GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Заикание (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Заикание (Педагогика)



ПЛАН
Введение
1. Причины и механизмы развития заикания
2. Клиническая характеристика заикания
3. Распространенность заикания
Заключение
Литература
Введение.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории
развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности
обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и
подходят к изучению этого речевого расстройства.
В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь,
связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или
неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель).
Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого
аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.
На рубеже 19- 20 вв. заикание пытались объяснить как следствие
несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини
считал , что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое
якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это
ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка
при своем движении; Эрве-де-Шегуан - неправильным соотношением между
длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой
уздечкой.
Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в
функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели
(Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое
сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах);
несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли
человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель)
и т. д.
К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания можно
свести к трем теоретическим направлениям:
Заикание как спастический невроз координации, происходящий от
раздражительной слабости речевых центров(аппарата слоговых координаций).
Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а
затем в работах И. А. Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное
нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в
одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого». Сторонники
этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость
аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли
заикание в свете невротизма: заикание - это судорогоподобные спазмы.
Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это
направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А.
Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к
пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.
Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве
психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками
этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с
одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности
соприкосновения с окружающими, а с другой - возбудить сочувствие
окружающих посредством такого демонстративного страдания.
Таким образом, в конце 19 начале 20 в. все определеннее становится
мнение, что заикание - это сложное психофизическое расстройство.
Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать
основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних
случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое
является результатом ошибки нервных процессов в корне головного мозга,
нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого
авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).
В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся
результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально
возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.
В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство
речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и
дисгармоничного развития личности.
В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе органических
изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в
любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и
психологического характера, составляющие единство.



1. Причины и механизмы развития заикания

До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются
предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов,
невропатологов, психологов и др.
Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по
мнению В.М. Шкловского (1994), не может быть на современном этапе ни
достаточным, ни окончательным. Тем не менее, автор считает, что заикание
является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в
процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и
клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными
психовегетативными расстройствами, значение которых у детей дошкольного
возраста обычно невелико, а у взрослых они часто становятся доминирующими.
Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание - это
полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи
является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего
заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев
нуждающегося в комплексном лечебном воздействии (Асатиани Н.М., Белякова
Л.И., Калачева И.О. и др., 1978).
Заикание - следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что
возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития
фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и
значительной ранимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно
развивающейся речевой функции. Поэтому, исходя из теории И.П. Павлова о
высшей нервной деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах,
торможение, возникающее вследствие действия сверхсильного раздражителя в
речевых зонах головного мозга ребенка, может вызывать "срыв" речи -
заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется
по механизму условнорефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особенно
начинает проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на
отрицательные, вошедшие в патологическую рефлекторную цепочку, условные
сигналы (Карвасарский Б.Д., 1990; Шкловский В.М., 1994; Селиверстов В.И.,
2000).
К врожденным предрасполагающим факторам относят тяжелые нервно-
психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как
шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы
производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше
всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на
состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания,
неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности,
родовые травмы (Шкловский В.М., 1994).
В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы,
выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко
дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от
целостности и степени зрелости центральной нервной системы. У части
заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В
то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная
впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям,
что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной
системы, чем в норме (Мастюкова Е.М., 1997).
Определенное значение в развитии заикания придается наследственным
факторам. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические
особенности двигательной сферы и определенные особенности личности
(акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к
возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и
сестер составляет 18%. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в
32%, а у монозиготных - в 77%. У заикающихся мужчин процент появления
заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а для женщины соответственно
- 36% и 17% (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998).
В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система
испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет
период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей
характерно появление физиологических итераций.
Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно
оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения
сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности
ее моторной реализации.
Данные литературы позволяют отнести явление леворукости к одной из
врожденных предрасполагающих причин возникновения заикания (Белякова Л.М.,
Дьякова Е.А., 1998). Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной
связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди
заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции.
Есть указания также на то, что заикание нередко возникает при
перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда
переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у
ребенка может появиться заикание. Следует учесть, что при левшестве у детей
наблюдаются высокая общая эмоциональность, боязливость, тревожность и
другие показатели, которые нередко ведут к невротическому реагированию при
воздействии различных патогенных раздражителей. Ослабление гармонического
взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает
такую центральную нервную систему особо ранимой, что, в первую очередь,
отражается на их речевой функции.
Внешние предрасполагающие причины порождаются окружающей средой,
условиями жизни и воспитания ребенка. К ним можно отнести нарушения режима
сна и питания, недостаточную осведомленность родителей о том, что малыш
должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях. Сильные
звуковые раздражители (телевизор, приемник, магнитофон, громкие окрики
взрослых и т.п.), большое скопление людей, духота и т.п- все это
отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Длительно
психотравмирующие раздражители могут явиться причиной тяжелого
невротического состояния, на фоне которого появляется заикание.
Определенную роль среди внешних причин заикания играет подражание ребенка
заикающимся взрослым или сверстникам.
Одной из наиболее частых внешних производящих причин заикания является
острая психическая травма, нанесенная домашними или дикими животными,
стихийными бедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными
ссорами, физическими травмами и медицинскими манипуляциями (Миссуловин
Л.Я., 1997).
В настоящее время, как указывает Б.Д. Карвасарский (1990), большинство
авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в
генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в
качестве ведущих этиологических факторов, в других - как этиологические
условия. Чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания.
Освещая проблему психогений, способствующих возникновению у детей
заикания, Н.А. Власова (1978) наряду с острой психической травматизацией
придает значение и хроническим конфликтным ситуациям, которые
непосредственно связаны с высокой эмоциональной возбудимостью детей
дошкольного возраста.
В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные
взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в
коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий
может быть обусловлен с одной стороны, состоянием нервной системы, ее
"готовностью" к отклонениям от нормы. С другой стороны нервный срыв может
быть вызван неблагоприятными экзогенными факторами (Селиверстов В.И.,
2000).
С позиций современной нейрофизиологии состояние нервной системы
заикающегося ребенка характеризует преобладание процессов возбуждения над
торможением. Слабость тормозных механизмов, обусловленная конституционально
или перенесенной патологии центральной нервной системы, облегчает
формирование очагов застойного возбуждения в отделах речедвигательной
подсистемы, которые являются своеобразными генераторами судорожной
активности. Такого рода объекты по Г.Н.Крыжановскому (1997) называются
генераторами патологически усиленного возбуждения и представляют
универсальный механизм формирования патологической системы при многих
заболеваниях нервной системы.
Изучение и уточнение этиопатогенетических основ заикания во всем их
многообразии представляет не только значительный научный интерес, но,
прежде всего, является необходимым при дифференцированном подходе к
клиническим проявлениям этого нарушения речи и психоневротических
заболеваний, на фоне которых оно, как правило, протекает. Только такой
подход может обеспечить дальнейшее плодотворное исследование заикания и
даст возможность проводить патогенетически обоснованную комплексную терапию
больных, страдающих этим дефектом речи.

2. Клиническая характеристика заикания

Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические
речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические
речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов
(эмболофазия), подмена "трудных" слов "легкими" (уловки), сопутствующих
речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание). У многих
заикающихся более старших возрастных групп наблюдается страх речи
(логофобия) (Власова Н.А., 1974; Миссуловин Л.Я., 1997; Белякова Л.М.,
Дьякова Е.А., 1998; Селиверстов В.И., 2000).
Основным симптомом заикания являются судороги мышц речевого аппарата в
виде непроизвольного сокращения мышц в процессе речи или при попытке начать
речь. Выделяют тонические и клонические судороги мышц речевого аппарата.
Тонические речевые судороги характеризуются резким повышением тонуса
мышц в нескольких группах, что акустически проявляется длительной паузой в
речи или протяжной вокализацией. При этом наблюдается общая скованность
заикающегося, лицо его отражает напряжение, рот либо полуоткрыт, либо
закрыт с плотно сомкнутыми губами.
Клонические речевые судороги проявляются многократными ритмичными
сокращениями мышц речевого аппарата, что сопровождается повторением
отдельных звуков, слогов или слов. Клонические и тонические речевые
судороги могут наблюдаться у одного и того же заикающегося и проявляться во
всех отделах речевого аппарата: дыхательном, голосовом и артикуляционном. В
клинической картине заикания, особенно при хронизации речевого дефекта,
чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-
голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д.
Дыхательные судороги могут быть инспираторными, т.е. возникающими в
фазу вдоха, и экспираторными, характеризующимися резким внезапным выдохом.
Инспираторные судороги акустически как - правило малозаметны, тогда как
экспираторные судороги сопровождаются сильным сокращение мышц брюшного
пресса, воздух резко и шумно проходит через раскрытую голосовую щель,
артикуляция и вокализация приостанавливаются, при этом у заикающихся
возникает ощущение сильного сжатия грудной клетки и нехватки воздуха.
Судороги голосового аппарата возникают, как правило, в момент попытки
произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового
аппарата: смыкательную голосовую судорогу, вокальную судорогу и дрожащий
или толчкообразный гортанный спазм.
Судороги артикуляционного аппарата подразделяют на лицевые, язычные и
мягкого неба.
У заикающихся выявляются значительные нарушения речевого дыхания.
Недостаточный вдох не обеспечивает целостного произнесения интонационно -
смыслового отрезка сообщения. Заикающиеся могут говорить на вдохе, либо в
фазе полного выдоха.
Речь заикающегося обычно сопровождается сопутствующими движениями,
которые могут иметь насильственный или уловочный характер. У ряда больных с
акцентуациями личности по тревожно-мнительному типу уловочные движения
перерастают в двигательные ритуалы.
Речь заикающихся, особенно взрослых больных, часто сопровождается
вегетативными реакциями, которые проявляются изменением цвета кожных
покровов, учащением сердцебиения, гипергидрозом. Такого рода реакции
расцениваются специалистами как симпато-адреналоваые.
У большого количества взрослых заикающихся, в отличие от детей
дошкольного возраста, наблюдается логофобия. Логофобия включает в себя
навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог.
Различают два вида заикания - эволюционное, развивающееся у детей
дошкольного возраста в возрасте 2-6 лет, и симптоматическое, возникающее в
различном возрасте при заболеваниях центральной нервной системы - черепно-
мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях у
истерических личностей и др.
В зависимости от того, возникает ли эволюционное заикание на
невротической основе или на фоне признаков органического поражения
головного мозга, выделяют невротическую и неврозоподбную формы заболевания.
Сочетанное действие указанных факторов характерно для смешанной формы
заикания. По течению эволюционное заикание бывает стационарным,
прогредиентным, регредиентным и рецидивирующим.
Невротическое заикание возникает в условиях острой или хронической
психической травматизации в возрасте 2-6 лет и в дальнейшем характеризуется
волнообразностью течения. Иногда до появления заикания, вслед за
перенесенной ребенком острой психической травмой, некоторое время
наблюдается мутизм.
Ранее речевое и двигательное развитие у таких детей соответствует
возрастным срокам, а в отдельных случаях может опережать их. Собственно
речевые судорожные проявления бывают разными: чаще отмечаются клонические
артикуляционные судороги, усиливающиеся при эмоциональном напряжении, а
также тонико-клонические судороги в начале речи. Четко выражено ситуационно
- обусловленное усиление заикания. Личностная реакция на дефект проявляется
в виде волнения перед речью, отказов от речевого общения. Дефекты
произношения в виде дислалии имеют место, но сравнительно легко поддаются
коррекции.
Помимо заикания у детей обнаруживаются те или иные невротические
проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность,
тревожность. Невротическая симптоматика также носит волнообразный характер,
утяжеляясь на фоне эмоционального напряжения и переутомления. Эти дети с
трудом привыкают к новой обстановке, в частности, к условиям детского сада.
Однако в дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает
заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками
и взрослыми остаются практически без изменений.
Движения детей, страдающих невротическим заиканием, характеризуются
недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном
воспроизведении их формулы. Выявляются затруднения в точном удержании позы,
темповые расстройства. Имеют место неточность, суетливость при выполнении
мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от
нормы незначительно. Отмечается хорошая динамическая координация,
переключаемость и одновременность и одновременность движений, достаточное
развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, высокая упражняемость
в моторных навыках. Сопутствующие речи движения сравнительно легко
поддаются коррекции.
Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической
церебральной недостаточности анте-, пери- или постнатального генеза.
Признаки ее обнаруживаются в виде рассеянной неврологической симптоматики и
в различной степени выраженности церебрастеническим синдромом. Последний
проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной
раздражительности, двигательной расторможенности. В некоторых случаях
диагностируется психопатоподобный синдром, который характеризуется
трудностями поведения и явлениями двигательной расторможенности.
Заикание возникает в возрасте 3-4 года вне связи с психогенными
моментами на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и
утяжеляется постепенно, судорожные проявления имеют тенденцию к
генерализации. Речь ухудшается при утомлении и после соматогений. Заикание
имеет тенденцию к стойкому монотонному или прогредиентному течению. Раннее
речевое и двигательное развитие может проходить в срок или с некоторым
опозданием. Дети с неврозоподобным заиканием обнаруживают наличие стертой
формы дизартрии или выраженной дислалии. В ряде случаев неврозоподобное
заикание возникает на фоне недоразвития речи. Личностная реакция на дефект
выражена слабо. Условия речевого общения не влияют на качество речи.
Движения детей, страдающих неврозоподобным заиканием, обнаруживают
разнообразные нарушения. Больные затрудняются с выполнением проб на
статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства
ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается переключаемость
движений, утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость в
моторных навыков. В ряде случаев страдает выразительность движений,
ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются патологические
движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Характерна
недостаточность речевых движений по силе, точности, объему,
переключаемости. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а
также изменения в состоянии мимической моторики.



3. Распространенность заикания.

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной
речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало
этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования
речевой функции. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте,
рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так
называемого симптоматического или "вторичного" заикания, которое
наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-
психических расстройствах (Власова Н.А., 1974; Асатиани Н.М., Белякова
Л.И., Калачева И.О. и др., 1978).
По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5%
взрослых (Меньшикова С.В., 1999; Селиверстов В.И., 2000). Среди детей,
страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1
к 3-4 (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998). С возрастом заикание уменьшается
или исчезает совсем., но у ряда больных оно остается, причем у мужчин
встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1 (Миссуловин Л.Я.,
1979; Карвасарский Б.Д., 1990).
В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты
заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь
электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные
массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка
(Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П., 1995).



Заключение.

Заикание - сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего
углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из
немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой
степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную
методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность
проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время
многоаспектность воздействия на заикающегося.
Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует
разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой
патологии. Именно с позиций дифференцированного подхода следует не только
устранять, но и настоятельно изучать заикание. В настоящее время механизмы
заикания рассматриваются неоднозначно.
Во-первых, оно трактуется как сложное невротическое расстройство,
которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного
мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого
авторегулируемого темпа речевых движений (голос, дыхание, артикуляция).
Во-вторых, заикание трактуется тоже как сложное невротическое
расстройство, но явившееся результатом зафиксированного рефлекса
неправильной речи, первоначально возникшей в результате речевых затруднений
разного генеза.
В-третьих, заикание понимается как сложное, преимущественно
функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого
дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.
В-четвертых, механизм заикания можно объяснить на основе органических
изменений центральной нервной системы. Этот механизм также еще недостаточно
изучен.
Возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания. Но в любом
случае надо учитывать нарушения физиологического и психологического
характера, составляющие единство. Один подход - только физиологический,
нейрофизиологический, психологический, психолингвистический - недостаточен
для объяснения механизма заикания. Возможно, что единого механизма заикания
нет, есть разное заикание у каждого заикающегося в разных ситуациях общения
и деятельности. В этом случае целесообразно разрабатывать
дифференцированные методики коррекционного воздействия на заикающихся.
Один из важных вопросов, требующих решения, - преемственность в
работе логопедов дошкольных и школьных учреждений. Заикающийся ребенок,
посещавший речевой детский сад, поступая в школу, теряет связь с прежним
логопедом и не всегда устанавливает контакт со школьным логопедом.
Документов, регламентирующих эту связь как обязательную, не существует.
Продолжение коррекционного воздействия на заикающегося зависит от
настойчивости родителей ребенка или от желания школьного логопеда
сформировать группу заикающихся школьников. Таким образом, результаты
устранения заикания, полученные в дошкольном возрасте, с приходом ребенка в
школу не только не закрепляются, но в новой среде заикающийся школьник
теряет приобретенное, наступает рецидив заикания, ухудшаются условия
социальной адаптации ребенка.
На современном уровне развития логопедической помощи в стране можно
наметить следующие пути решения проблемы преемственности. Один из путей --
катамнестическое изучение заикающихся, проведенное через 1 -- 3 года после
посещения речевого дошкольного учреждения, оно может послужить созданию
связи между детским садом и школой.
Второй путь решения вопроса о преемственности -- повышение
психологической грамотности логопедов. Через изучение тех психологических
характеристик, которые должны отражать в своем заключении о ребенке
логопеды дошкольных учреждений, школьный логопед получит необходимый
материал. Имея данные о личности заикающегося ребенка в раннем детстве,
школьный логопед продолжает изучение личности ребенка, его поведения,
микросреды в новых условиях деятельности и в соответствии с этим определяет
логопедический и обязательно психотерапевтический путь воздействия.
На логопедических занятиях с заикающимися младшими школьниками
следует создавать щадящий переход к новой деятельности, планируя и проводя
игры-занятия. Чтобы не повышать психологическую нагрузку заикающемуся
ребенку, в игровое занятие следует постепенно вводить элементы учебной
деятельности.
Требует решения проблема логопедического воздействия на заикающихся
детей преддошкольного возраста и связи в работе логопедов, оказывающих
логопедическую помощь заикающимся детям разного возраста. Наиболее
эффективно устранение заикания в возрасте от 2 до 4 лет, поэтому необходимо
решить вопрос преемственности в работе логопедов в системе народного
образования и здравоохранения, увеличивая количество ясельных групп для
заикающихся с соответствующими медицинскими, воспитательными и
логопедическими кадрами. Перспективно в плане решения проблемы заикания
создание в стране групп риска. Наблюдение ребенка от рождения до возраста,
в котором возникает заикание, способствовало бы и оказанию ранней помощи
только что начавшему заикаться, и изучению особенностей заикания в столь
раннем возрасте. С этой проблемой тесно связана проблема разработки
психологически обоснованных методик логопедической работы как с детьми
раннего возраста, так и на протяжении всего дошкольного периода.
Требуют дальнейшей разработки перспективные психологический и
психолингвистический аспекты заикания.

Литература.

1. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-
физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих
заиканием // Дефектология. - 1978. - №1. - С.25-30.
2. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. - 304с.
3. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. - М.:
Просвещение, 1977. - 96с.
4. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. -
1974. - №7. - С.82-85.
5. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Медицина, 1990. - 576с.
6. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. -
М.: Медицина, 1997. - 352с.
7. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой - - М.: Просвещение, 1995. - 528с.
8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст):
Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми
проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 1997. - 304с.
9. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для
логопедов и родителей. - Казань: "Лиана", 1999. - 112с.
10. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. - СПб.: ООО "СЛП", 1997. -
144с.
11. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. -
М.: Просвещение, 1995. - 176с.
12. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 36с.
13. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические
основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 208с.
14. Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей // Дефектология. - 1977. -
№1. - С.20-23.
15. Шкловский В.М. Заикание. - М., 1994. - 248с.





Реферат на тему: Заикание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2
1. Причины заикания 9
2. Обследование заикающихся 12
3. Профилактика 17
4. Содержание логопедических занятий 18
5. Наглядность и технические средства обучения 25
6. Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками 28
7. Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических
занятий 34
8. Выводы и проблемы 36
Заключение 38
Список литературы 43

Введение

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Синонимы: Balbuties, Disphemie, Spasmophemie, Lalonewros.
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории
развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности
обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и
подходят к изучению этого речевого расстройства.
В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь,
связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или
неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель).
Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого
аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.
На рубеже 19- 20 вв. заикание пытались объяснить как следствие
несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини
считал , что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое
якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это
ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка
при своем движении; Эрве-де-Шегуан - неправильным соотношением между
длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой
уздечкой.
Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в
функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели
(Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое
сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах);
несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли
человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель)
и т. д.
Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании
психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от
того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и
потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения «опережают процесс
мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это не
соответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное
состояние».
В начале ХIХ в. ряд французских исследователей, рассматривая
заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности
периферического и центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен
(1821) механизм заикания связывал с недостаточностью церебральных реакций
на мускульную систему органов речи, т. е. с деятельностью центральной
нервной системы. Врач Дело (1829) объяснял заикание как результат искажения
звукопроизношения (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм), органического
поражения голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он
первым отметил сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей
речи. Врач Коломба де л'Изер считал заикание особой контрактурой мышц
вокального аппарата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации.
В России большинство исследователей рассматривали заикание как
функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А.
Сикорский, 1889; И. К. Хмелевский, 1897; 3. Андрес, 1894, и др.), или
определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными
движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д. Неткачев, 1909, 1913),
как психоз (Гр. Каменка, 1900).
К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания можно
свести к трем теоретическим направлениям:
Заикание как спастический невроз координации, происходящий от
раздражительной слабости речевых центров(аппарата слоговых координаций).
Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а
затем в работах И. А. Сикорского, который писал: “Заикание есть внезапное
нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в
одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого”. Сторонники
этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость
аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли
заикание в свете невротизма: заикание - это судорогоподобные спазмы.
Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера.
Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были
А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к
пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.
Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве
психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками
этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с
одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности
соприкосновения с окружающими, а с другой - возбудить сочувствие
окружающих посредством такого демонстративного страдания.
Таким образом, в конце 19 начале 20 в. все определеннее становится
мнение, что заикание - это сложное психофизическое расстройство. По мнению
одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера ,а
психологические проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А.
Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали
психологические особенности, а физиологические проявления -как следствие
этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр.
Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать
заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности,
навязчивый невроз и пр.
К 30-м годам и в последующие 50 - 60-е годы ХХ в. механизм заикания
стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной
деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни
исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская,
Ю. А. Поворинский и др.), другие - как особую его форму (В. А. Гиляровский,
М. Е. Хватцев, И П Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И.
Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.). Но в обоих случаях эти
сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам
развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает
вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов
возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса.
Заикание -- это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной
системы в целом (В. С. Кочергина, 1962).
В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные
взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в
коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий
может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, его
готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может
быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых
в генезе заикания указывал еще В. А. Гиляровский. Отражением нервного срыва
является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей
нервной деятельности - речи, что проявляется в нарушении координации
речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой
деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных
отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных
механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В
силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры
извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности
стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна,
поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус
артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях
стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды
отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного
нарушения корково-подкорковых отношений (М. Зееман, Н. И. Жинкин, С. С.
Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).
Стремление исследователей рассматривать заикание с позиций
Павловского учения о неврозах находит своих последователей за рубежом: в
Чехословакии - М. Зееман, М. Совак, Ф. Досужков, Н. Досталова, А.
Конделькова; в Болгарии - Д. Даскалов, А. Атанасов, Г. Ангушев; в Польше -
А. Митринович-Моджевеска в Германии - К. П. Беккер и др.
У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм
заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза
развития (В. Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как
острое нарушение высшей нервной деятельности. При неврозе развития
образование патологических стереотипов происходит постепенно, в
неблагоприятных условиях среды - перераздражения, подавления, изнеживания.
Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного
“физиологического косноязычия” при переходе к сложным формам речи, к речи
фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного
генеза (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, Е. Пишон и Б. Мезони). Так, Р. М.
Боскис называет заикание заболеванием, в “основе которого лежат речевые
затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний,
требующих для своего выражения фразы”. Речевые затруднения могут вызываться
задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями
патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой
сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.
Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит
сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи.
Изучение сотрудниками сектора логопедии НИИ РАО общего речевого развития
ребенка, состояния его фонетического и лексико-грамматического развития,
соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание
усиливается или ослабевает, подтверждают наблюдения Р. М. Боскис, Е. Пишон,
Б. Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от
различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой - от
разговорной среды, от общего и речевого режимов. Первые проявления заикания
характеризуются аффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную
умственную операцию поиска слов, грамматической формы, оборота речи. Н. И.
Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен
заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых
элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение
авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога.
Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы
при появлении речи после алалии и афазии; постконтузионное заикание; у
олигофренов; у больных различными психозами; при тяжелых нарушениях
звукопроизношения и при задержке развития речи; органическое (В. М.
Аристов, А. В. Шокина,1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон и Б. Мезони, 1937;
Р. М. Боскис, 1940; П. Н. Аникеев, 1946; Ю. А. Флоренская, 1949; А. Я.
Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев, 1960, и др.). Так, Е. Пишон
выделяет две формы органического заикания: первая по типу корковой афазии,
когда нарушаются системы ассоциативных волокон и страдает внутренняя речь;
вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу
дизартрии и связана с поражением подкорковых образований. Проблема
органического заикания до настоящего времени остается нерешенной. Одни
исследователи полагают, что заикание в целом включается в категорию
органических заболеваний центральной нервной системы и нарушения мозгового
субстрата прямо затрагивают речевые области мозга или связанные с ними
системы (В. Лав, 1947; Э. Гард, 1957; С. Скмоил и В. Ледезич, 1967). Другие
рассматривают заикание как преимущественно невротическое расстройство,
расценивая сами органические нарушения как «почву» для срыва высшей нервной
деятельности и речевой функции (Р. Лухзингер и Г. Ландольд, 1951; М.
Зееман, 1952; М. Совак, 1957; М. Е. Хватцев, 1959; С. С. Ляпидевский и В.
П. Баранова, 1963, и мн. др.).
Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у
заикающихся различные вегетативные изменения. Например, М. Зееман считает,
что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. По мнению Szondi, из
100 заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и
экстрапирамидные нарушения. Он считает, что заикающиеся рождаются
вазоневротиками. Grender объективно показал изменение нейровегетативной
реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается
расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во
время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз).
В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно
заикание отступает на второй план, преобладают страхи, волнения, тревога,
мнительность, общая напряженность, склонность к дрожению, потливости,
покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна:
вздрагивание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубокие сны,
ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все
эти неприятные переживания с нарушением речи. Мысль о ее расстройстве
приобретает устойчивый характер в соответствии с постоянно нарушенным
самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и
постоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучшению лишь на короткое
время. На занятиях у заикающихся часто отсутствует целеустремленность и
настойчивость. Собственные результаты ими недооцениваются, так как
улучшение в речи мало облегчает их общее самочувствие.
В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для
разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась
тенденция и к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную
формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова и др.).

До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются
рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с
нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.
Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при
организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970).
Данные исследования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное
левое полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по
отношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко
выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шиловского.
Исследования организации функции зрения у заикающихся (В. Суворова с
соавт., 1984) показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой
и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие
недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в
межполушарных отношениях.
Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для
раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе
коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей.
Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало,
что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция.
Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня
автоматизации (и соответственно – быстрого включения в деятельность), но
различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как
только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение
составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные
акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют
произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную
задачу, требующую произвольного контроля.
Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей
инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны
явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.
Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с
помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-
психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный
характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность,
замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и
оборонительно агрессивные реакции на дефект.
Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций
психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на
какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи
заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:
1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;
2) рождение замысла высказывания во внутренней речи;
3) звуковая реализация высказывания. В разных структурах речевой
деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и
не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит
сопоставление задуманного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что
заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего
коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения
говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает
включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося “ломается” весь
произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и
энергетическая. Возникает судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой,
завершающей фазе.
Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать
основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних
случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое
является результатом ошибки нервных процессов в корне головного мозга,
нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого
авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).
В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся
результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально
возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.
В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство
речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и
дисгармоничного развития личности.
В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе
органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие
объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения
физиологического и психологического характера, составляющие единство.

Причины заикания

Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд,
испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание
неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул,
что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не
окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные
психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни,
подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей
речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в
неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как
суровое, так и заласканное воспитание.
Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания
выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию
организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910);
косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при
переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).
Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность
экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А.
Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие
“почву” и производящие “толчки”. При этом некоторые этиологические факторы
могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать
его.
К предрасполагающим причинам относятся следующие:
невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и
соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции
центральной нервной системы);
невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи,
энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);
конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной
нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее
особая подверженность психическим травмам);
наследственная отягощенность (заикание развивается на почве
врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по
наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо
обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к
заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;
поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием
многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;
постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические
нарушения при различных детских заболеваниях.
Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в
соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к
речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.
К неблагоприятным условиям относятся:
физическая ослабленность детей;
возрастные особенности деятельности мозга ; большие полушария
головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же
возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного
мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и
поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее
созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более
выраженную неустойчивость их нервной системы;
ускоренное развитие речи (3 - 4 года), когда ее коммуникативная,
познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием
общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение
слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;
скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на
почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием
среды и
степенью его осознания;
недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми
и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне
разрешается заиканием;
недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных
движений.
При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий
достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы
вызвать нервный срыв и заикание.
В группе производящих причин выделяются анатомо-физиолгические,
психические и социальные.
Анатомо - физиологические причины: физические заболевания с
энцефалитическими последствиями; травмы - внутриутробные, природовые,
нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при
которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и
других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф,
рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;
болезни носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного
аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.
Психические и социальные причины: кратковременная - одномоментная -
психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая
травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье:
избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание
“примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные
отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или
неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая
психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие
острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение,
нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка
детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту
усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная
конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте
разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции:
пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь
заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося; переучивание
леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать
высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и
психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное
отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение
расположить ученика -- может служить толчком для появления заикания.

Обследование заикающихся

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом,
невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других
специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и
др.
Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений,
педагогической, психологической и медицинской документации и исследование
самого заикающегося из беседы с родителями логопед выясняет наиболее
значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет
особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.
Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода:
возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребёнка, нервно-
психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о
здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные
отклонения в его соматическом и нервнопсихическом состоянии. Выявление
неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их
косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.
Выявленные отклонения, различные отрицательные факты натального и
постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются
специалистами с целью наиболее полного изучения этиологии и патогенеза
заикания.
В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии
ребенка: когда появились первые звуки, ленив, лепет, первые слова, фразы,
каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты
речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка
(не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку
люди).
Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье:
отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или,
наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний,
запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли
перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное
отсутствие контроля за развитием его правильного произношения,
грамматически правильного речевого общения и т. д.
Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне
оно выражалось? Какие. предполагаемые причины могли его вызвать? Как
развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание
родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог,
постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи
(лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)?
Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от
разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими
игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок
относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не зам

Новинки рефератов ::

Реферат: В.И. Вернадский как историк науки (Философия)


Реферат: Проектирование сварочно-наплавочного участка ЦРМ хозяйства (АО) (Предпринимательство)


Реферат: Лизинг как вид инвестиционной деятельности (Гражданское право и процесс)


Реферат: Институт гражданства Российской Федерации (Право)


Реферат: Блок усиления мощности нелинейного локатора (Радиоэлектроника)


Реферат: Екатерина Романовна Дашкова- издатель и публицист (Исторические личности)


Реферат: Разработка операционной стратегии (Менеджмент)


Реферат: Организационная структура (Менеджмент)


Реферат: Ноосфера и биосфера (Биология)


Реферат: Лингвистика (Иностранные языки)


Реферат: Организованная преступность (Государство и право)


Реферат: Граф А. А. Аракчеев. Современный взгляд на личность на основе анализа и сравнительной характеристики исторических источников и литературы (Исторические личности)


Реферат: Галич-бард (Музыка)


Реферат: Взаємодія гілок державної влади як принцип основ конституційного ладу України (Право)


Реферат: Теория Дарвина (Биология)


Реферат: Операции коммерческих банков на примере банка "Украина" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне в литературе (Литература)


Реферат: Франклин Гиддингс "Основания социологии" (Социология)


Реферат: Слово как опорный образ поэтики Иосифа Бродского (Литература)


Реферат: Рязанский Кремль (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист