GeoSELECT.ru



История / Реферат: Китай-город (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Китай-город (История)



Китай-Город

Кремль, по старому разделению Москвы, называется Городом, строения вне
Кремля - Пасадом, а слободы вне Белого города - Загородьем. Впоследствии
теснота Кремля важность посада и увеличивающееся число жителей были
причиной того, что мать Ивана Грозного Елена Глинская во избежании новых
бедствий от нашествия татар и литовцев приказала выкопать глубокий ров
вокруг всего посада, заключавшего в себе кроме домов многих знатных горожан
все купеческие лавки, торги, или рынки, святые храмы и достопамятную
Красную площадь. Работа начата была 20 мая 1534 года и в июне того же года
закончена.. Замечательно, что работа эта производилась всеми Московскими
жителями, за исключением знатнейших граждан и государственных чиновников.
Ров простирался от речки Неглинной через старую Троицкую площадь и
Васильевский луг к Москве - реке.
Речка Неглинная была запружена и водой своей наполнила ров, так что
Кремль и Китай-город представлялись островом. В 1535 году, 16 мая, после
молебна и крестного хода по нововыкопанному рву была заложена и каменная
стена с четырьмя башнями. Сам митрополит Даниил заложил камни основания как
для стенки, так и для башен.
Постройкой стены заведовал зодчий итальянец Петрак Малый, и стена была
окончена в 1538 году.
Так была основана новая часть города под названием Китай-город. По
мнению некоторых, это слово означает Средний, но другие полагают, что Китай-
город так назван по имени Китай-городка в Подольском воеводстве, откуда
была родом Елена Глинская. Предположение это всего вероятнее. Однако есть
и еще одно предположение относительно названия Китай-города.
Некоторые из историков уверяют, что эта часть Москвы исстари
называлась Китаем, и что с этим Словом в простонародье связывался
всемирный рынок, и всякая иноземная ткань называлась «Китайком». Всё будто
бы произошло оттого, торговала с Китаем. В Рязанской губернии среди
простого народа слово «Китай» и до сех пор составляет насмешливое прозвище
всякого барышника и торгаша.
Как бы там ни было, но московский Китай-город действительно был
центром, где сосредоточилась всякого рода торговля и всякого рода
промышленность, имеющая значение не только для Москвы , нот даже и для всей
России. Подобно Кремлю и Китай-город после перенесения столицы из Москвы в
Петербург стал заметно падать и приходить разрушение. Стены Китай-города в
эти годы стали обваливаться, в башнях открыты мелкими чиновниками лавки. К
стенам были пристроены погреба, сараи, конюшни.
Нечистоты при стенах всё больше увеличивались заражали воздух . Много
лачужек и плохих построек в этой части города было на землях, захваченных
духовными властями.
Церковное духовенство не только на подворьях, но и церковных землях
завело погреба, харчевни.
Начальник Кремлёвской экспедиции И.С. Валуев входил к обер-
полицмейстеру Беклешеву в 1806 году с прошением по этому поводу. Беклешев
предлагал митрополиту Платону свести такие заведения с церковных земель.
Платон не согласился, ссылаясь на то, что от того много потерпят как
церковные доходы , так церковнослужители, которых состояние было весьма
близко к бедному. Самым грязным местом в Китай-городе были так называемые
певчие дома , принадлежавшие владению синодальных певчих, которые сами
здесь не жили, а отдавали постройки в наём. Дома эти были деревянные,
разделенные перегородками на маленькие комнаты, углы и чуланы.
Здесь с давних пор были харчевни, трактиры, кофейни и разные
мастерские. В случае пожара эта местность представляла большую опасность. В
1804 году здесь все деревянные строения были сломаны и оставлен один
трактир.
С дозволения бывшего главнокомандующего Китайской стены были построены
204 деревянные лавки, в 1783 году , а в 1786 году по воле графа Брюса лавки
эти заменены каменными. Землю отдали без платы, что только застроили
пустое место и содержали тут мостовую. Другие здания у стен построены до
1780 года по словесному дозволению тогдашнего обер-полицмейстера
Архарова. За стеной от Воскресенских до Никольских ворот стояли постройки
не менее безобразные.
В старину предлагали стену от Никольских до Варварских ворот сломать,
но это намерение не было исполнено. В 1807 году часть стены против
воспитательного дома обрушилась на 2 сажени , а смежные растрескались. На
починку их потребовалось 190 тыс. рублей серебром. Беклешев ещё в 1805
году предлагал сломать стену Китай-города с башнями от ворот Никольских до
Москворецкого моста как ненужную и ветхую , а на ее месте сделать бульвары
для гулянья, нол император Александр-1 на это не согласился, желая
сохранить все древние строения в Москве в первобытном виде. Ров возле стены
Китай-городке был везде завален мусором.
Его только расчистили в 1802 году. После 1812 года ров был засыпан и
вся Китайская стена исправлена; оказалось, что площадь строений Китай-
города занимает 45 десятин. Незастроенной земли было в трое меньше , чем
застроенной. Площадей - 5, улиц от 4 до 8 саженей шириной, зданий - 15.
Торговых помещений втрое больше числа квартир. Китай-город есть
наиболее скученно населенная местность всей Москвы. Жителей считается более
30 тысяч, домов более 2 тысяч. Сама стена имеет в окружности 975 саженей.
Стена построена из кирпича красного цвета. Правительница Софья приказала её
выкрасить в белый цвет.



Ворота Китай-города.

При закладке Китайской стены были устроены 4 башни, которые образовали 4
ворот.
Сретенские - ныне Никольские. Эти ворота именовались Сретенскими,
вероятно, потому, что вели к Сретенскому монастырю, а в последствии названы
Никольскими потому, что находятся недалеко о Никольских кремлевских ворот
и от церкви Николая Чудотворца Большой Крест и, вблизи Никольской улицы.
Троицкие - ныне Ильинские. Название этих ворот Троицкими
происходило скорее всего оттого, что через них обыкновенно государи наши
хаживали к Троице. Тут же было Троицкое подворье, а за воротами
простиралась земля, принадлежащая Троицкой лавре. Впоследствии ворота
названы Ильинскими по совершаемому через них 20 июля из Кремля крепостному
ходу Сперва к Илье Пророку, что на Новгородском подворье, а потом к Илье
Пророку, что на Воронцовом поле.
Всесвятские - ныне Варварские. Прежнее наименование Всесвятских было
дано воротам, вероятно, потому, что недалеко от них находится церковь Всех
Святых (На Солянке). Новое название происходит от церкви Варвары
Великомученницы.
Косьма-Дамианские Ворота. Эти именовались по церкви Косьмы и Дамиана .
Ворота эти заложены при царевне Софьи Алексеевне . С течением времени
появились и новые ворота : Владимирские , Новоникольские, Москворецкие.
Воскресенским воротам, как воротам для Москвы особенное значение, мы
посвятим следующую статью с описанием святой иконы Иверской Божьей Матери.
Воскресенские ворота устроены гораздо позже возведения Китайской
стены. Устройство их относится к 1680 году т.е. к царствованию Федора
Алексеевича, который повелел поставить над ними вместе с другими иконами и
Икону Воскресения Христова. По этой иконе, вероятно, и ворота названы
Воскресенскими. При первоначальной постройке стены Китай-город здесь была
башня хотя и с воротами, но не проезжими. Въезд в Кремль был с этой стороны
через Троицкие или Боровицкие ворота. Название это, укорянилось не ранее
первой половины 18 столетия. Прежде они назывались Курятными от
находившегося вблизи Курятного ряда, Неглинными от протекающей перед самими
воротами речки Неглинной, Львиными - от находившегося, Львиного двора. В
этом дворе содержались львы, присланные в дар Ивану Грозному из Англии, а
позднее из Персии. Во время пожара 1737 гола , который охватил почти всю
Москву, ворота тоже пострадали. При возобновлении ворот после пожара в
фасаде произошли некоторые изменения, а остальное все было сохранено, не
были поставлены только иконы. Часовня для иконы Иверской Божьей Матери была
устроена впервые в 1669 году , куда икона и поставлена в этом году 19 мая.
При перестройки ворот в 1680 году для Часовни сделаны была на внешней
стороне ворот печура в стене между двух проездов и к ней пристроена
деревянная Храмина с чуланом. Эту часовню приписали к Ноколо-Перервинскому
монастырю. Хотя указом в 1722 году были уничтожены почти все часовни в
Москве, Воскресенская часовня по просьбе народа к чудотворной иконе
Иверской Божьей Матери осталась неприкосновенной. Главнейшей
достопримечательностью и бесценным украшением Воскресенских ворот является,
чудотворная икона Иверской Божьей Матери. Она была привезена в Москву 13
октября 1648 года. 143 года икона Иверской Божьей Матери находилась в
часовне у Воскресенских ворот, но в 1812 году она была вывезена из Москвы,
а потом снова возвращена 10 ноября 1812 года и поставлена на прежнее место.



Крестцы Китай-Города.

Крестцами в Китай-городе назывались те места, где находились особые
часовни, в которых приводили к крестному целованию народ в особенно важных
случаях, а также объявлялись царские и патриаршие указы. Сюда же привозили
трупы безродных тюремных узников, умерших в тюрьме или под пытками, для
сбора денег на их погребение.
Перед Семиком на эти же крестцы вывозили из убогих домов,
содержавшихся там подкидышей, и там их брали на воспитание бездетные
супруги. Таких крестцов в Китай-городе было три : Никольский, Ильинский,
Варварский.
Никольский крестец (часовня) находится при церкви Николы Старого
Греческого монастыря. Часовня эта была особенно чтима в народе. Перед
образом Николая Чудотворца теплится неугасимая лампада, а в прежнее время
горела неугасимая поставная свеча. Тогда между обывателями существовал
обычай ежедневно в сумерки брать огонь из часовни Св. Николая и им зажигать
свечи и ночники в свих домах. Обычай этот наблюдался до 18 столетия.
Ильинский крестец получил своё название от Ильинского монастыря, что
стал церковью Пророка Ильи, что на Новгородском подворье. Он простирался от
Ильинского моста ( через ров у стены Китай-город) и до Фроловских
(Спасских) ворот или даже до Лобного места. На этом крестце по обычаю
собирались попы и дьяконы, и сюда присылали обыватели нанимать их в свои
церкви для совершения церковных служб. Эти духовные лица вели себя крайне
неприлично, бранились между собой и делали разные бесчинства , вследствие
чего против этого обычая восстали многие из духовных лиц. Обычай был
прекращен только в 18 столетии.
У Ильинского крестца производились также торговые казни, которые
указом в 1685 году переведены отсюда на Красную площадь.
Варварский крестец получил своё название от церкви СВ. Варвары. Тут в
старину продавались знахарями разные целительные травы и заговаривались
разные болезни. С течением времени значение крестцов исчезало , крестное
целование прекратилось, подкидышей со времени Петра Великого туда не
привозили, наемных попов и дьяконов туда не пускали, знахарей и знахарок
прогнали. В начале 18 столетия оставались одни часовни, которые тоже были
уничтожены синодальным указом 1722 года, за исключением одной Никольской, и
крестцы остались в одних только воспоминаниях народа да в исторических
актах.



Соборы в Китай-городе.

Собор Василия Блаженного. Немногие из московских и даже вообще русских
храмов пользуются такой известностью как церковь Василия Блаженного.
Монастырь основан в 1352 году по воле великого князя нижегородского Бориса
Константиновича преподобным Евфимием , который и был здесь первым
архимандритом.
Монастырь мужской, 2-го класса. Находясь на возвышенном, открытом
месте, церковь Василия Блаженного видна издалека и отовсюду заметна своей
необыкновенной архитектурой, так что вид её остается в памяти, и на всяком
рисунке, даже на самом простом, можно узнать собор. Множество раз и во все
возможных размерах был выгравирован вид этого достопамятного храм, который
таким образом стал известен не одним москвичам, но и всем обывателям
страны. Славе его способствовало ещё и народное предание, будто царь Иван
Грозный, при котором построен этот храм, был так восхищен необыкновенной
красотой его, что призвал архитектора и спросил : может ли он построить
другой, подобный , или ещё более прекрасный храм ? «Могу», - ответил
архитектор. «Ты лжешь!» - вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы
он не мог исполнить своего вызова и чтобы храм Василия Блаженного остался
единственным в Русском царстве.
Рассказ этот - выдумка, не основанная ни на каком историческом
свидетельстве ; но она много способствовала архитектурной славе церкви
Василия Блаженного, и простолюдины до сих пор уверены, что Иван Грозный
велел ослепить строителя достопамятной церкви.
Достоверно известно только то, что царь Иван Грозный построил этот
храм в 1554 году в память покорения Казанского, прежнего Татарского,
царства, о чем он дал обет ещё ранее. Казань взята в 1552 году, а в в1554
году, спустя два года, заложена эта (святая) святыня близ Спасских ворот на
месте бывшей тут деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом, при
котором погребено тело святого Василия Блаженного. Так как покорение Казани
совершилось 1 октября, в праздник Покрова, то и новый собор в честь того
дня был наименован Покровским.
Постройка храма была окончена в 1557 году, и в том же году совершилось
его освящение. Это было 29 июля. При освящении находились сам царь и его
брат Юрий, все бояре и множество народа. Освящение совершал митрополит
Макарий.
Нет сомнения, что Покровский собор представляется нам теперь не в
первобытном своем виде, так что мы даже не в состоянии судить по нему о
вкусе наших предков и не можем сказать, что особенно восхищало их в нем. За
30 лет, протекших от заложения храма до кончины Ивана 4, он не был ещё
совершенно окончен.
Царь Федор Иванович по восшествии на престол доканчивал здание своего
родителя, устроил несколько новых приделов, повелел расписать церковь и
покрыть её узорчато железом и черепицей. В царствование Федора Ивановича
были обретены и мощи СВ. Василия Блаженного, который, как уже сказано, был
погребен здесь при Троицкой церкви в (1552 г.). Мощи обретены в 1588 году,
прославились чудесами, и с тех пор Покровский собор получил в народе
наименование Василия Блаженного. Собор не был окончен и царем Федором
Ивановичем. Последующие цари - Михаил Иванович, Алексей Иванович и Федор
Алексеевич - продолжали увеличивать число приделов собора, так что всё
строительство его тянулось с промежутками более 125 лет. Было произведено
много изменений как во внутреннем устройстве, так и снаружи. Важнейшие
переделки и прибавления в соборе окончились около 1679 года, и он остался в
том виде, в каком существует. Тогда имел он 20 приделов, а по некоторым
известиям, впрочем не весьма достоверным , до 70. От этих переделок храм
как снаружи, так и внутри не имеет ни малейшей симметрии, а оригинальная
красота его является чистой случайностью.
Внутренность храма мрачна, а в некоторых приделах так мало света, что
с трудом можно различить предметы. Но именно эта теснота, это сближение
разнородных украшений , напоминающих разные века и разные вкусы, вся эта
тяжесть, громадность, разновидность частей, которые, по-видимому, нельзя
было сблизить, - все это и составляет отличительный характер церкви Василия
Блаженного, все это делает её исторически оригинальной и драгоценной.
Надобно желать, чтобы церковь навсегда сохранила нынешний свой вид и была
памятником веков. У нас так мало народных, старинных памятников, что
надобно дорожить немногим, что ещё остается теперь. А церковь Василия
Блаженного, как мы уже говорили, любима и знаменита во всей России.
Казанский собор. Собор построен в царствование Михаила Федоровича
Пожарского и назван Казанским в честь чудотворной иконы Казанской Божьей
Матери, сопутствовавшей русским воинам во всех их битвах с поляками.
Постройка собора началась в 1630 году и окончена в 1633 году. В том же
году собор торжественно освящен всероссийским патриархом в присутствии царя
и самого князя Пожарского, и с тех пор по царскому указу и с благословения
святейшего патриарха ежегодно совершаются здесь крестные ходы 8 июля и 22
октября.
Наружность храма не представляет ничего замечательного, но
внутренность имеет много величественного трапезная огромна и уставлена
многими старинными образами, но иконостас принадлежит к более поздним
временам. В храме особенно замечательна чудотворная икона Казанской Божьей
Матери, принадлежавшая прежде князю Д.М. Пожарскому и, как мы уже говорили,
сопутствовавшая русским войскам в битвах с поляками.
Икону эту по устроении собора князь Пожарский на своих руках перенес с
Лубянки, где находился его дом против церкви Введения во храм Богородицы.
Икона находится по левую сторону Царских ворот.
Замечательно, что в простом народе есть предание, будто бы чудотворная
икона эта находится не в самом соборе, а посреди креста над колокольней.
Предание уверяет, что святую икону несколько раз вносили в собор, но она
всякий раз снова являлась на кресте колокольни.



Церкви в Китай-городе.

Пророка Ильи, что на Новгородском подворье. На месте настоящей церкви
существовал прежде Ильинский, что на Торговище, мужской монастырь. Об этом
монастыре упоминается в начале 16 века : некто Клим Мужила построил здесь в
1519 году каменную церковь. Более ничего не известно : ни о времени
основания обители, ни о том, когда она упразднена .
Строение было передано Новгородскому архиерейскому дому, и церковь,
несомненно, осталась от прежнего монастыря и начала именоваться церковью
Св. Ильи Пророка на Новгородском подворье. Во время царствования царя
Михаила Федоровича в 1625 году первоначальная церковь сгорела и была
построена новая, несравненно меньше первой. Церковь возобновлена А.А.
Пороховшиковым при постройке Тёпхых рядов в 1864 году. Храм не имеет в
себе ничего замечательного.
Но прежде сюда был, как уже говорилось, крестный ход 20 июля по случаю
двухлетней засухи, бывшей при царе Алексее Михайловиче. Крестный ход этот
завершается и теперь, но уже на Воронцово поле.
В 16 и 17 веках Ильинский монастырь на Ильинке называется также
Ильинским на Дмитровке, потому что часть улицы Ильинки слыла тогда
Дмитровкой-по церкви Дмитрия Солунского, стоявшей
на самом Ильинском крестце. Церковь упразднена в конце царствования Алексея
Михайловича, и с тех пор именуется Ильинской.
СВ.Николая Чудотворца, что у большого Креста.
На Ильинке, близ Ильинских ворот. Главная церковь во имя успения Пресвятой
Богородицы. Храм построен в 1680 году московскими гостями (купцами)
Филатьевыми, называется же в народе церковью СВ. Николая у Большого креста
по приделу Св. Николая и по большому кресту, устроенному теми же
Филатьевыми. Крест этот деревянный в 3 аршина вышины. Он сделан весьма
искусно по подобию креста, построенного патриархом Никоном в Крестном
Онежском монастыре Архангельской губернии на острове Кие. Крест имеет в
верхнем конце 36 частиц мощей, но каких не известно. Вместо имён написаны
12 праздников. В нижнем конце - 46 частиц мощей с надписями над каждой
частицей имени святого. В правом и левом концах по 37 частиц мощей с
означением имён святых. Итого в кресте 156 частиц мощей, кроме мощей Св.
Николая Чудотворца, находящихся в самой середине креста. Крест стоит у
правого Клироса. Церковь примечательна также напрестольным крестом. С
надписью, что он сделан в 1680 году поъячим Андреем Городецким, образом
Святых, написанным в 1700 году Кириллом Улановым.
Св. Николая Чудотворца, что слывет Красный звон.
В Юшковом переулке, между улицами Ильинкой и Варваркой. Храм построен в
1626 году на месте бывшей тут же, но сгоревшей каменной церкви. Стиль
строения церкви можно отнести к 16 столетию, хотя она впоследствии, в 1691
году, перестроена на средства купца Григория Твердикова. Затем она снова
обновлена в 1858 году. При храме приделы : во имя Зосимы и Савватия
Соловецких устроенный иждивенцем Нарышкиным, и Рождество Пресвятой
Богородицы. Храм замечателен тем, что здесь похоронена голова мятежного
Соковнина, посягающего на жизнь Петра Великого. Труп его был отвезён в
убогий дом, но голову с честью похоронили его родственники при этой церкви.
Название церкви «у Красных колоколов», потом «Красный звон» показывает, что
она славилась своими колоколами, или звоном. Звон красный - значит веселый.
В церковном уставе звон на Святой неделе именуется красным. Из древнейших
колоколов на колокольне церкви уцелел только один полиелей - на стенках
его отлиты в клеймах три лилии с буквами «Е.Т.» и какая-то сбивчивая
латинская надпись.
Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь известна более под именем
Георгия на Псковской горе. Построение её относят к 16 столетию, ко времени
царствования Ивана Васильевича Грозного. С 1812 по 1818 год храм был
приписан к соседней церкви Св. Николая Красный звон, а в 1818 году
иждивенцем московского купца Петра Федоровича Соловьева возобновлен и
освящен. В церкви с самого начала её основания было два престола : во имя
Покрова Богородицы и во имя Св. великомученика Георгия. Но в 1837 году
вдова купчиха Мария Николаевна Соловьева, урожденная Усачева, устроила
третий придел во имя Св. Петра Митрополита.
Варвары Великомученицы. На улице Варварка, получившей название этой
церкви. Храм этот по архитектуре один из лучших в Китай-городе.
Первоначально построен при великом князе Василие- 3 в 1514 году зодчим
Алевизом Фрязиным и иждевенцем знаменитых тогда приезжих гостей Василия
Бобра с братьями Вепрем и Юшкой. В 1731 году церковь обновлена императрицей
Анной Ивановной и затем возобновлена ещё раз в новом стиле в 1796 году .
Внутри также храм возобновлен : иконостас вызолочен, есть образа, богато
украшенными ризами. Кроме того,имеется чудотворный образ Великомученицы,
прославившейся чудотворной силой в 1555 году во время малолетства царя
Ивана Грозного, и при части её мощей.
Максима Блаженного. На Варварке же, близ церкви Варвары
Великомученицы. Тут существовала древняя деревянная церковь во имя свв.
князей Бориса и Глеба, в которой в 1434 году был погребен Блаженный Максим.
В 1676 году она сгорела, на месте её в 1698 году царицей Натальей
Кирилловной построена каменная церковь во имя Св. Максима Блаженного.
Зачатие св. Анны, что в Углу. Церковь и точно находится в углу при
повороте стены Китай-города от Москвы-реки к Варварским воротам, в Кривом
переулке.
Когда вели каменную стену Китай-города, то пришлось сломать храм в
честь св. Николая Чудотворца, который был сооружен за алтарем Храма Зачатия
св. Анны он стоял на черте этой стены. Чтобы сохранить храм, сделан был
выступ стены на 4 сажени. А так как в этом месте восточная и южная стены
Китай-города образовывали угол, то и само урочище обеих церквей стало
именоваться «Углу». Однако в актах 17 и 18 веков оно обозначалось различно
: то «у городовой стены в углу», то «за Соляным рядом, в «зарядье», то «на
Варварском крестце», который, вероятно, простирался до этого угла. О
времени первоначального построения церкви Зачатия св. Анны летописи ничего
не говорят. Но предание выдает её за одну из древнейших церквей после Спаса
на Бору в Кремле. В первый раз летопись упоминает о ней под 1493 годом,
когда она сделалась жертвой пламени. В пожар 1547 года она уже была
каменная, так как во время пожара она была только повреждена и в неё
перенесена святая чтимая икона Одигитрии Божьей Матери, принадлежавшая
подъячему Третьяку Теплому, дом которого сгорел, но икона вместе с покоем,
где она находилась, осталась невредима. Царь Иван Васильевич поднял к себе
в палаты икону, а храм возобновил и обогатил иконами и утварью. Потом и сам
чудотворный образ поставлен был в храме. В 1611 году церковь много
перетерпела от пожара, но царь Михаил Федорович вознаградил утраты, и
церковь была облечена в а прежнее благолетие. Царь Алексей Михайлович при
церкви соорудил придельный храм во имя св. великомученицы Екатерины по
случаю рождения в 1658 году своей дочери Екатерины.
В 1668 году церковь снова была разорена пожаром и снова возобновлена и
украшена. Храм Зачатия св. Анны обращает на себя внимание не одной своей
историей, но стилем архитектуры и памятниками иконописи. Квадрат Храма
выстроен из тесанного белого камня. В главном храме свод крестовый.
Сооружение колокольни относится к первой половине 18 столетия. Между
колоколами особенно замечателен колокол, пожертвованный сюда для
поминовения своих родителей князем Дмитрием Пожарским. Колокол называется
Амстердаликим.
Св. Климента, папы Римского. Под таким названием церковь известна в
народе, но это придел. Настоящий храм во имя Иоанна Предтечи ещё с одним
приделом во имя Боголюбской Божьей Матери. Храм находится у Варварских
ворот. Первоначально храм построен в 1626 году, потом вновь перестроен
вновь в 1741 году иждивенцем фабриканта Подсевальщикова.
Св. Бессребреников Косьмы и Дамиана, что в старых Панах.
Церковь эта, находилась в Торговых рядах, в Косьмо-Дамианском переулке,
имеет хороший наружный вид и довольно богата. Название «в Старых Панах»
носит потому, что здесь находился польский Пакский двор. В троицкий пожар
1737 году на церкви обгорели кровли, а в трапезной погорели некоторые
образа. Нынешняя церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы построена в
1803 году. Приделы свв. Косьмы и Дамиана.
Св. Троицы, что в Никитниках (Грузинской Божьей Матери).
Церковь известна более под именем Грузинской Божьей Матери; она находится
близ Варварских ворот. Как видно, церковь вместо прежней деревянной в 1628
году при патриархе Филарете ярославским купцом Григорием Никитниковым,
почему и называется, «в Никитниках». Прежняя церковь во имя великомученика
Никиты, называется «на Глинишах». Церковь поражает своей оригинальной
красотой, и жаль что она находится не на более видном месте. Кроме своей
красивой наружности она ещё замечательна тем, что в ней находится
чудотворная икона Грузинской Божьей Матери. Икону эту выменял у персов в
Грузии брат строителя церкви Степан и отдал как вклад в 1625 году в
Красногорский монастырь, где сооружена в честь Богоматери соборная церковь.
Московский патриарх Иосиф учредил празднество иконы 22 августа.
Св. Николая Чудотворца, что у Москворецких ворот. Главный храм в этой
церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, а Св. Николая Чудотворца -
придельный. Слывет более под названием Николая Чудотворца Москворецкого.
Находится на Москворецкой улице, ведущей от Красной площади к Москворецкому
мосту. Сперва на этом месте была ещё церковь, называвшаяся Спас, с приделом
Андрея Первозванного, но она за ветхость разобрана в 1783 году.
Церковь св. Николая Чудотворца вновь построена на старом фундаменте в
1829 году.
Св. Николая Чудотворца Мокрого. И эта церковь известна под этим именем
только в общем употреблении, а собственно именуется Покрова Пресвятой
Богородицы, во имя какового празднества основана и сама церковь, во имя св.
Николая Чудотворца здесь находится придел, построенный в 1697 году женой
Чирикова боярыней Евдокией Авраамовой, дочерью дворянина Лопухина, в память
кончины дочери своей Неонилы. Церковь каменная. В 1802 году она
переустроена заново.
Вознесения Господня. В Ипатьевском переулке, в Зарядье. Церковь
сооружена в 1757 году иждивенцем купца Герасима Лапина. Слывет Ипатской по
приделу во имя преподобного Ипатия Гагрского. В 1849 году отдана под
Антиохийское подворье.
Иоанна Богослова, что под Вязом. Об основании этой церкви, находфщейся
между Никольскими и Ильинскими воротами, сведений нет, но из Никоновской
летописи за 1493 год видно, что она до того времени уже существовала. «Под
Вязом» называется потому, что перед алтарем её до 1775 года рос громадных
размеров вяз. В старину при церкви находилось кладбище. В 1825 году церковь
за ветхостью была разобрана до основания и построена в 1837 году. При ней
приделы : Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Митрофания
Воронежского и Евангелиста Луки.
Церковь Владимирской Божьей Матери. На том месте, где находится это
храм, издревле существовала часовня, воздвигнутая, вероятно, в 1395 году по
случаю принесения из Владимира в Москву чудотворной иконы Владими-
Богоматери, список с которой и находился вы часовне. При построении стены
Китай-города часовня осталась на прежнем месте. Посвящая храмы имени
Богоматери, церковь наша посвящала ей и особенные торжества, или праздники.
Таким образом, в честь иконы Владимирской Богоматери учрежден праздник и
крестный ход, но так как на всём пространстве Сретенской улицы и Лубянки,
проходивших через Земляной и Белый город, до конца 17 века ещё не было
церкви в прославление чудотворной иконы, то мать Петра Великого царица
Наталья Кирилловна дала обет соорудить церковь во имя Богоматери. День
этого Богородичного праздника особенно почитала царица и потому ещё, что с
воспоминанием Сретенья чудотворной иконы ( 26 августа 1395 г.) соединялось
её тезоименитсвтво.
По указу Петра Великого эта обетная церковь начата строением 30 июня
1691 года и окончена 18 августа 1692 года. На иждивение Стрелецкого приказа
под заведованием боярина князя Ивана Троекурова, освящена 28 октября. В это
же время поставлена и колокольня.
В числе местных икон особенно замечательны две : Спаса Нерукотворного,
писанный в 18 столетии, и точный Список с чудотворного образа Владимирской
Богоматери в золотой ризе, весьма богато украшенной драгоценными камнями. В
каменной часовне при церкви, которая перестроена в 1805 году тоже находится
икона Владимирской Богоматери в прекрасной серебряной ризе, сделанной на
средства частного лица. На имя своего прихода, церковь эта имеет
прихожанами своими всю Москву. 21 мая в церковь Владимирской Богоматери из
Успенского Собора совершается крестный ход, который до 1722 года
отправляется в Сретенский монастырь.
С того года он был прекращен, но был возобновлен снова с назначением
совершать его в означенную церковь. Этот третий крестный ход и праздник в
честь явления Богоматери получил свое начало в 1514 г. в память
возобновления чудотворной её иконы митрополитом Варлаамом.



Замечательные здания Китай-города.

Синодальная типография. В древности дом этот, находящийся на Никольской
улице, был известен как Печатный двор. Он построен в 1553 году по повелению
царя Ивана 4 Васильевича. В первое время это большое каменное здание было о
двух этажах с погребами. Оконницы в нём были слюдяные, кровли деревянные.
Типографский двор был огорожен деревянным частоколом, а на Никольскую улицу
выходили большие деревянные ворота с кровлей. В 1643 году по повелению царя
Михаила Федоровича на Печатном дворе, на пространстве в длину 39 саженей по
Никольской улице, были сооружены двухэтажные каменные палаты, а два года
спустя была окончена постройка каменных ворот с башней. Надворная башня
имела в вышину 13 саженей. Здание построено в стиле готической архитектуры,
смешанной с арабским и итальянским стилем. В середине ворот над створами в
большом овале лепное изображение всевидящего ока в лучах. В Бельэтаже над
воротами находятся солнечные часы : их двое и помещены они по сторонам в
симметрии. Над бельэтажем - английский герб.
Дом Присутственных мест.
До помещения в этом доме присутственных мест находился так называемый
Старый Земский двор, а затем Монетный. Присутственные места переведены сюда
в царствование императрицы Екатерины 2 в 1781 году. Дом находится у
Воскресенских ворот, имея в соседстве владения Заиконосспаского монастыря.
Тут в старину находились царский зверинец, царская аптека, а при Петре
аустерия, именно та, в которую заманивали читать «Ведомости». Аустерия эта
именовалась Казанской по находившемуся вблизи Казанскому собору.
Мытный двор.
Находится на левой стороне Москворецкой улицы, и в нем помещаются торговые
лавки. Совсем не то этот двор представлял в седую старину : он был чем-то
вроде таможни. В прежние времена казна взимала пошлины со всего, что
покупалось и что продавалось, отчего внутренняя торговля была весьма
стеснена, а ещё раньше пошлины собирались каждым князем в его владении и
каждым владельцем в его поместье. Сбор таковой пошлины уничтожен царем
Алексеем Михайловичем, его «Уставной грамотой», изданной 30 апреля 1654
года, где, между прочим сказано : «Проезжих пошлин и мытов не имать.» А эти
проезжие пошлины взыскивались со всякого товара без исключения.
Название Мытный происходит от слова «мыт», т.е. пошлина, и «мытник»,
т.е. сборщик с товаров пошлины. Оба жти слова встречаются в древнейшем
узаконении - «Русской правде», изданной великим князем Ярославом Мудрым в
1037 году. Приняв во внимание, что у Мытного двора были Москворецкие
ворота, которые большей частью въезжали в Китай-город, можно с
достоверностью сказать, что здесь происходил и осмотр товаров. Другими
воротами запрещалось свозить в Китай-город товары. Надо ещё заметить, что в
старину товары привозились в Москву большей частью на барках по Москве-
реке.
Здание Мытного двора построено в виде четырехугольника с площадью
внутри и относится к первой половине 16 столетия.
Старые боярские дома в Китай-городе. В настоящее время почти все
большие дома в Китай-городе принадлежат торговым людям; но было время,
когда в нем возвышались одни дворы бояр. Напротив Заиконоспасского
монастыря стояли каменные палаты князей Юрия Хворостинина и Федора
Волхонского, а подле Николаевского греческого монастыря находился двор
князя Юрия Буйносова и потом князя Контемира. По Никольской же, были дворы
бояр : князя Воротынского, Марии Воронцовой, Дмитрия Трубецкого, Михаила
Долгорукова, Михаила Романова. На Ильинке были известны дворы Шейна,
толмача Тараканова. На Варварке, кроме двора Романовых, находились дворы
Булгаковых и Пушкиных.
В 1793 году в приходе Успенской церкви, имел дом генерал Потемкин. Из
всех боярских домов на Никольской улице уцелел один только дом Шереметевых
, прежде бывший князя Черкасского. Строения его занимали обе стороны улицы;
на одной были жилые палаты, на другой - Потемный двор.
Из замечательных зданий Китай-города упомянем ещё Биржу. Впервые
биржевое здание было построено в 1838 году, но она оказалась тесным и
потому в 1873 году возобновлено. Московская биржа по своему обороту
занимает одно из первенствующих мест в Европе. Квартал, соседней Бирже,
называется Посольским подворьем; название это осталось от Посольского
двора, существовавшего здесь ещё в начале 19 столетия. Вблизи Биржи
находится громадное здание Троицкого подворья, где был когда-то Троицкий
монастырь, и тут же так называемые Теплые ряды с церковью Ильи Пророка, о
которой говорилось в статье о церквах.
Здание Троицкого подворья и Теплых рядов новейшей постройки. Среди
зданий Китай-города нельзя не обратить внимания на подворье Калязинского
монастыря. Трехэтажное здание было построено в виде четырехугольника с
небольшим внутри квадратным двором. Это одно из старейших зданий,
сохранившее свой первоначальный вид. Владение это принадлежит Калязинскому
монастырю с глубокой древности. В этом доме некогда и домовая церковь во
имя Макария Чудотворца, построение коей относилось к первой половине 16
столетия.







Реферат на тему: Китайская семья
План



1) Введение
2



2) Анализ литературы 4



3) Экономическая основа китайской семьи 7


4) Философы древнего Китая о семье 14


5) Китайская семья


а) Особенности семьи в древнем Китае 30

б) Имена и фамилии 32


в) Свадьба и взаимоотношения полов 35

г) Рождение и воспитание детей 51


д) Смерть и культ предков 57


6) Заключение 73



7) Сноски
75


8) Литература 77


Введение


Цель данной работы – всесторонне изучить семью Древнего Китая (12 – 6 вв.
до н.э.) по данным источников.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) Охарактеризовать исторические условия, в которых
сложилась китайская семья.

2) Выяснить особенности влияния на китайскую семью
философии Конфуция и других современных ему
идеологий.

3) Изучить особенности семейных отношений в древнем
Китае.

Интерес к избранной теме обусловлен спецификой семейных отношений в Китае,
их странной устойчивостью и консерватизмом.
Одной из наиболее интересных особенностей мышления китайцев, является его
практицизм, т.е. потребность разрабатывать умозрительные теории только
тогда, когда этого требует сама жизнь. Жизнь же требовала только одного:
все идеологические теории должны соорентировать страну и народ на
соблюдение социо – этического порядка, санкционированного великим Небом.
Именно отсюда идет знаменитое высказывание Конфуция о том, что «Государство
– это большая семья, а семья малое государство», т.к. для него они были
однопорядковыми вещами. Поэтому социальная этика, всегда играла большую
роль. Каждый китаец постоянно видел перед собой эталон, заключенный в
«Золотом прошлом» и считал своим священным долгом подражать ему.
Следовательно величайшим авторитетом для китайца был не тот, кто уходил в
мир абстрактных теорий, а тот, кто мог его научить жить здесь и сейчас.
Ради «маленького» государства и «большой» семьи.
Важнейшими регуляторами семейных отношений являлись
Конфуцианский культ предков и нормы «Сяо» (сыновья подчтительность), они же
в свою очередь способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья в Китае
считалась сердцевиной общества и интересы семьи намного превосходили
интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте
семьи.
Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей,
это считалось настолько естественным, что вопрос любви, не ставился
принципиально, т.е. все личное и эмоциональное приносилось в жертву семье и
ее нуждам.
Любовь могла придти после свадьбы, могла и не приходить вовсе, но это
никогда не мешало нормальному функционированию семьи и выполнению супругами
социально – этического долга, т.е. рождение детей (прежде всего сыновей)
призванных укрепить позиции семьи в веках. Отсюда постоянная тенденция к
росту семьи, отдаленные последствия которой мы наблюдаем сегодня.
Древнее сравнение государства с семьей, подчеркивало, что как подданный
должен бесприкословно подчиняться правителю, так и сын должен
бесприкословно подчиняться отцу, не только при жизни, но и после смерти.



Анализ литературы


Тема «китайская семья» довольно хорошо изучена, хотя специальных изданий на
русском языке почти нет. В русскоязычной литературе информация о
«китайской семье» содержится в сильно рассеянном виде во множестве
источников.
Во - первых, это труды, входящие в т.н. конфуцианский канон: «Луньюй»
(суждения и беседы), «Шицзин» (книга песен) и «Лицзи» (записки о ритуале).
Самым древним источником является «Шицзин» (1 тыс. до н.э.) и даже не он
сам, а первая его часть “Гофын” (нравы царств) содержащая сто шестьдесят
песенно-поэтических произведений пятнадцати различных царств Китая того
времени,—это свод древнейшей китайской лирики периода Чжоу. «Гофын», имеет
огромную ценность для моей работы, т.к. сюда вошли прекрасные лирические,
любовные песни, с их обаянием и радостными чувствами молодости, с их
задушевностью, а также трудовые песни, глубоко уходящие своими корнями в
щедрую почву народного творчества. «Гофын» воссоздает яркую и колоритную
картину общественной жизни и быта китайского народа в эпоху его раннего
развития.
«Лунь-юй» - небольшой трактат, в который входят изречения Конфуция,
а также разговоры между ним и его учениками и современниками. Она написана
через 70-80 лет после смерти Конфуция, т.е. в начале 4 в. до н.э. «Лунь-юй»
написана крайне лаконичным языком и состоит из отрывочных записей, в
которых затрагиваются самые разнообразные темы, начиная от деталей
повседневной жизни Конфуция и кончая разбором проблем философии, культуры,
политики и морали, в том числе и о семье.
«Лицзи» хоть и входит в число канонических, в отечественном
китаеведении еще не изучен, хотя значение этой книги для понимания сути
китайской истории, культуры и конфуцианского учения, в частности, трудно
переоценить. «Ли цзи» - это собранные воедино раннеханьскими учеными
различного рода древние записи о «Ли». Текст памятника состоит из сорока
девяти глав, но на русский язык полностью переведена только первая глава
"Цюй ли" (разнообразные правила благопристойного поведения). Содержание
главы передает регламентации поведения человека в различных жизненных
ситуациях.
Перевод этой главы был найден в Интернете по адресу:
http://vostok.amursu.ru:8101/cont1/liji.htm
Кроме того отдельные высказывания из «Ли цзи» можно найти в любом тексте
посвященном Конфуцию и его учению.
Единственная в своем роде книга В.Я. Сидихметова «Китай: страницы
прошлого», где только и можно найти большое количество систематизированной
информации о семье и семейных отношениях. Надо заметить, что эта книга
описывает обычаи средневекового Китая, но учитывая крайний консерватизм
китайцев помноженный на внутреннюю консервативность таких обычаев, как
свадьба, похороны и т.д., можно их применить к более раннему времени.
Сильно помогла книга Н.Т. Федоренко «Древние памятники китайской
литературы» Москва 1978, своими комментариями к «Шицзин».
Ну а полный текст «Шицзин» я нашел в книге «Конфуций: уроки мудрости»
Москва “Фолио”-2001
Неоценимую помощь оказал Интернет, где была найдена книга В. Рубина,
эмигрировавшего в 1976 г. в Израиль. В этой книге «Идеология и культура
древнего Китая (четыре силуэта)», дан очень цельный и глубокий анализ
философских течений древнего Китая.
К этому же примыкает цикл статей к.и.н. В. Рыбакова, где дан блестящий
анализ китайского общества эпохи Конфуция.
Большую помощь оказал научно-художественный сборник «Китайский эрос» (под
ред. А.И.Кобзева), единственный, где содержатся материалы о взаимоотношении
полов и их философской «подкладке».
Так же в Интернете я нашел множество статей посвященных китайской семье, из
которых необходимо упомянуть:
Право древнего Китая (http://bestboy.narod.ru/318.html)

Имена (http://www.ant.md/school/has/publ/china16.htm)

Конфуций «Лунь Юй»
(http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml)

Китайская зарисовка Владимира Соловьева
(http://www.politolog.ru/idea/feller19.htm)



Из трудов общего значения можно упомянуть Л.С. Васильева и его учебник для
ВУЗов «История религий востока».

Что касается книг по экономике древнего Китая, то их гораздо больше, чем
книг по идеологии и культуре.
Наиболее подробный обзор социально – экономической истории я нашел у В.П
Илюшечкина
«Сословно-классовое общество в истории Китая» и у М. Кокина; Г. Папаяна
«Цзин-тянь: Аграрный строй древнего Китая»
Периодика почти не помогла, была найдена только одна статья общего
характера, касающаяся темы работы.



Экономическая основа китайской семьи


Понять своеобразие Китая и его социальных институтов нельзя без изучения
их экономической основы, а т.к. пишется данная работа в рамках
формационного подхода то в основе развития китайской цивилизации лежит
развитие орудий труда и производственных отношений.
Я попытаюсь рассмотреть экономику Китая от начала периода Чжоу (1066-221
гг. до н.э.) до конца империи Цинь
(221-202 гг. до н.э.) – первого централизованного государственного
образования на территории Китая.
В то же время это позволит дать картину земельных отношений для всех
остальных царств древнего Китая, т.к. развитие там шло по сходному пути.
В 1 тыс. до н. э. в Китае широкое распространение получило орошаемое
земледелие. В бассейнах рек Хуанхэ, Хуай, Вэй была проведена целая сеть
каналов, что позволило включить в полеводство новые земли и повысить
урожайность культур.
Большую роль в подъеме экономики сыграло открытие месторождений железа и
меди. В источниках встречаются многочисленные упоминания о разработке
железорудных месторождений, выплавке железа, изготовлении железных
сельскохозяйственных орудий т.к железо оказалось гораздо более дешевым и
удобным для изготовления орудий труда металлом, чем медь и бронза, что
обусловило его широкое применение, и использование тягловой силы домашних
животных, в частности быков, каждый из которых при работе заменил
мускульную силу трех—четырех человек, намного увеличило энерговооруженность
непосредственных производителей. Судя по сообщению древнекитайского
трактата ”Гуаньцзы”, в то время в Китае было известно 5270 горных
месторождений, из них в 467 добывали медь, а во всех остальных—железную
руду. В другом памятнике эпохи Чжаньго(551-479 гг. до н.э.), “
Шаньхайцзине ”, приводятся названия 34 самых крупных разрабатываемых
железорудных месторождений (1); эти рудники не были сосредоточены в каком-
либо одном месте, а находились в различных районах страны. В результате
многочисленных раскопок, произведенных китайскими археологами в 50-х годах
20 в., по всему Китаю было обнаружено большое количество железных лемехов,
сошников, мотыг, заступов, тяпок, топоров. Появление сохи с железным
сошником и использование тяглового скота оказали революционизирующее
воздействие на развитие экономики, и прежде всего ее основной отрасли
земледелия, повысилась производительность труда.
В этот период торговые связи уже не замыкались рамками отдельных царств,
а выходили за их пределы. Сложились целые районы и крупные города,
специализирующиеся на выпуске какой либо одной продукции. Янчжоу и Цинчжоу
славились своими шелковыми изделиями; в царстве Чу в местечке Юань
изготовляли острые наконечники копий; в царстве Хань в Луньцзюаньшуе
отливали особо прочные мечи; Аньи являлось одним из основных поставщиков
поваренной соли. Несмотря на существование многих отдельных царств, в
стране развивалась тенденция к созданию прочных экономических связей между
различными, подчас даже отдавленными районами Китая.
Усилившееся развитие торговли способствовало быстрому росту городов. В
эпоху Чжаньго возникло много новых городов и разрастались старые. Столицы
почти всех царств древнего Китая являлись крупными торговыми и ремесленными
центрами с большим количеством населения. К таким городам относились
Хаиьдаиь (царство Чжао), Сянъян (Цинь), Далян (Вэй), Линьцзи(Ци).
Крепнувшие торговые связи вызвали развитие водного транспорта - одного из
самых удобных и дешевых средств сообщения. В эпоху Чжаньго была сооружена
целая система каналов, связывавших различные царства. В «Шицзи» в главе «О
реках и каналах» дается подробная картина речных торговых путей.

Основную массу населения периода Чжоу составляли чжун (чжунжянь)—юридически
свободные общинники (2) , над нею возвышалась еще очень тонкая прослойка
правящей родо-племенной знати, состоявшая из правителя—вана (царя, князя),
его родственников и приближенных, а также из глав родов—чжухоу (3), их
родственников и приближенных.
Однако важнейшей для аграрной страны, которой был Китай в то время,
являлась проблема земельных отношений.
В период Чжоу расцвела система “Цзин-тянь” (колодезная система). Форма
участка полученного в рамках этой системы напоминал иероглиф # (цзин)
– колодец.
Участок земли в одну ”Ли”(1”Ли” =54 га) делили на 9 частей. Каждая часть
равнялась 100 “Му”(1“Му”=0,06 га) средний участок был общинным полем.
Каждая семья получала по одному участку , а центральный обрабатывали
сообща и урожай с него шел вану. Земли принадлежали общинам и
подразделялись на надельные “сы-тянь”, находившиеся в пользовании отдельных
семей или семейных общин, и общественные “гун-тянь” (4), обрабатывавшиеся
сообща членами общин. Урожай с этих земель шел на содержание правителя и
знати, а также на государственные и общественные нужды.

| |
| | | |
| Семейные |
| | | |
| | | |
|Семейные |Общин- |Участки |
| |ное | |
| |поле | |
| | | |
| участки |
| | | |
| |

Правитель, кроме того, регулярно получал дань от глав родов (5), которые
были обязаны также предоставлять в его распоряжение ополчения и рабочую
силу для производства некоторых работ. В свою очередь, чжухоу, по всей
вероятности, получали регулярные приношения от общинников—членов
возглавляемых ими родов. Практиковалась также, в частности передача ваном
отдельным представителям знати права на сбор в их пользу налогов с тех или
иных общин (6) в виде “кормлений”.
Следовательно, обработка общинниками “общественных полей", урожай с которых
отчуждался и присваивался в своей значительной части ваном и
представителями знати, а также дань, регулярные приношения и ”кормления”
являлись своеобразной формой передачи прибавочного труда и прибавочного
продукта общинниками в виде налога в распоряжение правителя и знати. Иначе
говоря, это была эксплуатация общинников знатью посредством налога,
отчуждаемою представителями знати во главе с ваном лишь в силу обладания
ими властью.
Необходимо заметить, что в Чжоусском китае существовал обычай регулярного
передела земельных участков в рамках “Цзин-тянь” (отдельных селений
“Цю”=16”цзинов” (т.е.128 семей)). Правда сроки приводятся разные. “Ли-цзи”
говорит о ежегодном переделе, а ханьский историк Хе Сю говорит о переделе
раз в 3 года (9). Однако оба источника говорят о справедливом наделении
землей. Причем передел осуществляли сами общинники. При распределении
участка учитывалась численность семьи. Причем если земля была “плохая”, ее
выдавали больше стандартных 100”Му”, т.е. старались соблюсти равенство.
Важным элементом общественной структуры в то время являлась большесемейная
община поэтому можно с достаточным основанием предположить, что наряду с
налоговой эксплуатацией там имела то или иное распространение также
патриархальная эксплуатация, т. е. отчуждение и присвоение старейшинами
общин прибавочного продукта и прибавочного труда общинников только в силу
освященной традициями патриархальной власти первых над последними. Трудно
сказать, каково было количественное соотношение между налоговой и
патриархальной разновидностями эксплуатации. По-видимому, преобладала
налоговая эксплуатация, так как господство патриархальной разновидности
эксплуатации имело место лишь в безгосударственных обществах (7).
Таким образом, эксплуатация общинников знатью в обществе Чжоу сложилась не
на основе экономической реализации общинной собственности на обрабатываемые
земли в процессе производства и распределения, при которой избыточный
(прибавочный) продукт, создаваемый общинниками, должен был бы, как и
условиях общинно родового строя, использоваться, прежде всего и главным
образом в интересах самих же общинников. Она появилась в этом обществе в
результате возникновения примитивного государственного образования, которое
в целях обеспечения своего существования закономерно и необходимо должно
было заменить и заменило экономическую реализацию общинной собственности на
землю в процессе производства и распределения внеэкономическим,
принудительным отчуждением совокупного прибавочного труда и прибавочного
продукта общинников в его пользу в виде налогов. Это отчуждение не носило
бы характер эксплуатации, если бы отчужденный в виде налога прибавочный
продукт использовался, так или иначе, в интересах и на благо общин и
общинников. Однако вместе с возникновением примитивного государственного
образования (как естественный результат развития процесса общественного
разделения труда и обмена результатами деятельности) появилась
привилегированная прослойка управителей, которая использовала свою
причастность к власти в целях присвоения той или иной доли совокупного
прибавочного продукта, отчуждаемого возникшей властью у общинников, которое
выходило за рамки обмена результатами деятельности и потому носило характер
эксплуатации, порождавшей имущественное неравенство(8).
Отсутствие частной собственности на землю в
раннечжоусском обществе исключало возможность возникновения и
распространения частнособственнической эксплуатации в важнейшей отрасли
экономики древнего Китая - сельском хозяйстве. Неразвитость ремесла и
обмена исключала также и возможность сколько-нибудь широкого
распространения частнособственнической эксплуатации в ремесле. Правда, в
этом обществе практиковалось рабство, источником которого было порабощение
военнопленных. Однако оно не играло сколько-нибудь существенной роли в
экономической жизни страны. Рабы, судя по самым различным данным, были
очень малочисленны, использовались главным образом в непроизводительной
сфере личного и домашнего обслуживания представителей знати и,
следовательно, содержались за счет прибавочного труда юридически свободных
общинников. Эпиграфические памятники и археологические материалы
свидетельствуют, что большую часть военнопленных убивали в ритуальных
целях. Такое отношение к пленным—важный показатель того, что в то время
массовое превращение их в рабов было экономически нецелесообразным.
Расцвет системы “Цзин-тянь” пришелся на жизнь основателя великого социо –
философского учения Конфуция. Он и его последователи очень высоко оценивали
эту систему, указывая на ее справедливость и культивируемое равенство.
Однако в 6—5 вв. до н. э. в связи с ростом производительности труда и
увеличением на этой основе размера и общей массы прибавочного продукта, в
чжоуском Китае произошли очень важные социальные и социально-экономические
изменения. Постепенно исчезала общинная собственность на обрабатываемые
земли и ушел в небытие обычай их передела. Рента-налог в форме отработок на
«общественных полях», дани и регулярных приношений постепенно заменялась в
различных княжествах тогдашнего Китая рентой-налогом продуктами
соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей.
В результате постепенного разложения общинной собственности на землю и
становления частной собственности на нее сначала в княжестве Лу (6 в. до н.
э.), а затем и в других царствах обработка “общественных полей” общинниками
была заменена поземельным налогом, взимавшимся с крестьян, а сами
“общественные поля”, видимо, стали собственностью представителей знати и
чиновничества.
В 6—5 вв. до н. э. в связи с разложением общинной собственности на землю и
появлением частной и государственной собственности на нее, а также в связи
с усилившимся процессом имущественной и классовой дифференциации в
китайском обществе зародились и стали получать все большее распространение
и другие (помимо рабства) формы частнособственнической эксплуатации, в
частности наемный труд в его докапиталистической разновидности и аренда-
издольщина. Правда, упоминания об аренде не встречаются в довольно скудных
письменных памятниках той эпохи. Поэтому ее появление связывают с реформами
Шан Яна (4 в. до н. э.), направленными к развитию и укреплению
частнособственнических отношений. Однако при этом надо иметь в виду, что
эти реформы лишь дали широкий простор тенденциям, наметившимся еще в
предшествующие столетия.
В дальнейшем частная собственность на землю получила повсеместное
распространение, а крупная частная земельная собственность стала фактором,
определявшим в течение последующих 2,5 тыс. лет характер и направление
социально-экономического развития китайского общества.



Философы древнего Китая о семье


Исключительное по своей силе влияние на китайское общество оказала
деятельность Кун-Фу цзы (Конфуций). Конфуций открывает собою эпоху
непревзойденного расцвета мысли, ту эпоху, когда были заложены основы
китайской культуры. Его учение было отправной точкой для последующих
мыслителей; одни продолжали и развивали его взгляды, другие подвергали их
яростной критике. Но для правильного понимания взглядов Конфуция необходимо
понять исторический “фон” который послужил им основой.

Конфуций жил за три с лишним столетия до объединения Китая, в эпоху, когда
Китай, по площади занимавший лишь незначительную часть современного, был
разделен на множество воюющих между собой городов-государств. Недаром в
исторической науке это время получило название Восточное Чжоу (период Весен
и Осеней и период воюющих царств) - 551-479 гг. до н.э. В это время
страной управляла династия Чжоу (1122- 249 гг. до н.э.), но на самом деле
чжоуский Ван, носивший титул «сын неба», обладал авторитетом, но не
властью. Он исполнял ритуальные функции как священное лицо, которому небо
доверило управление Поднебесной, т.е. государствами Китая, которые
представлялись древним китайцам как средоточие цивилизации вообще. Их
называли Срединными государствами (Чжун-го), ибо считалось, что они
окружены некультурными племенами. Это самоназвание Китая сохранилось и до
сих пор, с той только разницей, что теперь его следует понимать как
Срединное государство (в древнекитайском языке нет форм множественного
числа). Представление о том, что весь Китай является единой Поднебесной, во
главе которой стоит один властитель, сын неба, заставляло рассматривать
политическую раздробленность как аномалию, отпадение от правильного порядка
и, следовательно, явление временное, переходное,

представляющее собой ступень к новому единству. Мысли о возможности
существования государств, независимых от сына неба и ему не подчиняющихся,
в древнем Китае так и не возникло, и это оказало определенное влияние на
политическое мышление китайцев. Однако политической реальностью была не
Поднебесная, а город-государство ( Го), небольшой по размерам (лишь в
крупнейших городах число дворов доходило до нескольких тысяч), населенный в
основном земледельцами и, в значительно меньшей мере, ремесленниками и
торговцами. Высший слой здесь состоял из знатных родов, находившихся в
родстве с правящей династией и живших за счет доходов от передававшихся им
в кормление сельских общин. Рабы в это время в древнем Китае серьезной роли
в экономике не играли. Использовали их во дворцах в качестве прислуги. В
городе-государстве, как правило, все друг друга знали, и отношения между
правителем и подданными носили в значительной мере личный характер(10).
Этим объясняется глубоко проникшее в мышление древних китайцев
представление о государстве как о большой семье, нашедшее отражение в
древнекитайском языке, где одним из терминов, обозначавших государство,
было слово «го-цзя» - «государство-семья». Народ в городе-государстве играл
несравненно более активную роль, чем в позднейшей империи. Хотя в обычное
время правитель делил власть со знатью, в опасные моменты на сходки
собирался вооруженный народ, без одобрения которого правитель действовать
не осмеливался. Наиболее дальновидные представители знати в своих речах
постоянно подчеркивали, что от народа зависит судьба правителей, советовали
заботиться о народе и предостерегали от попыток навязать ему волю силой
оружия(11). Как отметил китайский историк Шан Юэ, такая политическая
обстановка привела к убеждению, что народ находится в тесной связи со
сверхъестественными силами, с небом и с духами(12). Так, в «Книге истории»
(Шу-цзин) говорится, что «прозрение и настороженность неба осуществляются
через прозрение и настороженность народа»(13). В хронике «Цзо-чжуань»
передаются

слова одного из сановников о том, что «народ - хозяин духов»(14). Здесь же
приводится речь начальника музыкантов Куана, который, отстаивая право
народа на изгнание жестокого и несправедливого властителя, говорит: «Небо,
создав народ и поставив над ним государя, поручило ему быть пастырем, и ему
не следует терять этого качества... Любовь неба к народу огромна, разве оно
позволит одному человеку чинить произвол над ним, давать волю своим
прихотям и не считаться с природой неба и земли? Конечно, нет!»(15). О
глубоком сознании силы народа говорит появившееся в это время и
впоследствии вошедшее в пословицу изречение «Сердце народа строит стены,
голос народа плавит металл». Об этом же свидетельствуют и слова Конфуция:
«Без доверия народа удержаться невозможно» (16).

Кроме города-государства, а 6-5 вв. до н.э. огромную роль в жизни
древнекитайского общества играла организация «цзун-цзу» - клана. Как
показал М.В.Крюков, это была патронимическая организация, объединявшая
происходившую от общего предка группу родственных семей, между которыми
существовало иерархическое подчинение, но которые в то же время были
связаны общностью интересов (17). Считалось, что «цзун-цзу» несет
ответственность за действия всех своих членов, и этим объясняются
встречающиеся в источниках сведения об истреблении всего рода, если кто-
либо из членов обвинялся в тяжких преступлениях. Наличие связанной
родственными узами мощной организации, как и факт органической связи между
структурой «цзун-цзу» и системой социальных рангов, существовавших в то
время в древнем Китае, - все эт

Новинки рефератов ::

Реферат: Николай Иванович Кареев (Социология)


Реферат: "Страшный Мир" в лирике А. Блока (Литература : русская)


Реферат: Телевидение и общество (Социология)


Реферат: Анализ и оценка аппаратных средств современных ПЭВМ (Программирование)


Реферат: Положение воинов по законам царя Хаммурапи (История)


Реферат: Томас Джефферсон и его роль в американской революции 18 века (Исторические личности)


Реферат: Модернизация АСР (автоматическая система регулирования) молотковой дробилки типа ДДМ (Технология)


Реферат: Конституционно – правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ (Право)


Реферат: Динозавры. Факты и теории (Биология)


Реферат: А. С. Макаренко (Педагогика)


Реферат: Заработная плата (Менеджмент)


Реферат: Отчет о магистерской практике (АО "Норд") (Аудит)


Реферат: Искусство Японии (Искусство и культура)


Реферат: Бухгалтерский учет (Бухгалтерский учет)


Реферат: Экспертные системы (Программирование)


Реферат: Конфликтология (Психология)


Реферат: Павел Александрович Флоренский (Исторические личности)


Реферат: Китай (История)


Реферат: Переменные звезды (Астрономия)


Реферат: Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист