центрами ковроделия и т.д.
Однако и в пределах Дагестана производство художественных изделий получило
неодинаковое развитие. В одних случаях это было домашнее изготовление
различных изделий и утвари для нужд семьи, в других - уже развитое
ремесленное производство художественных изделий на заказ или на обмен, в
третьих - развитый кустарный промысел, занятый выделкой предметов
декоративно-прикладного искусства на внутренний или внешний рынок.
Творческим трудом многих десятков поколений дагестанских мастеров в
различных видах декоративного искусства создана глубоко самобытная и
необычайно высокая культура орнаментального искусства. Однако наиболее
древние памятники, сохранившиеся от эпохи средневековья, свидетельствуют о
том, что декоративное искусство горцев было изобразительным, так же как и
всех других народов Кавказа.
Религиозная мысль предков современных народов Дагестана развивалась в
условиях постоянных контактов с культурами стран Ближнего Востока, которые
уходят корнями в глубокую древность. Свидетельством тому важнейшее духовное
явление доисламского периода - зороастризм, древнеиранская религиозная
система, оставившая отчетливые следы в мировоззрении народов Дагестана.
Зороастризм представляет собой сложную совокупность вероучения, идеологии,
морали, а также зачатков философского мышления. Это универсальный язык
особой самобытной культуры, складывавшийся примерно с VI в. до н. э. (когда
появились наиболее древние тексты Авесты) и по X в. н. э. включительно
(когда уже в условиях господства ислама и формирования мусульманской
культуры создавались пехлевийские сочинения). Исследования Усишинского,
Калкнинского, Таркинского, Урцекского и Дербентских могильников албанского
периода в плане их социальной стратификации местного общества показало
значительные сдвиги в социально-экономическом развитии местного населения.
Результатом такого процесса стала прогрессирующая урбанизация.
Средневековые авторы говорят о появлении городов Цри, Чога, Бердака,
Дербента и др. Формирование устойчивого населения, возникновение новых,
более крупных политических образований естественно влекли за собой и
изменения в духовной жизни общества. Многочисленные культы, существовавшие
ранее, уже не соответствовали новым формам государственных образований
дагестанских племен, каковыми выступали раннефеодальные княжества и военные
союзы, включенные в сложную структуру сасанидской империи. Существенным
моментом принятия зороастризма было то, что он легко вписывался в древние
местные верования, в основу которых было положено поклонение силам природы
- солнцу, огню, воде и земле, без которых не мыслил себя человек-земледелец
и скотовод. О распространении зороастризма в древнем Дагестане говорится и
в арабской рукописи "Карнамаги - Аноширван". В ней Аноширван Хосров I
рассказывает о том, как ему добровольно покорилась часть хазар, и он
приказал построить там храмы огня для обучения молодых людей своим
верованиям и зороастрийским обрядам. Известно, что сасанидские правители
предпринимают в Прикаспии грандиозные усилия по укреплению северных границ
империи от вторжения кочевников. Кувад I и особенно его сын Хосров
Ануширван (531-579) строят многочисленные укрепления у выходов из ущелий,
образуемых горами Кавказа. Ибн ал Факих называет 360 крепостей, якобы
построенных Ануширваном в Предкавказье. Ал Истахрий пишет, что Хосрои
прилагали большую заботу к этой приграничной области... Наряду со
строительством фортификационных строений в Дербенте, сасаниды укрепляют и
города Семендер и Беленджер, являющиеся важными узлами в общей системе
укрепления региона. Одновременно сасаниды строят здесь и храмы огня. Храмы
огня (атурашаны) представляли собой святилища с каменными изображениями
(уздесами) символов перевоплощений божеств. Агафангел (автор древней
"Истории Армении") сообщает об изображениях в храмах огня и статуэтках
людей, сделанных из золота, серебра, бронзы и камня. Скептики, полагают,
что зороастризм в Дагестане не имел влияния, а в указываемый период
дагестанцы были язычниками. Однако, несмотря на определенные трудности и
скептицизм, археоло

Новинки рефератов ::

Реферат: Кул Гали (Литература)


Реферат: Педагогическая система обучения иностранных языков А. А. Деркача (Педагогика)


Реферат: Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория и объект управления (Социология)


Реферат: В.П. Астафьев (Литература : русская)


Реферат: Выдающиеся деятели Чувашии (История)


Реферат: Анализ финансового состояния предприятия (Финансы)


Реферат: Муниципальные займы Нижнего Новгорода (История)


Реферат: Задачи, система и функции органов юстиции Российской Федерации (Право)


Реферат: Социальные резервы повышения эффективности производства (Социология)


Реферат: Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв. (Искусство и культура)


Реферат: Вредные частицы (Биология)


Реферат: Теплоснабжение промышленного района города (Технология)


Реферат: Лизинг (Менеджмент)


Реферат: Иван Владимирович Мичурин (Ботаника)


Реферат: Коррозия и защита металлов (Химия)


Реферат: Жизнь Н.В. Гоголя в Петербурге (Литература : русская)


Реферат: Управління фінансами України (Финансы)


Реферат: Атомное оружие (История)


Реферат: Экономическая эффективность использования земельных угодий в ОГУСП «Пригородный» (Сельское хозяйство)


Реферат: Производство анодной массы (Металлургия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист