GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Общая физическая подготовка: цели и задачи (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Общая физическая подготовка: цели и задачи (Спорт)


Министерство общего и профессионального
образования РФ


Сахалинский Государственный Университет


Кафедра восточных языков



РЕФЕРАТ



Тема: «Общая физическая подготовка: цели и задачи»


Дисциплина: «Физическая
культура»


Группа:


Выполнила:



Руководитель:



г. Южно-Сахалинск
2000 г.
План:

|1. Организация и руководство физическим воспитанием |стр. 3 |
|2. Формы физического воспитания студентов |стр. 4 |
|3. Программное построение курса физического воспитания |стр. 5 |
|4. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в | |
|учебных отделениях |стр. 6 |
|5. Зачётные требования и обязанности студентов |стр. 9 |
|6. Физиологические основы оздоровительной тренировки |стр. 10 |
|7. Тип нагрузки |стр. 11 |
|8. Интенсивность нагрузки |стр. 15 |
|9. Список использованной литературы |стр. 17 |
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать
сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для
этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила
правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих
качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в
течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его
дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду).

1. Организация и руководство физическим воспитанием

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке
гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания
предусматривается решение следующих задач:
воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств,
готовности к высокопроизводительному труду;
сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному
формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой
работоспособности на протяжении всего периода обучения;
всесторонняя физическая подготовка студентов;
профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом
особенностей их будущей трудовой деятельности;
приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики
и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к
работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;
воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно
заниматься физической культурой и спортом.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья,
уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной
квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей
профессиональной деятельности.
Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая
подготовка студентов.
В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и
спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений
за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение
осуществляется административными подразделениями и общественными
организациями вуза.
Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-
воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии
с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру
физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и
спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и
общественными организациями.
Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов
в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

2. Формы физического воспитания студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода
обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые
взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс
физического воспитания студентов.
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в
высших учебных заведениях.
Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их
проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.
Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного
материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими
упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются
одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых
студентов.
В совокупности с учебными занятиями правильно организованные
самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и
эффективность физического воспитания.
Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию
преподавателей или в секциях.
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья
повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий
учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на
физическое воспитание.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия
направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным
занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья,
совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они
организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные
дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик,
лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия
проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и
самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры
физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

3. Программное построение курса физического воспитания

Содержание курса физического воспитания регламентируются
государственной учебной программой для вузов «Физическое воспитание».
Учебный материал программы предусматривает решение задач физического
воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов.
Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение
студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания.
Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на
практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами
учебной и специальной литературы.
Лекционный курс в объёме 20 часов рассчитан на два года обучения и
состоит из восьми тем.
Первые четыре темы в объёме 10 часов читаются на первом курсе, а четыре
последующие темы в таком же объёме - на втором курсе.
Практический раздел программы содержит учебный материал для всех
учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической
подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений
включаются разделы:
гимнастика,
лёгкая атлетика,
плавание,
лыжный спорт (для бесснежных районов - марш-бросок или велосипедный
спорт),
туризм,
спортивные игры,
стрельба.
В содержание практических занятий всех отделений включается также
материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который
определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям.
Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа
включает материал для специального учебного отделения и материал по видам
спорта для учебного отделения спортивного совершенствования.
Программа определяет особенности обучения в каждом учебном отделении с
учётом направленности их работы.

4. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных
отделениях

Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных
отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному
процессу.
Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для
каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития,
физической и спортивно-технической подготовленности студентов.
Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с
научно-методическими основами физического воспитания.
Программный материал на учебный год распределяется с учётом
климатических условий и учебно-спортивной базы.
Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию
должен быть подготовительным к следующему циклу.
Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом
курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного
совершенствования и специальное.
Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи.
Основой для решения этих задач служит система организационных форм и
методов обучения.
Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы
физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения
материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и
интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования
различных видов и форм учебной работы.
Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются
результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе
в начале учебного года.
После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья,
физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из
медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.
Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической
подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки
состояния физической и спортивно-технической подготовленности по
контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.
В результате медицинского обследования и контрольных проверок
физической и спортивно-технической подготовленности на подготовительное
учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья,
уровню физического развития и подготовленности к основной и
подготовительной медицинским группам.
Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом
пола и уровня физической подготовленности.
Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен
составлять 12-15 человек.
В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на
разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса
к занятиям спортом.
Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от
студентов основной медицинской группы.
В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа
постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и
умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок.
Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного
материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-
прикладной физической подготовки, а также из различных средств,
направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам
интереса к занятиям спортом.
Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по
основам теории, методики и организации физического воспитания, на
формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно
заниматься физической культурой и спортом.
Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них
зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные
упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу
отделения спортивного совершенствования.
На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по
данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.
Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера
заболевания и функциональных возможностей организма студентов.
Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного
преподавателя.
Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном
отделении преимущественно направлен на:
укрепление здоровья,
закаливание организма,
повышение уровня физической работоспособности;
возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;
приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-
прикладных умений и навыков.
Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются
обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов
в неделю.
Программа курса этого отделения включает теорию, практический
программный материал, обязательный для всех учебных отделений,
профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные
средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом
развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам
врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с
учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-
прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных
возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой
прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и
систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных
занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности,
доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её
повышение.
Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в
специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям.
Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения
приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую
подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были
переведены в подготовительное учебное отделение.
Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями
физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов
специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных
занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и
подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по
окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую
группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других
объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты
переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

5. Зачётные требования и обязанности студентов

Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому
воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым
студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом
теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты,
полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е.
выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и
нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической
подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных
соревнований.
Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и
нормативов определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой
физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения
студентов.
К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются
студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую
подготовку.
Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в
зачётную книжку студентов в конце каждого семестра.
В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент
обязан:
систематически посещать занятия по физическому воспитанию
(теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным
расписанием;
повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и
совершенствовать спортивное мастерство;
выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по
физическому воспитанию в установленные сроки;
соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;
регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно
заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации
преподавателя;
активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и
спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;
проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять
самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и
спортивной подготовкой;
иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь,
соответствующие виду занятий.
Возрастное воспитание складывается не только из тренировки и развития
их в «образовательный» период жизни (7 –25 лет), но и в дальнейший период
(для людей среднего и пожилого возраста), что является вторым этапом в
жизни человека при воспитании физических качеств.

6. Физиологические основы оздоровительной тренировки

Система физических упражнений, направленных на повышение
функционального состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше),
называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом -
кондиционная тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки
является повышение уровня физического состояния до безопасных величин,
гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей
среднего и пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых
заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в
современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные
физиологические изменения в организме в процессе инволюции. Все это
обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и
требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств
тренировки.
В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают
следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип
нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность,
периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность
интервалов отдыха между занятиями.
7. Тип нагрузки

Характер воздействия физической тренировки на организм зависит, прежде
всего, от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной
тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной
избирательной направленностью:
1 тип - циклические упражнения аэробной направленности, способствующие
развитию общей выносливости;
2 тип - циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной
направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;
3 тип - ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.
Однако оздоровительным и профилактическим эффектом в отношении
атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний обладают лишь упражнения,
направленные на развитие аэробных возможностей и общей выносливости. (Это
положение особо подчеркивается в рекомендациях Американского института
спортивной медицины.) В связи с этим основу любой оздоровительной программы
для людей среднего и пожилого возраста должны составлять циклические
упражнения, аэробной направленности (К. Купер, 1970; Р. Хедман, 1980; А.
Виру, 1988, и др.).
Исследования Б. А. Пироговой (1985) показали, что решающим фактором,
определяющим физическую работоспособность людей среднего возраста, является
именно общая выносливость, которая оценивается по величине МПК.
В среднем и пожилом возрасте на фоне увеличения объема упражнений для
развития общей выносливости и гибкости снижается необходимость в нагрузках
скоростно-силового характера (при полном исключении скоростных упражнений).
Кроме того, у лиц старше 40 лет решающее значение приобретает снижение
факторов риска ИБС (нормализация холестеринового обмена, артериального
давления и массы тела), что возможно только при выполнении упражнений
аэробной направленности на выносливость. Таким образом, основной тип
нагрузки, используемый в оздоровительной физической культуре, - аэробные
циклические упражнения. Наиболее доступным и эффективным из них является
оздоровительный бег. В связи с этим физиологические основы тренировки будут
рассмотрены на примере оздоровительного бега. В случае использования других
циклических упражнений сохраняются те же принципы дозировки тренировочной
нагрузки.
По степени воздействия на организм в оздоровительной физической
культуре (так же, как и в спорте) различают пороговые, оптимальные, пиковые
нагрузки, а также сверх нагрузки. Однако эти понятия относительно
физической культуры имеют несколько иной физиологический смысл.
Пороговая нагрузка-это нагрузка, превышающая уровень привычной
двигательной активности, та минимальная величина тренировочной нагрузки,
которая дает необходимый оздоровительный эффект: возмещение недостающих
энергозатрат, повышение функциональных возможностей организма и снижение
факторов риска. С точки зрения возмещения недостающих энергозатрат
пороговой является такая продолжительность нагрузки, такой объем бега,
которые соответствуют расходу энергии не менее 2000 ккал в неделю. Такой
расход энергии обеспечивается при беге продолжительностью около 3 ч (3 раза
в неделю по 1 ч), или 30 км бега при средней скорости 10 км/ч, так как при
беге в аэробном режиме расходуется примерно 1 ккал/кг на 1 км пути (0,98 у
женщин и1,08 ккал/кг у мужчин).
Повышение функциональных возможностей наблюдается у начинающих бегунов
при недельном объеме медленного бега, равном 15 км. Американские и японские
ученые наблюдали повышение МПК на 14 "/о после завершения 12-недельной
тренировочной программы, которая состояла из 5-километровых пробежек 3 раза
в неделю (К. Купер, 1970). Французские ученые при принудительной тренировке
животных на тредбане (3 раза в неделю по 30 мин) через 10 недель обнаружили
значительное увеличение плотности капиллярного русла миокарда и коронарного
кровотока. Нагрузки, вдвое меньшие по объему (по 15 мин), подобных
изменений в миокарде не вызывали.
Снижение основных факторов риска также наблюдается при объеме бега не
менее 15 км в неделю. Так, при выполнении стандартной тренировочной
программы (бег 3 раза в неделю по 30 мин) отмечалось отчетливое понижение
артериального давления до нормальных величин. Нормализация липидного обмена
по всем показателям (холестерин, ЛИВ, ЛВП) отмечается при нагрузках свыше 2
ч в неделю. Сочетание таких тренировок с рациональным питанием позволяет
успешно бороться с избыточной массой тела. Таким образом, минимальной
нагрузкой для начинающих, необходимой для профилактики сердечно-сосудистых
заболеваний и укрепления здоровья, следует считать 15 км бега в неделю, или
3 занятия по 30 мин.
Оптимальная нагрузка-это нагрузка такого объема и интенсивности,
которая дает максимальный оздоровительный эффект для данного индивида. Зона
оптимальных нагрузок ограничена снизу уровнем пороговых, а сверху -
максимальных нагрузок. На основании многолетних наблюдений автором было
выявлено, что оптимальные нагрузки для подготовленных бегунов составляют 40-
6О мин 3-4 раза в неделю (в среднем 30- 40 км в неделю). Дальнейшее
увеличение количества пробегаемых километров нецелесообразно, поскольку не
только не способствует дополнительному приросту функциональных возможностей
организма (МНЮ, но и создает опасность травматизма опорно-двигательного
аппарата, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы
(пропорционально росту тренировочных нагрузок). Так, Купер (1986) на
основании данных Далласского центра аэробики отмечает рост травматизма
опорно-двигательного аппарата при беге более 40 км в неделю. Наблюдалось
улучшение психического состояния и настроения, а также снижение
эмоциональной напряженности у женщин при недельном объеме бега до 40 км.
Дальнейшее увеличение тренировочных нагрузок сопровождалось ухудшением
психического состояния. При увеличении объема беговых нагрузок у молодых
женщин до 50-60 км в неделю в ряде случаев отмечалось нарушение
менструального цикла (в результате значительного снижения жирового
компонента), что может стать причиной половой дисфункции. Некоторые авторы
беговым "барьером" называют 90 км в неделю, превышение которого может
привести к своеобразной "беговой наркомании" в результате чрезмерной
гормональной стимуляции (выделение в кровь эндорфинов). Нельзя не учитывать
также отрицательное влияние больших тренировочных нагрузок на иммунитет,
обнаруженное многими учеными (Горшков, М. Я. Левин, 1984, и др.).
В связи с этим все, что выходит за рамки оптимальных тренировочных
нагрузок, не является необходимым с точки зрения здоровья. Оптимальные
нагрузки обеспечивают повышение аэробных возможностей, общей выносливости и
работоспособности, т. е. уровня физического состояния и здоровья.
Максимальная длина тренировочной дистанции в оздоровительном беге не должна
превышать 20 км, поскольку с этого момента в результате истощения мышечного
гликогена в энергообеспечение активно включаются жиры, что требует
дополнительного расхода кислорода и приводит к накоплению в крови токсичных
продуктов. Бег на 30-40 км требует повышения специальной марафонской
выносливости, связанной с использованием свободных жирных кислот (СЖК), а
не углеводов. Задача же оздоровительной физкультуры - укрепление здоровья
путем развития общей (а не специальной) выносливости и работоспособности.
Проблемы марафонского бега. Преодоление марафонской дистанции является
примером сверхнагрузки, которая может привести к длительному снижению
работоспособности и истощению резервных возможностей организма. В связи с
этим марафонская тренировка не может быть рекомендована для занятий
оздоровительной физкультурой (тем более что она не приводит к увеличению
"количества" здоровья) и не может рассматриваться как логическое завершение
оздоровительного бега и высшая ступень здоровья. Более того, избыточные
тренировочные нагрузки, по мнению некоторых авторов, не только не
препятствуют развитию возрастных склеротических изменений, но и
способствуют их быстрому прогрессированию (А. Г. Дембо, 1980, и др.).
В связи с этим целесообразно хотя бы вкратце остановиться на
физиологических особенностях марафонского бега.
В последние годы марафонская дистанция становится все более популярной,
несмотря на трудности, связанные с ее преодолением и экстремальным
воздействием на организм. Бегу на сверхдлинные дистанции присущ аэробный
характер энергообеспечения, однако соотношение использования углеводов и
жиров для окисления различно в зависимости от длины дистанции, что связано
с запасами мышечного гликогена. В мышцах нижних конечностей у спортсменов
высокого класса содержится 2 % гликогена, а у любителей оздоровительного
бега-всего 1,46%. Запасы мышечного гликогена не превышают 300-400 г, что
соответствует 1200-1600 ккал (при окислении углеводов освобождается 4,1
ккал). Если учесть, что при аэробном беге расходуется 1 ккал/кг на 1 км
пути, то спортсмену весом 60 кг этого количества энергии хватило бы на 20-
25 км. Таким образом, при беге на дистанцию до 20 км запасы мышечного
гликогена полностью обеспечивают мышечную деятельность, и никаких проблем
возмещения энергетических ресурсов не возникает, причем на долю углеводов
приходится около 80 % общих энергозатрат, а на долю жиров-только 20%. При
беге на 30 км и более запасов гликогена уже явно не хватает, и вклад жиров
в энергообеспечение (за счет окисления СЖК) возрастает до 50 % и более. В
крови накапливаются токсичные продукты обмена, отравляющие организм. При
продолжительности бега 4 ч и более эти процессы достигают максимума и
концентрация мочевины в крови (показатель интенсивности белкового обмена)
достигает критических величин (Юммоль/л). Питание на дистанции не решает
проблемы нехватки углеводов, так как по время бега процессы всасывания из
желудка нарушены. У недостаточно подготовленных бегунов падение глюкозы в
крови может достигать опасных величин - 40-4 в квадрате мг вместо 100мг%
(норма).
Дополнительные трудности возникают также вследствие потери жидкости с
потом - до 5-6 л, а в среднем - 3-4 % массы тела. Особенно опасен марафон
при высокой температуре воздуха, что вызывает резкое повышение температуры
тела. Испарение с поверхности тела 1 мл пота приводит к отдаче 0,5 ккал
тепла. Потеря 3 л пота (средняя потеря во время марафонского забега)
обеспечивает теплоотдачу около 1500ккал. Так, во время Бостонского марафона
у бегунов 40-50 лет наблюдалось повышение температуры тела (по данным
телеметрической регистрации) до 39-41 градусов (Магов, 1977). В связи с
этим возрастала опасность теплового удара, особенно при недостаточной
подготовленности; описаны даже случаи смерти от теплового удара во время
марафона.
Отрицательное влияние на организм может оказать и подготовка к
марафону, требующая значительного увеличения тренировочных нагрузок.
Американские авторы Браун и Грэхем (1989) отмечают, что для успешного
преодоления марафона необходимо последние 12 недель перед стартом бегать
ежедневно минимум по 12 км или по 80-100 км в неделю, что значительно
больше бегового оптимума (уже не оздоровительная, а профессиональная
тренировка). У людей старше 40 лет такая нагрузка нередко приводит к
перенапряжению миокарда, двигательного аппарата или центральной нервной
системы.
Вот почему, прежде чем приступить к марафонской тренировке, необходимо
решить, какую цель вы преследуете, и трезво взвесить свои возможности - с
учетом физиологического эффекта марафона. Тем же, кто достаточно
подготовлен и во что бы то ни стало решил подвергнуть себя этому нелегкому
испытанию, необходимо пройти цикл специальной марафонской тренировки. Смысл
ее состоит в том, чтобы безболезненно и как можно раньше "приучить"
организм к использованию для энергообеспечения жиров (СЖК), сохраняя, таким
образом, запасы гликогена в печени и мышцах и предотвращая резкое снижение
глюкозы в крови (гипогликемию) и уровня работоспособности. Для этого
необходимо постепенно увеличивать дистанцию воскресного бега до 30-38 км,
не изменяя при этом объемы нагрузок в остальные дни. Это позволит избежать
чрезмерного увеличения суммарного объема бега и перенапряжения опорно-
двигательного аппарата.

8. Интенсивность нагрузки

Интенсивность нагрузки зависит от скорости бега и определяется по ЧСС
или в процентах от МПК.
В зависимости от характера энергообеспечения все циклические упражнения
делятся на четыре зоны тренировочного режима (рис. 9).
1. Анаэробный режим-скорость бега выше критической (выше уровня МНЮ,
содержание молочной кислоты (лак тата) в крови достигает 15-25ммоль/л. В
оздоровительной тренировке не используется.
2. Смешанный аэробно-анаэробный режим - скорость между уровнями ПАНО и
МПК, лак- тат крови - от 5 до 15 ммоль/л. Периодически может использоваться
хорошо подготовленными бегунами для развития специальной (скоростной)
выносливости при подготовке к соревнованиям.
3. Аэробный режим-скорость между аэробным порогом и уровнем ПАНО (2.0-
4.О ммоль/л). Используется для развития и поддержания уровня общей
выносливости.
4. Восстановительный режим-скорость
ниже аэробного порога, лактат меньше 2 ммоль/л. Используется как метод
реабилитации после перенесенных заболеваний.
Помимо оздоровительной тренировки, занятия физической культурой должны
включать обучение основам психорегуляции, закаливания и массажа, а также
грамотный самоконтроль и регулярный врачебный контроль. Только комплексный
подход к проблемам массовой физкультуры может обеспечить эффективность
занятий для коренного улучшения здоровья населения, а значит и физических
качеств.
9. Список использованной литературы

1. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. М.:
Высш. школа, 1983
2. Коц Я. М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986
3. Рафин А. Я. Физическая культура. М., 1989
4. Колесников В. Ф. Физическое воспитание. Л., 1985
5. Улькин В. Н. Физическая подготовка. Минск, 1991




Реферат на тему: Общая физическая спортивная подготовка в системе физического воспитания

Московский Государственный Университет
Экономики Статистики и Информатики

Институт права и гуманитарного образования

Кафедра физического воспитания и спорта



Реферат

Тема: Общая физическая спортивная подготовка
в системе физического воспитания



Выполнила: студентка 2 курса
Группы ДГН-202
Кравчук А.В.

Проверила: Ефремова Н.Г.



Москва 2005
Содержание

ЧАСТЬ 1:
1. Методы физического воспитания
2. Двигательные умения и навыки
3. Физические качества
4. Формы занятий

ЧАСТЬ 2:
5. Общая физическая подготовка
6. Специальная физическая подготовка
7. Спортивная физическая подготовка
8. Интенсивность нагрузок
9. Энергозатраты при физической нагрузке
Приложение
Список литературы.
ЧАСТЬ 1

1. Методы физического воспитания

В процессе физического воспитания применяются как
общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной
двигательной деятельности:
- метод регламентированного упражнения
- игровой метод
- соревновательный метод
- словесные и сенсорные методы
1. Метод регламентированного упражнения предусматривает:
. твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный
состав движений, порядок повторений);
. по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее
динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и
длительности интервалов отдыха;
. создание или использование внешних условий, которые облегчали бы
управление действиями занимающихся (применение вспомогательных
снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).
Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество 1
вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить
оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков
или направленное воздействие на развитие определенных физических
качеств, способностей.
2. Игровой метод может быть применен на основе любых физических
упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми — футбол,
волейбол и т.д.
К особенностям игрового метода в частности относится «сюжетная»
организация игры: деятельность организуется с замыслом,
предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно
заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых
действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из
потребностей физического воспитания или конкретных задач» того или
другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих
(современные спортивные игры).
Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать
двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях,
развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота
ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При
умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания
коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных
психических качеств.
3. Соревновательный метод используется как в относительно элементарных
формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при
выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном
виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных
соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление
сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство
или высокое достижение.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных
педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений,
навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-
волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает
особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно
усиливает воздействие физических упражнений и способствует
максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Применять этот метод необходимо после специальной предварительной
подготовки.
4. Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова
и чувственной информации.
Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и
углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к
нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания,
анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение
занимающихся.
В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть
использовано и выражено в форме:
. дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
. инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);
. сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);
. указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
. оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
. словесного отчета и взаиморазъяснения;
. самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи
(например, «сильнее», «держать», «плавно»).
Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в
физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только
визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные)
ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:
. показа самих упражнений;
. демонстрации наглядных пособий;
. предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-
моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками
игроков);
. кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок,
специальных учебных кинофильмов; видеозаписей выполнения
упражнений);
. избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных
параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома,
магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).
В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены:
. метод направленного «прочувствования» движений, при котором
обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах
выполнения двигательного задания;
. метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных
ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);
. методы лидирования и текущего сенсорного программирования,

в которых часто используется специальная электронная аппаратура,
нередко с обратной связью (видео - и звуколидеры, указывающие,
например, расхождение между заданным и фактическим темпами
исполнения).

2. Двигательные умения и навыки
Обучая в процессе физического воспитания, преследуются образовательные
задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной
степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с
ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные
двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.

Особенности двигательных действий и закономерности формирования
двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические
особенности физического воспитания.
Двигательное умение — это такая степень владения техникой действия, при
которой повышена концентрация внимания на составные операции (части),
наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательно-1 го действия
отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и
постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные
умения переходят в навык.
Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при которой
управление движением (движениями) происходит автоматически и действия
отличаются надежностью.
Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой
определенные функциональные образования, которые возникают в процессе и в
результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение
и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего из
характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой

степени владения действием. Умение выполнять новое двигательное действие
возникает на основе необходимого минимума знаний о его технике,
предварительного двигательного опыта и общей физической подготовленности
благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В
процессе возникновения

умения происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия
при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет
сущность двигательного умения. В процессе многократного повторения
двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более
привычными, координационные механизмы действия постепенно автоматизируются
и двигательное умение переходит в навык. Его главной отличительной чертой
является автоматизированное управление движениями. Вместе с тем для навыка
характерна слитность движений и надежность действия. Двигательный навык
можно охарактеризовать как такую степень владения

техникой действия, при которой управление движениями происходит
автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.

Значение двигательных навыков определяется их отмеченными чертами:

Автоматизированное управление движениями — определяющая и ценная
особенность двигательного навыка. Автоматизация движений существенно
помогает выполнению двигательного действия. Сознание освобождается от
необходимости постоянного контроля за деталями движений, что, во- первых,
облегчает функционирование высших механизмов управления движениями и, во-
вторых, позволяет переключать внимание и мышление на результат и условия
действия. Слитность движений при навыке проявляется в легкости,
взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия.

Надежность двигательного действия при навыке характеризуется повышенной
способностью сохранять его эффективность при различных неблагоприятных
факторах: необычном психологическом состоянии, сниженных физических
возможностях, неблагоприятных внешних условиях и других помехах. Достаточно
прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Люди, давно

прекратившие спортивную деятельность, способны воспроизвести технику
спортивного действия.
Устойчивость двигательного навыка — ценная черта в тех случаях, когда
техника действия не подлежит в дальнейшем существенным изменениям.
«Переделка» техники действий, связанных с прочными навыками, представляет
собой задачу значительной трудности. Поэтому следует подчеркнуть опасность
превращения в навык нерациональных и тем более явно ошибочных способов
выполнения двигательных действий.

3. Физические качества
Физическими качествами принято называть те функциональные свойства
организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В
спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу,
быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от
возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к
двигательным действиям.
Силой (или силовыми возможностями) в физическом воспитании называют
способность человека преодолевать внешнее сопротивление или
противодействовать ему по средствам мышечных напряжений.
Различают абсолютную и относительную силу.
Абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном
движении.
Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы
тела человека.
В приложение приведена тренировка на развитие силы и силовой выносливости.
Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека,
непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики
движений, а также двигательной реакции.
Выносливость как физическое качество связано с утомлением, поэтому в самом
общем смысле ее можно определить, как способность противостоять утомлению.
Различают 2 вида выносливости: Общую и специальную.
Общая выносливость – это способность выполнять работу с невысокой
интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных
источников энергообеспечения, она является основой для воспитания
специальной выносливости.
Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в
определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее
утомление.
Различают 3 вида специальной выносливости: скоростная, силовая,
статическая.
Скоростная выносливость – это выносливость, связанная с возникновением
кислородного долга.
Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять
упражнения (действия), требующие значительного проявления силы.
Статическая выносливость – это способность в течение длительного времени
поддерживать мышечные напряжения без изменения позы.
Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно,
экономично решать двигательные задачи.
Ловкость выражается в умении быстро овладевать новыми движениями, точно
дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими,
импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с
изменяющейся обстановкой.
Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой.
Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют
возраст, и регулярные физические упражнения. Гибкость зависит от
эластичности мышц, связок, суставных сумок.
Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую
(позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную
благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних
сил).



4. Формы занятий
Каждое отдельное, относительно завершенное занятие физическими упражнениями
является звеном процесса физического воспитания. В целом занятия
разнообразны: прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания,
туристские походы, уроки физической культуры и т. д. Однако все они
строятся на основе некоторых общих закономерностей. Знание этих
закономерностей позволяет педагогу в каждом конкретном случае разумно и с
наибольшей эффективностью решать образовательные и воспитательные задачи.

Очень важно в педагогическом отношении ясно представлять диалектический
характер

взаимосвязи содержания и формы занятий физическими упражнениями.
Специфическим содержанием здесь является, прежде всего, активная,
направленная на физическое совершенствование практическая деятельность. Она
состоит из ряда относительно самостоятельных элементов: сами физические
упражнения, подготовка к их выполнению, активный отдых и т. д. Сравнительно
устойчивый способ объединения элементов содержания составляет форму занятий
физическими упражнениями.

В каждом случае форма должна соответствовать содержанию занятия, что
является коренным условием качественного его проведения.

Форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи единой с ним, она
обеспечивает оптимизацию деятельности занимающихся. Постоянное пользование
одними и теми же, стандартными формами занятий задерживает
совершенствование физической подготовленности занимающихся.

Целесообразное варьирование форм, введение новых взамен устаревших дает
возможность успешно решать задачи физического воспитания.

Факт активного влияния формы занятий на их содержание, а следовательно, и
на результаты обязывает к самому серьезному отношению к ней. Поэтому в
теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими
упражнениями всегда придавалось большое значение.
На основе государственных стандартов высшего профессионального образования
вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по
физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют
формы занятий физической культурой. В настоящее время используются
обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.
Учебные занятия — основная форма физического воспитания. Они имеются в
учебных планах вуза (учебная дисциплина «Физическая культура») на всех
факультетах. Учебные занятия могут быть:
. Теоретические, практические, контрольные;
. Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;
. Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия
(консультации);
. Самостоятельные задания по заданию и под контролем преподавателя.
Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме
лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел
состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-
тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях
различной направленности, а в спортивном учебном отделении – на учебно-
тренировочных занятиях.
Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия
(консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического
воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а
также для желающих углубить свои знания и практические навыки.
Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем
преподавателя, как в учебное, так и во внеучебное время. Контрольные
занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о
степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия проводятся в
течение семестра после прохождения отдельных разделов программы. В конце
семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по
физической культуре, а по завершению всего курса – экзамен.
Внеучебные занятия организуются в форме:
. Физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного
дня (утренней зарядки)
. Занятий в секциях, организованных профсоюзов, спортивным клубом или
другими внутривузовскими организациями
. Самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом
. Массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных
внутривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные
соревнования, физкультурные праздники).
Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает
условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема
двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для
нормального функционирования организма молодого человека студенческого
возраста.
ЧАСТЬ 2

5. Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования
двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное
физическое развитие человека.
ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей
работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и
достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде
спорта. Перед ОФП могут быть поставлены сле-1 дующие задачи:
. достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы
мышц;
. приобрести общую, выносливость;
. повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные
способности;
. увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
. улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных)
действиях, умение координировать простые и сложные движения;
. научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением
расслабляться.
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства
— уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей,
соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных
исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других
сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического
совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни
общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует
требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом
следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая
подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной
спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это
значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в
других — силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.


6. Специальная подготовка

Специальная физическая подготовка — это процесс воспитания
физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех
двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной
дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.
Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей
направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:
. спортивная подготовка;
. профессионально-прикладная физическая подготовка.

7. Спортивная подготовка

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование
знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать
на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к
спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную
целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели
и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не
существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового
спорта в «большой» и обратно.
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье,
улучшить физическое состояние и активный отдых.
Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально
высоких результатов в соревновательной деятельности.
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки
(тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте
высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки
спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и
спорта высших достижений.
Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический,
тактический и психический элементы.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения
спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно
связана с физическими, психическими и тактическими возможностями
спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил
соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на
содержание технической подготовленности спортсменов.
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые
базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической
оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является
обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы
отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время
характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.
Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем
организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических
качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде
спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он
овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами,
необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной,
оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой,
командной).
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно
выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные
стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как
целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и
смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью
решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные
резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание
(способность управлять своими мыслями и действиями в условиях
эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые
их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену,
но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной
учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.
В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует
выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной
подготовки:
. устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и
соревновательной деятельности;
. кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и
окружающей среды;
. способность к психической регуляции движений, обеспечение
эффективной мышечной координации;
. способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать
информацию в условиях дефицита времени;
способность к формированию в структурах головного мозга опережающих
реакций, программ, предшествующих реальному действию.

8. Интенсивность физических нагрузок
Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на его
организм, вызывающей активную реакцию функциональных систем. Чтобы
определить степень напряженности этих систем при нагрузке, используются
показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на
выполненную работу. Таких показателей много: изменение времени двигательной
реакции, частота дыхания, минутный объем потребления кислорода и т.д. Между
тем наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки,
особенно в циклических видах спорта, это частота сердечны

Новинки рефератов ::

Реферат: Лука – врачеватель душ или лжец? (Литература)


Реферат: В. Высоцкий - "Он был чистого слога слуга..." (Музыка)


Реферат: Международная экономика - основа развития (Международные отношения)


Реферат: Политология в схемах и таблицах (Политология)


Реферат: Новейшая мировая история. Периодизация 1945-2000 (История)


Реферат: Динамика изменения предпочтений в выборе видеопродукции (Социология)


Реферат: Виды и роль эмоций в жизни человека (Психология)


Реферат: Сущность социального страхования (Страхование)


Реферат: Историко-географические предпосылки формирования облика города, застройка и происхождение названий улиц Москвы (Москвоведение)


Реферат: Бром (Химия)


Реферат: Россия - демократическое государство (Право)


Реферат: Научное доказательство существования Бога (Религия)


Реферат: Аграрные кризисы (История)


Реферат: Образ жизни и обычаи скифов (История)


Реферат: Расследование тяжких преступлений против личности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Культура древних цивилизаций (Шпаргалка) (Культурология)


Реферат: Амортизация и амортизационные отчисления (Аудит)


Реферат: Информационное обеспечение принятия управленческих решений (Менеджмент)


Реферат: Нашествие на Русь с Востока и Запада. Монголо-татарское иго и его влияние на экономическое и политическое развитие Руси (История)


Реферат: Донецкий край в древности (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист