GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Художники передвижники (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Художники передвижники (Культурология)



В семидесятых годах XIX века возникло новое, не зависящее от Академии
художеств, творческое объединение – Товарищество передвижных художественных
выставок. Организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший
центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического
направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и
оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более
утрачивала авторитет и эту роль основного центра.
Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова,
Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической
художественной культуры. Идейным и организационным руководителем
передвижников долгие годы был И.Н. Крамской. В своем творчестве
передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне
отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр
являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство
портрета, замечательное содержательностью социально-психологических
характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории,
в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные
движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания
прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным
мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим
чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений
передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы.
Правдиво изображая события и сцены из жизни, они в своих работах выносили
приговор окружающей действительности, обличали жестокое угнетение народа.
Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное
и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда,
многообразие и поэтическое обаяние родной природы.
Своим творчеством передвижники активно участвовали в широком
общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил
против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно
поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества.
На протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников
углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все
больший авторитет и популярность у широкой публики.
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ.
В картине "Проповедь в селе", созданной в год отмены крепостного
права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков,
Перов изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает
вверх, а другой - на задремавшего в кресле помещика; сидящая рядом молодая
барыня тоже не слушает проповедь. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах.
Они огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что
всякая власть от Бога. Одновременно с "Проповедью в селе" Перов пишет
картину, принёсшую ему первую известность, - "Сельский крёстный ход на
пасхе". На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное
пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы.
С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное
убожество этих людей. Во второй половине 1860-х годов он создает свои
лучшие произведения: " Проводы покойника", "Тройка", "Утопленница", "Приезд
гувернантки в купеческий дом", " Последний кабак у заставы", " Спящие
дети", " Странник". Каждая из них - законченная новелла о человеческом
горе.
В 70-е годы Перов пишет такие картины, как "Охотники на привале",
"Птицелов", "Рыболов", "Голубятник". Их герои - чудаки, идеалисты,
романтики на свой лад, находящие отраду в общении с природой.
В 80-е годы рождается Перов - исторический живописец. Он обращается к
евангельским сюжетам, к фольклору. Например, пишет многофигурную
монументальную картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года
- "Никита Пустосвят. Спор о вере"(1880-1881 гг.). Перова привлекают
переломные моменты русской истории, выявляющие суть национального
характера. Глубоко личное переживание Евангелия находит выражение в двух
пронзительно эмоциональных работах: "Христос в Гефсиманском саду" и "Снятие
с креста". "Плач Ярославны", "Тающая снегурочка", "Иван-царевич на сером
волке" - примеры обращения Перова к народному эпосу.

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ

Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой
русской живописи 1860-1870-х годов. Он по праву был идейным лидером,
совестью и мозгом передвижничества. Центральным творением Крамского 1870-
х годов явился портрет Л. Н. Толстого(1873). С силой, почти равною
толстовской, художник понял и передал владевшее Толстым чувство единства с
жизнью. М. Е. Салтыков - Щедрин в портрете 1879 года предстает, напротив, в
состоянии открытого и вызывающего противостояния действительности. Очень
интересен и портрет А. С. Грибоедова (1873).
На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского
"Христос в пустыне", которая вызвала долго не утихавшую полемику. Крамской
пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного
выбора. Эти слова невозможно понимать прямолинейно. Эта картина о
нравственной предопределенности человеческого существования, о том, чего
стоит человеку жить по совести при абсолютной невозможности для него
поступать иначе. В трех главных картинах Крамского 1880-х годов - "Лунная
ночь", "Неизвестная" и "Неутешное горе" - выражение общечеловеческого
оказывается связано с воплощением женских образов.
Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило
на помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему «успокоение и
крепость для продолжения того, что называется жизнью». Этим и определяется
сдержанное достоинство искусства Крамского.
АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) - замечательный русский
художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников.
Ему принадлежат картины "Волга под Юрьевцем" (1871), "Разлив Волги под
Ярославлем" (1871) и, наконец, "Грачи прилетели" (1871), появившаяся на
Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.
В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль,
тревога, а то и острая тоска: "Лунная ночь. Болото" (1870), "Закат над
болотом" (1871). Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.)
Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен "Могилы над
Волгой" (1874).
В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны
черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические
произведения, и среди них - "Рожь" (1881), "Зимний пейзаж" "Северная
деревня", "Весна. Огороды" (1883).
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ
На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину
"Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе". Впечатление от картины
было очень сильное; она вызвала сильную полемику в газетах. Салтыков писал
о картине: "Всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет
сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые
никогда не изглаживаются из памяти". В 1884 г. Ге написал прекрасный
портрет Л. Н. Толстого, затем ряд картин на религиозные сюжеты: "Выход с
Тайной вечери" (1889), "Что есть истина?" (1890), "Иуда" (Совесть) (1891),
"Синедрион" (1892) и, наконец, "Распятие" в нескольких вариантах. В то же
время он пишет портреты Лихачевой, Костычева , свой собственный, Н.И.
Петрункевича, делает рисунки к повести Л.Н. Толстого "Чем люди живы" и
лепит бюст Л.Н. Толстого.

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ

В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно
написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках
уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и
крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы
современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная
телеграмма", 1878, - обе в Третьяковской галерее). В 1880-е гг., оставив
жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории,
русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё
дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к
русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим
произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и
высокие патриотические чувства. Васнецов создал картины "После побоища
Игоря Святославича с половцами" (1880), "Аленушка" (1881), проникнутая
искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке" (1889), "Богатыри"
(1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван
Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской галерее). С общей
направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны
его работы для театра - декорации и костюмы опере Н. А. Римского-Корсакова
"Снегурочка". Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и
исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной
природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия
("Аленушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря Святославича
с половцами"), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.
Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-
декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых
цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже
получивший распространение в России стиль "модерн".
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
С начала 70-х гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает
принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от
жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал
жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому
и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73). Картина
обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём силу и
зреющий протест. Репин передал индивидуальные неповторимые черты измученных
тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной красотой. В
годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной
Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих лет "Парижское кафе"
(1874-75) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные
характерные черты парижской жизни. Во Франции Репин написал картину "Садко
в подводном царстве" (1876), воплотив в ней свои думы о родине. С 1882
Репин жил в Петербурге. Конец 1870-х - 1880-е гг. наиболее плодотворный
период в творчестве художника. Появление на выставках его лучших картин,
проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным строем, было
событием в художественной и общественной жизни России. В 1880-х гг. Репин
много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам,
видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею
положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость
разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди",
1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали", 1884-88). В
центральном произведении цикла - "Не ждали" - изображена сцена возвращения
ссыльного домой. В образе революционера звучит трагическая тема трудной
судьбы героя. Репин показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи,
встречающих отца, сына, мужа.
В 1870-80-е гг. Репин создаёт и лучшие портреты. В них проявились его
демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной
портретной галерее, созданной Репиным, как и в жанровых картинах,
раскрылись существенные черты русской жизни - столь ярки в социальном плане
и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873),
А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881),
П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) -
все в Третьяковской галерее; В. В. Стасова (1883)].
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ
В.И. Суриков обращался в своем творчестве к историческим сюжетам.
"Утро стрелецкой казни" (1878—1881) демонстрирует мощь характеров
персонажей, трагедийность одного из переломных этапов российской истории.
В картине "Меншиков в Березове"(1883) Суриков сконцентрировал внимание на
одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии
России.
В 1887 году Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума
— Ф. П. Морозовой. Трагическая судьба сильной и страстной натуры для
художника неотделима от судеб народа, который противился никоновским
церковным реформам. Впервые картина появилась на Пятнадцатой передвижной
выставке и получила самую восторженную оценку современников. Суриков сумел
выразить в великолепной живописи "Боярыни Морозовой" (1887) душевную
стойкость, самоотверженность, красоту русских людей.
В 1891 г. художник принимается за работу над новым полотном "Покорение
Сибири Ермаком"(1895). Эпический характер картины определен не только
значимостью сюжета (момент столкновения двух исторических сил), не только
четко переданным движением огромной массы людей, но и средствами живописи.
Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном "Степан
Разин" (1907—1910)
ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН
В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит
одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного
пейзажа второй половины XIX столетия. Среди мастеров старшего поколения И.
И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не
знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Никто до Шишкина с
такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не
поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной
природы.
Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской
природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины "Рубка леса"
(1867). Для определения "лица" пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес,
наиболее характерный для северных областей России. Шишкин стремился к
изображению леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Но в
этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия
бесконечного своеобразия жизни дерева. Тема русского леса после "Рубки
леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Летом 1869 года
Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической
выставке. Картина "Полдень. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего
строя. Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет
Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность
сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста.
Лето 1871 года Шишкин прожил на родине. В начале 1872 года на
конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин
выступил с картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии". В некоторых
произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при
сохранении все той же тщательности в передаче деталей. Для семидесятых
годов такой картиной стала "Рожь" (1878).
Шишкин впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав
двенадцать крымских пейзажей. В 1888 году Шишкин написал "Туман в сосновом
лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров в тумане", в 1889 году -
"Утро в сосновом лесу" и "Туман", в 1890 году - снова "Туман" и, наконец,
"Туманное утро" (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной
выставке).
На рубеже восьмидесятых - девяностых годов Шишкин обратился к
сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал
большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть
заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ
Начав свой творческий путь как передвижник, Серов шел от натурализма к
условности художественного языка, отдав дань импрессионизму, "Миру
искусства", стилю "Модерн", и во многом определил художественный облик
своего времени. Серов стал широко известен как живописец, рисовальщик,
иллюстратор, театральный художник. От ранних работ - "Девочка с персиками"
(1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888), будто бы сотканных из солнца
и воздуха, - Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К.А.
Коровина (1894), Николая II (1900), К.П.Победоносцева (1902), С.Ю. Витте
(1904), Ф.И. Шаляпина (1905) и др., историческим композициям "Выезд Петра
II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту" (1900), "Петр 1" (1907) и др.,
иллюстрациям к басням И.А. Крылова и др.
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ
Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева,
Поленов передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы,
неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в
русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой
естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной
завершённостью и чёткостью рисунка ("Московский дворик", 1878; "Бабушкин
сад", 1878; "Заросший пруд", 1879; все - в Третьяковской галерее.)
Разрабатываемые Поленовым принципы (привнесение в пейзаж жанрового или
лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные
художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего
развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные Поленовым на
Ближнем Востоке и в Греции (1881-82), послужили материалом к картине
"Христос и грешница" (1886-87), попытке разрешить нравственную проблему в
духе христианской этики, а в плане художественном - обновить живописную
систему академизма. Большую убедительность тяготение Поленова к
гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и
исполнению картине "Больная" (1886). Продолжая в дальнейшем обращаться к
евангельским сюжетам, Поленов чаще всего придавал им жанровую или пейзажную
окраску. Для пейзажей, посвященных родной природе, с середины 1880-х гг.
характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности,
своеобразного декоративизма, свободная манера письма ("Золотая осень",
1893). Начиная с 1870-х гг. Поленов много работал в области театрально-
декорационной живописи.
Список использованной литературы.
1. Бурова Г., Гапонова О., Румянцева В. Товарищество передвижных
художественных выставок. –М., 1962.
2. И. Иванов Передвижники. М., 1961.




Реферат на тему: Цивилизация Ацтеки. Особенности ее культуры

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОЛЬЯТТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ



Реферат по курсу «Культурология»
На тему: «Цивилизация Ацтеки. Особенности ее культуры»



студента 3-го курса
специальности «Финансы и
кредит»
факультета «Управление и
финансы»
Масютенко Ильи Валерьевича



Тольятти 2002 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение. 3
Актуальность изучения культуры древних народов 3
История ацтеков. 5
Скитания ацтеков. 5
Создание империи. 6
Образ жизни ацтеков. 6
Образование. 8
Завоевательные войны и управление империей. 8
Религия. 9
Календарь ацтеков. 10
Заключение 11
Список используемой литературы. 13


Введение.

«Ацтеки — название народов, населявших долину Мехико незадолго до
испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие
племенные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали черты
культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и
царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали
теночки, и “ацтеками” иногда называли только этот последний народ. Под
ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный
теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана,
установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430
по 1521.»[1]
Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под
названием “долина Мехико”, где теперь расположена столица Мексики. Эта
плодородная долина площадью ок. 6500 кв. км простирается приблизительно на
50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над у.м. и со всех
сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту
5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь
соединяющихся озер с самым обширным из них — озером Тескоко. Озера питались
горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные
проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали
питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и
млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения.
Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных
областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные
ландшафты и природные зоны — относительно засушливые районы севера долины
Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские
горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные
тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к
разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их
первоначального проживания.
Обитатели долины Мехико и некоторых других ареалов (например,
тлашкаланцы, жившие на территории нынешних штатов Пуэбла и Тласкала)
говорили на диалектах языка науатль (букв. “благозвучие”, “складная речь”).
Он был принят как второй язык у ацтекских данников и стал языком-
посредником почти во всей Мексике в колониальный период (1521–1821). Следы
этого языка обнаруживаются в многочисленных топонимах типа Акапулько или
Оахака. По некоторым оценкам, ок. 1,3 млн. человек до сих пор говорят на
языке науатль или его варианте науат, чаще называемом “мехикано”. Этот язык
входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви, распространенной от Канады до
Центральной Америки и включающей около 30 родственных языков.

Актуальность изучения культуры древних народов

Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит в себе
множество загадок. До завоевания континента европейцами - это была
самобытная сплоченность нескольких культур. Ученые углубленно занимаются
изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает
сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.
Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свидетельств
своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о
внезапном упадке или частичном исчезновении вообще.
Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый огромный
культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, свидетельствах
письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до
нас языке. Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки и
не редко с современной, мы находим много интересного в ней и еще больше
неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего стоит один миф о
сказочной стране "El dorado". Многие фрагменты далекой эпохи существования
цивилизаций инков, ацтеков и майя, к сожалению, навсегда утрачены, но
остается многое, с чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно также дает
нам пути к разгадке многого, порой необъяснимого, нам, современным людям,
относительно искусства в целом тех далеких миров.
Проблема изучения этих древних культур до недавних пор заключалась в
"закрытости для глаз и умов ученых всего мира" самой Латинской Америки. С
большими препятствиями и интервалами в перерывах велись и ведутся работы,
связанные с раскопками и поисками архитектурных сокровищ. Только в
последнее время, за исключением литературных сведений, расширен доступ к
территориям и местам, связанных с обитанием на них древних племен и
народов.
Предметом моего более подробного рассмотрения станет цивилизация
ацтеков. Я останавливаю свой выбор на ацтеках, так как меня заинтересовал
тот факт, что их культура сохранилась до сих пор и многочисленные племена
ацтеков живут в наше время, обитая на своих исконных землях.
И все-таки стоит глубоко задуматься над тем, кто такие ацтеки? Опираясь
на то, что ученые мира не могут дать ясный ответ на многие явления этой
древней цивилизации, а главное, не могут дать объяснение уровню ее развития
в те времена. На самом деле удивительно то, что в эпоху, когда Европа
только мечтала о многих открытиях в области разных наук, там, на
Американском континенте, уже существовали такие цивилизации, которые давно
уже перешагнули через барьер многих научных достижений и развивались
гораздо более быстрыми темпами, чем это делала Европа. Примечателен и
тот факт, что в мире древних цивилизаций Америки первобытность нравов
граничила с необычайной осведомленностью во множестве наук, появление
многих из которых в обществе такого типа вообще не укладывалось в сознании
умов тогдашних европейцев, да впрочем, и сейчас нам еще сложнее понять
этот парадокс древних цивилизаций.
Актуальность этой темы возникает сама собой потому, что человека
всегда движет чувство недостаточности знаний, и он никогда не остановится
в исследовании различных явлений, если осталось хоть одна капля
непонятного. Видимо такова природа человеческого разума.

История ацтеков.

Исторический фон.
Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых
цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой
Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на
побережье Мексиканского залива в 14—3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву
для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования
называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным
пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в
резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью
и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что
религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались
специально обученные люди («Народы Америки» т.2, стр. 28).
Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в
последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на
сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя,
оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений
искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической
эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане — огромном городе площадью в
26—28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.
В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла
культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и
прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали
тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки
сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов,
богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества,
что привело к формированию наследственных династий правителей городов-
государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме.
Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых
интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы
распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к
образованию империй.

Скитания ацтеков.

Название “ацтеки” (букв. “люди Астлана”) напоминает о легендарной
прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в
долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен
чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или
даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области
Центральной Мексики.
«Мифологические и исторические источники указывают, что скитания
теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув
остров Астлан (“Место Цапель”), теночки дошли до Чикомостока (“Семь
пещер”), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в
том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых
когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в
долину Мехико и близлежащие долины»[2].
Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством своего
племени, Уицилопочтли (“Колибри левой стороны”). Их путешествие не было
плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго
останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия
внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в
долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны, они
были желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой города-
государства могли использовать в качестве наемников. С другой стороны, их
порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище теночки воздвигли на
холме Чапультепек (“Холм Кузнечика”), затем переходили из одного города в
другой, пока в 1325 не выбрали для поселения два островка на озере Тескоко.

Этот выбор, обусловленный практической целесообразностью, имел и
мифическую подоплеку. В плотно заселенном озерном бассейне острова
оставались единственным свободным местом. Их можно было расширить за счет
насыпных искусственных островов (чинампа), а лодки служили легким и удобным
видом транспорта. Существует легенда, согласно которой Уицилопочтли повелел
теночкам обосноваться там, где они увидят сидящего на кактусе орла со змеей
в когтях (этот символ вошел в государственный герб Мексики). В том месте и
был основан город теночков — Теночтитлан.
С 1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве
военных наемников, у самого сильного города-государства в долине Мехико,
Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ к природным
ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали город и расширяли с
помощью искусственных островов чинампа свои владения. Они заключали союзы,
чаще всего посредством браков, с правящими династиями соседних народов,
восходившими к тольтекам («История ацтеков», стр. 14).

Создание империи.

В 1428 теночки вошли в союз с аколуа города-государства Тескоко,
расположенного на восток от Теночтитлана, восстали против тепанеков
Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному союзу теночков
и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана. Так была создана
мощная военно-политическая сила — тройственный союз, нацеленный на
захватнические войны и контроль над экономическими ресурсами огромной
территории.
Правитель теночков Ицкоатль, первым возглавивший тройственный союз,
подчинил прочие города-государства долины Мехико. Каждый из пяти
последующих властителей расширял территорию империи. Впрочем, последний из
ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II), занимался не
столько захватом новых территорий, сколько консолидацией империи и
подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам, не удалось
подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев на востоке.
Последние оказали огромную военную помощь испанским конкистадорам во главе
с Кортесом при покорении ацтекской империи.

Образ жизни ацтеков.

Экономика.
Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные
разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также
семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и колючий
грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу
дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих
компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные
блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток,
предназначенный для знати. Из сока агавы приготовлялся алкогольный напиток
пульке.
Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды,
веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из
хлопка, который культивировался за пределами долины Мехико и ввозился в
столицу ацтеков. Носить одежды из хлопчатых тканей имели право только
знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и
блузки нередко покрывались замысловатыми узорами.
Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет “плавучих
садов” чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных
корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между
искусственными островами образовалась сеть связанных между собой каналов,
которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду
обитания рыб и водоплавающих. Земледелие на чинампа было возможно только в
окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и
Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в
центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной
для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу,
чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от
наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших
вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны
исключительно на эффективной организации труда (Кинжалов Р.В. «Искусство
древней Америки», стр. 57-58).
Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее
городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс.
человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в
других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек. Возрастала доля
аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю
составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания:
ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники.
Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных
народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи
на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а в небольших
открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве
ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана —Тлателолько: по
оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось от 20 до 25
тыс. человек. Купить здесь можно было все что угодно — от маисовых лепешек
и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были
цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью
совершения сделок.
Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили
дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты питания,
одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья
тропических птиц, а также оказывали различного рода услуги, в том числе
конвоировали пленников, назначенных к принесению в жертву.
Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в
ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства.
Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших за
пределами империи.
Социальная организация.
Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных
класса — наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в
роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на
ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством
которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств.
Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее
составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.
Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В
Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием
“калпулли” — своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел
земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать
и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной
принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики
по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы
были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями
больше, чем государству.
Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было
преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват
пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо
храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие
предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных
прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.
В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве
наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать
в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных
условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов
покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

Образование.

Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее
образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять
хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели
готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие
получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки
птичьих перьев.
Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые
начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где
под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии,
управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось
также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных
общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети
простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где
обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в
школы под названием “куикакалли” (“дом песни”), предназначенные для
обучения литургическим песнопениям и танцам.
Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним
хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в
религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-
летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд
привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный
напиток пульке.
Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями
о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву,
ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины,
погибшие при родах — так сказать, на своем поле битвы, — сопровождали
Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий
рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как
считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где
правили бог и богиня смерти.

Завоевательные войны и управление империей.

Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких
правителей под названием “тлатоани” (“оратор”). Власть была наследственной
и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование
почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших
кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового
правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и
публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в
праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить
вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением
религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-
государства подпали под власть других, одни правители считались выше
других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана.
На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи,
писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения
бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников
гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-
государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при
условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи
различными путями — одни народы теночки завоевывали и принуждали к
регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными
связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в
раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко
интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в
захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель.
Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные
войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам
продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался
захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов
противников, повышался в чине.
[pic]

Главный храм Теночтитлана (реконструкция).

Религия.

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и
богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый
Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый
Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь
ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя,
плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков,
ассоциировались с Солнцем.
Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли
его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя
святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм
возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие
храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч.
Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты,
песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные
драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.
Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и
девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития,
каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая — от
ягуаров, вторая — от ураганов, третья — от всемирного пожара, четвертая —
от потопа. Современная ацтекам эпоха “Пятого Солнца” должна была
завершиться страшными землетрясениями.
Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских
религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией
и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения,
считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла;
человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное
существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались
кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали
жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву
приносили избранника, которому выпала честь воплощать собою божество, при
других убивали множество пленников.

Календарь ацтеков.

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь
они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год
делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5
т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к
сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный
календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой
судьбы, содержал 20 наименований дней месяца (“кролик”, “дождь” и т.п.) в
сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня
своего рождения (вроде “Два Олень” или “Десять Орел”) получал также
предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а
Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний
цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер
уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание
каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной (Соди Д. «Великие
культуры Месоамерики» стр. 72).
Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной
жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений,
драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также
весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов
предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении
человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде
знати.
Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по
камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство
изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали
щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту,
жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в
создании мозаик и орнаментов.

Заключение

Конец эпохи древних народов Южной Америки наступает после получения
европейцами первых сведений об ацтеках в период конкисты, когда Эрнан
Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания
Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь
Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания Новой Испании
(Historia verdadera de la conquista de Nueva Espaa), где ярко и
обстоятельно описал теночков и соседние народы. Информация о различных
аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и
этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами.
Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная
Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de
Nueva Espaa) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые
разные сведения – от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний
флоры и фауны.
Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания.
Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных
работах не были обнаружены Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини
Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того,
как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные
археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда
археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из
сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода.
Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей
еще ряд больших и малых древних сооружений.
Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки
пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и
исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для
кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена
во время конкисты или сразу после нее. В целом во всей Месоамерике (так
называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и
Сальвадора) сохранилось не более двух десятков индейских кодексов.
Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного
ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два –
Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты
ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей.
Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли
донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников
для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.
В заключение проделанной работы по изучению народа ацтеков хотелось бы
дать оценку раскрытого материала. Изучая ацтеков и их культуру,
становится понятным и видимым богатство их традиций и монолитность
накопленного ими опыта за период своего существования.
Недостаточность реальных свидетельств и объяснений тех или иных
явлений древней культуры сама собой порождает все новые и новые
исследовательские поиски в сторону предмета изучения, ведь иначе и быть не
может. Мне бы, в свою очередь, хотелось подчеркнуть актуальность того,
что постепенно начинаешь познавать истоки возникновения этой культуры и
ее исторической трансформации. Для меня стало интересным понять
существование многих слов местного происхождения, употребляемых в
разговорной речи и литературе наряду с чистыми языковыми формами.
Особенно интересно разнообразие диалектов и его корней в истории. Порой
своебразие диалектов напрямую связано с древним языком, превалировавшим
на данной территории в период ее освоения колонизаторами, но этим
занимается другая очень интересная наука - лингвистика.
Древняя цивилизация Америки остается кладовой знаний для всех
областей научного мира. Этнографы находят для себя массу мало изученных или
не изученных вообще племен и народов, проживающих в труднодоступных
районах бассейна реки Амазонка. Историки и археологи посредством
археологических находок и других свидетельств открывают для себя и для
мира неизвестные эпизоды истории древнего мира Америки. Свидетельством
этого может служить факт внимания ученых и паломничества туристов в
города Мачу-Пикчу и Куско, древнюю столицу империи инков.
Люди, побывавшие там и рассказывающие об увиденном, кажутся
переполненными самыми необычными впечатлениями от пережитого и
увиденного. Они с упоением рассказывают о местах, где, якобы, когда-то
совершались религиозные обряды, о древних индейских храмах, о многом, чего
мы не могли бы себе ясно представить, не увидев на яву. Слушая их,
представляешь и понимаешь все величие и ценность памятников древних
цивилизаций, они несут с собой поистине огромный слой информации,
необходимой для осознания и правильного восприятия бытия наших предков и в
целом истории развития человечества.
В обобщение трех культур хотелось бы дать общий, подчеркивающий их
своеобразие, словесный портрет каждой. Среди древних цивилизаций Америки
можно выделить ацтеков, майя и инков. Корни этих великих цивилизаций
теряются в глубине веков. Многое остается неизвестным о них, но известно,
что они достигли высокого уровня развития. Майя, ацтеки и инки имели
огромные достижения в астрономии, медицине, математике, архитектуре и
строении дорог. Майя имели очень точный календарь, хотя и не располагали
телескопами и другими специальными устройствами для наблюдения за небом.
Календари ацтеков и инков очень похожи, между тем, на календарь майя.


Список используемой литературы.

1. «Народы Америки» т.2, М.,1959
2. Вайян Дж., «История ацтеков», пер.с англ., М., 1949
3. Кинжалов Р.В. «Искусство древней Америки», М., 1962
4. Кинжалов Р. «Орел, кецаль и крест». М., 1991
5. Леон-Портилья М. «Философия нагуа». М., 1961
6. Соди Д. «Великие культуры Месоамерики». М., 1985
7. «История литератур Латинской Америки», т. 1. М., 1985
8. газета «Калейдоскоп HЛО», №6 июнь 1998г.
-----------------------
[1] см. газета «Калейдоскоп HЛО», №6(стр. 53)июнь 1998г.
[2] см. газета «Калейдоскоп HЛО», №6(стр. 53)июнь 1998г.

-----------------------
[pic]

Гипсовая маска из Теночтитлана

свидетельствует о высокой степени

развития ацтекской скульптуры.


Календарь ацтеков, вырезанный на камне весом более 24 тонн.






Новинки рефератов ::

Реферат: Конфуцианство (Философия)


Реферат: AVR микроконтроллер AT90S2333 фирмы Atmel (Радиоэлектроника)


Реферат: Молодежь и курение (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Возрождение олимпийских игр (Спорт)


Реферат: Механизм государственного управления (Политология)


Реферат: Adam Smith (Исторические личности)


Реферат: Проблемы социализации детей-инвалидов (Психология)


Реферат: Брачность (Социология)


Реферат: Зарождение социологии в России и формирование различных направлений (Социология)


Реферат: Обычаи и традиции англо-говорящих стран (Иностранные языки)


Реферат: Газоперекачивающие агрегаты (Технология)


Реферат: Тенденции развития журналистики России в послепереходный период (Журналистика)


Реферат: Дионисий (Культурология)


Реферат: Социологические взгляды К. Маркса и его роль в развитие социологии (Социология)


Реферат: Детали машин, червячный редуктор (Технология)


Реферат: Мария Монтессори (Педагогика)


Реферат: Лекарственные растения (Биология)


Реферат: "Золотой век" русской культуры (История)


Реферат: Город Муром во второй половине 20 века (История)


Реферат: Политический портрет Сталина (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист